Скачать 2.24 Mb.
|
Эта книга обращена к тем, кого волнует нравственное и физическое здоровье наших детей, их будущее, к тем, кто осознанно поставил перед собой цель подготовить их к будущей взрослой жизни - счастливой и радостной, в которой не будет места таким порокам, как табакокурение, наркомания, токсикомания и алкоголизм. В книге детально рассмотрена роль педагогических коллективов общеобразовательных школ в подготовке подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни путем преподавания курса “Тренинг жизненных навыков” в 5 - 7 классах, а также путем систематического просвещения родителей и общественности в вопросах предупреждения употребления подростками психоактивных веществ. Лушников В.И. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии ХРИПКиПРО; Лушников В.В. – педагог дополнительного образования ЦДТ г. Абакана ТРЕНЕНГ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ (ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ) АБАКАН 2003 ГОД СОДЕРЖАНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ .......................................................................................................... - 3 УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДАННОЙ КНИГИ ...........................…... - 5 ВВЕДЕНИЕ В КУРС “ТРЕНИНГ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ” ...........….. - 9 Проблемы зависимостей и подростки ................................................................ - 9 Традиционные обучающие программы ............................................................. - 9 Начало зависимостей ............................................................................................ - 10 Факторы приобщения к психоактивным веществам ..................................... - 11 Употребление психоактивных веществ и развитие подростков ................... - 12 Теоретическое обоснование зависимостей ....................................................…. - 13 Тренинг жизненных навыков .............................................................................. - 14 Руководство к проведению тренинга ................................................................. - 15 Роль учителя в тренинге ...................................................................................... - 16 Задачи руководителя - тренинга на каждом этапе дискуссии ...................... - 19 Средства общения .................................................................................................. - 22 Приемы оживления речи ....................................................................................... - 22 Основные правила тренинга ................................................................................ - 22 Педагогические заповеди ...................................................................................... - 23 Как разработать ваши собственные уроки по предмету “Тренинг жизненных навыков” ............................................................................................ - 23 Справочная информация для учителя ............................................................... - 24 Работа с родителями .............................................................................................. - 28 Работа с общественностью ................................................................................... - 32 УРОКИ “ТРЕНИНГА ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ” ..................................…. - 36 Навыки общения .................................................................................................... - 36 Курение: мифы и реальность ............................................................................... - 51 Алкоголь: мифы и реальность ............................................................................. - 74 Марихуана: мифы и реальность .......................................................................... - 89 Принятие решений и независимость мышления .............................................. -117 Неагрессивное настаивание на своем .................................................................. -125 Социальные навыки (1) ......................................................................................... -133 Социальные навыки (2) ......................................................................................... -139 Преодоление тревожности ..................................................................................... -143 Реклама ..................................................................................................................... -152 Образ “Я” и самосовершенствование .................................................................. -157 СПИСОК УПРАЖНЕНИЙ - ЭНЕРГИЗАТОРОВ ..........................................….. -163 ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................................… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................… К ЧИТАТЕЛЮ Эта книга обращена к тем, кого волнует нравственное и физическое здоровье наших детей, их будущее, к тем, кто осознанно поставил перед собой цель подготовить их к будущей взрослой жизни - счастливой и радостной, в которой не будет места таким порокам, как табакокурение, наркомания, токсикомания и алкоголизм. В книге детально рассмотрена роль педагогических коллективов общеобразовательных школ в подготовке подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни путем преподавания курса “Тренинг жизненных навыков” в 5 - 7 классах, а также путем систематического просвещения родителей и общественности в вопросах предупреждения употребления подростками психоактивных веществ. Материалы в книге расположены в логической последовательности. В первом разделе книги “Введение в курс “Тренинг жизненных навыков” расположены сведения, которые помогут учителю, прошедшему 72 часовые курсы в Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, глубже понять методику и технологию проведения занятий с подростками в течении трех лет по заявленным темам, которые ежегодно повторяются и учителю необходимо, учитывая возрастные особенности детей, расширять их познания в той или иной заявленной теме. В частности, уместно напомнить, что многие заболевания, в том числе наркологические, наблюдающиеся у подростков, являются следствием недостаточной осведомленности в различных областях знаний. Мы глубоко убеждены в том, что истоки первичной профилактики этих недугов должны относиться к первым годам жизни ребенка. В осуществлении этой задачи исключительно велика роль семьи, для которых материалы данной книги тоже будут интересны. Данная книга, это первый шаг в этой области в Хакасии. Работу в этом направлении необходимо продолжать и подготовить соответствующие учебники для 1 - 4 классов, а также для 8 - 11 классов. Только при организации целенаправленной и систематической работы по воспитанию у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни в обществе, можно преодолеть негативные тенденции в государстве. Желательно, чтобы во всех школах нашей республики данный курс был введен в расписание. Право на ведение этого курса приобретает только тот учитель, который прошёл соответствующие курсы и имеет удостоверение. Было бы неплохо, если в каждой школе было несколько таких учителей и специально оборудованные кабинеты для тренинговых занятий. Во втором разделе данной книги “Уроки “Тренинга жизненных навыков” даны методические рекомендации по проведению уроков. В этом разделе размещены материалы, которые позволят выработать определенные умения и навыки поведения в обществе у учащихся. Однако введение курса ТЖН далеко не решит проблемы подготовки подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Учителям данного курса необходимо вести активную просветительную работу в своем педагогическом коллективе, в родительской среде и в обществе. Для подобного рода работ в книге, в конце каждой теме урока, расположены материалы под рубрикой: “информация для учителя”, “информация для родителей”. Данную информацию можно использовать только по назначению. Авторы книги надеются на то, что учитель ведущий “тренинг жизненных навыков” будет очень осторожен в подаче информации детям. Учителя ТЖН должны всегда помнить о принципе “не навреди”. Только привлечение широкого круга общественности к этой работе, может дать ощутимый эффект. Результативность объединенных усилий достаточно высока. В учебных заведениях, где эта система была реализована в полной мере, улучшились взаимоотношения в среде учащихся, не было зарегистрировано ни одного случая заражения социальными заболеваниями. И это на фоне того, что в городах и селах Республики Хакасия, где расположены эти школы, наблюдаются вспышки данных заболеваний. Сократилось число курящих мальчиков, девочки не курят вообще; случаи употребления алкоголя весьма редки. В третьем разделе книги “Список упражнений - энергизаторов” расположены игры, которые учитель может использовать на своих уроках. В подборе этих игр, к конкретному уроку, необходимо проявлять творчество и фантазию. По примеру приведенных игр-энергизаторов учитель может в процессе своей работы создавать свою картотеку подобных игр. В четвертом разделе книги “Приложения” расположены таблицы, которые можно использовать на уроках, на заседаниях методических объединений учителей, на родительских собраниях. Данные таблицы помогут учителю ТЖН в подготовки лекций, статей в средствах массовой информации. Авторы-составители книги выражает признательность кандидату психологических наук Романовой О.Л., Центру Планетариум, Александрову А.А., Александровой В.Ю., Прохорову А.В., Сьюзан Шапиро, материалами которых они воспользовались при составлении данной книги. Авторы-составители будут благодарны читателям за замечания и предложения, которые позволят критически оценить выполненную работу и будут способствовать дальнейшему ее совершенствованию. УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДАННОЙ КНИГИ В ходе антиалкогольного и антинаркотического воспитания необходимо подчеркивать:
Материалы, используемые в школьных программах по профилактике употребления наркотиков, должны, как минимум, включать следующее: 1. Ясные и недвусмысленные утверждения, что противоречащее закону употребление наркотиков есть зло, и что оно пагубно для всех. Противоречащее закону употребление наркотиков понимается как:
2. Ясное указание на то, что любое употребление наркотиков таит в себе опасность. Употребление какого-либо наркотика даже в малых дозах может пагубно сказаться на здоровье человека и его благосостояние. Опасность употребления наркотиков должна преподноситься в недопускающих разночтений выражениях. Например, попробовать наркотик “только один раз” тоже очень опасно. 3. Последнюю и научно достоверную информацию. Материалы более 3-х и 4-х летней давности следует тщательно пересматривать. Исследования в области употребления алкоголя и наркотиков быстро развиваются, меняя наши представления об алкоголе и наркотиках, и их влиянии на организм человека. 4. Информацию, с учетом возрастных особенностей развития, интересов и запросов учащихся. Профилактическое обучение с его видами работ, в которых учитываются возрастные особенности обучаемых, имеют большую вероятность дать положительный результат. Исследования показали, что важно рассматривать каждый из наркотиков в отдельности, так как причины, побуждающие к их употреблению, существенно разнятся. Кроме того, заниматься профилактикой наркомании необходимо привносить и часто повторять их заблаговременно, задолго до того, как возникнут условия, подталкивающие к употреблению наркотиков. Наркотики проникают в Республику Хакасию с большой скоростью. Своевременное обучение учащихся до того, как возникнут обстоятельства, способствующие их приобщению к наркотикам, крайне необходимо. 5. Информацию которая отражает различие культур разных народов населяющих Республику Хакасия. Помимо сказанного выше, необходимо избегать: 6. Использовать в работе материалы, которые дают учащимся возможность находить оправдание своему поведению. Молодым людям следует помнить, что вся ответственность за принимаемые ими решения и за их последствия полностью лежит на них самих. 7. Использования материалов, содержащих иллюстрации или инсценировки, из которых подростки могут почерпнуть информацию о том, как достать, изготовить или употреблять наркотики. Фотоснимки или видеофильмы, используемые в целях профилактики алкоголизма и наркомании не должны содержать сцен, изображающих процесс употребления алкоголя или наркотиков. 8. Использования материалов, в которых в качестве образца для подражания изображаются выздоравливающие наркоманы или алкоголики. В программы по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, рассчитанные на учащихся, уже употребляющих наркотики, целесообразно включать исповеди алкоголиков и наркоманов. Однако, следует учесть, что та же исповедь часто может оказывать противоположный эффект на ту часть подростков, которая не употребляет наркотиков. Материалы, демонстрирующие выздоравливающих наркоманов, недвусмысленно сообщают детям, что человек, употребляющий наркотики выжил и, возможно, даже стал знаменитым или состоятельным. 9. Использование материалов, в которых имеются такие термины, как социально обусловленное употребление, контролируемое употребление, употребление и злоупотребление, а также материалов, в которых наркотики, угнетающие работу головного мозга человека, называются наркотиками, изменяющими настроение (что предполагает кратковременность вредного воздействия). Во многих оправдывающих употребление наркотиков публикациях, содержится вредная идея, что существует безопасный способ употребления угнетающих деятельность головного мозга наркотиков. Либо в них может подспудно допускаться мысль, что не существует “хороших” или “плохих” наркотиков, а имеет место лишь неправильное их использование. Эти материалы следует очень внимательно изучать, чтобы убедиться, что они не сбивают с толку. 10. Использование материалов, которые утверждают, что употребление алкоголя и наркотиков - это личное дело каждого ребенка. Употребление запрещенных законом или потенциально опасных для жизни веществ не должно представляться как вопрос, решение по которому принимают сами учащиеся. 11. Использование материалов, в которых утверждается, что существует правила “культурного употребления алкогля”. Любой алкоголик начинал с умеренного употребления алкоголя, а заканчивал больничной койкой или даже смертью. Важно, чтобы у подростков, в процессе занятиях на уроках по формированию здорового образа жизни, развивались следующие качества:
Именно курс “Тренинг жизненных навыков” выполняет эти функции. Благодаря этому курсу мы спасаем будущее нации. |
Руководство по проведению тренинга «Эффективная коммуникация» Приветствие. Представление тренера, темы и целей тренинга. Тема и цели тренинга могут быть заранее зафиксированы на флип-чарте или... |
Методическое пособие предназначено для бизнес-тренера по проведению... Методическое пособие предназначено для бизнес-тренера по проведению тренинга «Сервисное обслуживание клиентов в торговом зале». Процедура... |
||
Основные процедуры тренинга коммуникативных умений Введение участников в ситуацию социально-психологического тренинга, ознакомление их с принципами работы группы, создание атмосферы... |
Концепция Программы Тренинга для Тренеров (Концепция ТдТ )ipma версия совнет 071118 Эксперт в областях Управление проектами / Стратегическое бизнес планирование / Организационное развитие / Проекты iepcm. 14 лет опыта... |
||
Руководство по проведению соревнований по юниорскому хендлингу ранга... К циркуляру прилагается новое Руководство по проведению соревнований по юниорскому хендлингу уровня Чемпионат Мира и Чемпионат Секции... |
Программа тренинга На данный момент ситуационное руководство является одним из немногих методов, который доказал свою эффективность на самых разных... |
||
Руководство для профессионалов Книга предназначена для профессионалов, которые уже ведут тренинги, но, тем не менее, испытывают потребность в обращении к опыту... |
Памятка участнику тренинга Старайтесь активно участвовать во всех предлагаемых упражнениях, ситуациях, играх |
||
«Конструктивное взаимодействие» Элективного курса с элементами социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» (для 10-11 классов) |
Занятие с элементами психологического тренинга Цель: создание условий для формирования высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов |
||
Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу... Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология... |
Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу... Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология... |
||
Программа тренинга «Взаимоотношения полов. Моя семья» Цель: формирование у студентов сознательной и ответственной позиции относительно взаимоотношений с противоположным полом |
Руководство по выполнению базовых экспериментов эцпот. 001 Рбэ (901) Руководство предназначено для использования при подготовке к проведению лабораторных работ в высших и средних профессиональных образовательных... |
||
Руководство р 5 2487-09 "Руководство по медицинской дезинсекции" Руководство предназначено для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, проводящих дезинсекцию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими... |
Руководство общее руководство по организации и проведению осуществляется... Тарбагатайского района по шахматам среди детей до семи лет и школьников на призы депутата нх рб кушнарева Анатолия Григорьевича |
Поиск |