Программа-план «Казачата»


Скачать 0.77 Mb.
Название Программа-план «Казачата»
страница 1/6
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6
Содержание вариативной части
с региональным компонентом

в основной образовательной программе
МБДОУ ДС № 7

« Солнышко»
г.Белая Калитва

Ростовской области

Программа-план «Казачата»

(ознакомление с историей и культурой казачества)

Введение

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка………………………………………………4

1.1.1 Цели и задачи программы…………………………………………….4

1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы………………..4

1.2 Планируемые результаты………………………………………………..5

1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе…………………………………………………………………….6

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,представленными в пяти образовательных областях

2.1.1 Дошкольный младший возраст………………………………………..13

2.1.2 Дошкольный средний возраст………………………………………….22

2.1.3 Дошкольный старший возраст………………………………………….34

2.1.4 Подготовительная группа………………………………………………..50

2.1.4 Формы работы с детьми………………………………………………….61

2.1.5 Технология реализации программы……………………………………. 61

2.1.6 Взаимодействие педагогического коллектива и родителей……………61

3. Организационный раздел

3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды………62

3.2 Методическое обеспечение…………………………………………………63

3.3 Материально-техническое обеспечение………………………………….63

3.4 Взаимодействие с социальными институтами города…………………….64

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования  рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.

С целью внедрения национально-регионального компонента в Программу МБДОУ творческой группой педагогов МБДОУ разработана   программа « Казачата», которая направлена на воспитание гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств у детей 3-7 лет в условиях дошкольной общеобразовательной организации, с учетом специфики национальных и  социокультурных условий.  

Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально- культурные ценности. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды.

Многонациональный и многоконфессиональный состав населения Ростовской области создает такую среду. При этом объективно история и культура казачества стали ведущим фактором, определяющим специфику области в целом и наполнении в качестве регионального компонента содержания образования.

Овладение этим компонентом одинаково важно для всех дошкольников. Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, формирования ментальности, жизненных планов, осознания неразрывной взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа.

Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам предки.

1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Цель и задачи программы

       Целью программы  является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к истории, природе и культуре родного края, воспитание чувства гордости за свою малую Родину.

Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.

  1. (Формирование интереса к своей малой Родине,  ее достопримечательностям, к прошлому, настоящему и будущему  родного края.  

  2. Расширение представлений детей об истории, символике,  людях, культуре и традициях, социально-экономической значимости родного края.

  3. Формирование эмоционально – положительного и бережного отношения к красоте  и богатству природы своей малой Родины.

  4. Физическое  развитие и оздоровление ребёнка в системе  краеведо-туристической работы, воспитание здорового образа жизни.

  5. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей, уважения к их национальным традициям и культуре.

  6. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

  7. Повышение активности родителей в вопросах воспитания у ребенка любви к родному краю,  стимулирование желания принимать участие в мероприятиях села, района, округа.)

В основе программы лежит ряд принципов, обеспечивающих   построение образовательного процесса с учетом  специфики социальных и природных особенностей  региона.  

1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы

- Принципом личностно-ориентированного подхода, предполагающего создания условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.

- Принципом культуросообразности, предусматривающим освоение богатейшего опыта донского казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.

- Принципом природосообразности, предполагающим не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.

- Принципом гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.

- Принципом интеграции, предполагающим комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса ДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Дона в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.

1.2 Планируемые результаты

Дошкольники:

-знают историю малой Родины: казачьи традиции,праздники, обряды,песни, фольклор, народный календарь

-в течении года активно учавствуют в календарно-обрядовых праздниках, где демонстрируют свои знания и умения.

- умеют давать оценку, высказывать свое мнение по поводу мировоззрения донских казаков в прошлом;

- пользуются в речи выражениями языка донских казаков;

- самостоятельно организуют казачьи игры;

- знают жизнь казачества в городе и деревне, их особенности;

- имеют элементарные представления об архитектуре, живописи ,народном творчестве казачества

Педагоги:

-самообразовываются по вопросам этнопедагогики, этнографии ,народоведения

-демонстрируют свои знания и умения в рамках сетевого взаимодействия среди ДОУ города, распространяют свой опыт работы на областном и федеральном уровне

-Укрепление детско-родительских отношений, общаются с родителями воспитанников на основе уважения и поддержки

Родители:

-Укрепление детско-родительских отношений, общаются с коллективом детского сада на основе взаимного уважения и подддержки

- Активно участвуют в образовательном процессе
Развивающее ценивание качества образовательной деятельности по программе

Показатели сформированности ценностно-смыслового отношения к истории и культуре Донского края:

1. Заинтересованность дошкольников в познании ценностей истории культуры родного края, открытию личностных смыслов.

2. Наличие у детей интереса и способности к эмоциональному переживанию общению с различными видами искусства родного края: литературной живописью, скульптурой, музыкой архитектуры, способности к эмоциональному переживанию, субъективной и общественной ценности.

3. Социокультурный как опыт жизнедеятельности ребенка, приобретаемый и реализуемый в ходе познания ценности истории и культуры родного края, в различных видах деятельности.

Уровни сформированности ценностного отношения к истории и культуре родного края.

Высокий уровень характеризуется:

- проявлением у дошкольников постоянного и устойчивого интереса к познанию ценностей истории и культуры Донского края и общению с ней;

- регулярностью и интенсивностью проявления разнообразных чувств при восприятии произведений народного искусства и произведений донских авторов, через мимику, движения, характеризующие радость, восторг; оценочные речевые высказывания, содержащих сравнения, эпитеты, образные выражения;

- аргументацией своего отношения, своей оценки развернутыми полными высказываниями;

- достаточно полными представлениями об различных видах искусства родного края: литературы, живописи, скульптуры, музыки архитектуры, умение выделять общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки различных произведений искусства, пониманием особенностей труда художника, писателя, скульптора, композитора, архитектора, знанием некоторых их имен, высказыванием своего отношения к ним, пониманием назначения изобразительных, литературных, музыкальных, архитектурных, скульптурных произведений их субъективной и общественной ценности, пониманием того, что произведения искусства доставляют людям удовольствие, радость, к ним следует бережно относится, стремлением искать новую информацию об произведениях донских авторов развертывать познавательную деятельность с ними;

- умениями самостоятельно анализировать средства художественной выразительности различных произведений искусств, донских авторов, правильно использовать в речи искусствоведеченские термины;

- самостоятельностью и инициативностью в создании художественных образов в рисунке, аппликации, конструирующим рассказе их выразительностью, поиском оригинальных решений.

- способностью понимать и оценить свои успехи художественно-творческой деятельности, общении в детском социуме и возможности самоутверждения, самовыражения познания открытия самого себя, личностных смыслов.

Средний уровень характеризуется:

- наличием интереса, стремление и готовность к познанию ценностей истории и культуры родного края и общению с ними;

- неярко выраженными эпизодическими мимическими проявлениями при восприятии произведений искусства родного края образной, но неразвернутой речью в оценочных высказываниях отсутствием элементов сравнения, эпитетов;

- слабой аргументацией своего отношения своей оценки произведений искусства родного края, ориентированной на констатацию фактов;

- отсутствием полных и правильных представлений об различных видах искусства; литературе, живописи, музыки, скульптуре, архитектуре, ее ценностях, а также представлений о профессии художника, писателя, композитора, скульптора, архитектора, его роли в создании произведений искусств;

- затруднениями в определении средств художественной выразительности литературных, архитектурных, художественных, скульптурных, музыкальных произведений и использование речи искусствоведческих терминов;

- установлением функционального назначения архитектурных сооружений посредством выделения несуществующих особенностей строения;

- умением решать простые творческие задачи на уровне переработки, комбинирования, маловыразительностью детских работ в рисовании, аппликации, конструировании, оригинальностью проявлений в изображении отдельных деталей сооружения;

- недооценкой своих успехов в художественно-творческой деятельности, отсутствием аргументированной оценки, ориентаций на установки педагога.

Низкому уровню свойственны:

- отсутствие интереса к познанию ценностей истории и культуры родного края или очень слабое проявление интереса, выраженное в односложных речевых высказываниях, отсутствие эмоционального отклика.

- отсутствие аргументации своего отношения, высказываний оценочного характера к произведениям искусства донских авторов;

- неполные и неправильные представления о профессии художника, писателя, скульптора, композитора, архитектора, недостаточное умение ориентироваться в выразительных средствах произведений искусства и неправильное использование в речи искусствоведческих терминов;

- отсутствие самостоятельности и новизны в художественно-творческой деятельности, невыразительности детских работ, отсутствие оригинальности изображения;

- заниженная самооценка художественно-эстетической деятельности, ориентация на сложившиеся стереотипы, неспособность к оценке без помощи педагога.

Уровень развития ценностного отношения к городу у детей старшего дошкольного возраста изучаются следующими диагностическими методиками:

Диалог. Его цель: определение уровня представлений дошкольников о культуре истории родного края, отношения к произведениям донским авторов.

Вопросы:

  1. В каком городе (деревне, поселке) ты живешь?

  2. Как называется край, в котором ты живешь?

  3. Любишь ли ты свой город (деревню, поселок)? Если любишь, то за что?

  4. На берегу, какой реки расположен наш город (поселок, деревня)?

  5. Как назывались люди, которые очень-очень давно жили на берегу реки Дон?

  6. Чем занимались эти люди?

  7. Какие сказки, рассказы о нашем крае ты знаешь? Кем они были написаны?

  8. Какие песни о нашем крае ты можешь вспомнить?

  9. Какие изобразительные произведения, написанные донскими художниками, ты знаешь?

  10. Какие памятники скульптуры, установленные в нашем городе (поселке) ты знаешь?

11.Какие здания, построенные в нашем городе, ты знаешь?

12. Что такое архитектура? Кто такой архитектор?

13. Что такое скульптура? Кто такой скульптор?

14. Что такое изобразительное искусство? Кто такой художник?

15. Что такое литература? Кто такой писатель?

16. Что такое музыка? Кто такой композитор?

17. Могут ли картины, скульптуры, книги, здания рассказать о прошлом времени и людях? Если, да, то как?

18. Почему люди сохраняют красивые картины, здания, скульптуры?

19. Что нужно сделать, чтобы наш город (наша деревня, поселок) стал (и) еще красивее?

Высший балл- 19. За каждый верный ответ ребенок получает балл.

Текстовое задание «Мое любимое произведение»

Цель: определить уровень представлений дошкольников произведениях искусства донских авторов, средствах выразительности, выявить особенности эмоционально-эстетических предпочтений детей их ценностное отношение к различным произведениям искусства. Суть задания состоит в том, что детям показывают фотографии, иллюстрации с изображением памятников скульптуры, репродукции картин, дают прослушать фрагменты музыкальных, литературных произведений донских авторов. Дошкольники осуществляют выбор понравившегося произведения, выделяют средства выразительности, определяют в чем ценность того или иного произведения для людей объясняют свои предпочтения. Высший балл-5. Наполовину точно выполненное задание 2 балла. 1 балл- выбор был сделан без объяснений и описаний.

После просмотра фотографий, иллюстраций произведений донских авторов, может быть использован метод рисуночного теста Люшера который дает основание проанализировать характер этетических эмоций, отраженных в рисунке ребенка через цвет, линию. Суть теста дошкольникам предлагается изобразить свое настроение. Инструкция «Рисунок о своих эмоциях, настроении, чувствах, которые ты испытал при рассмотрении произведений донских авторов посредством цвета или линий». Высший бал-5 (рисунок отличается оригинальностью творческим подходом, точной техникой исполнения, подбором цвета, аккуратностью); средний уровень -2 балла, низкий 1-балл.

Тестовое задание «Золотое сечение». Цель: определить особенности художественного восприятия формы объекта. Процедура: из набора прямоугольников, стороны которых соотносятся как 1:1,5:6, 4:5, 3:4, 20:29,2:3, 21:34, 13:23, 1:2, 2:5, выбрать те которые дети сочтут самыми красивыми по форме. Наиболее красивая форма как «золотое сечение» является прямоугольник, стороны которого соотносятся как 21:34 выбор которого является показателем высокого уровня видения художественной формы(5 баллов), средний уровень -2:3, 13:23 ( 2 балла), остальное низкий уровень. ( 1 балл)

Вариант тестового задания Л.А. Венгера «Разрезаные картинки» Цель: выявить степень овладения зрительным синтезом – объединение элементов в целостный образ. Суть задания: детям предъявляют разрезанные картинки, из которых нужно составить архитектурное сооружение, скульптуру, изобразительное произведение донских авторов. Высший балл- 5. Наполовину выполненное точно задание -2 балла. С большим количеством ошибок. 1- балл. Второй вариант тестового задания «Разрезанные картинки». Цель: выявить степень овладения зрительным синтезом-нахождение целого по части. Суть задания: детям предъявляется часть какого-либо произведения искусства донских авторов по которой они должны догадаться, какому произведению принадлежит эта часть.

Игровое задание «Художественный салон» . Цель: определить особенности эмоционально-эстетических предпочтений. Суть задания заключается в том, что в «художественном салоне» выставлены фотографии, иллюстрации с изображением различных зданий, скульптур и репродукции картин донских авторов. Ребенок может приобрести ту или иную иллюстрацию, репродукцию если объяснит, для чего приобретает и почему именно эту. Высший балл – 5,2 балла – выбор сделан, описал, но не мотивировал; 1 балл- выбор сделан без объяснений и описаний.

Тест «Ожившее произведение». Цель заключена в выяснении особенностей при поиске ребенка нестандартных решений. Суть теста состоит в том, что детям показывают иллюстрации, фотографии архитектурных, скульптурных произведений, репродукции картин, предлагают фрагменты музыкальных, литературных произведений донских авторов. Дошкольникам необходимо рассказать что-то необычное о том или ином произведении, мысленно изменить его облик, композицию, конструкцию, создать свой способ изображения. Высший балл- 15. Три балла получает если его ответу присущи 5 признаков креативности: оригинальность, гибкость, беглость, самостоятельность, фантазия.

Тест «Как звучит произведение», Цель определить способность к сложной синестезии. Суть теста состоит в том., что детям предлагается иллюстрации (фотографии) памятников архитектуры, скульптуры, репродукции картин донских художников, дают прослушать фрагмент рассказа, сказки донских авторов. Важно, чтобы произведения были различные по композиции , настроению. Инструкция: а) расскажи какую мелодию ты слышишь, глядя на это произведение; или прослушав отрывок из литературного произведения; б) прочти стихотворение, какое ты вспомнишь, глядя или прослушав данное произведение; в) расскажи какое настроение у этого произведения. Высший балл-12. Верный ответ-3 балла, неточный-2,неверный-1.

Тестовое задание «Художественная студия»

Цель: выявить уровень изобразительных умений дошкольников, их отношение к изображаемым предметам и явлениям. Суть задания: детям предлагают с использованием различных изобразительных материалов нарисовать картину на тему «Мой родной край». Высший балл-5. Пять баллов получает ребенок, если его рисунку присущи 5 признаков креативности: оригинальность, гибкость, беглость,, самостоятельность, фантазия. Средний уровень- 2 балла, низкий балл.

Тестовые задания, изложенные в методическом пособии Н.Ф. Гаркуша «Педагогическое обследование дошкольников» (М…,1992). Цель: выявить характер творческих проявлений дошкольников а процессе конструирования, изображения различных архитектурных сооружений.

Тесты в нашем исследовании применялись на фоне длительных многократных наблюдений за действиями, поведением детей и способностью их общения в специально организованной художественно- творческой деятельности, в художественно-эстетической среде образовательного процесса дошкольного учреждения. Используя эти методы, мы накапливаем материал для выявления уровня сформированности ценностного отношения к городу в соответствии с обозначенными нами показателями. Количество максимально набранных баллов: низкий уровень- меньше 34 баллов; средний уровень- от 35 до 55 баллов; высокий уровень – от 56 до 76 баллов.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа-план «Казачата» icon Образовательная программа кадетской школы «Казачата России»
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273- фз
Программа-план «Казачата» icon Пояснительная записка учебный план и программа предназначены для...
Учебный план и программа разработаны, ноу цдпо «Тушинский учебный комбинат» на: основании
Программа-план «Казачата» icon План схемы. Приложение к паспорту: План работы по обеспечению безопасности дорожного движения
Примерный план работы подразделения пропаганды гибдд с общеобразовательным учреждением по профилактике детского дорожно-транспортного...
Программа-план «Казачата» icon Программа профессиональной подготовки частных охранников 4, 5, 6 разрядов пояснительная записка
Учебный план и программа разработаны в соответствии с требованиями действующего законодательства и стандарта Российской Федерации...
Программа-план «Казачата» icon План-программа дополнительного образования детей художественно-эстетической...
План-программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности
Программа-план «Казачата» icon Программа (план) производственного контроля

Программа-план «Казачата» icon Пояснительная записка Учебно-тематический план
Данная программа имеет техническую направленность. Программа является модифицированной на базе программы «Лего-конструирование» (автор...
Программа-план «Казачата» icon Программа профессиональной подготовки инструкторов по обучению первой...
Учебный план и программа разработаны в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ
Программа-план «Казачата» icon Образовательная программа школы принимается сроком на 5 лет. Школа...
Эти программы преемственны, то есть, каждая последующая программа базируется на предыдущей
Программа-план «Казачата» icon Учебно-тематический план и программа повышения квалификации по курсу...
Учебно-тематический план и программа повышения квалификации по курсу «Строительство и качество устройства железнодорожных и трамвайных...
Программа-план «Казачата» icon План закупки товаров, работ, услуг для нужд ОАО «оэк» (или Годовая...
Оао «оэк» на базе программных продуктов sap (далее кисур) (изменение автоматизируемых бизнес процессов системы кисур) (дополнительное...
Программа-план «Казачата» icon Рабочая программа по технологии 5 -9 классы Тематический план

Программа-план «Казачата» icon Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29....
Учебный план обучения по программе повышения квалификации «Общая учебная программа обучения по охране труда руководителей и специалистов...
Программа-план «Казачата» icon Рабочая программа Для старшей группы от 5 до 6 лет общеразвивающей...
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников (перспективный план работы). 21
Программа-план «Казачата» icon Пояснительная записка Учебный план и программа по курсу «Промышленная...
Учебный план и программа по курсу «Промышленная безопасность и «Правила устройства и безопасной эксплуатации систем газораспределения...
Программа-план «Казачата» icon Программа содержит профессиональную характеристику, учебный план,...
«Программа подготовки трактористов категории «В» принята к работе по подготовке трактористов в негосударственном образовательном...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск