М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон


Скачать 2.35 Mb.
Название М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон
страница 1/15
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Образовательный туризм: новые практики и технологии дополнительного образования
3.1. Образовательный туризм:

понятие, сущность, цель, задачи, функции

М.А. Соловьева
Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон Локк (1632-1704), Жан-Жак Руссо (1712-1778). Например, Джон Локк в трактате «Мысли о воспитании» описывает джентльмена, который завершает свое образование путешествием по Франции и Испании, следуя традициям английского образованного общества. Джон Локк дает советы молодому джентльмену, как можно извлечь из путешествия большую образовательную пользу. Он говорит, что главное – это усвоение языка и повышение умственного развития, обогащение практическим опытом благодаря наблюдению и общению с людьми разных нравов, обычаев, образа жизни. Выдающийся мыслитель-педагог XVIII столетия Жан-Жак Руссо разнообразил свою жизнь маленькими путешествиями, поэтому и в труде «Эмиль, или О воспитании», он раскрывает методы воспитания и обучения ребенка: «73. Я буду говорить ему о пользе путешествий, о выгодах торговли, о произведениях, свойственных каждому климату, о правах различных народов, об употреблении календаря, о важности для земледелия вычислений продолжительности времен года, об искусстве мореплавания, о способе находить направление среди моря и точно следовать своему пути, не зная, где находишься. Политика, естественная история, астрономия, даже мораль и международное право войдут в мое объяснение, чтобы дать моему воспитаннику высокое понятие о всех этих науках и внушить сильное желание изучить их…»1.

В конце XVII - начале XVIII веков в учебных заведениях Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран при изучении отдельных дисциплин стали использоваться педагогами пешеходные прогулки и поездки в ближайшие окрестности. Эти формы общения педагога и ученика получили название экскурсий.

Интерес к путешествиям в России тесно связан с развитием краеведения. В его основе лежали и любознательность, и жизненная потребность использовать ресурсы окружающей среды. Сведения накапливались и веками передавались из поколения в поколение. Эти знания носили прикладной характер, не были систематизированы, не давали комплексного представления о том или ином крае.

Активное изучение различных регионов государства развернулось во времена петровских перемен. Например, Указом Петра I от 12 февраля 1718 года предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках и награждать тех, кто их обнаружил. Академия наук организовала ряд экспедиций. Одной из первых была Великая Северная экспедиция (1733-1743 гг.), положившая начало исследованию Сибири. В её составе работал С. П. Крашенинников, подготовивший знаменитое «Описание земли Камчатки», являющееся классическим произведением мировой географической литературы. По инициативе М. В. Ломоносова была организована Академическая (1768-1774 гг.) экспедиция с целью наблюдений уникальных астрономических явлений одновременно в разных пунктах страны. Всего состоялось до 50 исследовательских экспедиций, заложивших традиции тесной взаимосвязи отечественного краеведения и академической науки.

В XIX веке стали создаваться научные общества, которые изучали краеведение в России. В 1804 году возникло Общество истории и древностей российских, в 1845 году – Русское географическое общество (активно действующее и поныне), в 1846 году – Археологическое общество, в 1863 году – Общество любителей естествознания, антропологии, этнографии. Все они имели местные отделения и внесли свой вклад в изучение страны. Особенно нужно подчеркнуть роль Русского географического общества, подготовившего множество краеведческих материалов, в том числе 11-томное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Достаточно активно занимались краеведением в своих регионах земские учреждения, губернские учёные архивные комиссии. Можно сказать, что краеведение и туризм становятся неразделимыми.

Близкими к краеведческим объединениям были туристские общества. В 1895 году было создано «Российское общество туристов», которое объединяло любителей путешествий по России. Общество уделяло большое внимание издательской деятельности. Так появились многие издания, пропагандировавшие различные виды туризма. Одним из таких изданий был журнал «Русский турист» с приложениями «Дорожник» и «Ежегодник». В 1899 году в этом журнале появилась постоянная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках». В ней печатались заметки об опыте проведения экскурсий в российских школах.

С 1899 года при Московском педагогическом обществе стала работать комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, коммерческих, реальных училищ и школ. С 90-х годов XIX века школьно-экскурсионное дело активно стало поддерживаться официальной властью.

В начале XX века координировать работу учебных заведений стала Комиссия по организации экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского округа. Именно на заседании этой комиссии экскурсии были разделены на ближние и дальние, определён их характер. Экскурсии делились на географические, естественно-исторические, исторические. Главное внимание было обращено на ближние экскурсии. Организацию их поручили местным бюро, которые должны были возглавить руководители средних учебных заведений и состоять из педагогов.

По-видимому, во исполнение этих решений в 1914 году в Ярославле была создана экскурсионная комиссия2. При содействии комиссии издавались путеводители для экскурсантов, посещавших город. В 1907 году была издана одна из лучших монографий П. А. Критского3 «Наш край. Ярославская губерния – опыт родиноведения». Ярославская комиссия издавала журнал «Русский экскурсант», который начал выходить с марта 1914 года. Цель издания организаторы определили так: «…содействие развитию в русской молодежи путем экскурсий любви к родине и знакомств с нею»4. «Русский экскурсант» стал первым провинциальным туристским журналом в России.

Внимания заслуживает и сборник «Школьные экскурсии, их значение и организация», подготовленный Б. Е. Райковым5. В сборнике впервые был обобщен опыт систематического применения экскурсий в преподавании, изложена сущность экскурсионного метода, специфика естественнонаучных и гуманитарных экскурсий, техника их ведения. Фактически это была первая научно-методическая работа по экскурсионному делу, сыгравшая важнейшую роль в последующем развитии методики школьных экскурсий.

Большой положительный опыт по организации образовательных туристско-экскурсионных поездок накоплен за советский период. Среди крупнейших специалистов, занимавшихся изучением вопросов педагогической эффективности образовательных экскурсий и путешествий, — И. И. Полянский, Б. А. Федченко, И. И. Михайлов, Л. А. Ильин, Н. П. Анциферов, Б. Е. Райков, Д. М. Кайгородов, В. Е. Герд, А. Ф. Родин, А. В. Даринский. Многие разработанные ими теоретические положения, а также практические рекомендации актуальны и в настоящее время.

Сегодня в российском законодательстве отсутствуют единые базовые термины многих видов туризма, в том числе нет и понятий, например оздоровительного и образовательного туризма. Наверное, это оправдано, так как любой вид туризма должен и оздоравливать (как физически, так и нравственно, духовно), и образовывать, окультуривать.

В новой редакции Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», впервые появилось понятие «детского туризма» и определена реализация мер по поддержке приоритетных направлений развития туризма в субъектах Российской Федерации, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма6.

Термин «Детский туризм» предполагает возраст путешествующих – дети дошкольного и школьного возраста. «Юношеский, молодежный туризм» предполагает в основном студенческий возраст путешествующих.

Да, туризму все возрасты покорны. Не зря существует условная градация туризма по возрастам, отсюда и наличие различных программ, ориентированных на категорию возраста путешествующих. Например, «Пенсионные туры», рассчитанные специально на пенсионеров, позволяющие отлично отдохнуть за приемлемую для пенсионеров стоимость; это туры, позволяющие комфортно чувствовать себя на протяжении всей поездки7. В Ярославской области программы и туры для пенсионеров предлагают большинство туроператоров и туристских агентств: «Музенидис Трэвел»; «Музыка дорог»; «Фабрика путешествий»; «Тур-Экспресс»; «Яроблтур»; «Эврика» и мн. др.

Разнообразны многочисленные образовательные программы для дошкольников. Например, образовательная программа для детей от 4 лет, для родителей, воспитателей и руководителей кружков «Удивительные приключения дошколят на Русском Севере»8 известна не только в Великом Устюге, но и далеко за его пределами. В Ярославской области такие программы предлагаются не только туроператами и турагентствами, но и многими учреждениями культуры – библиотеками, музеями. Например, Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник предлагает для детей дошкольного возраста программу «Растем вместе с музеем!», которая включает в себя восемь замечательных встреч, знакомящих дошкольников с природой, историей и культурой Ярославского края.

Такие туры как «Путешествие по Сказочной карте России» существуют в каждом регионе нашей страны, они интересны «и старым и малым». Например, в Великий Устюг Вологодской области едут в Вотчину Деда Мороза, в Кострому – в гости к Снегурочке, подружке снежинок. Вместе с ней в тереме проживают Домовой, Домовиха и учёный кот Баюн. В деревню Котловка Граховского района Удмуртии, что на реке Яга, едут в Сказочную резиденцию Бабы Яги. Путешественники в городе-курорте Зеленоградске Калининградской области обязательно хотят посетить поле чудес, описанное в сказке «Золотой ключик», и убедиться лично, растут ли там денежные деревья. Жители города считают, что деревянный мальчик Буратино родился именно у них. Село Большое Болдино в Нижегородской области признано местом рождения Золотой рыбки. В Туле путешественники желают встретиться с Левшой, в Новгородской области – с Садко, во Владимирской – с Ильей Муромцем, в Рязанской – с Добрыней Никитичем, в Курской губернии – с Соловьем-разбойником.

Появление Сказочной карты – результат очень интересного проекта «Сказочная карта России», организованного журналистом Алексеем Козловским. Цель проекта – привлечь внимание общественности и средств массовой информации к необычному культурно-туристическому потенциалу, которым обладает страна. Задачи проекта – помочь заявить регионам о существующих у них культурно-туристических возможностях и сформировать общее информационное пространство между регионами. Основная задача проекта «Сказочная карта России» - формирование постоянного информационного поля вокруг различных мероприятий, входящих в зону «сказочного» событийного туризма. Путем сбора сведений о местах рождения или обитания сказочных и былинных героев и была создана карта.

Проект живет и сегодня. Специалисты разных сфер деятельности (образование, культура, туризм) успешно реализуют этот проект, пополняют Сказочную карту России. Вокруг сказочного героя не только вырастают резиденции, вотчины, терема, но и формируются программы, туры, маршруты, которые становятся основой событийного туризма. Например, открытие персональной усадьбы Колобка (село Большая Беденьга Ульяновской области); фестиваль «Богатырские забавы» (Муром); День рождения Снегурочки (Кострома); сказочный фестиваль «День Рождения Василисы Премудрой» (Ивановская область); соревнования по сказочному семиборью на Всемирных сказочных играх в Кирове – это бег по неведомым дорожкам, метание волшебного клубочка, крокет; и многие другие мероприятия событийного туризма.

Ярославская область признана лидером на сказочной карте (как по количеству «имеющих прописку» сказочных и былинных героев, так и событийных мероприятий). Например, в Кукобое живет сказочное лесное царство – Марья Искусница и Дед Лесовик, Баба Яга и её друг Леший, Кикимора болотная, здесь же лесная резиденция Ярославского медведя Михайло Потаповича (Топтыгин).

В Ростове Великом проживают Царевна-лягушка, Алёша Попович, Емеля и Щука. В Рыбинском районе несётся Курочка Ряба, золотодобытчица, единственная надежда старика и старухи; в Мышкине прячется Мышка-норушка; в Пошехонье – Водяной и Тыгыдымский конь; Царь Берендей основал свое царство в Переславле-Залесском, недалеко от Тридесятого государства.

Сюжет проекта способствует креативному развитию туристской инфраструктуры. Рядом с усадьбами сказочных героев начали устанавливать необычные дорожные знаки — «сказочные вёрсты», которые указывают направление и расстояние до мест рождения или проживания других сказочных героев (одна сказочная верста равняется русской версте и составляет 1, 066 км).

Первую версту установили на родине Царя Берендея в городе Переславле-Залесском (Ярославская область). Вторую сказочную версту – в Костроме, на родине внучки Деда Мороза Снегурочки. Третью – в резиденции Ивана-Царевича (г. Киров), четвёртую — в городе Олонец (Карелия) на родине Молодого Морозца Паккайне, пятую в России и первую в Сибири – в усадьбе Белого Старца (Сагаана Убгэна) в городе Улан-Удэ (Бурятия), шестую – на родине Ильи Муромца (г. Муром, Владимирская область). Седьмая сказочная верста установлена рядом с избушкой Бабы Яги в селе Кукобой Ярославской области.

Первая художественная версия «Сказочной карты России» была нарисована кировскими художниками (2012г.).

Проект, безусловно, социально значимый, потому что он объединил вокруг себя разные ведомства (государственные структуры, учебные заведения, предприятия туристской сферы, библиотечные и музейные системы регионов РФ, производителей сувенирной продукции, федеральные и региональные СМИ), заинтересовал различные аудитории участников (категории всех возрастов, уровней образования и социального положения), имеет ярко выраженный мультипликативный эффект.

Поэтому данный проект живет активной жизнью и сегодня (хотя ему уже более 5 лет; создан в 2010 году), признан общественностью и государством. Проект «Сказочная карта России» стал лауреатом Всероссийского конкурса «Пресс-служба года»9 в номинации «Лучшая PR-идея» (2011г.). Руководители проекта награждены дипломом Национальной премии «Серебряный лучник»10 в номинации «Продвижение регионов», жюри премии «Russian Event Awards»11 вручило руководителю проекта диплом лауреата в номинации «Лучший проект событийного туризма» (2012г.).

Ярославская область одной из первых поддержала проект «Сказочная карта России». При участии многопрофильной сервисной компании «Волга-Тур»12 разработан первый межрегиональный сказочно-семейный туристский проект «Сказочное кольцо России» (2011г.) по городам, входящим в «Золотое кольцо России». Это сказочные туры «В сказку за волшебным клубочком» по Сказочному кольцу России. Сегодня существует более десятка оригинальных сказочных маршрутов.

О каких бы турах и программах мы не говорили, все они дают новые и иллюстрируют уже имеющиеся знания, т.е. мы имеем дело с процессом наращения и приращения знаний. В этом процессе и формируются компетенции – учебная и социальная, которые так необходимы человеку, чтобы успешно состояться в обществе. Познавательная, развивающая, рекреационная, развлекательная функции путешествия, экскурсии, туризма в целом составляют сущность вида туризма – образовательного.

Как уже было отмечено, не существует закрепленного на законодательном уровне понятия «образовательный туризм». В кругах специалистов существует много различных трактовок этого вида туризма.

Приведем примеры толкования этого понятия различными авторами – известными учеными, методистами, специалистами сферы туризма.

А. Ю. Александрова: в определении образовательного туризма предлагает методический подход: «Образовательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений»13.

А. Щербинина: «Вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности»14.

В. Л. Погодина предлагает рассматривать образовательный туризм как высокоэффективную технологию обучения и одновременно форму организации учебного процесса и называет образовательный туризм - «Инновационная образовательная технология»15; «Образовательный туризм может рассматриваться как форма организации образовательного процесса, вид учебной деятельности, технология обучения и направление в туристском бизнесе…»16.

Ю. М. Чеботарь: «Поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам»17.

Д. Ш. Сангинов: «Туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам»18.

В. Ю. Воскресенский: «Поездки с целью получения образования за рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин)»19.

И. В. Зорин, В. А. Квартальнов: «Туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов».

Среди зарубежных исследователей выделяется фундаментальный труд Брента Ричи (Brent W. Ritchie) «Управление образовательным туризмом», в котором приводится следующее определение: «…Образовательный туризм – туристская деятельность, предполагающая осуществление ночевки и проведение экскурсии, при которой основной или второстепенной целью путешествия является образование и обучение…»20.

Обобщая приведенные выше трактовки различных авторов, можем сказать, что «образовательный туризм» — это поездка или тур с образовательной целью, однако все авторы сходятся во мнении, что эта цель не единственная, а некоторые из них утверждают, что образовательная цель может быть и не главной в такой поездке. Последнее утверждение в корне неверное, так как главная цель поездки определяет вид туризма. Если она не является образовательной, то и вид туризма, к которому она должна относиться, здесь иной21.

Образовательный туризм - вид туризма, охватывающий различные виды обучения и просвещения.

Образовательный туризм продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи поликультурность и многоконфессиональность, требующие межкультурного подхода к его целям и организации. Такой подход расширяет рамки мировоззрения и мировосприятия человека, становится фактором активизации интереса к культурному наследию и традициям.

Цель образовательного туризма - формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющей жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

В настоящее время наиболее популярными являются следующие виды образовательного туризма:

- учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;

- ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия с профориентационными целями;

- научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;

- участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых - обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;

- экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам;

- поездки, предпринимаемые людьми с целью самообразования.

По итогам опроса, проведенного среди педагогов, на вопрос, что они подразумевают под «образовательным туризмом», большинство ответов сводилось к пониманию «обучение языкам». Действительно, одной из форм образовательного туризма являются языковые программы. Многие языковые туры комбинируют обучение с культурно-экскурсионной программой, с посещением пляжей, аквапарков и другими развлекательными составляющими. Популярны комбинированные предложения, позволяющие во время каникул приобрести языковые навыки и получить уроки верховой езды, бальных танцев, игры в гольф, теннис и т.д.

В России за последние годы (2013-2016) образовательный туризм приобрел широкую популярность у иностранных студентов в рамках реализации программы продвижения русского языка и образования на русском языке, разработанной Министерством образования и науки РФ22.

Сделаем акцент: образовательный туризм, в отличие от других видов туризма, предполагает достижение образовательного результата как обязательного условия экскурсии и похода, путешествия и поездки.

Для развития образовательного туризма необходимы определенные условия, в том числе, наличие:

  • туристских ресурсов - природных (природно-рекреационные); инфраструктурных (рекреационно-познавательные);

  • высококвалифицированных кадров;

  • объектов, соответствующих учебному материалу той или иной учебной дисциплины;

  • нормативно-правовой базы, без которой невозможно использовать выше перечисленные условия.

Развитию образовательного туризма мешают барьеры:

  • высокая стоимость предлагаемых поездок; стоимость билетов на РЖД растет; отменены скидки детским группам;

  • введена плата за посещение национальных парков и заповедников; растет стоимость билета в музей;

  • растет стоимость за проживание;

  • наличие альтернативных возможностей изучать русский язык и русскую культуру;

  • низкий уровень безопасности проживания и обучения;

  • сложность процедуры выдачи виз и недостаточная ясность оформления виз;

  • слабая подготовка обучающихся к освоению учебной программы, предлагаемой во время образовательного тура;

  • различия в методах и технологиях обучения языку в России и зарубежных странах;

  • недостаточное распространение русского языка как учебного предмета в странах Западной Европы.

Таким образом, образовательный туризм – один из видов непрерывного образования. Потребителями услуг образовательного туризма являются люди всех возрастов, способные к передвижению и познанию мира, независимо от уровня образования и социального статуса. Образовательный туризм продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи поликультурность и многоконфессиональность, требующие межкультурного подхода к его целям и организации. Такой подход расширяет рамки мировоззрения и мировосприятия школьника, становится фактором активизации интереса к культурному наследию и традициям, средством формирования социальной и учебной компетенций ученика.

Почему такое внимание уделяется туризму?

Всё начинается с детства: и знания, и умения, и навыки. Путешествия и экскурсии, экспедиции и лагеря краеведов-исследователей, прогулки в природу и поездки в другую местность способствуют развитие эмоциональной сферы личности. Процесс познания начинается с личного контакта человека с объектом, с явлением природы, жизненным фактом. Поэтому так важно самому увидеть, почувствовать, пережить, испытать положительные эмоции. Если процесс познания на чувственном уровне состоится, то можно говорить и о логическом познании. Народная мудрость гласит: «привычка – вторая натура». Если в детстве привык наблюдать, вслушиваться, запечатлевать увиденное и услышанное, посещать музеи, библиотеки, выставки, ходить в походы, то это будет продолжаться и во взрослой жизни, это будет передаваться от поколения к поколению.

Актуальность введения в практику учителя образовательных экскурсий в той или иной форме (очная, заочная, виртуальная, интерактивная…) очевидна: ФГОС прочно устанавливает связь между урочной и внеурочной деятельностью. Предполагается, что внеурочная деятельность, которой уделяется важное внимание как форме развития личностных и метапредметных компетентностей учащихся, должна быть продолжением работы школьников на уроке.

Организация учебных экскурсий способствует расширению образовательного пространства, развитию партнерских связей, достижению главной цели воспитания и образования молодежи – воспитанию личности гражданина своего Отечества – человека, знающего, ценящего, любящего свой край. Это хорошая школа воспитания чувства взаимопонимания и уважения, интересная форма сотрудничества педагогических и ученических коллективов.

Сегодня развитию образовательного туризма уделяется огромное внимание, начиная с семьи и дошкольных учреждений. Человек познает мир в течение всей своей жизни. Поэтому смело можно утверждать, что образовательный туризм – для всех возрастов! Таков девиз.

Обратимся к Стратегии развития туризма в Российской Федерации23: «Одним из направлений развития детского, юношеского и молодежного туризма является более глубокая интеграция туристских программ в систему образования, позволяющая сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора учащихся… Интеграция туристских программ в систему образования может быть достигнута путем объединения усилий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителей туристского бизнеса по разработке туристскими организациями туристско-экскурсионных программ, соответствующих содержанию образовательных программ и специфике туристских ресурсов региона, а также по выработке механизма планирования содержания внеурочной работы образовательных организаций. Также туристско-экскурсионная форма может быть использована в программах дополнительного образования детей и взрослых, которые являются новацией Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Вхождение одной сферы жизни человека в другую, в нашем случае – туризм входит в образование, – дает положительный результат в достижении личностных, метапредметных (сформированные социальные компетенции) и предметных результатов (сформированные учебные компетенции) обучения в условиях реализации ФГОС.

Расширяющаяся сфера использования образовательного туризма требует подготовки специалистов данного профиля: «Кроме того, расширение использования туристских программ как формы внеурочных занятий требует создания системы обучения работников образовательных организаций планированию и реализации выездных мероприятий в учебном и воспитательном процессе, а также повышения доступности туристских услуг для организованных групп»24.

Туризм, образовательный особенно, может внести существенный вклад в дело просвещения и нравственного оздоровления общества. Важно понимать значение разработки комплекса мер по развитию этого направления как наиболее конкурентоспособного, перспективного вида туризма, отвечающего общей государственной политике и национальным интересам Российской Федерации.

Таким образом, с одной стороны, мы имеем дело с новыми требованиями в сфере образования, предъявляемыми как к ученику, так и к учителю. А именно: у современного школьника (как и у педагога) должна быть сформирована особая компетентность по обновлению компетенций, т.е. формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций – в этом новая методологическая установка стандарта. Сформированные компетенции – это и есть достигнутые личностные, метапредметные и предметные результаты. С другой стороны, мы имеем дело с процессом интеграции сфер жизни человека – образования, культуры и туризма, которая способствует формированию духовно и нравственно развитой личности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций...
Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных...
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Учебно-методический комплекс дисциплины сервисная деятельность 100103....
Социально-культурный сервис и туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27. 03. 2000 г. №293 св/сп
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Инструкция №2 по безопасности при проведении прогулок, туристических...
Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения...
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Бурятия намерена развивать инклюзивный туризм
Юбилейная выставка «Туризм и отдых в Бурятии-2013» откроется в Улан-Удэ 19 апреля
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Пояснительная записка Программа «Юные туристы-спасатели» по содержанию...
Здоровительный туризм» в процессе специализации является неотъемлемой частью образовательного процесса высшего профессионального...
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Инструкция по организации и проведению туристических мероприятий...
«Спортивно-познавательный туризм» составленной на основе существующих типовой программы «Пешеходный туризм» 1984 года
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon А. А. Арефьева Научный
Среди основных видов можно выделить: научный туризм; туры истории природы; приключенческий туризм; путешествия в природные заповедники...
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Социология досуга
Фгос спо, утвержденного приказом Министерства образования и науки №474 от 07. 05. 14 по специальности 43. 02. 10 «Туризм»; на основании...
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Основная образовательная программа 100400. 62 Туризм Владивосток...
Программа составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм» на базе фгос впо
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Программа государственного экзамена. Направление “Туризм” «Теория и организация туризма»
Эволюция понятия «туризм». Виды туризма, их характеристика и перспективы развития. Типы классификации видов туризма. Специфика делового...
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Учебно-методический комплекс дисциплины организация работы гостиниц 100200. 62 «Туризм»
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден...
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Учебник (курс лекций) для студентов дневного отделения Специальности...
Социокультурный сервис за рубежом. Учебник. – Спб.: Изд-во Спбгусэ, 2007. – 234 с
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Программа по прикладному виду спорта «спортивный туризм»
Разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями по виду спорта и с учётом гендерных и возрастных особенностей...
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Методические указания по выполнению дипломной работы (требования...
Методические указания составлены в соответствии с Требованиями фгос спо к результатам освоения основной профессиональной образовательной...
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Образовательный стандарт, когнитивные технологии, визуализация мышления,...
Беренфельд Борис Семенович научный руков проекта "Глобальная Школьная Лаборатория" (ГлобалЛаб), вед науч сотр. Terca и mit кембридж,...
М. А. Соловьева Образовательный туризм, как и туризм в целом, имеет давние традиции в России и за рубежом. В западноевропейской педагогике о значении походов, экскурсий и экспедиций рассуждали известные педагоги Джон icon Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов
Культура и сервис: Культурный туризм и экскурсионная деятельность. Сборник материалов IV межрегиональной научно-практической конференции....

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск