УТВЕРЖДЕНО
приказом ректора
от «7» ноября 2014 г.
№ 123
ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы предметных (цикловых) комиссий
на факультете среднего профессионального образования (колледже) Московского университета имени С.Ю. Витте
Порядок организации работы
предметной (цикловой) комиссии
Предметная (цикловая) комиссия факультета среднего профессионального образования (колледжа) Московского университета имени С.Ю. Витте (далее предметная (цикловая) комиссия) является объединением педагогических работников данного факультета. Предметные (цикловые) комиссии создаются в целях учебно-программного и учебно-методического обеспечения реализации образовательных программ по специальностям СПО, оказания помощи преподавателям в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, повышения профессионального уровня педагогических работников, реализации инновационных педагогических и информационных технологий, внедрения практикоориентированных форм обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда.
Предметные (цикловые) комиссии в своей работе руководствуются:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральными государственными образовательными стандартами;
Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 18 апреля 2013г. №291 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
от 14 июня 2013 года №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
от 16 августа 2013 года №968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»
Приказ Министерства здравоохранениями и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010года №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Уставом Московского университета имени С.Ю. Витте.
Локальными нормативными документами по промежуточной и государственной итоговой аттестации, производственной практике, курсовому и дипломному проектированию, решениями педагогического и методического советов факультета среднего профессионального образования (колледжа), положением о предметной (цикловой) комиссии факультета среднего профессионального образования (колледжа).
Перечень предметных (цикловых) комиссий, их председатели и персональный состав утверждается приказом ректора Московского университета имени С.Ю. Витте сроком на один учебный год.
Предметные (цикловые) комиссии формируются из числа
преподавателей и других категорий педагогических работников, работающих на факультете среднего профессионального образования (колледже), в том числе по совместительству и другим формам не основной (внештатной) работы, а также представителей работодателей.
Численность членов предметной (цикловой) комиссии должна быть не менее 5 человек.
Педагогический работник в соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования обязан участвовать в работе предметной (цикловой) комиссии, методических объединениях и других формах методической работы.
Педагогический работник может быть включён только в одну комиссию. При необходимости он может привлекаться к участию в работе другой комиссии (других комиссий), не являясь её (их) списочным членом.
Общее руководство и контроль за работой предметных (цикловых) комиссий осуществляет заместитель руководителя по учебной (учебно-производственной) работе.
Непосредственное руководство предметной (цикловой) комиссий осуществляет её председатель.
Председатель предметной (цикловой) комиссии является членом методического совета факультета среднего профессионального образования (колледжа).
На председателя предметной (цикловой) комиссии возлагается: составление планов и отчетов работы комиссии; рассмотрение календарно-тематических планов преподавателей; организация и руководство работой по учебно-программному и методическому обеспечению учебных дисциплин (модулей), по разработке оценочных средств для проведения промежуточной аттестации студентов и материалов к государственной (итоговой) аттестации выпускников колледжа; руководство подготовкой и обсуждением открытых учебных занятий; организация взаимопосещения учебных занятий и других мероприятий, входящих в компетенцию предметной (цикловой) комиссии.
Председатель предметно (цикловой) комиссии ведет протоколы заседаний комиссии и иную документацию, установленную в рамках общего делопроизводства в Московском университете имени С.Ю. Витте.
Решения предметной (цикловой) комиссии принимаются простым большинством голосов. При несогласии председателя предметной (цикловой) комиссии с решением ее членов окончательное решение принимает директор колледжа.
Каждая предметная (цикловая) комиссия ведёт следующую документацию на текущий учебный год:
план работы предметной (цикловой) комиссии;
контрольные экземпляры всей действующей учебно-методической документации, входящей в круг деятельности комиссии;
- протоколы заседаний, решения, отчёты и другие документы, отражающие деятельность комиссии.
Необходимость ведения иной документации определяется комиссией самостоятельно.
7. Члены предметной (цикловой) комиссии имеют право:
- знакомиться с нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность комиссии;
- выступать с педагогической инициативой;
- вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса.
Члены предметной (цикловой) комиссии обязаны:
принимать участие в её работе,
посещать заседания комиссии,
выполнять принятые комиссией решения и поручения председателя комиссии.
Планирование работы предметных (цикловых) комиссий
Задачей планирования работы предметной (цикловой) комиссии является организация системной целостной деятельности преподавателей-членов комиссии, интегрированной в единый педагогический процесс факультета среднего профессионального образования (колледжа).
Планирование работы предметной (цикловой) комиссии должно осуществляться на принципах обоснованности целей и задач, системности, научности, непрерывности (параллельного сочетания текущего и перспективного планирования), сбалансированности плана и директивности (план приобретает силу закона после утверждения).
Инновационный подход к планированию проявляется в целеполагании, которое предполагает создание условий для саморазвивающейся педагогической деятельности преподавателей.
План работы предметной (цикловой) комиссии должен быть:
- конкретным (с указанием перечня мероприятий, сроками, ответственными);
реалистичным (планируемые задачи должны быть выполнимыми до конца года);
диагностичным (результат каждого из запланированных мероприятий может быть зафиксирован определенным образом и оценен по определённым показателям);
- предусматривать комплексность решения проблем (включать мероприятия, позволяющие корректировать выявленные в прошедшем году недостатки, мероприятия по профилактике возникновения аналогичных проблем в будущем; содержать преемственность целей и содержания работы предметной (цикловой) комиссии в прошлом учебном году и на планируемый период, преемственность целей и задач работы факультета среднего профессионального образования (колледжа) в целом и предметной (цикловой) комиссии, преемственность в работе комиссии и каждого члена комиссии);
- системным (все запланированные мероприятия должны являться отдельными аспектами решения основной методической проблемы (задачи) предметной (цикловой) комиссии.
План работы предметной (цикловой) комиссии на текущий учебный год формируется с учетом:
единого плана работы факультета среднего профессионального образования (колледжа) (по направлениям);
плана работы педагогического совета;
плана внутриколледжного контроля;
-анализа результатов промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов в предыдущем учебном году;
- ведущей методической темы колледжа, а также задачами, которые решает данная комиссия, приоритетных направлений экспериментальной и научной работы;
-индивидуальных планов преподавателей, входящих в состав предметной (цикловой)комиссии.
В плане работы отражается взаимодействие предметной (цикловой) комиссии с различными структурными подразделениями Московского университета имени С.Ю.Витте.
Ответственность за выполнение отдельных видов деятельности распределяется среди членов комиссии путём голосования и вносится в протокол.
В план работы предметной (цикловой) комиссии включаются мероприятия, предусматривающие содержание, сроки, планируемые результаты, а также исполнителей по основным направлениям деятельности:
организационная работа;
учебно-воспитательная работа;
- методическая работа, в том числе работа по повышению уровня профессионального мастерства;
- внеклассная работа.
Мероприятия планируются как общего, так и частного характера. К мероприятиям частного характера относится оказание конкретной методической помощи начинающим педагогическим работникам в составлении учебно-методической документации; в реализации современных педагогических технологий и т.п.
Мероприятия должны учитывать:
- потенциальные возможности каждого педагогического работника (стаж работы; производственный и методический опыт и т.д.);
-содержание работы комиссии.
К общим вопросам, решаемым во всех предметных (цикловых) комиссиях, относятся вопросы, связанные с развитием общих компетенций, навыков самостоятельной работы.
Содержание основных направлений деятельности
предметной (цикловой) комиссии
Организационная работа
Организационная работа включает в себя составление и обсуждение планов работы предметной (цикловой) комиссии, индивидуальных планов работы педагогических работников, графиков посещения учебных занятий, проведения открытых учебных занятий; обсуждение и утверждение экзаменационных материалов для проведения промежуточной аттестации, тематики курсовых и дипломных работ, мероприятия по утверждению учебно-программной, методической и планирующей документации,
материалов к аттестации педагогов, внесение предложений по распределению педагогической нагрузки, по аттестации педагогов - членов комиссии, проведение заседаний предметной (цикловой) комиссии и оформление их протоколами.
Учебно-воспитательная работа
В рамках учебно-воспитательной работы члены комиссии:
- определяют содержание учебного материала учебных дисциплин (модулей), его соответствие ФГОС СПО, требованиям современного рынка труда, достижениям науки и техники, в том числе содержание курсового и дипломного проектирования, лабораторных работ и практических занятий, содержание заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, содержание экзаменационных материалов;
- вносят обоснованные предложения по распределению часов учебной нагрузки в году, в семестрах, по определению соотношения между теоретическими и практическими видами учебных занятий;
- обеспечивают использование в образовательном процессе инновационных средств, методов и технологий обучения;
- анализируют качество организации и выполнения различных видов учебной работы обучающимися;
- определяют формы и условия проведения промежуточной аттестации, вырабатывают единые требования к оценке знаний и умений обучающихся, формируют фонд оценочных средств по специальностям;
- требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, выполняемой в ходе государственной итоговой аттестации;
- определяют единые требования к содержанию работы учебных кабинетов, лабораторий т д.;
-обеспечивают выполнение учебных планов и программ, работу куратора;
- анализируют итоги срезов знаний, текущей, промежуточной аттестации обучающихся;
- выявляют причины недоработок и осуществляют мероприятия по их устранению;
- осуществляют интеграцию образования с производством, наукой и культурой, способствующую воспитанию в процессе обучения и подготовки рабочих кадров и специалистов, сочетающую высокую нравственность и культуру с чувством социальной справедливости, профессионального достоинства и ответственности за результаты своего труда.
Методическая работа
Методическая работа рассматривается как основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на учебных занятиях и во внеучебной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Методическая работа направлена на методическое обеспечение учебных дисциплин (модулей), развитие интеллектуального потенциала педагогического работника, формирование его методической компетентности, а также на решение задач по повышению качества подготовки рабочих кадров и специалистов на основе комплексного подхода к совершенствованию преподавания, содержания, организации и методов обучения.
В рамках деятельности предметной (цикловой) комиссии педагогические работники выполняют два вида методической работы: учебно-методическую и научно-методическую.
Учебно-методическая работа направлена на совершенствование методического обеспечения образовательного процесса. Это разработка рабочих программ учебных дисциплин (модулей), учебно-методических пособий, рекомендаций по выполнению различных видов учебной работы студентов, по изучению отдельных тем и разделов, дидактических материалов, наглядных средств обучение, обучающих программ и других информационно-коммуникативных материалов.
Особое место при реализации ФГОС СПО занимают контрольно-оценочные средства, входящие в комплексное методическое обеспечение дисциплины (модуля) формирующие фонд оценочных средств. Участие в разработке фонда оценочных средств, также является частью учебно-методической работы педагогического работника.
Научно-методическая работа ориентирована на создание новых принципов и методов эффективного управления образовательным процессом.
Научно-методическая работа предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта в области педагогики и психологии, создание методики преподавания конкретной учебной дисциплины (модуля), творческое использование новых методов и форм обучения; на поиск и отражение в содержание учебного материала прогнозов развития отрасли, современных технологий и оборудования, достижений науки, культуры, экономики и техники.
Учебно-исследовательская работа и научно-исследовательская работа студентов, руководство их техническим и художественным творчеством рассматривается как форма научно-методической работы и повышение квалификации педагогического работника.
Методическая работа педагогического работника может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. К индивидуальным формам в первую очередь следует отнести все, что связано с самообразованием.
К общим направлениям самообразования относятся:
повышение педагогической квалификации путем изучения новейших знаний и передового опыта в области педагогики, психологии, методики и организации процесса обучения и воспитания обучающихся;
совершенствование теоретической и профессиональной подготовки по профессии/специальности и дисциплине (модулю) путем овладения новейшими научно-техническими знаниями и достижениями в соответствующей области науки, техники, технологии, экономики и организации труда, управления и производства;
расширение общекультурного кругозора и уровня обшей образованности в соответствии с личными запросами и интересами, способствующее гармоничному развитию личности.
Основные методы самообразования:
- самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;
- участие во всех формах методической работы колледжа;
- изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
взаимопосещение учебных занятий, участие в их обсуждении;
анализ своей работы и ее результатов, участие в научно-исследовательской и экспериментальной работе;
- разработка материалов по комплексному методическому обеспечению дисциплины (модуля), подготовка докладов, лекций и т. д.
14. Важной задачей предметной (цикловой) комиссии является совершенствование педагогического мастерства её членов, систематическое пополнение профессиональных, психолого-педагогических знаний педагогических работников; повышение их нравственного уровня; оказание помощи начинающим преподавателям; развитие принципов педагогики сотрудничества.
Решение этой комплексной задачи осуществляется при реализации всех направлений работы предметной (цикловой) комиссии через индивидуальные и коллективные формы методической работы.
15. Повышение квалификации педагогических работников предполагает:
- занятия на курсах, факультетах повышения квалификации и т.п.;
- изучение нормативно-правовых документов всех уровней;
- участие в научно-практических конференциях, семинарах- практикумах, мастер-классах, педагогических чтениях, конкурсах профессионального мастерства;
- подготовку к участию в научно-практических конференциях конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства;
- участие в мониторингах: социологических исследованиях и психологических тестированиях;
-организацию и проведение открытых учебных занятий, мастер-классов, семинаров, открытых внеклассных мероприятий;
- оказание методической помощи начинающим преподавателям;
научное руководство студентов в учебно-исследовательской работе (УИРС), в научно-исследовательской работе (НИРС);
рассмотрение и рецензирование учебно-программной документации, учебно-методических и научно-методических работ педагогических работников, аудиовизуальных и других пособий и материалов, применяемых в учебном процессе, а также научно-исследовательских работ студентов.
- изучение и обобщение передового опыта учебно-воспитательной, производственной и иной деятельности факультета среднего профессионального образования (колледжа);
-разработка центральной методической проблемы (темы) учебного года.
16. Внеклассная работа педагогических работников заключается в организации предметных и технических кружков, конкурсов, олимпиад, тематических вечеров, диспутов, конференций и др. мероприятий, имеющих профессиональную и отраслевую направленность, обеспечивающих повышение интереса к выбранной специальности, способствующих развитию общих и профессиональных компетенций студентов.
Контроль за деятельностью предметной (цикловой) комиссии
17. Организация контроля осуществляется с целью повышения эффективности деятельности предметной (цикловой) комиссии, направленной на повышение качества образовательного процесса.
18. К основным показателям оценки деятельности предметной (цикловой) комиссии относятся:
система формирования состава предметной (цикловой) комиссии;
рабочая документация предметной (цикловой) комиссии;
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
качество подготовки рабочих кадров и специалистов;
информационное обеспечение учебного процесса;
- система работы предметной (цикловой) комиссии по изучению, обобщению и распространению опыта работы лучших педагогических работников;
- повышение квалификации педагогических работников. 5.3. Контроль осуществляется посредством:
- посещения текущих и открытых учебных занятий, мастер-классов, предметных недель и других мероприятий, организованных в рамках деятельности предметной (цикловой) комиссии ;
- проверок результатов всех видов контроля знаний, умений, общих и профессиональных компетенций обучающихся и материалов для их организации и проведения, в том числе государственной (итоговой) аттестации;
- изучения планирующей, отчетной, учебно-программной и методической документации разработанной членами предметной (цикловой) комиссии.
Приложение 1
Примерная схема контроля работы предметной (цикловой) комиссии
1. Принцип распределения педагогической нагрузки между
преподавателями.
- сбалансированное распределение педагогической нагрузки между преподавателями;
- количество преподаваемых дисциплин (модулей), закрепленных за преподавателем.
2.Рабочая документация предметной (цикловой) комиссии:
- наличие рабочих учебных планов и программ, их соответствие требованиям ФГОС СПО;
- наличие плана работы предметной (цикловой) комиссии, протоколы заседаний, порядок рассмотрения и утверждения учебно-методической документации;
наличие у преподавателей календарно-тематических планов, их соответствие рабочим учебным программам и выполнение по журналам;
наличие, порядок утверждения материалов по промежуточной аттестации, перечень вопросов к экзаменам, утверждение экзаменационных билетов, проведение зачетов, итоговых контрольных работ, состояние учебных журналов, графики проведения контрольных работ и т.д.
3.Оценка качества подготовки рабочих кадров и специалистов:
анализ результатов ГИА;
анализ результатов промежуточной аттестации;
анализ срезов текущего контроля знаний обучающихся;
выполнение требований ФГОС СПО к результатам и качеству оценивания освоения образовательной программы СПО, к её структуре и условиям реализации;
- система работы преподавателя по проверке освоения общих и профессиональных компетенций, приобретенных знаний и умений; виды и формы проверки, периодичность проверки, охват обучающихся проверкой; востребованность выпускников на рынке труда.
4.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
- внесение уточнений и изменений в рабочие учебные программы с точки зрения специфики отрасли и конкретных условий производства;
- распределение часов и определение направлений использования вариативной части образовательной программы СПО в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности ПОО;
- участие членов комиссии в написании учебников и учебных пособий, учебных программ;
- издание методических рекомендаций, пособий педагогическими работниками ПОО для использования в образовательном процессе;
- рассмотрение и обсуждение учебников и учебных пособий, учебно- программной документации, отзывов и рецензий на них;
- работа комиссии над созданием учебно-методической и учебно- программной документации по обеспечению учебных дисциплин (модулей) в соответствии с ФГОС СПО;
- порядок проведения курсового и дипломного проектирования, анализ проектов (работ) по содержанию и оформлению, объем записки и графической части, защита и хранение.
5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Организация работы кабинетов и лабораторий; выполнение лабораторных работ и практических занятий, соответствие их перечня рабочим программам, наличие утвержденных методических указаний по проведению лабораторных и практических работ.
6.Информационное обеспечение учебного процесса:
- наличие учебной литературы по специальностям / профессиям подготовки;
- обеспеченность обучающихся основной и дополнительной учебной литературой в целом по каждой дисциплине;
- электронные источники информации.
7.Система работы предметной (цикловой) комиссии по изучению, обобщению и распространению опыта работы лучших педагогических работников:
- оказание помощи начинающим преподавателям и мастерам производственного обучения в овладении педагогическим мастерством;
проведение открытых уроков, мастер- классов; семинаров, конференций;
анализ взаимопосещений и открытых уроков и др мероприятий;
8.Повышение квалификации педагогических работников: - стажировка на ведущих предприятиях (в организациях) города Москвы, предоставляющих возможность для ознакомления с
перспективными инновационными технологиями, для приобретения опыта работы на современном производстве.
повышение квалификации, в том числе на кафедрах отраслевых вузов;
участие в работе городских методических объединений, городских мероприятиях по обобщению и трансляции передового педагогического опыта, работе экспериментальных площадок.
|
Ю.С.Руденко
|
|
Н.Д.Зябухина
|
|
А.Т.Давлетшин
|
|