Скачать 0.81 Mb.
|
Роль домашнего чтения в нравственном воспитании ребенка Форма проведения – консультация. Примечание. Активной зоной воспитательного взаимодействия учителей и родителей могут стать домашние задания: к их выполнению младшими школьниками подключается от 90 % родителей первоклассников и 45 % родителей школьников среднего звена. Если учитывать, что при этом осуществляется активное проявление родительского отношения к содержанию школьного образования и стоящей за ним действительности, то можно рассматривать домашние задания как возможное средство поддержания общих воспитательных устремлений школы и семьи. Учитель. Сейчас, к сожалению, утрачены традиции семейного чтения, в какой-то мере они поддерживаются только в каждой десятой семье. В читательских интересах современных родителей усиливается прагматическая направленность: по словам самих детей, «папа читает про банк, а мама про огород». И, наконец, то участие родителей в детском чтении, которое сложилось во многих семьях и сводится к отработке навыка чтения и воспроизведения текста, оборачивается назойливым контролем над чтением детей, сказывается на развитии отношения школьников к совместному чтению: «Когда я читаю, родители начинают меня исправлять, поэтому лучше читать одному». Поэтому в домашнем чтении необходима ориентация на диалог по поводу прочитанного: общая оценка произведения отношения к его героям и художественной идее. При этом должно обеспечиваться равноправие участников диалога с книгой и автором произведения: родительское участие в совместном чтении не должно основываться на позиции «проверяющего», а участие ребенка – на позиции «отчитывающегося». Не менее важно, чтобы ученики, оказываясь на «перекрестке» мнений автора, учителя, родителей и попадая тем самым в ситуацию выбора, определялись в собственном отношении к произведению, активно выражали его. С о в е т ы р о д и т е л я м. 1. Перечитывать дома с детьми то произведение, с которым ребенок знакомился в классе, для выражения общего согласованного мнения в отношении того, что не получило однозначной оценки в классном обсуждении. Чтение отрывка из повести «Детство» А. М. Горького о жестоком наказании дедом маленького Алеши, выкрасившего по злому наущению скатерть, производит нелегкое впечатление на детей. Горячо сочувствуя Алеше, они вместе с тем не знают, как отнестись к словам деда «это не обида, а наука». Я предложила поискать ответа у родителей: стоило ли наказывать Алешу, и если да, то как. На другой день учащиеся пришли с такими ответами: «Простили бы, ведь Алеша был маленьким, он не знал, что этого нельзя делать». «Можно было запереть Алешу в наказание в какую-нибудь комнату или простить, ведь это первый раз». «Не отпустили бы гулять денечка два». «Можно было бы наказать подзатыльником или надрать уши – не очень больно». «А меня вчера наказали: привязали к стулу, так как я не мог спокойно делать уроки, все время бегал на кухню. Потом уроки сделал хорошо». Примечание. В таком обмене мнениями, в заочном диалоге с родителями учителю предоставляется возможность педагогически корректировать родительское влияние на нравственное становление детей. 2. Высказывайте свое отношение к прочитанному в позиции героя произведения или адресата сообщения. В первом случае имеются в виду «незаконченные» произведения – как, например, рассказ К. Д. Ушинского «Сила не право», прерывающийся на фразе «А отец сидел у окна и все видел» и завершающийся вопросом: «Что сказал Мите отец?» Высказав свои предположения в классе (что же мог сказать Митин отец), дети получают домашнее задание: подтвердить или опровергнуть свои предположения в разговоре со своими отцами. Во втором случае домашние задания могут быть, в частности, построены на основе дочитывания учителем тех произведений, которые даны в учебных книгах «отрывочно» и нуждаются, на его взгляд, в более полном ознакомлении с ними детей и родителей. Примечание. Предлагая учащимся послушать в классе чтение дополнительных фрагментов текста с установкой «дорассказать произведение родителям», учитель, с одной стороны, активизирует и углубляет процесс его восприятия детьми, а с другой – мотивирует их естественное желание выразить свое обновленное впечатление от произведения родителям, уже отчасти осведомленным в тексте и потому – небезразличным слушателям. 3. Нередко в семейном чтении у его участников возникают спорные вопросы или интересные задания по прочитанному, которые могут получить свое продолжение в классной работе. Лена Б. после семейного чтения произведения Л. Н. Толстого «Косточка» рассказывает одноклассникам: «Моя старшая сестра Ира сказала, что она не хотела бы жить в такой семье, где все подсчитывается. Мы стали спорить: она говорит, что мать в рассказе жадная, а я говорю, что нет». В ходе классного обсуждения этого вопроса учащиеся приходят к выводу, что мать на самом деле не жадная, а заботливая и подсчитывает сливы только для того, чтобы за обедом их хватило всем детям в семье. Примечание. Семейное чтение – одно из самых благотворных средств, которое не только образовывает детей, но и удивительным образом цементирует подлинно участливые, дружеские взаимоотношения старших и младших, придает им высокую духовность. Как развивать память у детей С самого рождения начинает действовать наша память и действует безостановочно всю жизнь. Информацию разных типов хранят разные виды памяти. Моторная память отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Она помогает нам выполнять привычные действия автоматически. Усвоив сложный навык (вязание, езда на велосипеде и т. д.), человек удивительно легко восстанавливает его даже после долгого перерыва. Эмоциональная память бережет переживания. Эмоциональные впечатления фиксируются мгновенно. Причем чаще фиксируются и дольше удерживаются отрицательные эмоции. Данный вид памяти наиболее прочный. Это стоит использовать при обучении. Любой материал усвоится лучше, если найти способ насытить его эмоциями, сделать интересным для себя. Образная память связана с работой чувств. Она обеспечивает длительное хранение впечатлений. Словесно-логическая память фиксирует информацию, представленную в словесной форме. Сравнивая, анализируя, сопоставляя, пересказывая суть своими словами, она развивается только через общение с другими людьми. Формируясь в полной мере лишь в подростковом возрасте, фотографическая память сохраняет тот или иной образ в мельчайших деталях. Однако людям приходится вспоминать увиденное. Мы легко и непринужденно запоминаем то, что нам очень нужно. Учить, не стараясь выучить, учить без цели, без желания – пустое занятие, глупая растрата времени и сил. Это доказано и в опытах психологов. Испытуемых просили выучить наизусть ряд бессмысленных слогов и записывали. Сколько повторений для этого потребовалось! Потом старались как-то заинтересовать их в работе: устраивали соревнование, обещали награду. И людям с той же памятью нужно было чуть ли не вдвое меньше повторений для заучивания таких же бессмысленных слогов. Многие школьники на своем опыте открыли этот закон и научились пользоваться им. Они старались мысленно поставить себя в такое положение, в котором сегодняшний урок крайне необходим, – и сразу обострялась память, и сразу становилось легче и интереснее учить даже самый ненавистный урок! Запоминание зависит от установки. В одном эксперименте учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверку первого назначили на следующий день. А второй просили запомнить на всю жизнь. В действительности экзамен на воспроизведение обоих рассказов провели лишь через месяц. Оказалось, что вторая история запомнилась значительно лучше, чем первая. Значит, если создать установку «этот материал я запомню на всю жизнь, он мне потребуется не только для ответа завтра на уроке, но и в дальнейшем», резко возрастет вероятность сохранить информацию в памяти на длительный срок. Вообще всегда важно понимать, почему нужно что-то запомнить, где, как и когда будут использованы полученные знания. Английский философ Д. Стюард высказался на этот счет весьма категорично: «Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не предполагаешь применять». Чтобы начать учить материал, надо любым способом убедить себя в том, что он остро необходим. А позже, когда придет увлеченность предметом, станет понятна его логика, порядок тем, разделов, глав и параграфов, и память наша будет работать безотказно. С любым материалом надо активно действовать. Лучше всего запоминаются наши собственные действия. Мы непроизвольно запоминаем то, чем мы действуем, оперируем. Чем больше работы с материалом, тем больше мы запоминаем непроизвольно. Когда учишь урок, то самое невыгодное – повторять слова, написанные в учебнике. И самое выгодное – мысленно действовать с параграфом или страничкой, заданной на дом. Каждое понятие есть мысленное действие, создание модели в голове, конструирование такой модели. Чтобы составить понятие о маятнике, надо создать в голове мысленную модель маятника; чтобы запомнить ход Полтавской битвы, надо не просто разобрать это сражение в уме, но понять его значение для России, вспомнить все, что предшествовало битве, и продумать ее последствия – словом, надо хорошенько «повозиться» с материалом и тогда он сам собой запомнится, потому что наши действия запоминаются непроизвольно, без усилий. Очень эффективно использование зрительного образа. У большинства людей лучше развита зрительная память. Хорошо включить то, что нужно запомнить, в рисунок или написать яркими цветами. Или составить из цифр узор – для воспроизведения информации достаточно будет только взглянуть на «внутренний экран» своей зрительной памяти. Над всяким текстом желательно работать с карандашом в руках: ставить вопросы на полях, записывать возникающие в процессе чтения мысли, спорить с автором, делать конспекты, схематизировать прочитанное. Информацию важно эмоционально насытить, сделать интересной. Если материал скучный, но запомнить его все-таки нужно, на выручку может прийти остроумие. Например, теорему неплохо облечь в стихотворную форму или нарисовать комичные иллюстрации к описанию химических реакций. Если читать книгу только глазами, не работая умом, если воспринимать только слова, то их не запомнить. Когда читается учебник, надо мысленно видеть и слышать то, о чем говорится в нем, т. е. представлять. Осмысливать текст, сравнивать, сопоставлять, доискиваться до причин, изучать следствия, не думая о том, чтобы запомнить, – и непроизвольная память сработает сама. Лишь после этого можно приступать к заучиванию. В опыте пятнадцать бессмысленных слов пришлось повторять двадцать раз. А пятнадцать слов, связанных по смыслу, – только три раза. Например, чтобы запомнить несколько словарных слов, можно составить с ними рассказ. Помогают запоминанию эффект Зейгарник (российский психолог) и эффект края. Первый состоит в том, что лучше других запоминаются ситуации, дела, задачи, которые не удалось довести до конца. Этим с успехом пользуются создатели сериалов: если оборвать очередную часть на самом интересном месте, зрители не забудут содержания и станут с нетерпением ждать продолжения. Согласно эффекту края, в памяти оседают обычно начало и конец информации, а середина выпадает. Не случайно на концертах в более выгодном положении оказываются те исполнители, которые открывают программу или выступают последними. Понятно также, почему в споре все участники стремятся оставить за собой последнее слово. Среди факторов, ухудшающих запоминание, – наложение сходного по форме и содержанию материала. Вот почему при подготовке домашних заданий следует чередовать точные и гуманитарные предметы: между математикой и физикой учить литературу, после химии браться за историю. В процессе работы важно держать память в состоянии «боевой готовности». Приступая к изучению темы, не следует сразу читать учебник, лучше сначала вспомнить все, что уже известно, пусть с ошибками и пропусками. В итоге материал усвоится гораздо легче: во-первых, память «взбодрилась», активизировалась; во-вторых, всегда интересно выяснить, что ты напутал или пропустил, – появляется азарт. Это очень полезный прием: прежде чем просто получить информацию, попробовать извлечь ее из памяти или подумать, что в принципе может быть сказано по данной теме. Следование такому правилу и память улучшает: ведь наш мозг довольно послушный слуга, если хозяин постоянно дает понять, что запасы сведений ему нужны и полезны, они будут храниться в порядке. На тех же принципах основан оптимальный способ учить стихи. Нет смысла ругать себя за плохую память. Лучше прочесть один раз, чтобы ознакомиться, потом второй, стараясь ярко представить, почувствовать все, о чем говорит поэт, отметить самые выразительные строки. А затем закрыть книгу и рассказать стихотворение, не смущаясь заминок, пропусков. Снова прочесть, обращая внимание на то, что не вспомнилось в первый раз, и еще раз рассказать. При необходимости повторить. Этим способом человек с обычной памятью может выучить средней длины стихотворение за 20 минут. А если он еще расскажет его вслух спустя несколько часов и на следующий день, то, без сомнения, запомнит надолго. Лучше учить с перерывами, чем подряд. Чем больше часть времени тратится на повторение по памяти, а не на простое многократное чтение, тем выгоднее. Результаты самой первой попытки воспроизвести материал по памяти очень устойчивы, даже если воспроизводится текст неправильно. Если во время отдыха между заучиванием и повторением уснуть, то материал почти не забывается. При бодрствовании, занятии другими делами за тот же промежуток времени он забудется. У кого хватит прилежания каждую неделю учить наизусть по одному незаданному стихотворению, тот и память свою разовьет прекрасно, и обогатит ее хорошими стихами – они будут поддерживать человека всю жизнь и всю жизнь доставлять радость. Иногда дети пересказывают заданное близко к тексту, стараются выучить его наизусть. Попробуем ограничить их во времени. Три минуты – вполне достаточный срок, чтобы сжато, четко и вразумительно пересказать смысл любого учебного текста! Несколько недель таких упражнений – и можно навсегда отучиться зубрить уроки. Надо использовать каждую возможность для применения нового знания. Начиная читать параграф, стоит повторить предыдущий, встретив полузабытый термин – вернуться и восстановить в памяти точное его значение. Материал запомнится хорошо, если есть цель, действие и применение. Как происходит эмоциональное развитие ребенка Чувства ребенка необходимо воспитывать, формировать, искореняя отрицательное и закрепляя все положительное. Младший школьный возраст – это период стабилизации чувств. Ребенок учится сдерживать свои реакции, скрывать переживания, не проявлять их внешне. Например, не плачет в школе из-за неудачного ответа, так как не хочет прослыть плаксой, или делает вид, что не боится медицинского укола, чтобы ребята не назвали трусом. Подростковый возраст изобилует сильными эмоциональными переживаниями. Это связано, с одной стороны, с физиологическими изменениями, происходящими в организме, а с другой – с общественным становлением подростка, с нередкими конфликтами, возникающими у него в это время с окружающими его взрослыми. Чувства девочек и мальчиков – подростков – часто носят эгоцентрический характер, когда особое внимание направлено на собственную личность, на особенности своего организма и психики. В это время у подростков начинают возникать такие чувства, как дружба и любовь. Надо учитывать, что каждый ребенок развивается своеобразно, с присущими только ему особенностями. У каждого своя индивидуальность. Чрезмерная пугливость ребенка, его склонность к необоснованному гневу, к зависти, излишняя впечатлительность и большая возбудимость требуют применения специальных воспитательных мер. Не следует прибегать к таким средствам, как угрозы, наказания, запугивания. Лучше навсегда отказаться от них. Особенно вредны они в отношении впечатлительных, эмоциональных и легкоранимых детей. К таким детям надо относиться спокойно, ровно, благожелательно. Когда у них проявляется чувство гнева, злости или испуга, лучше всего реагировать с некоторым юмором, чтобы разрядить напряжение ситуации, не унижая достоинства ребенка. Изучая эмоциональное развитие детей, следует обращать внимание на характер чувств, которые переживает ребенок. Преобладают ли такие чувства, как радость, отзывчивость, удовольствие, или же чаще проявляются страх, гнев, грусть, зависть. Склонность к развитию нежелательных чувств должна также вызывать беспокойство родителей и стремление выявить породившие причины. Желательно, чтобы родители обращали внимание на содержание переживаний ребенка. Может быть, его огорчают, вызывают зависть и злость чьи-то успехи и достижения? Большое значение имеют первые детские впечатления. Они зависят от внешнего вида игрушек, книг, тетрадей, комнаты, всей квартиры, от своего внешнего вида, от красоты окружающей природы… Способен ли ваш ребенок остановиться на минуту в лесу, чтобы вслушаться в шум деревьев, восхититься красотой неба, красками цветущего сада или опадающих листьев в весеннем парке? Большинство детей отличается внешней подвижностью, активностью. Деятельность доставляет им удовольствие. Но очень часто чрезмерно любящие родители, бабушка и дедушка приводят в порядок разбросанные книги, игрушки, подают ложечки, тарелочки. Пониженные требования к самообслуживанию, к выполнению поручений по домашнему хозяйству предъявляют также родители, уделяющие чрезмерное внимание умственному развитию своего ребенка. Такие дети быстро привыкают к созданному в семье положению, при котором дома у них нет никаких обязанностей, а есть только привилегии. У них легко развивается потребительское отношение к жизни: только брать и ничего не давать. Если родители замечают тенденцию к подобной позиции, необходимо проанализировать ее истоки и пересмотреть свои действия как воспитателей. Постепенно повышая требования к ребенку, включая его в общую жизнь семьи, в выполнение домашних обязанностей, способствуя его активности, можно исправить эти существенные пробелы воспитания. Ребенок должен понимать, что он обязан способствовать в меру своих возможностей сохранению тех благ, которыми он пользуется. С помощью воспитательных мер можно помочь детям, особенно старшим, пробудить критическое отношение к себе, вызвать желание научиться владеть своими чувствами, стремиться к постоянству. Постоянство желательно, если оно касается позитивных чувств – отзывчивости, благодарности, доброжелательности, симпатии и т. п. Если же постоянство проявляется в негативных чувствах, следует задуматься об эмоциональном развитии ребенка. Надо учить его самовоспитанию, умению не придавать значения некоторым явлениям, ситуациям, стараться о них забыть, устранить из своего сознания. У некоторых детей эмоциональные реакции достаточно сильны, но они не оказывают никакого влияния на их действия. Эти дети расстраиваются, потому что получают плохую отметку или кого-то обидели. Они могут переживать случившиеся, даже расплакаться, но абсолютно ничего не сделают для того, чтобы исправить оценку или извиниться перед товарищем. Ребенок может огорчиться из-за того, что мама плохо себя чувствует, однако ничем ей не поможет, не облегчит ее работу. Нелегко устранять подобные недостатки воспитания, но делать это необходимо. Формирование личности должно быть всесторонним. Если ограничиться заботами об умственном развитии, то можно воспитать человека, может быть, и образованного, но нравственно неполноценного. Слабое эмоциональное развитие чувств, отсутствие впечатлительности затрудняют общение с людьми как в личной, так и в общественной жизни, приводят к конфликтам. О культуре поведения Внутренняя культура, духовное богатство, высокие моральные качества только тогда социально ценны, когда они определяют нормы повседневного поведения людей, характер и формы общения между ними, гармонию внутреннего и внешнего облика. Очень часто человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего, чем богат его внутренний мир. Это будет потом. А пока внешность, манеры, стиль поведения. Срабатывает феномен первого впечатления, которое оказывается настолько сильным, что накладывает отпечаток на все последующее общение. «Сначала одобряет глаз. Потом сердце». Хорошие манеры, соблюдение норм этикета ценятся и почитаются в народе потому, что за ними стоит глубокая духовность, богатый внутренний мир человека. Воспитанность – качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей. Ядром в этой триаде является культура общения. Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времен тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно-нравственно – красиво. Стержнем, основой истиной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания культуры общения. Взрослым следует очень тщательно проанализировать, а как же они сами относятся к окружающим, сослуживцам, родным и близким и, конечно же, к самим детям. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. В приличиях закреплены принятые в том или ином обществе формы приветствия, обращения друг к другу, оказания некоторых услуг, формы благодарности и извинений. Приличиями диктуется церемония знакомства, некоторые правила беседы, поведения в общественных местах, общения мужчин и женщин. Недопустимо, чтобы дети видели в приличиях лишь пустые условности, осложняющие жизнь. Надо знакомить детей с ситуативным этикетом. Пусть знают, как вести себя среди родных и близких, в кругу товарищей, соседей, друзей, среди малознакомых и совсем чужих людей. Пусть умеют быть приятными гостями и гостеприимными хозяевами, умеют поздравлять и одаривать, проявлять сочувствие и соболезнование. Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Ее непременный атрибут – тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную окраску вызывают у других те или иные наши поступки. Главным средством общения является язык, речь, слово. Воспитание культуры речи входит в формирование культуры общения. Детей надо научить искусству завязывать и поддерживать беседу, их нужно научить для начала очень несложным вещам: отвечать на вопросы внятно, приветливо; задавать вопросы, имеющие прямое отношение к теме разговора; высказывать свое мнение, внимательно слушать собеседника. Искусство спорить формируется с детства. Кулак, ругань, перечисление недостатков собеседника и отрицательная оценка его качеств аргументами не являются. Зато очень может помочь в споре шутка. Вообще чувство юмора и остроумие – качества, которые очень высоко ценятся. Воспитание культуры внешности издавна считается существенным признаком воспитанности. А начинать нужно с привычки к безупречной чистоплотности. Культура начинается с умывания лица. С ранних лет надо воспитывать прочный иммунитет к неопрятности. Не меньшее значение для характеристики внешности имеют позы, жесты, движения, мимика, которые являются показателями воспитанности, сдержанности, подтянутости или, наоборот, свидетельствуют о расхлябанности, неорганизованности, отсутствии самоконтроля. Бывает, что ребята высоко поднимают брови, некрасиво морщат лоб, криво улыбаются, смотрят исподлобья, капризно выпячивают губы, искажают лицо гримасами. Все это недостатки не только эстетического порядка. Подобные дефекты вносят путаницу в общение, поскольку мимика является одним из самых тонких и точных инструментов передачи информации. Человек может и должен управлять своим лицом. Пусть у детей будут открытые, живые, приветливые лица, красоту и выразительность которых подчеркнет мимика, выработанная хорошим воспитанием. Не меньших забот родителей требует формирование культуры жестов и движений. Сами ребята редко обращают на это внимание. Они бессмысленно манипулируют различными предметами, трут кулаками глаза, постукивают пальцами по столу, чешутся, болтают ногами, разваливаются на стульях, подпирают стены, девочки некрасиво сидят, косолапят, горбятся, беспрестанно охорашиваются, поглядывают на свое отражение в зеркале или полированной мебели, поправляют одежду. Границы приличного и неприличного для движений должны быть известны ребятам. Многое может рассказать о культуре человека его походка. Важнейший элемент культуры внешности – умение красиво одеваться. Элегантность создается не красотой отдельных вещей, а их гармонией, ансамблем. Одну из самых естественных потребностей человека составляет потребность в пище. Но как по-разному удовлетворяют ее люди! Одни едят жадно, торопливо, даже страстно; другие, брезгливо перебирая куски; зато третьи едят так, что при взгляде на них не только чувствуешь появление аппетита, но и получаешь эстетическое удовольствие. Подростки и старшие школьники должны твердо усвоить требования этикета во всех его частях: это эстетика оформления блюд и стола; традиционные нормы, регламентирующие, как едят то или иное блюдо; особенности застольной беседы; услуги сотрапезникам; этикет хозяина и гостя за столом; поведение в кафе, ресторанах. Очень ценный источник знаний о нормах поведения – книги. Но одно только знание правил не делает человека воспитанным. Истинно же воспитанным можно назвать лишь того, кто выработал прочные и устойчивые привычки. В процессе повседневной жизни человеку приходится выполнять множество несложных и бесконечно повторяющихся действий: здороваться, приносить извинения, благодарить, оказывать услуги, пользоваться предметами быта и т. д. И очень часто дети выглядят невоспитанными не потому, что не знают, как все это делается, а из-за отсутствия необходимых привычек. В привычке действие автоматизируется и совершается на основе потребности поступать именно так, а не иначе. Мальчик не раздумывает, надо ли ему вставать, разговаривая со старшим, с женщиной. Он просто не может сидеть, ему неудобно, нехорошо. Это и есть привычка. Ценность ее в том, что она освобождает сознание от мелких забот и бесконечного решения одних и тех же задач. Чем чаще ребенок повторяет нужные действия и поступки, тем поведение его становится непринужденнее и естественнее. На эмоционально положительном фоне привычки формируются легко и просто. Надо хотеть быть воспитанным. Если эта воспитательная задача не решена, никакие самые лучшие методы и приемы ничего не дадут. Уже в начальной школе дети должны усвоить основные стороны культуры поведения: знания и правила, связанные с личной гигиеной, вежливостью и культурой речи, точностью и обязательностью, с поведением на улице, в гостях и общественных местах. Родителям надо следить, чтобы во всех случаях, в любой обстановке известное правило выполнялось детьми. Дети не всегда могут самостоятельно решить, как нужно вести себя в новой ситуации. Им требуется руководство, подсказка взрослого. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительной эмоцией, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение мнением коллектива, товарищей, повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно. Воспитание должно быть связано с самовоспитанием. Дети более старшего возраста, особенно подростки, иногда переживают чувство неловкости, неудобства в выполнении тех правил культурного поведения, которые связаны главным образом с внешней культурой. В младшем возрасте дети легче тренируются. Требовательность родителей должна проявляться не только по отношению к своим детям, но и к другим. На улице, в кино, в театре, в автобусе и в трамвае – везде некультурное, грубое поведение детей должно встречать самый решительный отпор со стороны всех взрослых. Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает организация жизни семьи, ее быт, тон и атмосфера, которые там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, соблюдение режима дня способствуют воспитанию опрятности, аккуратности, точности и обязательности. Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами. Как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Желая выработать у своих детей полезные умения и навыки, родители часто проявляют нетерпение. Они забывают о том, что даже самые элементарные привычки появляются не сразу, а после многократного повторения одних и тех же действий. Например, ребенку сказали, что теперь он за собой всегда должен мыть посуду, но вскоре после этого он оставил грязный стакан. Мать напомнила об уговоре. Несколько раз мальчик помыл за собой посуду, и обрадовавшиеся родители решили, что он уже приобрел нужную привычку. Однако вскоре сын опять стал забывать о своей обязанности. Раздраженные родители, вместо того чтобы спокойно каждый раз напоминать об этом мальчику, стали на него кричать, обвинять в намеренном нарушении их требований. Родители поступают неправильно, когда, потеряв терпение, выполняют ту или иную работу за детей сами. Если ребенок пошел погулять, спросите его, когда он придет, или сами скажите, к какому часу он должен быть дома. Строго следите за тем, чтобы это правило соблюдалось всегда, иначе трудно будет, когда ребенок подрастет: неаккуратность, возвращение домой не в срок доставят много неприятных переживаний родителям. Сами родители не должны давать обещаний, которые не могут выполнить. Особое внимание родители должны обратить на тон, которым они разговаривают со своими детьми. Раздраженный тон, повышенный голос, постоянные насмешки – такое обращение с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно усваивается ими. Он станет также обращаться и с родителями. Помните, что основное в воспитании культуры поведения – личный пример самих родителей. Загляните в мамины глаза |
Пояснительная записка на современном этапе в школьном образовании... Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику:... |
Обследование чтения и письма у младших школьников Минск В современных условиях увеличения потока информации постоянно возрастает роль чтения и письма как деятельности, которая воссоздает... |
||
|Книга сказок для домашнего чтения|ооо"Издательство Премьера"|2002|310 с.| Новый иллюстрированный энциклопедический словарь|Большая Российская энциклопедия|2003|912 с.: ил.| |
Доклад «Значение авторитета родителей в воспитании ребёнка» По первому вопросу выступила воспитатель Симонова Т. Н., которая представила повестку дня родительского собрания |
||
Содержание пакета программы образовательного курса «рынок недвижимости... Темы и задания семинаров, деловых игр, компьютерных классов, вопросы для зачетов, а так же литература и статьи для домашнего чтения... |
«Роль семьи в воспитании у детей навыков безопасного поведения в... В прошедшем учебном году большое внимание было уделено работе по обеспечения безопасности оу |
||
Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании... Фгбну «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической... |
Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются... Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи |
||
Города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской... Формирование ууд средствами литературного чтения (технология продуктивного чтения) |
Программа коррекционной работы направлена на разрешение ряда проблем,... Для этого педагог должен иметь представление об объекте воспитания – личности ребёнка |
||
Методические рекомендации к выполнению домашнего задания на тему «Технология карьеры» Выполнение домашнего задания на тему «Технология карьеры» является проявлением творчества каждого студента, направленного на планирование... |
Услуги агентство по подбору и обучению домашнего персонала "Ассистент" Агентство по подбору и обучению домашнего персонала "Ассистент" поможет Вам быстро и качественно подобрать квалифицированный персонал... |
||
Программа клуба интеллектуального развития дошкольников «Умка» Развитие интеллекта ребенка заявляет о себе все отчетливее, роль логики при этом невозможно переоценить |
Методические указания для студентов 1 и II курсов дневного и заочного отделений Методические указания предназначены для студентов I и II курсов экономических специальностей дневного и заочного отделений. Методические... |
||
Обучение младших школьников технике чтения Учащиеся должны овладеть буквами алфавита, усвоить буквенно-звуковые соответствия, основные буквосочетания, правила чтения, уметь... |
Игровые технологии в начальной школе Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не... |
Поиск |