Д
епартамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное
учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 46
(ГБОУ СОШ № 46)
119421 г.Москва, ул. Обручева дом 28А, тел. (495) 936-62-71, e-mail: school46msk@mail.ru
ОКПО 14183984 ОГРН 1147746292638 ИНН 7728873109 КПП772801001
Рассмотрено
на методическом объединении.
ГБОУ СОШ № 46
Протокол №1 от 28.08.2014г.
Руководитель МО___________
Исакова М.Н.
|
Согласовано.
Зам. директора по УВР
___________________
Сергеева С.И.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ
№ 46 г. Москвы
_________________ Н.А. Мансуров
Приказ №
от 29.08.2014г.
|
Основная образовательная программа
начального общего образования
ГБОУ средней общеобразовательной школы № 46
Разработана
педагогическим коллективом
учителей начальных классов
Данная программа составлена на основе УМК «Перспектива»
Москва
2014
Оглавление
Пояснительная записка с. 3
Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования с.4
Учебный план и пояснительная записка с.14
Программы и учебники с.15
План внеурочной деятельности с.34
Программа формирования универсальных учебных действий у
обучающихся на ступени начального общего образования с.36
Программы учебных предметов: с.44
Математика с.44
Русский язык с.65
Литературное чтение с.75
Окружающий мир с.84
Английский язык с.92
Информатика с.104
Изобразительное искусство с.119
Музыка с.122
Технология с.126
Физическая культура с.133
Основы религиозных культур и светской этики с.135
Программа внеурочной деятельности с.144
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования с.151
10. Программа формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни с.174
Система оценки достижений планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального
общего образования с.186
Промежуточная аттестация по ФГОС начального
общего образования с.217
I Пояснительная записка
1. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ центра образования «Школа здоровья» № 46 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы на основе анализа работы центра и определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для реализации самостоятельной учебной деятельности, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
2. Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития центра.
3. Образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:
4.пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС ;
учебный план;
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС;
программы учебных предметов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Целью реализации образовательной программы является:
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи реализации образовательной программы:
Достижение личностных результатов учащихся:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Достижение предметных результатов:
Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
II
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.
.К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
Личностные результаты
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к учению и познанию;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты
Филология
Русский язык. Родной язык:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Иностранный язык:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Математика:
Математика в 1-4 классах (4 часа в неделю); Учащиеся обучаются по учебнику Л.Г.Петерсон «Учусь учиться»; Программа «Планета знаний» написана в соответствии со «Стандартами начального общего образования по математике» и направлена на формирование у учащихся математических представлений, умений, навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе.
В основе методики обучения лежат игровые и личностно-ориентированнные технологии. В начальной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения (в том числе информационных). Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
В 1-4бв классах учащиеся обучаются по УМК «Перспектива».
Основная концептуальная идея курса математики «Учусь учиться» по учебнику Л.Г.Петерсон состоит в использовании системно-деятельностного подхода. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения математического образования в основной школе.
Полноценное обучение математике невозможно без понимания детьми происхождения и значимости математических понятий, роли математики в системе наук. Поэтому одной из основных задач школьного курса является раскрытие перед ними всех трех этапов формирования математического знания. Ими являются:
этап математизации, т.е. построение математической модели некоторого фрагмента реальной действительности;
этап изучения математической модели, т.е. построение математической теории, описывающей свойства построения модели;
этап приложения полученных результатов к реальному миру.
Отбор содержания и последовательность изучения основных математических понятий осуществляется на основе системного подхода.
Дошкольная подготовка по курсам «Игралочка» и «Раз - ступенька, два – ступенька…» помогает развить у детей мышление и способность к общению, дает ту необходимую базу, которая обеспечивает быструю и успешную адаптацию к школьному обучению.
В курсе 1-го класса также предусмотрен адаптационный период, который позволяет включиться в учебный процесс всем без исключения детям без потери интереса у тех, кто уже прошел дошкольную подготовку.
Информатика
12.3 Предмет «Информатика» в 1-х классах Информатика изучается по УМК «Перспектива», авторы Рудченко Т.А., Семенов А.Л., в 1-х классах – 16 часов в год; во 2-4 классах обучаются по учебнику Н.В. Матвеевой (34ч в год)
В 3-4 классах этот предмет вводится как учебный модуль предмета «Технология» Включение такого модуля направлено на обеспечение компьютерной грамотности учащихся. В 1-2-х классах предмет информатика изучается за счет компонента регионального и образовательного учреждения.
Для более успешного изучения предмета информатика класс делится на две подгруппы.
Курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт), с учетом требований к результатам освоения основных образовательных программ, концепции духовного воспитания, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке курса учитывались индивидуальные различия детей в познавательной деятельности, восприятии, а также внимания, памяти, мышления, моторики и т.п.
Основная задача программы – сформирование представлений о компьютере и информационных технологий, на уровне первичных представлений и тем самым практическую работу с использованием компьютера на уроках сделать интересной и осмысленной. Учебники созданы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, который направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной, в основе которых лежит деятельность информационная. Поэтому особое место в начальном образовании отводится деятельностному практическому компоненту обучения с приоритетом формирования общеучебных умений и навыков. Общеучебные умения и навыки – это, прежде всего, умения и навыки работы с информацией (поиск, хранение, обработка, анализ, интерпретация, преобразование, моделирование и пр.), которые нельзя освоить никак иначе, как в процессе целенаправленного и осознанного выполнения соответствующих упражнений, в том числе с использованием коммуникационных средств и технологий. Никакие другие уроки не могут обеспечить реализации индивидуальных способностей каждого и создать условия для разностороннего развития ребенка.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Искусство
Изобразительное искусство:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Музыка:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Технология:
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Физическая культура:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Основы религиозных культур и светской этики
В соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012г. № 84-р. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включен с 1 сентября 2012-2013 учебного года в обязательную часть образовательной программы 4 класса начальной школы в объеме 34 часов.
В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы религиозных культур и основы светской этики по выбору обучающихся, их родителей (законных представителей). Родители (законные представители) и обучающие центра образования выбрали учебные предметы для изучения: православную культуру, исламскую культуру, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. ОРКСЭ изучаются по учебникам: А.В. Кураев «Основы православной культуры, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин «Основы исламской культуры», «Основы светской этики» автор уроков А.Я. Данилюк; А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов «Основы мировых религиозных культур».
Изучение ОРКСЭ направлено на достижение следующих целей:
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Основы исламской культуры.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов в России, их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Основы мировых религиозных культур.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
III
Учебный план
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное
учреждение города Москвы
|