3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Страничка редактора стр. 2
События года: К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
1. Ромасюкова С.Г. О результатах школьной акции «Зачем нам помнить о войне?», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне стр. 3-5
Рубрика «У нас в гостях»:
1.Зеленина Л. В., заместитель директора по УВР МБОУ «СветлозерскаяСОШ»
МО «Холмогорский муниципальный район», Мониторинг сформированности
метапредметных УУД. стр. 5-8
Рубрика «Современный урок»:
2 Козьмина Т. А. « Города Урала. Проблемы района» Методическая
разработка урока географии в 7 классе. стр. 9-14
Рубрика «Внеклассное мероприятие»:
1. Мачнева Л. М. «Прощай, Азбука!» Методическая разработка
праздника для учащихся 1 класса (Муниципальный заочный конкурс
методических материалов «Панорама воспитательных идей», 2014 год, участие) стр. 14-20
2. Пушкова Т.В., «Физика вокруг нас» Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике для учащихся 7 – 9 классов (Открытое мероприятие
в рамках ) стр. 21-26
3. Попова Т.В. «Память огненных лет» Методическая разработка внеклассного мероприятия - литературно-музыкальная композиция
для учащихся 1-9 кл.(Всероссийский дистанционный конкурс работников
образования «Сценарий праздников и мероприятий», 2015г., диплом 2 степени) стр. 27-31
4. Сумкина Е.Г. «От Рождества до Крещения». Методическая разработка
классного часа для учащихся 7-9 классов. (Региональный заочный конкурс
методических материалов «Приобщение к истокам Поморской культуры»,
2013г., участие). стр. 31-33
Рубрика «СТАТЬИ»:
1. Абиди И.И. Преподавание немецкого языка в объединённых классах основной
школы: проблемы и пути их решения. (Выступление на «Трибуне педагогического
опыта» в МБОУ ДОД «РЦДО» 31.03.2015г.) стр. 34-36
2.Земцовская М. А. Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные
методы оздоровления. стр. 36-42
3. Дрочнева Н. Г. Социальный педагог: первый опыт работы (выступление на трибуне педагогического опыта в апреле 2015г.) стр. 42-47 НАШИ АВТОРЫ стр. 48
Страничка редактора
Вы держите в руках 3-ий номер методического альманаха «Пеликан» МБОУ «Сийская СОШ №116». Заканчивается первый год выхода в свет нашего альманаха. Изюминкой данного номера является новая рубрика - «У нас в гостях». Зеленина Л. В., заместитель директора по УВР МБОУ «СветлозерскаяСОШ» МО «Холмогорский муниципальный район», представляет статью «Мониторинг сформированности метапредметных УУД». С нашими соседями - МБОУ «Светлозерская СОШ» - нас связывают давние дружеские связи, в последние годы мы интересно провели два совместных педагогических совета в форме конференций с панорамами открытых уроков, совместное заседание методических объединений учителей начальных классов, выпускники школ успешно сдавали ЕГЭ то в Сии, то в Глубоком. В эти дни, в ноябре 2015 года, светлозерские учащиеся на базе Сийской школы выполняют задания Всероссийской олимпиады школьников. Мы дорожим этой дружбой, учимся, друг у друга, взаимообогащаемся от творческих контактов. Ждём от соседей новых материалов в альманах!
СОБЫТИЯ ГОДА 70 лет Победы в Великой Отечественной войне
Ромасюкова С.Г., заместитель директора
по воспитательной работе
О результатах школьной акции «Зачем нам помнить о войне?», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Сколько в человеке памяти,
столько в нем и человека.
В.Г.Распутин
На рассвете 22 июня 1941 года войска фашистской Германии и её союзников атаковали СССР. Эта дата – одна из самых печальных в истории нашей страны. Началась Великая Отечественная война, в которой погибли около 27 миллионов советских граждан. Она длилась чуть меньше 4 лет – 1418 дней и ночей.
9 мая 2015 года мы отметили 70 лет со дня, когда кончилась война. Вся страна вспоминала о людях, которые защищали нашу Родину, о тех страшных днях, когда весь народ встал на защиту Отечества.
Для каждого человека в нашем государстве это событие выглядит по-своему. Одни – участники страшной войны, другие потеряли родителей, третьи, возможно, ничего о войне даже не слышали… Но историю нашей страны нужно знать каждому, чтобы не допустить повторения подобной трагедии. И в честь этой даты в школе с января по май 2015 года прошла акция «Зачем нам помнить о войне?», целью которой было создание условий для значимого участия учащихся, их родителей, педагогов, представителей социума в подготовке и праздновании знаменательной даты – 70-летия Великой Победы.
Старт акции был дан на общешкольной линейке, где был озвучен план дел в рамках этой акции.
В конкурсе чтецов стихов и прозы о войне «А музы не молчали…» своё мастерство чтения стихов демонстрировали 16 учеников 1 – 4 классов. Победителями и призерами конкурса стали Тюшин Максим (1 класс), Патракеева Ирина (1 класс), Лукин Никита (1 класс), Мурашова Елизавета (2 класс), Дмитерко Александр (4 класс). В конкурсе среди учеников 5-9 классов участие приняли 22 ученика. Победителями и призерами стали:
1 место – Чмырёва Виктория (9 класс), Тюшина Екатерина (5 класс), Павозкова Валерия (8 класс); 2 место – Кундрюцкий Илья (6 класс), Турабова Арина (7 класс); 3 место – Гончаров Денис (5 класс), Чигилейчик Даниил (8 класс). В старшей группе стихотворение «Зинка» Ю Друниной прочла Чмырева Виктория. Никого не оставило равнодушным прекрасное исполнение девушкой этого произведения. Единственным участником и победителем в номинации «Автор литературных произведений» стала Смирнова Александра (8 класс). В жюри конкурса были приглашены Гаврилова А.Н., библиотекарь поселковой библиотеки, Бурянина Е.П., ветеран педагогического труда, Шматюк Т.Н., учитель ИЗО и технологии.
Замечательные слова «Кто сказал, что можно бросить песню на войне?» стали девизом следующего общешкольного мероприятия «Битва хоров». Каждый класс готовил исполнение песни военных лет или песни о войне. Перед каждым выступлением ребята знакомились с историей создания песни. Победителями стали ученики 8 класса, исполнившие песню «На безымянной высоте…» (кл. рук. – Бовсуновская Н.Н.). Звонко, задорно исполнили песню «Прадедушка» второклассники (кл. рук. – Маченева Л.М.), став вторыми в конкурсе. Третье место поделили семиклассники с песней о 28 героях-панфиловцах (кл. рук. - Пушкова Т.В.) и шестиклассники с песней «Последний бой» (кл. рук. – Козьмина Т.А.). На конкурсе прозвучало совсем малая часть песен о Великой Отечественной войне. Но песни тех далеких лет мы пели, поем и будем петь, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее, не терять веру и надежду, гордиться подвигом народа.
Заслуга в победе над фашизмом всех женщин - участниц войны - безмерна. Прошли годы, и, глядя в прошлое глазами его участниц, мы и сейчас готовы удивляться: как это они смогли? Женщина и война, война и женщина... Как различны и далеки друг от друга два полюса, так различны и далеки эти два понятия. Женщина несёт жизнь и радость, а война - горе и смерть. Литературно – музыкальная композиция «У войны не женское лицо» собрала много зрителей, которым были представлены отрывки спектаклей. Старшеклассники показали спектакль по произведению Б.Васильева «А зори здесь тихие…» (режиссёр - Родионова М.В., учитель математики). Педагоги показали театрализованную постановку (по роману Ф.А. Абрамова «Две зимы и три лета»). Никого не оставили равнодушными эти выступления, так как каждый артист смог прочувствовать тот настрой, который был присущ людям той поры. Многие смотрели эти постановки со слезами на глазах, вспоминая своих близких и родных, представляя их в образах героев.
17 апреля 2015 года прошло торжественное мероприятие, посвященное 25-летию поискового отряда «Надежда». Этот отряд был организован 21 декабря 1989 года под руководством Бойчука Александра Николаевича. Первая экспедиция выехала на раскопки весной 1990 года. За 25 лет поисковики участвовали в экспедициях в Смоленской области в Гагаринском, Духовщинском, Сычевском районах, в Мясном Бору Новгородской области, в Ленинградской области в Кировском районе, на Пулковских высотах, на станции Старая Малукса.
В «Вахтах Памяти» за эти годы участвовало более 160 учеников из Сийской, Междуреченской, Пиринемской, Ваймушской, Пачихинской, Карпогорской школ. Найдено и захоронено более 200 солдат и командиров Красной Армии.
Юбилейное мероприятие поискового отряда совпало с областной акцией «Часовой у Знамени Победы». В составе делегации для церемонии передачи копии Знамени Победы в школу прибыли Выучейская Н.В., заместитель Главы администрации по социальным вопросам МО «Пинежский муниципальный район», Подрезова Т.А., руководитель группы почетного караула МБОУ «Карпогорская СОШ №118», знаменная группа учащихся МБОУ «Карпогорская СОШ №118». В торжественной обстановке копия Знамени Победы была передана нашей школе.
На юбилейном мероприятии присутствовали гости, приглашенные жители поселка. Среди них Глава администрации МО «Сийское» Конева В.Н., депутат районного собрания депутатов Томилов А.Н. Прозвучало много слов благодарности в адрес Бойчука А.Н., четверть века плодотворно занимающегося патриотическим воспитанием школьников.
Волнительным был момент, когда педагогам школы Бойчуку А.Н. и Кунникову В.А. вручили медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне», которые должны были получить их матери, к сожалению, чуть-чуть не дожившие до этого замечательного праздника.
Около двух часов звучали рассказы о деятельности отряда, были показаны фильмы о поисковом отряде «Надежда». В зале звучали стихи и песни, танцевальная группа «Эдельвейс» подарила прекрасные танцевальные номера.
После мероприятия копия Знамени Победы была передана в школьный музей. Там в течение недели проходили уроки «История Знамени Победы» для младших школьников.
8 мая была представлена театрализованная постановка «Детство, опаленное войной». Среди гостей праздника были труженики тыла, дети военной поры. Маленькие артисты под руководством Родионовой М.В. творчески подошли к подготовке выступлений и показали очень трогательные мини-спектакли о жизни детей на оккупированных территориях, в блокадном Ленинграде, в тылу.
В рамках этой акции также прошли другие мероприятия. В школьной викторине «История Великой Отечественной» победителями в своих возрастных группах стали Мурашова Елизавета, Марковкина Дарья и Гарифов Юрий. Ученики 5 класса под руководством Бойчук Р. С., учителя истории, приняли участие во Всероссийской заочной викторине «День Победы», где Гончаров Денис стал победителем, а Смирнова Диана, Пономарев Иван и Марковкина Дарья стали призерами. Победителями школьного марафона «70-летию Победы - 70 пятёрок» стали ученики, получившие до праздника Победы по 70 пятерок в школьном журнале. Достигли финиша 23 ученика. Среди первых были Мурашова Елизавета (2 кл.), Ширяева Алина (4 кл.), Гончаров Денис (5 кл.), Ипатова Маргарита (8 кл.), Щепоткина Виктория (8 кл.). На классных часах «Война на Пинежье» (30.01.2015г.) учащиеся познакомились с пинежанами - Героями Советского Союза, узнали, какой вклад внесли жители района в победу над фашистскими захватчиками. Вместе со всей страной отметили День Победы. Учащиеся приняли участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». После митинга стартовала поселковая майская эстафета. Яркое, массовое мероприятие собрало команды от самых маленьких, воспитанников детского сада, до взрослых команд производственных коллективов. Среди малышей победителями стала команда «красных». В школьной группе победителями эстафеты стали команды 4, 7 и 8 классов. Среди производственных коллективов победила команда МО «Сийское».
Не только в школьных мероприятиях, посвященных юбилею Победы, принимали участие учащиеся школы. Районный фестиваль «Калейдоскоп талантов» проводился по четырем направлениям. В конкурсе работ декоративно – прикладного искусства «»Мир, полный чудес» под руководством Шматюк Т. Н. ученицы 5 класса Тюшина Катя, Смирнова Диана, Рейникс Майя стали призерами. В танцевальном конкурсе «Ритм» в номинации народно – сценический танец призовое место досталось танцевальной группе «Эдельвейс» (руководитель – Гарифова С.В.) с задорным танцем «Северянки». В театральном конкурсе группа школьников под руководством Родионовой М. В. Со спектаклем по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» стали победителями. В конкурсе художественного слова также победа досталась ученице из нашей школы Чмыревой Виктории (9 кл.), которая очень трогательно прочитала стихотворение Ю. Друниной «Зинка». В этом конкурсе также приняли участие Тюшина Катя (5 кл.), Патракеева Ира (1 кл.), Смирнова Саша (8 кл.). В «Музыкальных кружевах» свое вокальное мастерство представили Павозкова Валерия. Ситникова Виктория, Смирнова Александра, Шубный Даниил, (все они учащиеся 8 класса) и Минина Карина (1 кл.).
Все мероприятия акции были направлены на воспитание любви к Отечеству, к героическому прошлому нашей страны, на формирование духовно-нравственных качеств, и хочется быть уверенным, что такие акции дают свои положительные результаты. Ведь как писал В. А. Сухомлинский: «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества».
Рубрика «У нас в гостях»
Зеленина Людмила Владимировна, заместитель
директора МБОУ «СветлозерскаяСОШ»
МО «Холмогорский муниципальный район»
Мониторинг сформированности метапредметных УУД
Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником
искать эти самые знания и овладевать ими.
Шалва Амонашвили
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (1-е классы) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.
Стандарт выдвигает три группы требований:
• Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
• Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;
• Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Необходимо понимать, что в новых стандартах не содержится каких-либо революционных требований к результатам образования, в корне меняющих жизнь школы. Если в традиционном обучении результатом образования являлись знания, то в новом стандарте результат образования это не только знания, но и умения их добывать и применять в повседневной жизни. Согласно ФГОС, ребенок к концу обучения в начальной школе должен овладеть личностными, предметными и метапредметными результатами.
Так основной целью современного образования стало формирования УУД, возникла необходимость оценивания универсальных учебных действий. В УМК «Школа 2100» есть прекрасное пособие «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования», для 1-4 классов. Данное пособие позволяет определить в конце учебного года метапредметный результат освоения учащимися класса основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Диагностика, разработанная для обучающихся 1-2 классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырех вариантах.
В 1 классе обе работы носят комплексный характер: первая работа на выявление метапредметных и личностных результатов, вторая даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные).
Во 2 классе первая работа (комплексная), включает задания на выявление личностных и метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) результатов, вторая (интегрированная) строится на основе текста и включают задания на выявление уровня сформированности коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, навыков смыслового чтения (Схема 1).
Диагностический материал 2 класса
Проверочная работа №1
(комплексная)
4 варианта
|
Проверочная работа №2
(интегрированная)
4 варианта
|
- Личностные результаты - Коммуникативные УУД
- Регулятивные УУД - Регулятивные УУД
- Познавательные УУД - Познавательные УУД
В 3-4 классах личностные и метапредметные результаты (уровень владения универсальными учебными действиями) предлагается определять с помощью четырёх тестов:
Тест 1. Познавательные УУД;
Тест 2. Коммуникативные УУД (чтение и работа с информацией);
Тест 3. Регулятивные УУД;
Тест 4. Личностные результаты.
Каждый тест состоит из двух вариантов. Варианты одинаковы по трудности. Распределение по вариантам учитель может проводить так, как он это делает обычно на контрольных работах, может чередовать варианты при неоднократном диагностировании.
Проверка работ проводится с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. Баллы, полученные учащимися, не переводятся в отметки. Для учителей и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение обучающегося и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Для каждого теста предусмотрена своя схема анализа результатов тестирования. Всего их четыре. В каждой из них указаны проверяемые умения и способы подсчётов результатов. Фиксация результатов позволит увидеть уровень результатов каждого ученика (ниже базового, базовый, повышенный уровень) и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими.
Однако имеется некоторое неудобство при фиксации результатов исследования 1-2 классов. А именно: для 1-2 классов не разработана система диагностики, которая включает в себя таблицы для занесения и анализа показателей. Поделюсь опытом своей работы по оценке сформированности метапредметных достижений обучающихся, на примере 2 класса.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.
Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Задачи мониторинга:
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения начальной школе.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.
Время проведения:
- на входе во 2-й класс (входной уровень): комплексная + интегрированная;
- на выходе из 2-го класса (выходной уровень): комплексная + интегрированная
В начале года, для определения уровня сформированности метапредметных УУД, провела интегрированную и комплексную работу. Составила таблицы по диагностике метапредметных результатов. В каждой таблице указаны номера заданий, так же прописаны умения, проверяемые этими заданиями. В строках ниже фиксируются результаты выполнения соответствующей работы, проставляется количество баллов, набранных учеником за выполнение заданий работы в соответствии с ключами оценивания заданий.
Последняя строка схемы анализа предназначены для подсчёта общих результатов класса. В начале указывается максимальный балл, который ученик может получить за выполнение задания. Потом необходимо, учитывая число учеников, выполнявших проверочную работу, подсчитать сумму баллов, которую они могли набрать и которую реально набрали, и перевести её в проценты. Результаты диагностики анализируются как по вертикали, так и по горизонтали и делаются определенные выводы.
Проверочную (комплексную) работу выполняло 11 человек. Из анализа таблицы (Приложение 1): высокие результаты учащиеся показали по следующим умениям: умение находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков (82%), умение выбирать необходимые для решения конкретной задачи средства (90%), умение наблюдать и делать самостоятельные выводы (91%), но есть умения, которые находятся на низком уровне, такие как, например: умение давать оценку поступкам с позиции известных правил (36%), умение ставить цель деятельности (37%), умение контролировать соответствие учебных действий данной инструкции (37%). На очень низком уровне развития находится умение планировать учебную деятельность (10%).
Затем перенесла результаты комплексной работы и результаты интегрированной работы в Сводную таблицу (Приложение 3). Сложила метапредметные результаты комплексной работы и метапредметные результаты интегрированной работы, высчитала общий балл и перевела в проценты. Например, ученик №1 набрал 9 баллов за комплексную работу и 9 баллов за интегрированную, итого 18 баллов. Переводим в проценты (72%). Ученик показал средний уровень. Таким образом, можно увидеть личный достигнутый уровень развития метапредметных умений каждого ученика на входе во 2-й класс и в дальнейшем сравнить с последующими достигнутыми результатами, т.е. на выходе из 2-го класса.
Из Сводной таблицы (Приложение 3) мы видим, что больше половины класса учащихся имеют низкий уровень развития коммуникативных УУД (8 человек), а так же показали не высокий уровень регулятивных УУД.
Из Сводной таблицы (Приложение 3)
Уровни результатов
|
Познавательные УУД
|
Регулятивные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
Повышенный
( 68 -100%)
|
5
|
|
1
|
|
2
|
Базовый
(35-67%)
|
5
|
|
6
|
|
1
|
Ниже базового
(0-34%)
|
1
|
|
4
|
|
8
|
Проанализировав результаты поставила задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе и подборе педагогических и управленческих средств их достижения.
Проектируя урок, направленный на формирование УУД, старалась максимально использовать возможности основного источника знаний и главного средства обучения – учебника. Все учебники прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО, т.е. в содержании, структуре, в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Во всех учебниках и пособиях УМК «Школа 2100» используется обозначение цветом соответствующих групп результатов: личностных и метапредметных (УУД). При подготовке к урокам больше времени старалась уделять заданиям способствующим развитию коммуникативных УУД и регулятивных УУД (в учебниках такие задания выделены разным цветом), конечно не забывая и о личностных и познавательных УУД.
Для формирования регулятивных УУД на этапе изучения нового материала использовала технологию проблемного диалога и технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Цель применения технологии проблемного диалога – формирование регулятивных УУД. Обучение в образовательной системе по программе «Школа 2100» полностью построено на технологии проблемного диалога.
Второе главное средство формирования регулятивных УУД - это технология оценивания образовательных достижений, которая также является одной из технологий ОС «Школа 2100». Самопроверка, самоконтроль — деятельность школьника, состоящая в умении оценивать свою работу с позиций «все ли выполнил?», «верно ли выполнил?» и при необходимости корректировать: «самостоятельно поправь себя».
Для определения уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на выходе из 2-го класса снова провела:
- комплексную работу (Приложение 4); - интегрированную работу (Приложение 5).
Затем также перенесла результаты комплексной работы и результаты интегрированной работы в Сводную таблицу. Результаты диагностики проанализировала как по вертикали, так и по горизонтали и сделала определенные выводы (Приложение 3).
Анализируя общее состояние формирования метапредметных УУД видим, что в сравнении с работой выполненной детьми в начале года, снизилось число учащихся имеющих низкий уровень и повысилось число учащихся со средним и высоким уровнем. Из анализа таблиц следует, что у учеников идет активное формирование на уроках всех УУД, однако остаются дети, у которых процессы формирования не происходят или продвигаются в незначительной степени.
Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволяет увидеть личный прогресс каждого ученика и даёт возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также помогает скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; помогает определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволяет увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Рубрика «Современный урок»
Козьмина Татьяна Алексеевна,
учитель географии
Урок географии в 7 классе по теме « Города Урала.
|