Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
По курсу педагогика
Модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики»
Направление подготовки: 050100.62
Педагогическое образование
(электронный ресурс)
Владимир, 2014
Составители: Дорошенко С.И., Дорошенко Ю.И.
Методическое руководство по курсу педагогика модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики» Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование (электронный ресурс). – Изд-во ВлГУ, 2014. – 89 с.
Методическое руководство включает в себя пояснительную записку, в которой обозначены цели дисциплины «Педагогика», модуля «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики», описаны виды учебной работы, формы организации контроля, а также тематический план и программу курса; методические разработки семинарских занятий; списки литературы к семинарам и по курсу в целом; примерную тематику рефератов, эссе, задания для самостоятельной работы и вопросов к зачету.
Разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100.62 «Педагогическое образование».
Предназначено для студентов обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование».
Рецензент – канн. пед. наук, доцент кафедры начального образования Т.А.Сухова.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
|
Рабочая программа……………………………………………...
|
4
|
2.
|
Примерная тематика рефератов………………………………..
|
21
|
3.
|
Вопросы к зачету………………………………………………..
|
24
|
4.
|
Примерная тематика эссе………………………………………
|
27
|
5
.
|
Рейтинговые показатели………………………………………..
|
29
|
6
|
Примеры тестовых заданий…………………………………….
|
30
|
7.
|
Задания для самостоятельной работы......……………………
|
43
|
8
|
Темы самостоятельных работ-проектов ……………………...
|
46
|
9.
|
Учебно- методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………..
|
48
|
10.
|
Методические указания и рекомендации к семинарским занятиям………………………………………………………...
|
50
|
1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Педагогика», модуля «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики», является формирование у студентов системы общекультурных и профессионально-педагогических компетенций будущего учителя при освоении первичных знаний и представлений о педагогике как науке, педагогической деятельности, процессе становления и развития педагогического знания, формирование педагогической культуры будущего бакалавра, подготовка его к практической педагогической деятельности в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования, формирование теоретической базы знаний по введению в педагогическую деятельность, по общей педагогике, по истории педагогики и образования, выработка практических умений и навыков реализации этих знаний в педагогической деятельности, стимулирование творческого переосмысления и применения этих знаний, умений и навыков в условиях трансформирующейся образовательной системы Российской Федерации.
Задачи курса:
- создание условий для формирования у студентов устойчивых личностных ориентаций на педагогическую деятельность, опыта эмоционально-ценностного отношения к выбранной профессии и ко всему, что с ней связано;
-выявление гуманистического потенциала будущей педагогической деятельности;
- создание условий для расширения общей культуры студента и формирования основ общекультурных и профессионально-педагогических компетенций;
- формирование умения видеть то или иное педагогическое событие или явление в контексте культуры исторического периода, к которому оно принадлежит;
- формирование умения работать с историко-педагогическими источниками;
- формирование системы знаний студентов по основным направлениям развития современной педагогики и её фундаментальным теоретическим положениям; представления о современной педагогической науке как совокупности сложившихся в различные исторические периоды и складывающихся сегодня педагогических теорий, систем и технологий;
- содействие овладению умениями анализировать, проектировать, оценивать и корректировать образовательный процесс, выстроенный в логике различных исторических эпох, педагогических систем, с позиций своей будущей педагогической деятельности;
- развитие педагогического мышления, способности к самостоятельному осмыслению теоретических и прикладных аспектов современного образования;
- создание условий для формирования у студентов целостного отношения к ребенку как субъекту и объекту педагогического процесса; предостережение от упрощенного представления о сущности педагогической деятельности, ядро которой составляет проектирование и реализация педагогического замысла, определенного интересами развития личности ребенка;
- создание условия для становления личности будущего профессионала как человека культуры, обладающего развитым интеллектом, культурой научного и гуманитарного мышления, устойчивой ценностной ориентацией на творческую самореализацию и саморазвитие в инновационном образовательном пространстве;
- создание условий для формирования методологической культуры студента в сфере образования.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Педагогика» входит в состав «Профессионального цикла» дисциплин подготовки студентов-бакалавров по направлению «050100 – Педагогическое образование», по ФГОС ВПО 3-го поколения. Дисциплина «Педагогика» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами обозначенного цикла.
Дисциплина «Педагогика», модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики», формирует мотивацию к педагогической деятельности, структурирует и систематизирует представления студентов о педагогической деятельности, педагогических специальностях, педагогическом образовании в целом, знакомит с особенностями учительского труда, с квалификационными характеристиками, требованиями, предъявляемыми к современному педагогу, со структурой педагогической науки, ее основными категориями, с особенностями взаимодействия педагогики и других научных дисциплин. В процессе освоения истории образования, педагогической мысли и педагогики как науки студенты овладевают знаниями об основных педагогических течениях и концепциях, сложившихся в истории, о генезисе образовательных учреждений в России и в мире, овладевают основами сравнительной педагогики, получают подготовку в области истории формирования гуманистических педагогических систем.
Преподавание предполагает использование всего многообразия способов и форм получения информации и строится на применении различных образовательных технологий, в том числе на использовании ролевых и ситуационных игр, обсуждении конкретных педагогических ситуаций, кейс-технологии, «мозгового штурма», работы в малых группах. В соответствии с учебным планом дисциплина «Педагогика», модуль «Введение в педагогическую деятельность. История педагогики и образования. Общие основы педагогики», является обязательной для подготовки студентов-бакалавров по направлению «050100 – Педагогическое образование», предполагая последующее углубление и дифференциацию профессиональных компетенций в процессе освоения теоретических и технологических аспектов современного образования.
Курс базируется на сочетании общеобразовательной, теоретической и практической подготовки.
Дисциплина способствует развитию общей гуманитарной, художественной, философской культуры студентов за счет осуществления интегративных связей между большинством дисциплин образовательной программы, которую осваивают будущие бакалавры.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Педагогика» в третьем семестре направлен на формирование следующих
общекультурных компетенций, которые, интегрируя результаты образовательного процесса, осуществляемого по данному профилю, обеспечивают компетентность будущих бакалавров в области педагогики по следующим направлениям:
владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
готов использовать нормативные правовые документы, связанные с организацией педагогической деятельности и педагогического исследования (ОК-13);
готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссий и полемики ( ОК-16);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания педагогической науки при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
в области педагогической деятельности:
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
в области культурно-просветительской деятельности:
способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);
способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
в области научно-исследовательской деятельности:
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).
По результатам изучения курса «Педагогика» в третьем семестре будущий бакалавр должен:
Знать:
- общую характеристику педагогической профессии, требования к профессиональной компетентности педагога,
- объект, предмет, функции педагогики, систему педагогических наук, связь педагогики с другими науками
- основные педагогические категории,
- основы методологии и методы педагогических исследований,
- генезис образования как социального явления,
- историю образования и педагогической мысли (воспитание в Древнем Мире, в эпоху Средневековья, в Новое Время, в Новейшее время) в России и в мире
- историю становления научной педагогики, основных педагогических теорий и концепций,
- основные тенденции генезиса региональной культурно-образовательной среды.
Уметь:
- применять педагогические знания при прохождении учебной практики, при планировании наблюдения урока и внеклассного воспитательного дела, при планировании преподавательской и воспитательной деятельности;
- получать, хранить и перерабатывать информацию из различных источников (учебная литература, научная литература, периодика, основные программные среды, глобальные компьютерные сети);
- конспектировать, реферировать эту информацию, отвечать на проблемные вопросы;
- анализировать сложившиеся в истории педагогики образования и педагогики педагогические концепции, системы и технологии;
- сопоставлять и систематизировать знания по общей педагогике, истории образования и педагогической мысли с целью критического анализа современных образовательных программ, систем и технологий;
- применять полученные знания к анализу основных тенденций исторического развития образования;
- реализовывать полученные знания в сфере изучения и собственного исследования региональной педагогической среды Владимирского края;
Владеть:
- грамотной, логически верно и аргументировано построенной устной и письменной речью, основами речевой профессиональной культуры педагога в области введения в педагогику, общей педагогики, истории педагогики и образования;
- пониманием вклада мировых цивилизаций в развитие образовательного процесса;
- системой построения структуры анализа историко-педагогических феноменов;
- пониманием вклада отечественных педагогических достижений в мировую педагогическую мысль;
- экстраполяцией знаний по общей педагогике и истории педагогики и образования в предметную сферу.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА» В ТРЕТЬЕМ СЕМЕСТРЕ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
№
п/п
|
Раздел (тема)
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)
|
Объем учебной работы,
с применением интерактивных методов
(в часах / %)
|
Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра) ,
форма промежуточной
аттестации
(по семестрам)
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
Лабораторные работы
|
Контрольные работы, коллоквиумы
|
СРС
|
КП / КР
|
|
|
1
|
Введение в пед.дея-тельность
|
3
|
1-2
|
2
|
2
|
|
|
|
2
|
|
0,5/25%
|
|
2
|
Общие основы педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Аксио-логические основы педагогики. Основные педагоги-ческие категории.
|
3
|
3-4
|
2
|
2
|
|
|
|
4
|
|
0,5/25%
|
|
3
|
Методология и методы педагогических исследований
|
3
|
5
|
|
2
|
|
|
|
2
|
|
0,5/25%
|
Тест. Рейтинг-контроль № 1.
|
4
|
История образования, педагогической мысли и педагогики: методологические аспекты. Школа и воспитание в Древнем мире.
|
3
|
6-7
|
2
|
2
|
|
|
|
4
|
|
0,5/25%
|
Тест
|
5
|
Воспитание и школа в эпоху Средневековья, Возрождения и Реформации.
|
3
|
8
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
0,5/25%
|
|
6
|
Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (Х – конец XVII вв.), школа и педагогика в России XVIII в. Исторические тенденции развития музыкального образования в Древней Руси и в Российской империи XVIII в.
|
3
|
9-10
|
2
|
2
|
|
|
|
4
|
|
0,5/25%
|
Защита творческих работ
|
8
|
Школа и педагогика Нового времени.
Формирование научной педагогики в Западной Европе.
|
3
|
11
|
|
2
|
|
|
|
2
|
|
0,5/25%
|
|
9
|
Развитие педагогической мысли эпохи Просвещения, классики педагогики XIX столетия.
|
3
|
12-13
|
2
|
2
|
|
|
|
|
|
0,5/25%
|
Рейтинг-контроль № 2
|
10
|
Школа и педагогика России XIX в. Формирование педагогической антропологии во второй половине XIX в.
|
3
|
14-15
|
2
|
2
|
|
|
|
4
|
|
0,5/25%
|
Защита творческих работ
|
11
|
Зарубежная школа и педагогика в Новейшее время
|
3
|
16
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
0,5/25%
|
тест
|
12
|
Школа и педагогика России в первой трети ХХ века.
|
3
|
17
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
0,5/25%
|
Защита творческих работ
|
13
|
Школа и педагогика советского периода; развитие образования и педагогики в конце ХХ в.
|
3
|
18
|
|
2
|
|
|
|
|
|
0,5/25%
|
Защита творческих работ. Рейтинг-контроль № 3.
|
|
Итого
|
3
|
18
|
18
|
18
|
|
|
|
36
|
|
1/25%
|
зачет
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»
МОДУЛЕЙ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ».
1. Тема «Введение в педагогическую деятельность».
Особенности педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии.
Профессиональная деятельность и личность педагога. Цель, основные виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа.
Структура педагогической деятельности: конструктивная, организаторская, коммуникативная деятельность учителя. Профессионально обусловленные требования к личности учителя. Профессионально-педагогическая компетентность.
Подготовка и профессиональное становление личности педагога. Система педагогического образования.
2. Тема «Общая педагогика».
Педагогика в системе наук о человеке. Аксиологические основы педагогики. Основные педагогические категории. Методология и методы педагогических исследований.
Педагогика как наука. Объект, предмет и функции педагогики. Понятийно-категориальный аппарат педагогики. Образование, воспитание, обучение, развитие, социализация. Педагогический процесс. Связь педагогики с другими науками. Структура педагогической науки.
Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Социально-педагогические ценности, групповые педагогические ценности, личностные педагогические ценности.
3.
|