ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров
от 12 апреля 1999 г. № 171
ПРАВИЛА
регистрации актов гражданского состояния
I. ОБЩИЕ ПРАВИЛА
1. Органы записи актов гражданского состояния* осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Семейным кодексом Республики Узбекистан, Правилами регистрации актов гражданского состояния**, Инструкцией о порядке ведения делопроизводства в органах ЗАГС и другими законодательными актами, относящимися к деятельности органов ЗАГС.
* Далее по тексту «органы ЗАГС».
** Далее по тексту «Правила».
2. Общее руководство деятельностью органов ЗАГС, организация, объединение, ликвидация, реорганизация и контроль за деятельностью органов ЗАГС осуществляются Министерством юстиции Республики Узбекистан.
Министерство юстиции обеспечивает органы ЗАГС и консульские учреждения Республики Узбекистан в иностранных государствах бланками гербовых свидетельств строгой отчетности, утвержденными Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
3. Органы ЗАГС и консульские учреждения обеспечиваются бланками записей актов гражданского состояния и других документов соответственно Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента, а также Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.
4. Органы ЗАГС регистрируют путем составления записей следующие акты гражданского состояния:
а) рождение;
б) заключение брака;
в) расторжение брака;
г) смерть.
Записи актов гражданского состояния являются документами государственной важности, составляются в двух экземплярах и хранятся 75 лет со дня регистрации их в органах ЗАГС.
События и факты — усыновление, установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, изменение пола — находят свое отражение в перечисленных выше актах гражданского состояния путем внесения в них соответствующих изменений.
5. Действия, указанные в пункте 4 настоящих Правил, по отношению к проживающим за границей гражданам Республики Узбекистан, производят консульские учреждения Республики Узбекистан.
Консул принимает от граждан Республики Узбекистан, постоянно проживающих за границей, от граждан иностранных государств и лиц без гражданства, зарегистрировавших гражданские состояния в Республике Узбекистан, заявления о внесении изменений, исправлений и дополнений в акты, о восстановлении актов вместе с соответствующими документами и передает эти документы в компетентные органы для рассмотрения.
В случаях, когда один из обратившихся к консулу лиц является гражданином Узбекистана, а другой — иностранным гражданином или лицом без гражданства, вопросы регистрации актов гражданского состояния разрешаются при условии, если регистрация актов гражданского состояния не противоречит законодательству государства, в котором функционирует консульское учреждение, а также международным договорам или соглашениям, подписанным Республикой Узбекистан.
Если в подписанном Республикой Узбекистан договоре или соглашении предусмотрены иные нормы, не содержащиеся в нормах семейного законодательства Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.
6. При регистрации рождения или смерти, а также при выдаче первичного гербового свидетельства по указанным записям актов консульский сбор не взимается.
При регистрации других записей актов и выдаче повторных свидетельств (в том числе по причине внесения изменений, исправлений и дополнений в записи актов) консульский сбор взимается в установленном порядке.
7. В регистрации записей актов гражданского состояния может быть отказано в следующих случаях:
если регистрация записи акта противоречит закону;
если лицо, обратившееся за регистрацией акта, не имеет на это права или признано недееспособным.
8. Отказ в регистрации актов гражданского состояния может быть обжалован в вышестоящем органе записей актов гражданского состояния или в судебном порядке.
9. Жалобы на действия консула по вопросам регистрации актов гражданского состояния направляются для рассмотрения в порядке подчиненности руководителю находящегося в иностранном государстве дипломатического представительства Республики Узбекистан или в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.
10. Работники органов ЗАГС, а также консул не имеют права регистрировать записи актов или вносить в них соответствующие изменения, исправления и дополнения в отношении себя, мужа или жены и детей.
Правовое значение регистрации актов гражданского состояния
11. Закон определяет защиту личных и имущественных прав граждан и регистрацию в компетентных органах с учетом интересов государства и общества важнейших событий в жизни граждан — рождение, вступление в брак, смерть и других случаев, являющихся причиной возникновения, изменения и прекращения значительных субъективных прав и обязанностей человека.
Регистрация актов гражданского состояния является основанием для выдачи документа (гербового свидетельства), служащего причиной возникновения прав и обязанностей граждан. Значение регистрации актов гражданского состояния в том, что она является неоспоримым доказательством, удостоверяющим обоснованность выданного органом ЗАГС свидетельства и достоверность факта, указанного в свидетельстве.
Свидетельство о рождении является единственным документом, подтверждающим рождение ребенка, отцовства и материнства его родителей.
Свидетельство о браке — это документ, подтверждающий супружество лиц, вступивших в брак, и выражающий возникновение взаимных прав и обязанностей.
12. Ответственность за своевременную регистрацию фактов рождения и смерти возлагается на районные и городские отделы здравоохранения.
Органы, регистрирующие акты гражданского состояния
13. Регистрация актов гражданского состояния производится в районах и городах отделами записи актов гражданского состояния, а регистрация рождения, смерти, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства в поселках, кишлаках и аулах может производиться также председателями (аксакалами) сходов граждан.
Действия органов самоуправления граждан в части регистрации актов гражданского состояния подконтрольны соответствующим отделам записи актов гражданского состояния, на территории которых они находятся.
Регистрация актов гражданского состояния граждан Республики Узбекистан, постоянно или временно проживающих за границей, производится консулом в соответствии с законодательством Республики Узбекистан (ст. 203 Семейного кодекса Республики Узбекистан).
При временном отсутствии консула акты гражданского состояния регистрируются должностным лицом консульства, назначенным консулом.
При отсутствии дипломатического представительства Республики Узбекистан в иностранных государствах регистрация актов гражданского состояния производится консульским учреждением Республики Узбекистан в другом иностранном государстве, определяемом Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.
II. РЕГИСТРАЦИЯ РОЖДЕНИЯ
14. Рождение ребенка подлежит обязательной регистрации в органах ЗАГС по месту его рождения или по месту постоянного жительства родителей или одного из них.
По желанию родителей орган ЗАГС может производить регистрацию рождения ребенка в торжественной обстановке.
15. Заявление о рождении должно быть сделано в течение месяца со дня рождения ребенка.
Заявление о рождении ребенка может подаваться его родителями или одним из родителей, а в особых случаях родственниками, соседями, администрацией учреждений здравоохранения, органами внутренних дел или органами опеки и попечительства.
16. Пропуск установленного срока не является препятствием для регистрации рождения.
Если заявление о регистрации рождения подано по истечении установленного срока, рождение регистрируется в книге текущей регистрации актов о рождении, сведения о ребенке: фамилия, имя, порядковый номер записи акта, дата — записываются в Алфавитные книги за текущий и фактический годы рождения ребенка.
В этих случаях орган ЗАГС по необходимости может истребовать дополнительно к документу, подтверждающему факт рождения, и другие документы.
17. Регистрация рождения лиц старше 16 лет, не зарегистрировавших рождение, производится в порядке и по правилам восстановления утраченных актовых записей.
18. Для регистрации рождения представляются: справка медицинского учреждения о рождении ребенка, паспорта родителей или заменяющие их документы, гербовое свидетельство о заключении брака или заявление об установлении отцовства.
В справке медицинского учреждения о рождении ребенка должны быть указаны следующие сведения:
фамилия, имя, отчество матери, место жительства;
время и дата рождения ребенка, пол;
время выдачи.
Справка подписывается должностным лицом медицинского учреждения и скрепляется гербовой печатью.
Регистрация рождения ребенка, родившегося вне родильного дома и без медицинской помощи, производится на основании справки, подписанной свидетелями рождения ребенка от данной матери и подтвержденной подписью участкового врача или фельдшера.
В особых случаях при отсутствии документа, удостоверяющего личность одного из родителей, орган ЗАГС не может отказать в регистрации рождения. При этом сведения об отце или матери, не имеющих документов, указываются на основании записи акта о браке или о рождении предыдущих детей.
При отсутствии документов, удостоверяющих личность обоих родителей, регистрация рождения ребенка производится на основании заявлений администрации медицинского учреждения или органов опеки и попечительства.
19. Запись акта о рождении ребенка, родители которого состоят в браке, производится на основании документов, удостоверяющих личность, и свидетельства о заключении брака.
В таком же порядке сведения об отце записываются, если с момента смерти отца, расторжения брака или со дня признания судом недействительным брака родителей до рождения ребенка не прошло более 300 дней.
В этих случаях заявитель должен представить свидетельство о расторжении брака, выписку (копию) из решения суда о расторжении брака или выписку (копию) из вступившего в законную силу решения суда о признании брака недействительным или свидетельство о смерти отца. В графе «Для отметок» записи акта указываются место и дата расторжения брака или регистрация смерти, порядковый номер записи, наименование суда, вынесшего решение, и дата вынесенного решения.
Споры о происхождении ребенка решаются в судебном порядке.
20. Если брак между родителями не был зарегистрирован (в случае отсутствия матери при регистрации рождения), запись об отце ребенка производится по заявлению матери, заверенному нотариально или медицинским учреждением.
21. При регистрации рождения фамилия ребенку по отцу или матери присваивается по согласию между ними, а также может быть производной от имени отца или деда. При отсутствии соглашения споры разрешаются органом опеки и попечительства, а в консульском округе — консулом.
22. Имя ребенку дается по согласованию родителей. Допускается присвоение ребенку двойного имени (Саидахмадхужа, Тухтамуроджон, Гулираъно, Мирзаолим, Мирзо Улугбек, Роза-Мария).
23. Отчество ребенку присваивается по имени его отца. Если имя отца было записано сокращенно, в ласкательной форме или с ошибками, то отчество записывается без ошибок и полностью.
В записи акта и свидетельстве о рождении сведения об отце записываются без изменений на основании документов, удостоверяющих личность.
24. После регистрации записи акта о рождении заявителю выдаются свидетельство о рождении и справка для представления в страхкассу.
25. В паспорта родителей вносятся сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество, пол, время рождения.
26. При рождении близнецов (двух и более детей) на каждого из них должны быть представлены медицинские справки о рождении, на основании которых составляются отдельные записи о рождении, с присвоением нумерации через дробь (Например. Пулатова Зухра Асад кизи — з/а 545/546, Пулатов Хасан Асад угли — з/а 546 /545), и каждому ребенку выдается отдельное гербовое свидетельство о рождении.
27. Регистрация рождения найденного (подкинутого) ребенка производится по заявлению органов внутренних дел, опеки и попечительства, администрации учреждения, в котором находится ребенок, или медицинского учреждения. Лицо, нашедшее ребенка, должно известить об этом в течение двадцати четырех часов органы внутренних дел или опеки и попечительства данного района.
28. К заявлению о регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка прилагаются следующие документы:
а) акт отдела внутренних дел или органа опеки и попечительства о времени, месте и состоянии ребенка в момент его нахождения;
б) справка медицинского учреждения о возрасте и поле найденного или подкинутого ребенка.
29. Сведения о фамилии, имени и национальности его родителей вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании указаний органов, перечисленных в п. 27 настоящих Правил. В таком случае фамилии ребенка и лиц, указанных в качестве его родителей, записываются одинаково.
В графу «Для отметок» вносится запись «Ребенок найден» или «подкинут» и отмечается, по чьему указанию записаны сведения о родителях.
30. Регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, а также рождения и смерти детей, умерших на первой неделе жизни (перинатальная смерть), производится в течение 24 часов по заявлению медицинского учреждения органом ЗАГС по месту нахождения этого учреждения.
Регистрация мертворожденного ребенка производится на основании медицинской справки о перинатальной смерти только в книге записей актов о рождении и вносится в Алфавитную книгу о рождении.
Если ребенок умер после рождения, если даже он прожил несколько минут, составляются две записи актов: о рождении и смерти.
В таких случаях запись акта о рождении производится на основании медицинской справки о рождении, а запись акта о смерти — на основании медицинского свидетельства о перинатальной смерти. При этом в записи акта о рождении приводятся полные сведения о матери, а в графу «Для отметок» вносятся порядковый номер и дата записи акта о регистрации смерти. В таких случаях выдается справка о рождении ребенка (и при рождении мертвым) для представления в страхкассу и на кладбище. В необходимых случаях по просьбе родителей может быть выдано свидетельство о смерти (на ребенка, родившегося живым, но умершего позднее).
31. В случае смерти матери, не состоявшей в браке с отцом ребенка, а также при неизвестности места жительства матери и при отсутствии заявления об установлении отцовства регистрация рождения ребенка производится по заявлению органов, перечисленных в п. 27 настоящих Правил.
32. Сведения о лишении родительских прав указываются на основании вступившего в законную силу решения суда в графе «Для отметок» записи акта, сведения о родителях в записи акта не зачеркиваются и никакие изменения не вносятся.
В этих случаях лицам, лишенным родительских прав, повторные свидетельства о рождении их детей не выдаются.
Повторные свидетельства могут быть выданы опекуну или попечителю несовершеннолетнего ребенка.
33. На основании вступившего в законную силу решения суда о восстановлении родительских прав в запись акта о рождении вносится отметка «Родительские права восстановлены».
34. Сведения об отце, внесенные в запись акта о рождении, могут быть аннулированы в любом случае только по вступившему в законную силу решению суда.
35. В соответствии с законодательством Республики Узбекистан регистрация рождения ребенка, который впоследствии может считаться гражданином Республики Узбекистан, производится консулом того консульского округа, в котором родился ребенок или постоянно или временно проживают его родители.
36. Регистрация рождения ребенка, родившегося на воздушном или водном судне Республики Узбекистан, производится консульскими учреждениями по месту приземления воздушного судна или по прибытии морского судна в порт.
В таком случае регистрация рождения ребенка производится на основании акта, составленного при участии командира воздушного судна или капитана морского судна и свидетелей.
37. При регистрации рождения в консульском учреждении в паспорта родителей или заменяющие их документы вносятся следующие сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество, дата, месяц и год рождения, вклеивается фотография ребенка, которые заверяются подписью должностного лица консульского учреждения и гербовой печатью.
30. В случае, если гражданин Республики Узбекистан родился за границей и его рождение не было зарегистрировано консульским учреждением, запись акта о рождении может регистрироваться органом ЗАГС Республики Узбекистан по месту жительства родителей или одного из них.
39. Во всех случаях регистрации рождения административная территория, на которой родился ребенок, записывается в качестве места его рождения.
|