Организация НОД по познавательному развитию детей
в средней группе по мотивам сказки «Гуси-лебеди»
Родькина Елена Александровна,
воспитатель МАДОУ №79 г. Томска
Приоритетная образовательная область:
«Познавательное развитие»: коммуникативная деятельность.
В интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Цель: формирование у детей познавательных и творческих способностей.
Задачи:
Познавательное развитие:
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, толщине;
Формировать умения детей кодировать и декодировать (считывать) информацию о блоках с помощью карточек символов;
Учить соотносить эталон с эталоном формы (использовать предмет заменитель (блок);
Развивать логическое мышление.
Речевое развитие:
Формировать умения детей отвечать на вопросы;
Формировать умение детей правильно употреблять в речи названия качеств предметов (величины, цвета);
Социально-коммуникативное развитие: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Художественно-эстетическое развитие: стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений.
Физическое развитие: Продолжать укреплять и охранять здоровье детей.
Целевые ориентиры: ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений; Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Предпосылки УУД:
Познавательный компонент универсальных учебных действий: сформировано умение осуществлять анализ и синтез, операция классификации и сериации, сформировано умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативный компонент универсальных учебных действий: умеет устанавливать контакт со сверстниками, взрослыми, проявляет уверенность и инициативность.
Регулятивный компонент универсальных учебных действий:
умеет осуществлять действия по образцу и заданному правилу, умеет видеть указанную ошибку и исправлять её.
Личностный компонент универсальных учебных действий: сопереживает трудностям сверстников.
Ожидаемый результат:
приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
повышение познавательной активности;
усвоение необходимых знаний о геометрических фигурах;
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Тип НОД: познавательное развитие
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание блоков, иллюстраций, просмотр мультфильма.
Словесные: речевые ситуации, вопросы к детям, беседа, обобщение воспитателя, поощрение.
Практические: имитационные движения.
Игровые: детские игры, воображаемые ситуации.
Форма организации: коллективная, подгрупповая.
Оборудование:
дидактические игры «Блоки Дьенеша»,
схемы свойств блоков,
дидактическое дерево (яблоня),
корзинка для складывания блоков.
Словарь: названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Предварительная работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди»
Структура ННОД
|
Содержание ННОД
|
Образовательная область (вид деятельности)
|
Формы работы
|
Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка
|
Образовательные цели и задачи по ФГОС
|
Целевые ориентиры
|
Вводная часть
|
Дети входят в группу и располагаются полукругом возле воспитателя.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Какие русские народные сказки вы знаете?
Дети: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка» и т.д.
Воспитатель: Я сегодня хочу пригласить вас в сказку.
Посмотрите на экран.
Дети становятся полукругом перед экраном, на экране видеофильм.
Появляется Маша, раздается тихий плач. Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго - настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси - лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку к Бабе Яге (плачет). Ну что ж, сама виновата, сама и выручать братца буду.
Воспитатель: Ребята, из какой сказки Машенька?
Дети: Машенька из сказки «Гуси-лебеди». Что происходило в сказке? Куда сначала пришла Машенька? А потом? Для чего Маша это делала? И т.д.
Воспитатель: Ребята, как нам помочь Машеньке, найти братца, если Маша в сказке, а мы в детском саду?
Воспитатель: Да, для этого нужно отправиться в сказку. Где нас будут ждать трудные испытания. Вы готовы к испытаниям?
Воспитатель: Тогда закройте глазки.
Играет спокойная музыка.
Закрываем мы глаза,
Представляем чудеса.
А сейчас откроем глазки,
Оказались все мы в сказке.
|
Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная деятельность)
ВХЛ (коммуникативная деятельность)
|
Ситуативный
разговор
|
Слово
Видеозапись
Слово
|
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Активизировать детей на познавательную совместную деятельность.
|
Любознательный, активный
Внимательный, любознательный.
Эмоционально отзывчивый, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила.
|
Основная часть
|
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались в сказке «Гуси-лебеди». Мы преодолеем все испытания.
Воспитатель: Ребята, что у Печки спрашивала Маша?
Печка-матушка, куда гуси-лебеди полетели?
Звучит аудиозапись: «Скажу, если вы поможете мне. Напекла я пирожки и все перепутала. Помогите разложить пирожки по тарелкам.»
Воспитатель: Ребята, пирожки квадратные, тонкие нужно положить в красную тарелку; пирожки прямоугольные, толстые в зеленую тарелку; пирожки треугольные, толстые в синюю.
Дети выполняют задание. Воспитатель по ходу выполнения задает вопросы о форме, цвете, толщине блоков.
Звучит аудиозапись «Спасибо, ребята. Гуси-лебеди полетели в сторону Яблони». Ребята, куда мы пойдем дальше? Зачем мы пойдем к яблоньке?
(Физминутка)
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
Раз-два, три-четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!
Распрямили спинку,
Вышли на тропинку:
Ставим ножки аккуратно
И идем туда - обратно!
|
Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная деятельность)
Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность)
|
Игровые упражнения с блоками Дьенеша.
|
Слово
Аудиозапись
|
Формировать умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, толщине.
|
Внимательный, рассуждающий, мыслящий
Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)
|
|
Стоит макет яблоньки, на ней висят блоки Дьенеша.
Воспитатель:
А вот и яблонька. Что спросим у яблоньки?
Воспитатель: Не видела ли ты Яблонька куда гуси- лебеди полетели?
Звучит аудиозапись: «Ребята, некоторые мои яблочки уже созрели. Соберёте их в корзину, тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели»
Воспитатель: Посмотрите на яблоньку. Яблочки то не простые. (Блоки Дьенеша)
Воспитатель: Ребята, а вот какие яблочки нужно собирать, вам подскажут карточки, которые вы выберете.
Вам нужно взять то яблочко, которое спряталось в этой карточке.
Дети разбирают карточки с кодировкой фигур, «читают» кодировку и находят нужный им блок, складывают в корзину.
По ходу выполнения задания воспитатель задает вопросы: «Какое яблоко ты взял?»
Звучит аудиозапись «Спасибо, ребята, собрали созревшие яблочки. Гуси-лебеди полетели в сторону Речки.»
Воспитатель: Ребята, куда мы отправимся
|
|
Игровые упражнения с блоками Дьенеша.
|
|
Закрепление представлений о геометрических фигурах, формирование умения находить предметы и объекты заданного сенсорного признака (форма),
|
Способен самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
Принимает активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.
|
|
Физминутка
Дорога не тропинка.
Дорога не канава.
Сперва смотри налево.
Потом смотри направо.
Ты налево повернись,
А потом на право.
Движения по тексту .
На полу лежит нарисованная на ватмане речка.
Воспитатель: А вот и речка. Ребята, что спросим у Реки,
Воспитатель: Молочная Река - кисельные берега, скажи куда гуси-лебеди полетели?
Звучит аудиозапись: «Гуси-лебеди полетели к дому Бабы Яги. Он находится на другом берегу. Перейти можно по мостику, но недавно был сильный ветер и мост сломался.»
Воспитатель: Ребята, что будем делать?
Воспитатель: Ребята, мостик мы будем строить по схеме. Возьмите каждый по одному блоку. Посмотрите по схеме – какой первый блок?
Перед детьми лежит схема мостика и блоки Дьенеша. Каждый ребенок берет по одной детали и, следуя схеме, строят мост.
Воспитатель: Какой замечательный мост у нас получился! Давайте перейдем реку.
|
Познавательное развитие. Физическое развитие. (двигательная деятельность).
Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная деятельность)
Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность, конструктивная деятельность)
|
Физминутка
Слово
Игровые упражнения с блоками Дьенеша
|
Показ выполнения движений вместе с детьми
Аудиоапись
|
Сохранение и укрепление физического здоровья детей
Потребность в двигательной активности.
Формирование умений ориентироваться в пространстве.
|
Следящий за своим здоровьем. Способный переключаться с одного вида деятельности на другой, внимательный.
Умение действовать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
|
|
На доске изображение покосившейся избушки на курьих ножках.
Воспитатель: А вот и избушка.
Кто живет в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой?
Звучит аудиозапись «Я здесь живу - Баба - Яга. У меня ваш Ванечка. А отдам его, если построите мне новую избушку, моя- то совсем покосилась
Воспитатель: Ребята, давайте построим домики для Бабы Яги из цветных фигур. Посмотрите на доску, что означают эти перечеркнутые схемы?
Нельзя использовать круги, маленькие и тонкие фигуры. Мы еще не играли в такие игры. Догадаетесь, из каких фигур нужно строить домик?
Каждый ребенок за столом строит домик.
Звучит аудиозапись «Ишь, какие молодцы! Построили избушку и не одну! Отпускаю вашего Ванечку».
Воспитатель: Баба-Яга рада, что у неё есть новые домики, отпустила Ваню. Машенька с Ванечкой домой возвращаются.
|
Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная деятельность)
Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность, конструктивная деятельность)
|
Ситуативный разговор
Игровые упражнения с блоками Дьенеша..
|
Слово
|
|
Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим
Умение действовать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
|
Заключителная
|
Воспитатель: А нам пора возвращаться в садик.
Глазки закрываем! Раз, два, три.
Сказку покидаем, только не грусти!
Воспитатель: Открывайте глазки.
Вот мы и оказались снова в детском саду.
Ребята, Машенька и Ванечка уже дома. Они очень благодарны вам за помощь.
На экране сюжет, когда сестрица и братец вернулись домой.
Воспитатель:
Ребята, по какой сказке мы путешествовали? Кому мы помогали? Почему гуси-лебеди унесли брата? Что говорили ей матушка с батюшкой? Как нельзя делать, чтобы не случилось беды?
|
Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная деятельность)
|
Беседа
Просмотр видеофильма.
|
Слово
Видеофильм
|
Формировать адекватную самооценку своей деятельности
Формировать знания о безопасности жизнедеятельности.
|
Доброжелательный, самокритичный
|
|