Перевод
Руководство по ВИЧ и СПИДу
для инспекторов труда
Программа ВИЧ и СПИД и сфера труда (МОТ/СПИД)
Женева, 2014 г.
Предисловие
ВИЧ и СПИД – это проблема, связанная с правами на охрану здоровья и трудовыми правами, которая оказывает существенное влияние на сферу труда, пагубно воздействуя на работников и их семьи, а также на экономику в тех странах, где регистрируются наиболее высокие уровни распространения ВИЧ-инфекции.
По прошествии более тридцати лет с момента регистрации первого случая заражения ВИЧ-инфекции, стигматизация и дискриминация, связанные с ВИЧ, на производстве остается серьезным препятствием, стоящим на пути осуществления работниками их фундаментальных прав и повышения эффективности предпринимаемых профилактических мер.
Отметив разрушительный характер последствий эпидемии на сферу труда, Международная конференция труда в июне 2010 года приняла международную трудовую норму, направленную на предупреждение эпидемии ВИЧ и смягчение ее последствий на рабочем месте, и одобрила резолюцию, призывающую к действенной реализации этой нормы.
В Рекомендации 2010 года о ВИЧ/СПИДе и сфере труда (№ 200) подчеркивается важная роль систем регулирования вопросов труда, включая службы инспекции труда, в оптимизации вклада сферы труда в противодействие распространению ВИЧ-инфекции, уменьшению последствий эпидемии и искоренению стигматизации и дискриминации, связанной с ВИЧ.
Системы регулирования вопросов труда, включая службы инспекции труда, выступают ключевым элементом национальных мер в ответ на ВИЧ на рабочем месте. Во-первых, инспекторам принадлежит ключевая роль в обеспечении соблюдения требований национального законодательства в области охраны труда и здоровья работников, что ведет к созданию безопасных и здоровых рабочих мест. Во-вторых, ВИЧ и СПИД являются также вопросом прав человека, а деятельность инспекторов направлена на соблюдение трудовых прав. В-третьих, в контексте консультационной и профилактической работы, которую проводят инспекторы, они могут предоставить предприятиям и работникам необходимую методическую помощь при разработке и реализации эффективных мер на рабочих местах. Взаимодействуя с представителями как работодателей, так и работников, инспекторы могут способствовать и содействовать разработке, осуществлению и мониторингу мер политики и программ по вопросам ВИСПИДа и охраны труда и здоровья на производстве, что поможет предотвратить новые случаи заражения, искоренить связанные с ВИЧ стигматизацию и дискриминацию и содействовать в доступе к услугам, связанным с ВИЧ.
Настоящее Руководство дополняет подготовленную ранее Программой МОТ/СПИД (ILOAIDS ) и Программой по вопросам регулирования труда, инспекции труда и охране труда и здоровья (LABADMIN/OSH) совместную публикацию под названием «Good Practices in Labour Inspection on HIV and AIDS» (Передовой опыт в деятельности инспекций труда по вопросам ВИЧ/СПИДа), Женева, 2012 г. Цель настоящего Руководства – помочь инспекторам труда выявлять в своей работе вопросы, связанные с ВИЧ, СПИД и туберкулезом, и содействовать их решению. Руководство построено как гибкое учебное пособие, к нему прилагается также компакт-диск, на котором записаны учебные материалы и задания, которые могут быть использованы при обучении инспекторов труда, в том числе и по схеме обучения «равного равным», для повышения уровня их подготовки по эффективному решению вопросов, связанных с ВИЧ, на производстве. Руководство было подготовлено Анной Торьенте и Ингрид Сипи-Джонсон (МОТ/СПИД) при деятельном участии Хоакима Пинтадо Нунеша и Марии-Лус Вега Руис из Программы вопросам регулирования труда, инспекции труда и охране труда и здоровья. Ценные замечания при работе с текстом Руководства были сделаны Александром Тадионом (МОТ/СПИД).
Элис Одраого Нэнси Леппинк
Руководитель МОТ/СПИД (ILOAIDS) Директор LABADMIN/OSH
1. Введение
О настоящем руководстве
К концу 2013 года количество людей, живущих с ВИЧ, во всем мире оценивалось в 35 миллионов.1 Около 90 процентов из них составляли люди в возрасте от 15 до 49 лет, и это говорит о том, что подавляющее большинство людей, живущих с ВИЧ, либо трудятся сами, либо связаны со сферой труда.2 Тем не менее, предрассудки и дискриминация, связанные с ВИЧ, по-прежнему повсеместно распространены и остаются препятствием к трудоустройству. По статистике каждому девятому человеку, живущему с ВИЧ, именно по этой причине отказывают в работе.3
Рабочие места, будь то в формальном или неформальном секторе, - это «площадки», где существуют наилучшие условия для информационно-просветительской работы в области профилактики ВИЧ (в особенности среди молодых женщин и мужчин, наиболее подверженных риску инфицирования).
Предприятия – это также весьма эффективные отправные точки, через которые до работников, членов их семей и местных сообществ может доводиться информация о доступе к лечению заболеваний, связанных с ВИЧ, услугам по уходу и поддержки.
ВИЧ и СПИД – сложная проблема, которая ставит перед инспекцией труда новые задачи. Настоящее руководство - учебное пособие, к которому могут прибегать инспекции труда, обеспечивая работников знаниями, необходимыми для эффективного, непредвзятого и всестороннего решения проблем, связанных с ВИЧ и СПИД.
В руководстве также содержится информация о стандартах антидискриминационной политики и ее применения, которые инспекции труда могут вырабатывать и продвигать среди собственных сотрудников. Инспекциям труда оно может быть полезным для выработки собственной политики по вопросам ВИЧ и СПИД, предусматривающей сотрудничество и обмен информацией между инспекторами и всеми заинтересованными организациями. Например, в тех странах, где инспекции труда подразделяются по возложенным на них функциям, использование руководства может содействовать налаживанию более тесного сотрудничества между разными инспекциями. Сотрудничество между инспекциями, специализирующимися на охране труда, и теми, которые занимаются трудовыми правами, может обеспечить более тщательное соблюдение соответствующего законодательства и послужить подспорьем в выполнении их консультационных функций.
Цели и структура руководства
Настоящее руководство и прилагаемый к нему компакт-диск предназначены для использования в качестве учебного пособия и справочного материала при формировании политики. Они служат инспекторам труда практическим пособием, помогающим им включать вопросы, связанные с ВИЧ, СПИД и туберкулезом, в планы инспекций и проверок предприятий всех отраслей - как в формальной, так и в неформальной экономике.
Руководство включает:
Справочную информацию о ВИЧ и СПИД, в том числе общемировую статистику, точную и актуальную информацию о видах передачи ВИЧ-инфекции и способах предохранения от инфицирования.
Обзор деятельности инспекции труда: ее роль, полномочия и задачи.
Руководство для инспекций труда по выработке их внутренней политики, призванной обеспечить системный и комплексный подход к ВИЧ и СПИД, а также стратегии, направленной на успешное внедрение вопросов, связанных с ВИЧ и СПИД, в деятельность инспекции труда.
Практические инструменты – показатели, контрольные списки вопросов, анкеты, методические рекомендации.
В главе 10 настоящего руководства содержатся учебные материалы и упражнения – от краткого общего представления темы ВИЧ и СПИД в деятельности инспекции труда до материалов и учебных мероприятий, необходимых для организации типового двухдневного семинара. Поскольку руководство задумано как универсальное пособие, учебные материалы могут быть адаптированы к условиям каждой конкретной страны, отрасли или региона таким образом, чтобы учесть выявленные специфические потребности в обучении и сроки, которые могут быть на это выделены.
Прилагаемый компакт-диск содержит примеры презентаций и упражнений. Последние форматированы таким образом, чтобы их можно было распечатывать и при необходимости раздавать в ходе занятий. Приложения, содержащиеся на компакт-диске, также включают в себя полные Рекомендации 2010 года о ВИЧ/СПИДе (№ 200), Конвенции и Рекомендации 1947 года об инспекции труда (№ 81) и Конвенции и Рекомендации 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве (№ 129). Кроме этого, компакт-диск содержит дополнительный список соответствующих конвенций и рекомендаций МОТ, методические указания по организации и проведению информационно-просветительской работы по ВИЧ и СПИД и инспекционных проверок, затрагивающих связанную с ВИЧ тематику, а также типовой вопросник по ВИЧ и СПИД для инспекции труда.
Материалы, содержащиеся в настоящем руководстве, могут быть использованы вместе с другими соответствующими материалами – такими как совместно изданная Программой МОТ/СПИД и Программой по регулированию вопросов труда и инспекции труда LAB/ADMIN брошюра «Инспекция труда и ВИЧ/СПИД: примеры передовой практики» (Good practices on Labour Inspection and HIV and AIDS, 2012) , публикация «Международные трудовые нормы по вопросу «ВИЧ/СПИД и сфера труда»: учебное пособие» (“ILS on HIV/AIDS and the world of work: an education and training manual”) и модульный курс обучения инспекторов труда, разработанный Международным учебным центром МОТ в Турине.4
2. Факты о ВИЧ и СПИДе
Меняющийся характер эпидемии
С тех пор как в начале 1980-х годов был выявлен первый случай ВИЧ, эпидемия привела к огромным людским и экономическим потерям. Признав опустошительные последствия эпидемии, в 2000 году международное сообщество включило ВИЧ, СПИД и туберкулез в число Целей развития тысячелетия (ЦРТ) – это восемь целей, составляющих основу согласованных действий, направленных на решение многообразных задач развития человеческого потенциала. Цель 6 – остановить, а затем обратить вспять распространение ВИЧ, малярии и других болезней, обеспечив в мировом масштабе доступ к профилактике ВИЧ, лечению, уходу и поддержке для всех, кто в этом нуждается.
После принятия ЦРТ был достигнут значительный прогресс в обеспечении всеобщего доступа к профилактике и лечению ВИЧ, к услугам по уходу и поддержке. Согласно опубликованному в 2014 году докладу ЮНЭЙДС Gap Report, есть данные о том, что во многих странах количество случаев инфицирования ВИЧ снижается.5 Так, в 2013 году было зафиксировано порядка 2,1 миллиона новых случаев инфицирования ВИЧ, то есть число инфицированных росло более чем на 5700 в день. Это на 38 процентов меньше, чем в 2001 году, когда вирус, как сообщалось, поразил 3,4 миллиона человек.6 Тем не менее профилактика ВИЧ сохраняет основополагающее значение, поскольку в то время как в одних странах количество новых случаев инфицирования существенно снижается, в других оно растет.7 Для того, чтобы в борьбе с эпидемией не терять позиции, крайне важно придать профилактическим мерам более интенсивный и целенаправленный характер с тем, чтобы они отвечали потребностям и заботам наиболее уязвимых групп населения и соответствовали особенностям развития эпидемии в конкретных странах и регионах.
Хотя лекарство от ВИЧ пока не изобретено, прогресс в научной и медицинской областях позволил разработать эффективную антиретровирусную терапию (АРТ). В результате ВИЧ, хотя и по-прежнему неизлечим, но уже и не равносилен смертному приговору. В 2013 году количество смертей, вызванных СПИДом, снизилось до 1,5 миллиона – на 35% по сравнению с аналогичным показателем 2005 года. 8
Благодаря прогрессу в области АРТ, сегодня 35 миллионов человек – больше, чем когда-либо – живут с ВИЧ. Отмечен выдающийся прогресс в обеспечении необходимым лечением тех, кто в нем нуждается. К концу 2012 года лечение получали порядка 9,7 миллиона человек в странах с низким и средним уровнем доходов. 9 Вместе с тем, хотя это говорит о неуклонном продвижении к цели обеспечить лечение всем нуждающимся, как предусмотрено «Руководящими принципами ВОЗ по лечению ВИЧ» 2013 года, приведенное число составляет лишь 34 процента от 28,3 миллиона нуждавшихся в лечении в 2013 году. Таким образом, необходимо срочно расширить доступ к добровольному тестированию на ВИЧ и лечению, одновременно продолжая уделять особое внимание профилактике заболевания, в частности среди молодых людей (в возрасте от 15 до 24 лет).10 Обеспечение своевременного доступа к лечению всем людям, живущим с ВИЧ, и предоставление им регулярного лечения на протяжении всей жизни остается насущной задачей во многих регионах.
Решения с учетом специфики проблемы
Очевидно, что эпидемия ВИЧ по-разному проявляется в разных странах и регионах. Для того чтобы лучше представлять себе характер и особенности эпидемии ВИЧ в конкретном регионе или стране, следует учитывать как распространенность ВИЧ (процентная доля людей, живущих с ВИЧ, в данной группе населения), так и заболеваемость ВИЧ (количество новых случаев инфицирования) среди населения, включая и тот, и другой показатели для групп с повышенным риском заражения, а также количество людей, умерших от СПИД в определенный период.
Эпидемии ВИЧ подразделяются на следующие категории:
Генерализованная (когда распространенность ВИЧ составляет 1 процент или более от общей численности населения);
Концентрированная (когда распространенность ВИЧ составляет менее 1 процента общей численности населения, но превышает 5 процентов в группах повышенного риска);
Низкого уровня (когда распространенность ВИЧ не зафиксирована на значимом уровне ни в одной из групп населения).
Сегодня накоплен большой объем информации о том, как проистекает эпидемия в разных странах, на которую можно опереться для выработки грамотных ответных действий, в том числе на рабочих местах. При планировании действий, связанных с ВИЧ и СПИДом, органам инспекции труда следует учитывать особенности эпидемии в их стране и (или) конкретных муниципальных образованиях, включая основные формы передачи ВИЧ в стране и выявленные группы населения с повышенным риском заражения. Органы инспекции должны быть в курсе того, имеются ли среди основных секторов экономики страны такие, где распространенность ВИЧ выше других; это может быть связано со спецификой занятой там рабочей силы либо с условиями жизни и труда в том или ином секторе.
Так, в странах мира выявлена повышенная распространенность ВИЧ в отдельных секторах экономики по сравнению с показателями для населения в целом. К таким секторам относятся:
Транспорт;
Строительство;
Горнорудное дело и лесозаготовки
Портовые службы и морское судоходство
Зоны экспортной переработки;
Сельское хозяйство (особенно сезонные работы);
Здравоохранение;
Гостиничное дело и туристическая отрасль;
Индустрия развлечений.
Чем лучше инспекторы труда будут осведомлены о характере и причинах эпидемии в своих странах, тем успешнее они смогут вырабатывать эффективные, обоснованные и целенаправленные решения проблем, связанных с ВИЧ и СПИД, в своей работе. В 2008 году ЮНЭЙДС развернула кампанию под названием «Знай свою эпидемию и ответные меры», исходившую из того, что мы имеем дело не с одной, а с множеством эпидемий, и что невозможно применить одни и те же решения к столь разным странам, как Южная Африка, Египет, Россия, Таиланд или Папуа – Новая Гвинея.11
Подробную информацию об эпидемиях в разных странах можно найти в страновых докладах о достигнутом прогрессе, которые каждые два года направляются в Секретариат ЮНЭЙДС. Приняв в 2001 году Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИД, государства-члены ООН обязались регулярно отчитываться о прогрессе в этой области перед Генеральной Ассамблеей ООН.12 Секретариат ЮНЭЙДС отвечает за прием отчетов от государств-членов и подготовку регулярных отчетов, которые выносятся на рассмотрение и обсуждение Генеральной Ассамблеей. Страновые доклады о достигнутом прогрессе содержат статистические данные по таким вопросам, как распространенность ВИЧ и уровень заболеваемости, выявленные в каждой стране подверженные риску и уязвимые группы, и, как правило, меры, в том числе законодательные и политические, принимаемые в стране для противодействия эпидемии. Информацию об эпидемиях в различных странах нередко можно найти на интернет-сайтах их министерств здравоохранения и органов, занимающихся проблемой ВИЧ. Инспекторам также следует сверяться с Национальным стратегическим планом по ВИЧ, принятым у них в стране.
Инспекторам труда, помимо ознакомления с особенностями эпидемии и спецификой риска ВИЧ у себя в стране и в тех отраслях экономики, где они работают, крайне важно иметь точную и актуальную информацию о ВИЧ и СПИДе (а также связанным с ними заболеваниям – таким как туберкулез). Это позволит им успешно строить свою работу и решать вопросы, связанные с ВИЧ на рабочих местах, с должной объективностью и беспристрастностью.
|