Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем»


Скачать 399.74 Kb.
Название Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем»
страница 1/5
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное образовательное учреждение

Грузинская основная общеобразовательная школа

172067, Тверская область, Торжокский район, д.Грузины ул.Центральная,д.7

тел./факс(848251) 6-04-47

Программа экологического летнего лагеря


«Мир, в котором мы живем»




Терехина Алевтина Степановна

учитель биологии, химии

МОУ Грузинская ООШ

Торжокского района

Грузины
2013

Оглавление

стр.


  1. Аннотация………………..……………………………………………….. … 3

  2. Пояснительная записка ………………………………………………….. 4

  3. Календарно – тематическое планирование занятий ………………. 8

  4. Содержание программы …………………………………………………. 9

  5. Приложения ………………………………………………………………. 16

  6. Литература ………………………………………………………………. 25


Аннотация

Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического лагеря в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7 - 9 классов. Программа может быть использована учителями химии, экологии, биологии при проведении исследовательских работ по изучению экологической обстановки окружающей среды родного края, а также заместителями директора по воспитательной работе при организации летнего отдыха учащихся.

Разработанная программа основана на научно – методическом пособии «Школьный экологический мониторинг» (Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 1999. – 468 с.)

Информационная карта программы


1

Полное название программы

Программа экологического пришкольного летнего лагеря «Мир, в котором мы живем»

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровление обучающихся школы в летний период; формирование личности, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать адекватное решение и активно участвовать в охране природы.


3

Направления деятельности

Спортивно-оздоровительное, экологическое, досуговое и трудовое.

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: перечень мероприятий, через которые будет реализована Программа; ожидаемые результаты, условия реализации и приложения.

5


Авторы программы

Зам директора по УВР Терехина Алевтина Степановна


6

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

МОУ «Грузинская основная общеобразовательная школа» Торжокский район Тверской области

7

Адрес, телефон

Тверская область, Торжокский район д. Грузины ул. Центральная д.7

Тел. 848 (251) 6-04-47

8

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

9

Количество, возраст учащихся

24 обучающихся, 12 лет – 16 лет

10

Сроки проведения, количество смен

Июль 2013 года, 2 смена


Пояснительная записка

Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Наличие у школы пришкольного участка, реликтового парка усадьбы Полторацких и близкое расположение пруда привели к возможности создания профильного лагеря. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Цель: формирование личности, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать адекватное решение и активно участвовать в охране природы;

организация отдыха и оздоровление обучающихся школы в летний период.

В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Образовательные:

  • Познакомить школьников с основными методами мониторинга окружающей среды: физическими, химическими и биологическими;

  • Расширить, дополнить и углубить знания детей о природе, природных явлениях, живых организмах, а также методах исследования живой природы;

  • Закрепить теоретические знания учащихся через выполнения разнообразных практических работ;

  • Формировать умения проводить исследовательскую работу и оформлять результаты исследований.

2. Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы и интеллектуальные возможности учащихся в процессе проведения школьного экологического мониторинга;

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к живой природе;

  • Воспитывать уважение друг к другу через коллективную и групповую формы работы.

Ведущие принципы

В основе деятельности экологического лагеря лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии:

  • личностно-ориентированный подход;

  • приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;

  • обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;

  • воспитание способности и потребности общения с миром через освоение

  • гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.

Участники программы

Содержание программы предназначено для учащихся 7 – 9 классов, увлекающихся биологией, экологией и начинающих изучать основы неорганической химии.

Содержание программы

Экологический лагерь предполагает подготовительный этап (теоретический) и основной период (образовательно-оздоровительный).

Подготовительный этап включает:

  • организаторы создают программу работы экологического лагеря;

  • программа предусматривает включение всех участников в активную работу, учитываются способности каждого ученика, принимаются во внимание возрастные особенности учащихся;

  • обеспечивается полноценное питание и режим работы;

  • привлечение медицинского работника для обследования детей (необходимые прививки);

  • обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом.

Основной период лагеря – исследовательско - практическая деятельность учащихся с сочетанием оздоровительных и познавательных мероприятий.

Программа рассчитана на 18 занятий, в которых предусмотрено сочетание теории и практики, и проходящих в соответствии со следующим распорядком дня:

Режим дня

8.30 – 9.00 - утренняя зарядка на свежем воздухе

9.00 – 9.30 – завтрак

9.30 – 10.20 – теоретическое занятие

10.20 – 12.30 – исследовательская работа на свежем воздухе

12.30 – 13.30 - обед

13.30 – 14.30 – оформление результатов

14.30 – 15.00 –полдник

Построение программы базируется на знаниях и умениях школьников, полученных на уроках биологии, географии, экологии, химии, физики, математики. Программой экологического лагеря предусмотрены теоретические и практические виды занятий. Школьники учатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты опытов в виде схем, диаграмм, таблиц. Полученные результаты исследования могут стать важной составной частью школьного экологического мониторинга и использоваться в составлении экологического паспорта школы.

Формами контроля теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся являются игры, конкурсы, КВН, экскурсии, а также проведение и оформление исследовательских работ.

На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая и коллективная, где школьники развивают умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. Большую часть дня ребята проводят на свежем воздухе, что позволяет укреплять им свое здоровье. Кроме занятий по экомониторингу, программа включает возможные экскурсии, спортивные игры, развлекательные мероприятия.

В результате работы экологического лагеря предполагается овладение следующими умениями и знаниями.
Учащиеся должны знать:

1) Правила техники безопасности:

  • поведения на водоеме, в лесу, на природе,

  • при выполнении химического эксперимента. Основные приемы обращения с лабораторным оборудованием. Меры оказания первой помощи при химических ожогах кислотами, щелочами; при отравлении тяжелыми металлами.


2) Основные понятия:

Экомониторинг. Атмосфера, воздушная масса, воздух. Составные части атмосферы: постоянные, переменные, случайные Факторы загрязнения атмосферы: антропогенный, индустриальный. Охрана воздушной среды. Экспресс-метод, автотранспортная нагрузка.

Водородная связь. Виды воды: очищенная, питьевая, промышленная, техническая, пресная, минеральная, соленая. Растворы, растворение, растворимость. Поли-, мезо-, олигосапробные воды. Органолептические свойства воды, цветность, жесткость, окисляемость, нефтепродукты. Пробоотбор.

Твердая фаза почвы. Почвенно-поглощающий комплекс (ППК). Почвенный раствор. Почвенный воздух. Структура почвенного покрова. Водопрочность. Окраска. Плотность. Кислотность. Плодородие.

Физико-химические методы оценки состояния загрязненности воды, воздуха, почв:

*Определение кислотности исследуемого объекта,

* Определение содержания хлоридов,

*Определение содержания сульфатов,

* Определение химических элементов.

3) Основные источники загрязнения окружающей среды.

4) Меры по охране и защите природных ресурсов.

Учащиеся должны уметь:

- Правильно вести себя на улице, на водоеме, в общественных местах и на природе

- Оказывать первую помощь при тепловом ударе, химических ожогах кислотами, щелочами; при отравлении тяжелыми металлами.

-Правильно работать с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

- Визуально оценивать состояние воздушной среды в д. Грузины и ее окрестностях, выделять факторы, неблагоприятно влияющие на изменение состава воздуха.

- Определять степень загрязненности воздуха в лабораторных условиях по анализу снежного покрова.

- Проводить экспресс-метод определения СО2 в помещениях,

- Проводить доступными в школьных лабораторных условиях методами мониторинг водных объектов.

- Делать качественную и приблизительную количественную оценку степени загрязненности исследуемой воды хлоридами, сульфатами, нефтепродуктами.

- Определять качество воды по органолептическим показателям.

- Готовить водную и солевую почвенные вытяжки.

- Проводить качественные реакции на обнаружение хлоридов, сульфатов и других ионов в исследуемых образцах почвы.

- Оформлять результаты исследований в виде схем, таблиц, диаграмм.

- Сравнивать различные данные и делать выводы.


Календарно – тематическое планирование занятий


№ занятия

примерная

дата

План мероприятий

Занятие №1

9.06.

Организационное собрание. Знакомство с режимом работы профильного отряда и распорядком дня. Инструктаж по технике безопасности. Игры на свежем воздухе.

Занятие №2

10.06.

Ознакомление с работой школьного экологического мониторинга. Работа на клумбах.

Занятие №3

11.06.

Правила оформления экологического паспорта. Выбор объектов мониторинга. Выбор ключевых участков.

Практическая часть: «Инвентаризация зеленых насаждений»

Занятие №4

14.06.

Практическая часть: «Инвентаризация зеленых насаждений» (продолжение). Оформление полученных результатов.

Занятие №5

15.06.

Методы мониторинга почв.

Представление о растениях – индикаторах.

Практическая часть: «Определение плодородия, водного режима, залегания грунтовых вод по растениям – индикаторам».

Занятие №6

16.06.

Практическая часть: « Определение кислотности почвы биологическими и физико-химическими методами». Практическая часть: Работа на клумбах, сбор растений для гербария.

Занятие №7

17.06.

Практическая часть: « Изучения состояния окружающей среды по встречаемости фенов белого клевера».

Общий вывод по исследованию состояния почвы.

Занятие №8

18.06.

Экскурсия на пруд. Изучение флоры и фауны. Практическая часть: « Органолептические показатели воды».

Занятие №9

19.06.

Анализ воды из разных источников.

Посещение СЭС.

Занятие №10

20.06.

Методы мониторинга воздушной среды.

Практическая часть: «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны».

Занятие №11

21.06.

Практическая часть: «Оценка чистоты воздуха по лишайникам»

Конкурс «Ну-ка, угадайка»

Занятие №12

22.06.

Источники загрязнения в нашем городе (экскурсия на деревообрабатывающий завод Талион-Терра).

Изготовление поделок из природного материала, подготовка рисунков и плакатов по охране окружающей среды.

Занятие №13

23.06.

Работа по оформлению экологического паспорта.

Составление гербариев и художественных композиций с использованием растений.

Занятие №14

24.06.

Экскурсия по экологической тропе, ее описание.

Исследование почвы и водоемов на данном маршруте.

Занятие №15

25.06.

Игра «Найди клад»

Конкурс поделок из природного материала, выставка плакатов, сочинений и рисунков по защите природы.

Занятие №16

26.06.

Вредители сада и огорода. Экскурсия в агробиоценоз.

Работа на клумбах.

Занятие №17

27.06.

Подготовка к отчету.

КВН « В царстве флоры и фауны »

Занятие №18

28.06.

Игры на свежем воздухе. Закрытие площадки.

Подведение итогов по составлению «Экологического паспорта школы».


  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с экологическим направлением «солнышко»
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач...
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программы Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря...
Схема сотрудничества взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с социумом 26
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...
Комплексная программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...
Комплексная программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «дружный»
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «В поисках священного Тотема»
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнечный»
Комплексная краткосрочная программа летнего оздоровительного лагеря «Солнечный» с дневным пребыванием детей «Последний герой»
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе моу эстонская оош
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач...
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Школьник»

Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Приказ
Подъём-Михайловка, летнего лагеря №1, расположенного в 3 километрах на юго-запад и летнего лагеря №2, расположенного в 6 километрах...
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа "Сказка, мы тебя знаем!? " пришкольного летнего оздоровительного...
Программа «Сказка, мы тебя знаем!?», детского оздоровительного лагеря дневного пребывания детей в возрасте от 6 до 14 лет «Десятое...
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon И. Ф. Маркелова программа летнего лагеря «солнечная страна»
Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа дополнительного образования Направление: познавательное
Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу,...
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа школьного летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания...
Управление образования и молодежной политики администрация Лысковского муниципального района
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Комплексная программа летнего палаточного лагеря «тобольский экстрим»
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Программа экологического летнего лагеря «Мир, в котором мы живем» icon Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе
Создание системы интересных, разнообразных по форме и содержанию мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск