Доклад о деятельности




НазваниеДоклад о деятельности
страница1/6
ТипДоклад
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Доклад
  1   2   3   4   5   6
Доклад о деятельности

Уполномоченного по правам ребенка

в Республике Саха (Якутия)

в 2010 году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск

 2011

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1.

Правовые основы и организационное обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)……………………………………...............................................

 

 

3

 

 

 

Глава 2.

Защита прав несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации…………………...………………………………..

 

4

 

2.1. Мониторинг обращений граждан к Уполномоченному……….......

4

 

2.2.  О соблюдении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………..

 

5

 

2.3. О соблюдении прав детей с ограниченными возможностями............................................................................................

 

7

 

 

 

Глава 3.

Оперативность реагирования в случаях нарушения прав несовершеннолетних…………………………………………………….

 

8

 

3.1. Проверки обеспечения безопасности детей в детских оздоровительных лагерях…………………………………………….......

 

8

 

3.2. Урегулирование споров в интересах несовершеннолетних……...........................................................................

 

12

 

 

 

Глава 4.

О проблемах в восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка…………………………………………...

 

14

 

4.1. Нарушения прав многодетных семей……………………………….

14

 

4.2. Право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование………………………………………………………………..

 

15

 

4.3. Роль объединений граждан в деле защиты прав несовершеннолетних……………………………………………...............

 

16

 

4.4. Информационная безопасность……………………………………..

17

 

 

 

Глава 5.

О профилактике правонарушений в отношении несовершеннолетних…………………………………………………….

 

18

 

5.1. Семейное неблагополучие как фактор нарушения прав детей……

20

 

5.2.Жестокое обращение с детьми ………………………………………

21

 

5.3. Суициды несовершеннолетних……………………………………...

23

 

5.4. Об организации деятельности органов системы профилактики нарушений прав несовершеннолетних…………………………………..

 

26

 

 

 

Глава 6.

Социальное партнерство……………………………………………….

27

 

6.1.Создание среды, доброжелательной к детям……………………….

27

 

6.2.  Роль общественных помощников  Уполномоченного…………….

28

 

 

 

Глава 7.

Участие детей…………………………………………………………….

29

 

7.1. Гражданско-правовое образование………..………………………..

29

 

7.2. «Право знать!»…………………………………..................................

32

 

 

 

Глава 8.

Совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних………………..

 

33

 

 

 

 

Глава 1. Правовые основы и организационное обеспечение деятельности

Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)

 

В 2003 году в Республике Саха (Якутия) в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации " учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) (далее – Уполномоченный), деятельность которого дополняет существующие средства правовой защиты, способствует обеспечению и восстановлению нарушенных прав детей, выявлению и решению актуальных проблем детства.

Порядок назначения на должность Уполномоченного, его статус, компетенцию, а также иные вопросы его деятельности, определены Законом от 5 февраля 2003 года 4-З N 5-III «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)» (далее – Закон).

Согласно статье 1 вышеуказанного Закона должность Уполномоченного учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Саха (Якутия), признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и предприятиями Республики Саха (Якутия), их должностными лицами.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка.

Уполномоченный защищает права, свободы и законные интересы ребенка, определенные

- Конвенцией ООН о правах ребенка,

- Всеобщей декларацией прав человека,

- Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод,

- Конституцией Российской Федерации,

- Семейным кодексом Российской Федерации,

- Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",

- иные права, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия),

в случае их нарушения в Республике Саха (Якутия).

 

Правовые основы деятельности Уполномоченного регулирует статья 2 Закона, согласно которой Уполномоченный в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), федеральным законодательством, настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

В статье 3 Закона определены основные задачи Уполномоченного:

а) обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

б) содействие беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка;

в) совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

г) содействие в совершенствовании законодательства Республики Саха (Якутия) о правах, свободах и законных интересах ребенка;

д) разъяснение и пропаганда среди детей и их законных представителей прав, свобод и законных интересов ребенка;

е) содействие деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций Республики Саха (Якутия) в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

ж) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, пропаганда положений Конвенции ООН о правах ребенка и института Уполномоченного;

з) развитие международного сотрудничества в области обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка.

Полномочия Уполномоченного регулируются статьей 9 Закона, согласно который Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции других государственных органов, а также к компетенции органов местного самоуправления, организаций и предприятий Республики Саха (Якутия), их должностных лиц.

На основании ч.1 статьи 13 Закона для реализации стоящих перед Уполномоченным задач и обеспечения его деятельности создается рабочий аппарат. Указом Президента Республики Саха (Якутия) № 1054 от 19 июня 2003 года образован аппарат Уполномоченного в количестве 3 (трех) штатных единиц. Между тем с июля 2003 года по настоящее время в аппарате работают 2 старших референта.

В целях повышения оперативности деятельности по восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних необходимо привести штатную численность аппарата Уполномоченного в соответствие с нормативными правовыми актами, то есть довести до трех штатных единиц.

 

Глава 2. Защита прав несовершеннолетних,

находящихся в трудной жизненной ситуации

 

Согласно п.«а» ч. 2 статьи 9 Закона в целях выполнения своих функций и задач Уполномоченный осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка, и жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и предприятий Республики Саха (Якутия), их должностных лиц, нарушающих права, свободы и законные интересы ребенка.

В целях выполнения своих функций и задач Уполномоченный, согласно п.«л» ч. 2 статьи 9 Закона, осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), а также в обращениях граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций, в сообщениях средств массовой информации.

 

2.1. Мониторинг обращений граждан к Уполномоченному

В 2010 году к Уполномоченному поступило 313 обращений (в 2009 г. – 207) из 27 улусов республики, 60 % от общего числа заявителей составляют жители г.Якутска. 

Обращения по фактам нарушения прав детей, находящихся в интернатных учреждениях и учреждениях закрытого типа, специальных (коррекционных) школах-интернатах, государственных детских домах составляют 7% от общего числа обращений.

Все поступившие обращения рассмотрены по существу, в необходимых случаях  с проведением проверок. Более чем в 90% случаев факты нарушения прав подтвердились, по 97 % обращений граждан в интересах ребенка и защиты его прав приняты решения. По 9 заявлениям работа продолжена в 2011 году.

По выявленным в ходе проверок недостаткам и нарушениям в соответствующие органы направлены заключения и рекомендации Уполномоченного. Предложения Уполномоченного по улучшению условий и обеспечению безопасности несовершеннолетних  исполнены в установленные сроки и в полном объеме.

64 % от общего числа заявителей составляют родители несовершеннолетних,

13 % - иные родственники несовершеннолетних (бабушки, тети, сестры),

12 % - опекуны,

4 % - работники образования,

2 % - специалисты по защите прав несовершеннолетних, работники системы здравоохранения.

В 2010 году к Уполномоченному обратились 16 подростков с заявлениями о содействии в защите их прав, что составляет 5 % от общего числа обращений (в 2009 году –14 обращений).

Согласно п.«в» ч. 2 статьи 9 Закона в целях выполнения своих функций и задач Уполномоченный оказывает детям, а также их законным представителям бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.

В ходе работы заявителям дана квалифицированная консультация специалистами аппарата Уполномоченного, разъяснены способы и средства защиты прав ребенка, оказана юридическая помощь в урегулировании конфликтных ситуаций.

Анализ обращений, в устной и письменной форме поступивших к Уполномоченному, свидетельствует о том, что основной причиной несоблюдения прав детей в семейном окружении, в среде сверстников, в учреждениях образования, социальной защиты, здравоохранения, досуга чаще всего является недостаточная правовая информированность граждан, в первую очередь, законных представителей несовершеннолетних.

Более 40 % обращений составляют заявления о защите прав несовершеннолетних из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: многодетные семьи, неполные, погорельцы, мигранты.

Положение семей с детьми усугубляется последствиями финансово-экономического кризиса, безработицы. Практически каждый второй ребенок в нашей республике проживает в семье, имеющей доход ниже прожиточного минимума.

Назначение ежемесячного пособия на детей не играет существенной роли в улучшении качества жизни малообеспеченных семей. Низкий доход семей с детьми потенциально негативно влияет на положение детей: нарушаются фундаментальные права ребенка на жизнь и развитие, в том числе на семейное благополучие, на здоровье, на полноценное образование и развитие, отдых и досуг.

 

2.2. О соблюдении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно ч.2 статьи 3 Закона приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Поддержка Президентом и Правительством Российской Федерации политики деинститутализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая субвенции на выплату единовременных пособий при любых формах устройства ребенка в семью и субсидий на компенсацию расходов субъекта на содержание детей в приемных и опекунских семьях, а также  заработной платы приемным родителям, привела к качественному и количественному изменению системы стимулирования и поддержки граждан, принявших детей на воспитание в свою семью.

Развитие института приемной семьи происходит неоднородно. У уполномоченных  по правам ребенка в субъектах Российской Федерации есть мнение, что в определенной степени институт приемной семьи негласно саботируется работниками детских учреждений из-за боязни остаться без работы. В преодолении трудностей  большое значение имеет готовность субъекта в целом и поддержка  региональных министерств образования в частности поддерживать развитие семейных форм призрения детей за счет регионального бюджета и наличие  служб сопровождения приемных семей.

Республика Саха (Якутия) числится среди регионов  с положительным показателем деинституализации детей-сирот. В то же время в нашей республике существует ряд проблем, характерных для всех регионов России.

По информации министерства образования Республики Саха (Якутия), в 7 детских домах созданы службы сопровождения замещающих семей. В 2011 году планируется создание служб сопровождения во всех 9 детских домах республики.

Вместе с тем беспокоит тот факт, что в нашей республике отсутствует проект реструктуризации сети детских домов. Это способствует росту  числа детских домов в виде различных муниципальных учреждений. Органы власти муниципальных образований и само население, находящееся в тисках безработицы,   видят  в организации подобных интернатных учреждений создание новых рабочих мест.

У 70% вновь выявляемых социальных сирот родители лишены родительских прав за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Зачастую сохранение жилой площади, доставшейся от таких родителей, не представляется возможным. К моменту изъятия ребёнка из такой семьи, родители, ведущие асоциальный образ жизни, успевают продать всё имеющееся у них имущество, жилые дома находятся в полуразрушенном состоянии, документы на право собственности или социального найма отсутствуют либо оформлены на третье лицо.

Все эти факторы приводят к наличию большого количества детей данной категории, ежегодно регистрируемых как нуждающихся в предоставлении жилой площади из социального жилищного фонда. Принятая Правительством Республики Саха (Якутия) программа обеспечения жильем детей-сирот разработана и профинансирована без учета их фактического числа.

Выделение денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится по Республиканской целевой программе «Жилище».  Выделение жилых помещений производится по социальному найму из государственного или муниципального жилого фонда. Специализированного жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике не предусмотрено.

На 01 января 2011 года в республике 1507 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них в возрасте от 18 до 23 лет – 903, от 23 лет и старше – 286 человек.

В подпрограмме «Обеспечение жильём отдельных категорий граждан» Республиканской целевой программы «Жилище» на 2011 год предусмотрено 100 млн рублей из республиканского бюджета вместо требуемых 1,5 млрд рублей.

До 2006 года на обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средства республиканского бюджета не выделялись. Квартиры  из муниципального жилого фонда предоставлялись в недостаточном количестве, не соответствовали санитарным нормам и требованиям, часто являлись ветхими и аварийными.

На сегодняшний день средства, выделяемые из бюджета республики и муниципалитетов, ежегодно обеспечивается жилой площадью  до 100  нуждающихся, а ставятся на учёт ежегодно около 150 детей. По данным Министерства образования РС (Я) в 2010 году приобретено 174 квартиры, при этом количество нуждающихся составляло 1189 человек.

В 2010 году в ходе прокурорской проверки были установлены факты нарушений прав воспитанников на сохранение жилой площади, оставшейся от родителей в результате бездействия администраций учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так было утеряно жилье у ряда воспитанников Верхневилюйского, Вилюйского, Тойбохойского детских домов и детского дома «Берегиня» г.Якутска.

Также Прокуратурой республики были установлены факты незаконного снятия денежных средств со счетов воспитанников (алименты, пенсии) для приобретения предметов первой необходимости, а так же предметов обихода, при попустительстве руководителей учреждений.

К Уполномоченному неоднократно поступали обращения попечителей о необходимости социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 18 лет и продолжающих обучение в общеобразовательном учреждении.

В отношении обеспечения мер социальной поддержки этих лиц существует пробел в федеральном законодательстве. Пособие на содержание ребенка в семье опекуна, попечителя, приемного родителя, выплачивается лишь до достижения совершеннолетия. А их совершеннолетние подопечные в силу личных жизненных и семейных обстоятельств продолжают обучение в средней общеобразовательной школе,  имеют намерение  получить полное среднее образование и продолжить обучение в учреждениях среднего или высшего профессионального образования. В то же время они уже не могут пользоваться правом на дополнительные гарантии по социальной поддержке, так как не являются обучающимися учреждений профессионального образования.

 

2.3. О соблюдении прав детей с ограниченными возможностями.

По состоянию 01 января 2010 года в республике проживает 10712 детей с ограниченными возможностями:

- дети с олигофренией  (без инвалидности) – 3806 чел.;

- дети с задержкой психического развития (без инвалидности) - 454 чел;

- дети с речевыми недостатками (без инвалидности) -171 чел.,

- дети-инвалиды  - 6316 (в возрасте до 18 лет).

По данным ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РС (Я)» на 1 ноября 2010 года

- впервые признано инвалидами 868 детей (в возрасте до 18 лет),

- повторно признаны инвалидами 4 034 детей (в возрасте до 18 лет).

При этом в 2010 году отмечается увеличение первичного выхода на инвалидность детей с 0 до 18 лет на 18%  по сравнению с 2008 годом.                                                              

По информации Министерства образования Республики Саха (Якутия), все дети–инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья охвачены адекватной формой обучения: пользуются услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в коррекционном образовательном учреждении, образовательном учреждении общего назначения).

Традиционной формой получения образования детьми с ограниченными возможностями является их обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. Их в республике 23, в них обучаются 2069 детей. Часть детей данной категории получают образование в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных учреждений общего типа, что является положительным моментом для социализации этой категории детей (всего 70 классов, 600 детей).

На сегодняшний день наиболее острой остается проблема реализации права  детей с ограниченными возможностями на качественное образование и полноценное развитие.

Одной из важных составляющих социальной политики республики является создание надлежащих условий для жизни и развития детей, нуждающихся в особой заботе, что невозможно без формирования безбарьерной среды и толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.  

Вместе с тем рассмотрение обращений от родителей детей-инвалидов, показывает, что на сегодняшний день недостаточно реализуются права  детей-инвалидов на качественное образование и полноценное развитие. Часть школ, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями, действуют в ветхих, аварийных зданиях, представляющих угрозу жизни и здоровью учеников и работников. Особенно остро стоит вопрос о необходимости строительства нового здания школы № 35 г.Якутска, которая успешно внедряет программы инклюзивного образования. 

В 2009-2010 учебном году Уполномоченным взят на контроль вопрос организации обучения детей, находящихся на обследовании и лечении в Педиатрическом центре Республиканской больницы № 1 – Национального Центра Медицины.

В результате ведомственной проверки, проведенной по инициативе Уполномоченного, Управление образованием ГО «Город Якутск» возобновило учебные занятия для всех детей, не охваченных учебным процессом.

В Министерство образования Республики Саха (Якутия) также было направлено заключение Уполномоченного по вопросам обучения детей, находящихся на длительном лечении в Педиатрическом центре: с учетом тяжести заболеваний детей, специфику лечения и необходимость соблюдения внутрибольничного режима, рекомендовано организовать в Педиатрическом центре дистанционное обучение с использованием возможностей локальной сети НЦМ.

 

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Доклад о деятельности iconДоклад о результатах деятельности мбоу прогимназии «Кристина»
Предлагаем вашему вниманию открытый информационно – аналитический доклад, в котором представлены результаты деятельности мбоу прогимназии...

Доклад о деятельности iconПубличный доклад по итогам деятельности муниципального общеобразовательного...
Представленный доклад является публичным отчетом перед родителями, общественностью, органами местного самоуправления, ведомственными...

Доклад о деятельности iconРуководство администратора ми аис «Сводный доклад»
Модуль интеграции аис «Сводный доклад» и автоматизированной системы планирования деятельности министерства

Доклад о деятельности iconДоклад о результатах деятельности
Основными направлениями деятельности отдела образования, опеки и попечительства в 2013 году были

Доклад о деятельности iconО результатах и основных направлениях деятельности министерства спорта российской федерации
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2014-2017 годы (далее – Доклад)...

Доклад о деятельности iconДоклад начальника Хабаровского регионального отдела Центра по таможенной...
Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при двту

Доклад о деятельности iconДоклад содержит общую характеристику учреждения, контингента обучающихся,...
Доклад содержит аналитическую информацию о направлениях, специфике и результатах образовательной деятельности муниципального бюджетного...

Доклад о деятельности iconДоклад размещен на сайте администрации весьегонского района в разделе «образование»
Муниципальный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования Весьегонского района Тверской области в 2015/ 2016...

Доклад о деятельности iconДоклад размещен на сайте администрации весьегонского района в разделе «образование»
Муниципальный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования Весьегонского района Тверской области в 2013/ 2014...

Доклад о деятельности iconПриказ № от «01» 08 2015
Публичный доклад о деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида...

Доклад о деятельности iconОтчет о результатах самообследования мбоу «филимоновская сош»
Ежегодный публичный доклад является механизмом обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности школы, информирования...

Доклад о деятельности iconОтчетный доклад С. В. Степашина о деятельности Рабочей группы за...
Отчетный доклад С. В. Степашина о деятельности Рабочей группы за период май 2008-апрель 2009

Доклад о деятельности iconДоклад главы муниципального образования Пролетарский сельсовет Красногвардейского...
На повестке нашего собрания отчет главы сельсовета о деятельности администрации за 2015 год и о задачах на 2016 год

Доклад о деятельности icon«Гимназия №2» г. Прохладного, кбр (итоги работы 2010-2011 учебного года)
Публичный доклад информирует о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №2» г. Прохладного Кабардино-Балкарской...

Доклад о деятельности iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Администрация мбоу сош №1 Предгорного муниципального района Ставропольского края предлагает вниманию родителей, учащихся, коллег...

Доклад о деятельности iconПубличный доклад по направлениям деятельности
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад «лучик»


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск