Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по написанию и оформлению методических материалов
Составитель: Яковлева Валентина Ивановна,
методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум»,
первая квалификационная категория.
Каменск-Уральский
2014
Составитель: Яковлева Валентина Ивановна, методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», первая квалификационная категория.
Рецензенты: заместитель директора по методической работе Зарипова Миннигуль Минематовна, заместитель директора по учебной работе Щелева Татьяна Станиславовна.
Рекомендации по написанию и оформлению методических материалов –
ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», 2014.-16с.
Методические рекомендации по написанию и оформлению методических материалов адресованы педагогическим работникам ГАОУ СПО СО Каменск-Уральский радиотехникум». Методиченские рекомендации содержат классификацию методических материалов, рекомендации по работе над методическими материалами и требования к их оформлению.
Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», протокол № 2 от 17.11.2014 г
Содержание
Пояснительная записка………………..…………………………………………………...3
1. Виды методических материалов……………………………………………………….3
1.1 Методическая разработка………………………………………………………………3
1.2 Методические рекомендации…………………………………………………………. 6
1.3 Методическое пособие………………………………………………………………….8
2. Требования к оформлению текста методических материалов……………………….9
Список литературы и информационных источников…………………………………..10
Приложения………………………………………………………………………………..10
Пример оформления титульного листа…………………………………………………...11
Пояснительная записка
Настоящие рекомендации являются профессиональным ориентиром для педагогических работников радиотехникума, планирующих прохождение аттестации, а также для совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Уровень культуры подачи и оформления методических материалов является одним из важных критериев оценки работ, представляемых на выставках и конкурсах. Поэтому в данной работе представлены описания видов методических материалов, приведена поэтапная инструкция, примерная структура, требования, которые предъявляются к каждому виду методических материалов, требования к графическому оформлению текста, литературных источников. Дан образец титульного листа.
Методические материалы, разработанные педагогом, должны быть рассмотрены методическим советом техникума, что подтверждается выпиской из протокола заседания, копиями отзывов, рецензий, экспертных заключений и т.д.
Цель методических рекомендаций: сформировать понятие о требованиях к составлению и оформлению методических материалов. Предназначено педагогическим работникам ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум».
1. Классификация методических материалов
1.1 Методическая разработка.
В зависимости от содержания методической разработки в информационных источниках (методическая, педагогическая литература) представлены разные определения.
Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя.
Таким образом, методическая разработка может представлять собой:
разработку темы учебной дисциплины;
разработку серии учебных занятий;
разработку конкретного учебного занятия;
программу внеурочной деятельности обучающихся (студентов);
программу кружка, факультатива, курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки, элективного курса;
программу дополнительного образования;
описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);
сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;
комплект оценочных средств и инструкцию по их использованию;
описание информационно-образовательной среды и механизм ее создания;
разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины.
Прежде чем приступить к написанию методической разработки необходимо:
тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
важно правильно определить цель методической разработки.
Например, цель может быть следующей:
определение форм и методов изучения содержания темы;
раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;
описание видов деятельности педагога и обучающихся;
описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
осуществление связи теории с практикой на занятиях;
использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
внимательно изучить литературу, методические пособия, педагогический опыт по выбранной теме; составить план и определить структуру методической разработки; определить направления предстоящей работы.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить? Как организовать образовательный процесс?»;
содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели;
содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения;
авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать
вопросы, изложенные в общепедагогической литературе;
материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;
язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным;
рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт;
методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические
условия осуществления учебно-воспитательного процесса;
ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения;
должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки.
Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы и интернет-источников, оглавление, при необходимости - приложения.
На титульном листе методической разработки приводится:
наименование образовательной организации, в соответствии с лицензией, (вверху страницы);
название работы (в центре листа);
cведения об авторе - должность, место работы, ФИО, (справа внизу);
место и год написания разработки (по центру внизу).
Указываются:
проблема, которой посвящена методическая разработка;
вопросы, которые она раскрывает;
потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка). Рекомендуемый объем - до 10 предложений.
Раскрываются:
актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования);
новизна методической разработки;
цель методической разработки;
условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования);
трудоемкость, ограничения, риски.
Рекомендуемый объем - до 2 страниц печатного текста.
Основная часть – представляет собой непосредственно разработанный методический продукт (материал)
Учитываются:
специфика методической разработки (в соответствии с приведенной в п.2 классификацией);
существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики (например, требования к разработке урока (учебного занятия);
требования к программе (учебной дисциплины, МДК, внеурочной деятельности требования к программе дополнительного образования и т.д.);
замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).
Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы.
основные выводы по теме разработки;
информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу.
Информационные источники
Приложения
1.2 Методические рекомендации
Методические рекомендации – вид методической продукции,
раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на
раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных мероприятий, иллюстрирующих описываемую методику на практике.
Кроме этого, методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Методические рекомендации должны иметь точный адрес - указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, кураторам и т.д.) Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
На титульном листе должны быть обозначены:
название образовательной организации (в порядке нисходящей подчиненности);
название методических рекомендаций;
фамилия, имя, отчество автора;
название города;
год разработки.
На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о
сути рассматриваемых вопросов;
предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа);
источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации);
возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения
реализации соответствующей федеральной или региональной программы;
разъяснение о том, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации;
определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь преподавателям, организаторам воспитательной работы по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным дисциплинам; может способствовать повышению мотивации студентов и т.п.);
-
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
дать советы по
решению организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
кадровому обеспечению (требования к экспертам);
вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта).
Список рекомендуемой литературы и интернет-источников по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
планы проведения конкретных дел, мероприятий;
тестовые задания;
методики создания практических заданий, адресованных студентам;
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
1.3 Методическое пособие
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
Авторами методических пособий являются, как правило, педагоги, имеющие опыт работы в выбранном направлении и способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Типовая структура методического пособия включает:
введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу обучающихся они направлены и какие конкретные результаты может дать педагогам использование данного пособия;
теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе профессионального образования как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы;
дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы и интернет-источников, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам рекомендуемых работ.
2. Требования к оформлению текста методических материалов
При оформлении работы учитываются требования к документам, принятые в радиотехникуме: СТО КУРТ.
Работа должна быть выполнена на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным. Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman» или аналогичная, кегль (размер) т 12 до 14 пунктов. Размеры полей (не менее): правое — 15 мм, верхнее, нижнее — 20 мм, левое – 30 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»), отступ — 8–12 мм, одинаковый по всему тексту.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования РФ №10 от 15.01.2007 «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
2. «Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок» / Сост. Левкович Н.Ф. – МГУМЦ ПО, 2004.
Электронные ресурсы
Краткая инструкция о порядке оформления научно-учебно-методической литературы [Электронный ресурс] / Филиал ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. И. Р. Гарайшина, Т. В. Любина. – Анжеро-Судженск, 2005 - Режим доступа: http://www.asf.ru/upload/doc/kr_instr.pdf
Методическое пособие для педагогов «Правила и требования оформления методической разработки» [Электронный ресурс] / МБУ «Городской методический центр»; сост. Гайнуллина И.В. – Югорск, 2010 - Режим доступа:
http://www.86prometey.edusite.ru/DswMedia/gaynulina.pdf
Приложение
Образец оформления титульного листа
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГАОУ СПО СО ”Каменск-Уральский радиотехникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ
для педагогов и студентов
Составитель: Яковлева Валентина Ивановна,
методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», 1 квалификационная категория.
Каменск-Уральский
2014
Образец оформления оборотной стороны титульного листа
Составитель: Яковлева Валентина Ивановна,
методист ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум», первая квалификационная категория.
Рецензенты: заместитель директора по методической работе Зарипова Миннигуль Минематовна, заместитель директора по учебной работе Щелева Татьяна Станиславовна.
Методические рекомендации по написанию рефератов, докладов, сообщений –
ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум, 2014.-17с.
Методические рекомендации по написанию рефератов, докладов, сообщений содержат: рекомендательный материал по работе над рефератом, требования к оформлению реферата, рекомендации по написанию доклада (сообщения).
Рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ГАОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехникум».
Протокол №__от ___.___._____
|