Скачать 0.79 Mb.
|
МУНИципальное бюджетное учреждение дополнительного образования родионово-несветайского района детско-юношеская спортивная школа «рАДУГА»
х.Веселый 2016 год Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Спортивный туризм» основывается
При разработке учитывались следующие документы и материалы: Закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами, индивидуализировать процесс обучения, направив его на «неперспективных» в спорте учащихся в русло развития личностных качеств и достижения успеха в смежных областях. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет:
Программа рассчитана от года до 6-ти лет спортивно-оздоровительной направленности. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Программа специально разработана с учетом особенностей преподавания данного вида спорта в Родионово-Несветайском районе и специфики функционирования тренеров-преподавателей МБОУ ДОД ДЮСШ «Радуга». Спортивно-оздоровительный этап (СОГ), как и начальный этап подготовки (НП), предусматривает получение общих знаний по спортивному туризму, скалолазанию, футболу и общую физическую подготовку в течение нескольких лет по усмотрению тренера-преподавателя в зависимости от уровня подготовленности и возможностей учащихся. Занятия с детьми первого года обучения желательно проводить по 2 часа три раза в неделю. Свыше 3-х лет обучения возможно проведение тренировочных занятий 2 раза в неделю по 3 часа. Для воспитания дружного, сплоченного коллектива руководителю можно провести конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, правила; завести альбом "Летопись туристской группы" или в помещении, где постоянно поводятся занятия, оборудовать специальный "Уголок тур. группы". Следует добиваться, чтобы каждый учащийся имел тетрадь для занятий и походный блокнот и аккуратно вел записи в них. После прохождения начального этапа тренер-преподаватель может специализироваться и углубиться в программу спортивного туризма, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей, а так же передать учащегося другому тренеру-преподавателю. Программа направлена на обучение, развитие личности и воспитание учащихся средствами туризма и другими видами спорта (футбол, волейбол, скалолазание). Она рассчитана на возраст детей 6-18 лет и предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях и тренировках в аудитории, спортивном зале, на местности, в походах, туристском лагере. Учащиеся СОГ всех лет обучения
На занятиях соблюдается оптимальный двигательный режим, что способствует сохранению и укреплению здоровья. При обучении используются в основном методики совместно-разделенной деятельности и личностно-ориентированного подхода, а также другие. Программа основывается на принципах: наставничества, преемственности, постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок в процессе учебных тренировок и тренировочных занятий. Особенность образовательного процесса и его здоровьесохраняющая направленность ярко выражены в летний период, когда оздоровление учащихся реализуется через организацию летнего отдыха в туристских лагерях, сборах и походах. Новизна программы заключается в сочетании с учетом изучения смежных видов спорта: спортивного ориентирования, скалолазания, легкой атлетики(бег, метание, прыжки), волейбола, футбола. Цель: личностное развитие учащихся средствами спортивного туризма с привлечением других видов спорта, культивируемых в ДЮСШ «Радуга» Родионово-Несветайского района. Особенности реализации программы по годам обучения Время, отведенное на обучение, составляет:
Спортивный туризм На первом году обучения (СОГ-1,2) учащиеся ориентируются на приобщение к ценностям туризма, скалолазания, игровых видов, физической культуры, выявление личностных качеств и наклонностей, получение начальных знаний и умений, вхождению в коллектив. Поэтому обучение проводится преимущественно в форме учебных занятий, экскурсий, походов выходного дня (с привлечением родителей), участия в туристских слетах, оздоровительных лагерях. Задачи: получить знания и научиться конкретным приемам туристской техники, выработать стиль поведения и бережного отношения к природе; привить устойчивый интерес к занятиям спортивным туризмом. Критерии оценки. Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки: - делать пешие переходы с грузом; - ставить палатку, разводить костер, готовить пищу; - определять стороны горизонта, пользоваться компасом, отслеживать свой путь по карте; - передвигаться пешком и на велосипедах, зимой можно на лыжах, преодолевать естественные препятствия; - пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки; - выполнять по возможности, но не в обязательном порядке, нормативы на юношеские разряды по спортивному туризму, ориентированию и туристскому многоборью; - принять по возможности, но не в обязательном порядке, участие в пешем походе 1-й категории сложности или спортивно-туристском лагере, а также в соревнованиях по видам спорта, культивируемым в данной ДЮСШ, с целью расширения спортивных умений и навыков и возможностью получения спортивного разряда. Содержание программы 1-2 года обучения.
Беседа о спорте и туризме. Виды туризма, особенности пешеходного туризма. Туризм как средство физического воспитания, оздоровления и закаливания. Нормативы значков «Юный турист» и «Турист России». Туристические возможности своего населенного пункта и его окрестностей: Родионово-Несветайского района, Ростовской области, Донского края. Заполнение анкет (туристских паспортов) членов объединения.
Основные сведение о природных условиях района: рельеф, климат, реки и пруды, растительность и животный мир, почвы, заповедники и заказники в РО. Сведения об истории своего населенного пункта, района: возникновение и развитие. Охрана природы. Закон об охране природы. Роль туристов в охране природы. Приметы о природе, их значение, правдивость прогнозов по приметам. Природный кодекс туриста. Законы общения с природой, принцип «не навреди», необходимость сохранения природы. Практические занятия. Подготовка и заслушивание докладов о природе и достопримечательностях своего населенного пункта, района. Экскурсии по природным, историческим и культурным объектам - 3 экскурсии 18ч
Понятие топографической карты, ее значение для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Практические занятия Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Условные знаки. Понятие о топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу. Практические занятия Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры. Ориентирование по горизонту, азимут. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Практические занятия Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте. Компас, работа с компасом. Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом, Ориентир, что может служить ориентиром. Движение по азимуту, его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Практические занятия Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков. Измерение расстояний. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица перевода шагов в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения. Практические занятия Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба. Способы ориентирования. Ориентирование с помощью карты в походе. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Практические занятия Разработка маршрута туристского похода по топографической карте, с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. Суточное движение Солнца по небосводу. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов. Практические занятия Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Скалолазание как вид спорта. История возникновения и развития скалолазания. Связь скалолазания с туримом. Краткий исторический обзор развития скалолазания в нашей стране и за рубежом. Международные турниры по скалолазанию. Чемпионаты мира, Европы. Краткий обзор развития скалолазания в области, городе, регионе. Организация страховки, обеспечение безопасности во время тренировки и при занятиях на скалах. Организация и требования, предъявляемые к страховке. Виды и приемы страховки. Снаряжение, применяемое скалолазами на тренировках. Требования, предъявляемые к организации страховки на скалах. Значение самостраховки. Знакомство со специальным снаряжением скалолаза. Гигиенические требования к одежде занимающихся. Особенности подбора обуви. Особенности подбора страховочной системы. Виды лазанья. Понятие зацепа, их формы, расположение, использование. Приемы лазанья. Формы скального и искусственного рельефа. Крутизна рельефа. Зависимость техники лазанья от крутизны рельефа. Понятие траверса - особенности движения траверсом. Спуск. Способы спуска. Виды соревнований. Порядок проведения соревнований. Определение результатов. |
Информационно-методический сборник В данный сборник вошли сценарии, сценарные планы, методические рекомендации по организации и проведению дистанционных мероприятий,... |
Инструкция по организации и проведению мероприятий, связанных с пребыванием... ... |
||
Инструкция по организации и проведению мероприятий, связанных с пребыванием... Настоящая инструкция определяет порядок проведения нестационарных мероприятий (далее нм), связанных с пребыванием учащихся в условиях... |
Типовая инструкция по организации защиты образовательных учреждений... Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,... |
||
Типовая инструкция по организации защиты образовательных учреждений... Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,... |
Методические рекомендации Рецензенты: доцент кафедры «Прикладная математика и механика» Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений и могут быть использованы... |
||
1. введение целью Типовой инструкции является упорядочение в крае... Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,... |
1. введение целью Типовой инструкции является упорядочение в республике... Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,... |
||
Типовая инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке... Настоящая инструкция устанавливает порядок действий сотрудников образовательных учреждений при обнаружении |
Инструкция по организации защиты образовательных учреждений от террористических... Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений всех типов в организации защиты объектов, а... |
||
Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении мероприятий... Требования настоящей Инструкции обязательны для выполнения всеми работниками организации (культурных учреждений, учебных, детских,... |
Инструкция типовая Инструкция предназначена для использования руководителями образовательных учреждений в организации защиты образовательных учреждений,... |
||
М. С. Бирюков Инструкция по организации и проведению мероприятий,... Станция является городским центром туристско-краеведческой и туристско-спортивной работы со школьниками Санкт-Петербурга. Станция... |
Методические рекомендации для студентов 6 курса по организации и... Целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных... |
||
Методические рекомендации по обеспечению безопасности в детских оздоровительных... Требования пожарной безопасности к зданиям, помещениям, территории детских оздоровительных учреждений |
Рекомендации по организации и проведению мероприятий по профилактике... К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в... |
Поиск |