Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»


НазваниеРуководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»
страница1/21
ТипРуководство
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. Ч.2. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003 - 206 с.

Оглавление

Содержание тем семинарских занятий

Тема: Предмет, задачи, проблемы психологии развития и возрастной психологии

Тема: Принципы и методы психологии развития и возрастной психологии

Тема: Движущие силы, факторы и условия психического развития

Тема Развитие человека: понятия, процессы и методы исследования

Тема: Факторы развития: наследственность, среда, воспитание

Тема: Основные теории психического развития человека

Тема: Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии

Тема: Пренатальное развитие и роды. Кризис новорожденности

Тема: Младенчество. Особенности развития

Тема: Ранний возраст

Тема: Дошкольный возраст

Тема: Младший школьный возраст

Тема: Подростковый возраст

Тема: Ранняя юность

Тема: Психология взрослости

Тема: Зрелость

Тема: Психологические особенности в пожилом и старческом возрасте

Тема: Теоретическое осмысление проблемы умирания и смерти

Содержание тем практических занятий

Тема: Первичная диагностика развития индивида

Тема: Сенсомоторная организация и методы исследования особенностей нервной системы

Тема. Методы диагностики внимания на разных возрастных этапах

Тема: Особенности развития памяти и методы исследования

Тема: Мышление и возможности его исследования

Тема: Особенности исследования развития речи в онтогенезе

Тема: О чувствах и их исследовании

Тема: Эмоционально - нравственное развитие личности. Методы исследования

Тема: Особенности исследования развития потребностей и мотивов личности в онтогенезе

Тема: Изучение особенностей развития социального взаимодействия

Методические рекомендации к выполнению курсовых работ

Приложение 1.

Приложение 2.

Примерная тематика курсовых работ

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ

Приложение 1.

Приложение 2.

Примерная тематика контрольных работ

Методические указания к выполнению рефератов и докладов по курсу "Психология развития и возрастная психология"

Приложение 1.

Примерный перечень вопросов к экзамену

Учебное пособие состоит из двух частей. Первая часть содержит материал для теоретической подготовки студентов. Во второй части предлагается руководство по подготовке к семинарским и практическим занятиям.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования Российской Федерации по специальностям «Психология», «Клиническая психология».

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений очной, заочной и ускоренной форм обучения.

Составители:

Ахвердова О.А. – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Ставропольсого государственного университета

Гюлушанян К.С. - кандидат биологических наук, доцент кафедры клинической психологии Ставропольсого государственного университета

Козлитина О.Н. - преподаватель кафедры клинической психологии Ставропольсого государственного университета

Рецензенты:

Волоскова Н.Н. - заведующая кафедрой психологии Ставропольского государственного университета, доктор психологических наук, доцент

Лебедев А.Н. – заведующий лабораторией когнитивной психофизиологии Института Психологии РАН, доктор биологических наук, профессор

Сосновский Б.А. – заведующий кафедрой психологии Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук, профессор

Содержание тем семинарских занятий.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема: Предмет, задачи, проблемы психологии развития и возрастной психологии

Цель : ознакомить студентов с историей становления психологии развития и возрастной психологии как науки; развести понятия «психология развития» и «возрастная психология»; сформировать представления о предмете и задачах изучаемой науки.

План:

1.        Историческая, социальная и культурная перспективы выделения психологии развития и возрастной психологии как науки.

2.        Соотношение понятий «психология развития» и «возрастная психология».

3.        Предмет психологии развития и возрастной психологии.

4.        Актуальные проблемы изучаемой науки.

5.        Задачи психологии развития и возрастной психологии.

Основные понятия : возрастная психология, психология развития, возраст, норма, возрастная норма, развитие.

Задания для самостоятельной работы:

1.        Выделите основные направления исследований в психологии развития и возрастной психологии в нашей стране и за рубежом.

2.        Составьте конспект «Конвенции о правах ребенка» с позиции исторического подходя к анализу детства.

3.        Охарактеризуйте развитие как процесс роста, созревания, совершенствования, универсального изменения и т.д.

Темы рефератов:

1.        Детство как феномен социально – исторического развития.

2.        Российские и зарубежные исследователи о проблеме психологии развития и возрастной психологии.

Контрольные задания:

1.        Объясните, как исторические, социальноэкономические и культурные факторы влияют на научное представление о развитии человека.

2.        Отношение к детям и методам их воспитания в историческом контексте. Роль семьи в процессе социализации ребенка.

3.        Вставьте пропущенные слова. Психология развития связана с изучением ……. динамики развития человеческой психики, ……. психических процессов и …………… качеств личности ……….. изменяющегося во времени человека.

4.        Перечислите и охарактеризуйте функции психологии развития и возрастной психологии.

5.        В чем заключается особенность связи психологии развития с другими науками? Сделайте обоснованные выводы.

6.        Вместо точек вставьте пропущенные слова: …………. психологии развития - закономерные изменения человеческой ……… во времени, влекущие за собой новые ………….., и связанные с этим ………….. и ……….. психической жизни.

Литература:

1.        Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1999.

2.        Авсеев В.Г. Возрастная психология. Учебное пособие. - Иркутск. 1989.

3.        Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации. // Возрастная физиология. – Л., 1975

4.        Возрастная и педагогическая психология. /Под редакцией Гамезо М.В. и др. -М. 1984.

5.        Гальперин П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978.

6.        Грейс Крайг Психология развития. – СПб., 2001

7.        Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г. А. Балла и др. – М.: Смысл, 1999

8.        Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1999

9.        Немов Р. С. Психология. – М., 1995. В 3-х тт. Т.2

10.    Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1997

11.    Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: МПА, 1995.

Тема: Принципы и методы психологии развития и возрастной психологии

Цель : закрепить знания студентов по вопросам принципов, методов психологии развития и возрастной психологии; установить связь с другими науками и их влияние на изучаемый предмет.

План :

1.        Принципы психологии развития и возрастной психологии.

2.        Методы психологии развития и возрастной психологии.

3.        Связь психологии развития и возрастной психологии с другими науками и их взаимовлияние.

4.        Категории психологии и их связь с разными сторонами психического развития.

Основные понятия : метод, наблюдение, анализ продуктов деятельности, эксперимент, тестирование, беседа, принцип, принцип развития, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип объективности, генетический принцип.

Задания для самостоятельной работы:

1.        Источники методов используемых в психологии развития и возрастной психологии.

2.        Применение метода наблюдения в психологии развития и возрастной психологии.

3.        Опрос в психолого - педагогических исследованиях детей.

4.        Эксперимент и особенности его применения в детской психологии.

5.        Использование психологических тестов при изучении детей.

Темы рефератов:

1.        Организация и проведение психолого - педагогического эксперимента с детьми.

2.        Тесты и их использование в возрастной психологии.

Контрольные задания:

1.        Вставьте пропущенные слова:

§   принцип - это ……… исходное …… какой-либо……., учения, науки, мировоззрения.

§   наблюдение - это один из основных ……… методов ………… исследования, состоящий в преднамеренном, ……….. и ………….. восприятии психических ……………… с целью изучения их специфических …………. в определенных условиях и отыскания ……… этих явлений, который непосредственно не дан.

§   принцип развития гласит, что …………. постоянно изменяется, ………., поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является ………….. закономерностей этого ………., его видов и стадий.

§   принцип системности описывает и ………….. основные виды ….. между разными сторонами ………, сферами психического.

2.        Дайте ответы на следующие вопросы:

§   Что такое принцип детерминизма и как он реализуется в психологии развития и возрастной психологии?

§   Принцип единства сознания деятельности как один из основополагающих принципов психологии развития и возрастной психологии.

§   Образ как категория психологии и ее связь с разными сторонами психического развития.

§   Опишите схему психических процессов, предложенную Л.С. Выготским.

§   Связь понятия индивида со сторонами психического развития. Уровни становления индивидуальности.

§   Личность. Условия формирования в генезе, уровни, физиологические основы темперамента.

3.        Дайте определения следующим понятиям: метод, эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование, мотив, образ, деятельность, личность, общение, переживание.

Литература:

1.        Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1999.

2.        Авсеев В.Г. Возрастная психология. Учебное пособие. -Иркутск. 1989.

3.        Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации. // Возрастная физиология. – Л., 1975

4.        Возрастная и педагогическая психология ./Под редакцией Гамезо М.В. и др. -М. 1984.

5.        Гальперин П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978.

6.        Грейс Крайг Психология развития. – СПб., 2001

7.        Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г. А. Балла и др. – М.: Смысл, 1999

8.        Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1999

9.        Немов Р. С. Психология. – М., 1995. В 3-х тт. Т.2

10.    Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1997

11.    Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2001

12.    Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: МПА, 1995.

Тема: Движущие силы, факторы и условия психического развития

Цель : разобрать со студентами основные проблемы психического развития, проследить основные закономерности психического развития.

План :

1.        Движущие силы психического развития.

2.        Условия психического развития.

3.        Факторы психического развития.

4.        Закономерности психического развития.

5.        Психическое развитие и деятельность. Понятие о ведущем виде деятельности.

6.        Проблема соотношения обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития». (Л.С. Выготский )

7.        Понятие о сензитивных периодах в развитии психики ребенка.

8.        Психическое развитие и общение.

Основные понятия : фактор, деятельность, ведущий вид деятельности, обучение, «зоны ближайшего развития», «сензитивный период развития», общение.

Задания для самостоятельной работы:

1.        Объясните зависимость психического развития от уровня организации живых существ.

2.        Укажите взаимосвязь развития организма, поведения, познавательных процессов и личности ребенка.

3.        Охарактеризуйте семиотическую функцию, ее формирование и значение для развития ребенка.

4.        Проанализируйте диалектическую взаимосвязь обучения и развития.

5.        Объясните непрерывную и дискретную точки зрения на психическое развитие.

Темы рефератов:

1.        Социальная ситуация развития ребенка как основная характеристика уровня развития.

2.        Проблема акселерации, вундеркинды, нормальные дети.

3.        Язык, речь и развитие мышления ребенка.

4.        Теории интеллектуального развития ребенка.

Контрольные задания:

Вместо точек вставить пропущенные буквы.

§   Фактор-это постоянно действующие ………….. , которые имеют существенное и даже определяющие значение в ………… изучаемого явления.

§   Ведущий вид деятельности - деятельность, в наибольшей степени способствующая ………… ребенка в данный период его жизни и ведущая ………… за собой.

§   Ведущий тип общения – преобладающий в данный период возрастной тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека формируются основные …………….. ……………… .

§   Обучение – профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся …………….., ………………, …………….. .

§   Зона ближайшего развития – реально имеющиеся у ребенка ………….. , которые могут быть раскрыты и использованы для его …………….. при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей.

§   Сензитивный период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные ……………… для формирования у него определенных психологических ……………… и видов ………………. .

Литература:

1.        Авсеев В.Г. Возрастная психология. Учебное пособие. -Иркутск. 1989

2.        Ананьев Б. Г. О проблемах слвременного человекознания. – М., 1977

3.        Ананьев Б.Г. Человек как предмет исследования. – СПб., 2001

4.        Возрастная и педагогическая психология. \ Под ред. Петровского А.В. – М., 1979.

5.        Возрастная и педагогическая психология. –М. М.Г.У.1992

6.        Возрастная и педагогическая психология.\ Под. Ред. Гамезо А.В. и др.- М., 1984.

7.        МухинаВ.С. Возрастная психология. –М.1998.

8.        Немов Р. С. Психология. – М., 1995. В 3-х тт. Т.2

9.        Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1997

Тема Развитие человека: понятия, процессы и методы исследования

Цель : дать представление об областях и факторах развития человека, проанализировать этапы построения систематического научного исследования, изложить этические принципы изучения жизненного пути человека.

План :

1.        Понятие развития и его категории.

2.        Общая характеристика областей развития человека.

3.        Влияние биологических и средовых процессов на развитие человека, характер их взаимодействия.

4.        Объективность систематического исследования человеческого развития.

5.        Методика построения научного исследования:

а) методы, используемые в психологии развития и возрастной психологии, требования к ним;

б) этапы построения систематического научного исследования.

6.        Этика научного исследования.

Основные понятия : валидность, готовность, зависимая переменная, корреляция, критический период, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, модель экологических систем, надежность, научение, научный метод, независимая переменная, причинность, репрезентативность, рост, созревание, старение, экспериментальный план.

Задания для самостоятельной работы:

1.        Каковы основные задачи исследования?

2.        Какие из интуитивных догадок можно сформулировать в виде гипотез?

3.        С какими трудностями можно столкнуться при проведении исследования?

Темы рефератов:

1.        Близнецовый метод в психологии развития и возрастной психологии: характеристика, методика использования.

2.        Научение и социализация в развитии человека.

3.        Использование продуктов деятельности для изучения психики испытуемых.

Контрольные задания:

1.        Что означает термин «развитие»?

2.        Какую роль играют в развитии биологические процессы и окружающая среда?

3.        Охарактеризуйте связь между процессами научения и социализации?

4.        Стратегии исследования психического развития ребенка.

Литература:

1.        Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М..: Наука, 1977.

2.        Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации / / Возрастная физиология. (Руководство по физиологии.) — Л.: Наука, 1975, с. 5-67.

3.        Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

4.        Кон И. С. Ребенок и общество. (Историко-этнографическая перспектива.) — М.: Наука, 1988.

5.        Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. (Пер. с англ.) — М.: Когито-Центр; изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

6.        Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001

7.        Развитие ребенка. (Пер с англ.) / Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1968.

8.        Рыбалко Е. Ф, Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconРуководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу...
Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология...

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconМетодические рекомендации для проведения семинарских и практических занятий
Санкт-Петербургского университета мвд россии, обучающихся по специальностям: 030502. 65 – судебная экспертиза; 030505. 65 – правоохранительная...

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» icon«Шестнадцать личностных факторов» опросник
...

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconМетодические указания для студентов по проведению практических занятий...
Практическое занятие №2. «Познавательные-психические процессы. Внимание и память. Ощущение и восприятие»

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconДиссертация на соискание степени магистра по направлению 030300 Психология...
Психологическое благополучие руководителей в зависимости от их личностных качеств

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология,...
Коррекция нарушений эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Исследование личностных особенностей респондентов и характеристик рабочего места

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Способы принятия управленческих решений в условиях неопределенности (на примере собственников предприятий)

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconЭкспериментальная психология
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37. 03. 01 (030300. 62) «Психология»,...

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Эмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconАрнольд Минднлл гео-психология в шаманизме, физике и даосизме
Наша психология тесно связана не только с бесплотными сновидениями и чувствами, но и с природой пространства, и с тем, как наши тела...

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...

Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» iconПрограмма дисциплины Организационная психология для направления 37....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37. 03. 01 «Психология»...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск