ДОКЛАД
«О положении семьи и детей в городском округе Сухой Лог»
по итогам 2015 года
Lecture «About position of monogynopaedium and children in a city district Sukhoy Log » on results 2015
Содержание:
Введение
|
3
|
Раздел 1. Основные демографические характеристики семьи и детства в городском округе Сухой Лог
|
4
|
Раздел 2. Уровень жизни и благосостояния семьи и детей
|
4
|
Раздел 3. Состояние здоровья семей и детей, формирование здорового образа жизни семьи и детей
|
9
|
3.1. Оценка состояния здоровья
|
9
|
3.2. Формирование здорового образа жизни
|
12
|
Раздел 4. Состояние питания семьи и детей
|
15
|
Раздел 5. Образование, воспитание и развитие детей, поддержка семьи в сфере образования и воспитания детей
|
17
|
5.1. Доступность дошкольных образовательных учреждений
|
17
|
5.2. Общее образование
|
18
|
5.3. Профессиональное образование
|
26
|
5.4. Воспитание и развитие детей
|
29
|
5.5. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
|
30
|
5.6. Поддержка одаренных детей
|
32
|
5.7. Дополнительное образование
|
32
|
Раздел 6. Трудовая занятость семьи и несовершеннолетних
|
34
|
Раздел 7. Организация семейного отдыха, отдыха и оздоровления детей, в т.ч. подростков
|
37
|
Раздел 8. Развитие форм устройства в семью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
44
|
Раздел 9. Организация мероприятий, направленных на укрепление института семьи, повышения социального статуса материнства и отцовства
|
48
|
Раздел 10. Положение отдельных категорий детей в городском округе Сухой Лог
|
50
|
Раздел 11. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних
|
55
|
Раздел 12. Профилактика преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних
|
68
|
Раздел 13. Положение отдельных категорий семей в городском округе Сухой Лог
|
72
|
Раздел 14. Деятельность общественных и религиозных организаций по реализации основных направлений семейной политики
|
76
|
Раздел 15. Развитие системы социального обслуживания семьи и детей
|
80
|
Заключение
|
89
|
Приложение № 1. Перечень нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства, принятых в отчетном году (электронно)
|
95
|
Приложение № 2. Статистические данные, характеризующие положения семьи и детей в городском округе Сухой Лог (электронно)
|
96
|
Приложение № 3. План мероприятий на 2016 год по реализации выводов и рекомендаций (электронно)
|
149
|
Введение.
Ежегодный доклад «О положении семьи и детей в городском округе Сухой Лог» по итогам 2015 года (далее – доклад) подготовлен в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года № 761, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 года № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации», Указом Губернатора Свердловской области от 02.02.2009 года № 74-УГ «Об утверждении порядка подготовки, структуры и содержания ежегодного государственного доклада «О положении семьи и детей в Свердловской области», Указом Губернатора Свердловской области от 29.01.2014 года № 45-УГ «О Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года – «Новое качество жизни уральцев»; муниципальной комплексной программой «Повышение качества жизни населения в городском округе Сухой Лог на период до 2018 года», утвержденной постановлением Главы городского округа Сухой Лог от 05.11.2014 года № 2591-ПГ; муниципальной программой действий в интересах детей на территории городского округа Сухой Лог на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Главы городского округа от 06.06.2013 года №1106-ПГ, постановлением Главы городского округа Сухой Лог от 15.05.2015 года № 1122-ПГ «О муниципальном ежегодном докладе «О положении семьи и детей в городском округе Сухой Лог».
Доклад готовиться в целях обеспечения территориальных государственных органов исполнительной власти Свердловской области и органов местного самоуправления, расположенных на территории городского округа Сухой Лог объективной систематизированной аналитической информацией о положении семьи и детей в городском округе Сухой Лог и тенденциях его изменения, определения приоритетных направлений деятельности по решению проблем семьи и детства, для разработки необходимых мероприятий по обеспечению защиты и поддержки материнства, отцовства и детства в городском округе Сухой Лог.
Поддержка материнства, отцовства и детства, укрепление института семьи и брака – приоритетные направления социальной политики в городском округе Сухой Лог. Семейная политика представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, информационного и социально-психологического характера. Деятельность по повышению в общественном сознании ценностей семейного благополучия и реализации основополагающего право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, социальной поддержке семей с детьми, улучшение репродуктивного здоровья населения городского округа Сухой Лог осуществляется в тесном взаимодействии органов власти, учреждений системы профилактики и правонарушений. В докладе представлен анализ основных аспектов положения семьи и детей в городском округе Сухой Лог Свердловской области в 2015 году, а также принятые меры и рекомендации по его улучшению. Подготовка доклада осуществлена рабочей группой под общим руководством первого заместителя главы Администрации городского округа Сухой Лог Валова Р. Ю. на основе статистических и информационно-аналитических материалов, представленных государственным автономным учреждением социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Сухоложского района» (далее - Центр); территориальной комиссией Сухоложского района по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее ТКДН и ЗП); территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Сухоложскому району (далее – УСП); государственным автономным учреждением здравоохранения Свердловской области «Сухоложская районная больница» (далее - Сухоложская РБ); муниципальным казенным учреждением «Управление образования городского округа Сухой Лог» (далее - УО); государственным казенным учреждением занятости населения Свердловской области «Сухоложский центр занятости» (далее - «Сухоложский ЦЗ»); подразделением участковых уполномоченных полиции и отделение по делам несовершеннолетних Отдела Министерства внутренних дел России по городу Сухой Лог (далее ПДН); территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменск – Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах (далее – Роспотребнадзор); Управлением по культуре, молодежной политике и спорту (далее – УКМПС).
В докладе отражены вопросы развития основных демографических характеристик семьи и детства в городском округе Сухой Лог; уровня жизни и благосостояния семьи с детьми; состояния здоровья, питания, образования, воспитания, развития, отдыха, досуга и оздоровления семьи и детей, трудовой занятости и охраны труда членов семьи и подростков; развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профилактика безнадзорности несовершеннолетних, преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних; социального обслуживания детей; социального партнерства территориальных исполнительных органов государственной власти в городском округе Сухой Лог и общественных и религиозных организаций в решении проблем семьи и детства; дается обзор положения отдельных категорий детей и семей городского округа Сухой Лог и мероприятий, направленных на укрепление института семьи, повышение социального статуса материнства и отцовства. В приложениях к докладу отражены статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения семьи и детей в городском округе в 2010-2015 годах, а также перечень основных нормативно-правовых актов, принятых в 2015 году и оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей. Доклад «О положении семьи и детей в городском округе Сухой Лог по итогам 2015 года» утвержден на заседании территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Сухоложского района 19 апреля 2016 года, постановление № 34.
Раздел 1. Основные демографические характеристики семьи и детства в городском округе Сухой Лог
В результате последовательной реализации мер социальной и демографической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях динамика демографических процессов в городском округе Сухой Лог в 2015 году по сравнению с 2014 годом получила следующее развитие: количество актов записей о рождении 657-13,4‰ (2014 год - 627 записей-12,7‰), увеличилась на 4,5% ,в т.ч. мертворожденные - 5 (в 2014 году - 0 записей), в т.ч. отказные дети - 0 (в 2014 -1), родители, состоящие в браке на момент рождения детей - 491 (в 2014 году - 438), количество зарегистрированных рождений одновременно с установлением отцовства 75 (в 2014 году - 86), количество зарегистрированных рождений детей у одиноких матерей – 91 (в 2014 году - 103), рожденные у несовершеннолетних матерей - 10 (в 2014 году - 10), дети, рожденные в семье по счету первым – 242 (в 2014 году - 207), вторым - 266 (2014 год - 273), третьим 102 (в 2014 году - 95), четвертый и более- 38 (в 2014 году - 45). Количество актовых записей о заключении брака - 374 (в 2014 году – 383), в т.ч. снижен брачный возраст - 7 (в 2014 году – 3), вступили в повторный брак мужчин - 114 (в 2014 году – 107), женщин – 124 (в 2014 году – 126). Увеличилось количество актовых записей о смерти – 736 - 15‰, (в 2014 году - 683 - 13,9‰), больше на 7% в т.ч. дети до года - 6 (в 2014 году - 7), естественный прирост ( - 106 чел), уровень прошлого года (- 56 чел) уменьшились актовые записи о расторжении брака 2015 года - 209 (в 2014 году - 259), расторгнувшие брак имеют детей 173, (в 2014 году - 194), продолжительность пребывания в браке: менее 1 года-8 семей, (в 2014 году - 18), до 5 лет - 92 семьи, (в 2014 году - 117), с 6 - 10 лет 50 семей (в 2014 году - 56), с 11-15 лет-17 семей (2014 год -26), свыше 15 лет-42 семьи (в 2014 году - 42).
Детское население 0-18 лет в 2015 году – 10356 (+143 чел.- по сравнению с 2014 годом), 21,1% к общему населению городского округа (20,7% в 2014 году). Дети до 14 лет – 8982 (+125 чел.), в т. ч. по городу – 6523 (+124 чел.), по селу – 2459 (+1 чел.). Подростков 15 -17 лет – 1374 (+ 18чел.). Увеличилась численность детей до 5 лет – 3265 (+63чел.).
В целом детская смертность до 14 лет – 5 чел. (0,6‰), подростковая смертность – 2 чел. (1,4‰). В 2012 году был высоким показатель смертности детей до 18 лет от немедицинских причин (травмы, отравления, несчастные случаи) – 41,7% (5 случаев из 12), в том числе до 5 лет – 3 случая, в 2013 году все 4 случая по медицинским причинам, в 2014 году - по немедицинским причинам 10 (62%) из 16 случаев. В 2015 году – по немедицинским причинам 2 из 7 случаев (29%). Основные демографические показатели в динамике с 2009 года представлены в таблице № 1 приложения № 2.
В среднем за 3 года показатель младенческой смертности 7,7‰ – больше средних областных значений (6,3‰) - в 2015 году – 6,1‰, в абсолютных цифрах – 4 ребенка до 1 года. Уровень и структура младенческой смертности городского округа Сухой Лог за 2010 – 2015 года и в сравнении со срднеобластными показателями представлена в таблице № 2 приложения № 2. Социально-демографический паспорт городского округа Сухой Лог представлен в приложении № 2 - Статистические данные характеризирующие положение семьи и детей в городском округе Сухой Лог.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы и предложения: в целях повышения общественной значимости института семьи и брака необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение статуса семьи в обществе. Это могут быть торжественные регистрации рождения, праздничные мероприятия, посвященные Дню семьи, Дню матери, мероприятия, приуроченные к празднованию Дня города, тематические встречи, «круглые столы», освящающие юридические вопросы социальных гарантий материнства и т.п. с обязательным участием Администрации городского округа, территориальных органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, УО, УКМПС.
Раздел 2. Уровень жизни и благосостояния семьи и детей
Величина денежных доходов членов семьи, предоставление и соблюдение прав и гарантий семьи и детей со стороны органов власти - все это влияет на социально-экономическое положение семьи и детей. Кроме этого важную роль в решении задач социального развития играет, по-прежнему, экономическая стабильность городского округа, привлечение дополнительных инвестиций в экономику, создание условий для расширения производства. Положительную динамику уровня жизни населения городского округа в целом подтверждает анализ основных показателей социально-экономического развития городского округа Сухой Лог в 2015 году.
Состояние рынка труда
В 2015 году общая численность безработных граждан, не имеющих работу, но активно ищущих ее, и классифицируемых по методологии Международной организации труда, как безработные составила по городскому округу Сухой Лог 1718 человек. Уровень общей безработицы снизился с 6,1% в 2014 году до 5,9% в 2015 году.
В Сухоложском ЦЗ за предоставлением государственных услуг в 2015 году обратилось 5170 граждан, для сравнения в 2014 году - 6047 человек. Из них за содействием в поиске подходящей работы в 2015 году 1792 гражданина, что на 207 человек больше, чем в 2014 году. Доля граждан, не занятых трудовой деятельностью, составила 78,9% в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. Численность трудоустроенных граждан (нашедших работу) за 2015 год составила 1215 человек или 67,8% от численности граждан, обратившихся в центр занятости в поиске подходящей работы (за 2014 год – 1159 человек и 73,1%).
По состоянию на 01.01.2016 года численность безработных составляет 473 человека (на 01.01.2015 г. – 312 чел.), из них 71% из числа безработных, состоящих на учете в центре занятости, это граждане, имеющие высшее и среднее (начальное) профессиональное образование, 13,75% - среднее общее образование и 15,2% - основное общее образование. При этом молодежь в возрасте 16 - 29 лет составляет 28,3% от всей численности безработных граждан; родителей, воспитывающие несовершеннолетних детей, - 41,4%, 6,7% - одинокие и многодетные родители, 3,6% приходится на граждан, относящихся к категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Большую долю в составе безработных граждан по-прежнему составляют женщины. Удельный вес их в общей численности безработных граждан составляет 58,8%.
В 2015 году поступили сведения о предполагаемых массовых увольнениях от 2-х организаций: муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 «Радость» 65 человек (реорганизация, трудоустроено 64 чел.), государственного казеннного образовательного учреждения Свердловской области «Сухоложский детский дом» - 35 человек (ликвидация, трудоустроились 23 человека.). Получили статус безработного 10 человек. На учете на 01.01.2016 года состоит 2 человека.
В режиме неполной занятости на начало 2016 года работало 396 человек на 3 предприятиях городского округа Сухой Лог.
Незначительно увеличилось количество вакантных рабочих мест, заявленных работодателями, составило 129 вакансий на 01.01.2016 года (на начало 2015 года - 109 вакансий). Увеличился коэффициент напряженности (отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в центре занятости к числу вакантных мест) составил 4,03 (на 01.01.2015 - 2,86, на 01.01.2014 года-1,52).
Сухоложский ЦЗ ежемесячно проводит мониторинг и анализ рынка труда, еженедельно проводится анализ ситуации с массовыми увольнениями работников из организаций, осуществляющих деятельность на территории городского округа. Сухоложский ЦЗ осуществляет превентивные меры по смягчению негативных последствий возможных массовых увольнений работников.
О реализации областных государственных целевых программ по вопросам трудоустройства.
В 2015 году реализовалась территориальная программа содействия занятости населения городского округа на 2013-2015 годы и государственное задание по содействию занятости населения на 2015 год, в рамках которой:
- признано безработными и назначено пособие 1138 человек, в том числе 650 женщинам;
- сумма выплаченного пособия по безработице составляет 20,8 млн. рублей. В максимальном размере 5635 рублей пособие получили 402 безработных, в минимальной 977,5 рублей – 1550 безработных;
- было трудоустроено 1215 человек, в том числе 671 женщины, из них 55 женщин имеют детей в возрасте до 3-х лет, 189 женщины имеют детей от 3-х до 14лет;
- трудоустроено инвалидов 22 чел., в том числе 9 женщин;
- приняло участие в общественных работах 111 безработных граждан, в том числе 88 женщин, из них 2 имеющих детей в возрасте до 3-х лет и 15 в возрасте от 3-х до 14 лет. 15 женщин проживают в сельской местности;
- временно трудоустроено безработных, испытывающих трудности в поиске работы 19 человек, из них 8 женщин, в том числе 5 человек, это многодетные и одинокие родители; Четыре женщины проживают в сельской местности, трое имеют детей в возрасте до 14 лет;
- временно трудоустроено выпускников профессиональных учебных заведений 2 человека;
В период временных работ участникам была оказана материальная поддержка в сумме 140 тыс. рублей, в среднем по 977,5 рублей в месяц.
В мероприятиях по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, в 2015 году участвовало 6 предприятий, трудоустроено 8 инвалидов, двое из них женщины инвалиды.
В течение 2015 года получили государственные услуги:
- направлено на профессиональное обучение 85 безработных граждан, в том числе 37 женщин, из которых 7 имеют детей в возрасте до 3-х лет, 26 в возрасте от 3-х до 14 лет.
- психологическая поддержка оказана 130 человекам, в том числе 79 женщинам, 8 имеет детей в возрасте до 3-х лет,29 женщин - в возрасте от 3-х до 14 лет;
-услуги по социальной адаптации получили 138 человека, в том числе 83 женщины;
- профориентационные услуги получили 1090 человек, в том числе 537 несовершеннолетних граждан, 583 женщины, из которых 43 женщин имеет детей в возрасте до 3-х лет, 110 женщин, имеющие детей в возрасте от 3-х до 14 лет.
Оформлена досрочная пенсия 6 безработным гражданам, в том числе 4 женщинам.
Для безработных было предложено 1313 вакансии.
Трудоустроились в другую местность 122 человека, в том числе с возмещением затрат за проживание 3 человека, в том числе одна женщина.
Следует отметить: состояние рынка труда в городском округе Сухой Лог существенно не изменилось.
В качестве положительного момента в 2015 году следует отметить: выплачено пособия по безработице 20,8 млн.рублей, что на 49 % выше уровня 2014 г. и благоприятно повлияло на уровень благосостояния семей в период безработицы.
При муниципальном бюджетном учреждении «Городской молодежный центр» (далее ГМЦ) осуществляет свою работу Молодежная биржа труда (далее – МБТ). В первую очередь, трудоустраиваются дети, состоящие на учете в ПДН, ТКДН и ЗП, проходящие реабилитацию по индивидуальным программам, сироты, опекаемые, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из малообеспеченных семей. Так, в 2013 году трудоустроено 238 человек, из них 52% - находящиеся в социально-опасном положении; в 2014 году из 229 трудоустроенных 73,4% - находящиеся в социально-опасном положении; 2015 году – 214 человек, из них 58,9% - находящиеся в социально-опасном положении.
Зачастую МБТ становится основной ступенью на пути исправления подростков, состоящих на учете.
Государственная поддержка семей, имеющих детей. Выплата пособий и компенсаций.
Выплата пособий и компенсаций, предоставление мер социальной поддержки различным категориям семей являются одной из основных форм государственной поддержки семей с детьми, которые направлены на оказание дополнительной материальной поддержки семьям и призваны помочь в решении актуальных демографических проблем: повышение уровня рождаемости, увеличение семей с двумя и более детьми.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носят адресный характер и являются одним из видов государственной социальной помощи. На конец декабря 2015 года правом получать субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг воспользовалась 1831 семья, что на 897 семей меньше, чем на конец декабря 2014 года. Общая сумма начисленных субсидий составила 29,88 млн. рублей (2014 год - 29,2 млн. рублей). Средний размер начисленной субсидии на семью в 2015 году составил 2720 рублей (в 2014 году - 880 рублей).
Наряду с получением субсидий население пользовалось социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В 2015 году число граждан, воспользовавшихся правом получения социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, составило 6794 чел., или 13,59 процентов населения городского округа Сухой Лог.
Объем средств, предусмотренных на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, составил в 2015 году 76,62 млн. рублей, в том числе категориям граждан, меры социальной поддержки которым осуществляются по обязательствам Российской Федерации – 16,31 млн. рублей, или 21,3 процента, по обязательствам Свердловской области – 60,31 млн. рублей, или 78,7 процентов. Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя составил 902,97 рублей (в 2014 году - 743 рубля).
Одним из значимых элементов системы социальной поддержки семей с детьми является система государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В 2015 году за счет средств обязательного социального страхования семьям с детьми предоставлялись следующие виды пособий:
Пособие по беременности и родам и в связи с материнством _0_;
Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 572 получателя на сумму 23,59 млн. рублей;
Единовременное пособие при рождении ребенка 120 получателей на 121 ребенка на сумму 19,9 млн. рублей;
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности _0_.
На территории Свердловской области сложилась система социальных пособий и компенсаций, выплачиваемых в городском округе Сухой Лог различным категориям семей с детьми, обеспечивающих их дополнительный доход. Предоставление семьям с детьми социальных пособий и компенсаций за счет средств областного бюджета предусмотрено 8 законодательными актами Свердловской области. Все областные законы социальной направленности профинансированы в 2015 году в полном объеме.
С 2005 года действует закон Свердловской области от 14 декабря 2004 г. № 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка». Указанным Законом Свердловской области предусмотрены дифференциация размеров пособия в зависимости от категории получателя и адресность предоставления пособия – только семьям, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области. Пособие получали 2181 человек на 3908 детей (2014 год - 2540 человек на 4307 детей). Размер пособия ежегодно индексируется. В 2015 году размер пособия составлял 501 рубль с учетом уральского коэффициента (2014 год - 475 рублей). Наиболее высокий размер пособия установлен на детей в многодетных семьях – в 2015 году он составил 2003 рубля с уральским коэффициентом (2014 год – 1899 рублей).
В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Свердловской области реализуется Закон Свердловской области от 19.11.2008 года № 107-ОЗ «О денежных средствах на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством». Размер ежемесячного пособия ежегодно индексируется и составлял в 2015 году: на ребенка в возрасте до 7 лет – 8466 рублей (2014 год - 8025 рублей); на ребенка в возрасте от 7 до 12 лет – 9312 рублей (2014 год -8826 рублей); на ребенка старше 12 лет – 9736 рублей (2014год - 9229 рублей). В случае если опека или попечительство установлены над ребенком-инвалидом, размер денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством, увеличивается на 30 процентов. Указанные денежные средства назначены на 13 детей (2014 год – на 10 детей).
С 2011 года реализуется Закон Свердловской области от 23.12.2010 года № 108-ОЗ «О единовременной денежной выплате на усыновленного (удочеренного) ребенка», размер единовременной денежной выплаты с учетом индексации составлял в 2015 году 52750 рублей. С 01 января 2015 года единовременная денежная выплата лицу, усыновившему ребенка инвалида, выплачивалась в размере 422000 рублей. Единовременная денежная выплата в размере 211000 рублей выплачивалась лицу, усыновившему ребенка, достигшего возраста 10 лет; лицу, усыновившему одновременно двух и более детей, являющихся полнородными и (или) не полнородными братьями и (или) сестрами. Получателями единовременной денежной выплаты в 2015 году стали 5 человек на 5 детей.
Законом Свердловской области от 10.12.2005 года № 116-ОЗ «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье, в Свердловской области» предусмотрено вознаграждение приемным родителям, которое дифференцируется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. С 01.04.2011 года вознаграждение выплачивается каждому приемному родителю на каждого ребенка в семье. С 01.07.2013 года размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю, был увеличен на 30 процентов за каждого находящегося на воспитании в приемной семье ребенка, достигшего десятилетнего возраста. С 01.01.2014 года установлен новый размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю: при принятии на воспитание приемного ребенка двумя приемными родителями размер вознаграждения, причитающегося каждому приемному родителю за воспитание каждого приемного ребенка, составляет 3750 рублей в месяц; при принятии на воспитание приемного ребенка одним приемным родителем размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю за воспитание каждого приемного ребенка, составляет 5300 рублей в месяц.
В 2015 году вознаграждение выплачивалось 96 родителям на общую сумму 11,64 млн. рублей.
Законом Свердловской области от 20.10.2011 года № 87-ОЗ «О внесении изменений в статью 26 Областного закона «О защите прав ребенка», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установлена дополнительная мера социальной поддержки – единовременная денежная выплата на проведение ремонта жилого помещения в размере 100000 рублей. В 2015 году данной мерой социальной поддержки воспользовались 4 чел.
Меры социальной поддержки многодетным семьям установлены законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области».
Во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» принят Закон Свердловской области от 16.07.2012 года № 68-ОЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Свердловской области «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области», которым установлена ежемесячная денежная выплата многодетной семье в связи с рождением после 31.12.2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения таким ребенком возраста трех лет в размере, равном установленной в Свердловской области величине прожиточного минимума для детей. Критерием отбора многодетных семей для предоставления ежемесячной денежной выплаты является среднедушевой доход семьи, который не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области. Размер пособия в 2015 году составил: 1 квартал – 8093 рубля, 2 квартал – 8793 рубля, 3 квартал - 10249 рублей, 4 квартал – 10350 рублей. В 2015 году ежемесячную денежную выплату получали 222 многодетных семьи (в 2014 году - 142 многодетных семьи).
Ряд социальных выплат предоставляются семьям с детьми в соответствии с областным законом от 23.10.1995 года № 28-ОЗ «О защите прав ребенка». Например, ежемесячное пособие родителю (лицу, его заменяющему), воспитывающему ребенка-инвалида. Размер пособия в 2015 году составлял 1169 рублей (2014 год - 1108 рублей). Получателями данного пособия в Управлении социальной политики по Сухоложскому району являются 192 родителя 194 ребенка.
В соответствии с вышеназванным законом также производится возмещение расходов на проезд ребенка и сопровождающего его лица в город Екатеринбург по направлению врача. В течение 2015 года этим правом воспользовались 56 детей с сопровождающими их лицами.
В соответствии с областным законом от 23.10.1995 года № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» женщине, родившей одновременно двух и более детей, и женщине, родившей третьего и последующих детей, выплачиваются единовременные пособия в размере 5000 рублей за каждого такого ребенка.
В соответствии с Законом Свердловской области от 15.06.2011 № 38-ОЗ «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области» родителям (законным представителям) детей предоставляется частичная компенсация расходов на оплату стоимости путевок в санаторные и оздоровительные лагеря круглогодичного и действия и загородные оздоровительные лагеря, расположенные на территории Свердловской области, в пределах стоимости приобретенных путевок, в размере: 90 процентов – на ребенка из семьи, среднедушевой доход в которой на дату приобретения путевки ниже величины прожиточного минимума, установленной в Свердловской области; 50% – на ребенка из семьи, среднедушевой доход в которой на дату приобретения путевки составляет от 100 до 150 процентов включительно величины прожиточного минимума, установленной в Свердловской области; 30 процентов – на ребенка из семьи, среднедушевой доход в которой на дату приобретения путевки составляет от 150 до 200 процентов включительно величины прожиточного минимума, установленной в Свердловской области; 25% – на ребенка их семьи, среднедушевой доход в которой на дату приобретения путевки составляет свыше 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Свердловской области. Частичная компенсация предоставляется в случае, если путевки приобретены родителями (законными представителями) детей за полную стоимость. В 2015 году частично компенсирована стоимость путевки 9 родителям на общую сумму 116,14 тыс. рублей (в 2014 году - 2 родителям на сумму 18,61 тыс. рублей).
Законом Свердловской области от 15.07.2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» предусмотрена компенсация родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных и иных образовательных учреждениях дошкольного образования. В целом численность лиц, получивших компенсацию родительской платы в 2015 году, составила 2459 человек.
Закон Свердловской области от 20.10.2011 года № 86-ОЗ «Об областном материнском (семейном) капитале» предусматривает возможность направления средств областного материнского (семейного) капитала в размере 116868 руб. на строительство и реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, на приобретение жилых помещений, садовых и дачных домиков, садовых и дачных земельных участков, оплату платных медицинских и образовательных услуг, оплату иных, связанных с получением образования услуг. В 2015 году сертификаты на областной материнский (семейный) капитал получили 130 человек, правом распоряжения воспользовались 94 чел.
Дополнительные меры социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, многодетным и приемным семьям предоставляются в рамках муниципальных планов по социальной поддержке населения, семей и детей. Среди таких мероприятий: выплата адресной материальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе семьям с детьми, проведение культурно-массовых акций и мероприятий, направленных на укрепление семейных ценностей и повышение ответственного родительства, новогодние подарки и новогодние представления для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и другие мероприятия по поддержке населения.
В качестве положительного момента в 2015 году в части предоставления мер социальной поддержки можно отметить:
ежегодную индексацию социальных выплат, дифференциацию размеров пособий в зависимости от категории получателя и адресность выплачиваемых пособий;
увеличение количества получателей социальных выплат на поддержку семьи в связи с рождением третьего и (или) последующих детей.
Снижение количества получателей ежемесячного пособия на ребенка и некоторых других выплат, с одной стороны является положительным моментом и может свидетельствовать о повышении реальных доходов населения. Но также может рассматриваться и с отрицательной стороны, т.к. законодатель соотнес право на получение пособий (н-р: ежемесячного пособия на ребенка) с наличием в семье доходов, ниже установленного уровня прожиточного минимума. Из числа получателей пособий исключены семьи, в которых родители не трудоустроены, работают неофициально, не состоят на учете в службе занятости населения, т.е. не могут предоставить официальную справку о своих доходах. Это негативно сказывается на детях, т.к. снижает и без того невысокие доходы этих семей, которые, как правило, относятся к числу семей в социально опасном положении.
|