Скачать 1.44 Mb.
|
Ф едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Учебно-методическое пособие ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД 2014
Рецензенты доктор экономических наук, профессор А.А. Пиковский доктор экономических наук, доцент О.А. Фихтнер
Учебно-методическое пособие содержит методические рекомендации по изучению основных вопросов, предусмотренных программой по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность», ключевые понятия, которые необходимо знать студенту по окончании изучения курса, а также практические задания к семинарским занятиям и для самостоятельной работы студентов. Пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлениям укрупненной группы специальностей и направлений «Экономика и управление».
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС 8 Тема 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности. Определение КСО. Составные элементы корпоративной социальной ответственности. Модели и формы реализации социальной ответственности бизнеса. 8 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1 13 Тема 2. Этика корпоративного поведения и кодекс корпоративной (деловой) этики 16 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2 18 Тема 3. Страновые модели корпоративной социальной ответственности 21 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 3 26 Тема 4. Особенности развития корпоративной социальной ответственности в России. Этапы развития КСО в России. Принципы государственного регулирования развития КСО российских компаний. 27 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 4 32 Тема 5. Теоретические принципы корпоративной социальной политики. Понятие «социальная политика». Концепция «корпоративного эгоизма». Концепция «корпоративного альтруизма». Концепция «разумного эгоизма». Этапы становления концепции КСО. 33 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 5 37 Тема 6. Корпоративная социальная ответственность и менеджмент компаний, внутренняя и внешняя корпоративная социальная ответственность. КСО и управление персоналом. Задачи и виды социальной политики. Социальное партнерство. 38 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 6 44 Тема 7. Макрорегуляторы социального развития бизнеса, отчетность компаний в области корпоративной социальной ответственности 46 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 7 50 Тема 8. Методы оценки корпоративной социальной ответственности. Социальный аудит и эффективность социальной политики 52 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 8 59 Тема 9. Формы реализации корпоративной социальной ответственности: социальные программы, волонтерство, социальное инвестирование 61 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 9 66 РАЗДЕЛ 2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 68 Тема 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности. 69 Тема 2. Этика корпоративного поведения и кодекс корпоративной (деловой) этики. 70 Тема 3. Страновые модели корпоративной социальной ответственности. 71 Тема 4. Особенности развития корпоративной социальной ответственности в России. 72 Тема 5. Теоретические принципы корпоративной социальной политики. 73 Тема 6. Корпоративная социальная ответственность и менеджмент компании. 74 Тема 7. Макрорегуляторы социального развития предприятия, отчетность компаний в области КСО. 76 Тема 8. Методы оценки корпоративной социальной ответственности. 76 Тема 9. Формы реализации корпоративной социальной ответственности 80 РАЗДЕЛ 3. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ 81 РАЗДЕЛ 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ 87 РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 88 РАЗДЕЛ 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 90 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 94 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 95 ГЛОССАРИЙ 96 ВВЕДЕНИЕ Современный этап экономического развития промышленно развитых и развивающихся стран характеризуется активизацией взаимоотношений государства и бизнеса, социально ориентированной экономической политикой, а также формированием и развитием системы корпоративной социальной ответственности. Единого определения термина «Корпоративная социальная ответственность» в настоящее время не существует. Одна из его трактовок звучит так: «Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, несвязанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума». Широко обсуждаются проблемы социально ответственного поведения бизнеса, его роли в социально-экономическом развитии страны, возможностей и эффективности взаимодействия с местным сообществом. Формулировки принципов внутренних стандартов социально ответственного поведения стали непременным атрибутом сайтов крупных компаний; активно готовятся и публикуются социальные годовые отчеты. В продвижении лучших практик корпоративной социальной ответственности подключились правительственные, общественные и международные организации наиболее развитых стран мира. Отказ многих потребителей приобретать продукцию социально безответственных компаний, банкротство крупнейших корпораций, несостоявшиеся сделки по слияниям из-за низкого уровня доверия показали, что вопросы социальной ответственности и деловой репутации выдвигаются на передний план в деятельности любой компании. Поэтому важно разобраться, что представляет собой корпоративная социальная ответственность, каким образом социально ответственное поведение бизнеса влияет на процесс формирования корпоративного имиджа и деловой репутации, и как предопределяет устойчивый рост компании в долгосрочной перспективе. Цель данной дисциплины – познакомить студентов с современной концепцией корпоративной социальной ответственности и аспектами ее практического использования в процессе управления компанией. В рамках занятий студенты получат знания о концепции корпоративной социальной ответственности, предпосылках ее возникновения и эволюции, возможностях интеграции данной концепции в стратегию компании, ключевых закономерностях управления отношениями с заинтересованными сторонами, социальной отчетности (основные стандарты отчетности и аудит социальной отчетности), об основных инициативах в области КСО, прав человека и устойчивого развития. Так же курс направлен на формирование у студентов представления о том, что управление социальным развитием компании является организационным механизмом планомерного и комплексного воздействия на ее социальную среду с целью создания условий профессионального развития персонала, гуманизации труда и обеспечения качества трудовой жизни, что будет способствовать улучшению социально-психологического климата в коллективе, повышению уровня удовлетворенности работой, созданию устойчивой мотивации работников к труду и, в конечном итоге, повышению эффективности работы персонала и конкурентоспособности компании. В процессе изучения курса «Корпоративная социальная ответственность» важно понять экономические и управленческие отношения, связанные с развитием системы корпоративной социальной ответственности как инструмента управления, применяемого для обеспечения устойчивости российских промышленных предприятий. Задачами курса являются:
Корпоративная социальная ответственность имеет существенные связи с другими дисциплинами. Во-первых, данная наука ориентирована на выявление интересов различных сторон. Затем эти интересы используются при реализации мероприятий фирмы, направленных на создание общественных благ, адресатами которых являются те или иные заинтересованные стороны. Следовательно, корпоративная социальная ответственность связана с тем направлением маркетинга, которое занимается выявлением потребностей заинтересованных сторон. Во-вторых, корпоративная социальная ответственность направлена на формирование эффективной системы коммуникаций компании с общественностью. Соответственно, КСО связана с дисциплиной, называемой Связи с общественностью. В-третьих, глубинные механизмы обеспечения взаимодействия и взаимопонимания организации и представителей общества изучаются такими дисциплинами, как социология и психология менеджмента. Кроме того, стратегический уровень корпоративной социальной ответственности тесно связан со стратегическим менеджментом и стратегическим маркетингом. Предлагаемое пособие содержит методические рекомендации по изучению основных вопросов, предусмотренных программой по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность», ключевые понятия, которые необходимо знать студенту по окончании изучения курса, а также практические задания для подготовки студентов к семинарским занятиям. Изучение курса «Корпоративная социальная ответственность» проходит в течение одного семестра учебного года. Учебный процесс предусматривает лекционную часть и проведение семинарских занятий. Лекционные занятия направлены на ознакомление с методологией и методикой анализа проблем социальной ответственности предпринимательских структур, рассматриваемых на теоретическом уровне. Им соответствует теоретическая часть данного пособия, содержащая дидактические единицы, предписанные программой курса, и базовые понятия, которые студент должен знать в рамках каждой конкретной темы. Поскольку любые теоретические знания имеют прикладное назначение, студенту предлагается выполнить практические задания, которые представлены в виде тестов, практических ситуаций и задач. Данные задания позволяют проверить степень усвоения изученного материала и способствуют развитию экономического и управленческого мышления. Выполнение практических заданий осуществляется в период семинарских занятий. С целью расширения кругозора студентов, им в процессе изучения дисциплины предлагаются темы для докладов и презентаций. На семинарах в ходе обсуждения выступлений появляется возможность соотнести информацию теоретического характера, полученную на лекциях, с информацией из реальной жизни, представленной периодическими экономическими изданиями. Проведение семинарских занятий предполагает использование комплексного подхода в методике преподавания курса корпоративной социальной ответственности, который включает в себя устную проверку теоретических знаний студента и организацию работы студентов либо в подгруппах, либо индивидуально. При изучении курса «Корпоративная социальная ответственность» студенту необходимо использовать рекомендуемую учебную литературу и периодические издания по экономической и управленческой тематике. По окончании изучения вышеназванной дисциплины студенты сдают зачет в форме устного собеседования по всему материалу, предусмотренному программой. |
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «Корпоративная социальная ответственность» |
Корпоративная социальная ответственность Фактически это означает признание, что человек по своей природе альтруист, т е заботящийся прежде всего о благе ближнего |
||
Направления повышения социальной ответственности российских компаний Корпоративная социальная деятельность российских компаний diy-ритейла 58 |
Корпоративная культура организации. Выполнила студентка III курса... Реферативная работа по специализации «Социальная психология. Психология управления и менеджмента» на тему |
||
Отчет о самообследовании кластера образовательных программ 39. 03. 02 «Социальная работа» «Социальная работа» (профиль «Социальная работа в сфере семьи и детства»), 37. 03. 02 «Конфликтология», 37. 04. 02 «Конфликтология»... |
Социальная психология Социальная психология российского предпринимательства информационно-исследовательская база данных / Отв ред. В. П. Позняков. – М.:... |
||
Стратегия развития городского округа иваново до 2020 года Социальная сфера (труд и занятость; образование; молодежная политика; культура; социальная защита населения; физическая культура... |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Иностранный язык для студентов направления подготовки Социальная работа – 39. 03. 02, профиля подготовки... |
||
It инфраструктуры «Корпоративная телефонная связь по технологии VoIP» Модернизацию it инфраструктуры «Корпоративная телефонная связь по технологии VoIP» |
Социальная онтология россии Социальная онтология России : сборник научных статей по докладам VIII всероссийских Копыловских чтений / Под ред. В. В. Крюкова и... |
||
Российской федерации Содержание: умк по дисциплине Психодиагностика в социальных службах для студентов направления подготовки 39. 03. 02 Социальная работа... |
Российской Федерации Министерство здравоохранения Забайкальского... Методические указания предназначены для студентов специальности 39. 02. 01. «Социальная работа», заочной формы обучения, базовой... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... |
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины технологии обработки данных... Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 83 мжд/сп. Специальность 040101.... |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Опоп в соответствии с фгос по специальности спо, входящей в состав укрупненной группы специальностей 39. 00. 00 Социология и социальная... |
Поиск |