Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
« Петровск - Забайкальское медицинское училище (техникум)»
Лоншакова О.Н.
П.00 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
ОП.00 ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические указания к самостоятельной работе студентов специальности 39.02.01. « Социальная работа», заочной формы обучения, базовой подготовки
Петровск-Забайкальский 2015
Государственное профессиональное образовательное учреждение
« Петровск - Забайкальское медицинское училище (техникум)»
П.00 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
ОП.00 ОБЩЕПРОФЕЕСИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические указания к самостоятельной работе студентов специальности 39.02.01 « Социальная работа», заочной формы обучения, базовой подготовки
Рекомендованы ЦМК,
Профессионального цикла
от «06» сентября 2015 года
Петровск – Забайкальской 2015
Рецензенты: Н.С. Бушина, заместитель директора ГАУ СО«Петровск-Забайкальский комплексный центр социального обслуживания населения
« Ветеран» Забайкальского края
З.Н. Рыженкова, методист ГОУ СПО « Петровск - Забайкальское медицинское училище (техникум)», Заслуженный работник образования Забайкальского края
Лоншакова О.Н. П.00. Профессиональный цикл, ОП.00. Общепрофессиональные дисциплины, ОП.02 Организация социальной работы в Российской Федерации :
Методические указания к самостоятельной работе студентов специальности 39.02.01. Социальная работа», заочной формы обучения, базовой подготовки»/ ГПОУ ПЗМУ.- Петровск-Забайкальский, 2015.-234 с.
Данные методические указания предназначены для студентов специальности 39.02.01. « Социальная работа», заочной формы обучения, базовой подготовки, изучающих общепрофессиональные дисциплины по специальности 39.02.01.« социальная работа».
Методические указания позволяют студентам изучить теоретический материал в межсессионный период по дисциплине ОП. 02 « Организация социальной работы в Российской Федерации » за счет самостоятельной внеаудиторной работы с предложенными учебными источниками и заданиями.
Особое внимание в работе уделяется актуальным вопросам:
-структуре органов социальной работы в РФ и конкретном регионе;
-особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе;
-особенности социальной работы во всех сферах жизнедеятельности человека;
-особенности социальной политики в РФ, ее цели и задачи;
- основные направления и принципы социальной работы в России;
-систему организации социальной работы в Российской Федерации;
-систему учреждений социальной сферы и особенности их взаимодействия;
- особенности деятельности органов социальной защиты региона.
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………..……5
Тема 1.1. Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности...11
Тема 1. 2 Современная социальная работа в России.......……………...……...25
Тема 2.1 Особенности российской государственной системы социальной защиты населения……………………………………………………………..…60
Тема 2.2. Система социального обслуживания населения……………………65
Тема 2.5. Негосударственные службы и организации в социальной работе..66
Информационное обеспечение дисциплины ………………………………….68
Литература ………………………………………………………………………71
Словарь основных терминов …………………………………………….....…..75
Пояснительная записка
Данные методические указания предназначены в помощь студентам специальности 39.02.01. « Социальная работа» при самостоятельном изучении и усвоении теоретического материала в межсессионный период по дисциплине П.00. Профессионального цикла, ОП.00. Общепрофессиональных дисциплин, ОП.02 « Организация социальной работы в Российской Федерации ».
Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности студентов, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня по специальности 040401 « Социальная работа».
Темы самостоятельных работ студентов соответствуют рабочей программе по дисциплине ОП.02 « Организация социальной работы в Российской Федерации ». Согласно учебного плана на этот вид обучения выделено 68 часов.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
а)для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернет-ресурсов и др.;
б)для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, ребусов, кроссвордов, глоссария для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; словарей, справочников; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, заданий в тестовой форме и др.;
г)для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; составление схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым и ролевым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка презентаций, творческих проектов; подготовка курсовых и выпускных работ; опытно-экспериментальная работа, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ, портфолио достижений студента.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:
-уровень освоения обучающимся учебного материала;
-обоснованность и четкость изложения ответа;
-умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;
-оформление материала в соответствии с требованиями.
ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Тема
|
Часы
|
Форма отчетности
|
Тема 1.1. Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности
|
8
|
1. Письменная работа по вопросам
2.Эссе
|
Тема 1. 2 Современная социальная работа в России
|
24
|
1.Составление таблицы
2. Составление глоссария
3. Творческая работа
|
Тема 2.1 Особенности российской государственной системы социальной защиты населения
|
10
|
Творческая работа
|
Тема 2.2. Система социального обслуживания населения
|
6
|
Изучение нормативно- правовой базы
|
Тема 2.5. Негосударственные службы и организации в социальной работе
|
20
|
Реферат
|
ИТОГО:
|
68
|
|
Форма итогового контроля
Формой итогового контроля по дисциплине “ Организация социальной работы в Российской Федерации » является экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ
В результате освоения дисциплины « Организация социальной работы в Российской Федерации » студент должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения дисциплины « Организация социальной работы в Российской Федерации» студент должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), включающими способность:
Наименование компетенции
|
Код компетенции
|
Способность диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи
|
ПК-1.1
|
Способность координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента
|
ПК-1.2
|
Способность осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа
|
ПК-1.3
|
Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам
|
ПК-1.4
|
Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов
|
ПК-1.5
|
Способность диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи
|
ПК-2.1
|
Способность координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей
|
ПК-2.2
|
Способность осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)
|
ПК-2.3
|
Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС
|
ПК-2.4
|
Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей
|
ПК-2.5
|
Способность диагностировать ТЖС у лиц из групп риска
|
ПК-3.1
|
Способность координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска
|
ПК-3.2
|
Способность осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)
|
ПК-3.3
|
Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска
|
ПК-3.4
|
Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска
|
ПК-3.5
|
Раздел 1. Социальная работа в России: история и современность.
Тема 1.1. Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности - 8 часов
В результате изучения темы
Студент должен
знать:
1.Становление и развитие системы общественного призрения в России. 2.Социальная работа в послереволюционный и советский периоды.
Студент должен
уметь:
Осуществлять поиск и использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, анализировать литературные источники, выделять важную информацию, бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Теоретическое обоснование
История социальной работы в России – новая тема в российском историческом познании.
М. В. Фирсов предложил периодизацию в области общественного призрения. При этом он выделил новую логику развития процесса, исходя из идеи cоциогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе. Каждый этап связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи, понятийного языка (семантического плана), номинации процесса.
Таким образом, основными этапами помощи и взаимопомощи будут
следующие:
Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и
взаимопомощи у славян до Х века.
Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X до XIII веков.
Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII века.
Период государственного призрения со второй половины XVII по вторую половину XIX века.
Период общественного и частного призрения с конца XIX до начала XX века.
Период государственного обеспечения с 1917 по 1990 годы .
Период социальной работы с начала 90-х годов XX века по настоящее
время .
Социальная работа в России первоначально появляется как общественная благотворительность, получает свое развитие в монгольский период. Церковь с объединительной идеей любви к ближнему славянскому сознанию, откровениями бытия, связанного с милосердием или призрением осуществляла благотворительную миссию. Призреть – значит отнестись к кому-либо с участием. «Призирайте на нужды ближнего своего… Призирайте нижних, оденьте нагих, напитайте алчущих. Бог призрел сирот…». Эти заповеди на Руси определили как людей нуждающихся, так и способы призрения на многие столетия. Это бесконтрольное подаяние, называемое в народе одним из факторов, было названо профессиональным нищенством. В период становления Московской государственности намечаются определенные тенденции в регламентации и призрении нищих. Создаются первые закрытые заведения, где формируются индивидуальные подходы к нуждам некоторых призреваемых. Постепенно призрение становится частью государственной внутренней политики, которая окончательно складывается в период правления Петра 1. В этот период не только предоставляется помощь, но и осуществляются мероприятия по ликвидации профессионального нищенства как явления социальной патологии. Систематическая работа по общественному призрению начинает проводиться с 1775 года, когда вопросы социальной защиты и помощи переходят в ведомство Приказа общественного призрения. XIX веке общественное призрение осуществляется со стороны не только государственных организаций, но и общественного попечения. Учреждения императрицы Марии, Императорское Человеколюбивое общество и многие другие общества распространяют свою деятельность на всей территории Российской империи. Складываются территориальные учреждения общественного попечения земские, крестьянские, церковно-приходские, наряду с ними развивается и частная благотворительность .Целенаправленное изучение социальной работы в России началось в начале XIX в. Примечательно, что процесс помощи и поддержки не был терминологически определен, его описание происходило в двух культурно-
исторических парадигмах: общественном призрении и христианской благотворительности (позднее, в конце XIX в., осмысленной как благотворительность). Разнополярность подходов к интерпретации процесса социальной помощи и взаимопомощи связана со многими причинами. Важнейшими среди них являются идеологические установки того времени, добровольное, избирательное отношение государства к проблемам социальной поддержки, разработанность проблемы христианского милосердия и нищелюбия в церковной литературе и не разработанность ее в светской историографии. Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к разному периоду княжеской помощи христианские понятия «нищелюбие», «милосердие» и более позднему – светское понятие «благотворительность». Все это привело к тому, что и в светских, и в конфессиональных подходах к концу XIX в. не наблюдалось единой идентификации процесса социальной помощи.
К концу XIX в. общественное призрение и христианская благотворительность существовали как две самостоятельные парадигмы. К началу XX в. они рассматриваются уже в единстве как общественная помощь, а государственное призрение и частная благотворительность, представленные светской и конфессиональной исторической практикой, – как составные части единого социально-исторического процесса.
На рубеже веков отмечается тенденция добровольческой и профессиональной помощи. Этому способствовали как социально-экономические причины, так и наличие сложившейся ситуации помощи различным слоям населения. Решение сложных социальных проблем нищенства, беспризорности, инвалидности требовали от добровольных помощников как достаточного количества времени для выполнения своих обязанностей, так и наличия определенных знаний и умений. С этой целью открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи. Сложная по характеру и специфическая по содержанию благотворительная деятельность приводила к пониманию у передовой части русской интеллигенции, государственных деятелей важности специальной подготовки профессиональных кадров. Обращались к этим вопросам и представители науки, которые заложили основу будущей науки и профессии социальной работы: C. Гогель, И. Горье, В. Максимов, А. Якоби и др. В частности, например, не потеряли актуальности мысли, касающиеся основных качеств, которыми должен обладать социальный работник – профессионал. С. К. Гогель в известном труде «Подготовление к благотворительной деятельности» писал:
«Недостаточно просто добросовестно относиться к делу, к своим обязанностям. Здесь нужна самоотверженность, потому что дело идет, в конце концов, о том, чтобы согреть душу, болеющую от голода, холода или болезни физической или нравственной... Здесь особенно нужны индивидуализация, непосредственное воздействие на душу, необходимы не одна справедливость, а еще и та любовь, которая всегда служила источником всякой благотворительности». С мая 1917 года начинается становление и реорганизация новых ведомств советской России. Одним из них было Министерство государственного призрения. Оно являлось центральным руководящим органом и объединяло дело призрения в масштабах страны. Основными функциями данного ведомства были следующие:
– финансовая поддержка призрения со стороны государства;
– разработка общероссийского плана государственного призрения;
– переработка и принятие новых социальных законов;
– надзор за деятельностью волостных, уездных, губернских земств и
городов по оказанию социальной помощи тем, кто нуждается;
– подготовка кадров для государственных, земских, городских органов
(учреждений, заведений) призрения. В основу предлагалось положить идею децентрализации призрения и передачу его в непосредственное ведение местных органов самоуправления и общественных организаций. Речь шла о создании специального министерства социальной помощи. Несколько месяцами позже (октябрь) Министерство государственного призрения было заменено моделью государственного призрения РСФСР (Народным Комиссариатом Государственного Призрения), принявшей все дела, имущество и денежные средства прежних благотворительных ведомств и органов общественного призрения. На НКГП возлагались такие функции, как
социальное обеспечение трудящихся во всех случаях нетрудоспособности;
охрана материнства и детства; попечение об инвалидах войны и их семьях, о
престарелых и несовершеннолетних. Последующие годы были периодами поиска и апробации наиболее приемлемых вариантов советской модели, базировавшейся на сложившихся социально-экономических реалиях. В начале 1990-х годов социальная работа в России стала рассматриваться государством, различными группами, исследователями в области социальной сферы как объективно необходимое явление, как практика социальной жизни. Существенно возрастает значение социальной работы, освоение творческого богатства, которым сегодня обладает человечество. Социальная работа как профессия институционализировалась в 1991 году. На данном этапе она имела государственный статус, базировалась на ранее созданной системе государственного страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, на богатом опыте по защите материнства и детства. В начале 1992 года принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих. В ходе российских реформ постепенно сложилась концепция социальной ответственности государства за благополучие своих граждан и придание социальной защите населения статуса гражданского права. Данная концепция закреплена в Конституции РФ (Основном Законе) и оформлена как обязательство Российской Федерации перед своими гражданами. В ней, как известно, Российская Федерация определена как социальное государство. Создано нормативно-правовое пространство социальной работы. Материально и организационно оформлена система учреждений социального обслуживания и защиты населения. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака. Тем не менее, считать российскую модель социальной работы окончательно сформированной нельзя как с точки зрения объективности, так и субъективности. Отсюда и задача – молодую профессию предостеречь от глобальности . Дело обстоит таким образом, что наметились две тенденции к стремлению строить практику социальной работы (речь идет о совмещении двух моделей социальной работы). Первая – на макроуровне, фиксируя ее на проблемах массовой бедности в российском обществе. Вторая – на микроуровне, решая проблемы клиентов как приоритетные. По этому пути развивалась социальная работа за рубежом. Это не означает, что социальный работник должен игнорировать один из названных уровней. Важен и тот, и другой.
Социальная работа представляет собой специфическую форму государственного и вне государственного воздействия на человека с целью обеспечения социального, материального и культурного уровня его жизни, оказания индивидуальной помощи индивиду, семье или группе лиц. Можно выделить разные аспекты организации непрофессиональной социальной работы. Например, экономика социальной работы, менеджмент социальной работы. Представляется, что основная задача социальной работы – это помочь людям социализироваться, то есть совместить свои убеждения, потребности, ценности с интересами общества и одновременно помочь обществу проявлять заботу о своих гражданах. Первоначально социальная работа была ориентирована на проблемы семьи и детства. Поэтому наибольшее развитие получила социальная педагогика. Первые профессионалы-специалисты начали осваивать именно эту профессию. Позже стали заниматься исследованием проблемы социальной защиты населения. Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники. Некоторые положения зарубежного опыта имеют отношение к профессиональной подготовке кадров социальной работы в России.
Система социальной помощи
Система социальной помощи выражает концепцию профессионалов из Армии Спасения, имеющую столетний опыт. Армия Спасения осуществляла свою деятельность на российской земле с 1913 по 1918 годы. В 1918 году указом правительства деятельность Армии Спасения была запрещена советском государстве, и Народный Комиссариат Государственного Призрения (НКГП) был преобразован в наркомат социального обеспечения с передачей функции материнства и младенчества, а также экспертизы инвалидности вновь созданному Наркомату здравоохранения. Причина была
в следующем: существующее название не соответствовало пониманию задач
социального обеспечения и являлось пережитком старого времени, когда социальная помощь носила характер милостыни и благотворительности. Государственный орган определил новую стратегию социальной помощи. Новым законодательством установлены основные виды социального обеспечения: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам). Далее (1931
год) формируется НКСО (Народный комиссариат социального обеспечения),
учреждаются первые пенсии по старости. Социальное обеспечение было объявлено не благотворительностью, не милостыней, а правом каждого трудящегося, потерявшего трудоспособность и впавшего в нужду. На место прежних нищенских подачек, благотворительности, филантропии была поставлена рациональная социальная помощь. Таким образом формировалась новая система социального обеспечения. Вместо НКСО образовывается Министерство социального обеспечения.
Все последующие годы разрабатываются законы:
– Закон о государственных пенсиях (1950 г.).
–Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов (1961 г.).
Таким образом, можно выделить период в оформлении идей социальной поддержки (с 1919 г по 1941). Основные теоретические вопросы этого периода связаны с проблемами организации социального обеспечения и социального страхования в обществе, уточнением дефиниций данных областей познания, отношением их к предшествующему научному наследию.
Появляются научные труды в области теории социального обеспечения и социального страхования. Среди них работы Н. Милютина, А. Забелина, Н. Вигдорчика, В. Яроцкого, З. Теттенборн и др. Именно в них зарождается становление марксистко-ленинского подхода к социальному обеспечению и социальному страхованию. В эти годы выходят сборники по теории и практике социального обеспечения (1980 г.). Последующие годы были периодами поиска и апробации наиболее приемлемых вариантов советской модели. Другие формы и направления социальной деятельности практического развития не получили, а это, в конечном счете, привело к тому, что в начале 90-х годов в России начинает свое становление и развитие социальная работа в современном значении этого слова. Так, советская модель социальной работы, изначально искусственно, частично по объективным (материально-финансовым) причинам, а также субъективным, вследствие сложившихся стереотипов и традиций ограничилась, рамками социального обеспечения и социального страхования. Можно констатировать тот факт, что отмечена тенденция становления социального обслуживания населения. Понятие «становление» охватывает особую незавершенную форму существования предметов, явлений окружающей действительности, тот начальный этап развития всякого нового, когда оно уже появилось как определенное явление, но еще не полностью сформировалось. Эта характеристика в полной мере относится к современному состоянию системы
социального обслуживания населения. Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. Сегодня значительная часть системы социального обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные предоставить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально медицинские, социально-бытовые и торговые. За последние годы их число выросло в несколько раз. Особенно заметно, почти в шесть раз, увеличилось число учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей. Часть этих социальных учреждений принята на содержание муниципальных бюджетов, другая содержится на государственном бюджете и находится в ведомстве Министерства Труда и социального развития. Несмотря на завершенный этап становления социального обслуживания населения, особенно актуальным остается учет и анализ опубликованных работ в этой области, творческое освоение разработанных парадигм, идей и опыта социального обслуживания. В то же время представляют интерес интерпретация, объяснение и выявление повторяемости и разнообразия в процессе социального обслуживания населения России. Поиск новых подходов к социальному обслуживанию населения привел к выводу, что введение в практику разнообразных видов и методов социальной работы может способствовать росту качества социальной защищенности граждан при условии, что все меры, предпринимаемые федеральными властями, государственными органами по организации социальных услуг, будут соответствовать необходимым государственным стандартам социального обслуживания. До 1991 года Россия была одной из немногих крупных стран мира, не имеющей государственной системы социальных служб. Развитие социальных служб в нашей стране осуществляется одновременно с процессом дальнейшего развития системы социального обслуживания населения. В этих условиях Правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. К таким мерам относится разработка программы социальной защиты населения. При формировании программы социальной защиты разных типов семей в контексте социологической концепции жизненных сил человека необходимо учитывать:
1) жизненные силы человека как биопсихосоциального существа;
2) его способность воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в
условиях определенного жизненного пространства;
3) процесс воспроизводства жизни человека характеризуется через взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства.
Взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства человека характеризуется тремя уровнями.
Во-первых, уровнем «слепого», природного взаимодействия.
Во-вторых, уровнем взаимодействия с помощью систем культурных
символов.
В-третьих, уровнем творчески преобразующего взаимодействия жизненного потенциала человека и среды его обитания жизненного пространства. На основе первичных социальных отношений формируются различные виды взаимозависимости людей по основным сферам их жизнедеятельности
в обществе:
1. Взаимозависимость по поводу собственности (социально-экономические отношения).
2. Взаимозависимость по поводу власти (социально-политические отношения).
3. Взаимозависимость по поводу бытовых благ (социально-бытовые отношения).
4. Взаимозависимость по поводу ценности культуры, художественно-эстетических ценностей (духовно-культурные отношения).
5. Взаимозависимость по поводу решения экологических проблем (социально-экологические отношения).
6. Активная деятельность человека во всех сферах жизни общества характеризуется как его жизненная субъектность – существенная характеристика жизненных сил; деятельность человека дифференцируется на всех уровнях социальной организации (организации индивидной, групповой, общественной активности). В этой связи жизненные силы человека характеризуются как единство индивидной и общественной субъектности.
Такое видение жизненных сил человека определяет подход к решению проблем их защиты во всех формах реализации и видах осуществления, что позволяет выявить интегрированное видение проблем социальной работы с семьей. В основе процесса взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства человека находятся первичные социальные отношения, распоряжения, распределения, присвоения и потребления; взаимозависимость субъектов социальной жизни по поводу из жизненного пространства, средств воспроизводства жизни . Остановимся на устройстве системы социального обслуживания на примере США. Цель системы – способствовать обучению людей социальной адаптации, благополучию, работоспособности, чтобы создать цивилизованное общество. Для этого необходимо:
– обеспечить творческий подход, отвечающий потребностям людей;
– быть достаточно понятными для людей;
– быть готовыми к любой помощи в сложных ситуациях;
– сделать так, чтобы система обучала людей как заботиться о самом
себе, так и чувствовать ответственность за помощь другим людям.
Понятие «система социальной помощи» – есть набор элементов:
агентство, методы, технологии, действия, которые взаимосвязаны друг с другом и служат достижению цели. Система должна быть тождественна реальной социальной помощи.
Система социального обслуживания состоит из агентств, занимающихся:
– исследованием нужд населения;
– планированием и организацией обслуживания;
– оказанием практической помощи клиенту;
– оценкой результатов.
Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по различным направлениям деятельности в процессе социализации личности, группы, общности. По мере развития системы социального обслуживания населения появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является все более полное удовлетворение потребности людей в услугах (по объему и качеству). Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В России социальные услуги представляют более 12 тысяч учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных). В том числе домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, психоневрологических интернатов, специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, реабилитационных центров, детских домов-интернатов разного профиля. За последние годы их число выросло в несколько раз. Особенно заметно, почти в шесть раз, увеличилось число учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей. Сегодня значительная часть системы социального обслуживания – это
многопрофильные учреждения, способные предоставить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-
медицинские, социально-бытовые и торговые.
Задания для самостоятельной работы:
Изучить рекомендованную литературу (по выбору) не менее 3-х источников и выполнить следующие задания:
1) Ответить письменно на вопросы в тетрадях по самостоятельной работе:
1.Как шел процесс формирования советской системы социальной помощи в первые годы советской власти ( 1918- 1920 гг.)?
2.В чем состояли особенности организации социальной защиты нуждающихся в условиях нэпа?
3. Какие позитивные и негативные моменты вы находите в опыте государственного социального обеспечения в 30- 80-е г.г.?
2. Творческое задание: Эссе по выбранным темам: «Влияние крещения Руси на милосердную практику», «Православное христианство и его роль в развитии милосердия», «Состояние благотворительности в России в настоящее время», « Благотворительность и социальная работа» , « Вклад Петра I в развитии социальной работы», « Вклад Елизаветы Петровны в развитии социальной работы».
Инструкция:
Эссе – это сочинение, написанное в свободной форме, сочетающее подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Объем эссе – 2 стр., кегль – 14, межстрочный интервал – полуторный.
Структура эссе:
Во вступлении объясняется тема предстоящего рассуждения и высказывается основная мысль.
В основной части приводятся аргументы и доказательства высказанной мысли, а также объясняется собственная точка зрения на проблему.
В заключении делаются выводы.
Литература
1. Антология социальной работы. – М., 2009. – Т. 1.
2. Гогель С. К. Подготовление к благотворительной деятельности.– СПб., 2009.
11. Фирсов М. В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 256 с.
12. Холостова Е. И. Теоретико-методологические аспекты социальной работы. – М., 2009.
13. Хромов И. Исторический опыт социальной работы. – М., 2010.
14. Ярская В. Н. Теория и практика социальной работы. – Саратов, 2010
|