Департамент образования администрации
города Нижневартовска
Муниципальное автономное учреждение
города Нижневартовска
«Центр развития образования»
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
СРЕДИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
«Педагогический дебют - 2015»
г. Нижневартовск
Порядок проведения конкурса
профессионального мастерства среди молодых педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют – 2015»
I. Общие положения
1.1. Настоящий порядок определяет цель, задачи, требования к составу участников, их выдвижению, представлению документов и материалов, формированию организационного комитета и жюри, условиям организации и содержанию конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют – 2015» (далее – конкурс), а также финансирование конкурса, награждение победителя, призеров, финалистов.
1.2. Конкурс проводится в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Нижневартовска от 17.09.2014 №1858.
1.3. Организует и проводит конкурс муниципальное автономное учреждение города Нижневартовска «Центр развития образования» (далее – МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»).
1.4. Координирует организацию и проведение конкурса департамент образования администрации города Нижневартовска (далее – департамент образования).
1.5. Информационное сопровождение конкурса осуществляется на портале системы образования города Нижневартовска (http://edu-nv.ru/), сайте МАУ г. Нижневартовска «ЦРО» (www.cro-nv.ru).
II. Цель, задачи конкурса
2.1. Цель: развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования, стимулирование и поддержка инициатив молодых педагогических работников образовательных организаций.
2.2. Задачи конкурса:
выявление талантливых, творчески работающих молодых педагогических работников;
стимулирование профессионального педагогического творчества молодых педагогических работников;
создание условий для профессионального роста, самосовершенствования и самореализации молодых педагогических работников;
распространение лучшего педагогического опыта молодых педагогических работников;
повышение социального статуса и престижа профессии педагога.
III. Участники конкурса
3.1. В конкурсе принимают участие молодые педагогические работники в возрасте до 30 лет (учителя, педагоги дошкольных образовательных организаций, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования детей, педагоги-организаторы) муниципальных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования (далее – участники).
3.2. Образовательная организация самостоятельно выдвигает участников конкурса, направив в оргкомитет представление на их участие в конкурсе.
3.3. Количество участников от одной образовательной организации в заочном этапе конкурса не ограничено.
3.4. Количество участников очного этапа конкурса ограничивается квотой и составляет 10 человек.
IV. Организационный комитет конкурса
Для организации и проведения конкурса создается организационный комитет (далее – оргкомитет), в состав которого входят специалисты департамента образования, МАУ г. Нижневартовска "ЦРО", председатель городского комитета профсоюза работников народного образования и науки, руководящие и педагогические работники муниципальных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования. Состав оргкомитета утверждается приказом департамента образования.
4.2. Руководство работой оргкомитета осуществляет председатель.
4.3. В функции оргкомитета входит:
информирование участников о конкурсе;
прием и регистрация пакетов конкурсных документов и материалов;
организация работы жюри на заочном и очном этапах конкурса;
формирование программы проведения очного этапа конкурса;
определение тем открытых уроков (занятий), открытой дискуссии;
решение организационных вопросов по проведению очного этапа конкурса;
организация и проведение соревнований «Ралли выживания», определение победителей и призеров соревнований;
подготовка церемоний открытия, закрытия конкурса и награждения участников;
подготовка информации об итогах проведения заочного, очного этапов конкурса и размещение ее на сайте МАУ г. Нижневартовска «ЦРО» (www.cro-nv.ru), портале системы образования города Нижневартовска (www.edu-nv.ru).
4.4. Оргкомитет оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целях с обязательной ссылкой на автора.
4.5. Обязанности оргкомитета:
создание равных условий для всех участников конкурса;
обеспечение гласности проведения и итогов конкурса;
соблюдение настоящего порядка.
V. Организация и сроки проведения конкурса
5.1. Конкурс проводится в два этапа: заочный и очный (финал).
5.2. Заочный этап проводится с 10.03.2015 по 20.03.2015, очный этап проводится с 30.03.2015 по 03.04.2015.
5.3. Для участия в заочном этапе конкурса претенденты направляют до 13.03.2015 в оргкомитет (ул. Мира, 56Б, МАУ г. Нижневартовска "ЦРО", кабинет №302) пакет конкурсных документов и материалов согласно п. 6.1. настоящего порядка.
5.4. Основанием для признания участником конкурса является предоставление полного пакета конкурсных документов и материалов.
5.5. В очный этап конкурса проходят 10 участников, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам оценки конкурсных материалов на заочном этапе.
5.6. Конкурсные мероприятия очного этапа проходят в образовательных организациях города – конкурсных площадках, определяемых оргкомитетом.
5.7. Результаты заочного этапа в очном этапе конкурса не учитываются.
5.8. Для всех участников создаются равные условия.
VI. Содержание конкурса
6.1. Для участия в заочном этапе конкурса участники направляют в оргкомитет пакет конкурсных документов и материалов:
заявку на участие согласно приложению 1 к настоящему порядку;
представление образовательной организации согласно приложению 2 к настоящему порядку;
эссе на тему «Мой диалог с наставником…». Объем эссе - не более 2-х страниц печатного текста (в эссе отражается диалог поколений, выраженный в обсуждении актуальных проблем современного образования молодым педагогом и педагогом-наставником). Эссе должно состоять из трех частей: часть 1 и 2 – описание взгляда на обсуждаемую тематику со стороны каждого из собеседников, часть 3 – выводы сторон на основании изучения точки зрения друг друга;
анкету участника конкурса согласно приложению 3 к настоящему порядку;
описание педагогического опыта работы участника конкурса по одной из предложенных тем:
«Система оценивания достижений обучающихся в рамках ФГОС»;
«Повышение эффективности образовательного процесса на основе использования технологий системно-деятельностного подхода»;
«Организация внеурочной деятельности по предмету в рамках реализации ФГОС»;
«Эффективное взаимодействие педагога, семьи и социума как условие реализации ФГОС»;
«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС»;
«Эффективные технологии формирования универсальных учебных действий обучающихся».
Опыт работы оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению 4 к настоящему порядку.
заявку на проведение открытого урока (занятия) согласно приложению 5 к настоящему порядку.
6.2. Руководитель образовательной организации несет ответственность за достоверность представленной в заявке информации и персональных данных участника конкурса.
6.3. Требования к оформлению документов и материалов на заочный этап конкурса:
документы и материалы предоставляются в оргкомитет согласно перечню (п. 6.1.) и оформляются как на бумажных, так и на электронных носителях в 1 экземпляре;
документы и материалы брошюруются в одну папку;
на титульном листе папки указывается следующая информация: название конкурса, ФИО участника, должность, наименование образовательной организации.
6.4. Очный этап конкурса включает в себя следующие конкурсные мероприятия:
Творческая самопрезентация участника «Мой профессиональный выбор» – 5 минут;
«Открытый урок (занятие)». Тема урока (занятия) сообщается участнику за один день до его проведения. Тему урока (занятия) формулирует оргкомитет конкурса. Класс и оборудование для проведения урока (занятия) определяет участник. Время проведения – 30 минут, для педагогов дошкольных образовательных организаций – 25 минут;
«Самоанализ конкурсного урока (занятия)» проводится сразу после проведенного урока (занятия). Время – 10 минут (в том числе ответы на вопросы жюри – 3 минуты);
«Методический семинар «Мой педагогический опыт» (устное представление участником конкурса педагогического опыта, представленного на заочный этап конкурса). Время – 15 минут (в том числе представление опыта – 10 минут, ответы на вопросы жюри – 5 минут);
Открытая дискуссия по обсуждению актуальных общественно значимых проблем. Тема дискуссии сообщается непосредственно в начале проведения конкурсного испытания. Время – 30 минут.
6.5. В ходе очного этапа конкурса оргкомитетом проводятся соревнования «Ралли выживания», включающие в себя спортивно-туристские конкурсы, направленные на выявление лидерских качеств участников, умений работать в команде. В мероприятии участвуют 5 человек: участник и представители группы поддержки от образовательной организации (2 женщины + 2 мужчин). Время проведения – 1час. Результаты участия в данных соревнованиях не включаются в общий рейтинг.
VII. Критерии оценки конкурса
7.1. Каждый критерий конкурсных испытаний оценивается по 5-балльной шкале.
7.2. Заочный этап конкурса (максимальное количество баллов – 70):
7.2.1. Эссе (максимальное количество баллов – 25):
степень и глубина раскрытия заявленной темы;
аргументированность собственной точки зрения;
полнота, завершенность идеи, формулируемой автором;
яркость и оригинальность изложения;
отсутствие грамматических и речевых ошибок.
7.2.2. Описание педагогического опыта работы, максимальное количество баллов – 45):
актуальность представленного опыта;
научность опыта (научные теории, положенные в основу опыта);
взаимосвязь, поставленных в опыте целей и задач, с ожидаемыми результатами;
обоснованность применяемых форм, методов, технологий;
описание ресурсов, необходимых для реализации опыта (перечень учебных и методических материалов, требования к материально-технической оснащенности и информационной обеспеченности);
системность и логичность в построении содержания опыта;
результативность опыта;
воспроизводимость опыта (возможность использования другими педагогами в образовательном процессе);
качество оформления (выполнение требований к описанию, структуре и оформлению представления опыта).
7.3. Очный этап конкурса (максимальное количество баллов - 130):
7.3.1. Творческая самопрезентация «Мой профессиональный выбор» (максимальное количество баллов – 20):
умение ярко, оригинально раскрыть свои ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты, отношение к детям, коллегам, профессии;
общая и профессиональная эрудиция;
культура публичного выступления, искусство речи (яркость, выразительность, образность, грамотность, логика изложения);
оригинальность выступления.
7.3.2. «Открытый урок (занятие) « (максимальное количество баллов – 30):
глубина раскрытия темы, оригинальность используемых методических приемов;
умение организовать использование обучающимися разных типов и видов источников знаний;
умение организовать взаимодействие обучающихся между собой;
умение создавать и поддерживать уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности обучающихся;
соответствие результата поставленной цели занятия;
завершенность занятия и эффективность формы его проведения.
7.3.3. «Самоанализ конкурсного урока (занятия)» (максимальное количество баллов – 20):
умение сформулировать ведущую идею урока (занятия);
наличие аналитического обоснования методического обеспечения, разрешения выявленных противоречий, реализации идей;
выделение деятельности ученика, которая организована учителем;
анализ результативности урока.
7.3.4. «Методический семинар «Мой педагогический опыт». Устное представление участником конкурса педагогического опыта (максимальное количество баллов – 40):
актуальность представленного опыта;
научная, методологическая и методическая основа опыта;
целостность, системность и логичность содержания опыта;
результативность опыта;
умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности;
культура публичного выступления;
качество наглядных (демонстрационных) материалов;
способность аргументировано отвечать на вопросы жюри, отстаивать свою точку зрения.
7.3.5. Открытая дискуссия (максимальное количество баллов – 20):
общая культура и эрудиция;
глубина и оригинальность суждений;
наличие собственной позиции;
умение вести профессиональную дискуссию.
VIII. Жюри конкурса
8.1. Состав жюри конкурса (далее – жюри) формируется по согласованию из числа специалистов департамента образования, МАУ г. Нижневартовска «ЦРО», учреждений высшего профессионального образования, руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных организаций города, подведомственных департаменту образования. Состав жюри утверждается приказом департамента образования.
8.2. При выборе кандидатур в состав жюри учитываются квалификация специалиста, достижения в профессиональной деятельности, опыт участия в конкурсах профессионального мастерства, опыт работы в составах жюри.
8.3. Руководит работой жюри председатель. На секретаря жюри возложены функции оформления протоколов по итогам заочного и очного этапов конкурса. Заседание жюри считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50% от общего числа его членов.
8.4. В случае возникновения спорных ситуаций при определении финалистов, призеров, победителя конкурса председатель жюри организует открытое голосование состава жюри. Решение принимается большинством голосов. В случае равенства голосов председатель жюри имеет решающий голос.
8.5. В функции жюри входит:
осуществление экспертной оценки представленных на заочный этап конкурсных материалов участников согласно критериям, указанным в п. 7.2. настоящего порядка;
осуществление экспертной оценки конкурсных мероприятий участников на очном этапе конкурса согласно критериям п. 7.3. настоящего порядка;
заполнение и предоставление счетной комиссии экспертных листов по результатам заочного и очного этапов конкурса;
формирование рейтинга участников по итогам заочного этапа конкурса на основании оценочной ведомости, определение участников очного этапа конкурса;
формирование рейтинга участников по итогам очного этапа конкурса на основании оценочной ведомости,
определение финалистов, призеров, победителя;
оформление протоколов по итогам заочного, очного этапов конкурса.
8.6. Обязанности жюри:
соблюдать настоящий порядок;
добросовестно исполнять возложенные на жюри функции;
лично присутствовать на заседаниях жюри (отсутствие члена жюри на заседании допускается только по уважительным причинам).
8.7. Права председателя жюри:
проводит открытые обсуждения с членами жюри во время заседания;
имеет решающий голос при равенстве голосов при определении финалистов, призеров, победителя.
8.8. Обязанности председателя жюри:
обеспечивает соблюдение составом жюри настоящего порядка;
координирует работу жюри.
IX. Счетная комиссия
9.1. В состав счетной комиссии входят: председатель, секретарь, члены комиссии из числа специалистов МАУ г. Нижневартовска «ЦРО», членов Совета молодежного общественного объединения педагогических работников образовательных организаций г. Нижневартовска «Педагог – НВ». Состав счетной комиссии утверждается приказом департамента образования.
9.2. Функции счетной комиссии:
проведение жеребьевки с участниками конкурса по определению порядка прохождения ими конкурсных испытаний в очном этапе конкурса;
подсчет баллов, набранных участниками на заочном этапе и очном этапах конкурса в соответствии с экспертными листами жюри;
подготовка сводных оценочных ведомостей по результатам заочного этапа и очного этапов конкурса и передача их жюри.
X. Подведение итогов и награждение
10.1. По итогам очного этапа конкурса жюри определяются победитель конкурса (1 человек), призеры конкурса (2 человека: 2 место, 3 место).
10.2. Победителем конкурса признается участник, занявший первую позицию в рейтинге (набравший максимальное количество баллов) по итогам очного этапа конкурса.
10.3. Призерами конкурса признаются участники, по факту набранных ими баллов по итогам очного этапа конкурса (вторая и третья позиции в рейтинге).
10.4. Финалистами конкурса признаются участники очного этапа конкурса, не вошедшие в число призеров и победителя.
10.5. Список победителя, призеров, финалистов конкурса утверждается приказом департамента образования на основании протокола жюри по итогам очного этапа конкурса и доводится до сведения образовательных организаций.
10.6. Информация о победителе, призерах, финалистах конкурса публикуется на портале системы образования города Нижневартовска (www.edu-nv.ru).
XI. Призовой фонд конкурса,
награждение финалистов, призеров и победителя
11.1. Призовой фонд конкурса формируется за счет средств, предусмотренных на реализацию муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2015 – 2020 годы» в 2015 году.
11.2. Призовой фонд конкурса составляет 134 000,00 рублей и используется исключительно на награждение победителя, призеров, финалистов конкурса денежными премиями.
11.3. Размер денежных премий победителю, призерам, финалистам конкурса составляет:
-
|
23 000 рублей (1 человек);
|
|
21 000 рублей (1 человек);
|
|
20 000 рублей (1 человек);
|
|
10 000 рублей (7 человек).
|
11.4. Денежные премии перечисляются на лицевые счета победителя, призеров и финалистов конкурса и используются ими в личных целях.
11.5. Для перечисления денежных премий победитель, призеры, финалисты конкурса предоставляют в оргкомитет необходимые сведения.
11.6. Победителю, призерам, финалистам конкурса вручаются дипломы, букеты из живых цветов.
11.7. Награждение победителя, призеров, финалистов конкурса осуществляется на торжественной церемонии закрытия конкурса. Дата, время, место проведения торжественной церемонии закрытия конкурса доводятся до сведения всех участников информационным письмом МАУ г. Нижневартовска «ЦРО», которое направляется в образовательные организации.
Финалисты конкурса профессионального мастерства
среди молодых педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют - 2015»
№ п/п
|
ФИО участника,
должность
|
Наименование
образовательной организации
|
|
Мамбетов
Бейшенбек Талайбекович,
учитель математики, физики
|
МБОУ «Лицей №2»
|
|
Саламатова
Юлия Александровна,
учитель английского языка
|
МБОУ «Гимназия №1»
|
|
Алиева
Наталья Владимировна,
социальный педагог
|
МБОУ «Средняя школа №29»
|
|
Ямилова
Ильсияр Радиковна,
воспитатель
|
МАДОУ ДС г. Нижневартовска №77 «Эрудит»
|
|
Горда
Виталина Валерьевна,
учитель английского языка
|
МБОУ «Средняя школа №11»
|
|
Балаева
Гюльжара Славиковна,
учитель английского языка
|
МБОУ «Средняя школа №12»
|
|
Воронова
Надежда Ивановна,
преподаватель математики
|
МБОУ «Лицей»
|
|
Колесник
Елена Васильевна,
воспитатель
|
МАДОУ ДС г. Нижневартовска №80 «Светлячок»
|
|
Козловская
Мария Сергеевна,
учитель-логопед
|
МАДОУ ЦРР – ДС №41 «Росинка»
|
|
Юрлова
Анастасия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
|
МБОУ «Средняя школа №7»
|
Жюри конкурса
№
|
ФИО
|
Должность
|
|
Сенина Людмила Константиновна
|
председатель городского комитета профсоюза работников народного образования и науки, председатель жюри
|
|
Левченко Елена Александровна
|
главный специалист отдела качества образования департамента образования администрации города, секретарь жюри
|
|
Лескова Светлана Владимировна
|
ведущий специалист дошкольного отдела департамента образования администрации города, член жюри
|
|
Истрофилова Олеся Ивановна
|
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», член жюри
|
|
Зимина Инесса Владиславовна
|
учитель английского языка МБОУ «Средняя школа №29», победитель конкурсного отбора лучших учителей образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2013 году, член жюри
|
|
Чабан Ангелина Александровна
|
инструктор по физической культуре МАДОУ г. Нижневартовска детского сада №66 «Забавушка», победитель конкурса профессионального мастерства для работников подведомственных образовательных организаций города «Педагог года города Нижневартовска – 2015» в номинации «Воспитатель года», член жюри
|
|
Лейсли Нелли Геннадьевна
|
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя школа № 31 с УИПХЭП», победитель конкурса профессионального мастерства «Методист года города Нижневартовска» в 2014 году, член жюри
|
|
Финк Елена Анатольевна
|
педагог дополнительного образования МАУДО г. Нижневартовска «Центр детского творчества», победитель конкурса профессионального мастерства для работников подведомственных образовательных организаций города «Педагог года города Нижневартовска – 2014» в номинации «Сердце отдаю детям», член жюри
|
|
Попова Ирина Сергеевна
|
педагог-психолог МАДОУ г. Нижневартовска детского сада №21 «Звездочка», победитель регионального этапа конкурса «Педагог-психолог года Ханты-Мансийского автономного округа – Югры-2014», член жюри
|
|
Антошкина Дарья Евгеньевна
|
учитель истории МБОУ «Гимназия №1», победитель конкурса профессионального педагогического мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют – 2014», член жюри
|
|
Байда Татьяна Александровна
|
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска детского сада №38 «Домовёнок», призер конкурса профессионального педагогического мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют – 2014», член жюри
|
Состав счетной комиссии
№
|
ФИО
|
Должность
|
1.
|
Дворник
Елена Петровна
|
заместитель директора МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования», председатель счетной комиссии
|
2.
|
Труханович
Анна Васильевна
|
методист МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования», куратор молодежного общественного объединения «Педагог-НВ», секретарь счетной комиссии
|
3.
|
Шахматова
Полина Викторовна
|
педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», председатель молодежного общественного объединения «Педагог-НВ», член счетной комиссии
|
Финалисты конкурса профессионального мастерства
среди молодых педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют - 2015»
Алиева Наталья Владимировна
Место работы: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29»
Должность: социальный педагог
Педагогический стаж: 5 лет
Педагог-кумир: Конради Лариса Анатольевна – первый учитель в школе
Хобби: вышивка бисером, декупаж
Принять участие в конкурсе побудило:
возможность профессионального роста, желание попробовать свои силы, обмен опытом.
Эссе «Набережная исцелимых»
(моя встреча с наставником)
Посвящается моему наставнику,
социальному педагогу школы №29
с 2003 года по 2013 год,
Банницыной Любови Алексеевне.
Забирайте же с собою в путь, выходя из
мягких юношеских лет в суровое,
ожесточающее мужество, забирайте с собою
все человеческие движения, не оставляйте их
на дороге, не подымете потом!
Н.В.Гоголь
Подумайте, кого мы помним, кем гордимся, чьи имена произносим с непреходящим душевным волнением? Кто эти люди? Мы говорим: они служили педагогике, они служили детям. Что питало их души, где находили они силы?
У них было призвание…
I.
Робкий стук в дверь … Никто не ответил… Я попыталась быть едва заметной и тихо вошла в кабинет.
Картина, которая предстала моему взору, если честно, меня удивила. Он – ученик, самый отъявленный, самый «отважный», тихо и безропотно стоял у окна и внимательно слушал, безмолвствовал. Она – педагог со стажем и большим опытом, перед которым едва ли мог хоть кто-то устоять с «набережной неисцелимых».
Удивительно, как Любовь Алексеевна, начавшая свой педагогический путь с основания школы, бережно и спокойно беседовала с тем, кто порой был беспощаден к другим. Она не говорила, а объясняла, не улыбалась, а выражала одобрение, не ругала, а воспитывала.
Ни для кого не секрет, что разговор закончился искренним заверением:
– Никогда уже больше не буду так делать.
II.
– Любовь Алексеевна, вы действительно полагаете, что он сдержит своё слово? – спросила я, тогда ещё работавшая в группе продлённого дня и не помышлявшая, что представляет собой деятельность социального педагога.
– Мы субъективно оцениваем и осуждаем детей. Придёт время, коллега, когда вам будет необходимо занять моё место. Поймите, что участливое слово и вовремя протянутая рука помощи – это как глоток родниковой воды. Надо вооружиться терпением и переждать, заслужить доверие, – тихо произнесла Любовь Алексеевна.
– А как же наказание? Согласитесь, если нет наказания, то и исправления не последует, – продолжала я. – Многие из них лгут, им ни до чего нет дела, им ничто не интересно, безучастны, равнодушны, – проговорила я.
– Где исправление приходится вымогать, добиваться силой, нет места для истинного воспитания. Во-первых, уверен ли я, взрослый, что я всегда прав, а во-вторых, может ли ученик, хотя и хотел бы, быть таким, каким мне нравится? Каждый должен верить, что он может исправиться, что у него есть не только недостатки, но и достоинства, – уверенно оппонировал мне мой наставник.
– У каждого человека есть и достоинства, и недостатки, и у каждого они разные. Просто у одного больше достоинств, а у другого недостатков, – произнесла я.
– Недостатки бывают более или менее досадные, явные или скрытые. Иногда недостаток особенно неприятен для окружающих, иногда для самого себя. С одними недостатками легче справиться, чем с другими. А иногда неизвестно даже, недостаток это или достоинство. Поверьте, коллега, гуляя по набережной, исцелиться возможно, – тихо произнесла Любовь Алексеевна.
III.
Воспоминания – наш опыт. Они учат нас, что делать, чего избегать. И каждый присматривается, приглядывается, потом встречает что-нибудь новое. Помнит, забывает, опять вспоминает.
Прошло два года. Часто встречаю Любовь Алексеевну, теперь уже учителя географии детей с ограниченными возможностями здоровья, в коридорах школы. Не перестаю удивляться, как благоговейно и трепетно здороваются с ней те самые дети с набережной «исцелимых».
Никогда не было такого времени, когда счастье доставалось легко. Это всегда трудная работа. Конечно, и счастье бывает совершенно разным, но никогда оно не приходит от желания взять – только от стремления отдать. Значит, нужно растить свою душу, равняться на достойных, овладевать мастерством, чтобы было что отдавать…
|