· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию


Скачать 188.62 Kb.
Название · ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Спецификация итоговой контрольной (диагностической) работы по литературе

в 10 классах сш № 59 г. Ярославля***
1 часть: оценка грамотности чтения
Цель диагностики

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня сформированности читательских умений у учащихся 10 классов.

Время выполнения работы: 40 минут.

Условия проведения работы: строгое соблюдение инструкции по организации проведения тестирования; дополнительные материалы не используются.

Содержание и структура диагностической работы

Данная диагностическая работа позволяет оценить сформированность у учащихся следующих групп умений:

· осуществлять поиск информации;

· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;

· интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;

· оценивать достоверность предложенной информации; высказывать оценочные суждения на основе текста;

· создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Диагностическая работа состоит из 4 вариантов, построенных по единому плану. Каждый вариант включает информационный текст языковедческой направленности и 10 заданий к нему.

В каждом варианте используются задания различного типа:

· задания с выбором единственного верного ответа из четырёх предложенных (ВО);

· задания с кратким ответом (КО);

· задания с развёрнутым ответом (РО).

В каждом варианте представлены задания базового (Б), повышенного (П) и высокого (В) уровней сложности. Все варианты диагностической работы равноценны как по средней трудности, так и по примерному времени выполнения. Задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл, задания с кратким ответом и с развёрнутым ответом – от 0 до 3 баллов. Максимальный балл составляет 32 балла. В таблице приведено распределение заданий диагностической работы по частям работы и видам заданий.


Текст

языковедческой направленности

Кол-во заданий

Тип задания

Кол-во

баллов

ВО

КО

РО

10

3

2

5

16


Распределение заданий диагностической работы по видам проверяемых действий по работе с информацией и чтению приведено в следующей таблице:


Проверяемые умения

Оценивать достаточность информации для решения задач

Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

Соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты

Делить текст на смысловые части, составлять план текста

Формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

Обобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов

Оценивать достоверность информации на основе имеющихся знаний

Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

Сопоставлять различные точки зрения. Устанавливать сходство и различие в оценках явлений, отраженных в произведении

Применять информацию из текста при решении учебно-практических задач

Составлять на основании текста монологическое высказывание по заданному вопросу


В Приложении 1 приведен Кодификатор метапредметных результатов обучения.

В Приложении 2 приведен демонстрационный вариант диагностической работ
Приложение 1

Кодификатор метапредметных результатов обучения
Начальное и основное общее образование


Познавательные действия по работе с информацией и чтению





Осуществлять поиск информации

1.

Ориентироваться в различных видах справочных изданий

2.

Оценивать достаточность информации для решения задач

3.

Формулировать поисковый запрос, сочетать тематический и предметный поиск информации




Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию

1.

Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста

2.

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

3.

Соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты

4.

Делить тексты на смысловые части, составлять план текста

5.

Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию




Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию

1.

Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

2.

Формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

3.

Обобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов

4.

Определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

5.

Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно

6.

Интерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное и др.), исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы




Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста

1.

Оценивать достоверность информации на основе имеющихся знаний

2.

Оценивать достоверность информации на основе сравнения информации из нескольких источников

3.

Оценивать достоверность информации на основе сведений об авторе и издании, в котором опубликован текст

4.

Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

5.

Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста

6.

Сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. Устанавливать сходство и различие в оценках явлений, отражённых в произведении




Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач

1.

Применять информацию из текста при решении учебно-практических задач

2.


Составлять на основании текста монологическое высказывание по заданному вопросу

3.

Создавать аннотации к тексту

4.

Создавать рецензии по содержанию текста, отзывы о прочитанном, отзывы о картине, скульптуре, музыкальном произведении

5.

Создавать тексты (информационные объекты) разных жанров (как словесные, так и визуальные): научно-популярные, публицистические, художественные


Приложение 2

Демонстрационный вариант
Прочитайте текст 1 и выполните задания. Для заданий 1, 2 и 5 обведите

номер правильного ответа. Ответы на задания 3 и 4 запишите в указанном

месте в тесте. Задания С1 – С5 выполните на обратной стороне бланка

тестирования.
Текст1
Курс молодого словца

Самое заметное из изменений, происходящих в языке, – это появление новых слов.

Принято считать, что русский язык, если ему не хватает какого-то важного слова, просто одалживает его у другого языка, прежде всего у английского. Ну, например, в области компьютеров и интернета, казалось бы, только так и происходит. Однако это – заблуждение, точнее говоря, дело обстоит не совсем так или, по крайней мере, не всегда так. Это можно показать на примере своего рода IT-зверинца. Названия трёх животных – мышь, собачка и хомяк – приобрели новые «компьютерные» значения, причем совершенно разными путями. Ну, с мышью все понятно, это значение всем хорошо известно и уже отмечено в словарях («специальное устройство, позволяющее управлять

курсором и вводить разного рода команды»). В русском языке это так называемая калька с английского, то есть новое значение появилось у соответствующего названия животного именно в английском языке, а русский просто добавил его к значениям мыши.

А вот собачку в качестве названия для @, значка электронной почты, придумал сам русский. Вообще, многие языки называют этот значок именем животного: итальянский видит здесь улитку, немецкий – обезьянку, финский – кошку, китайский – мышку… А собачку заметили только мы, такой вот особый русский взгляд. Совершенно другим, но тоже особым путём пошли французы. Приведу фрагмент информационной заметки в интернете по этому поводу. «Генеральный комитет Франции по терминологии официально одобрил несколько неологизмов, связанных с интернетом, и официально включил их в состав французского языка, сообщает Компьюлента. Новые слова введены

вместо англоязычных заимствований и призваны сохранить чистоту французского языка. Теперь использование новых слов на французских сайтах и в прессе является предпочтительным по отношению к английским терминам или их переводам». И далее: «Интересно, что пять лет назад Генеральному комитету по терминологии не удалось добиться замены англоязычного термина email на французское слово mel». Как показывает последнее замечание, у государственного регулирования есть определённые границы. Представить себе, что, скажем, Российская академия наук постановила называть

этот значок так-то и так-то, а русский народ это покорно выполнил, довольно трудно. Наконец, третье слово – хомяк – предлагает третий способ появления значения, правда, не в литературном языке, а, скорее, в интернет-жаргоне. В этом случае происходит как бы заимствование иноязычного выражения (home page), а его звуковой облик, отчасти искажаясь, сближается с уже существующим русским словом. То есть берется самое похожее по звучанию русское слово, и ему присваивается новое значение. Это не вполне заимствование, хотя влияние английского языка очевидно. Важно, что никакой связи со значением слова хомяк не существует, а есть только связь по звучанию. Фактически речь идет об особой языковой игре, похожей на каламбур. Эта игра оказалась чрезвычайно увлекательной, и в результате постоянно возникают всё новые и новые жаргонизмы. Самые известные среди них связаны с электронной почтой: мыло (собственно электронная почта, или соответствующий адрес) и емелить (от личного имени Емеля; посылать

электронную почту). Появление этих слов вызвано исключительно фонети-

ческим сходством с английским email. Обилие примеров показывает, что это уже не случайная игра, а нормальный рабочий механизм, характерный для русского языка, точнее, для его жаргонов. Более того, он демонстрирует две очень ярких черты русского языка. Во-первых, это прекрасное подтверждение творческого характера русского языка в целом, а не только отдельных его представителей – писателей, журналистов и деятелей интернета. Эта «креативность», по существу, встроена в русскую грамматику, то есть доступна всем. Во-вторых, из всего сказанного видно, что опасность гибели русского языка от потока заимствований сильно преувеличена. У него есть очень мощные защитные ресурсы. И состоят они не в отторжении заимствований, а в их скорейшем освоении.

(По М. Кронгаузу)
Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958 г.) – советский и российский лингвист, профессор, доктор филологических наук, автор монографий, в том числе о

состоянии современного русского языка. Фрагмент для чтения взят из книги

М. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва».
1. Подбирая книги для школьной выставки по теме, заявленной в тексте М. Кронгауза, ученик включил в библиографический список следующие издания:

1) Клюев Е.В. Речевая коммуникация успешного речевого взаимодействия. М., 2002.

2) Дьяков А.И. Причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке. Новосибирск, 2003.

3) Формирование русской лексики. Калькирование/Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 2002.

4) Аркис Н.Б. Закономерности взаимодействия языков в эпоху глобализации. М., 2015.

Укажите, какая книга не соответствует тематике выставки.
2. Прочитайте последовательность этапов в рассуждении автора текста.

А. Изменения в лексике современного русского языка и процесс заимствования из английского.

Б. Добавление нового значения к слову «мышь».

В. Изобретение нового значения слова «собака».

Г. Языковая игра как элемент пополнения лексического состава русского языка.

Д. Особенности русского языка.

Один из этапов рассуждения исключён. Укажите место его пропуска.

1) между А и Б 2) между Б и В 3) между В и Г 4) между Г и Д
3. У каких слов, существовавших в русском языке, появилось новое жаргонное

значение, связанное с компьютерными технологиями? Обведите номера, которыми обозначены эти слова.

1) хомяк 2) мыло 3) почта 4) интернет 5) улитка

Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.

Ответ: __________.
4. Выберите из перечня все предложения, соответствующие тексту 1, и обведите их номера.

1) Генеральный комитет Франции по терминологии успешно справляется с потоком заимствований слов из других языков и регламентирует их использование.

2) Английский язык оказывает сильное воздействие на современный русский язык, но это не может привести к утрате самобытности русского языка.

3) Для сохранения чистоты русского языка необходима система правил, регламентирующих использование жаргонной лексики.

4) Слово «мышь» в значении компьютерного устройства – калька с английского языка.

5) Чтобы уместно использовать иноязычные слова в речи, нужен развитый языковой вкус.

Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.

Ответ: __________.
5. В каком фрагменте текста содержится информация, помогающая ответить

на вопрос: «Каково отношение автора к проблеме заимствования иноязычной лексики?»

1) Названия трёх животных – мышь, собачка и хомяк – приобрели новые «компьютерные» значения, причём совершенно разными путями.

2) Принято считать, что русский язык, если ему не хватает какого-то важного слова, просто одалживает его у другого языка, прежде всего у английского.

3) …берется самое похожее по звучанию русское слово, и ему присваивается новое значение.

4) Обилие примеров показывает, что это уже не случайная игра, а нормальный рабочий механизм, характерный для русского языка…
С1. Редакция одного известного журнала обратилась к современным русским писателям и журналистам с просьбой ответить на вопросы, часть из которых приведена ниже:

1. Считается, что русский язык сильно изменился за последние десять–пятнадцать лет. Согласны ли вы с этим? В чём, по вашему мнению, эти изменения заключаются?

2. Пугают ли вас заимствования?

3. Какие мероприятия, направленные на улучшение ситуации с русским языком, вы бы предложили?

Прочитайте выдержки из ответов некоторых авторов.

Михаил Успенский

1. Понятное дело, что лексика языка меняется в соответствии с прочими переменами в обществе.

2. Я не из пугливых. Ну что поделаешь, если вся компьютерная терминология на языке Билла Гейтса? Но и эти слова мы норовим обрусить: «приаттачить», «мессага» и т. д. Если данное слово нам необходимо, а порядочного аналога нет — нехай живет.

3. …всякое вмешательство государства в развитие языка неминуемо ведет к его упрощению и обеднению. Нечего потакать двоечникам.

Алексей Слаповский

1. Не так уж сильно, но изменился. Он всегда меняется. В первую очередь за счёт лексики.

2. Да, как тёмные тучи с запада: будет дождь и слякоть. Есть ли пушки, чтобы разбить эти облака? Не знаю... На государственном уровне это возможно, но захотим ли мы жить в таком государстве?

3. Мероприятие бы предложил: всем чиновникам раз в неделю два часа –курсы русского языка.

Сопоставьте данные высказывания с позицией М. Кронгауза по каждому из вопросов: укажите, кто из авторов и в чём солидарен с мнением М. Кронгауза, высказанным в тексте 1, и в чём различие их точек зрения.

Вопрос 1. __________________________________________________

Вопрос 2. __________________________________________________

Вопрос 3. __________________________________________________
С2. В речи продавцов одежды, а затем и покупателей стали встречаться слова

элечка и эмочка. Это разговорные обозначения размеров одежды «L» и «M».

Какой языковой процесс можно проиллюстрировать этим примером? Приведите пример из текста Кронгауза, соответствующий данному процессу.
С3. Объясните смысл фрагмента текста 1:

«Эта «креативность», по существу, встроена в русскую грамматику».

Приведите пример из прочитанного текста, подтверждающий Ваши рассуждения.
С4. Автор назвал главу, на основе которой построен текст 1, «Курс молодого

словца». Объясните смысл названия главы с опорой на текст.
С5. Каково Ваше отношение к проблеме заимствований слов из других языков?

Аргументируя свой тезис, приведите два примера, подтверждающих Ваши

рассуждения: один – из прочитанного текста, а второй – на основе собственных знаний о языке.

Ответы на задания с кратким ответом


№ задания

Ответ

1.

1

2.

3

3.

12

4.

24

5.

4


Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Задание С1

Возможные элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Вопрос 1.

Все авторы, как и М. Кронгауз, отмечают происходящие в лексике языка перемены.

Вопрос 2.

В том, что процесс заимствования естественен для языка, с М. Кронгаузом согласен М. Успенский. Оба убеждены в том, что русский язык имеет защитные свойства, не позволяющие ему исчезнуть. А. Слаповский считает заимствования злом, с которым бесполезно бороться.

Вопрос 3.

Если М. Кронгауз высказывает мнение, что государственное регулирование в области языка имеет ограничения, то Успенский ещё более категоричен в этом вопросе. В отличие от них Слаповский считает возможным влияние на языковую ситуацию в стране с иным государственным устройством. Поэтому предлагает только частные меры – повышение языковой культуры чиновников.

Указания к оцениванию

Баллы

Ученик дал верные ответы на каждый из трёх вопросов, показав

и сходство, и различие позиций

3

Ученик дал верные ответы на два вопроса, показав и сходство, и

различие позиций

2

Ученик дал верный ответ на один вопрос, показав и сходство, и

различие позиций

1

Ответ не содержит элементов верного ответа

ИЛИ

Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

3


Задание С2

Возможные элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Языковой процесс – фонетическое сближение русского слова и иноязычного (языковая игра, каламбур).

Возможные примеры: хомяк, емелить, мыло.

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены оба элемента верного ответа

2

Приведён один элемент верного ответа

1

Ответ не содержит элементов верного ответа

0

Максимальный балл

2



Задание С3

Возможные элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Креативность языка – способность к творчеству – проявляется в грамматике при изменении фонетического облика иноязычного слова и добавлении ему категорий различных частей речи.

Пример: иноязычное слово email преобразовано в слово емелить, у которого есть фонетическое сходство с русским словом Емеля, опосредованная связь с лексическим значением (говорить, молоть чепуху) и грамматические категории, свойственные русским глаголам.

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены оба элемента верного ответа

2

Приведён один элемент верного ответа

1

Ответ не содержит элементов верного ответа

0

Максимальный балл

2


Задание С4

Возможные элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Название главы – каламбур, в основе которого – выражение «курс молодого бойца» (период адаптации в новой армейской среде). Эпитет «молодой» указывает на тему текста (неологизмы), «словцо» – помогает оценить характер новой лексики (меткая, иногда жаргонная). Курс молодого словца – функционирование новых слов в языке в период адаптации к новым условиям.

Указания к оцениванию

Баллы

Дан верный ответ

2

Дан частично верный ответ

1

Ответ не верен

0

Максимальный балл

2


Задание С5

Возможные элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

При оценивании акцент делается не на этическую сторону высказывания, а на убедительность доводов.

Композиция верного ответа:

Оценочное суждение об отношении к заимствованиям.

Пример-аргумент 1 из текста.

Пример-аргумент 2 на основе собственных знаний о языке.

Указания к оцениванию

Баллы

Ученик высказал оценочное суждение и привёл два аргумента 2

2

Ученик высказал оценочное суждение и привёл один аргумент 1

1

Ученик высказал только оценочное суждение

0

Максимальный балл

2



*** В основу Демоверсии итоговой контрольной работы легли материалы

Московского центра качества образования

Похожие:

· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Тест на умение следовать инструкции, ориентироваться на заданную...
«Экзамен у волшебника» (тест на умение следовать инструкции, ориентироваться на заданную систему требований, сознательно контролировать...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Тест В. Ф. Ряховского Тест содержит возможность определить уровень...
Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon И основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на...
Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1). Обязательное...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил» Инструкция
«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные «*» можно...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс
Осуществлять поиск необходимой информации (задавать и отвечать на вопросы о круге интересов). Анализировать, отбирать, обобщать полученную...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Чтение в огэ по английскому языку — задание 9
Здесь вам нужно определить, какие из утверждений соответствуют содержанию текста (1 – true), какие не соответствуют (2 – false) и...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon  коммуникативные (умение отвечать на вопросы, умение выделять необходимую...
...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Правила обслуживания Клиентов Банка втб (пао) в системе удаленного доступа quik г. Москва
Если в тексте явно не оговорено иное, термины и понятия, используемые в настоящих Правилах, имеют следующие значения
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Инструкция по эксплуатации
Эта инструкция (далее в тексте иэ) содержит информацию по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию конвекторов “корді” (далее...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Руководство по эксплуатации оглавление
Во всех частях Руководства обозначение типовых элементов текста выделе­но различными шрифтами. Для перечисления в тексте однотипных...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Пример задания «перевод профессионального текста»
Инструкция по выполнению задания: При помощи компьютерной программы Microsoft Word создать документ, в котором напечатать перевод...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon 2. Не обращает внимания на нерешённые вопросы
Каждый ответ в тесте оценивается баллами от 0 до Просуммировав баллы в каждой колонке, вы приблизительно установите, каково у вас...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Формировать умения детей отвечать на вопросы
Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, толщине
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Коллекция "История образования" Российского общеобразовательного портала
Включает ссылки на электронные справочные издания, содержащие различную информацию, которая связана с большинством областей, затрагиваемых...
· ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию icon Работа с объектами большого объема в ms sql и ado
Эта статья появилась на свет только благодаря вашим не перестающим появляться вопросам типа: «Кто-нибудь может привести пример кода...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск