Скачать 2.07 Mb.
|
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Ивановская школа» Всероссийского конкурса «Юннат – 2017» Номинация «трудовые объединения учащихся в условиях модернизации образования» ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «Исследовательская и трудовая деятельность ученической производственной бригады «Колос Надежды», как средство профессионального самоопределения учащихся сельской школы» Автор: Ченцов Василий Николаевич, педагог дополнительного образования, руководитель УПБ «Колос Надежды» с. Ивановка Старооскольского района Белгородской области 2017 год Содержание
направлено действия (возрождение бригады) – 3 – 4 2. Характеристика условий, в которых создавался опыт – 5
в практике создателя опыта – 6 – 19 4. Изложение достигнутых результатов и перспективы на дальнейшую работу – 20 – 31 5. Приложение - 32 – 86 Приложение №1.Положение об УПБ «Колос Надежды» - 32 – 35 Приложение №2.Положение о Совете УПБ «Колос Надежды» - 36 Приложение №3.План работы Совета УПБ «Колос Надежды» - 36 – 37 Приложение №4.Положение об оплате труда УПБ - 38 Приложение №5.Паспорт УПБ «Колос Надежды» - 39 – 49 Приложение №6.Учебно-производственный план УПБ - 50 – 51 Приложение №7.План участие в мероприятиях членов УПБ - 51 – 52 Приложение №8.Бизнес-план УПБ «Колос Надежды» - 53 – 61 Приложение №9.Карта-схема участка УПБ «Колос Надежды» - 62 – 67 Приложение №10.Технологические карты УПБ - 68 – 71 Приложение №11.График с/х работ УПБ «Колос Надежды» - 72 – 75 Приложение №12.Инструкции по т/б УПБ «Колос Надежды» - 75 – 79 Приложение №13. Договоры УПБ «Колос Надежды» - 79 – 83 Приложение №14. Учёба членов УПБ «Колос Надежды» - 83 – 86
(Возрождение ученической производственной бригады) Новые социально-политические и экономические отношения, складывающиеся в России, коренным образом изменили цели и задачи всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Во главу угла ставятся интересы и познавательные потребности развивающейся и самоутверждающейся личности, отвечающей требованиям устойчивого демократического развития общества. Интерес к ценностям трудового обучения и воспитания, любви к земле. Важной задачей сельской школы всегда была подготовка молодёжи к работе на земле. В условиях становления рыночной экономики речь идёт о возрождении подлинной культуры земледелия и хозяйствования, лучших крестьянских традиций и обычаев. Это особенно важно, если иметь в виду произошедшее в последние годы резкое сокращение структуры профессионального образования на селе. Основной целью своей работы мы считаем воспитание образованной, высоко моральной, социально ориентированной личности, готовой к исполнению различных социальных ролей, прежде всего селянина, труженика и гражданина своей малой Родины. Жизненное, социальное и трудовое становление выпускников школ может быть эффективным при условии согласования школьного образования с целями состояния и ведущими тенденциями развития общества в духовной, социальной, научно-исследовательской и производственной сферах, с созидательной и преобразующей ролью личности в этом развитии. Тем самым обеспечивается преемственность перехода молодых людей от общего к профессиональному образованию и последующему труду, их адаптации в новых социально – экономических условиях. Ученическая производственная бригада Ивановской средней школы, которая была создана на базе Казачанской средней школы по примеру Ставропольского края, берет свое начало в далеком 1958 году. С 1958 по 1986 годы бригада работала не самостоятельно, члены УПБ оказывали помощь базовому хозяйству - колхозу имени С.М. Кирова. Мальчишки 9-10 классов работали в период уборки урожая помощниками комбайнеров на зерноуборочных комбайнах СК-4, СК-5 «Нива» и СК-6 «Колос». Учащиеся школы оказывали помощь колхозу в сортировке зерна на току, её погрузке и выгрузке. Высаживали рассаду овощных культур, вели прополку и уход за растениями, а осенью вручную убирали выращенный урожай овощей. В 1987 году, как только открылась Ивановская средняя общеобразовательная школа, бригада стала формироваться заново и набирать темпы в своём становлении. Открываются курсы тракторного дела, в механической мастерской совхоза имени С.М.Кирова оборудуется учебный класс тракторного дела, базовое хозяйство закупает все наглядные пособия, мини макеты тракторов и сельскохозяйственной техники. По три часа в неделю проходят занятия с мальчиками 9-10 классов. Создаётся звено животноводов, которому отделили животноводческое помещение и группу телят для откорма в количестве 50 голов. Члены звена работают по специальному графику совместно с преподавателями и наставниками, они кормят животных и ухаживают за ними. Ежегодно производят по 5-6 тонн мяса. Школа получила во временное пользование 7гектаров пашни, где звено овощеводов выращивает овощи и картофель для школьной и совхозной столовой, излишки продукции реализуются на рынке. Для ведения практических занятий школе выделяется сельскохозяйственная техника: трактор Т-40, ДТ-75, зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива», зерновая сеялка СЗ – 3,6, культиватор КПС-4,2 и плуг ПН-4-35. Но в 90-е годы прошлого века в стране наступил кризис, сельскохозяйственное производство пришло в упадок, бригада была ликвидирована, вся сельскохозяйственная техника передана хозяйству. УПБ ограничилась работой на учебно-опытном участке. Специалисты сельского хозяйства стали не востребованы, и выпускники школы перестали поступать на учёбу в сельскохозяйственные ВУЗы и техникумы. Школа работала в режиме самовыживания, базовое хозяйство стало разрушаться, перестало платит заработную плату своим рабочим, а до школы ей не было дела, и школа осталось со своими проблемами один на один. Не было связи с организациями сельскохозяйственного профиля, опытнические и учебно-исследовательские работы на УОУ не проводились, из-за нехватки финансирования в регионе не проходили конкурсы школьников по сельскохозяйственным профессиям, научно-практические конференции. Все эти негативные последствия привели к тому, что в сельской школе закрываются кружки экологического направления и уроки сельскохозяйственного труда. Сельский житель был оторван от земли, его деятельность заключалась в работе на собственном участке с целью вырастить продукты для питания семьи. С 1987 по 1998г из 300 выпускников школы в сельскохозяйственные учебные заведения поступили учиться 7 учеников, из них ни один не вернулся работать в сельское хозяйство. «Где бы ты ни жил, человек, помни, что земля ждёт твоей заботы» - под таким девизом в МБОУ «Средняя общеобразовательная Ивановской школы» Старооскольского района Белгородской области была создана в 1997 году ученическая производственная бригада «Колос Надежды». Ученическая производственная бригада «Колос Надежды» - это уникальное создание школы, которая обладает неограниченными возможностями трудового обучения и воспитания детей. Бригада - это школа трудолюбия, школа предпрофильной подготовки специалистов агропромышленного комплекса региона. Сегодня в составе бригады работают учащиеся старших классов, учителя и наставники. В своей работе мы акцентируем внимание на главной идее – осуществление допрофессиональной подготовки учащихся на основе деятельности УПБ. Таким образом, назрела срочная необходимость в подготовке кадров массовых профессий (механизаторов и водителей) для агропромышленного комплекса, в допрофессиональной подготовке учащихся к поступлению в сельскохозяйственные ВУЗы и техникумы. Увеличение учебных часов на сельскохозяйственный труд, на кружковую и индивидуальную работу с целью оказания помощи выпускникам в выборе профессии. 2. Характеристика условий, в которых создавался опыт В ноябре 1997 года в школу пришел Ченцов Василий Николаевич, имеющий высшее агрономическое образование и 20 лет проработавший главным агрономом в совхозе имени С.М.Кирова Казачанского сельского совета. Он сразу приступил к созданию ученической производственной бригады. В январе 1998 года в бессрочное пользование бригаде выделяется пашня площадью 84,5га, для ведения подсобного хозяйства. В то время в бригаде был исправным только один трактор Т-40, всё приходилось начинать с нуля. Первый год почва обрабатывалась с помощью привлечённой техники, произвели посев ячменя и овса на половине площадей, а вторую половину оставили под пар. Семена и ГСМ взяли в долг в хозяйстве под новый урожай. Но руководство школы и бригады приложили большие усилия к созданию минимальной материально-технической базы. Организовали работу на кроликоферме, члены бригады смастерили своими руками клетки из подручного материала, купили пару кроликов, создали звено кролиководов из десяти учеников 8-9 классов. Своими силами произвели ремонт в теплице, вырастили первый урожай зеленных культур и огурцов, более 5000 корней рассады овощных и цветочных культур, половину рассады реализовали населению. На учебно-опытном участке раскопали каждый клочок земли, этим самым увеличив участок на 0,4га, на вырученные от реализации рассады и зеленных культур деньги приобрели сетку «Рабица» и огородили по периметру свой учебно-опытный участок. Сформировали пять отделов на участке, 70% площади отвели под овощи. Установили связи с Белгородским сельскохозяйственным институтом и Агрофирмой «Росток» п. Волоконовка нашей области, получили от них задание, методику и посевной материал для проведения опытов. Были заложены впервые три опыта с овощными культурами. Было создано 5 звеньев, в них работало 24 ученика. Бригада организовала круглогодичный цикл работ, её члены впервые стали получать заработную плату. Открыли пять кружков сельскохозяйственного и экологического профиля, начали проводить занятия агроэкономической учёбы На общем собрании УПБ было решено создать ученический кооператив «Юный фермер», который просуществовал в течение одного года, так как для УПБ не было никаких оснований из-за нищенского существования и отсутствия помощи со стороны. Порой всё хотелось бросить от безысходности, но любовь к родной земле, энтузиазм учеников внушали надежды на лучшую жизнь. С 2000 года начинает работать федеральная целевая программа «Дети России», президентская программа «Одарённые дети» и мы начали работать в этом направлении. Выявлять способности талантливых членов бригады и работать с ними индивидуально. За победу во Всероссийском конкурсе «ЮИОС», члены бригады получали премии в размере 10 000 рублей и их приглашают на фестиваль «Одарённые дети» в Москву. Для участие в этом конкурсе члены УПБ в течение 2-3 лет проводят научно-исследовательскую работу в области сельского хозяйства, проходят муниципальный и региональный этапы данного конкурса. 3. Описание и анализ того нового, оригинального, что есть в практике создателя опыта ( система трудового обучения и воспитания в УПБ «Колос Надежды) Сельская школа стоит близко к сельскохозяйственному производству и не может полноценно существовать в отрыве от него. Сами условия работы сельской школы предполагают тесную связь с производственным коллективом, расположенным на территории сельского округа. Существует и прямая материальная зависимость школы и семьи от результатов сельскохозяйственного производства. В то же время и сельская школа играет огромную роль в развитии сельскохозяйственного производства. От трудового воспитания и обучения сельских школьников во многом, если не в решающей степени, зависит будущее села, его трудовые ресурсы. За последние годы произошли большие изменения в оценке роли и места образования в обществе. Создаются различные концепции развития образования, но, на мой взгляд, в них недостаточно отражены аспекты развития сельской школы. Я и мои коллеги считаем, что каждая сельская школа должна увязывать образование с целями переустройства и возрождения села. Моё исследование, вся опытническая работа опирается на эти выводы. Сельский житель- основа социума. Всеми корнями он связан с селом, которое формирует его психологию, нормы поведения, своеобразную реакцию на социально-экономические преобразования в стране. Его жизненный уклад, быт создают определённые социальные отношения, из которых складываются традиции, передающиеся из поколения в поколение. Сельский житель относится к наиболее консервативной, устойчивой категории общества, он редко меняет свои убеждения и верен принципиальным жизненным установкам, поэтому социальные потрясения воспринимаются им как обычное явление. Однако их приёмы труда остаются прежними, с традиционной технологией и производительностью, а урожаи целиком зависят от погодных условий. Ученическая производственная бригада призвана научить детей ведению сельского хозяйства на современной научной основе. Для этого ученики должны понять смысл получаемых в школе знаний, их практическое назначение в плане реализации намеченных задач. Возникает вопрос: как перестроить теоретическое и практическое обучение сельских школ? В условиях многоукладной экономики сельского хозяйства и упадка сельскохозяйственного производства сельская школа, потеряв в лице колхозов и совхозов мощных партнёров в осуществлении трудовой подготовки сельских школьников, вынуждена самостоятельно решать задачу трудового воспитания и трудовой подготовки учащихся. Роль сельской школы в развитии сельскохозяйственного производства остаётся по-прежнему огромной. Допрофессиональная сельскохозяйственная подготовка экономически, экологически, биологически грамотных хозяев земли становится важным фактором не только обеспечения сферой образования потребностей сельского хозяйства, но и социальной защиты личности выпускника сельской школы. Организационно - управленческая деятельность. Высшим органом самоуправления ученической производственной бригады «Колос Надежды» является общее собрание, которое собирается два раза в год. На собрании присутствуют все члены УПБ, педагоги и работники школы, приглашаются желающие учащиеся, представители администрации управления Казачанской сельской территории, члены родительского комитета и Управляющего Совета школы. На собрании Совет УПБ отчитывается о своей деятельности, утверждаются нормативные документы на новый учебно-производственный год. Решение общего собрание обязательно к исполнению Советом, руководителем и бригадиром бригады. Ежемесячно проводятся заседания Совета УПБ, в состав которого входит 11 человек. Избирается он на общем собрании членов бригады. Совет работает по утвержденному плану, решает все текущие вопросы бригады. Каждое заседание Совета оформляется протоколом, который подписывает председатель и секретарь Совета. Решение Совета вывешивается на доске объявлений, все желающие с ним могут ознакомиться. На следующем заседании Совета ответственные лица отчитываются о проделанной работе. УПБ состоит из восьми звеньев, которыми руководят звеньевые, они избираются членами звена и утверждаются Советом на своем заседании. Их деятельность координируют бригадир и его помощник. Они в свою очередь подчиняются руководителю УПБ, который осуществляет руководство всей производственной деятельностью бригады. Член УПБ, член Совета в течение года может быть уволен из бригады или переизбран по собственному желанию или по решению Совета, на основании личного заявления или докладной руководителя бригады, бригадира и звеньевого. Также член УПБ добровольно может перейти из одного звена в другое, согласно поданному заявлению, если есть такая необходимость. Во время напряженного периода работ в звене для оказания помощи привлекаются члены других звеньев или временно учащиеся и работники школы, не состоящие в УПБ, они работают по трудовому соглашению. Заместитель директора по воспитательной работе занимается подготовкой и организацией массовых школьных и внешкольных мероприятий: конкурсов, выставок, летней практики, трудовых дел на территории школы и села. Общее руководство и контроль осуществляет директор школы. Он решает вопросы материально–технического оснащения бригады, контролирует распределение денежных средств, исполнение решений общего собрания и Совета УПБ. ● Структура организационно – текущего самоуправления УПБ «Колос Надежды» |
Приказ Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение... Министерство Здравоохранения СССР. Приказ от 3 октября 1990г. №394. "Об утверждении положения о комплексном техническом обслуживании,... |
Регламент подготовки и выдачи заявителям охранного обязательства... Типовое положение о государственных природных заказниках города Москвы (приложение 3) |
||
Приложение №1 к аукционной документации технические характеритики... Приложение №1), инструкцией о порядке производства работ посторонними организациями в эксплуатируемых сооружениях Московского метрополитена... |
Приложение №1 к документации Приложение № к договору № Приложение №1 к договору На выполнение работ по реконструкции тепломеханического, электросилового и газового оборудования в котельной по ул. Университетская,... |
||
Приложение №3 Сценарий программы Давайте Дарить Улыбки Приложение... Приложение №2 План проведения паралимпийского урока |
Правила соревнований Вступили в силу 23 августа 2013 года Содержание Правило 13. Протесты приложение а – обязанности технического делегата приложение в – обязанности менеджера соревнований приложение... |
||
Инструкция о порядке эвакуации при угрозе возникновения чрезвычайной... Положение о порядке оповещения и информирования населения об угрозе и (или) возникновении чрезвычайных ситуациях мирного и военного... |
Контрольные вопросы (приложение 2) тесты (приложение 3) диагностические... «Беседы о хореографическом искусстве». Предмет посвящен изучению основ искусства балета и основным векам его развития. Изучение истории... |
||
Содержание Приложение Б. Порядок исполнения гарантийных обязательств 29 Приложение В. Ссылочные нормативные документы 31 |
Законодательное регулирование Техническим заданием (Приложение №1) и протоколом согласования стоимости механизмов (Приложение №2) |
||
Реферат Приложение а (рекомендуемое) Форма задания на выпускную квалификационную работу |
Руководителям организаций Техническим заданием (Приложение 1 к запросу котировок), Спецификацией (Приложение 2 к запросу котировок) и проектом договора (Приложение... |
||
Распределенная служба кодирования Листинги: сервер-приложение, клиент-приложение, конфиги к ним, кодирующий скрипт |
Распределенная служба кодирования Листинги: сервер-приложение, клиент-приложение, конфиги к ним, кодирующий скрипт |
||
Техническое задание (первичного) на разработку мобильного приложения... Разработка сервиса для поиска няни или помощницы по хозяйству, который включает Android и ios приложение (нативные платформы, не... |
Техническое задание (Приложение №1) Форма справки об опыте работы с Обществами, входящих в группу компаний ОАО «оск» (Приложение №4) |
Поиск |