Скачать 261.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.Евдокимова «Утверждаю» Проректор по учебной работе д.м.н., профессор С.Т.Сохов «_____» _________________ 2013 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Поликлиническая терапия» Курс _6, семестр _11,12_, форма обучения очная. Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности 060101.65 Лечебное дело. Программа обсуждена на совместном заседании кафедр Госпитальной терапии №1; Госпитальная терапия №2; Терапии и семейной медицины лечебного факультета «01» апреля 2013 года Протокол №_4__ Зав. кафедрой Госпитальной терапии №1, профессор __________Е.Ю.Майчук Зав. кафедрой Госпитальной терапии №2, профессор__________ К.И.Теблоев Зав. кафедрой Терапии и семейной медицины, профессор_______ В.С.Задионченко Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ им. А.И.Евдокимова « » мая 2013 года Протокол №_ Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, д.м.н., профессор __________Э.В. Луцевич Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета лечебного факультета МГМСУ им. А.И.Евдокимова « » июня 2013 года Протокол № Председатель Ученого совета лечебного факультета МГМСУ им. А.И.Евдокимова член-.корр.РАМН, Заслуженный деятель науки, д.м.н., профессор_____ И.В.Ярема
Цель: научить студентов выполнять функции участкового врача поликлиники. Задачи: - Освоить главные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению в амбулаторно-поликлинических условиях. - Ознакомить студентов со спецификой организации и объемом работы участкового врача-терапевта поликлиники. - Ознакомить студентов с современными лечебно-диагностическими возможностями поликлиник по ведению больных с основными заболеваниями внутренних органов. - Развить навыки клинического мышления по ранней диагностике наиболее часто встречающихся внутренних болезней в амбулаторной практике, с учетом особенностей их течения, терапии, диспансеризации и экспертизы трудоспособности.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент должен знать и уметь использовать:
2)Знать особенности организации, объём работы, права и обязанности участкового врача. 3)Использовать возможности для обследовании пациентов в поликлинических условиях, наметить тактику их ведения, показания к плановой и экстренной госпитализации. 4)Иметь базисные знания в диагностике и лечении больных с заболеваниями внутренних органов. 5)Проводить первичную и вторичную профилактику основных заболеваний внутренних органов, знать вопросы диспансеризации, экспертизы трудоспособности, реабилитации. 6)Уметь оказать неотложную медицинскую помощь на догоспитальном этапе при неотложных, угрожающих жизни состояниях. 7)Уметь проводить дифференцированное обследование и лечение различных категорий населения, включая подростков, пожилых людей, беременных. Уровень компетентности: Обладать целостным представлением о содержании работы участкового терапевта, овладев навыками клинического мышления по диагностике в поликлинике наиболее часто встречающихся терапевтических заболеваний, оценке особенностей их течения, амбулаторного лечения, первичной и вторичной профилактике, экспертизы трудоспособности. Коммуникативность: Уметь грамотно и свободно использовать полученные знания и представления о работе участкового терапевта при общении с пациентами и коллегами. Студент должен иметь навыки:
Студент должен иметь представление:
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
5)Знание медицинских стандартов обследования и лечения основных терапевтических заболеваний 3.Объем дисциплины и виды учебной работы:
Формы текущего контроля: 1) Исходное и итоговое тестирование 2) Письменный опрос по темам занятий
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины: Раздел1. Организационные вопросы работы участкового врача: Разбор вопросов организации амбулаторно-поликлинической помощи на основе существующих стандартов доказательной медицины, роли, прав и обязанностей участкового врача. Изучение врачебной документации, системы оказания медицинской помощи амбулаторным больным, деонтологические аспекты работы врача Особенности лечения и диспансерного наблюдения подростков, старых и пожилых пациентов, беременных, онкологических больных. Социальные аспекты инвалидности в различных возрастных группах. Принципы проведения врачебно-трудовой экспертизы. Профилактика (первичная и вторичная) ряда внутренних болезней. Основные аспекты диспансеризации. Профилактические медицинские программы в городе Москве. Национальная программа «Здоровье» и пути её реализации в условиях амбулаторно-поликлинической службы. Правила и особенности выписывания рецептов на различные лекарственные средства различным категориям пациентов. Раздел 2.Болезни верхних дыхательных путей, бронхов, легких. Вопросы диагностики, лечения, профилактики ОРВИ, гриппа и других заболеваний верхних дыхательных путей. Аспекты дифференциальной диагностики болезней, которые протекают с лихорадкой (инфекционные заболевания - особо опасные инфекции, дифтерия, менингит, СПИД). Вопросы дифференциальной диагностики и лечения больных ХОБЛ и бронхиальной астмой, ведение больных внебольничной пневмонией, показания к госпитализации, сроки временной нетрудоспособности. Раздел 3.Болезни сердечно-сосудистой системы. Поликлинические аспекты ведения больных артериальными гипертониями, ишемической болезнью сердца, нейроциркуляторной астенией, с недостаточностью кровообращения, нарушениями сердечного ритма. Показания к госпитализации. Тактика ведения больных в поликлинике, вопросы лечения, вопросы реабилитации больных после перенесенного инфаркта миокарда, тактика экстренной медицинской помощи на догоспитальном периоде. Вопросы ВТЭ, санаторно-курортного лечения, профилактики, диспансеризации. Раздел 4.Болезни желудочно-кишечного тракта Вопросы дифференциальной диагностики болей в животе. Разбираются синдромы асцита, желтухи, гепатолиенальный синдром. Амбулаторно-поликлинические аспекты заболеваний желудочно-кишечного тракта, тактика ведения больных, показания к плановой и экстренной госпитализации, ВТЭ, профилактики, лечения. Раздел 5. Болезни почек. Вопросы диагностики, дифференциальной диагностики острого и хронического пиелонефрита, гломерулонефритов, цистита, мочекаменной болезни. Дифференциальная диагностика мочевого синдрома, ХПН. Тактика амбулаторного обследования и лечения больных, особенности ведения амбулаторных пациентов, находящихся на лечении гемодиализом и перитонеальном диализом, консультативная помощь нефролога,уролога, вопросы проведения нефропротективной терапии в амбулаторных условиях, ВТЭ. Раздел 6. Болезни суставов. Вопросы дифференциальной диагностики при болезнях суставов (артриты, артрозы, артралгии). Признаки деформирующего коксартроза, ревматоидного артрита, ревматизма, подагры. Аспекты амбулаторной дифференциальной диагностики заболеваний соединительной ткани. Тактика амбулаторного обследования и лечения больных, консультации больных ревматоидным артритом. Раздел 7. Анемии в поликлинической практике Вопросы дифференциальной диагностики анемического синдрома в поликлинике. Тактика амбулаторного обследования больных, ведение больных с анемическим синдромом при железодефицитной и В-12 дефицитной анемии, знание показаний к госпитализации, клиническая оценка гемограммы. Раздел 8. Образцы тематических планов лекций 1. Клиническая оценка гемограммы.
4. Изменения в формуле лейкоцитов (базофилия, эозинофилия, нейтропения, лимфоцитоз, моноцитоз). Панцитопения, панцитоз. Значение изменений лейкоцитарной формулы в диагностике болезней. 5. Характеристика гематологических сдвигов в формуле крови: (лейкемоидные реакции, обнаружение клеток Князькова - Деле, вакуолизация клеток, тени Гумпрехта, обнаружение мононуклеаров, плазматических клеток, аномалии Пельгера). 6. Характеристика эритроцитозов, тромбоцитозов, тромбоцитопений. 7. Значение исследования костного мозга в оценке гемопоэза, и диагностике болезней крови. 8. Заключение 2.Анемии в поликлинической практике
4.3.Тематический план лекций
4.4. Тематический план практических занятий
4.5.Разделы дисциплины для самостоятельной работы № Наименование Содержание Вид Часы п/п темы самостоятельной контроля работы 1. Организация Заполнение Проверка 6 работы врачебной документации, участкового документации заполненной врача (амб. карт, б/л, студентом, рецептов и др.). тестирование, Оформление решение карт-задач направлений для контроля знаний, на консультации, устный опрос на МСЭ. 2. Респираторные Подготовка и Проверка 6 болезни демонстрация документации, больных, заполненной оформление студентом, учебных таблиц, тестирование, написание решение карт- рецептуры. задач, устный опрос. 3. Бронхиты, Обзоры литера- Проверка 6 пневмонии, ратуры по документации, плевриты. дифференциальной заполненной диагностике и студентом, лечению. тестирование, устный опрос. 4. Обструктивные Подготовка и Проверка 6 заболевания демонстрация документации, лёгких. больных. заполненной студентом, тестирование, решение карт-задач, устный опрос. 5. Артериальные Обзоры литературы Проверка 6 гипертонии. по СМАД, подго- документации, товка и демонстра- заполненной ция больных с студентом, симптоматическими тестирование, гипертониями решение карт-задач, устный опрос. 6. Боли в грудной Разбор ЭКГ, холте- Проверка 6 клетке, ИБС. ровского монитори- документации, вания у конкретных заполненной больных, разбор студентом, ЭХО-КГ при ИБС тестирование, решение карт-задач, устный опрос. 7. Дифференциаль- Подготовка Проверка 6 ная диагностика демонстрации документации, при болях в больного с заполненной животе. неясным генезом студентом болей в животе решение карт-задач, оформление устный опрос. дифф.-диагн. таблиц 8. Болезни Подготовка Проверка 6 желчного демонстрации документации, пузыря и печени. больного с циррозом заполненной печени, оформление студентом, дифф.-диагн. таблиц тестирование, решение карт-задач, устный опрос 9. Отёчный Подготовка Проверка 6 синдром. демонстрации документации, Недостаточность больного с заполненной кровообращения. отёками, студентом, оформление тестирование, таблицы по решение карт-задач, лечению НК устный опрос 10. Артриты, Разбор рентгено- Проверка 6 артрозы. грамм, оформление документации, таблиц по дифф. заполненной диагностике студентом, болезней суставов. решение карт-задач, устный опрос 11. Болезни почек. Разбор анализов Проверка 6 мочи, данных УЗИ документации, почек, подготовка составленной таблиц по теме студентом, тестирование, устный опрос 12. Дифференциаль- Разбор клинических Проверка 6 ная диагностика карт-задач, обзор документации, анемий. литературы составленной оформление студентом, дифф.-диагн. таблиц тестирование, устный опрос 13. Сахарный диабет Подготовка больного Проверка 6 в практике для демонстрации, документации, участкового оформление таблиц составленной врача по лечению, написание студентом, рецептов, рекомендации устный опрос по диете. -------------------------------------------------------------------------------------------------14. Синдром Работа с литературой Проверка 6 лихорадки в по лихорадке неясного рефератов по поликлинической генеза, длительным теме занятия и практике. субфебрилитетом, документации, подготовка демонст- заполненной рации больного студентом 15. Онкологическая Разработка схем Проверка 4 патология в амбулаторного рефератов по практике обследования для теме занятия, участкового диагностики онколо- проверка врача. логических заболе-, документации, ваний заполненной студентом. 16. Особенности Проведение обзоров Проверка 6 ведения литературы по теме рефератов по соматических занятия, подготовка теме занятия, заболеваний доклада на врачеб- проверка у пожилых, ной конференции, документации, стариков, подготовка демонстрации заполненной беременных. больных. студентом.
5. Лабораторный практикум не предусмотрен 6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины. 1) Ведение амбулаторной (поликлинической карты): - запись первичного осмотра больного - запись повторных осмотров больного - эпикриз больных, взятых на диспансерный учёт - годовой и этапный эпикриз - запись уточнённого диагноза - оформление статистического талона 2) Оформление контрольной карты диспансерного больного. 3) Оформление больничного листка, справок по временной нетрудоспособности. 4) Заполнение справок на санаторно-курортное лечение, экстренного извещения об инфекционном заболевании, санаторно-курортной карты. 5) Оформление посыльного листка в МСЭК. 6) Выписывание рецептов, включая льготные. 7) Выписка из амбулаторной карты по запросу. 8) Умение обследовать больных, проводить диагностику и дифференциальную диагностику, лечение, диспансеризацию, профилактику терапевтических заболеваний. 9) Знать показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения терапевтических больных. 10) Умение интерпретировать анализы крови, мочи, биохимические показатели крови и другие лабораторные данные, расшифровывать ЭКГ, рентгенограммы. 11) Иметь навыки госпитализации больных (плановой и по скорой помощи), консультации «неясных» больных, уметь заполнить направления на консультацию и госпитализацию. 12) Уметь проводить экспертизу трудоспособности у терапевтических больных. 13) Уметь рекомендовать физио - и диетотерапию. 14) Владеть деонтологическими принципами работы с населением, больными, коллегами, уметь проводить санитарно- просветительскую работу. 15) Знать организацию и принципы работы службы скорой медицинской помощи. 16) Уметь давать советы населению по организации здорового образа жизни. 17) Уметь оказать неотложную помощь амбулаторным больным: - при гипертонических кризах - при остром коронарном синдроме - при кардиогенном шоке - при острых нарушениях ритма сердца - при острой сердечной и сосудистой (обморок) недостаточности - при бронхиальной обструкции - при коматозных состояниях 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 7.1. Рекомендуемая литература: Основная литература 1. Внутренние болезни с компакт СD диском в 2 т. А.И. Мартынов, B.C. Моисеев, Н.А.Мухин. М., "ГЭОТАР-Медиа", 2010.-1200 с. 2.Поликлиническая терапия. Сторожаков Г.И., Чукаева И.И., Александров А.А. Геотар-мед, М., 2009. Дополнительная литература 1. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов (в 10 т.). М.,"Бел.мед.книга", 2005- 2010. 2. Окороков А.Н. Лечение болезней внутренних органов (в 4-х т.). М.,"Бел.мед.книга", 2004-2008. 3. Поликлиническая терапия. Под редакцией Барта Б.Я. Москва, Академа, 2005. 7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. 1.Пациенты поликлиник; 2.Электрокардиограф; 3.Эхокардиограф; 4.Дифференциально-диагностические таблицы; 5.Клинические карты-задачи; 6.Тесты по темам занятий; 7.Вопросы по врачебной трудовой экспертизе (ВТЭ); 8.Компьютерные программы с применением наглядных форм обучения. 8.Материально-техническое обеспечение. Занятия проходят в приспособленных помещениях городских поликлиник. 9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Цикл терапии, проводимый в поликлиниках, отличается от аналогичного цикла, проводимого в стационарах. Большинство пациентов, обращающихся за медицинской помощью, наблюдается в амбулаторно-поликлинических условиях. На занятиях разбираются, прежде всего, вопросы специфические для амбулаторной практики (ранняя диагностика и профилактика заболеваний, лечение, диспансеризация, реабилитация больных, ВТЭ и др.). В организации цикла следует учесть следующие обстоятельства. 1) Большое значение имеют знания и умения студентов, полученные ими раннее на кафедрах как терапии, так и хирургии, нервных болезней, инфекционных болезней, поскольку в ряде случаев участковый врач, встречаться не только с терапевтической патологией. 2) Отсутствие возможности проведения динамического наблюдения за больным, сложности проведения полноценной парентеральной терапии обуславливают определенные отличия ведения амбулаторных и стационарных больных. 3) Во время цикла терапии разбираются специфические для поликлиники вопросы ранней диагностики и профилактики заболеваний, аспекты врачебно-трудовой экспертизы, диспансеризации и реабилитации больных. 4) Студенты выпускных курсов лечебного факультета приобретают на цикле собственный клинический опыт, совершенствуют знания и умения при работе с амбулаторными больными, что, несомненно, помогает становлению будущего врача. Выше приведённые соображения и лежат в основе методических рекомендаций по организации изучения дисциплины. Пример организации изучения частного вопроса дисциплины приводится. Методическая разработка по теме ''Артериальные гипертензии'' (цикл «Поликлиническая терапия») Учебная цель: научить студентов составлять оптимальную программу обследования больного в условиях поликлиники для проведения дифференциальной диагностики артериальных гипертензий, выбрать тактику ведения больного (решить вопрос о необходимости госпитализации), назначить адекватную терапию и поддерживающее лечение, разобрать вопросы экспертизы трудоспособности и трудоустройства, проведения диспансеризации, профилактики осложнений и рецидивов заболевания. Метод и место занятия: групповое занятие в кабинете. На примере конкретного амбулаторного больного с артериальной гипертонией провести обсуждение вопросов дифференциальной диагностики, формулировки диагноза согласно современным классификациям, лечения и профилактики данного заболевания. Учебное время 3 часа. Оснащение занятия: учебные таблицы. План занятия:
Методика проведения занятия: Студент докладывает историю болезни, данные объективного исследования, результаты дополнительного обследования (анализы крови, мочи, ЭКГ, рентгеноскопии грудной клетки). Выделяется ведущий синдром, намечает схему диагностического поиска. Разбирается группа нефрогенных, эндокринных, гемодинамических, церебральных артериальных гипертоний, подчёркиваются критерии диагноза у разбираемого больного, особенности ведения его в поликлинике, вопросы трудовой экспертизы, тактики лечения, аспекты прогноза. Разбираются вопросы диспансеризации, реабилитации больных. Рабочая учебная программа по дисциплине: «Поликлиническая терапия» составлена кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры терапии и семейной медицины ГБОУ ВПО «МГМСУ им.А.И.Евдокимова» Минздрава России Ливандовским Юрием Алексеевичем и д.м.н., профессором кафедры госпитальной терапии № 2 ГБОУ ВПО «МГМСУ им.А.И.Евдокимова» Минздрава России Арабидзе Г.Г. |
Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Администратор гостиницы Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... |
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование) |
||
Рабочая учебная программа дисциплины «Геоинформационные системы» ... |
Рабочая программа дисциплины «Игровая терапия отклонений в поведении и развитии детей» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |
||
Рабочая учебная программа дисциплины Технология и оборудование производства изделий твердотельной электроники и наноэлектроники |
Аннотация программы дисциплины «поликлиническая терапия» Направление... Цель: соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральному государственному образовательному стандарту высшего... |
||
Рабочая программа учебная дисциплина мдк. 04. 01 Технология выполнения работ кассира билетного Рабочая программа учебной дисциплины (мдк) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее... |
Рабочая учебная программа дисциплины дисциплины «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» |
||
Рабочая учебная программа пм 1 устройство, техническоЕ обслуживание и ремонт автомобилей Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по профессии... |
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности... ... |
||
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа дисциплины (модуля) по 1 Учебная практика по получению... Направленность (специализация) Стратегическое управление человеческими ресурсами |
||
Рабочая учебная программа дисциплины Для направления 080200. 62 «Менеджмент» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая учебная программа дисциплины по направлению 080200 менеджмент... Мировоззренческий аспект дисциплины состоит в том, что она позволяет понять природу науки как феномена человеческой культуры, осознавать... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 04. Охрана труда для специальности... Рабочая учебная программа учебной дисциплины оп. 04. Охрана труда разработана на основе Федерального государственного образовательного... |
Рабочая учебная программа «Гинекология детей и подростков» Специальность... Программу составили: д м н., профессор С. П. Синчихин (зав кафедрой), д м н., профессор О. Б. Мамиев, к м н., доцент Л. В. Удодова,... |
Поиск |