Программа тренинга «Взаимоотношения полов. Моя семья»
(разработала ведущий психолог ТПУ Ерофеева Г.С.)
Цель: формирование у студентов сознательной и ответственной позиции относительно взаимоотношений с противоположным полом.
Задачи:
Формирование навыка рефлексии при выборе партнера;
Выработка собственной позиции относительно сексуальных отношений и брака;
Получение информации относительно половых различий в поведении.
Режим работы: программа рассчитана на 1,5 – 2 часа.
Необходимые материалы: 2 листа ватмана, маркеры.
Ход тренингового занятия:
Знакомство с правилами группового взаимодействия:
«Здесь и теперь»
Искренность и открытость
Принцип Я
Активность
Конфиденциальность
2.Психогимнастика. (5 минут)
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, активизация участников, настрой на дальнейшую работу.
Ведущий: Сейчас мы сядем в круг, и нужно будет внимательно смотреть на всех и стараться установить контакт глазами. Вы должны понять, хотите ли вы и ваш визави поменяться местами. И если вы хотите, то как-то даете это понять. Если не хотите, то даете понять, что не готовы. Вы имеете право не пересаживаться. Действуют только глаза и, может быть, еще мимика.
3.Обсуждение «дружба – любовь - секс» (10 минут)
Цель: активизация участников, погружение в тему занятия.
Инструкция: Давайте поговорим о таких понятиях как дружба, любовь и секс. В каких пропорциях и соотношениях это происходит между мужчиной и женщиной? (Ведущий рисует на доске круги по ходу беседы, в различных комбинациях. Каждый круг это понятие. Бывает ли дружба между мужчиной и женщиной? В чем она может выражаться? Как вы понимаете, что дружба перерастает в любовь? Как меняются отношения? Возможна ли любовь без секса? Секс без любви? (Рисуем наглядно круги взаимоотношений, различные комбинации). Вывод: только при равном соотношении дружбы, любви и секса возможны гармоничные взаимоотношения.
4. Упражнение « Змей Горыныч» (20минут)
Цель: Развитие навыка эффективной коммуникации и выявление личных установок относительно брака и сексуального поведения.
Ход упражнения: Группа молодых людей делится на три подгруппы. Каждая из подгрупп получает своё задание на карточках. После того как каждая из подгрупп ознакомится со своим заданием, можно приступить к коммуникации.
Группа№1 аргументированно убеждает группу№ 2 в своей правоте, группа № 3 является наблюдателем.
Группа№2 аргументированно убеждает группу№ 3 в своей правоте, группа № 1 является наблюдателем.
Группа№3 аргументированно убеждает группу№ 1 в своей правоте, группа № 2 является наблюдателем.
Обсуждение упражнения: (важно задать группам вопросы!)
- Что получилось/ что нет?
- Какая из групп была самой убедительной?
- В какой группе вы бы хотели находится если бы знали условия заранее?
Содержание карточек:
Легенда№1
Вы являетесь одной из голов Змея Горыныча. Так случилось, что вы безумно влюблены в Елену Прекрасную и хотите на ней жениться. Она также отвечает вам взаимностью. Но ваш романтический период могут испортить братья (ещё 2 головы Змея Горыныча). Для того, чтобы сыграть счастливую свадьбу, достаточно уговорить одного брата(голову). Третья всегда идет за большинством. Найдите, пожалуйста как можно больше аргументов в пользу счастливого и законного брака.
Легенда№2
Вы являетесь одной из голов Змея Горыныча. Так случилось, что вы уже достаточно давно решили заключить сделку с Бабой Ягой. Она предложила вам брак по расчету. Вы необходимы Бабе Яге для повышения личного статуса. Взамен Баба Яга обещает вам материальное благополучие. Вы решили пока вы молоды и полны сил можете таким образом заработать. А создать семью, можно и потом в будущем. Важное условие, по брачному договору вы будете должны хранить верность Бабе Яге до окончания действия договора. Для того, чтобы осуществить сделку, достаточно уговорить одного брата(голову). Третья всегда идет за большинством. Найдите, пожалуйста, как можно больше аргументов в пользу заключения такой сделки.
Легенда№3
Вы являетесь одной из голов Змея Горыныча. Так случилось, что вы уже давно испытываете сильную страсть к Марье Искуснице. В результате страстного романа вы приняли решение жить вместе (гражданский брак). Жениться вы пока не готовы. Марья Искусница также не стремиться к законному браку. Вы видите много плюсов в таком союзе. Для того, чтобы это осуществить, достаточно уговорить одного брата(голову). Третья всегда идет за большинством. Найдите, пожалуйста, как можно больше аргументов в пользу такого союза.
5.Упражнение «Претензии к противоположному полу» (15 минут)
Инструкция: группа делится на 2 команды – парни и девушки отдельно. Затем каждая команда составляет список причин, по которым они не хотят строить серьезные взаимоотношения с противоположным полом, своеобразные претензии. На это задание отводится 5 минут. После, каждая команда презентует свой список, ведущий фиксирует результаты на доске (на одной половине претензии парней к девушкам, на другой претензии девушек к парням). Обсуждение.
6.Упражнение «Идеал» (20 минут)
Инструкция: группа делится на 2 команды – парни и девушки отдельно. Каждой группе выдается лист ватмана. Задача - на одной половине ватмана нарисовать идеал, на другой половине описать качества идеала (парни рисуют и описывают девушек, девушки парней). На задание отводится 10 минут. Затем каждая группа презентует свой плакат. Обсуждение. Ведущий обращает внимание группы на различия в описании идеала у парней и девушек.
7.Мини-лекция об особенностях мужской и женской психологии. (10 минут)
Сразу оговоримся, что речь пойдет о неких «средних» «типичных» мужчине и женщине. Разнообразие тех и других таково, что найдутся женщины, у которых мужских черт больше, чем у иного мужчины. Найдутся и мужчины, более обладающие «женскими» качествами, нежели некая женщина. Но это исключения, которые, как принято говорить, лишь подтверждают наличие правила. Поэтому всюду в дальнейшем под словом «мужчина» или «женщина» мы будем понимать некоего «типичного» представителя пола.
Более развиты:
У мужчин
|
У женщин
|
логика
|
интуиция
|
обобщение
|
анализ
|
восприятие в целом
|
внимание к деталям
|
склонность к абстракциям
|
конкретика
|
ориентация в пространстве и времени
|
ловкость и чуткость рук
|
техническая направленность
|
гуманитарная направленность
|
мотив достижения успеха
|
мотив отношения с окружающими
|
стремление к лидерству
|
умение подчиняться
|
желание быть первым у женщины
|
желание быть единственной и неповторимой
|
По сравнению с женщиной мужчина более
|
По сравнению с мужчиной женщина более
|
рационален
|
чувствительна
|
сдержан
|
эмоциональна
|
суров
|
отзывчива
|
решителен, склонен к риску
|
осторожна
|
уверен в себе
|
тревожна
|
агрессивен
|
сострадательна
|
предприимчив
|
исполнительна
|
активен
|
старательна
|
индивидуалист
|
коллективистка
|
замкнут
|
общительна
|
Особенности восприятия
В восприятии мужчины главное место занимает то, что он видит. У женщины большая часть впечатлений связана с восприятием речи. Не случайны высказывания типа «мужчина любит глазами, а женщина – ушами». По быстроте восприятия и душевной подвижности женщина заметно превосходит мужчину. Женщины, например, читают быстрее, чем мужчины, и лучше, с многочисленными деталями излагают прочитанное. Считают они обычно быстрее мужчин, лучше запоминают.
Мышление
У мужчины и женщины по-разному протекает процесс мышления. Мужчинам свойственно мыслить более логично, абстрактно и пространственно. Женщина же, наоборот, думает более конкретно и зачастую опирается на интуицию. Мужчины относятся к большинству дел рационально, а женщины – эмоционально, распространяя одну мысль на множество ситуаций. У женщин менее развиты пространственное мышление и пространственная ориентация, поэтому они часто путают направления (лево, право) и в большинстве своем с трудом паркуют машины.
Наблюдательность
Мужчина схватывает и оценивает ситуацию в целом, женщина фиксирует свое внимание на мелочах. Для женщины в обыденной ситуации характерна большая наблюдательность. В ситуации же стресса, опасности женщина скорее «теряет голову», а вместе с этим и наблюдательность. У мужчин в ситуации опасности наблюдательность обостряется.
Темперамент
Наблюдения психологов свидетельствуют о том, что у мужчин чаще встречается преобладание холерических черт темперамента. Именно для них характерно отчетливое проявление волевых реакций, напористости, энергичности, нетерпеливости. Мужчина обычно характеризуется большей внешней агрессивностью, большей настойчивостью, способностью противостоять грубому напору. Поэтому-то холерический темперамент можно рассматривать в качестве «мужского» темперамента. Женской природе больше соответствуют сангвинический и меланхолический темпераменты. Для женщин характерны подвижность, бурное проявление чувств, быстрая перемена настроения. Женщина бывает агрессивна, как правило, только если она несчастна.
Эмоциональность
Женщины обычно намного эмоциональнее мужчин. У мужчин принято сдерживать свои эмоции, требовать этого от женщины бессмысленно. Перепады женского настроения огромны. Нервная система женщин менее устойчива. Поэтому женщина быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому. Женщины острее реагируют на поощрения и наказания, болезненнее реагируют на конфликты и неприятности на работе и дома. Женщина смеется, когда может, и плачет, когда хочет. Свои чувства мужчины выражают сложнее, чем женщины. Мужчины более агрессивны, упрямы и смелы, более резки в манерах, речи и чувствах. Женщины более чутки, отзывчивы и застенчивы, более эмоциональны. Женщины склонны «пережевывать» неприятные ситуации и негативные чувства, особенно если они касаются взаимоотношений с близкими людьми или сослуживцами. Мужчина прощает и забывает, женщина прощает, но не забывает.
Самооценка
Мужчины более уравновешены в самооценках, нежели женщины. Самооценки у женщин чаще занижены, у мужчин – завышены. Мужчины более самоуверенны, они чаще бывают довольны собой. Мужчина всегда соизмеряет себя по своей работе и достижениям, самооценка женщины зависит от межличностных отношений.
Критичность
Женщины значительно более самокритичны относительно своей роли в обществе, нежели мужчины. Но они же более склонны к образованию стереотипов поведения и с большим трудом признают, что его можно усовершенствовать. Женщины критичнее относятся к своей внешности, чем мужчины к своим способностям. Мужчины более критично относятся к собеседникам, нежели женщины.
Приоритеты
Мужчины больше думают о своей карьере, работе, делах – это их движущая сила. На первом месте в иерархии их ценностей очень часто стоит самореализация в профессиональном плане, успех в каком-то деле. Мужчины нацелены на то, чтобы достигнуть цели, завоевать определенный социальный статус и власть, победить в конкурентной борьбе и успешно достигнуть «итоговой черты». Фокус женских интересов – общение, сотрудничество, гармония, любовь. Для женщины на первом месте – семья, брак, дети и отношения с родными. Все исследования на тему о приоритетных ценностях мужчин и женщин, показывают, что 70-80% мужчин повсеместно продолжают утверждать, что наиболее важной частью их жизни является работа, и 70-80% женщин превыше всего ставят семью. Вследствие этого если женщина несчастлива в личных отношениях, то она не может сконцентрироваться на своей работе. Если мужчина несчастлив на работе, он не может заниматься личными отношениями.
Потребность в общении
Средний объем общения у женщин более чем в полтора раза превосходит объем общения мужчин. Потребность в общении многих женщин так велика, что если в течение рабочего дня женщине не удается «поболтать», то это отрицательно сказывается на ее настроении, производительности и качестве труда. На некоторых «женских» предприятиях были введены перерывы на 5-10 минут для коммуникации. На других столы работниц переставили так, чтобы они могли разговаривать, не отвлекаясь от работы. Эти меры оказались экономически целесообразными. Различная потребность мужчины и женщины в общении служит источником многочисленных конфликтов в семьях. В большинстве случаев муж в течение рабочего дня вполне удовлетворяет свою потребность в общении. Жена же далеко не всегда, ибо потребность ее значительно больше. Поэтому она надеется восполнить дефицит общения дома. Но не всегда это получается. Муж молчит или отвечает на вопросы немногословно. Рассказывать ему – не слушает, а то и уходит к телевизору. Жена, конечно – в обиду: «Ты со мной и поговорить не хочешь, и внимания на меня не обращаешь» и т. п. А дело здесь просто в незнании психологии друг друга.
Цели общения. Для женщин важен процесс общения, для мужчин – результат. Говорить с мужчиной нужно не намеками, а прямо о том, что хочет женщина.
О чем говорят. Слабость многих женщин – посудачить о доме, обновах, а то и пересуды. Мужчины больше говорят о работе, политике и спорте. Мужчины больше любят говорить о своих успехах, а женщины – о своих неудачах.
Перебивание собеседника. Женщина реже, чем мужчина, перебивает собеседника, она лучше видит собеседника и понимает его чувства. Перебив, женщина возвращается затем к тому моменту разговора, который тогда обсуждался. Мужчина перебивает женщину в 2 раза чаще, чем та его.
Слушание. Женщина слушает внимательно намного дольше, чем мужчина. Мужчина в среднем слушает женщину внимательно всего лишь 10-15 секунд, после чего склонен дать ответ, не уточняя информации.
Размышления. Мужчина предпочитает размышлять молча, высказывает лишь окончательный результат. Женщина думает вслух, что воспринимается мужчиной как болтовня. Типичный мужской вопрос (не всегда, правда, задаваемый вслух): «Когда она думает, если все время говорит?» Ученые из университета в Сиднее (Австралия) установили, что женская склонность поболтать объясняется особенностями женской анатомии: у женщин область мозга, контролирующая речь, имеет на 20% больший размер, чем у мужчин.
Взаимоотношения с окружающими
Женщины более тонко воспринимают человеческие взаимоотношения, более чутко реагируют на их нюансы, нежели мужчины. Если у мужчин сильнее выражена потребность в достижении цели, успехе, то у женщин на первом месте – взаимоотношения с окружающими. Внимание к окружающим – одна из привлекательнейших черт истинной женственности. Женщины намного лучше «читают» лица, тонко улавливают настроение собеседника, намного более чувствительны. Мужчина менее зависим от своего окружения, поэтому в большей степени способен на какие-то поступки, решительные действия, волевые решения. Женщина же часто думает о последствиях, о мнении окружающих и о том, как отреагируют находящиеся рядом люди (муж, дети, родители, родственники, коллеги по работе, подруги).
Взаимоотношения в коллективе
Мужчинам гораздо легче сосуществовать в мужских коллективах, чем женщинам в женских. Тесть с зятем гораздо чаще находят общий язык, чем свекровь с невесткой. Если говорить о коллективах, то наименее конфликтны смешанные, где примерно в равных пропорциях представлены мужчины и женщины. Если коллектив состоит преимущественно из работников одного пола, то моральный климат бывает лучше, если руководитель – другого пола. Мужчины особенно неловко чувствуют себя, когда негативная оценка им дается в присутствии женщин. Говоря о сотрудничестве, можно утверждать, что мужчины чаще всего конкурируют, а женщины сотрудничают.
Восприятие работы
Традиционно для мужчины работа – средство реализовать, проявить себя, для женщины – место, где она может ощутить уважение и пообщаться. Для женщины хорошие отношения в коллективе, личностные качества руководителя – самые значительные мотивы при выборе и оценке места работы. Мужчины во главу угла ставят профессию, ее содержание, рабочие функции и заработную плату. Для женщин все это также важно, но не является приоритетным. Производительность женского труда напрямую зависит от взаимопонимания в коллективе. Производственные конфликты мужчин обычно сказываются на климате в семье. У женщин все наоборот – отсутствие взаимопонимания дома отражается на их отношениях в коллективе, вызывает неадекватные реакции на поведение сослуживцев. Это и понятно: то, чем особенно дорожим, и задевает больше.
Итак, различий между мужчиной и женщиной столь много, что так и хочется сказать – они различаются во всем. Во всяком случае, оправданы слова о том, что на Земле как бы сосуществуют, переплетаясь и взаимодействуя, но не теряя при этом своей сущности, две различные цивилизации, два сообщества – мужчин и женщин, так необходимых друг другу и таких разных.
8.Упражнение «Мир без женщин/мужчин» (15 минут)
Инструкция: группа делится на 2 команды – парни отдельно от девушек. Парням дается задание продумать мир, где жили бы одни мужчины. Девушкам мир, где жили бы одни женщины. Как бы они вели хозяйство? Как обустраивали быт? Какие были бы законы, как воспитывали бы детей? Как проводили бы свободное время? Какие профессии преобладали? Обсуждение.
9. Рефлексия занятия. (5 минут)
Цель: подведение итогов занятия. Получение обратной связи.
Ведущий: Наш тренинг подошел к концу. Я хочу услышать мнение каждого из Вас о сегодняшнем занятии. Что понравилось? Что не понравилось? Что было самым сложным? Что узнали нового?
Список использованных источников и литературы:
1.Шейнов, В. П. Женщина плюс мужчина. Познать и покорить / В. П. Шейнов – М. : Харвест, 2002.
2. Пугачева, М. В чем разница мужской и женской психологий? [Электронный ресурс] / М. Пугачёва // Журнал МyJane.ru [сайт]. – Режим доступа :http://www.myjane.ru/articles/text/?id=5996 (дата обращения : 13.04.14)
|