ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
|
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
(«ГБОУ СПО СО «УКСАП»)
|
Утверждаю зам. директора по ИР
_________________/Т.А. Прилуцкая/
Методические рекомендации о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению рабочих программ учебных дисциплин на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования
Рассмотрено на заседании
методического совета колледжа
протокол № 3 от «19» октября 2011 г.
Екатеринбург
2011
Настоящие методические рекомендации устанавливает порядок разработки, требования к построению и оформлению содержания, процедуру рецензирования, экспертизы, утверждения и продления сроков действия рабочих программ учебных дисциплин в ГБОУ СПО СО «УКСАП».
Методические рекомендации предназначены для руководителей методических объединений, председателей цикловых комиссий и преподавателей, ответственных за проведение учебных занятий по учебным дисциплинам, включенным в рабочие учебные планы специальностей колледжа.
Организация разработчик: ГБОУ СПО СО УКСАП
Разработчики: учебно-методический отдел
Содержание
1. Общие положения
|
4стр
|
2. Основные понятия
|
5стр
|
3. Требования к содержанию и оформлению программы.
|
6стр
|
4. Согласование программ
|
8стр
|
5. Рецензирование и экспертиза программ
|
8стр
|
6. Утверждение и регистрация программ
|
9стр
|
7.Тиражирование и распространение
|
9стр
|
8. Обновление программ
|
9стр
|
Приложение
|
10стр
|
1. Общие положения
Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих нормативных документов:
Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008г.№543.
Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденный директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко 27 августа2009г.
Ответственность за соответствие программы требованиям ФГОС СПО/НПО и современному состоянию образования и науки несёт методическое объединение и предметная комиссия, за которыми закреплено обучение данной дисциплине, эксперты и рецензенты.
Ответственным за своевременность разработки, качество и достаточность содержания программы является преподаватель, назначенный осуществлять занятия на текущий учебный год в соответствии с распределением нагрузки в колледже.
В основу разработки программы должны быть положены:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего или начального профессионального образования;
Основная профессиональная образовательная программа по специальности;
рабочий учебный план колледжа по специальности или выписка из него;
примерная программа, рекомендованная Минобразования РФ (если она имеется в наличии);
При разработке программы должны быть учтены:
содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразования РФ;
требования социальных партнёров – потенциальных работодателей выпускников;
ожидания студентов и их родителей;
содержание программ дисциплин, изучаемых параллельно, на предыдущих и последующих этапах обучения (междисциплинарные связи);
новейшие достижения в данной области, опубликованные в литературе и периодических изданиях, а также результаты собственной научной деятельности, других специалистов и ученых;
специфика внутренних условий – уровень развития студентов, особенности изучаемых предметов или тем, имеющиеся в колледже средства обучения, информационная, методическая и материальной база колледжа; возможности самого педагога.
В зависимости от того, к какому циклу относится данная дисциплина, программа может быть общей для всего колледжа или отделения либо только для конкретной специальности.
2.Основные понятия.
Компетентностный подход - российский аналог западноевропейской концепции образования, основанного на компетенциях (competence-based education, СВЕ – подход), где модель специалиста представляет собой определённый набор компетенций (компетентностей), которыми должен овладеть выпускник. В процессе профессиональной подготовки он не противопоставляется знаниецентричному, системодеятельностному и культуроцентричному подходу, а дополняет их, предполагая организацию образовательного процесса, где усиливается проблемно-исследовательская, практико-ориентированная направленность, все виды студенческой практики приобретают прикладной характер и связаны с выполнением проектов, ориентированных на запросы работодателей. Компетентностный подход позволяет учитывать интересы различных социальных групп, судить о соответствии подготовки выпускника не по результатам включения его в реальную трудовую деятельность, а уже в самом учебном заведении.
Компетенции – сложные обобщённые культуросообразные способности, системное проявление знаний, умений и качеств. В отличие от личностных способностей (например, смелости, находчивости), которыми индивид не пользуется в конкретной работе, компетенции – требования и характеристики образовательной подготовки (например, способности к анализу и синтезу, способность решать проблемы с привлечением знаний из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия).
Общие компетенции – инвариантные для всех направлений, несвязанные строго с профессиональной сферой компетенции, необходимые для всех социальных групп (в данном случае для выпускников и работодателей), акцентирующие общее развитие личности. Общие компетенции формируются системно за счет интегрирования их в целостный образовательный процесс, в частности за счёт таких вне содержательных аспектов как самостоятельная работа студентов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, и т.п.
Профессиональные компетенции отражают специфику определенной профессии, их «адресность» определенным квалификациям, специальностям и специализациям, вариативны по областям профессиональной сферы, связанные с предметом умения, соответствующие методы и технические приемы, присущие различным областям.
Деление компетенций на общие и профессиональные отражает принятое и ранее деление на общеобразовательную и профессиональную подготовку, соотносится с требованиями к академической подготовленности и профессиональной подготовленности.
Профессиональная компетентность - закреплённый в знаниях и умениях опыт самостоятельного осуществления известных и творческих способов профессионально-ориентированной деятельности. В отличие от квалификации (системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих типовые виды профессиональной деятельности в стабильных условиях), компетентность (не исключая квалификации) проявляется в способности и пригодности к эффективному разрешению профессиональных, социальных, личностных проблем в быстро меняющихся обстоятельствах, в ситуации кризиса, к управлению гибкими, междисциплинарными проектами.
Междисциплинарность - это не межпредметное согласование материала, а построение целостной модели изучения, направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких курсов с целью развития системного критического профессионального мышления, формирования умения видеть объекты или явления в разных аспектах, в единстве межпредметных связей и отношений, способности применять эти умения.
3. Требования к содержанию и оформлению программы
Программа должна содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
сведения об утверждении программы;
область применения;
цели и задачи;
место дисциплины в учебном процессе;
нормативная трудоемкость дисциплины;
сводные данные об основных разделах дисциплины и распределении часов по видам занятий;
тематический план и содержание учебной дисциплины, включающий наименование разделов и тем с указанием запланированного уровня их усвоения, а также виды работы, в том числе: теоретические занятия; практические занятия; лабораторные занятия; другие виды аудиторных занятий (если предусмотрены); курсовой проект (работа) (если предусмотрена); другие предусмотренные программой виды самостоятельной работы; рекомендуемая литература; методический материал;
диагностику учебного процесса, включающую показатели результатов обучения, показатели и критерии их оценки, а также формы и методы контроля.
Организация аудиторных занятий
При отборе и построении содержания дисциплины рекомендуется системно структурный подход . То есть изучение объекта, явления или процесса строится на понимании того, что все они по сути системы, система же не может быть изучена без изучения её частей, равно как и части не изучаются вне системы, что помогает, преодолевая сложившиеся стереотипы, развивать критическое системное мышление.
В рабочих программах учебных дисциплин, для усвоении содержания, рекомендуется планировать деятельностный подход с развивающим характером учебного труда, включающий проблемные, задачные, исследовательские, проектные методы, эффективность применения которых обеспечивается такими дидактическими принципами как личностная значимость, системность, проблемность, контекстность, вариативность.
В целях реализации компетентностного подхода использовать в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
В программе указываются условия допуска к зачётам и экзаменам, курсовой работой (проектом) (если таковые предусмотрены).
Организация лабораторно-прктических занятий
При выборе содержания и объѐма лабораторно-практических работ преподаватель исходит из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
Лабораторно- практические занятие проводится в учебных кабинетах или
специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т.п.).
Продолжительность занятия не менее двух академических часов.
Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо
самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый
преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени
овладения студентами запланированными компетенциями. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично- поисковый и поисковый характер.
Формы организации студентов на лабораторных работах и
практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Организация самостоятельных внеаудиторных занятий(СВЗ)
Методика организации (СВЗ) зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.
Процесс организации (СВЗ) включает в себя следующие этапы:
- подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования);
- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы)
- заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
Преподаватель в процессе организации самостоятельной работы обучающихся знакомит:
с методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;
с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы студентов;
формирует:
умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений;
развивает навыки работы с учебником, классическими первоисточниками и современной литературой;
проводит групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы;
осуществляет систематический контроль выполнения студентами самостоятельной работы;
проводит анализ и дает оценку работы.
Программу оформляют в соответствии с приложением (см. приложение1).
4. Согласование программ
Согласующими сторонами являются: методический совет, методические объединения, предметные комиссии, предприятия и организации, на базе которых проводятся практические занятия или различные виды практик, а также потенциальные работодатели. При этом рекомендуется процесс согласования начинать на стадии формулирования цели и определения основных разделов программы.
5. Рецензирование и экспертиза программ
Рецензирование и экспертизу программы осуществляют при её разработке или пересмотре с разработкой новой редакции. Рецензентами и экспертами рекомендуется назначать ведущих специалистов потенциальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю специальности, ведущих специалистов научно-исследовательских и других организаций по профилю дисциплины либо профессоров (доцентов) аналогичных по профилю кафедр вузов и преподавателей колледжей.
Рецензент и эксперт представляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем соответствие содержания программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта, современному уровню и тенденциям развития науки и производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесообразность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном процессе.
6. Утверждение и регистрация программ
Проект программы должен рассматриваться на заседании методического объединения, предметной комиссии путем обсуждения сообщения автора (составителя) программы, заслушивания отзыва рецензента и эксперта, выступления оппонента. Оппонента назначают из числа опытных преподавателей либо представителей заказчиков-работодателей. После утверждения и занесения в протокол методического объединения, комиссии , программа регистрируется в реестре методического совета колледжа и утверждается директором колледжа.
Переутверждение программ должно производиться ежегодно до начала семестра на заседании методического объединения, предметной комиссии с возможным внесением изменений, которые прикладывают к программе.
7.Тиражирование и распространение
10.1 Количество экземпляров утвержденной программы и распределение их определяют следующим образом:
- экземпляр №1 – контрольный, хранится в учебно-методическом отделе;
- экземпляр №2 – рабочий, для пользования преподавателей и студентов колледжа, хранится в библиотеке на бумажном носителе и сервере колледжа на электронном носителе;
- экземпляр №3 – авторский.
Учтенные экземпляры должны нумероваться, и в них должны вноситься изменения после каждого переутверждения.
Копирование и передача программ другим образовательным учреждениям может быть осуществлена только с разрешения заместителя директора по учебной работе.
8. Обновление программ
Программы должны непрерывно обновляться путем внесения изменений перед очередным переутверждением. Основанием для внесения изменений могут быть:
самооценка автора (составителя) программы;
предложения преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплине, по результатам работ в семестре;
предложения методической службы по результатам посещения и обсуждения занятий.
Изменения должны оформляться документально и вноситься во все учтенные экземпляры.
При накоплении относительно большого числа изменений или внесении существенных изменений в программу должна разрабатываться вторая (или очередная) редакция программы, которая подвергается процедуре утверждения, рецензирования, перерегистрации (в части года) как и при рассмотрении первой редакции.
Программы, исключенные из учебного плана дисциплин, хранятся в архиве колледжа.
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
|
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
(«ГБОУ СПО СО «УКСАП»)
|
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора _________ /_____________ /
«___»____________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________________________________________________________________
название учебной дисциплины
20….г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) и/ или ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования __________________________________________________________________
код наименование специальности
и примерной программы по дисциплины (при наличии) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
разработанной и утвержденной
Организация-разработчик рабочей программы: ГБОУ СПО СО «УКСАП»
Разработчики:
_____________________________________________
Ф.И.О. должность
_________________________________________________
Ф.И.О. должность
_________________________________________________
Ф.И.О. должность
Эксперты:
______________________________________________________________________
Ф.И.О. должность место работы
______________________________________________________________________
Ф.И.О. должность место работы
______________________________________________________________________
Ф.И.О. должность место работы
Рассмотрено на заседании методического объединения/предметной комиссии
____________________________________________________________________
Название МО или ПК
Протокол № ___ от «____»____________ 20____г
Руководитель МО/ председатель ПК _________________________
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
|
|
2.Структура и содержание учебной дисциплины
|
|
3.Условия реализации учебной дисциплины
|
|
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
|
|
|
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
__________________________________________________________________
название дисциплины
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности СПО/ профессии НПО (и с ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ СПО/ НПО с учетом профиля получаемого профессионального образования)
___________________________________________________________________ .
указать специальность/профессию
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована ____________________________________________________________________
указать возможности использования программы в основном или дополнительном профессиональном образовании
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП______________________
______________________________________________________________________
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу:
обязательная часть циклов или вариативная часть циклов ОПОП
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:_________________________________________________________________
знать:_________________________________________________________________
Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с перечисленными в п. 1.ФГОСов по специальностям
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальная учебной нагрузки обучающегося _______ часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка ______ часов;
самостоятельная работа ______ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
*
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
*
|
в том числе:
|
|
Лабораторно-практические работы
|
*
|
контрольные работы
|
*
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
|
*
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
*
|
в том числе:
|
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
|
*
|
………………
………………
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).
|
*
*
|
Итоговая аттестация в форме (указать)
в этой строке часы не указываются
|
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ______________________________________________
наименование
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1.
|
|
|
|
Тема 1.1.
|
Содержание учебного материала
|
*
|
1
|
………….
|
|
**
|
Лабораторно-практические работы
|
*
|
|
Контрольные работы
|
*
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
*
|
Тема 1.2.
|
Содержание учебного материала
|
*
|
1
|
………….
|
|
**
|
Лабораторно-практические работы
|
*
|
|
Контрольные работы
|
*
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
*
|
Раздел 2.
|
|
*
|
Тема 2.1.
|
Содержание учебного материала
|
*
|
1
|
………….
|
|
**
|
Лабораторно-практические работы
|
*
|
|
Контрольные работы
|
*
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
*
|
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
|
*
|
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
|
*
|
Всего:
|
*(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы)
|
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Занятия по учебной дисциплине проводятся в
_____________ _______________________________________________________
название учебного кабинета лаборатории , мастерской
Оборудование : ________________________________________________________
перечень оборудования
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, методических рекомендаций преподавателей
Основные источники: _______________________________________________
Методические рекомендации преподавателей:___________________________
Интернет-ресурсы :__________________________________________________
Дополнительные источники: _________________________________________
После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.
3.3 Требования к организации образовательного процесса
Описывается организация учебного процесса и режим занятий, в том числе отражаются:
формы и процедуры текущего контроля знаний, система оценок, в том числе шкала отметок, возможности рейтинговых и/или накопительных систем оценивания;
организация консультаций;
формы проведения аудиторных занятий
организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
и др.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения – это формулировки того, что именно должен знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании программы обучения.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и т.д
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания, опыт деятельности)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта примерной программы
|
|
Результаты переносятся из паспорта примерной программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе учебной дисциплины.
|