Скачать 155.04 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Подпорожский политехнический техникум» Методические рекомендации по организации работы методических комиссий «Подпорожского политехнического техникума» в условиях реализации ФГОС Автор: Першина Н.Ю., председатель методической комиссии 2014 Введение В настоящее время методическая работа в образовательных организациях является одним из основных направлений деятельности, способствующим повышению уровня профессионализма педагогических работников, росту качества обучения и воспитания, формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, позволяющих им уверенно чувствовать себя в профессиональной деятельности. Для решения поставленной задачи необходимы современные педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные и интерактивные методы обучения. В связи с этим деятельность преподавателя и мастера производственного обучения техникума сопровождается постоянными изменениями в педагогической теории и практике учебно–воспитательного процесса. Педагогам приходится участвовать в разработке различных вариантов содержания образования, искать средства повышения эффективности обучения и воспитания, самостоятельно моделировать педагогический процесс в рамках собственной дисциплины, междисциплинарного курса. Анализ деятельности методических комиссий за прошедшие после введения ФГОС годы показал, что в организации образовательного процесса преподаватели, мастера производственного обучения техникума используют элементы таких современных педагогических технологий, как: технология критического мышления, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, технология проблемного обучения, технология парного обучения, информационные технологии, технология коллективного способа обучения, технология разноуровнего обучения, личностно-ориентированная и компетентностно-ориентированная технологии и др. В деятельности целого ряда педагогов просматривается применение активных и интерактивных методов обучения, что является непременным требованием педагогической науки современности. Тем не менее, достижение оптимальных результатов образовательной деятельности техникума и качества профессионального образования невозможно без постоянного поиска наиболее эффективных форм проведения занятий, совершенствования всех направлений деятельности коллектива техникума, в том числе и методического. В условиях реализации ФГОС общей целью методической работы техникума является подготовка высококвалифицированных специалистов современного уровня, научно-методическое обеспечение образовательного процесса с учетом проводимых, планируемых и предполагаемых изменений в системе образования. Работа методических комиссий техникума должна быть спланирована в соответствии с этой целью и ЕМТ (единой методической темой) «Проектирование механизмов оценки качества подготовки специалистов в условиях компетентностно-ориентированного обучения». В связи с этим в работе методических комиссий требуются значительные изменения в следующих направлениях: - организация деятельности комиссий; - повышение ответственности педагогов за результаты обучения, воспитания студентов и формирования у них компетенций; - осуществление внутреннего контроля учебно-воспитательного процесса; - углубленный анализ деятельности комиссий в целом и каждого члена комиссий в отдельности; - решение возникающих проблем средствами, соответствующими достижениям современной педагогической науки (наиболее сложными из имеющихся проблем являются: повышение мотивации студентов к учебе, процесс формирования и измерения общих компетенций, создание условий для проведения работы по ориентации первокурсников на избранную ими профессию или специальность. В поле зрения методических комиссий остаются и такие задачи, которые можно рассматривать как постоянные: - изучение индивидуальных особенности каждого обучающегося; -обучение студентов методам самостоятельной работы для совершенствованием своих знаний; -формирование духовно-нравственных качеств; - повышение педагогического мастерства и квалификации педагогов и др. Значительное место в работе комиссий занимают учебно-организационные вопросы, а непосредственно на председателей МК возлагаются вопросы анализа работы и организации контроля деятельности членов комиссий. Особенностью работы методических комиссий в этом учебном году является необходимость включения в план вопросов, связанных с реализацией цели и задач новой ЕМТ. К ним относятся: -разработка проекта «Оценивание общих компетенций в условиях реализации ФГОС»; -разработка, апробация и внедрение дистанционного и электронного обучения; -разработка программы по обучению экстернов; -разработка системы подготовки к олимпиадам профессионального мастерства WorldSkills; -разработка модели оценивания общих компетенций через социально-культурное проектирование. Перечисленные вопросы должны найти отражение в планах работы методических комиссий. Примерная структура плана работы предметной цикловой комиссии и содержание отдельных ее направлений даны в виде схемы (см. схему 1 ниже) Схема 1 Примерная структура плана работы МК Приступая к составлению плана работы на год, председатель комиссии должен: -проанализировать итоги предыдущего учебного года, выявив «узкие» места и проблемы; -определить цель и основные задачи методической комиссии на текущий учебный год; -наметить общие мероприятия и примерные индивидуальные задания членам комиссии, исходя из общих задач с учетом потенциальных возможностей каждого (стаж работы, специальный и методический опыт, итоги аттестации, внутритехникумского контроля и т.д.). 1.Анализ работы комиссии за учебный год. Учебный год завершается отчетом председателя о работе комиссии, представляющем собой анализ ее деятельности. В него входят следующие разделы: -степень выполнения намеченного плана; -указание на конкретные проблемы, которые удалось решить; - уровень усвоения студентами учебных дисциплин; - определение характерных пробелов в знаниях, умениях и навыках студентов по результатам итоговой аттестации (для выпускников), защиты курсовых и контрольных работ, дифференцированного зачета и других форм промежуточной аттестации за год (для переходящего контингента); -выводы об изменениях в квалификации членов комиссии; -ответ на вопрос, в какой мере деятельность комиссии способствовала совершенствованию учебного процесса; -указание на нерешенные проблемы. Каждое положение необходимо подкрепить примерами, цифрами, дать сравнения с прошлым учебным годом. Анализ должен содержать данные, кем и за счет чего достигнуты положительные результаты или причины снижения качества работы. Основным в анализе работы должен быть акцент на качество профессиональной или базовой подготовки студентов. К анализу прилагается сводная информация о работе членов комиссии над индивидуальной методической и исследовательской темами, показатели работы МК, статистический отчет о работе комиссии за год (приложения 3, 4,8,9) 2.Организационная работа. Значительной по объему является организационная работа. Содержание этого направления работы дано в схеме (см. схему 2 ниже) Схема 2 Организационная работа МК Подбор и оформление документов и материалов по учебно-методическим вопросам по учету и контролю Отчеты, протоколы и т.д.
Составление и обсуждение Планы работы
Графики
Работа со студентами
Подготовка и проведение заседаний 3.Учебно-воспитательная работа Для правильного планирования и организации учебно-воспитательной работы председатель комиссии должен провести анализ ее итогов за прошедший учебный год, отмечая плюсы и минусы этой работы, и предложить иные пути устранения недостатков, используя как индивидуальную работу с педагогами, так и обсуждение отдельных вопросов на заседаниях. Главным в учебной работе должен стать анализ уровня базовой и профессиональной подготовки будущих специалистов, определение основных пробелов и мер по их устранению, подбор методов формирования общих и профессиональных компетенций, адаптация первокурсников к условиям обучения в техникуме, повышение уровня мотивации студентов к учебе. Большое внимание нужно уделять разработке мероприятий по обеспечению повышения качества обучения и воспитания, улучшению воспитательной работы в процессе обучения, совершенствованию практической подготовки студентов, их экспериментальной и научной работы. Схема 3. Учебно-воспитательная работа МК АНАЛИЗ качества теоретического обучения
АНАЛИЗ качества практического обучения
АНАЛИЗ качества воспитательных мероприятий по предметам и специальности
АНАЛИЗ конечного труда преподавателя
4.Научно-исследовательская и методическая работа Научно-исследовательская и методическая работа (см. схема 4) - одно из основных направлений деятельности комиссии, результатом которого должен стать единый подход к совершенствованию методики обучения и воспитания. Достичь этого можно, обмениваясь опытом, обсуждая статьи в научно-методических журналах; рассматривая итоги взаимопосещения занятий, контроля обучения и воспитания; участвуя в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, организуя исследовательскую работу студентов и т.п. Каждый член комиссии избирает для разработки конкретную методическую тему по совершенствованию учебно-воспитательной работы или профессиональных педагогических знаний и вопрос для исследования. Председатель методической комиссии оказывает консультативную помощь в подборе тем, планировании методической и исследовательской работы, оценивает работу членов комиссии в этих направлениях и разрабатывает методические рекомендации преподавателю/мастеру п/о. Следует разграничивать понятия «индивидуальная методическая тема» и «исследовательская тема» (см. файл «Дополнительная информация») Научно-исследовательская и методическая работа МК На заседаниях комиссии
Индивидуальная работа члена комиссии над методической и исследовательской темами Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
Анализ посещенных занятий (мероприятий)
ние квалификации Улучшение методической работы комиссии невозможно без эффективной системы повышения квалификации преподавателей и других работников техникума. Основой этой работы должно стать изучение принципов обучения и воспитания студентов, совершенствование методики преподавания, знания основ педагогики и психологии, методов саморазвития и саморефлекции. Повышение квалификации предполагает изучение нормативных документов всех уровней; участие педагогов в разработке единой методической темы техникума и реализации ее цели и задач; научное руководство учебно-исследовательской деятельностью студентов; индивидуальная научно-исследовательская работа в составе научного общества техникума; участие в социальных исследованиях и психологических тестированиях; обучение на курсах повышения квалификации; стажировка на предприятиях, кафедрах отраслевых вузов. Новым направлением работы комиссий в этом разделе станут поиски (самостоятельные и коллективные) возможных мест повышения квалификации, составление банка данных предприятий, учреждений, организаций, проводящих такую работу. Повышение квалификации без отрыва от работы может организовываться как индивидуально для каждого педагога, так и путем проведения общих мероприятий. Это направление тесно связано с изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта. При индивидуальном повышении квалификации педагога без отрыва от работы необходимо определить форму завершения обучения: написание отчета, конспекта, статьи, выступление на заседании комиссии, проведение открытого урока или мероприятия и т.д. При планировании общих мероприятий по повышению квалификации необходимо учитывать общетехникумовские планы и работу над ЕМТ. Исходя из этого, намечаются цели и тематика открытых уроков, взаимопосещений, семинаров, совместных заседаний методических комиссий, педагогических чтений, научно-практических конференций, школ передового опыта, школ молодого специалиста и т.д. (см. схему 5) Схема 5 Повышение квалификации, изучение и обобщение передового педагогического опыта Передовой педагогический опыт работы МК ИЗУЧЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ
6.Контроль учебно-воспитательного процесса. Оценка качества подготовки специалистов Контроль всех видов деятельности членов методической комиссии имеет первостепенное значение, а результативность зависит от правильной его организации. Контроль выполнения учебных планов и программ осуществляется самими педагогическими работниками и заместителем директора по учебной работе. Главным звеном в контроле является проверка качества проведения занятий, выявление их направленности на формирование компетенций студентов, эффективности внеклассных мероприятий. При составлении графика такого контроля необходимо четко формулировать цели проверок, которые могут основываться на целях, определенных общим планом контроля техникума. При планировании необходимо предусмотреть контроль по следующим направлениям: -комплексно-методическое обеспечение дисциплины; -контрольно-оценочные средства сформированности общих и профессиональных компетенций; -совершенствование форм и методов обучения и воспитания студентов, инновации в работе педагога; -повышение качества знаний, улучшение организации самостоятельной работы студентов; -привитие студентам навыков исследовательской работы; -система подготовки студентов к конкурсам и олимпиадам; -организация дистанционного и электронного обучения; -методическое оформление урока; -психологический климат урока; -выполнение Устава техникума, единых требований, решений педсовета, совета руководства, методической комиссии. Периодически необходимо проверять эффективность повышения профессиональной и методической квалификации. Результатом контрольных мероприятий председателя должен стать глубокий, объективный анализ проверок, выводы, сделанные по их результатам. Вся последующая работа комиссии должна обеспечить устранение отмеченных в ходе контроля недостатков. Необходимо своевременно информировать преподавателей о ходе проверок (см. схему 6) Схема 6. Контроль учебно-воспитательного процесса в МК. Оценка качества подготовки специалистов Выполнение учебных планов и рабочих программ
Оценка качества преподавания Оценка качества воспитательных мероприятий по дисциплинам и специальностям
Качество методической работы и повышения квалификации
Список литературы 1. Зайцев Р.С. Методические рекомендации по организации работы предметных цикловых комиссий в НОУ СПО «Владимирский техникум экономики и права Владкоопсоюза» 2. Методическая работа ГАОУ СПО «Тюменский торгово-экономический техникум» 3. Методическая работа ГАОУ СПО «Смоленский политехнический техникум» 4.Пидкасистый А. Педагогика. Учебное пособие. М: Педагогическое общество России. – 1998 5. Чикунова Г.К. Подготовка учителя к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации: Автореферат Москва. 2003. 6. Департамент образования Москвы. Методические рекомендации по организации работы предметной (цикловой) комиссии |
Карталинского многоотраслевого техникума Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;22. 02. 06 Сварочное производство |
||
Свердловской области Методические рекомендации предназначены для обучающихся техникума, осуществляющих подготовку выпускной квалификационной работы (дипломной... |
Методические рекомендации по оформлению дипломных проектов для специальностей:... Калужского техникума электронных приборов, преподавателей – руководителей дипломных проектов и председателей цикловых комиссий |
||
Методические рекомендации по освоению учебного материала и организации... Фгос спо по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ... |
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... |
||
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для... Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 33. 02. 01 Фармация для организации их деятельности при выполнении... |
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... |
||
Методические рекомендации По выполнению домашней контрольной работы... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... |
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации... |
||
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению домашней... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... |
Методические рекомендации по организации образовательного процесса... ... |
||
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по английскому... Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Псковского государственного политехнического института |
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности... Цель данных методических рекомендаций – дать разъяснения по наиболее актуальным вопросам реализации внеурочной деятельности и её... |
||
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы... Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям... |
Методические указания по выполнению практических работ для специальности... Составлены в соответствии с фгос спо-3 по специальности 21. 02. 15 Открытые горные работы и рабочей программой дисциплины «Информационной... |
Поиск |