Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина»




НазваниеДоклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина»
страница1/11
ТипДоклад
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ДОКЛАД

«О деятельности Уполномоченного по правам человека

в Республике Саха (Якутия) за 2006 год»

 

ВВЕДЕНИЕ

                                                                                     

«Целью

всякой политической конституции,

также как и всякого общественного союза,

может быть только охранение прав

человека  и гражданина».

                                                                                              (Граф де Монморанси).*

 

История показывает, что каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для реализации прав человека. Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального партнерства и динамичного развития. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а между государственной властью как таковой и обществом.

В современной России человек и гражданин, как субъект права, находится в весьма сложной ситуации.Более чем десятилетняя практика реализации норм и принципов Конституции Российской Федерации, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, также как и деятельность государственных и негосударственных структур по защите прав и свобод, наглядно показали, что прогресс в данной области идет очень медленно, сопряжен с большими трудностями, что достижения, которые имели место в прежние годы, часто сопровождаются издержками, утратой отдельных правозащитных позиций.        

Причинами правовой незащищенности человека и гражданина также являются: недостаточный уровень правовой культуры, незнание элементарных требований и предписаний закона должностными лицами и самими гражданами, которым положено знать, что дано от рождения, а что приобретается их поведением, деятельностью. Порой гражданин просто не знает, что конкретно он может (и должен) предпринять, чтобы добиться уважения к своим правам, их соблюдения. В этой связи от государства требуется комплекс конституционных мер по изменению ситуации, сложившейся сегодня в сфере защиты прав граждан. Эти меры должны стать целью государственных программ и реформ, в особенности, административной реформы, войти в новое законодательство о государственной гражданской службе, в планы перестройки государственного аппарата. Данное требование необходимо в связи с тем, что защита прав и свобод человека и гражданина, наряду с их признанием и соблюдением, является основной обязанностью государства, прямо закрепленной в Конституции.

2006 год был ознаменован началом реализации приоритетных национальных проектов, стартовавших 01 января, чему был посвящен специальный семинар-совещание Уполномоченного по правам человека 23.06.2006 г. Жители республики восприняли их как продолжение проводимой политики власти республики и программ в области социальной сферы и сельского хозяйства.

В 2006 году произошло еще одно правовое событие, которое не стало реальностью в прошедшем году, но касается каждого жителя страны с точки зрения правозащиты: это принятие ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», о котором шла речь на семинаре под эгидой Администрации Президента и Правительства республики, где активное участие приняла Ф. Н. Захарова, Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия), и на IVреспубликанском правозащитном семинаре-совещании.

2006 год для Республики Саха (Якутия) был знаменателен тем, что стал годом ожидания политического решения по Главе республики, другими словами, реализацией на практике нового порядка управления страной в отдельно взятом регионе – субъекте Федерации, абсолютное большинство избирателей которого поддерживало действующего президента республики В. А. Штырова и не воспринимало никаких игр «политтехнологов». Уверенности в положение общества это не добавило, но и не расшатало его. Людей, естественно, интересовал этот вопрос и с точки зрения защиты их экономических, социальных прав.

В целом 2006 год для жителей республики был стабильным.

Одним из демократических органов, призванных отстаивать и защищать права человека и гражданина, как члена общества, является такой институт государственной правовой защиты как институт Омбудсмана или Уполномоченного по правам человека. Сегодня действует как федеральный Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (В.П. Лукин), так и уполномоченные по правам человека
в 35 субъектах РФ.    

Вот уже в четвертый раз Уполномоченный по правам человека представляет Доклад о своей деятельности в Республике Саха (Якутия) за прошедший календарный год, который был завершен с высокими результатами, как итог постоянной плодотворной профессиональной деятельности.

Основу Доклада составляют информация и статистические данные о деятельности Уполномоченного по правам человека в сфере защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека, а также результаты рассмотрения жалоб и обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека, его общественным представителям в городах и улусах (районах) республики.

При подготовке Доклада также были использованы материалы конференций, семинаров, круглых столов, проведенных Уполномоченным по правам человека в Республике Саха (Якутия) или с его участием.

Главным направлением деятельностиУполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) как несудебного правозащитного государственного института согласно Конституции и республиканскому закону «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)» от 17 октября 2002 года является рассмотрение заявлений, жалоб граждан и принятие мер по восстановлению нарушенных прав в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека, их соблюдения и уважения государственными органами власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии со ст. 30 закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)» настоящий Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год направляется Президенту Республики Саха (Якутия), в Государственное Собрание (Ил Тумэн), в Правительство, в Конституционный суд, в Верховный суд, в Арбитражный суд, Прокурору Республики Саха (Якутия). Кроме того, Доклад предоставляется Вице-президенту Республики Саха (Якутия), главам муниципальных образований районов (улусов), Полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Институт омбудсмена, Европейскому Комиссару по правам человека, общественным представителям и общественным экспертам Уполномоченного по правам человека, в библиотеки республики, правозащитным организациям. Настоящий Доклад подлежит обязательному опубликованию в республиканских печатных изданиях. Надеюсь, что сахаязычное население не будет лишено права ознакомиться с настоящим докладом на государственном языке республики.

Целью настоящего Доклада является привлечение постоянного внимания органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, всех должностных лиц, а также широкой общественности республики к насущным проблемам соблюдения конституционных прав и свобод граждан для последующего принятия необходимых мер, устраняющих препятствия в реализации положений Конституции Российской Федерации, декларирующей права и свободы человека и гражданина высшей ценностью общества и государства.

 

РАЗДЕЛ I. Статистика и общая характеристика обращений

 

«Факты – упрямая вещь,

но статистика гораздо сговорчивее.»

(Лоренс Питер).*

 

В 2006 году к Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) поступило 1890 (+26,8%) обращений (в 2005 году – 1490), из которых 1084 (+58,9%) (2005 г. -682) – поступившие в Аппарат Уполномоченного по правам человека,  806 (2005 г. - 808) - через общественных представителей Уполномоченного по правам человека в городах и улусах (районах).

Всего за 2003-2006 годы поступило 5346 обращений, в т.ч. по  годам:

 в 2003 году – 843

 в 2004 г.     –  1123

 в 2005 г.     –  1490

 в 2006 г.     –  1890

 

            Таблица 1.

Обращения и личный прием граждан

 

Действия

Обращения граждан

 

Общее количество

%

Всего:

1890

100

Принято через аппарат Уполномоченного по правам человека

 

 

1084

 

57,4

Принято общественными представителями Уполномоченного по правам человека 

 

806

 

42,6

Письменные обращения

1682

 

89

Принято Уполномоченным по правам человека на личном приеме

314

16.6

(28,9 – от числа поступивших в аппарат)

 

Во время личного приема Уполномоченным по правам человека сразу восстановлены нарушенные права по 25 обращениям (7,9%), устно обратились на прием 108 лиц (34,3%), что свидетельствует о важности личного общения с правозащитником; ограничились личной консультацией – 124 (39,4%), в т.ч. по трудовым вопросам – 27, жилищным – 25, несогласие с судебными решениями – 17, по уголовному процессу, по земельным вопросам, льготам инвалидам и социальному обслуживанию – по 6, по семейным конфликтам, коммунальным проблемам и по правам детей – по 5 и др., что говорит о высоком уровне личного приема и авторитете Уполномоченного по правам человека.

203 обращения приняты для рассмотрения, из которых:

полностью удовлетворено – 68 (33,4%);

- частично удовлетворено – 19 (9,3%);

помощь в виде письменных консультаций – 85 (41,8%);

- контроль за деятельностью органов – 28 (13,7%);

- признание нарушенного права и в производстве – 16 (6,8 %).

Таким образом, по результатам личного приема полностью или частично удовлетворено 90 заявлений – 28,6%, удовлетвореныконсультацией по 224 обращениям – 71,3%.

 

Из числа обратившихся граждан  в Аппарат Уполномоченного по правам человека мужчины составляют 54,5%, женщины – 43,1%, что говорит о разной доле активности этих категорий граждан в стремлении защитить свои права (см. таблицу 2).  

 

Таблица 2.

 

Гендерный состав заявителей

 



п/п

Гендерный состав

Обращения

Общее количество

%

1

Мужчины

591

54,5

2

Женщины

467

43,1

3

Коллективные

26

2,4

 

Обращения граждан из муниципальных образований республики увеличились почти   по каждому отдельно взятому району (см. таблицу 3).

Большую часть составляют обращения граждан, проживающих в г. Якутске – 928, что составляет 49,1% из всех  обратившихся. Обращения из Ленского улуса составили 106 или  5,6%от общего количества. На третьем месте - Сунтарский район, доля обратившихся за помощью к Уполномоченному по права человека и его общественным представителям составила 5 % или 94 от всех заявителей. Намного увеличилось количество обратившихся из Верхоянского (почти в 3 раза), Хангаласского, Нерюнгринского (в 1,6 раза), Верхнеколымского (1,5 раза), Эвено-Бытантайского (2,8 раза), Мирнинского (в 1,6 раза)  улусов (районов), где в совокупности количество обращений составило – 390 или20,6%.

 

Таблица 3.

 

 

 

География обращений, поступивших в Аппарат и к общественным представителям Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия)

 



Муниципальное образование

В Аппарат

УП в РС(Я)

Через обществ.

представит.

Всего

%

1.

Абыйский улус

3

-

3

0,1%

2.

Алданский район

12

21

33

1,7%

3.

Аллаиховский улус

3

3

6

0,3%

4.

Амгинский улус (район)

3

14

17

0,9%

5.

Анабарский улус

1

-

1

<1%

6.

Булунский улус

3

-

3

0,1%

7.

Верхневилюйский улус(район)

-

-

-

-

8.

Верхнеколымский улус(район)

3

59

62

3,3%

9.

Верхоянский улус

3

87

90

4,8%

10.

Вилюйский улус

9

-

9

0,5%

11.

Горный улус (район)

6

23

 29

1,5%

12.

Жиганский улус (район)

2

-

 2

0,1%

13.

Кобяйский улус

10

11

21

1,1%

14.

Ленский район

27

79

 106

5,6 %

15.

Мегино-Кангаласский улус

11

-

 11

0,6%

16.

Мирнинский район

20

21

 41

2,2%

17.

Момский район

2

4

 6

0,3%

18.

Намский улус

4

10

 14

0,7%

19.

Нерюнгринский район

26

45

 71

3,8%

20.

Нижнеколымский улус

4

16

 20

1,1%

21.

Нюрбинский улус

3

13

 16

0,8%

22.

Оймяконский улус

13

-

13

0,7%

23.

Олекминский улус (район)

8

23

 31

1,6%

24.

Оленекский улус

2

-

2

0,1%

25.

Среднеколымский улус(район)

21

-

 21

1,1%

26.

Сунтарский улус

4

90

 94

5,0%

27.

Таттинский улус

1

-

 1

0,1%

28.

Томпонский район

2

18

20

1,1%

29.

Усть-Алданский улус

7

17

24

1,3%

30.

Усть-Майский улус (район)

12

18

30

1,6%

31.

Усть – Янский улус

8

4

12

0,6%

32.

Хангаласский улус

82

-

82

4,3%

33.

Чурапчинский улус

4

-

4

0,2%

34.

Эвено-Бытантайский улус

4

40

44

2,3%

35.

Якутск

759

169

928

49,1%

36.

Жатай

11

-

11

0,6%

37.

Из-за пределов РС(Я)

12

-

12

0,6%

 

Всего:

1084

806

1890

100%

 

По социальному портрету заявителей наибольшее число обращений в 2006 году поступило от пенсионеров – 489(25,8%). На втором месте заявители по почте, которые не содержат данных – 365 (19,3%). Третья значительная группа - осужденные – 306  (16,1%). Также увеличилось количество  нарушений в исправительных колониях. По этим вопросам обратилось 95 осужденных, что составляет 5,0 % от общего количества заявителей – по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2,8 раза.

Затем в порядке убывания с жалобами, заявлениями обращались – инвалиды – 170 (9%), служащие – 147 (7,7%). Число коллективных заявлений осталось на уровне - 36 (2%), что все-таки является достаточно весомым показателем, говорящим о массовых нарушениях прав.

Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны составили 57 заявлений, что составило 3% от общего числа обратившихся (см. таблицу 4). 

Полностью или частично удовлетворено  после вмешательства Уполномоченного по правам человека 359 заявлений или 19,0%,удовлетворены консультацией по 1266 обращениям или 67,0%.

 

Таблица 4.

Категории заявителей

 

 



Категория

Кол-во

Процентное соотношение

1.

беженцы

1

<1%

2.

 пострадавший от радиации

1

<1%

3.

бомж

3

<1%

4.

иностранный гражданин

4

<1%

5.

репрессированный/подвергшийся репрессии

5

<1%

6.

лицо без гражданства

5

<1%

7.

ответчик

5

<1%

8.

многодетный

5

<1%

9.

сирота

7

<1%

10

представитель малочисленной народности

8

<1%

11.

индивидуальный предприниматель

9

<1%

12

мать-одиночка

16

<1%

13

ветеран ВОВ и приравненные к ним лица

25

1,3%

14

ветерантруда

31

1,6%

15

безработный

32

1,7%

16.

коллективная жалоба (в т.ч. 10 – ч/з общ.представителей)

36

2,0%

17.

участник ВОВ и приравненные к ним лица

42

2,3%

18.

родственники осужденного/обвиняемого

43

2,3%

19.

обвиняемый

63

3,3%

20

рабочий

72

3,8%

21

служащий

147

7,8%

22.

инвалиды

170

9,0%

23.

осужденные

306

16,1%

24.

Другие (по почте, без данных)

365

19,3%

25.

пенсионеры

489

25,8%

 

Итого:

1890

100%

 

Обращения жителей республики можно систематизировать по 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconБюллетень уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия)...
«Образование». Необходимо вспомнить, что первыми в Республике Саха (Якутия) Уполномоченный по правам человека в рс(Я) и его аппарат...

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Чувашской...
Он, не располагая властно-распорядительными функциями, содействует восстановлению нарушенных прав человека и гражданина посредством...

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Ивановской...
...

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике...
Охватывают поле деятельности, где мысль идет постоянно вперед. Они не имеют целью препятствовать проведению опытов и введению практики,...

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской...
Закона Московской области от 12. 01. 2001 №4/2001-оз «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области». В нем представлена...

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина...
Данный Доклад будет способствовать содействию, усилению гарантий государственной защиты прав и свобод человека, привлечению пристального...

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском...
В свою очередь, успех страны – это гарантия реализации каждым из нас основных прав и свобод человека и гражданина. В этой связи чрезвычайно...

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина на территории
Взаимодействие уполномоченного с органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченным по правам человека...

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад о деятельности
Правовые основы и организационное обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Приморском крае в 2013 году
Статистическая и социологическая характеристика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Удмуртской...
Удмуртской Республике (далее Уполномоченный) за 2016 год подготовлен в соответствии со статьей 17 Закона Удмуртской Республики от...

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Чувашской...
Анализ обращений граждан к Уполномоченному по правам ребёнка в Чувашской Республике за 2014 год 3

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2004 году
Соблюдение прав граждан правоохранительными органами. Право потерпевших от преступлений на доступ к правосудию и компенсацию причиненного...

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской...
Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2015 году, в соответствии с пунктом 1 статьи...

Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) за 2006 год» введение «Целью всякой политической конституции, также как и всякого общественного союза, может быть только охранение прав человека и гражданина» iconДоклад уполномоченного по правам человека в орловской области за 2013 год
Орловской области «Об Уполномоченном по правам человека в Орловской области» представляю Губернатору Орловской области, в областной...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск