Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с художественно – эстетическим направлением № 53»
СБОРНИК
«Открытый детский сад – открытые родители»
Разработано творческой группой МБДОУ «Детский сад № 53
Сборник материалов по взаимодействию с семьями воспитанников (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №53» ЗАТО Северск).
Материалы предназначены для педагогов, администрации дошкольных учреждений всех типов.
-
Авторский коллектив
|
Довгалева Алена Александровна
|
заведующий МБДОУ
|
Баранова Татьяна Игоревна
|
заместитель заведующего по ВМР, первая квалификационная категория
|
Сивенкова Оксана Александровна
|
старший воспитатель, первая квалификационная категория
|
Матвеева Светлана Александровна
|
воспитатель, первая квалификационная категория
|
Симон Ирина Сергеевна
|
воспитатель, первая квалификационная категория
|
Ушакова Любовь Остаповна
|
воспитатель, первая квалификационная категория
|
Кравцова Светлана Николаевна
|
музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория
|
Жукова Екатерина Сергеевна
|
воспитатель
|
Гусейнова Оксана Сергеевна
|
воспитатель
|
Рейнбах Ирина Ивановна
|
воспитатель, первая квалификационная категория
|
Белых Марина Витальевна
|
воспитатель, первая квалификационная категория
|
Петлина Екатерина Вадимовна
|
воспитатель
|
Дорошенко Юлия Ивановна
|
воспитатель
|
Шушкова Александра Миркияновна
|
учитель-логопед, первая категория
|
Процкая Наталья Сергеевна
|
воспитатель
|
Вшивцова Юлия Сергеевна
|
педагог-психолог
|
Скорнякова Мария Олеговна
|
инструктор по физической культуре
|
Содержание
1
|
Введение.
|
4
|
2
|
Успешная реализация модели «Педагог-ребенок-родитель» в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.
|
6-16
|
3
|
Основные принципы организации работы с семьей.
|
17 -20
|
4
|
Приложения:
|
|
4.1
|
Совместная с родителями адаптационная группа «Лапушки».
|
21-24
|
4.2
|
«Новенький» в группе детского сада.
|
25-29
|
4.3.
|
Степень участия родителей в жизни детского сада.
|
30-32
|
4.4.
|
Новые приемы в работе с родителями «День, когда наоборот».
|
33-36
|
4.5.
|
Детско-взрослые проекты, как способ создания ситуации сотрудничества с семьями воспитанников.
|
37-40
|
4.6.
|
Выявление и поддержка активной позиции родителей в образовательном пространстве ДОУ.
|
41-44
|
4.7.
|
Успешные способы информирования семьи о жизни детского сада и достижениях ребенка.
|
45-47
|
4.8.
|
Совместное творчество детско-взрослого сообщества в мастерских.
|
48-51
|
4.9.
|
Праздник встретим вместе.
|
52-55
|
4.10.
|
Совместные спортивные праздники в детском саду
|
56-59
|
4.11.
|
Психолого-педагогический консилиум детского сада, как основная форма работы с родителями, имеющих детей с ОВЗ.
|
60-63
|
4.12.
|
Детско-родительские тренинги как средство оказания психолого-педагогической поддержки семье.
|
64-67
|
5
|
Список литературы
|
68
|
Введение.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт). Одним из основных принципов ФГОС ДО – реализация«сотрудничества Организации с семьями воспитанников. Работа с родителями (законными представителями) не является новой в образовании. Существует множество изданий, методической литературы, посвященных данному вопросу, но тема не перестает быть актуальной, а в современных условиях приобретает еще большую значимость. Педагоги придумывают все новые способы вовлечения родителей (законных представителей) в воспитание их же собственных детей: собрания, информационные стенды, родительские клубы, но таким образом удается привлечь только малую часть семей воспитанников. Почему же данные формы работынеэффективны? Родители (законные представители) не откликаются, потому что заняты своими проблемами, не понимают значимость своего участия? Много причин, но в большей степени родители (законные представители) просто не испытывают потребности в своем присутствии в детском саду. Пока у взрослого человека не возникла потребность находиться рядом с детьми, организовать взаимодействие очень трудно. Возможно родители (законные представители) чувствуют себя лишними в группе детского сада, а дошкольное учреждение остается закрытым сообществом с жесткими правилами, ориентированными не на семью. Педагоги предлагают родителям (законным представителям) готовые знания: что-то из психологии, что -то из методики оздоровления. Но, как и во всяком учении, родители берут из всего предложенного лишь то, что действительно отвечает их интересам. Воспитатели детских садов тратят уйму времени на составление перспективных планов по работе с родителями (законными представителями), где прописывают на год вперед темы консультаций, педагогических и медицинских статей, но созвучен ли этот материал с потребностями семьи? Ведь каждая семья разная, со своими традициями, ценностями, взглядами на вопросы воспитания и образования.
Для эффективного сотрудничества с семьями воспитанников необходимо менять философию работы с родителями (законными представителями), в основе которой заложена фундаментальная идея: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольного учреждения, а детский сад должен сделать так, чтобы поддержать собственные действия родителей (законных представителей) в воспитании и развитии детей. Что же нужно педагогу-практику для перехода на эту новую философию по работе с семьей? Пожалуй, многое. Ни какой Стандарт, никакая примерная образовательная программа и тем более наш сборник не распишет пошагово реализацию сотрудничества с родителями, не даст готового рецепта партнерских взаимоотношений. В основе принятия новой философии – желание и понимание необходимости фундаментально менять систему работы с семьей. Которая предполагает умение наблюдать жизнь каждого ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только ценить свои воспитательные действия. Умение выделять существенное и позитивное у конкретного ребенка, понимать причины того или иного поведения. Готовность донести до родителей (законных представителей) увиденное и вместе сложить картину развития ребенка, наметить пути решения проблем, выработать общую дальнейшую стратегию.
Конечно, мы понимаем, что такой подход нельзя назвать легким и простым. Попробуйте реализовать все это когда в группе 24 воспитанника и у каждого своя семья, когда нет младшего воспитателя, когда требуют писать бесконечные отчеты и бумажная работа отнимает время от детей и тем более от их родителей. Но вряд ли в ближайшем будущем что-то измениться, социальная, экономическая ситуация диктует свои правила – большая наполняемость групп, частое отсутствие помощника воспитателя сегодня не редкость. Но мы убеждены, что и при наличии проблем возможно переосмыслить работу с родителями (законными представителями) и реализовать сотрудничество с семьей, как того требует ФГОС ДО. Трудности будут всегда, но современные молодые родители приходят в дошкольное учреждение со своими ожиданиями – дать лучшее развитие и образования своему ребенку и никакие трудности не должны мешать реализовать образовательные потребности семьи.
Сборник «Открытый детский сад – открытые родители» - первые итоги перехода на новую философию по взаимодействую взрослых и детей в детском саду. С января 2014 года педагогическая команда нашего дошкольного учреждения кардинально меняла систему работы, разрабатывала и реализовывала модель социального партнёрства «педагог-ребенок-родитель», основной целью которой является переход на сторону семьи. Мы убеждены, что именно педагоги должны искать пути к сотрудничеству, так как они получили для этого специальное профессиональное образование, они понимают механизмы развития ребенка-дошкольника, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия. Данный сборник – попытка поделиться с педагогической общественностью эффективной, на наш взгляд, системой работы с родителями (законными представителями) воспитанников. В этом сборнике вы найдете различный материал как теоретический, так и практический, сборник будет интересен педагогам, родителям и всем, кто заинтересован в гармоничном развитие детей.
Успешная реализация модели «Педагог - Ребенок – Родитель»
в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Довгалева А.А. – заведующая МБДОУ
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, глава 4 «Обучающиеся и их родители (законные представители), статья 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», (пункты № 1, № 2) «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», а «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, реализуемый дошкольными образовательными организациями с 01.01.2014 г., представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители (законные представители) воспитанников становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт № 3) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:
1. Дошкольному учреждению необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
2. Дошкольному учреждению необходимо обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
3. Дошкольному учреждению необходимо наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
На основании Распоряжения Департамента общего образования Томской области № 310-р от 21.05.2014г. дошкольному учреждению присвоен статус «Базовая площадка по отработке моделей введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Ориентируясь на основные принципы ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и Конвенции ООН о правах ребенка, которые гласят:
- поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду,
- личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: педагогов, родителей (законных представителей) и детей,
педагогическим коллективом была разработана и реализована модель взаимодействия «Педагог – Ребенок - Родитель», где ребенок стал ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых – эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными, независимыми, но содружественно - конструктивными.
Что для нас означает определение содружественно – конструктивные взаимоотношения?
В первую очередь содружество - это дружеское единение, основанное на общности интересов субъектов образовательного процесса. Сотрудничество–это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Основу сотрудничества составляют наши воспитанники, именно их потребности, развитие объединяет всех субъектов образовательных отношений.
Во вторую очередь - конструктивные (развивающейся)взаимоотношения - это процесс и результат совместной деятельности людей, в которую включен каждый участник образовательной деятельности. Деятельность, соответственно, сама развивает и расширяет сферу знаний умений и навыков каждого, и одновременно формирует ценностное отношение ко всем участникам деятельности и к самому процессу деятельности непосредственно.
В третью очередь - взаимоотношения это организация совместной деятельности, в которой участники планируют общую стратегию. Основы нашего взаимодействия состоят в том, что другого принимают таким, каков он есть, без кардинальных, в чем - то разрушающих личность, воздействий на его сознание и поведение.
Подчеркнем, что позиция принятия одинаково значима для каждого участника нашего взаимодействия: Педагога – Ребенка – Родителя. Сделать родителей субъектами образовательных отношений является приоритетным направлением нашей работы. Родители (законные представители) в нашем дошкольном учреждении являются партнерами, участниками, активно включенными в жизнь детского сада.
По нашему мнению, только такие отношения педагогов и родителей (законных представителей) способны создать необходимый эмоционально-положительный фон для воспитания ребенка, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Перед определением цели и задач модели «Педагог - Ребенок – Родитель» творческой группой были проведены маркетинговые исследования – направленные на изучение уровня эффективно созданных условий, обеспечивающих доступность родителей (законных представителей) в образовательное пространство дошкольного учреждения. Для этого педагогами были разработаны основные показатели:
Социальный статус семьи
|
Банк данных
|
Удовлетворенность родителей (законных представителей) услугой – предоставление дошкольного образования.
|
Анализ, анкетирование, опрос на сайте
|
Удовлетворенность родителей (законных представителей) услугой – уход и присмотр за воспитанниками.
|
Анализ, анкетирование, опрос на сайте
|
Удовлетворенность родителей (законных представителей) платными образовательными услугами
|
Открытые творческие мастерские, анкетирование
|
Выявление семей находящихся в социально опасном положении
|
Наблюдение, картотека
|
По результатам исследования сделан вывод, что проблема взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обуславливается следующим:
В первых - низким уровнем мотивации родителей (законных представителей) и педагогов на сотрудничество, осложняется это тем, что:
- с одной стороны - потребительский взгляд родителей (законных представителей) на деятельность дошкольного учреждения («Мы платим, вот и занимайтесь моим ребенком»),
- с другой стороны - потребительский взгляд педагогов («Привели к нам ребенка, мы профессионалы, знаем, что делать»).
Во – вторых, между правами и обязанностями родителей (законных представителей) и неумением ими пользоваться – в основном родители во взаимодействии ориентируются только на свои права.
В – третьих, между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями (законными представителями) и отсутствием системы психолого-педагогической поддержки семьи в дошкольном учреждении.
На наш взгляд, эту ситуацию можно исправить за счет включения семьи в образовательное пространство детского сада, но для этого нам было необходимо создать условия, определить цель и задачи работы педагогического коллектива над моделью Педагог-Ребенок-Родитель.
|