Скачать 5.05 Mb.
|
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2015 год ВВЕДЕНИЕ Укрепление и защита семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение качества жизни семей являются основополагающими направлениями современной государственной семейной политики, определяющими социально-политический курс Российской Федерации. Общество заинтересовано в благополучной семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и активно влиять на будущее страны. Объединение усилий всех уровней государственной власти, некоммерческих организаций, общественных объединений, средств массовой информации, а также граждан является важной составляющей современной семейной и демографической политики. Вопросы улучшения положения детей, семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике России последних лет. Основные задачи семейной политики сосредоточены на повышении благосостояния семьи, ее значимости для воспитания детей, социальной поддержки семей с детьми. В последние годы меры государственной поддержки семей с детьми стали более системными: вводятся новые виды материальной помощи, ежегодно с учетом инфляции индексируются размеры пособий и единовременных выплат семьям с детьми. Взят курс на возрождение семейных ценностей. Принято решение интегрировать потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций в интересах семей и детей. Активная позиция гражданского общества в вопросах предупреждения насилия и конфликтов, обеспечения уважения достоинства и прав человека в семье и обществе, безусловно, способствует разрешению насущных проблем нуждающихся в социальной защите граждан, защите материнства и детства, уменьшению случаев жестокого обращения с детьми, внедрению в общественное сознание нетерпимости к насилию в отношении детей, формированию толерантных отношений в обществе. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которая определяет воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и органов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Дополнительно к мерам государственной поддержки на федеральном уровне, субъектами Российской Федерации разрабатываются и реализуются собственные программы по поддержке детства, различные виды помощи многодетным семьям, улучшение жилищных условий молодых семей. Численность населения страны не только стабилизировалась, но и начала расти. По сравнению с началом 2015 года численность детей выросла на 656 тыс. человек. Значительную роль в положительных изменениях демографической ситуации сыграли реализуемые в последние годы программы, направленные на сохранение здоровья граждан, укрепление репродуктивного здоровья населения, сокращение уровня смертности, в том числе материнской и младенческой, повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго и третьего ребенка, последующих детей, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения. В 2015 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р утвержден план мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р. В целях сохранения позитивных демографических тенденций принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», продлевающий срок действия программы материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2018 года включительно. Размер материнского (семейного) капитала с 250,0 тыс. рублей в 2007 году вырос до 453,0 тыс. рублей в 2015 году. В 2015 году продолжалось софинансирование за счет средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, а также комплекс мер направленных на улучшение жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей. В 2015 году в связи с процессом реорганизации и созданием крупных образовательных организаций (центров), реализующих все уровни общего образования, наблюдается некоторое снижение числа самостоятельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, на 1,7 процента. Вместе с тем, численность воспитанников образовательных организаций дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в 2015 году возросла на 5,8 процентов. Развитие системы социальной поддержки семей с детьми в направлении усиления адресности предоставляемых мер закреплено Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». В настоящем докладе содержится анализ основных аспектов государственной политики в отношении детей и семей, имеющих детей, за 2015 год в сравнении с 2013 и 2014 годами. Доклад подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной, систематизированной информацией о положении детей и семей, имеющих детей, тенденциях его изменения для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития. Структура доклада отражает вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей мигрантов), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов, принятых в 2015 году, оказывающих влияние на различные аспекты жизнедеятельности детей и семей с детьми, а также статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей в 2013 - 2015 годах. 1. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2016 г. составила 146,5 млн. человек. При этом растет численность детей, что связано с реализацией Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, направленной на усиление государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием ребенка. На 1 января 2016 года, по оценке Росстата, численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, составила 29 014 тыс. человек, в том числе 9 512 тыс. человек в возрасте от 0 до 5 лет; 3 407 тыс. человек – 5 - 6 лет; 13 440 тыс. человек – 7 - 15 лет; 2 655 тыс. человек – 16 - 17 лет. По сравнению с началом 2015 года численность детей выросла на 656 тыс. человек или 2,3%. Доля детей в общей численности населения увеличилась с 19,4% до 19,8%. Это обусловлено стабилизацией абсолютного числа родившихся и дальнейшим снижением смертности детей всех возрастных групп, в том числе в перинатальный период и возрасте до 1 года. Несмотря на то, что в 2015 году родилось на 2 тыс. детей меньше, чем в 2014 году (2015 г. - 1 940,6 тыс. детей; 2014 г.- 1942,7 тыс. детей), суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий среднее число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста, продолжает расти и в 2015 году составил 1,777 детей на 1 женщину (2014 г. - 1,750 детей; 2013 г. - 1,707 детей). Общий коэффициент рождаемости в 2015 году остался на уровне предыдущего года 13,3 родившихся на 1 000 человек населения. Реализация мер демографической политики, направленных на сохранение здоровья населения и снижение смертности, оказала влияние на продолжение снижения материнской смертности. В 2015 году материнская смертность уменьшилась до 10,1 на 100 000 родившихся живыми (2014 г. - 10,8; 2013 г. - 11,3). На протяжении длительного периода стабильно снижается младенческая смертность. В 2015 году тенденция снижения младенческой смертности продолжилась (2015 г. - 12,7 тыс. детей; 2014 г. - 14,3 тыс. детей; 2013 г. - 15,5 тыс. детей). В 2015 году по сравнению с 2014 годом число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось на 1 658 человек, а показатель младенческой смертности на 1 000 родившихся живыми снизился на 12,2 процента и составил 6,5 (2014 г. - 7,4; 2013 г. - 8,2). В 2015 году по сравнению с предыдущими годами уменьшилось число зарегистрированных браков (2015 г. - 1 161 тыс. браков; 2014 г. - 1 226,0 тыс. браков; 2013 г. - 1 225,5 тыс. браков). Коэффициент брачности в 2015 году составил 7,9 на 1 000 человек населения (2014 году - 8,4; 2013 г. - 8,5). Продолжает сокращаться доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (2015 г. - 21,6%; 2014 г. - 22,6%; 2013 г. - 23,0%). При этом растет доля детей, рожденных вне брака, которые добровольно признаются отцами и их рождения регистрируются на основании совместного заявления родителей, не состоящих в браке. Стабильно сокращается число детей, родившихся у несовершеннолетних матерей, а также доля таких рождений в общем числе родившихся. В 2015 году у несовершеннолетних матерей родилось 18,0 тыс. детей (2014 г. - 20,0 тыс. детей; 2013 г. - 20,7 тыс. детей). Миграционный приток населения из зарубежных стран (в основном из государств - участников СНГ) также влияет на численность детей, постоянно проживающих в Российской Федерации. За период 2013 - 2015 годов при некотором снижении общей численности миграционного прироста (с 295,9 тыс. человек в 2013 г. до 245,4 тыс. человек в 2015 г.) увеличилось число детей и подростов в возрасте до 18 лет (2015 г. - 53,1 тыс. человек; 2014 г. - 34,2 тыс. человек; 2013 г. - 31,2 тыс. человек). Доля лиц моложе 18 лет в общем миграционном приросте увеличилась с 10,5% в 2013 году до 21,6% в 2015 году. 2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ Социально-экономические условия реализации государственной политики в отношении семей, имеющих детей Необходимые предпосылки для решения задач социального развития, включая улучшение положения семьи и детей, создает развитие экономики. С учетом этого основное внимание при определении мер социально-экономического развития уделяется поддержанию макроэкономической стабильности, привлечению инвестиций в экономику, созданию других условий устойчивой экономической динамики. Экономическая ситуация в 2015 году характеризуется постепенным ослаблением динамики развития. При этом ключевым макроэкономическим фактором развития российской экономики в этот период было сохранение значительного влияния на общеэкономическую динамику внешних условий - снижение цен на энергоносители на мировом рынке, обострение геополитической обстановки и усиление экономических санкций в отношении России, что привело к росту неопределенности и резкому ухудшению бизнес-уверенности, негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, вызвало отток капитала и усиление инфляции. По данным Росстата, в 2015 году показатели валового внутреннего продукта страны оказались в области отрицательных значений, снизившись по сравнению с 2014 годом на 3,7 процента. Начавшееся в 2014 году снижение реальных располагаемых доходов населения продолжилось и усилилось в 2015 году. По предварительным данным Росстата, сокращение реальных располагаемых доходов в 2015 году составило 4,3 процента. Оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей Социально-экономическое положение семьи зависит от ее состава, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, трудовой деятельности и уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и многих других факторов, влияющих на жизнедеятельность. На стабильность семьи, репродуктивное поведение и здоровье членов семьи оказывает влияние уровень и качество их жизни. В 2015 году реальные располагаемые денежные доходы населения, по предварительным данным, составили 95,7% к соответствующему периоду предыдущего года (в 2014 г. - 99,3%; в 2013 г. - 104,0%). Реальная начисленная заработная плата в 2015 году составила 90,5% к уровню предыдущего года (в 2014 г. - 101,2%; в 2013 г. - 104,8%). Реальный размер назначенных пенсий составил в 2015 году 96,2% к уровню предыдущего года (в 2014 г. - 100,9%; в 2013 г. - 102,8%). Покупательская способность денежных доходов населения (соотношение между среднедушевыми денежными доходами и величиной прожиточного минимума на душу населения) в 2015 году уменьшилась и составила 3,1 раза (2014 г. - 3,4 раза; 2013 г. - 3,5 раза). В 2015 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, по предварительным данным, составила 19,1 млн. человек или 13,3% от общей численности населения (2014 г. - 16,1 млн. человек или 11,2%; 2013 г. - 15,5 млн. человек или 10,8%). Дифференциация денежных доходов (соотношение между доходами 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения) уменьшилась и составила, по предварительным данным, в 2015 году 15,6 раза (2014 г. - 16 раз; 2013 г. - 16,3 раза). На долю 10% наиболее обеспеченного населения, по предварительным данным, в 2015 году приходилось 30,3% общего объема денежных доходов (2014 г. - 30,6%; 2013 г. - 30,8%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения в течение трех лет - 1,9%. Доходно-имущественное расслоение граждан в последние годы сильно не изменилось. На долю 20% наиболее обеспеченного населения в 2015 году, по предварительным данным, приходилось 47,0% всех денежных доходов (2014 г. - 47,4%; 2013 г. - 47,6%), а на долю 20% наименее обеспеченных граждан в 2015 году составило - 5,3% всех денежных доходов (2014 и 2013 годах - 5,2%). Дефицит денежного дохода малоимущего населения в 2015 году, по предварительным данным, увеличился и составил 1,3% (2014 г. - 1%; 2013 г. - 0,9%) от общего объема денежных доходов населения. В структуре денежных доходов населения основную долю занимает оплата труда 2013 г. - 65,3%; 2014 г. - 65,8%; 2015 г. - 65,9%, по предварительным данным). Доля социальных выплат в общем объеме денежных доходов населения в 2015 году составила 18,1% (2014 г. - 18,0%; 2013 г. - 18,6%). По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, располагаемые ресурсы в домохозяйствах с детьми в возрасте до 16 лет в 2015 году составили 20 218 рублей в среднем на одного члена домохозяйства в месяц (2014 г. - 19 845 рублей; 2013 г. - 19 039 рублей). При этом доходы многодетных семей существенно ниже, чем в других категориях семей с детьми. Так, располагаемые ресурсы в 2015 году в домохозяйствах с тремя и более детьми составили 12 512 рублей в среднем на одного члена домохозяйства в месяц (2014 г. - 11 946 рублей; 2013 г. - 12 536 рублей), в домохозяйствах с двумя детьми - 18 826 рублей (2014 г. - 17 972 рубля; 2013 г. - 17 656 рублей), а в домохозяйствах с одним ребенком – 22 502 рубля (2014 г. - 22 352 рубля; 2013 г. - 20 867 рублей). Располагаемые ресурсы в домохозяйствах с тремя и более детьми в 2015 году не превышали 54,1% располагаемых ресурсов по всем обследуемым домохозяйствам (2014 г. - 52,2%; 2013 г. - 59,1%). Число домохозяйств с детьми в возрасте до 16 лет в общей численности домохозяйств с уровнем располагаемых ресурсов ниже величины прожиточного минимума в 2015 году уменьшилось по сравнению с 2014 годом (2015 г. - 62,6%; 2014 г. - 62,9%; 2013 г. - 64%). Малоимущих домохозяйств с одним ребенком и с тремя и более детьми стало меньше: 30,3% и 7,9% против 30,7% и 8,6% в 2014 году соответственно (в 2013 г. - 32,7% и 9,0%). В то же время доля малоимущих домохозяйств с двумя детьми в 2015 году увеличилась и составила 24,4% (в 2014 г. - 23,6%, в 2013 г. - 22,3%). В общей численности крайне бедных домохозяйств (с располагаемыми ресурсами в два и более раза ниже величины прожиточного минимума) семьи с детьми в возрасте до 16 лет в 2015 году составили 72,6% (в 2014 г. - 68,7%), в том числе семьи с одним ребенком - 26,5% (в 2014 г. - 24,7%), семьи с двумя детьми – 28,9% (в 2014 г. - 26,1%), семьи с тремя и более детьми - 17,2% (в 2014 г. - 17,9%). Среднедушевые располагаемые ресурсы в малоимущих домашних хозяйствах, имеющих детей до 16 лет, в 2015 году составили 7 261,5 рубля, что на 20,5% больше, чем в 2014 году и на 34,3% больше, чем в 2013 году. Дефицит располагаемых ресурсов в домашних хозяйствах с детьми в возрасте до 16 лет, составил в 2015 году 11 421 рубль в месяц на одно малоимущее домашнее хозяйство (в 2014 г. - 9 140 рублей; в 2013 г. - 8 214 рублей), в том числе в семьях с одним ребенком - 9 079 рублей (в 2014 - 7 337 рублей; в 2013 г. - 6 852 рубля), с двумя детьми - 11 937 рублей (в 2014 г. - 9 534 рубля; в 2013 г. - 8 236 рублей), с тремя и более детьми - 18 853 рубля (в 2014 г. - 14 469 рублей, в 2013 г. - 13 075 рублей), что выше, чем в целом по домохозяйствам - 9 680 рублей (в 2014 г. - 7 854 рубля в 2013 г. - 7 200 рублей). Основными факторами бедности, по-прежнему, остаются низкая заработная плата работников, прежде всего, в бюджетной сфере, невысокие размеры пенсий и ряда социальных пособий и других социальных выплат. Во всех домохозяйствах, независимо от числа детей, основным источником располагаемых ресурсов являются денежные доходы, удельный вес которых в семьях с одним ребенком составил в 2015 году 89,0% (в 2014 г. - 82,4%; в 2013 г. - 80,6%), а в семьях с тремя и более детьми - 85,5% (в 2014 г. - 83,6%; в 2013 г. - 88,8%). Денежные доходы в домохозяйствах с тремя и более детьми в 1,9 раз ниже, чем в домохозяйствах с одним ребенком (в 2014 г. - в 1,8 раз; в 2013 г. - в 1,5 раз). С увеличением числа детей возрастает значение для семьи такого источника ресурсов, как поступление продуктов питания в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства, помощь родственников, поступление товаров и услуг, оплаченных работодателем. Удельный вес стоимости натуральных поступлений в располагаемых ресурсах домохозяйства увеличивается в 2015 году с 3,3% в семьях с одним ребенком до 5,7% в семьях с тремя и более детьми (в 2014 г. - с 2,7% до 4,7%; в 2013 г. - с 2,7% до 4,2%). Расходы обследуемых домохозяйств на конечное потребление в 2015 году увеличились по сравнению с 2014 годом на 1,7% (в 2014 г. - на 6,6%; в 2013 г. - на 8,3%), что несколько больше роста располагаемых ресурсов - 1,0% (в 2014 г. - 8,0%; в 2013 г. - 14,1%). В семьях с тремя и более детьми в 2015 году по сравнению с 2014 годом расходы на конечное потребление уменьшились на 17,0% (после уменьшения на 14,0% в 2014 году по сравнению с 2013 годом и увеличения на 48,7% в 2013 году по сравнению с 2012 годом). В семьях с одним и с двумя детьми данные расходы увеличивались более низкими темпами по сравнению с 2014 годом: на 3,0% и на 6,7% (в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 9,2% и на 4,6% соответственно). Уровень расходов на конечное потребление в семьях с детьми ниже, чем в целом по обследованным домохозяйствам. В домашних хозяйствах с тремя и более детьми расходы на конечное потребление в 2015 году были на уровне 59,8% от расходов на конечное потребление по всем обследуемым домашним хозяйствам и составили (в среднем на члена домашнего хозяйства) 9 173,4 рублей (в 2014 г. на уровне 51,9% и составили 7 837,9 рублей соответственно), в семьях с двумя детьми - 81,2% и 12 466,2 рублей (в 2014 г. - 77,4% и 11 683,0 рубля соответственно), семьях с одним ребенком - 97,3% и 14 928,2 рублей (в 2014 г. - 96,1% и 14 497,9 рублей соответственно). В последние годы отмечаются изменения в структуре потребления домашних хозяйств с тремя и более детьми. Доля расходов на питание в домохозяйствах с тремя и более детьми в 2015 году, составившая 33,1% в потребительских расходах, уменьшилась по сравнению с 2014 и 2013 годами на 3,0 и 0,2 процентных пункта соответственно. В домохозяйствах с одним ребенком доля расходов на питание в 2015 году увеличилась и составила 33,0% (2014 г. - 30,5%; 2013 г. - 29,6%). С увеличением размера семьи в домохозяйствах с детьми понижается пищевая и энергетическая ценность питания. Так, домохозяйства с тремя и более детьми по сравнению с домохозяйствами с одним ребенком в 2015 году потребляли мяса и мясопродуктов на 28,1% меньше (2014 г. - на 26,6%), рыбы и рыбопродуктов – на 28,5% меньше (2014 г. - на 20,5%). В 2015 году по сравнению с предыдущим периодом потребительские расходы на покупку непродовольственных товаров в составе общих потребительских расходов в многодетных семьях увеличились: в домохозяйствах с тремя и более детьми составили 45,5% (2014 г. - 37,0%; 2013 г. - 42,8%). При этом в домохозяйствах с двумя детьми указанные расходы сократились с 42,6% в 2013 - 2014 годах до 37,9% в 2015 году. Расходы на оплату услуг в потребительских расходах в среднем на члена домохозяйства в семьях с тремя и более детьми в 2015 году уменьшились на 5,2 процентных пункта по сравнению с 2014 годом и на 2,2 процентных пункта по сравнению с 2013 годом. В семьях с двумя детьми в 2015 году наблюдалось увеличение данных расходов по сравнению с 2014 годом на 1,4 процентных пункта и незначительное изменение относительно 2013 года. Разница в расходах на оплату услуг между семьями с одним ребенком и семьями с тремя и более детей увеличилась и составила в 2015 году 5,5 процентных пункта (в 2014 г. разница расходов между семьями была незначительной и составила 0,2 процентных пункта и существенной в 2013 г. - 4,3 процентных пункта). Низкий уровень расходов на оплату услуг в многодетных семьях связан, прежде всего, с худшими жилищными условиями и меньшей материальной обеспеченностью. Характеристика миграционных процессов Россия остается наиболее привлекательной страной для трудовых мигрантов из бывших Союзных республик. В последние годы в миграционных процессах появились новые тенденции. Вслед за мужчинами в Россию потянулись их жены и дети. Семейная миграция набирает обороты, ставя перед законодателями, госструктурами и обществом новые вызовы. По данным Автоматизированной системы аналитической отчетности упраздненной в 2016 году Федеральной миграционной службы Российской Федерации, в 2015 году на территорию Российской Федерации въехало более 17,1 млн. иностранных граждан, в том числе дети в возрасте до 18 лет – 1,6 млн. человек, или 9,5 процентов. До 2014 года доля детей в миграционных потоках стабильно возрастала, но в 2015 году отмечено ее снижение на 1,4 процентных пункта. Динамика въезда несовершеннолетних иностранных граждан (удельный вес от общего числа въехавших иностранных граждан и лиц без гражданства Резкий рост въехавших несовершеннолетних международных мигрантов в 2014 году обусловлен увеличением почти в 3 раза количества прибывших детей с Украины, что было связано с общественно-политической обстановкой в стране. Вместе с тем, в 2015 году при снижении доли прибывших детей-иностранцев в общем миграционном потоке, их количество в абсолютном значении возросло более чем на 42,8 тыс. человек. Абсолютный прирост сформировался в основном за счет прибывших детей из следующих стран СНГ: Казахстана (+65,3 тыс. человек), Киргизии (+24,2 тыс. человек) и Узбекистана (+15,7 тыс. человек); стран Европейского Союза: Германии (+4,0 тыс. человек), Эстонии (+2,9 тыс. человек) и Латвии (+1,7 тыс. человек). Большинство несовершеннолетних международных мигрантов прибывает из стран СНГ. В 2015 году доля таких мигрантов составляла 78,6% (2014 г. - 83,1%) от всех прибывших из-за рубежа несовершеннолетних. Численность прибывших детей из стран Европейского Союза в отчетном году возросла более чем на 15,6 тыс. человек и их доля в общем потоке несовершеннолетних составила 8,5% (2014 г. - 7,8%). Абсолютное большинство среди прибывших несовершеннолетних мигрантов составляют граждане: Украины - 455,8 тыс. или 28,0% от общего числа въехавших детей; Казахстана - 322,2 тыс. или 19,8%; Киргизии - 94,5 тыс. или 5,8%; Узбекистана - 90,4 тыс. или 5,6% и Таджикистана - 86,4 тыс. человек или 5,3%. Наибольшая доля прибывших детей в общем потоке каждого государства принадлежит гражданам Абхазии, где несовершеннолетние составляют четверть (25,9%) всего потока из данной страны, Объединенных Арабских Эмиратов - 20,0% и Южной Осетии - 19,3%. Выехало с территории Российской Федерации в 2015 году 16,6 млн. человек, в том числе несовершеннолетних 1,5 млн. человек или 9,2% (2014 г. - 1,5 млн. человек или 9,8%; 2013 г. - 1,2 млн. человек или 7,8%). Количество зарегистрированных несовершеннолетних мигрантов по месту жительства в 2015 году составило 73,1 тыс. человек или 12,2% от общего количества зарегистрированных иностранных граждан (2014 г. - 50,1 тыс. (10,3%); 2013 г. - 33,1 тыс. (8,9%)). Основными регионами регистрации по месту жительства мигрантов до 18 лет в 2015 году являлись: Московская область (5,7% от общего числа зарегистрированных мигрантов до 18 лет, из которых 54,1% - граждане Украины; 13,3% - Молдовы; 8,3% - Узбекистана, 5,6% - Армении); Калужская область (3,7%, из которых 34,3% - граждане Украины; 24,2% - Узбекистана; 16,6% - Молдовы; 8,5% - Таджикистана; 6,4% - Армении); Краснодарский край - 3,5%; Ростовская область - 3,3%; Новосибирская область - 3,1 процента. Регистрация по месту жительства мигрантов до 18 лет за период 2013 - 2015 гг. по гражданской принадлежности (пятерка лидеров в абсолютных числах, тыс. человек)
В 2015 году в отношении 45,7 тыс. детей вынесены решения о выдаче разрешений на временное проживание (2014 г. - 29,6 тыс.; 2013 г. - 18,7 тыс.). Продолжающийся с 2014 года рост количества детей, получивших разрешения на временное проживание, обусловлен массовым прибытием граждан Украины, вынужденно покинувших свою страну. Доля такой категории детей в общем количестве лиц младше 18 лет, в отношении которых вынесены решения о выдаче разрешения на временное проживание, составляет 58,0% (2014 г. - 42,2%). Количество детей, в отношении которых вынесены решения о выдаче вида на жительство, в 2015 году увеличилось на 4,5% и составило 8,3 тыс. человек (2014 г. - 8,0 тыс.; 2013 г. - 6,2 тыс.). Увеличение в основном наблюдается в отношении граждан Украины (+525 человек, или +42,4%), Узбекистана (+163 человека, или +15,5%) и Таджикистана (+120 человек или +21,5%), которые вместе составляют 43,8% от общего количества детей, в отношении которых вынесены решения о выдаче видов на жительство. В 2015 году в гражданство Российской Федерации принято 55,6 тыс. детей (2013 г. - 39,9 тыс.; 2014 г. - 42,4 тыс.), что составляет 26,7% от общего количества иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых в российское гражданство. На конец 2015 года на учете территориальных органов ФМС России состояли 313,7 тыс. человек, получивших временное убежище (2014 г. - 237,8 тыс.; 2013 г. - 2,8 тыс.). Численность детей среди них составляла 42,6 тыс. человек (2014 г. - 63,6 тыс.; 2013 г. – 459). Наибольшее количество детей получили временное убежище на территории Центрального (40,1%) и Южного (22,9%) федеральных округов. В соответствии с законодательством Российской Федерации, дети лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище, вправе получать бесплатное образование в общеобразовательных учреждениях наравне с гражданами Российской Федерации, а также содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные учреждения. По данным статистических отчетов по формам «2-СООТЕЧ» и «3-СООТЕЧ», на территорию России в составе семей участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом (далее – Государственная программа) за 2010 - 2015 годы переселились 95,5 тыс. детей, в том числе в 2013 г. - 8,2 тыс.; 2014 г. - 24,7 тыс.; 2015 г. - 41,4 тыс. Доля переселившихся детей в составе семей участников Государственной программы составила 23,8% (2014 г. - 23,3%;2013 г. - 23,6%). В Российской Федерации активно реализуется механизм реадмиссии. За 2015 год удовлетворено 534 ходатайства о реадмиссии в отношении несовершеннолетних граждан России (2014 г. - 876; 2013 г. - 620). В 2015 году ходатайства о реадмиссии с территории Российской Федерации направлены в отношении 12 несовершеннолетних иностранных граждан (2014 г. - 2-х человек; 2013 г. - 3 человек). В рамках международных договоров о реадмиссии переданы 13 несовершеннолетних иностранных граждан (2014 г.-2; 2013 г.-3). Сохраняется тенденция уменьшения количества вынужденных переселенцев. Так, по состоянию на 1 января 2013 г. - 38,4 тыс. (-22,4%); на 1 января 2014 г.- 30,8 тыс. (-37,7%); на 1 января 2015 г. - 28,3 тыс. (-8,3%); на 1 января 2016 г. -25,4 тыс. (-10,4%). В течение 2015 года статус вынужденного переселенца был предоставлен 53 семьям, состоящим из 80 человек. Следуя общей тенденции, происходит сокращение численности несовершеннолетних детей в составе семей вынужденных переселенцев. В 2015 году доля детей составила 3,2% от общего числа такой категории граждан, или 810 человек (2014 г. -1,1 тыс.; 2013 г. - 1,4 тыс.). На питание вынужденным переселенцам, находящимся в Центрах временного размещения, в 2015 г. выделено 5 196,4 тыс. рублей (2014 г. - 4 712 тыс. рублей; 2013 г. - 5 596 тыс. рублей). Дети семей вынужденных переселенцев, в том числе и несовершеннолетние, не имеющие статуса вынужденного переселенца, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели. Помимо этого, предусмотрена социальная поддержка такой категории детей в предоставлении путевок в летние оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения Российской Федерации. Выделено детям на путевки в летние оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения Российской Федерации в 2015 году 22 743,8 тыс. рублей (2014 г.- 19 739,5 тыс. рублей; 2013 г. - 19 476,2 тыс. рублей). Общая характеристика российского рынка детских товаров. В 2015 году объем рынка детских товаров в России составил 810 млрд. руб. (по оценке экспертов, включая объем рынка в городах с количеством населения менее 100 тыс. человек). Несмотря на процентный прирост относительно 2014 года в денежном эквиваленте, в натуральном выражении рынок сократился. Учитывая уровень инфляции и рост курса валют, наблюдаемый в денежном эквиваленте, прирост также является весьма символическим, потому что в сопоставимых ценах прошлого года объем рынка не вырос. Производство Товары детской индустрии в России в 2015 году производились на 1 249 предприятиях, 80% которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Большинство предприятий находятся в Центральном федеральном округе (около 35%), в Северо-Западном федеральном округе – около 25%, в Приволжском федеральном округе - порядка 20%, в Южном федеральном округе - около 20%. Одежда составляет 32% производства российских детских товаров, обувь - 6%, игрушки - 26%, товары для новорожденных - 30%, на прочие категории приходится - 6%. Отечественную детскую одежду производят порядка 340 предприятий, среди которых выделяются несколько крупных (ЗАО «Глория Джинс», ЗАО «Юнистайл Холдинг», ЗАО «МПШО «Смена», ЗАО «Смоленская чулочная фабрика», Группа компаний «Фортуна», Группа компаний «Апрель», ООО «Агат-JIB», ООО «СКАЙ ЛЭЙК», ЗАО «Шупет» и др.) Продукция российских производителей одежды для детей занимает примерно треть рынка, продукция представлена в низком и среднем ценовых сегментах. По данным Росстата, производство основных видов детской одежды в натуральном выражении сократилось по итогам 2015 года. Детской одежды из трикотажа было выпущено на 14% меньше, из текстиля – на 21% меньше, чем в 2014 году. В категории чулочно-носочной детской продукции выпуск также сократился, по итогу на 7% за год. В целом, по всем категориям детской одежды наблюдается спад производства в натуральном выражении. Детскую обувь в России производят около 65 предприятий, из них 15 крупных, обеспечивающих 70% российского производства, среди которых можно отметить такие, как ООО «Котофей», ЗАО «Обувьпром», ЗАО «Лель», ООО ФДО «Скороход», Компания «Антилопа Про», ЗАО МОФ «Парижская коммуна», ООО ЦПОСН «Ортомода», ООО «Калужская обувь», ОАО КОФ «Калита», ООО «Курская обувь», ООО «Борис-Босфор», ООО «Магнитогорская обувная фабрика». Более 200 предприятий в России производят детские игры и игрушки. Российский рынок производителей игр и игрушек представлен такими крупными компаниями, как ООО «Нордпласт», ОАО «Весна», ООО «Стеллар», ЗАО «Степ Пазл», ЗАО «Русский стиль», ООО «Эльф-Маркет», ОАО «Гамма», ООО «Десятое королевство», ООО «Звезда», ООО «Смоленские игрушки», ООО «Томь сервис, ЗАО «Пластмастер» и др. Различные головоломки, пазлы и настольные игры составляют одну пятую часть экспортируемых за рубеж игрушек, еще 10-15% экспорта приходится на сборные модели. Среди предприятий с большим экспортным потенциалом, следует отметить ООО Звезда», остающемся абсолютным лидером по выпуску сборных моделей и военно-патриотических настольных игр. Главной особенностью товарной структуры рынка игрушек Российской Федерации по-прежнему остается доминирующее положение категории «мягкая игрушка», которая может рассматриваться и как детский товар, и как сувенир. Во многом благодаря своей универсальности на мягкие игрушки приходится 26% продаж, 21% занимает игрушечная техника. Развивающие игры и конструкторы, вместе составляют 18% рынка, а также куклы с сопутствующими товарами, занимающими 13%. Особой категорией игрушек, являются компьютерные и видеоигры, которые, по мнению ряда экспертов, можно рассматривать как отдельный рынок. На электронные игры приходится 18% от общего объема продаж. 6% рынка удерживают производители игрушек для детей до 3 лет. Косметика для детей в основном представлена товарами отечественного производителя, на которые приходится более 50% товаров среднего ценового сегмента. Основными производителями являются ООО Концерн «Калина», ОАО «Свобода», ОАО «Невская косметика», ООО «Мир детства», ООО «Наша мама». Детская мебель и аксессуары в России производятся на предприятиях ПС Тополь групп», ООО «СКВ-Компани», ЗАО «Можгинское деревообрабатывающее народное предприятие «Красная звезда», ООО «Кубаньлесстрой», ОАО «Деревообрабатывающая компания «Мекран», ООО «Архангельский цех детской мебели», ООО «Гауди», ООО «Фабрика детской мебели «Гномик», ООО «Лескоммебель» и др. Торговля По структуре традиционных каналов продаж российский рынок детских товаров кардинально не отличается от мирового. Распределение каналов в индустрии детских товаров выглядит следующим образом: Сетевой ритейл и независимые магазины – 55%, гипермаркеты – 25%, неорганизованная розница – 15%, интернет-торговля – 5%. В последние годы в сегменте детских товаров происходит изменение каналов сбыта. Весомая часть товаров для детей продается в неспециализированных магазинах, активно развивается торговля в аптеках и гипермаркетах FMCG (товаров широкого потребления). Основными точками концентрации сетевого ритейла индустрии детских товаров являются мегаполисы, причем на Московский регион приходится более 20% рынка детских товаров России. Мероприятия, реализованные Минпромторгом России в 2015 году В целях реализации I этапа основных положений Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года (далее – Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р, и мероприятия «Развитие индустрии детских товаров» подпрограммы «Развитие легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328, сформирован набор инструментов поддержки, которыми воспользовались более 100 предприятий индустрии. В 2015 году на реализацию Стратегии были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 425,06 млн. рублей. Предоставление субсидий из федерального бюджета российским управляющим организациям индустриальных парков индустрии детских товаров на возмещение части затрат на создание и (или) развитие имущественного комплекса, в том числе инфраструктуры индустриальных парков индустрии детских товаров В 2015 году объявлены победителями 3 управляющие компании индустриальных парков, на площадках которых размещены предприятия индустрии: ПАО «Ставровский завод АТО», ЗАО «Фирма «Русь» и ООО «ПВК». ПАО «Ставровский завод АТО» (Владимирская область) реализует инвестиционный проект «Развитие Ставровского индустриального парка». Срок реализации проекта 2013 - 2020 гг. В настоящий момент на территории индустриального парка (далее – ИП) размещено ООО «Гамма» – производитель товаров для детского творчества, занимая 38% от общей площади ИП. В 2016 году на площадке ИП планируют разместиться другие организации, осуществляющие деятельность в сфере индустрии. ЗАО «Фирма Русь» (Ульяновская область) реализует инвестиционный проект «Развитие индустриального парка детских товаров «Русь» (ИП). Срок реализации проекта 2015 - 2019 годы. В настоящее время на территории ИП размещены 4 организации-производителя детского трикотажа, которые занимают 39% от общей площади ИП: ООО «Ульяновская фабрика полотна», ИП Шаляева, ООО «Фортуна Текс», ООО «Виктория». ООО «ПВК» (г. Оренбург) реализует инвестиционный проект «Развитие индустриального парка «Оренбургский пуховый платок» (ИП «ОПП»). Срок реализации проекта 2015 - 2021 годы. В настоящее время, на территории ИП «ОПП» размещены 2 организации-производители детского трикотажа (39% от общей площади ИП «ОПП»): ООО «Силуэт» (детская трикотажная фабрика) и ООО «Сектор - Н» (чулочно-носочная фабрика). Предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов индустрии детских товаров В 2015 году заключены договоры о предоставлении субсидии на НИОКР с 10 организациями, осуществляющими деятельность в сфере индустрии детских товаров: ООО «Алмаз» (Ростов-на-Дону) реализует комплексный инвестиционный проект «Разработка и производство мебели для детских комнат» (срок реализации проекта до 2020 года); ООО «АрктиЛайн» (Москва) реализует комплексный инвестиционный проект «Создание размерной типологии детей, методики проектирования соразмерной одежды на базе массового антропометрического обследования детского населения» (срок реализации проекта до 2020 года); ООО «Гамма» (Москва) реализует комплексный инвестиционный проект «Инновационное развитие компании на период до 31 декабря 2018 года» (срок реализации проекта до 2018 года); АО «МПШО Смена» (Москва) реализует комплексный инвестиционный проект «Проведение биомеханических исследований и разработка многофункциональных детских изделий для профилактики и коррекции нарушений костно-мышечной системы для промышленного освоения (срок реализации проекта до 2020 года); ООО «Компания Игрушки» (Липецкая область) реализует комплексный инвестиционный проект «Создание инновационного детского конструктора» (срок реализации проекта до 2020 года); ООО «АНДРЕЙ ПЕРВЫЙ» (Москва) реализует комплексный инвестиционный проект «Разработка и создание инновационной продукции для детей в результате проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» (срок реализации проекта до 2020 года); ООО «ЦПОСН «ОРТОМОДА» (Москва) реализует комплексный инвестиционный проект «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в производстве детской ортопедической обуви» (срок реализации проекта до 2020 года); ОАО «КО «СВОБОДА» (Москва) реализует комплексный инвестиционный проект «Расширение выпуска детской инновационной косметики» (срок реализации проекта до 2020 года); ОАО «КО «Биоморфные роботы» (Челябинская область) реализует комплексный инвестиционный проект «Учебно-методический комплекс (УМК) малоразмерных роботов» (срок реализации проекта до 2020 года); ООО «ВитаМедиаИнтернейшнл» (Челябинская область) реализует комплексный инвестиционный проект «RobotsLAB BOX, революционная модель в обучении математике и другим наукам с использованием роботов» (срок реализации проекта до 2020 года). Субсидии из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013 - 2016 годах, на реализацию приоритетных инвестиционных проектов индустрии, а также на компенсацию части затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров В соответствии с Правилами предоставления субсидий Минпромторгом России заключены договоры с 4 организациями, включенными в перечень приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров (далее – приоритетные проекты): ООО «Десятое Королевство» (Московская область) осуществляет реализацию приоритетного инвестиционного проекта: «Строительство научно-производственного комплекса по производству игрушек и других товаров для детей «Шаховская» (срок реализации проекта до 2020 года); ООО «СКВ-Компани» (Архангельская область) осуществляет реализацию приоритетного инвестиционного проекта «Расширение действующего производства детской мебели» (срок реализации проекта до 2020 года); ОАО «Воткинская промышленная компания» (Удмуртская Республика) осуществляет реализацию приоритетного инвестиционного проекта «Фабрика детской мебели ОАО Воткинская промышленная компания» (срок реализации проекта до 2020 года); ООО «Пелигрин Матен» (Москва) осуществляет реализацию приоритетного инвестиционного проекта «Создание инновационного производства одноразовых впитывающих детских пеленок» (срок реализации проекта до 2020 года). Поддержка продвижения российских товаров и услуг индустрии детских товаров на российские и зарубежные рынки (включая просветительские кампании) В рамках мероприятия «Развитие индустрии детских товаров» подпрограммы «Развитие легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» реализуется Комплексная программа продвижения российских товаров и услуг индустрии детских товаров на российском и зарубежном рынках (далее – программа продвижения). Проведены мероприятия по продвижению индустрии детских товаров такие как: исследование рынка и мониторинг индустрии за 2014 - 2015 гг.; разработка Единого каталога (классификатора) российских производителей индустрии детских товаров; оказание услуг по работе со средствами массовой информации и проведению рекламной и PR-кампании, в том числе в сети Интернет; обеспечение участия российских производителей индустрии детских товаров в ключевых тематических выставочных, ярмарочных и форумных мероприятиях в России и за рубежом (55-я Международная выставка товаров для детей младшего возраста «Kind + Jugend» (Германия), Международная выставка по лицензированию «Brand Licensing Europe» (Великобритания), выставка «China International Baby Carrier & Baby Articles Fair» (Китай), Международная выставка «Детство 2015» (Казахстан)). В 2015 году Минпромторгом России была организована серия ярмарок детских товаров российских производителей «Фабрика чудес», которые посетили более 50 000 человек, в крупнейших городах страны: Москве, Ростове-на-Дону, Самаре и Санкт-Петербурге. В Крыму 27 августа 2015 года Минпромторг России провел Ярмарку «День друзей». Участниками Ярмарки стали более 2 000 детей со всей России. Одновременно в течение 2015 года Минпромторг России провел серию торговых сессий и творческих мастер-классов для детей с использованием товаров российских производителей индустрии детских товаров в одиннадцати крупнейших городах страны. Творческие уроки прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Владивостоке, Пятигорске, Ставрополе, Новосибирске и Омске. В настоящее время продолжается работа по реализации II-го этапа Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и мероприятия «Развитие индустрии детских товаров». |
«О положении детей и семей, имеющих детей, в Республике Карелия в 2011 году» Петрозаводск 2011 Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года №248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей»... |
Докла д «О положении детей и семей, имеющих детей, в Камчатском крае» 2015 год Социально-экономические условия реализации государственной политики в отношении семей, имеющих детей. Оценка социально-экономического... |
||
Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации 2015 год Укрепление и защита семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение... |
Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации 2015 год Укрепление и защита семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение... |
||
Информация Красноярского края в доклад «О положении детей и семей,... В красноярском крае наблюдается положительная демографическая тенденция – рост численности постоянного населения, что является результатом... |
Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации 2014 год Охватывает большой жизненный этап в воспитании подрастающего поколения, поэтому оценка физической подготовленности является важным... |
||
Доклад о положении детей Урай за 2016 год подготовлен в соответствии с распоряжением Правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры №776-рп от... |
Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в липецкой области... Охватывает все 20 муниципальных образований. С января 2014 года учет детей, желающих получать дошкольное образование, осуществляется... |
||
Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Приморском крае в 2015 году Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми |
Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации 2016 год Охватывают почти все укрупнённые группы профессий и специальностей, в том числе лица с нарушениями слуха обучаются по 164 образовательным... |
||
Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Курганской области в 2013 году Курган, 2014 г Курганской области в 2013 году отражает основные направления и результаты реализации полномочий в области государственной социальной... |
Публичный доклад директора гбу для детей-сирот и детей, оставшихся... Уважаемые воспитанники, педагоги школ, друзья, родные и знакомые детей, социальные партнеры детского дома, наш педагогический коллектив... |
||
Доклад «О состоянии и тенденциях демографического развития, положении... Лиз основных тенденций естественного и миграционного движения населения, уровня жизни, показателей здоровья жителей, образования... |
Программа «Исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста... Список детей, имеющих нарушения речи и посещающих логопункт |
||
Психологические особенности семей, имеющих детей с проблемами в развитии К сожалению, статистические данные говорят о значительном приросте в детской популяции детей с различными осложнениями в физическом... |
3. Жилищные условия семей, имеющих детей Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми |
Поиск |