3 класс
УМК «Перспектива»
ТЕХНОЛОГИЯ
II полугодие
Технологическая карта № 7
Тема раздела
|
Человек и земля (21 час)
|
Темы изучения
|
Автомастерская ( 2 часа )
|
Цели
|
Сформировать представление о появлении автомобиля и его строении.
Ввести:
- способ сборки модели автомобиля из геометрических тел;
- алгоритм соединения деталей металлического конструктора.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
|
Основное содержание темы, термины и понятия
|
Определение вида геометрического тела по количеству граней, освоение способа сборки модели автомобиля из геометрических тел выполнение изделия «Фургон «Мороженое». Освоение алгоритма соединения деталей металлического конструктора, сборка модели «Грузовик».
Автомобиль, автослесарь, двигатель, инженер – конструктор, конструктор, конструкция, кронштейн, куб, миниатюра, модель, пирамида, планка», площадка, призма», развёртка, экипаж.
|
Планируемый результат
|
Личностные умения:
Проявлять:
• интерес к изучению темы;
• позитивное отношение к процессу:
-конструирования изделий;
-составления инструкции сборки стула
• ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;
• осознание собственных достижений при освоении темы.
|
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
- раскрывать значение новых понятий «двигатель», «экипаж», «упряжка», «автомобиль», «конструкция», «автослесарь», «модель», «миниатюра», «куб», «пирамида», «призма», «развёртка» «инженер - конструктор». «конструктор», «площадка», «кронштейн», «планка» и использовать их в активном словаре;
- определять вид геометрического тела по количеству граней и обосновывать своё мнение;
- определять необходимые детали для сборки модели автомобиля и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания для составления инструкции сборки ученического стула.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
- выполнять взаимопроверку учебного задания
Коммуникативные умения:
- адекватно использовать речевые средства для представления результата в рамках учебного диалога;
- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
- приходить к общему мнению в совместной деятельности;
- адекватно представлять результат деятельности группы.
|
Предметные умения:
- Составлять план сборки грузовика;
- Собирать модель «Грузовик» из металлического конструктора, используя выбранные детали.
- Определять вид деятельности человека по его профессии.
- Выполнять изделие «Фургон «Мороженое» из геометрических тел.
- собирать ученический стул, используя составленную инструкцию.
|
Организация образовательного пространства
|
Межпредметные связи
|
Ресурсы
|
Формы работы
|
Математика
Тема «Время скорость, расстояние».
Русский язык
Тема «Слово и его значение».
|
Информационный материал
Учебник, рабочая тетрадь «Технология».
Демонстрационный материал
Образцы:
- моделей автомобиля;
- деталей конструктора.
Плакаты:
- «Геометрические тела»;
- «Правила построения развёртки модели»;
- «Детали конструктора»
- «Критерии оценки работы».
Интерактивный материал
- презентация «Конструктор – игрушка для любознательных».
-презентация «Кто собрал автомобиль?».
|
Фронтальная.
Другие формы:
индивидуальная – ;
парная - ;
групповая - .
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
|
I этап. Самоопределение к деятельности
|
Цели деятельности
|
Ситуативное задание
|
Планируемый результат
|
• Мотивировать учащихся к изучению темы.
• Стимулировать желание определять полезные игрушки.
|
Однажды Аня и Ваня, обсуждая пользу игрушек, разошлись во мнениях. Ваня утверждал, что его пластмассовый конструктор – единственная интересная игрушка, которая помогает развивать мышление. Аня сказала, что существуют игрушки, помогающие быстро освоить различную техническую работу: сборку мебели, строительство теплицы на даче, ремонт бытовой техники. Ваня долго думал, о каких игрушках идёт речь, но не догадался.
Ребята, о каких полезных игрушках говорила Аня?
Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить своё суждение.
Есть ли у вас желание узнать модели игрушек, благодаря которым можно научиться выполнять различную техническую работу?
|
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к изученной теме;
- желание определять пользу игрушек.
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность
|
Цели деятельности
|
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
|
Планируемый результат
|
Блок А. Автомобиль
|
Цели:
• Стимулировать интерес к истории появления автомобиля.
• Актуализировать знания о развёртке модели.
• Актуализировать умение строить развёртку.
• Ввести понятие «двигатель», «экипаж», «упряжка», «автомобиль», «конструкция», «автослесарь», «модель», «миниатюра», «куб», «пирамида», «призма», «развёртка» «инженер - конструктор».
• Научить:
- определять условия, при которых возможно движение автомобиля и обосновывать своё мнение;
- определять вид геометрического тела по количеству граней и обосновывать своё мнение - рассказывать об истории появления автомобиля;
- рассказывать о профессиях людей, создающих автомобили;
- рассказывать об основных частях автомобиля и их назначении;
- рассказывать о геометрических телах и их строении.
- определять вид деятельности человека по его профессии.
- выполнять изделие «Фургон «Мороженое»;
- выполнять учебное задание, используя план;
- выполнять взаимопроверку учебного задания;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата в рамках учебного диалога.
|
Сообщение учителя
Автомобиль – это наземное транспортное средство на колёсах с собственным двигателем.
Первые модели автомобилей были созданы в 1885-86 годах немецкими изобретателями. Первый автомобиль был похож на экипаж с конной упряжкой и поэтому часто назывался безлошадным экипажем.
|
|
Г. Даймлер в 1885 году создал и запатентовал трехколесный самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Позднее подобную машину создал К. Бенц.
|
|
Спустя 8 лет Бенц изготовил четырехколесный автомобиль, в котором колеса поворачивались поодиночке, а не целиком на одной оси, как раньше. Грандиозный прорыв в автомобилестроении получил гордое имя «Виктория».
В конце XIX в Европе появилась автомобильная промышленность, основателем которой стал Генри Форд.
В начале XX века стали популярны автомобили с паровой машиной и электромобили. Первый дизельный грузовой автомобиль был изготовлен фирмой Бенца в 1923 году.
Создание автомобиля очень сложное дело. Автомобиль, как и здание, сначала проектируют, затем выполняют чертежи, выбирают необходимый материал, изготавливают детали, привозят их на завод и только потом собирают машину. Поэтому в создании автомобиля участвуют люди разных профессий: инженер-конструктор, дизайнер, чертёжник, технолог, автослесарь (рабочий, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта, а также осуществляющий контроль над техническим состоянием автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов), сборщик, наладчик, электрик.
Любой автомобиль состоит из частей. Каждая часть автомобиля носит своё название и имеет собственную функцию. Например, кузов – часть автомобиля, предназначенная для размещения пассажиров или груза. Капот – откидная часть автомобиля, предназначенная для защиты двигателя от грязи, пыли и воды. Багажник – отделение в кузове или пассажирском салоне автомобиля, предназначенное для размещения и перевозки багажа. Бампер – энергопоглощающее устройство (на случай лёгкого удара) в виде бруса, расположенного спереди и сзади автомобиля. Рессора – пружинящая гнутая полоса между осью и кузовом, смягчающая толчки при езде. Радиатор – аппарат для охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Двигатель – машина, приводящая автомобиль в движение.
Задание 1 (З) Учебник с.90-91
Назовите значение слов «двигатель», «экипаж», «упряжка», «автомобиль», «конструкция», «автослесарь».
Назовите значение выражения «инженер-конструктор».
Расскажите о появлении первого автомобиля.
Расскажите о людях, которые создают автомобиль.
Расскажите об основных частях автомобиля и их назначении.
Задание 2 (П)
Верно ли, что для передвижения на автомобиле достаточно иметь исправный двигатель? Обоснуйте своё мнение.
Может ли инженер-конструктор выполнить ремонт двигателя автомобиля? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У) с взаимопроверкой
Соотнесите название профессии человека и вид его деятельности по производству автомобиля, и соедините их стрелочкой.
Профессия
|
Деятельность
|
Инженер-конструктор
|
Строит чертёж автомобиля
|
Дизайнер
|
Изготавливает детали автомобиля
|
Чертёжник
|
Собирает автомобиль
|
Технолог
|
Придумывает эскиз автомобиля в цвете
|
Автослесарь
|
Подключает электропровода
|
Сборщик
|
Создаёт проект деталей автомобиля, проводит расчёты, разрабатывает механизмы
|
Наладчик
|
Налаживает системы внутри автомобиля
|
Электрик
|
Проверяет правильность выполнения создания автомобиля
|
Сообщение учителя
Чтобы создать автомобиль, необходимо выполнить его модель в миниатюре (в уменьшенном размере). Для этого используют различные геометрические тела – кубы, пирамиды, призмы. В основе каждого из перечисленных геометрических тел лежат грани, каждая из которых является многоугольником. Например, гранью куба является квадрат, пирамиды – треугольник, призмы – прямоугольник.
Чтобы сделать модель, надо построить развёртку деталей. Для этого необходимо знать размеры граней тела, которые последовательно вычерчивают на плоскости.
На развёртке строят клапаны для её соединения в объёмную форму конструкции. Когда развёртка готова, её вырезают по контуру и сгибают по линиям сгиба, затем собирают, используя клапаны для соединения при помощи клапанов готовое геометрическое тело.
Задание 4 (З) Учебник с.92-93
Назовите значение слова «модель», «миниатюра», «куб», «пирамида», «призма», «развёртка».
Назовите значение выражения «геометрическое тело».
Рассмотрите развёртку куба в учебнике и назовите количество граней и клапанов геометрического тела.
Задание 5 (П)
Верно ли, что развёртка призмы в основании имеет только квадрат? Обоснуйте своё мнение.
Задание 6 (У) Учебник с.94, рабочая тетрадь с.44-46 с взаимопроверкой
Выполните сборку фургона «Мороженое», используя план в учебнике.
Оцените свою работу по 5-балльной системе, используя критерии в рабочей тетради.
Представьте свою работу.
|
|
|