Институт психоанализа
Факультет психоанализа
Кафедра психотерапии и психологического консультирования
Утверждено
на заседании кафедры психотерапии
и психологического консультирования
от 23 октября 2009 г. протокол №1
Зав.кафедрой психотерапии
и психологического консультирования
к.пс.н. Фомичева Н.С. ___________
Учебно-методический комплекс по курсу
«ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»
Автор:
проф., канд. мед. наук
Г.В. Старшенбаум
Москва
2009
Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования
НОУ ВПО «Институт психоанализа»
Г.В. Старшенбаум. Групповая психотерапия. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 42 с.
© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.
© Г.В. Старшенбаум 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 3
I. ПРОГРАММА КУРСА 4
1.1.Пояснительная записка. 4
1.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4
1.3. Список литературы 6
1.4. Словарь терминов 9
10
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 10
III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 11
IV. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 12
V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 13
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ 13
I. ПРОГРАММА КУРСА
Цель данного курса – теоретическое и практическое знакомство с основными направлениями групповой психотерапии. Курс находится в тесной связи с курсами «ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ», «ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА» и «ЗАВИСИМОСТИ: КЛИНИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ЛЕЧЕНИЕ».
Курс посвящен знакомству современным методам психологического тренинга и групповой психотерапии, в том числе применяемым для обучения и профессионального роста психологов и психотерапевтов. К программе курса прилагается методическое пособие, содержащее рабочие материалы для участников практических занятий.
Самостоятельная работа включает в себя анализ литературы, заполнение опросников, выполнение упражнений и написание рефератов. В аудитории студенты работают в парах и группах, обсуждая результаты домашних заданий и выполняя упражнения. Кроме того, моделируются приемы группового тренинга.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Тренинг эмпатии
Преимущества групповой работы. Образовательные группы, группы консультирования и решения межличностных проблем, терапевтические группы. Терапевтические факторы. Структура эмпатии и пути ее повышения. Парные упражнения: «Вы меня узнаете?», «Скрытая причина», «Разделенная неприятность», Эмоциональное заражение». Групповые упражнения: «Ассоциации», «Подарки», «Я за тебя отвечаю», «Кто как реагирует», «Бережливая жена», «Кто же я такой?», «Что тебя действительно волнует?», «Проблема», «20 версий».
Тема 2. Позитивный подход и уверенность
Основные параметры позитивного стиля. Постулаты и стратегические принципы позитивного подхода. Образцы позитивного переформулирования. Техники поиска позитивного начала. Ошибочные представления о принятии. Упражнение в четверках «Конструктивный спор».
Основные характеристики уверенного поведения. Способы выражения уверенности. Цели и техники тренинга уверенности. Парные упражнения: «Магазин», Билетная касса», «Опоздание на работу», «Телефон-автомат», «Трудный разговор», «Просьба», «Негативные расспросы», «Обида», «Неудовольствие», «Не виноватая я!», «Примирение», «Все хорошее за 100 секунд», «Заигранная пластинка», «Вежливый отказ», «Игра в туман», «Отстаивание своих прав», «Завоевание расположения к себе». Групповые упражнения: «Уверенные и не очень», «В автобусе», «Комплименты».
Тема 3. Невербальное общение
Значение психопантомимы для двигательного раскрепощения. Содержание тем. Невербальная обратная связь, техника «двойников». Групповые упражнения: «Этюды с воображаемыми предметами», «Вживание в образ», «Мотивированный бег или ходьба», «Омоложение». «Бабушкины ключи», «Передача по кругу», «Змейка», «Путаница», «Стеклянная кобра», «Зоопарк», «Пингвины», «Против движения», «Хаотическое движение», «Встреча на узком мостике», «Изобразить, а не рассказать», «Свободная поза», «Контакт без слов», «Оригинал», «Тигры, мыши и слоны», «Бульдозеры и пеньки», «Скульптуры».
Контроль восприятия. Осознание своего невербального поведения. Критерии внимательного и невнимательного невербального поведения. Парные упражнения: «Вырази эмоцию», «Говорящие глаза», «Птичий язык», «Диалог телодвижений», «Разговор через стекло», «Телепатия», «Разожми кулак», «Мать и дитя», «Сиамские близнецы», «Все выше!», «Доверительное падение», «Живое зеркало», «Этюды с воображаемыми предметами».
Групповые упражнения: «Ноев ковчег», «Поставь стул на место», «Выбери меня!», «Стражники и Заключенные», «Слепой и поводырь», «Сурдоперевод», «Двойники», «Птичий базар», «Жертва, Преследователь и Спаситель», «Поиск согласия», «Выбор лидера», «Образование ансамбля», «Испорченный телефон». «Прикосновение», «Живые руки», «Угадать руку», «Молекула», «Почувствуй мое отношение», «Прорвись в круг», «Вырвись из круга», «Сжатие», «Восковая палочка», «Укачивание», «Встреча взглядом», «Приятная рука», «Робот и Оператор».
Тема 4. Наблюдательность, активное слушание и вербализация
Значение наблюдательности. Навыки, необходимые для развития наблюдательности. Правила описания поведения. Парное упражнение «Проверьте свою наблюдательность». Групповые упражнения: «Дискуссия со скрытыми ролями», «Все как один», «Аквариум», «Таможня», «Первое впечатление», «Мафия». Отличие активного слушания от пассивного. Ступени вербализации. Ошибки вербализации и способы их преодоления. Парные упражнения: «Поговорим?» и «Расплывчато и четко».
Тема 5. Открытость и выражение эмоций
Облегчающая и подавляющая открытость. Парные упражнения: «Почтительная вербализация», «Метафорическая вербализация». «Разговор о сексе», «Выдача тайн», «Доверяй, но проверяй». Групповые упражнения: «Облегчение и подавление», «Готовность раскрываться», «Раскрытие тайн».
Согласованность трех видов выражения эмоций. Открытое и скрытое выражение эмоций. Установление обратной связи. Парные упражнения: «Порадуй меня» и «Говори о себе». Работа в тройках с непосредственным и опосредованным выражением эмоций. Групповые упражнения: «Отражение чувств», «Преувеличение», «Парадоксы», «Круг восприятия», «Отношение группы».
Тема 6. Обратная связь, трудности и ошибки
Роль обратной связи в процессе самосознания. Требования к обратной связи. Как давать и как принимать обратную связь. Препятствия, мешающие установлению обратной связи. Приемы фокусирования. Парные упражнения: «Проверка понимания», «Закрытые и открытые вопросы», «Зондирование», «Подведение итогов», «Собрать все вместе», Сократовский диалог», Выход из контакта». Упражнение втроем «Трехступенчатая ракета». Упражнение вчетвером «Клиент – Консультант – Супервизоры». Групповое упражнение «Групповой портрет».
Типичные ошибки начинающего психолога и пути их профилактики. Техники, влияющие на напряжение клиента. Эгоцентризм и блоки креативности. Групповые упражнения: «Последняя соломинка», «Чудотворец», «Красные флажки».
Тема 7. Оценка навыков и групповая супервизия
Задачи супервизии. Преимущества групповой супервизии перед индивидуальной. Защиты, мешающие использовать супервизию. Схема представления случая для супервизии. Балинтовская группа. Группа темоцентрического взаимодействия. Применение ролевых игр. Триадическая модель супервизии. Техника мультимодального супервидения. Работа в тройках: «Оценка компетентности консультанта», «Оценка компетенции психотерапевта».
1.3. Список литературы
Основная литература:
Бараш Б.А. с соавт. Методические приемы усовершенствования в области психотерапии (социально-психологический тренинг, тренинговые психотерапевтические группы, балинтовские группы). СПб., 1992.
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. - СПб., 1996. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб., 2002.
Вачков И.В. Основы техники группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. М., 1999.
Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум, межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб., 2003.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб., 2004.
Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. Л., 1990.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
Кори Дж. с соавт. Техники групповой психотерапии. СПб., 2001.
Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995.
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. М., 2000.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.
Натаров В.И. Группо-аналитическая социо- и психотерапия: методы и принципы. Учебно-методическое пособие для ведущего группы. СПб., 1993.
Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М., 1999.
Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М. -
Воронеж, 2000.
Парыгин Б.Д. (ред.) Практикум по социально-психологическому тренингу. СПб., 1994.
Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития
компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). М., 2002.
Петрусинский В.В. (ред.) ИГРЫ - ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИНГ, ДОСУГ… В 4-х кн. М., 1994.
Роджерс К. О групповой психотерапии. М., 1993.
Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1999.
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. М., 2005.
Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога. Интерактивный учебник: игры, тесты, упражнения. – 2-е изд. М. 2008.
Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 1999.
Хрящева Н.Ю. (ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб., 1999.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.
Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. СПб., 2003.
Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов. М.-Воронеж, 2004.
Эйдемиллер Э.Г. (ред.) Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми: Учебное пособие. СПб., 1998.
Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., 2000.
Дополнительная литература:
Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой психотерапии. М., 2003.
Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. СПб., 2001.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.
Аннекен Г. с соавт. Тренинг уверенности и контакта в группе (на основе когнитивной модели регуляции поведения). Руководство для тренеров и психотерапевтов. Мат. Нем. Общества терапии поведения. Тюбинген, Германия . - № 7.
Арнольд О.Р., Скибина Г.А. Ролевой тренинг как специфическая методика в комплексной психотерапии кризисных состояний // Метод. рек. М., 1990.
Берн Э. Групповая психотерапия. М., 2000.
Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург, 2001.
Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб., 2001.
Благовещенский Н. Учитель и ученик: между Эросом и Танатосом. Психоанализ группового процесса. СПб., 2000.
Блатнер Г. Психодрама, ролевая игра, методы действия. Пермь, 1993.
Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2002.
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2002.
Винокур В.Ф. с соавт. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми: Учебное пособие. СПб., 1998.
Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи. М., 2000.
Группа-анализ: Избранные статьи. СПб., 1998.
Группо-аналитичекая социо- и психотерапия: Методы и принципы / Сост. В.И. Натаров. СПб., 1993.
Джеймс М., Джонгвард Д. Рождённые выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М., 1993.
Джиннот Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. М., 2001.
Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. М., 2000.
Зайцева Т. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие: Монография. СПб.- М., 2002.
Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решения. СПб., 2001.
Келлерман П.Ф.М. Психодрама крупным планом. М., 1998.
Кеннард Д. с соавт. Групп-аналитическая психотерапия. СПб., 2002.
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.
Кори Д. Теория и практика группового консультирования. М., 2003.
Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. М., 1999.
Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. М., 2002.
Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.. 2002.
Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. СПб., 2004.
Куттер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. СПб., 1998.
Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. (ред.) Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. СПб., 2002.
Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.. 2001.
Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб., 2004.
Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.
Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 1994.
Ли Д. Практика группового тренинга. СПб., 2001.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие. М., 2001.
Лойшен Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. СПб., 2001.
Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе. М., 2002.
Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб., 1997.
Ментс М. ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. СПб., 2002.
Митчелл С. (ред.) Драматерапия. М., 2002.
Морено Я. Психодрама. М., 2001.
Морли С. с соавт. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. СПб., 1996.
Наранхо К. Техники Гештальттерапии. Воронеж, 1997.
Ормонт Л.Р. Групповая психотерапия: от теории к практике. СПб., 1998. - Т.1-2.
Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб., 2003.
Перлз Ф. Гештальт - семинары. Гештальттерапия до-словно. М., 1998.
Перлз Ф. Практика гештальттерапии. М., 2001.
Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания. М., 1993.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М., 1995.
Психоаналитическая психодрама в работе с детьми и подростками. М., 2004.
Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. СПб., 2002.
Рейд М., Хэммерсли Р. Как развить навыки успешного общения: Практическое руководство. М., 2003.
Робин Ж.-М. Гештальттерапия. М., 1996.
Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., 2002.
Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. СПб., 2003.
Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. СПб., 2002.
Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. СПб., 2001
Рюгер У., Штаатс Г. Методы групповой психотерапии // Хайгл-Эверс А. и др. Базисное
руководство по психотерапии. СПб., 2001. - С. 576-604.
Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб., 2000.
Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с
людьми: Методические описания и комментарии. СПб., 2001.
Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб., 2000.
Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2002.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2003.
Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2000.
Старшенбаум Г.В. Суицидология и психотерапия. М., 2004.
Стивенс Д. Сознавание: исследуем, экспериментируем, упражняемся. М., 2002.
Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб., 1996.
Торн К., Маккей Д. Тренинг: Настольная книга тренера. СПб., 2001.
Уолен С.И. с соавт. Рационально-эмотивная психотерапия. М., 1997
Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. М., 2003.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М., 2002.
Фопель К. Технология ведения тренинга. М., 2003.
Фопель К. Уверенное управление. Тренинг, коучинг, саморазвитие. М., 2004.
Фопель К. Эффективный воркшоп. М., 2003
Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.. 2001.
Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М., 2002.
Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998.
Холмс П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама. М., 1999.
Холмс П. , Карп М. (ред.) Психодрама: вдохновение и техника. М., 1997.
Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб., 2003.
Шнейдер Л.Б. с соавт. Психологическое консультирование. Учебное пособие. М., 2002.
Эйдемиллер Э.Г. Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах. СПб., 1994.
Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб., 1999.
Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии.
СПб., 2002.
Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
1.4. Словарь терминов
Аверсивная терапия (англ. aversion – отвращение) – выработка отрицательного рефлекса путем сочетания объекта патологического влечения с неприятными стимулами (например, алкоголя с рвотными средствами).
Анамнез (гр. anamnesis – воспоминание): информация о больном (анамнез жизни), развитии у него болезни, ее течения и лечении (анамнез болезни).
Арт-терапия (лат. ars – искусство): лечение средствами искусства.
Ассертивный тренинг (англ. assertive напористый) – тренинг уверенности.
Аутогенная тренировка, аутотренинг, АТ (греч. autos сам, genos происхождение) – самовнушение лечебных формул в бодрствующем состоянии сознания на фоне мышечной релаксации.
Гештальттерапия (нем. Gestalt целостная картина) направлена на осознание своих ощущений, чувств и движений с целью их интеграции и реализации своего Я.
Гипносуггестия (лат. hypnos – сон, suggestio – внушение) – внушение в гипнозе, вызывание бессознательной установки за счет диссоциации с отключением сознательного контроля. Происходит в состоянии сноподобного транса благодаря полному доверию к суггестору и/или приписывания ему магической силы.
Групповая психотерапия: форма терапии, основанной на использовании групповой динамики. При этом важнейшими терапевтическими факторами являются: в эмоциональной сфере – принятие, альтруизм и перенос, в когнитивной сфере – наблюдение, универсализация и переосмысление, в поведенческой сфере – тестирование реальности, отреагирование и взаимодействие.
Когнитивный (лат. cognitus – познавать) – познавательный. Когнитивная сфера включает понятия, интеллектуальные представления. Когнитивная психотерапия направлена на исправление неверных мыслей.
Копинг-механизмы (англ. cope – справляться): механизмы адаптации, совладания со стрессом, помогающие справляться с конфликтными ситуациями.
Локус контроля – возложение ответственности за свое благополучие на внешние факторы или на себя.
Майевтика (греч. повивальное искусство) – сократовский диалог во время которого вопросы ставятся таким образом, чтобы пациент давал лишь положительные ответы и сам пришел к принятию суждения, которое в начале беседы не принимал или не понимал.
Мотивация (англ. motiv - побуждение): фактор, побуждающий к определенной деятельности. Мотивационная сфера обеспечивает направленность личности: ее интересы, склонности, мировоззрение, жизненные цели.
Недирективная, клиентцентрированная терапия: форма психотерапии, направленная на развитие у человека чувства ответственности за свое поведение и стремление к независимости.
Нейролингвистическое программирование (НЛП): современное направление гипнотерапии, использующее механизмы транса, скрытой суггестии, приемы гештальттерапии, позитивной терапии, данные о межполушарной асимметрии, глубинной структуре языка и компьютерном интеллекте.
Поведенческая психотерапия направлена на улучшение социального взаимодействия путем тренинга недостающих навыков, а также приучения переносить пугающие воздействия. Обычно применяется в сочетании с когнитивными методами.
Позитивное переформулирование: нахождение в симптоме, проблеме положительного смысла, который можно использовать с терапевтической целью.
Психодрама: методика психотерапии, основанная на драматической импровизации, завершающейся катарсисом.
Релаксация (лат. расслабление) применятся в аутотренинге и методе Джекобсона с учетом того, что мышечное расслабление несовместимо с тревожными расстройствами.
Рефрейминг (англ. переформирование) – метод НЛП, основанный на использовании определенного контекста (обрамления) для изменения отношения человека к содержанию сообщения («Все хорошо, прекрасная маркиза…»)
Сенситивность – тонкая чувствительность в сочетании с пониженной самооценкой, обостренной рефлексией и неуверенностью в себе. Некоторыми психологами употребляется как синоним эмпатии.
Систематическая десенситизация (лат. sensitivus чувствительный) – метод поведенческой терапии, использующий тренинг релаксации и составление иерархии страхов для постепенного избавления от них.
Сократовский диалог – см. майевтика.
Транс (лат. trans – за, через): диссоциированное состояние с утратой аутоидентичности и сужением сознания на объекте, который определяет поведение при наведенном трансе.
Экзистенциальная терапия (лат. existentia - существование) побуждает человека взять на себя ответственность за свою жизнь и наполнить ее большим смыслом и ценностями.
Эмпатия – понимание системы внутренних координат другого.
|