Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4» города Магнитогорска
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internatHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"4HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"shuninHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"@HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru".HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"ru; http://74203s037.edusite.ru
Доклад на методическом объединении воспитателей ГПД по теме:
«Особенности планирования воспитательной работы педагога – воспитателя в группе продлённого дня с учётом требований ФГОС НОО в режиме Муниципального образовательного учреждения Специальной (коррекционной) школы см.- интерната №4 (из опыта работы в помощь молодым специалистам)»
Автор - составитель: Чубаева Н.Н.
(воспитатель группы
продлённого дня,
учитель начальной школы
МОУ «С(К)ОШИ №4»)
г. Магнитогорск, Челябинская Область, 2015
Особенности планирования воспитательной работы педагога – воспитателя в группе продлённого дня с учётом требований ФГОС НОО в режиме Муниципального образовательного учреждения Специальной (коррекционной) школы см.- интерната №4
Цель: формирование представлений о технологии планирования воспитательной работы воспитателя в ГПД с учётом требований ФГОС НОО в режиме Муниципального образовательного учреждения Специальной (коррекционной) школы см.- интерната №4
Задачи:
Раскрыть понятия: «календарно- тематическое планирование», «ежедневный план воспитателя», «циклограмма- внеурочной деятельности»;
Познакомить с требованиями, структурой, содержанием к календарно - тематическому планированию и ежедневному плану, особенностями составления циклограммы внеурочной деятельности;
Предоставить шаблоны табличных вариантов для молодых специалистов, которые помогут при составлении плана на учебный год
Ход выступления
Вступительная часть
Воспитательный процесс – сложная, динамическая и постоянно развивающая система, предполагающая основанную на принципе системности особую технологию планирования. Вопросы планирования воспитательной работы всё чаще рассматриваются на всех педагогических совещаниях, семинарах и конференциях. Министерство образования и науки посчитало необходимым разработать и утвердить программу развития воспитания в системе образования в России с учётом требований ФГОС НОО. Появилось несколько публикаций по вопросам теории и методики воспитания детей с разным уровнем интеллектуального развития.
Рассмотрим модель плана воспитательной работы педагога – воспитателя в ГПД, разработанную и реализуемую с учётом сегодняшних требованиЙ ФГОС НОО в режиме МОУ С(К)ОШИ №4.
Основная часть
У каждого воспитателя группы продленного дня имеется два плана воспитательной работы: календарно-тематический на месяц и ежедневный план.
Календарно-тематическое планирование (КТП) воспитательной работы – это своеобразная цепочка последовательных действий участников всего воспитательного процесса с указанием возможного результата. Кроме того, КТП - конкретная деятельность воспитателя с воспитанниками в выполнении целей и задач школы на новый учебный год. Календарно-тематическое планирование ВР составляется с учётом определённых требований и имеет свою структуру.
Требования к составлению календарно - тематического плана воспитательной работы
-Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определённый возраст учащихся
- Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на конечный результат.
- Прогнозируемые цели и задачи должны быть реальными(достижимыми)
- Планирование мероприятий предполагает системность, а неспонтанность.
- Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы.
- В планировании необходимо отразить все традиционные мероприятия школы.
- При анализе воспитательной работы за прошедший учебный год воспитатель должен выяснить проблемы классного коллектива и спрогнозировать цели и задачи на следующий учебный год.
Структура календарно – тематического плана воспитательной работы на учебный год включает в себя разделы:
Должностные инструкции воспитателя ГПД;
Режимные моменты МОУ С(К)ОШИ №4
Режим питания учащихся МОУ С(К)ОШИ №4
Тема работы школы на учебный год
Тема работы, цели и задачи работы МО воспитателей на учебный год
Анализ воспитательной работы за прошлый учебный год
Цель и задачи воспитательной работы на новый учебный год
Сведения об учащихся класса, включающий в себя адрес проживания и сведения о родителях учащихся
Сведения об учащихся «группы риска»
Циклограмма занятости учащихся во внеурочной деятельности
План работы с родителями учащихся на учебный год
Организация трудовых дел учащихся
Календарный план - сетка воспитательной работы на каждый месяц ( с указанием задач на весь месяц по ЗОЖ, по ДНРВ, по ПДД (соответствие каждой задачи с темой классного часа строго, обязательно), а так же с указанием направлений воспитательной работы, тем классных часов, мероприятий, с обязательной пометкой в скобках, в какой форме они будут проводиться, колонка с примечаниями позволит вносить коррективы и изменения в плане) (См. Приложение 1 Таблица 1)
На основе календарно-тематического планирования на месяц составляется план работы на каждый день – ежедневный план работы.
Ежедневный план работы составляется в соответствие с недельной циклограммой занятости учащихся во внеурочное время (См. Приложение 1 Таблица 2).
В ежедневном плане работы конкретизируются (отражаются) все режимные моменты с указанием задач и содержания планируемых мероприятий. Целесообразно изложить в плане сразу и не повторять затем изо дня в день задачи режимных моментов в группе продленного дня. ( Приложение 1 Таблица 3).
В каждый день недели в группе продленного дня всегда планируется два общеразвивающих занятия: занятия на воздухе и занятие в помещении ( Приложение 1 Таблица 4)
В ежедневном плане следует не только определить, чем будут заняты воспитанники в каждый режимный момент, но и указать цель, краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане, какие пособия, технические средства будут использованы в работе с воспитанниками. В плане необходимо описать формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе; отметить проблемных воспитанников и содержание работы с ними, кому и какая индивидуальная помощь будет оказана во время спортивного часа, на самоподготовке и после неё, какой дополнительный материал будет предложен детям. Подробный ежедневный план работы воспитателя с воспитанниками представлен в виде таблицы (См. Приложение 1 Таблица 5)
Заключительная часть
Таким образом, планирование работы в ГПД с учётом требований ФГОС – это процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребёнка и способствующих его личностному росту. Реализация поставленных педагогом задач и чёткое их выполнение приведут к личностному росту каждого воспитуемого, к формированию их общественной культуры, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1
Календарное планирование с классом на сентябрь месяц
Предмет деятельности
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
Примечание
|
Задачи: 1. Закрепить умения у учащихся планировать своё время.
2.Закрепить знания у учащихся по дороге из школы домой и из дома в школу.
3. Воспитание патриотических чувств за обычаи и традиции русского народа.
|
Коллективно – творческие дела (участие в смотрах, конкурсах)
|
« Праздник первого звонка «Здравствуй, школа». Моя малая родина» (классный час)
«Беслан… навсегда оборванные судьбы» (общешкольный тематический урок памяти)
|
Посещение учреждений культуры
|
|
Реализация проектной деятельности
«Мы - жители Райского острова (конкурс презентаций)
|
Профилактическая операция «Внимание, дети»
|
Тематические классные часы по здоровьесбережению
|
Беседы о правилах поведения в столовой, личной гигиене учащихся
|
«Режим дня четвероклассника» (практикум)
|
«В гостях у Мойдодыра» (классный час)
|
«Уроки Мойдодыра» (часы общения)
|
|
Тематические классные часы по ПДД
|
«Безопасный путь в школу и домой» (час общения)
|
|
|
«Мы пешеходы» (экскурсия – практикум)
|
«Крылатые коньки» (соревнования юных роллеров)
|
Тематические классный часы по духовно – нравственному воспитанию
|
|
«День рождения нашего класса» (практикум)
|
«Русские посиделки» (час фольклора)
|
«Памятники нашего города» (экскурсионная поездка)
|
|
Работа с родителями
|
Изучение социального статуса семей вновь поступивших учащихся.
Составление акта обследования жилищно-бытовых условий учащихся
Организационное родительское собрание «Первый раз в четвёртый класс»
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 2
Циклограмма занятости учащихся 4 «в» класса во внеурочное время
Время
|
понедельник
|
вторник
|
среда
|
четверг
|
пятница
|
суббота
|
12.00-14.00
|
Обед
|
Обед
|
Обед
13.20-13.30
|
Обед
13.20-13.30
|
Обед
|
Обед
11.00. – 12. 00
|
Первый период внеурочного времени
|
13.00.-14.00
|
Прогулка, игры на свежем воздухе
Кружковая работа по расписанию
Умелые ручки
13.00. – 13.45
|
Прогулка, игры на свежем воздухе
Кружковая работа по расписанию
«Грамотейка»
13.00. – 14.45
|
Прогулка, игры на свежем воздухе
|
Прогулка, игры на свежем воздухе
|
Прогулка, игры на свежем воздухе
Кружковая работа по расписанию:
Компьютерная грамматика
13.00 -13.45
|
Прогулка , игры на свежем воздухе
12.00.- 13.00
Занятия по интересам: настольные игры,
|
14.00 – 15.00
|
Самоподготовка
Кружковая работа по расписанию
Бумажные
фантазии
13.50. – 14.35
|
Самоподготовка
|
Самоподготовка
Кружковая работа по расписанию
----------
|
Самоподготовка
Кружковая работа по расписанию
«В мире чисел»
13.50. – 14.35
|
Самоподготовка
Кружковая работа по расписанию
Добрая дорога детства
13.50. – 14.35
|
|
Второй период внеурочного времени
|
15.00.-19.00
|
Часы общения по направлению «Здоровое поколение»
14.40.- 15. 20
Кружковая работа по расписанию
Детский фитнес
16.20.- 17.05
Занятия по интересам:
чтение художественной литературы
|
Часы общения по направлению
«Добрая дорога детства»
14.40.- 15. 25
Кружковая работа по расписанию
Логопедия
15.30.- 16.15
Занятия по интересам
Развивающие игры
|
Деятельность по направлению
«Союз семьи и школы» (взаимодействие со службами сопровождения, работа с родителями и с «группой риска»)
15.30. -16.15
Кружковая работа по расписанию
Психология
14.40.- 15. 25
Танцевальный класс
15.30.- 16.15
Логопедия
16.20.- 17.05
Занятия по интересам
Игры народов мира
|
Часы общения по направлению
«Я – человек с большой буквы»
Кружковая работа по расписанию
Летопись родного края
14.40.- 15. 25
Логопедия
16.20.- 17.05
Занятия по интересам, занимательный час
|
Часы общения по направлению:
«Досуг и творчество»
14.40.- 15. 20
Кружковая работа по расписанию
Логопедия
15.30.- 16.15
Занятия по интересам: настольные игры
|
|
17.00 – 17.20
|
Полдник
|
Полдник
|
Полдник
|
Полдник
|
Полдник
|
|
18.00 – 19.00
|
Прогулка, организация подвижных игр
|
Прогулка, организация подвижных игр
|
Прогулка, организация подвижных игр
|
Прогулка, организация подвижных игр
|
Прогулка, организация подвижных игр
|
|
19.00 – 19.30
|
Ужин
|
Ужин
|
Ужин
|
Ужин
|
Ужин
|
|
19.30.-20.00
|
Трудовые дела
|
Трудовые дела
|
Трудовые дела
«Столовая»
|
Трудовые дела
|
Трудовые дела
|
|
20.00.-20.30
|
Самообслуживание
|
Самообслуживание
|
Самообслуживание
|
Самообслуживание
|
Самообслуживание
|
|
|