Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна


Скачать 186.24 Kb.
Название Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию и оформлению методических материалов



Составитель: Яковлева Валентина Ивановна,
методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум»,

первая квалификационная категория.




Каменск-Уральский

2014

Составитель: Яковлева Валентина Ивановна, методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», первая квалификационная категория.

Рецензенты: заместитель директора по методической работе Зарипова Миннигуль Минематовна, заместитель директора по учебной работе Щелева Татьяна Станиславовна.

Рекомендации по написанию и оформлению методических материалов –

ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», 2014.-16с.
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов адресованы педагогическим работникам ГАОУ СПО СО Каменск-Уральский радиотехникум». Методиченские рекомендации содержат классификацию методических материалов, рекомендации по работе над методическими материалами и требования к их оформлению.

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», протокол № 2 от 17.11.2014 г



Содержание
Пояснительная записка………………..…………………………………………………...3

1. Виды методических материалов……………………………………………………….3

1.1 Методическая разработка………………………………………………………………3

1.2 Методические рекомендации…………………………………………………………. 6

1.3 Методическое пособие………………………………………………………………….8

2. Требования к оформлению текста методических материалов……………………….9

Список литературы и информационных источников…………………………………..10

Приложения………………………………………………………………………………..10

Пример оформления титульного листа…………………………………………………...11

Пояснительная записка
Настоящие рекомендации являются профессиональным ориентиром для педагогических работников радиотехникума, планирующих прохождение аттестации, а также для совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Уровень культуры подачи и оформления методических материалов является одним из важных критериев оценки работ, представляемых на выставках и конкурсах. Поэтому в данной работе представлены описания видов методических материалов, приведена поэтапная инструкция, примерная структура, требования, которые предъявляются к каждому виду методических материалов, требования к графическому оформлению текста, литературных источников. Дан образец титульного листа.

Методические материалы, разработанные педагогом, должны быть рассмотрены методическим советом техникума, что подтверждается выпиской из протокола заседания, копиями отзывов, рецензий, экспертных заключений и т.д.

Цель методических рекомендаций: сформировать понятие о требованиях к составлению и оформлению методических материалов. Предназначено педагогическим работникам ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум».

1. Классификация методических материалов
1.1 Методическая разработка.

В зависимости от содержания методической разработки в информационных источниках (методическая, педагогическая литература) представлены разные определения.

Методическая разработкалогично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

Методическая разработкаиздание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методическая разработкакомплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Методическая разработкаэто пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя.
Таким образом, методическая разработка может представлять собой:

  • разработку темы учебной дисциплины;

  • разработку серии учебных занятий;

  • разработку конкретного учебного занятия;

  • программу внеурочной деятельности обучающихся (студентов);

  • программу кружка, факультатива, курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки, элективного курса;

  • программу дополнительного образования;

  • описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

  • сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

  • комплект оценочных средств и инструкцию по их использованию;

  • описание информационно-образовательной среды и механизм ее создания;

  • разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины.

Прежде чем приступить к написанию методической разработки необходимо:

  • тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

  • важно правильно определить цель методической разработки.

Например, цель может быть следующей:

  • определение форм и методов изучения содержания темы;

  • раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

  • описание видов деятельности педагога и обучающихся;

  • описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

  • осуществление связи теории с практикой на занятиях;

  • использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

  • внимательно изучить литературу, методические пособия, педагогический опыт по выбранной теме; составить план и определить структуру методической разработки; определить направления предстоящей работы.



Требования, предъявляемые к методической разработке:


  • методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить? Как организовать образовательный процесс?»;

  • содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели;

  • содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения;

  • авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать

вопросы, изложенные в общепедагогической литературе;

  • материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;

  • язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным;

  • рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт;

  • методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические

условия осуществления учебно-воспитательного процесса;

  • ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения;

  • должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).


Структура методической разработки.

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы и интернет-источников, оглавление, при необходимости - приложения.


  • Титульный лист.

На титульном листе методической разработки приводится:

  • наименование образовательной организации, в соответствии с лицензией, (вверху страницы);

  • название работы (в центре листа);

  • cведения об авторе - должность, место работы, ФИО, (справа внизу);

  • место и год написания разработки (по центру внизу).




  • Аннотация.

Указываются:

  • проблема, которой посвящена методическая разработка;

  • вопросы, которые она раскрывает;

  • потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка). Рекомендуемый объем - до 10 предложений.

  • Введение.

Раскрываются:

  • актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования);

  • новизна методической разработки;

  • цель методической разработки;

  • условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования);

  • трудоемкость, ограничения, риски.

Рекомендуемый объем - до 2 страниц печатного текста.

  • Основная часть – представляет собой непосредственно разработанный методический продукт (материал)

Учитываются:

  • специфика методической разработки (в соответствии с приведенной в п.2 классификацией);

  • существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики (например, требования к разработке урока (учебного занятия);

  • требования к программе (учебной дисциплины, МДК, внеурочной деятельности требования к программе дополнительного образования и т.д.);

  • замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).

Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы.

  • Заключение. Приводятся:

  • основные выводы по теме разработки;

  • информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу.

  • Информационные источники

  • Приложения


1.2 Методические рекомендации

Методические рекомендациивид методической продукции,

раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на

раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных мероприятий, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Кроме этого, методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Методические рекомендации должны иметь точный адрес - указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, кураторам и т.д.) Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

  • На титульном листе должны быть обозначены:

  • название образовательной организации (в порядке нисходящей подчиненности);

  • название методических рекомендаций;

  • фамилия, имя, отчество автора;

  • название города;

  • год разработки.

  • На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о

  • сути рассматриваемых вопросов;

  • предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа);

  • источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации);

  • возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

  • Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

  • обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения

реализации соответствующей федеральной или региональной программы;

  • разъяснение о том, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации;

  • определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь преподавателям, организаторам воспитательной работы по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

  • краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным дисциплинам; может способствовать повышению мотивации студентов и т.п.);

  • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

  • Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:




  • описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

  • дать советы по

  • решению организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);

  • финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),

  • кадровому обеспечению (требования к экспертам);

  • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта).

  • Список рекомендуемой литературы и интернет-источников по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

  • Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

  • планы проведения конкретных дел, мероприятий;

  • тестовые задания;

  • методики создания практических заданий, адресованных студентам;

  • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

  • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

  • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

1.3 Методическое пособие
Методическое пособиекомплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.

Авторами методических пособий являются, как правило, педагоги, имеющие опыт работы в выбранном направлении и способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Типовая структура методического пособия включает:

  • введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу обучающихся они направлены и какие конкретные результаты может дать педагогам использование данного пособия;

  • теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе профессионального образования как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;

  • практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы;

  • дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Кроме того, в состав методического пособия могут включаться необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы и интернет-источников, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам рекомендуемых работ.




2. Требования к оформлению текста методических материалов
При оформлении работы учитываются требования к документам, принятые в радиотехникуме: СТО КУРТ.

Работа должна быть выполнена на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным. Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman» или аналогичная, кегль (размер) т 12 до 14 пунктов. Размеры полей (не менее): правое — 15 мм, верхнее, нижнее  — 20 мм, левое – 30 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»), отступ — 8–12 мм, одинаковый по всему тексту.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования РФ №10 от 15.01.2007 «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

2. «Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок» / Сост. Левкович Н.Ф. – МГУМЦ ПО, 2004. 

Электронные ресурсы

  1. Краткая инструкция о порядке оформления научно-учебно-методической литературы [Электронный ресурс] / Филиал ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. И. Р. Гарайшина, Т. В. Любина. – Анжеро-Судженск, 2005 - Режим доступа: http://www.asf.ru/upload/doc/kr_instr.pdf




  1. Методическое пособие для педагогов «Правила и требования оформления методической разработки» [Электронный ресурс] / МБУ «Городской методический центр»; сост. Гайнуллина И.В. – Югорск, 2010 - Режим доступа:

http://www.86prometey.edusite.ru/DswMedia/gaynulina.pdf

Приложение

Образец оформления титульного листа

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАОУ СПО СО ”Каменск-Уральский радиотехникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ


для педагогов и студентов


Составитель: Яковлева Валентина Ивановна,
методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», 1 квалификационная категория.



Каменск-Уральский

2014

Образец оформления оборотной стороны титульного листа


Составитель: Яковлева Валентина Ивановна,
методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», первая квалификационная категория.

Рецензенты: заместитель директора по методической работе Зарипова Миннигуль Минематовна, заместитель директора по учебной работе Щелева Татьяна Станиславовна.

Методические рекомендации по написанию рефератов, докладов, сообщений –

ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум, 2014.-17с.

Методические рекомендации по написанию рефератов, докладов, сообщений содержат: рекомендательный материал по работе над рефератом, требования к оформлению реферата, рекомендации по написанию доклада (сообщения).
Рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум».

Протокол №__от ___.___._____





Похожие:

Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ I. Общие положения
Настоящие рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам заочной формы обучения в организации внеаудиторной учебной деятельности...
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы: методические рекомендации. – Гбпоу «стс»,...
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации по написанию рецензии на книгу и статью...
Москва, ул. Б. Каменщики, д. 7; тел., факс: (495) 911-20-77; e-mail: 54@prof educom ru
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации по подготовке, написанию, оформлению и защите магистерской диссертации
Процедура предварительной экспертизы магистерской диссертации на кафедре (предзащита)
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации по оформлению пояснительных записок к курсовому и дипломному проектам
Составитель: преподаватель Пермского политехнического колледжа им. Н. Г. Славянова Баранов Сергей Юрьевич
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации по написанию и оформлению письменных экзаменационных...
Огпобу «Технический колледж» и соответствия их образовательным стандартам среднего профессионального образования Российской Федерации...
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации Санкт-Петербург
Принципы этиопатогенетической терапия острых фарингитов: Методические рекомендации / Составитель: С. В. Рязанцев. Спб.:, 32 с
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации Санкт-Петербург
Этиопатогенетическая терапия острых средних отитов: Методические рекомендации / Составитель св. Рязанцев. Спб.: 40 с
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовой...
Зинчук Г. М., Фгбоу впо «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации Нормы расхода топлив и смазочных материалов...
О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации Нормы расхода топлив и смазочных материалов...
«О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации нормы расхода топлив и смазочных материалов
О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации нормы расхода топлив и смазочных материалов
О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации по написанию домашних контрольных работ...
...
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов Составитель: Яковлева Валентина Ивановна icon Методические рекомендации по выполнению и оформлению
Профиль и задачи курсовой работы определяются в каждом случае по усмотрению руководителя. Задача методических рекомендаций – помочь...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск