Корпоративная социальная ответственность
|
Минобрнауки России
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
|
Институт управления
|
Кафедра экономики и менеджмента
|
Управленческая ситуация 1
Интрига спора о взаимосвязи этики и управления в условиях рыночной экономики восходит к основоположнику политической экономики Адаму Смиту (1723-1790). Две его основные работы представляют две основные точки зрения, до сих пор господствующие в дискуссиях по этому вопросу. В работе «Теория нравственных чувств» (1759) Адам Смит писал: «Каким бы эгоистичным, по нашим предположениям, ни был человек, в его натуре, несомненно, заложены принципы, благодаря которым он заинтересован в счастье других людей, и это счастье необходимо ему, хотя он ничего из этого не извлекает, кроме удовольствия видеть это». Фактически это означает признание, что человек по своей природе альтруист, т.е. заботящийся прежде всего о благе ближнего.
Однако тот же Адам Смит более известен как автор совершенно другого высказывания из работы «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776): «Мы ожидаем своего обеда не от благоволения мясника, пивовара или пекаря, а от их заботы о собственной выгоде». Здесь Смит признавал «невидимую руку» рыночной конкуренции первичной в регулировании человеческих отношений и утверждал, что служа себе, своему эгоизму, люди служат своим ближним лучше, чем если бы они сознательно стремились к тому.
Задание. Дайте свою оценку двум точкам зрения Адама Смита. Верно ли, что менеджер, являющийся сторонником управления на основе доктрины свободного рынка в традициях Смита, должен побуждать людей быть эгоистичными? Какой работник способен к более эффективному труду – эгоист или альтруист?
Источник: Панфилова А.П. Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / под ред.проф. В.П. Соломина. – СПб. Питер, 2004. – С. 92–93.
|
Минобрнауки России
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
|
Институт управления
|
Кафедра экономики и менеджмента
|
Управленческая ситуация 2
Управление персоналом – одна из сфер менеджмента, где этика управления является основой предупреждения и разрешения как производственных, так и социальных конфликтов. Например, в ситуации, когда наниматель, заботясь об эффективном развитии организации, вынужден вкладывать средства в профессиональную подготовку своего персонала. Дело это дорогостоящее и, предположим, наниматель А может предпочесть, чтобы наниматель В занимался профессиональным обучением работников, а потом он, наниматель А, мог переманить к себе готовых специалистов. Head hunting («охота за головами», или переманивание) – достаточно распространённый способ решения кадровых проблем. Однако и наниматель В может рассуждать аналогичным образом. Но если каждый будет рассуждать подобным образом, то в итоге они попадут в ситуацию, которая не устроит никого. Рынок труда лишится профессионально подготовленных кадров.
Задание. Поясните, чем, по вашему мнению, может быть продиктовано решение предпринимателей А и В вкладывать средства в обучение своего персонала: эгоистической заботой о своей прибыли или альтруистическими целями поддержания высокого профессионального уровня рынка труда.
Источник: Панфилова А.П. Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / под ред.проф. В.П. Соломина. – СПб. Питер, 2004. – С. 93–95.
|
Минобрнауки России
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
|
Институт управления
|
Кафедра экономики и менеджмента
|
Управленческая ситуация 7
«Брукфилд Корпорейшн» управляет одним из заводов, параметры которого полностью соответствуют местным требованиям к уровню выброса токсических веществ, установленным десять лет тому назад. Оборудование завода проверяется ежегодно, и выбросы токсических веществ всегда были и остаются ниже допустимого уровня.
Опираясь на недавно опубликованное исследование, один из инспекторов отдела контроля качества компании доказывает, что кумулятивный эффект загрязнения среды выбросами завода представляет опасность для здоровья населения. Он считает, что местные власти и представители общественности согласились бы с ним, если бы им стало известно об этих исследованиях в тот момент, когда устанавливались первоначальные нормы.
Хотя кто-то в компании и поддерживает его точку зрения, большинство инспекторов из отдела контроля качества с ним не согласны.
Изменять технологический процесс было бы слишком накладно – это неизбежно вызвало бы существенное сокращение рабочих мест, а завод является крупнейшим работодателем в этом небольшом городе.
Задание. Подумайте, что следует сделать руководству коми, а) изменить технологический процесс, чтобы добиться более уровня выброса токсических веществ; б) обсудить новые данные с официальными представителями местных органов здравоохранения и ужесточить нормы, если они признают данные убедительными; в) оставить все как есть.
Источник: Панфилова А.П. Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / под ред.проф. Соломина В.П. – СПб. Питер, 2004. – С. 104–105.
|
Минобрнауки России
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
|
Институт управления
|
Кафедра экономики и менеджмента
|
Управленческая ситуация 8
Инспектор не удовлетворен решением компании и считает, что она подвергает здоровье местных жителей неприемлемому риску. Он передает служебную информацию компании в прессу, и его взгляды на эту проблему широко цитируются в местных газетах. Этот инспектор проработал в компании 14 лет, и его послужной список является образцом для других.
Задание. Подумайте, что следует сделать руководству компании в этом случае: а) настоять на том, чтобы инспектор подал в отставку; если он откажется, его следует уволить; б) настоять на том, чтобы он согласился на новое назначение (другое место работы) на одном из заводов компании; в) не предпринимать ничего.
Возможное развитие управленческой ситуации 8. В США строго контролируется выполнение законов, и одним из способов контроля является практика осведомительства (whistleblowing), когда должностные лица обязаны свидетельствовать о незаконном или неэтичном образе действий руководства или сотрудников компании. Скорее всего, руководство компании в такой ситуации примет решение, исходя из тех принципов, которые провозглашены в корпоративном кодексе этики.
Источник: Панфилова А.П. Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / под ред.проф. Соломина В.П. – СПб. Питер, 2004. – С. 105.
|
Минобрнауки России
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
|
Институт управления
|
Кафедра экономики и менеджмента
|
Управленческая ситуация 9
Руководство ЗАО «Рикор Холдинг», переманивая специалистов уровня топ-менеджеров, при приеме кандидата на работу полностью соглашается на его условия. По истечении испытательного срока сотрудника переводят на более низкую должность с понижением заработной платы, мотивируя это решение некомпетентностью работника.
Задание. Оцените ситуацию с позиций права и этики. Какие нарушения совершило руководство компании? Дайте этическую оценку поведения кандидата.
Возможное развитие управленческой ситуации 9. Компания, нарушая кодекс этики бизнеса, получила начальника отдела по цене менеджера. Привлечь ее к ответственности можно в том случае, если в окружающем бизнес-сообществе приняты правила ведения честной конкуренции и действуют нормы этики, а внутри организации сотрудники строят свои отношения на основе корпоративного кодекса этики. Скорее всего, эти нравственные регуляторы отсутствуют. Пострадавшим в этой ситуации оказался перебежчик: его резюме испорчено, репутация потеряна.
Источник: Панфилова А.П. Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / под ред.проф. Соломина В.П. – СПб. Питер, 2004. – С. 105-106.
|
Минобрнауки России
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
|
Институт управления
|
Кафедра экономики и менеджмента
|
Управленческая ситуация 10
Екатеринбургский концерн «Калина» обратился в «Роспатент» с просьбой аннулировать регистрацию товарного знака «Кедровый бальзам» московской компании «Торн». Крупнейший парфюмерно-косметический концерн страны полагает, что москвичи имитируют оформление и название его зубной пасты «Лесной бальзам». Это подтвердил и опрос социологов, показавший, что 60% потребителей путают при покупке «Кедровый» и «Лесной» бальзам.
Независимая экспертиза «Роспатента» не поддержала претензии «Калины»: семантический анализ показал, что кедр и лес — разные понятия. Кроме того, «Торн» потратил на рекламу своей марки более $2 млн. — почти в 2 раза больше, чем «Калина».
Задание. Проанализируйте ситуацию и скажите, прав ли концерн «Калина». Является ли юридический путь доказать свою правоту единственным для урегулирования сложившейся ситуации?
Возможное развитие управленческой ситуации 10. Дистрибьюторская компания «Торн» известна тем, что продает зубные пасты под товарными знаками, похожими на марки других компаний. Например, до февраля 2003 г. она продавала болгарскую пасту «Aquarelle», похожую по оформлению тюбика на английскую пасту «Aquafresh». Годовой объем «Торна» составляет $35 млн. На долю «Кедрового бальзама» приходится 2,3% рынка зубных паст России.
Концерн «Калина» за два года до регистрации товарного знака конкурентами продал около 40 млн. тюбиков своего бальзама, а выручка от продаж составила 173 млн. рублей. Сегодня на долю «Лесного бальзама» приходится 4% рынка зубных паст. Но за последний год у компании возникли трудности с продвижением своей торговой марки.
В ответ на претензии «Калины» компания «Торн», вкладывающая в два раза больше средств в рекламу своей марки, считает, что если потребители путают две марки, то получается, что «Торн» работает на конкурента.
В сложившейся ситуации выхолит, что обе компании по-своему правы. Юридического разрешения конфликт не имеет, так как конкурент не нарушает законов. Более эффективными могут быть другие стратегии поведения, основанные либо на совершенствовании технологий и креативного подхода в развитии торговых марок, либо на поиске компромиссов или путей сотрудничества.
Источник: Панфилова А.П. Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / под ред.проф. Соломина В.П. – СПб. Питер, 2004. – С. 106–107.
|
Минобрнауки России
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
|
Институт управления
|
Кафедра экономики и менеджмента
|
Управленческая ситуация 11
Директор компании, занимающийся производством и продажей бытовой техники, принял решение увеличить продажи в регионах. С этой целью на работу был принят новый начальник региональных продаж. Зам. директора по производству, имеющий на директора большое влияние, негативно воспринял новую идею, тем не менее он не стал открыто демонстрировать несогласие с действиями менеджера, надеясь, что новый начальник потерпит неудачу.
Однако контакты с регионами росли, появились новые заказчики. Зам. директора, опираясь на поддержку финансового директора, перешел к открытому сопротивлению, видя в этой ситуации угрозу своему привилегированному положению. Директор оказался перед выбором: бороться с оппозицией в лице заместителей или отказаться от выгодного проекта. К концу второго года, невольно втянутый в бесконечные разбирательства и устав от нежелания директора принять решение, начальник региональных продаж уволился.
Задание. Проанализируйте, что, на ваш взгляд, явилось объективными и субъективными причинами конфликта. Оцените действия директора с позиций этических моделей управления конфликтами.
Возможное развитие управленческой ситуации 11. С точки зрения конфликтологии к объективным причинам можно отнести недостаточную работу руководства по изучению рынка продаж и неготовность к новым переменам сотрудников компании. Субъективные причины — недостаток качеств лидера у директора компании, борьба зам.директора за сохранение своего влияния, боязнь директора потерпеть неудачу, вложив деньги в новое направление за счет перераспределения материальных средств.
С точки зрения профессиональной этики директор не обладает достаточной подготовленностью к проведению организационных изменений. В ситуации конфликта он повел себя, скорее, как гедонист, не желающий причинять себе еще большие неудобства в случае принятия жесткого и определенного решения.
Источник: Панфилова А.П. Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / под ред.проф. Соломина В.П. – СПб. Питер, 2004. – С. 108–109.
|
Минобрнауки России
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
|
Институт управления
|
Кафедра экономики и менеджмента
|
Управленческая ситуация 12
На торговых площадках АвтоВАЗа скопилось более 20 тыс. непроданных автомобилей. Дилеры винят в этом завод, который, по их мнению, слишком завысил цены на свою продукцию. На заводе считают, что всему виной — жадность дилеров, не желающих снижать розничные цены. Вице-президент по маркетингу заявил, что завод приостановит отгрузку машин фирмам, которые не прислушались к рекомендациям АвтоВАЗа снизить цены.
Задание. Проанализируйте, что явилось предметом спора конфликтующих сторон и в чем может быть скрыта истинная причина конфликта. Какие возможны сценарии развития конфликта в зависимости от этической позиции обеих сторон?
Возможное развитие управленческой ситуации 12. Причинами конфликта могут быть как минимум два обстоятельства: несовершенная ценовая политика руководства завода или плохое качество автомобилей. Для принятия эффективного решения необходима всесторонняя экспертиза политики продаж. Возможно, что дилеры не обладают достаточной профессиональной подготовкой, учитывающей быстро изменяющиеся условия конкуренции. В любом случае, только от профессиональных действий руководства будет зависеть позитивный результат.
Источник: Панфилова А.П. Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / под ред.проф. Соломина В.П. – СПб. Питер, 2004. – С. 109.
|
Минобрнауки России
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
|
Институт управления
|
Кафедра экономики и менеджмента
|
Ситуация 17
Ирина работала в отделе обслуживания покупателей в совместном предприятии — компании Xemas, производящей промышленные системы кондиционирования воздуха и запасные части к ним. Компания продает свою продукцию крупным региональным дистрибьюторам, которые, в свою очередь, поставляют ее независимым дилерам в США, Канаде, России, оказывая им поддержку
Однажды вечером Ирине позвонил один из дилеров, который казался чрезвычайно расстроенным. Дилер сообщил, что одному из его покупателей немедленно требуется запасная часть к системе кондиционирования воздуха, а у дилера на складе ее нет. Он утверждал, что на протяжении последних двух часов пытался дозвониться до своего дистрибьютора, но безуспешно. Дилер спросил у Ирины, может ли она к утру отправить деталь, выставив счет дистрибьютору, который затем включит стоимость в счет-накладную, направляемую им дилеру в конце месяца.
Так как обычный рабочий день у дистрибьютора окончился, Ирина думала, что она там никого не найдет. Она понимала, что здесь не все в порядке, так как в связи с жалобами дистрибьюторов предприятие прекратило такую форму поставки и расчетов. Руководители хотели контролировать все отгрузки, чтобы уменьшить вероятности поставки товаров неплатежеспособным дилерам. Однако, хотя Ирина и знала правила, она решила отступить от них, учитывая характер ситуации.
Дилер сообщил, что покупателю запасная часть требуется немедленно. Ирина решила, что обслуживание покупателей — это наиболее важный аспект ситуации, поэтому она быстро отправила деталь.
На следующий день позвонили местному дистрибьютору. Оказалось, что дилер не является постоянным покупателем дистрибьютора. В результате дистрибьютор отказался оплачивать деталь. Хотя Xemas попытается получить стоимость детали непосредственно у дилера, Ирина тем временем лишилась $ 150 (стоимость детали). Для того чтобы возместить эту сумму, она выписала личный чек на $150 и направила его в расчетный отдел.
Через несколько дней Ирине позвонил один из исполнительных вице-президентов фирмы, Руслан Гернадзе, и сообщил, что ему позвонил руководитель расчетного отдела, очень раздраженный и настаивающий на принятии мер в отношении Ирины, которая нарушила правила компании. Руслан потребовал, чтобы Ирина объяснила свои действия. Выслушав ее, Руслан Багирович заявил, что согласен с руководителем расчетного отдела в оценке серьезности ситуации и что действительно необходимо кое-что предпринять. Он заявил Ирине, что сообщит ей о принятых мерах на следующий день.
На следующий вечер, когда Ирина пришла на работу, ее ожидало письмо от Руслана Багировича. Она со страхом вскрыла письмо. В нем лежал чек на $150. К нему была приложена записка от руководителя. В записке сообщалось, что она получит надбавку к заработной плате и ей будет предоставлено привилегированное место на парковке.
Вопросы для обсуждения:
Почему Ирина была вознаграждена за нарушение правил?
Охарактеризуйте тип решения, которое должна была принять Ирина. Какие альтернативные решения были возможны?
Какие виды поведенческих факторов могли повлиять на решение Ирины?
Источник: Панфилова А.П. Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / под ред.проф. Соломина В.П. – СПб. Питер, 2004. – С. 154–155.
|