Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание




НазваниеДоклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание
страница1/11
ТипДоклад
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Уполномоченный по правам человека

в Республике Саха (Якутия)


ДОКЛАД

о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина

на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году

Якутск

2015
Содержание


Введение……………………………………………………………………... 3
I. О количестве и тематике обращений граждан……………………..... 7
II. Право граждан на жилище…………………………………………….. 16
III. Трудовые права граждан……………………………………………..... 25
IV. Право граждан на социальное обеспечение…...................................... 30
V. Защита прав граждан в сфере миграции…………………………….... 34
VI. Право граждан на судебную защиту………………………………….. 41
VII. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность……….... 49
VIII. Содействие правовому просвещению населения……………………. 58
IX. Деятельность общественных представителей

Уполномоченного по правам человека……………………………...... 65
X. Взаимодействие с органами государственной власти

и органами местного самоуправления, федеральными

структурами, общественными организациями и учебными

заведениями, средствами массовой информации.

Межрегиональное и международное сотрудничество………………. 71
XI. Рекомендации по совершенствованию

деятельности органов государственной власти

и органов местного самоуправления, федеральных структур

по обеспечению и защите прав граждан…………………………….... 80
Заключение............................................................................................……… 83
Введение
Настоящий ежегодный Доклад Уполномоченного по правам человека о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 56-З № 449-II «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)» в целях объективной и открытой оценки ситуации в области прав человека в Республике Саха (Якутия), выработки рекомендаций и предложений для государственных органов и органов местного самоуправления по совершенствованию законодательных и организационных инструментов защиты прав человека.

В соответствии с положениями ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)» деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Ежегодный Доклад подготовлен на основе информации, содержавшейся в индивидуальных и коллективных обращениях, а также полученной от граждан непосредственно в ходе личного приема Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, сведений, полученных в ходе проверок, выездных приемов граждан, посещения мест принудительного содержания и других учреждений; переписки Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления; публикаций средств массовой информации.

При подготовке ежегодного Доклада использовались данные территориальных органов федеральных органов власти, государственных органов Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, общественных объединений.

В ежегодном Докладе освещаются проблемы соблюдения конституционных и иных прав и свобод человека в Республике Саха (Якутия), приводятся сведения о рассмотрении Уполномоченным жалоб и обращений граждан, содержится информация о принимавшихся им мерах для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, а также в целях совершенствования регионального законодательства.

В 2014 году усилия правозащитного органа были направлены в первую очередь на соблюдение и восстановление жилищных, трудовых, социальных прав граждан, а также прав в сфере уголовного судопроизводства. В течение года Уполномоченным продолжали ставиться вопросы перед компетентными органами о реализации права граждан на справедливое судебное разбирательство, в том числе на своевременное и полное исполнение судебных решений. Особое внимание было обращено на соблюдение прав граждан в сфере миграционных правоотношений, что было связано с прибытием на территорию республики лиц, покинувших территорию Украины в связи с боевыми действиями. Омбудсмен активно взаимодействовал в этом вопросе с уполномоченными территориальными органами федеральных органов власти и республиканским Правительством. Также в сфере внимания Уполномоченного, как и в прошлом году, продолжали оставаться вопросы соблюдения прав человек в местах принудительного содержания.

В прошедшем году правозащитником активно велась работа в сфере правового просвещения населения путем исполнения соответствующих пунктов Плана мероприятий по реализации Концепции повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы и проектной программы «Развитие правовой грамотности и правосознания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014-2016 годы».

Продолжилось взаимодействие Уполномоченного с государственными органами и общественными объединениями. В феврале 2014 года Уполномоченный был принят Главой Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисовым. По итогам обсуждения наиболее актуальных вопросов жизнедеятельности республики Глава республики констатировал, что созданный институт уполномоченного по правам человека за время работы подтвердил свою эффективность. Подписаны соглашения о сотрудничестве с Конституционным судом Республики Саха (Якутия), Управлением Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия), Общественной палатой Республики Саха (Якутия). Активно велось сотрудничество с Общественной наблюдательной комиссией Республики Саха (Якутия). По инициативе и при активном участии омбудсмена сформирован новый состав Общественной наблюдательной комиссии.

В ноябре 2014 года Уполномоченным проведен республиканский семинар-совещание «Актуальные проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Саха (Якутия)» с участием представителей государственных органов республики, территориальных органов федеральных органов власти, общественных организаций. Как всегда осуществлялось тесное взаимодействие с федеральным Уполномоченным и региональными уполномоченными по правам человека по всему спектру правозащитных вопросов.

Безусловно, центральным событием 2014 года стала встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с представителями российского правозащитного сообщества. В ходе встречи Владимир Путин отметил, что институт уполномоченных по правам человека за свой относительно короткий период существования доказал свою нужность и востребованность среди населения страны. Об этом свидетельствует растущее из года в год количество обращений граждан, адресованных правозащитникам. Народ обращается к уполномоченным, как к последней инстанции и эта надежда часто оправдывается, т.к. омбудсмены во многих случаях добиваются восстановления справедливости. «Если в регионе авторитетный Уполномоченный, то это большая сила» - так дословно выразился руководитель государства. При этом он подчеркнул необходимость подлинной независимости Уполномоченного по правам человека от местных властей для более успешной его деятельности. А то в некоторых регионах со стороны отдельных губернаторов предпринимаются попытки поставить в зависимое положение уполномоченных, что является абсолютно недопустимым.

Именно на той встрече с правозащитниками Президент России, согласился с доводами федерального Уполномоченного Эллы Памфиловой о законодательном поднятии статуса региональных уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, расширения их полномочий. Здесь он еще раз подчеркнул важность и необходимость деятельности уполномоченных по правам человека во всех регионах и потому о необходимости внесения изменений в законодательство.

В связи с этим, 10 января 2015 года главой государства были внесены в Государственную Думу Российской Федерации проекты федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека». Указанными законопроектами предусмотрены законодательные гарантии независимости деятельности региональных уполномоченных по правам человека, а также значительное расширение их полномочий, в частности возможность проверки территориальных органов федеральных органов власти, право на обращение в суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица, возможность по координации деятельности должностных лиц и органов, осуществляющих функции по защите прав граждан.

Всё это ставит перед институтом Уполномоченного по правам человека – новые, ответственные задачи. В частности, должны совершенствоваться способы более эффективного реагирования на факты нарушений прав человека.

Накопленный в 2014 году опыт свидетельствует, что эффективность деятельности Уполномоченного зависит в значительной мере не только от его инициативности и профессионализма, а также активности усилий по преодолению противоречий между декларированными правами и реальными правоотношениями в обществе.

Высказанные в ежегодном Докладе оценки, суждения и предложения являются результатом анализа положения дел в Республике Саха (Якутия) с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности.

Уполномоченный выражает искреннюю благодарность всем гражданам, общественным объединениям, государственным и муниципальным органам, а также учреждениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.

Настоящий ежегодный Доклад направляется в государственные органы, органы местного самоуправления, федеральному и региональным уполномоченным по правам человека, в средства массовой информации, на официальный сайт, другим должностным лицам и организациям.

Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) уверен, что данный Доклад будет способствовать содействию, усилению гарантий государственной защиты прав и свобод человека, привлечению пристального внимания и координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, общественности к насущным проблемам соблюдения конституционных прав и свобод человека на территории Республики Саха (Якутия).
I. О количестве и тематике обращений граждан
В 2014 году общее количество поступивших обращений граждан возросло в два раза по сравнению с 2013 годом. Таким образом, всего поступило 2115 обращений (2013 г. – 1041), в том числе непосредственно к Уполномоченному по правам человека – 1035 (2013 г. – 622), через обращение к общественным представителям Уполномоченного по правам человека в муниципальных образованиях – 1080 (2013 г. – 419).

Такое значительное увеличение количества обращений связано с формированием полного состава общественных представителей Уполномоченного по правам человека в районах и городах республики.

Кроме того, были внесены коренные изменения в способы и методы работы аппарата Уполномоченного по правам человека в РС(Я), направленные на эффективную защиту прав граждан. Более широко стали использоваться полномочия, представленные республиканским законом об Уполномоченном по правам человека в части обращения в судебные органы и участия в судебных заседаниях. Уполномоченным по правам человека оказана помощь ряду граждан не только в составлении исковых заявлений, но и принято непосредственное участие в их интересах в рассмотрении гражданских дел в судах с положительными результатами. В связи с этим, граждане стали больше обращаться в наш адрес.

Омбудсменом также стала намного чаще практиковаться самая действенная мера реагирования Уполномоченного по правам человека – внесение заключений в судебные и правоохранительные органы, а также в органы государственной и муниципальной власти. Это также является причиной увеличения числа обращений граждан.

Эти вышеуказанные обстоятельства, а также расширение географии выездных приемов граждан, вызвали дальнейший рост эффективности деятельности аппарата Уполномоченного и, соответственно, стали причиной значительного роста количества обращений граждан.
Таблица № 1. Количество обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в РС(Я) в 2014 году


Всего поступило обращений

2014

2013

+/-%

в Аппарат

1035

622

+ 66,4%

через общественных представителей

1080

419

+157,7%

Итого

2115

1041

+103,2%

Как видно из таблицы № 2, от общего числа заявителей женщины составляют 519 (50,1%), мужчины – 497 (48%), что свидетельствует о приблизительно равном гендерном соотношении и, следовательно, одинаковой социальной активности граждан по защите своих прав. Доля коллективных обращений составила 19 (1,8%).

По сравнению с показателями прошлого года женщин обратилось на 76,5% больше, мужчин – на 58,3%. Число коллективных обращений по сравнению с 2013 годом увеличилось на 35,7%.
Таблица № 2. Гендерный состав




Гендерный состав

2014

2013

+/-%

1.

Женский

519 (50,1%)

294

+76,5%

2.

Мужской

497 (48%)

314

+58,3%

3.

коллективное

19 (1,8%)

14

+35,7%




Итого

1035

622





Как и в предыдущие годы, наибольшее количество обращений поступило от жителей ГО «Город Якутск» - 669 (2013 г. – 408), что составило 64,6% от общего количества обращений и на 64% больше, чем в 2013 году.

Значительно возросло количество обращений из Хангаласского – 50 (2013 год – 30), Таттинского – 43 (2013 год – 3), Булунского – 32 (2013 год – 4), Горного – 24 (2013 год – 1), Мегино-Кангаласского – 13 (2013 год – 6) и Чурапчинского – 21 (2013 год – 3) районов в связи с проведением выездных приемов граждан в этих районах (см. таблицу № 3).

В остальных районах активность обращения граждан к Уполномоченному также заметно увеличилась или осталась на прежнем уровне, за исключением Намского, Усть-Янского, Алданского, Нюрбинского, Жиганского, Кобяйского и Томпонского, в которых показатели снизились.

Также продолжают поступать обращения от граждан из других субъектов РФ и стран ближнего зарубежья. Общее количество таких обращений составило 37 или 3,6% от общего числа (2013 год – 16), что на 132,2% больше по сравнению с показателем 2013 года. 31 обращение поступило из 21 региона страны и 6 обращений от граждан Украины, которые находились в пункте временного размещения в с. Хатассы, где также был проведен выездной прием Уполномоченного.
Таблица № 3. География обращений




Муниципальные образования

2014

2013

+/-%



Городской округ «Город Якутск»

669 (64,6%)

408

+64%



Хангаласский улус

50 (4,8%)

30

+67%



Таттинский улус

43 (4,2%)

3

+1333,3%



Булунский улус (район)

32 (3,1%)

4

+700%



Ленский район

25 (2,4%)

30

-16,7%



Горный улус

24 (2,3%)

1

+2300%



Чурапчинский улус (район)

21 (2%)

3

+600%



Нерюнгринский район

20 (1,9%)

20

0



Мегино-Кангаласский район

13 (1,3%)

6

+116,6%



Оймяконский улус (район)

11 (1%)

8

+37,5%



Мирнинский район

9 (0,9%)

7

+28,6



Вилюйский улус (район)

8 (0,7%)

2

+300%



Усть-Янский улус (район)

7 (0,7%)

10

-30%



Верхоянский район

6 (0,6%)

2

+200%



Намский улус

6 (0,6%)

8

-25%



Олекминский район

6 (0,6%)

4

+50%



Алданский район

5 (0,5%)

12

-58,3%



Сунтарский улус (район)

5 (0,5%)

2

+150%



Усть-Алданский улус (район)

5 (0,5%)

2

+150%



Амгинский улус (район)

4 (0,4%)

3

+33,3%



Нюрбинский район

4 (0,4%)

6

-33,3%



Усть-Майский улус (район)

4 (0,4%)

3

+33,3%



Верхневилюйский улус (район)

3 (0,3%)

3

0



Момский район

3 (0,3%)

1

+200%



Оленекский эвенкийский национальный район

3 (0,3%)

0

0



Абыйский улус (район)

2 (0,2%)

1

+100%



Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)

2 (0,2%)

0

0



Эвено-Бытантайский национальный улус (район)

2 (0,2%)

1

+100%



Аллаиховский улус (район)

1 (0,1%)

1

0



Верхнеколымский улус (район)

1 (0,1%)

0

0



Жиганский национальный эвенкийский район

1 (0,1%)

2

-50%



Кобяйский улус (район)

1 (0,1%)

2

-50%



Нижнеколымский район

1 (0,1%)

1

0



Среднеколымский улус (район)

1 (0,1%)

1

0



Томпонский район

0

19

0




Субъекты РФ, страны ближнего зарубежья

37 (3,6%)

16

+132,2%



21 субъект РФ

31

16

+93,7%



Украина

6

-

-




Итого

1035

622





В таблице № 4 представлен анализ по категориям заявителей: от пенсионеров поступило 213 обращений (20,2% от общего количества), что превысило показатель 2013 года (27) на 688,8%, работников, должностных лиц, безработных обратилось 206 (19,6%) на 202% больше, чем в 2013 году (69), осужденных, обвиняемых и подозреваемых меньше на 15,6% - 168 (16%), в 2013 году – 199 и инвалидов обратилось 119, что на 357,7% больше по сравнению с показателем 2013 года (26).

Также заявления поступают от таких категорий как: члены семьи – 82 (7,8%), истцы, ответчики - 38 (3,6%), собственники, наниматели, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 23 обращения (2,2% соответственно), ветераны, инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица, лица без гражданства, граждане других государств - 22 обращения (2,1%) и другие категории граждан.
Таблица № 4. Категория заявителя




Категория заявителя

2014

2013

+/-%



пенсионеры

213 (20.2%)

27

+688,8%



работники, должностное лицо, безработный

206 (19,6%)

69

+202,9%



осужденный, обвиняемый, подозреваемый

168 (16%)

199

-15,6%



инвалиды

119 (11,3%)

26

+357,7%



члены семьи

82 (7,8%)

70

+17,1%



истец, ответчик

38 (3,6%)

80

-52,5%



собственники

23 (2,2%)

44

-47,7%



наниматели

23 (2,2%)

40

-42,5%



дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

23 (2,2%)

13

+77%



ветераны, инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица

22 (2,1%)

17

+29,4%



лицо без гражданства, граждане других государств (иностранцы)

22 (2,1%)

16

+37,5%



другие

21 (2%)

6

+250%



коллективное

19 (1,8%)

14

+35,7%



потерпевший

19 (1,8%)

14

+35,7%



адвокат

18 (1,7%)

0

0



малоимущие

12 (1,1%)

8

+50%



обманутые вкладчики

11 (1%)

15

-26,6%



многодетные семьи

11 (1%)

7

+57,4%



представители народностей

3 (0,3%)

2

+50%




Итого

1053

667

+66,4%
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconДоклад о состоянии соблюдения прав и защиты интересов ребенка на...
О состоянии соблюдения прав и защиты интересов ребенка на территории республики бурятия

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском...
В свою очередь, успех страны – это гарантия реализации каждым из нас основных прав и свобод человека и гражданина. В этой связи чрезвычайно...

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconПравительство республики саха (якутия) постановлени е
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2015 г. №410 «Об утверждении Положения...

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconДоклад по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина на территории
Взаимодействие уполномоченного с органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченным по правам человека...

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconПостановление от 30 октября 2015 г. N 410 о порядке надзора за эксплуатацией...
Республике Саха (Якутия), в целях обеспечения надзора за техническим состоянием аттракционной техники на территории Республики Саха...

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconДоклад о деятельности Управления Министерства юстиции Российской...
Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках исполнения полномочий по оказанию международно-правовой помощи

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconДоклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Ивановской...
...

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconОб утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия) на получение бесплатной...

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconДоклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
История показывает, что каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как...

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconПубличный отчет гапоу рс (Я) «Якутский автодорожный техникум» за...
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Чувашской...
Он, не располагая властно-распорядительными функциями, содействует восстановлению нарушенных прав человека и гражданина посредством...

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconДоклад о деятельности Управления Министерства юстиции Российской...
Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках исполнения полномочий по оказанию международно-правовой помощи

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconДоклад: «Проблемы реализации права граждан* на справедливый суд в...
Великая хартия вольностей, принятая в 1215 г., обязывала английских королей давать обещание, что «мы никому не откажем в праве или...

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconДоклад о состоянии соблюдения прав и защиты интересов ребенка на...
Данный документ позволяет информировать широкий круг должностных лиц, общественности, заинтересованных граждан о реализации прав...

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconДоклад о состоянии прав человека в сахалинской области в 2009 году...
Охватывает период, предшествующий 2009 году – в случаях, когда описываемая ситуация возникла до начала этого года и развивалась позже,...

Доклад о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Саха (Якутия) в 2014 году Якутск 2015 Содержание iconИ оценке эффективности государственных программ
О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)", Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2013...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск