Скачать 2.53 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТИМ. Н.А.ДОБРОЛЮБОВА АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА НИЖЕГОРОДСКОГО РЕГИОНА Материалы IX международной научно-практической конференции«Человек в системе коммуникации» Нижний Новгород 16 октября 2008 года Нижний Новгород2009 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО НГЛУ УДК 659.4(063) ББК 65.050.9(2) А 437 Актуальные проблемы формирования имиджа Нижегородского региона: Материалы IX международной научно-практической конференции «Человек в системе коммуникации». Нижний Новгород. 16 октября 2008 г. / Под ред. проф. Е.П. Савруцкой – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, 2009. – 244 с. ISBN 978-5-85839-193-7 В сборник вошли материалы выступлений участников международной научно-практической конференции, организованной в рамках научной школы кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ «Человек в системе коммуникации». Конференция посвящена 10-летнему юбилею открытия в НГЛУ специальности «Связи с общественностью». УДК 659.4(063) ББК 65.050.9(2) Редакционная коллегия: Е.П. Савруцкая, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и теории социальной коммуникации НГЛУ (ответственный редактор) Н.Н. Васина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ Рецензенты: О.Н. Савинова, доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой журналистики ННГУ, главный советник полномочного представителя Президента РФ в ПФО Л.Е. Шапошников, доктор философских наук, профессор, первый проректор НГПУ ISBN 978-5-85839-193-7 © ГОУ ВПО НГЛУ, 2009 Е.П.Савруцкая Уважаемые коллеги! Сегодня мы открываем IХ международную научно-практическую конференцию по общему, концептуально разрабатываемому нашей кафедрой научному направлению, «Человек в системе коммуникации». Тема проводимой конференции – «Социально-культурные проблемы формирования имиджа региона». Так случилось, что сегодняшняя конференция совпала со знаменательным событием для кафедры философии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета – десятилетием открытия специальности «Связи с общественностью». Собственно, это событие и повлияло на выбор темы сегодняшней конференции, так как в современных условиях российской действительности, новой архитектуры международных отношений связи с общественностью являются одним из важнейших механизмов формирования имиджа России и его регионов в общественном мнении как внутри страны, так и за рубежом. Очевидно, что современные условия, связанные с усилением экономического и политического влияния России в международном масштабе, подчеркивают актуальность выбранной нами темы конференции. Проводимая на базе Нижегородского лингвистического университета научно-практическая конференция по роли связей с общественностью в формировании имиджа региона является второй по счету встречей ученых и практиков, деятельность которых прямо или косвенно связана с решением крайне важных и мало исследованных возможностей и направлений формирования и продвижения имиджа региона в глазах его общественности, населения страны в целом, зарубежных партнеров и инвесторов. Со времени первой конференции на тему имиджа региона, состоявшейся в 2003 году в НГЛУ, прошло пять лет. За эти годы четко обозначилась необходимость разработки конкретных направлений формирования и продвижения имиджа регионов, на основании которых формируется имидж России в целом. Становится все более очевидной необходимость расширения границ исследования проблемы формирования позитивного имиджа регионов, дальнейшей разработки и наиболее эффективного практического использования информационно-коммуникативных технологий в продвижении положительного образа территориального образования. Е.С.Гриценко Дорогие друзья, коллеги и гости! Позвольте мне от души приветствовать вас в стенах Нижегородского государственного лингвистического университета и от имени руководства НГЛУ, ректора Геннадия Петровича Рябова, поздравить с открытием этой замечательной конференции. Замечательной своей актуальной проблематикой, составом участников, тематикой пленарных и секционных заседаний. Конференция проводится в рамках празднования 10-летия одной из самых престижных специальностей НГЛУ – «Связи с общественностью». Сегодня подготовку по этой специальности ведут несколько вузов Нижнего Новгорода, а десять лет назад это была первая в регионе программа, созданная коллективом единомышленников под руководством доктора философских наук, профессора Елизаветы Петровны Савруцкой. То, что появилась эта программа именно у нас, в лингвистическом университете отнюдь, не случайно. Ученый-философ с базовым лингвистическим образованием, профессор Е.П.Савруцкая, хорошо понимая роль языка в конструировании социального мира, знала, что самыми успешными пиарщиками будут те, кто отлично знает язык и родной и иностранный. И сегодняшний успех данной специальности то, что студенты НГЛУ неизменно становятся победителями и лауреатами всероссийских и межрегиональных олимпиад и конкурсов, без проблем находят работу в нашей стране и за рубежом, формируют имидж Нижнего Новгорода как одного из ведущих российских центров подготовки специалистов по связям с общественностью. В 70-80-е годы такими имиджмейкерами были горьковские переводчики, которых в Египте, Ираке, Анголе, Индии и Эфиопии ценили выше, чем столичных специалистов. Наверное, невозможно говорить о строительстве имиджа города или имиджа страны вообще. Речь должна идти о создании имиджа города для отдельных целевых групп: представителей бизнеса, политической элиты, федеральных властей, иностранных студентов, обучающихся в вузах Нижнего Новгорода, потенциальных туристов, которые приезжают и будут приезжать к нам. У имиджа своя целевая аудитория и свои субъекты. Такими субъектами, своего рода имиджмейкерами, являемся и мы с вами – представители академической общественности. Имидж страны и региона мы создаем своей ежедневной учебной и научно-исследовательской работой. К примеру, вчера на заседании диссертационного совета по германским языкам и литературе стран зарубежья оппоненты наших диссертантов, ученые из Иванова и Йошкар-Олы, говорили об НГЛУ как о ведущем российском центре изучения Мориака – французского писателя, философа и публициста, известного, в частности, своим вниманием к России (именно он предложил Нобелевскому комитету кандидатуру А.Солженицина). А сегодня в НГЛУ приехала большая группа студентов из университета штата Флориды, для которых мои коллеги разработали уникальную программу по изучению международных аспектов работы нижегородских предприятий. НГЛУ и другие вузы города принимают самое непосредственное участие в организации дней культурны зарубежных стран и дней Нижнего Новгорода в городах-побратимах. Многие, наверное, помнят замечательный фестиваль, посвященный году Моцарта в Нижнем Новгороде, проведенный совместно лингвистическим университетом и Нижегородской консерваторией им. М.Глинки. Уже не первый год студенты НГЛУ формируют имидж нижегородского региона на мероприятиях Европейской ассоциации школ гостиничного и туристического бизнеса в Италии, Австрии и Франции. Подобных примеров не перечесть. Международные контакты нижегородских вузов – один из мощных инструментов формирования имиджа региона, Роль ученых Нижнего Новгорода в этом процессе получает международное признание: декан факультета международных отношений ННГУ профессор О.А. Колобов, которого вы видите за столом президиума нашей конференции, является почетным консулом Чехии, а мои коллеги из НГЛУ профессор В.Г.Зусман и доцент Э.Ю.Понятин по праву считаются послами академической общественности Нижегородской области во Франции и Австрии (оба, кстати, имеют государственные награды этих стран). Благодаря академическому сотрудничеству нижегородских вузов с зарубежными партнерами мы с вами имеем уникальную возможность непосредственно влиять на формирование дискурса о России в самых разных уголках мира. Российские ученые пользуются заслуженным авторитетом у своих зарубежных коллег, им доверяют, к их слову прислушиваются. А если учесть, что наши партнеры – зарубежные ученые и преподаватели – транслируют этот дискурс на своих студентов, то суммарная целевая аудитория у нас с вами получится не меньше, чем у известного англоязычного новостного канала Russia Today. Таким образом, в руках российского академического сообщества огромный потенциал – мы можем и должны способствовать услышанности России в современном мире. Международная деятельность российских университетов – будь то экспорт образовательных услуг, совместные научные проекты, выступления на конференциях, коллоквиумах, программы студенческих и преподавательских обменов, участие в олимпиадах и конкурсах – это мощный инструмент продвижения имиджа нашей страны и нижегородского региона. Я от души желаю успеха сегодняшней конференции – интересных докладов, плодотворных дискуссий. А.В.Старожилов Уважаемые участники и гости конференции! От имени аппарата губернатора и правительства Нижегородской области, от имени управления по общественным связям поздравляю вас со знаменательным событием, приуроченным к открытию сегодняшней конференции, связанной, конечно, с десятилетием специальности «Связи с общественностью» в Нижегородском государственном лингвистическом университете. Нижегородский государственный лингвистический университет, сегодня можно смело об этом говорить, является одним из крупнейших образовательных центров в нашей стране, известным во всех уголках нашей страны и далеко за её пределами. Конечно, статус университета определяет профессорско-преподавательский состав, выпускники университета. Нужно отметить, что лингвистический университет идёт в ногу со временем и добивается больших успехов. Ваш университет всегда был на самом высоком уровне в учебно-методической работе и в других направлениях, всегда понимал свои задачи. Приятно отметить, что в университете открываются кафедры, вводятся новые специальности, и сегодня особенно нужно сказать о кафедре философии и теории социальной коммуникации. Эта кафедра традиционно проводит научно-практические конференции, и я уверен, что сегодняшняя конференция, посвященная актуальным проблемам имиджа Нижегородской области, также пройдёт на высоком уровне и вызовет соответствующее отношение у научного сообщества. Хотелось бы отметить, что по общественным связям мы всегда взаимодействуем с кафедрой и университетом, сотрудничая в рамках работы экспертно-аналитического совета при губернаторе Нижегородской области по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития Нижегородской области. В нашем управлении работают около 30% молодых специалистов – выпускников нижегородских вузов. Мы будем искренне рады видеть выпускников лингвистического университета именно специальности «Связи с общественностью» в нашем управлении. Я хочу пожелать успехов сегодняшней конференции, долголетия кафедре и, конечно, процветания вашему гостеприимному университету. Д.К.Сабирова Прежде всего я хочу сказать огромное спасибо организаторам конференции за то, что они уделяют такое большое внимание важным событиям нашей страны в целом и регионов, в частности. Поэтому, прежде чем я буду говорить о трансформации образования, я хотела бы вручить благодарственное письмо Ассоциации преподавателей по связям с общественностью кафедре философии и теории социальной коммуникации НГЛУ и лично Елизавете Петровне Савруцкой. Я здесь присутствую в двух качествах: как президент Ассоциации преподавателей по связям с общественностью и как руководитель родственного факультета по социальным коммуникациям Казанского государственного технического университета. Как представитель родственного факультета я поздравляю Вас с праздниками, со всеми событиями, которые отмечаются Вами: мы говорим о десятилетии открытия в вашем университете специальности «Связи с общественностью», но вообще событий в НГЛУ очень много - и пятилетие открытия отделения рекламы, и сорок лет того, и тридцать пять другого, и ещё, и ещё, и ещё… Поэтому я хочу вручить на память фотографию Казани с её раритетными зданиями, церквями, Волгой. В Казани есть филиал Нижегородского лингвистического университета, существующий уже очень много лет. И выпускники этого филиала очень востребованы, что является ярким свидетельством высокого качества работы НГЛУ не только в самом университете, но и в его филиалах. А теперь я затрону ряд актуальных проблем, касающихся образования. Известно, что Советский Союз, а теперь уже и его преемница Россия, за рубежом всегда воспринимались как монстр, который может захватить, которого нужно бояться, который постоянно угрожает. Он угрожал, как казалось, войной, угрожал затем различными видами вооружения, которое может масштабно истребить население земного шара и т.д. Сейчас, когда речь идёт о России, продолжают говорить, что в ней много пьют, сюда же приплюсовывают коррупцию, но страх перед нашей страной остаётся прежний. Но при всём этом образ России, который пытаются создать средства массовой информации у мировой общественности, отличается от представлений тех людей, которые приезжают в нашу страну, общаются с россиянами и совершенно с другим мнением уезжают отсюда. Несмотря на то, что это имеет место быть, идёт процесс объединения европейских государств, идёт процесс объединения учебных стандартов, учебных планов и т.д. Процесс европейского объединения очень заметен в работе российских вузов. Сравнивая учебные планы, по которым осуществляется вузовская подготовка по различным специальностям, мы видим большую разницу между ними. Очевидно, что такая разница оказывает не совсем хорошее влияние на всю образовательную систему, что становится особенно заметным в условиях глобализации. И это одна из причин необходимости трансформации системы образования в России. Вторая причина – это рыночная экономика. Что такое рыночная экономика в образовании? Раньше в Советском Союзе получали одно образование: техническое или гуманитарное. Этот диплом давал возможность занять какую-то должность и дальше делать свою карьеру. Образование было качественным, образование было хорошим, через самообразование человек мог делать дальнейшую профессиональную карьеру. Во времена перестройки человеку тоже была дана возможность уютно себя чувствовать в этой ситуации. Студенты стали получать первое, второе, третье образование, параллельно заканчивая несколько вузов. Бегали, уставали, потому что успеть получить качественное образование и там, и там параллельно было сложно. А вот получить второе образование, когда уже закончено первое, значительно легче для студента. В этом случае получаем грамотного специалиста, осознанно получившего свою профессию. Поэтому для рыночной экономики так важен рынок образовательных услуг, комфортные условия для переквалификации, изменения первоначальной профессии. Чуть ли не каждый день появляются статьи «Как себя вести, когда тебе грозит увольнение», что там-то уже вывесили список тех, кто будет уволен и т.д. Ну и как человек должен вести себя в этой ситуации? Конечно, он должен думать где и какая специальность будет востребована. И получать образование по этой специальности. Эта возможность получения образования в течение всей жизни для того, чтобы или удовлетворить свои запросы или приспособиться к сложившейся ситуации, и есть рыночная экономика. Заставляет провести трансформацию образования, конечно, и социальная мобильность. По своему желанию, по семейным обстоятельствам, сложившейся ситуации человек вынужден передвигаться с одного места на другое. Но всюду он должен просто продолжить обучение, а не начинать заново или с середины. И здесь мы сталкиваемся с колоссальной трудностью - когда приезжают к нам из-за рубежа, я ещё раз повторяю это, мы смотрим их зачётки, выписки с оценками и видим очень большую разницу. То же самое, когда наши студенты приезжают в зарубежные страны. Там требуют наши программы, начинается сопоставление, сравнение, и очень многое бывает не в пользу того студента, который хочет продолжить своё обучение где-либо за пределами нашей системы образования. Все эти моменты связаны, прежде всего, с глобализацией. Они и потребовали трансформации образования в России. Но не только в России, но и по всей Европе. Весной я приехала из Швеции, Финляндии, была в Германии, где мы занимались вопросами бально-рейтинговой системы, переходом на двухступенчатое и трехступенчатое образование, и везде есть свои проблемы, и везде идёт один и тот же процесс, приемлемый для всего европейского пространства. Мы с вами знаем о безвизовых странах, в которых открыты границы для россиян. Считаем, что эти границы будут скоро открыты по всей Европе. И тогда мы должны быть готовы к тому, что будет передвижение не только в одну сторону, но и начнется обратный процесс - когда европейцы будут приезжать к нам доучиваться. Многие вещи, о которых я говорю, хорошо вам известны. Мы включились в процесс перехода на трёхступенчатое образование: это бакалавриат, магистратура и аспирантура. Мы уже и аспирантуру включили в эту систему, когда нашему аспиранту после защиты диссертации будет присваиваться ученое звание профессора по какой-либо специальности. Что касается докторантуры, то она пока в России остаётся. Докторские диссертации не затрагиваются, но мы потихоньку уже начинаем привыкать к понятию, что кандидат наук – это доктор такой-то направленности. Бакалавриат осуществляется везде по-разному. В одной стране он 3 года, в другой 4. В России он будет 4 года. Почему так? Всё зависит от того, сколько лет обучаются в школе. Если 11 лет - то 4 года, если 12 лет - то 3 года. Иначе говоря, часть предметов, которые изучаются в школе, на бакалавриат не переносятся. Видимо, и другие страны, в которых есть как-то отличия, будут приспосабливаться к новым правилам организации учебного процесса. Что касается специалитета, то, насколько я знаю, он остается для подготовки по ряду направлений оборонной промышленности, наукоемких производств, медицины и культуры. Что касается магистратуры, – это как раз та самая часть учебно-образовательной сферы, когда человек может быть постоянно связан с наукой. Но мы уже сейчас приходим к выводу, что это скорее профильная специальность, даже больше узкопрофильная, чем научная. Хотя научная тоже имеет место быть, так как магистратура предполагает защиту диссертации. Но это только одна часть грядущей трансформации. В магистратуре всё будет зависеть от вузов. Когда регионы представят магистерские программы образования, будет ясно - кто окажется более востребованным, на кого больше делается упор, кого нужно готовить, какие отрасли более развиты и более востребованы в том или ином регионе. Поэтому магистратура – это широкое поле деятельности, где каждый будет находить свой интерес, свои программы. Теперь следующий момент: трансформация российского образования требует «подстраивания» под особенности европейского образования. Это прежде всего касается перехода на кредитную систему. Что такое кредитная система? В самом начале в России очень сложно шёл процесс понимания того, что в новой системе не будет очень жёсткого разделения - 30 кредитов в одном семестре и 30 в другом. Теперь в новых документах кредиты по семестрам убрали, оставили 60 в год. Что это значит? Успевающие студенты могут получить 40 кредитов в одном семестре и 20 в другом, закончить обучение не через 4 года, а раньше. А как же та установка, которая есть в вузах? Да, придётся подстраиваться под студентов. А что это такое? Для этого кафедры и деканаты будут иметь 2 учебных плана. Один учебный план в целом по направлению, а другой – тот, который будет соответствовать учебному плану студентов. Студент из учебного плана факультета, выпускающей кафедры будет набирать себе предметы, которые дадут ему возможность получить диплом, защитить диссертацию. Для нас это не совсем понятно, потому что такого ещё не было. Студент приходит и смотрит учебный план и выбирает обязательные курсы. Далее идут вариативные курсы. Они могут быть в одном ключе, но несколько разными. Студент выбирает те, которые наиболее интересны для него и записывает их в свой учебный план. Мы пытались ввести различные спецкурсы по выбору, но всегда «спотыкались» на нехватке площадей. У нас не хватает аудиторий, чтобы рассадить студентов по тем спецкурсам, которые они выбрали. Сейчас будет записываться только определённое количество студентов на определённый курс. Если какой-то преподаватель не набрал себе студентов, т.е. к нему записались 3- 4 человека, тогда этот курс вообще не читается. А если какой-то преподаватель набрал на свой курс больше группы, тогда создаётся ещё одна группа по этому курсу. Таким образом возникает возможность создавать подвижные учебные планы. Но возникает вопрос - кто будет помогать студентам? Каким образом они будут определять свои учебные планы, как они будут во всём ориентироваться? Помощь оказывать студентам будут специальные тьютеры. На 10 студентов 1 преподаватель (тьютер), который будет помогать ориентироваться в широком поле учебных планов, и тогда, я думаю, сформируется определённая регуляция. Еще один момент. Допустим, студент записался на курсы, он их прослушивает, отрабатывает всё, что необходимо, но как определить, что ему уже можно дать кредит, что он уже отработал 3 кредита, 2 кредита, 4 кредита? Здесь существует бально-рейтинговая система. В нашем вузе она существует уже в течение пяти лет. Сначала мы начали с одного предмета на первом курсе, потом ввели все пять, курсов и всё получается очень хорошо. Зачёты нам уже не нужны, потому что во время семестра студенты набирают определённое количество баллов, которое даёт право поставить им зачёт или незачёт. Тот, кто набрал этот зачет, получает кредит, и дальше он может идти и заниматься другим курсом. Есть много интересных моментов, которые важны и для студентов и для преподавателей. Я просто хочу сказать, что сейчас создаются новые стандарты. Так, к 15 ноября 2008 года необходимо представить все стандарты в Министерство образования, а 15 декабря уже должно быть известно, какие стандарты будут утверждены министерством и по каким направлениям будут бакалавриаты, по каким учебным программам будут работать магистры. Что касается тех специальностей, которые уже есть, то здесь беспокоиться не нужно. Они очень плавно переходят в бакалавриат. Особенно там, где есть реклама и связи с общественностью. В этих вузах вообще никаких проблем нет. Ожидается, что направления рекламы и связей с общественностью будут объединены (во всяком случае такой стандарт готовится и министерство дало возможность по этому направлению выйти на конкурс стандартов). Мы живём в очень интересное время, когда об имидже вуза можно говорить, что сегодня он один, завтра он поменялся и стал другим, а репутацию нужно строить и сохранять вечно. Репутация нашего высшего образования, наших вузов была высока всегда и везде, поэтому какая бы трансформация ни проводилась в нашей высшей школе, хочу всем пожелать, чтобы репутация высокого класса специалиста сохранялась в мире, а мы тем более её поддерживали. |
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа Министерство здравоохранения Российской Федерации... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа Министерство здравоохранения Российской Федерации... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правила приема в федеральное государственное казенное образовательное... Российской Федерации является федеральным государственным казенным образовательным учреждением высшего профессионального образования... |
Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |
||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... ... |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск |