РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Ишиме
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
/Шилов С.П./
30 06 2016
Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
профиля подготовки История, география
очной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от 29.06.2016
Содержание: УМК по дисциплине «Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию» для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиля подготовки История, география очной формы обучения
Автор(-ы): Язынин А.Е.
Объем 40 стр.
Должность
|
ФИО
|
Дата согласования
|
Результат согласования
|
Примечание
|
Заведующий кафедрой истории, социально-экономических и общественных дисциплин
|
Курышев И.В.
|
28.06.2016
|
Рекомендовано к электронному изданию
|
Протокол заседания кафедры от 28.06.2016
№ 8
|
Председатель УМС филиала ТюмГУ в г.Ишиме
|
Поливаев А.Г.
|
29.06.2016
|
Согласовано
|
Протокол заседания УМС от 29.06.2016
№ 10
|
Начальник ОИБО
|
Гудилова Л.Б.
|
29.06.2016
|
Согласовано
|
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова
(филиал) Тюменского государственного университета
Язынин А.Е.
Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
профиля подготовки История, география
очной формы обучения
Тюменский государственный университет
2016
Язынин А.Е. Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиля подготовки История, география очной формы обучения. Ишим, 2016, 40 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой истории социально – экономических и общественных дисциплин Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Ишиме.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Курышев И.В к .ист.н. доцент.
Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой
© Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме, 2016.
© Язынин А.Е., 2016 .
Ф.И.О. автора
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
-
Пояснительная записка:
Цели и задачи дисциплины (модуля)
Целью курса «Подготовка школьников к итоговому тестированию» является теоретическая и практическая подготовка студента к преподаванию истории и обществознания в средней общеобразовательной школе в постдипломный период, к организации работы по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Задачи освоения дисциплины:
1. Знакомство с официальными документами ЕГЭ
2. Знакомство с правилами для участников ЕГЭ.
3. Формирование представления об особенностях всех типов заданий, использующихся на ЕГЭ,
4. Изучение методов и приёмов работы учителя по подготовке обучающихся к успешному прохождению ЕГЭ.
1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Подготовка школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию» является дисциплиной по выбору (Б1) и содержательно-методически связана с такими дисциплинами, как «История», «Обществознание», «Методика обучения и воспитания по истории», «Методика обучения и воспитания обществознанию и праву»
Таблица 1.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1.1.
|
1.2.
|
1.3
|
2.1.
|
2.2.
|
2.3.
|
3.1.
|
3.2.
|
3.3.
|
|
История
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Методика обучения и воспитания по истории
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Методика обучения и воспитания обществознанию и праву
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.
В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
-способностью анализировать основы философских и социо-гуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1)
-готовностью реализовать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1)
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):
знать:
1. Современное состояние методики преподавания истории и обществознания в школе;
2. Теоретические основания проведения ЕГЭ.
3.Основные требования к уровню подготовки учащихся к ЕГЭ,
4.Приёмы работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.
уметь:
1.Внедрять в практику теоретические знания частной методики с учётом специфики учебного предмета;
2.Целенаправленно использовать разнообразные инновационные достижения педагогической науки;
3.Обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию в подходе к обучающимся при подготовке к ЕГЭ;
4.Выявлять уровень знаний и умений учащихся по истории и обществознанию в соответствии с их возрастными и психологическими возможностями;
5.Организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома по подготовке к ЕГЭ;
6.Выполнять тестовые задания ЕГЭ.
владеть:
1.Культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, 2.Постановке цели и выбору путей её достижения.
3.Навыками участия в исследовательском процессе.
4.Навыками исследовательской работы .
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 8 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачёт. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 академических часа, из них 37,4 часа выделены на контактную работу с преподавателем, 34,6 часов, выделены на самостоятельную работу.
Таблица 2.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Контактная работа:
|
37,4
|
|
|
|
|
|
|
|
37,4
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
36
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лекции
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
24
|
|
Семинары (С)
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
Лабораторные занятия (ЛЗ)
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
Иные виды работ:
|
1,4
|
|
|
|
|
|
|
|
1,4
|
|
Самостоятельная работа (всего):
|
34,6
|
|
|
|
|
|
|
|
34,6
|
|
Общая трудоемкость зач. ед.
час
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
72
|
|
|
|
|
|
|
|
72
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
зачёт
|
|
|
|
|
|
|
|
зачёт
|
|
3. Тематический план
Таблица 3.
№
|
Тема
|
недели семестра
|
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
|
Итого часов по теме
|
Из них в интерактивной форме, в часах
|
Итого количество
баллов
|
Лекции *
|
Семинарские (практические) занятия*
|
Лабораторные занятия*
|
Самостоятельная работа*
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретические основания проведения ЕГЭ. Основные требования к уровню подготовки учащихся к ЕГЭ.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
2
|
3
|
-
|
0-10
|
|
Проблемы подготовки к ЕГЭ в общеобразовательном учреждении.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
4
|
8
|
-
|
0-10
|
|
Работа с бланками ЕГЭ
|
3
|
2
|
2
|
-
|
4
|
8
|
-
|
0-10
|
|
Всего
|
1-3
|
4
|
4
|
-
|
10
|
19
|
-
|
0-30
|
|
Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методы подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию
|
4-5
|
1
|
2
|
-
|
2
|
5
|
-
|
0-5
|
|
Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории.
|
6-7
|
1
|
4
|
-
|
2
|
7
|
-
|
0-5
|
|
Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию
|
8-9
|
1
|
2
|
-
|
4
|
7
|
-
|
0-10
|
|
Содержательные и методические особенности урока истории и обществознания в основной и старшей школе в условиях подготовки к ЕГЭ.
|
10-11
|
1
|
2
|
|
2
|
5
|
|
0-10
|
|
Всего
|
4-11
|
4
|
10
|
-
|
10
|
24
|
-
|
0-40
|
|
Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Применение интерактивных методик на уроках истории и обществознания для подготовки к выполнению заданий части «С».
|
12-13
|
2
|
2
|
-
|
2
|
6
|
-
|
0-10
|
|
Практикум по выполнению КИМов по истории.
|
14-15
|
|
2
|
-
|
2
|
15
|
-
|
0-10
|
|
Особенности заданий части «С» по обществознанию.
|
16
|
2
|
4
|
-
|
4
|
16
|
-
|
0-10
|
|
Практикум по выполнению КИМов по обществознанию
|
17-18
|
|
2
|
|
2,6
|
15
|
1,4
|
|
|
Всего
|
12-18
|
4
|
10
|
-
|
10,6
|
24,6
|
1,4
|
0-30
|
|
Итого (часов, баллов):
|
|
18
|
24
|
-
|
34,6
|
70,6
|
1,4
|
0-100
|
|
Курсовая работа *
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Из них в интеракт. форме
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
*- если предусмотрены учебным планом ОП.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 4.
№ Темы
|
Устный опрос
|
Письменные работы
|
Технические формы контроля
|
Информации
онные системы и технологии
|
Итого количество баллов
|
коллоквиумы
|
собеседование
|
ответ на семинаре
|
лабораторная работа
|
контрольная работа
|
тест
|
реферат
|
эссе
|
программы компьютерного тестирования
|
комплексные ситуационные задания
|
электронные практикумы
|
другие формы
|
Модуль 1
|
1.1.
|
|
|
0-5
|
|
0-5
|
|
|
|
|
|
|
|
0-10
|
|
|
|
0-5
|
|
|
0-5
|
|
|
|
|
|
|
0-10
|
|
|
|
0-5
|
|
0-5
|
|
|
|
|
|
|
|
0-10
|
Всего
|
|
|
0-15
|
|
0-10
|
0-5
|
|
|
|
|
|
|
0-30
|
Модуль 2
|
2.1.
|
|
|
|
|
0-2
|
0-3
|
|
|
|
|
|
|
0-5
|
|
|
|
|
|
0-2
|
0-3
|
|
|
|
|
|
|
0-5
|
|
|
|
0-5
|
|
|
0-5
|
|
|
|
|
|
|
0-10
|
|
|
|
|
|
0-5
|
0-5
|
|
|
|
|
|
|
0-10
|
Всего
|
|
|
0-5
|
|
0-9
|
0-16
|
|
|
|
|
|
|
0-30
|
Модуль 3
|
3.1
|
|
|
|
|
0-5
|
0-5
|
|
|
|
|
|
|
0-10
|
|
|
|
|
|
0-5
|
0-5
|
|
|
|
|
|
|
0-10
|
|
|
|
0-5
|
|
0-5
|
|
|
|
|
|
|
|
0-10
|
|
|
|
0-5
|
|
|
0-5
|
|
|
|
|
|
|
0-10
|
Всего
|
|
|
0-10
|
|
0-15
|
0-15
|
|
|
|
|
|
|
0-40
|
Итого
|
|
|
0-30
|
|
0-34
|
0-36
|
|
|
|
|
|
|
0-100
|
5. Содержание дисциплины.
№ модуля
|
Наименование модуля
|
Содержание модуля
|
1.
|
Теоретические основания проведения ЕГЭ. Основные требования к уровню подготовки учащихся к ЕГЭ. Проблемы подготовки к ЕГЭ в общеобразовательном учреждении. Работа с бланками ЕГЭ
|
Нормативно-правовая база ЕГЭ. Цели ЕГЭ. Правила для участников единого государственного экзамена.
Методика разработки и применения тестов. Обработка алгоритма выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Изменение подхода к уровню учебных достижений.
Три основные группы проблем:Отсутствие необходимого уровня предметной подготовки.Отсутствие необходимого уровня тестовой культуры.Эмоциональные моменты, не позволяющие демонстрировать сформированные навыки в непривычных условиях. Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Инструкция по выполнению работы
|
2.
|
Методы подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию. Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории, обществознанию,
|
Методика проведения уроков, консультаций. Индивидуальная и групповая формы работы при подготовке к ЕГЭ. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по истории. Составляющие компоненты подготовки к ЕГЭ.
|
3.
|
Практикум по выполнению КИМов по истории, обществознанию.Особенности заданий части «С» по обществознанию.
|
Стратегия «Идеал». «Мышление под прямым углом». «ПОПС-формула». «Мозговой штурм», «Кубик Блума», «Аквариум», «Водоворот», «Дебаты», «RAFT-технологии».
Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4 . Практическое выполнение заданий по обществознанию.
|
|