1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации, проведения и контроля самостоятельной работы обучающихся в государственном профессиональном образовательном учреждении «Беловский техникум технологий и сферы услуг» (далее- техникум) при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальностям техникума.
1.2. Организация самостоятельной работы обучающихся техникума регулируется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 No 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС СПО;
- Рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ФГОС СПО (приложение к письму Минобразования России от 29.12.2000 г. № 16-52-138 ин/16-13)
1.3. Положение разрабатывается методическим советом техникума.
1.4. Положение утверждается директором техникума и вступает в силу с момента его подписания.
2. Цели и задачи самостоятельной работы обучающихся
2.1. Самостоятельная работа обучающихся – планируемая учебная, исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
2.2. Целью самостоятельной работы обучающихся является:
обеспечение профессиональной подготовки специалиста со средним специальным образованием;
формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;
формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.
2.3. Задачи, реализуемые в ходе проведения самостоятельной работы обучающихся, в образовательной среде колледжа представляют собой:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
формирование умений учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, профессиональных компетенций;
формирование самостоятельности профессионального мышления, способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;
развитие общих компетенций, включающих в себя способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебно-профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
развитие исследовательских умений.
3. Условия организации и виды самостоятельной работы обучающихся, направленной на формирование компетенций
3.1. Для организации эффективной самостоятельной работы необходимо выполнение следующих условий:
мотивация получения знаний и формирования профессиональной компетентности;
наличие и доступность всего необходимого учебно-методического, информационно-коммуникационного, справочного материала;
система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
консультационная помощь преподавателя.
3.2. Самостоятельная деятельность обучающихся определяется содержанием учебной дисциплины / профессионального модуля и степенью подготовленности обучающихся.
3.3. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие виды самостоятельной деятельности:
для овладения знаниями:
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
составление плана текста;
графическое изображение структуры текста;
конспектирование текста;
выписки из текста;
работа со словарями и справочниками;
ознакомление с нормативными документами;
для закрепления и систематизации знаний:
работа с конспектом лекции;
работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
составление плана и тезисов ответа;
составление таблиц для систематизации учебного материала;
изучение нормативных материалов;
ответы на контрольные вопросы;
аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование);
составление аннотированного каталога литературы по теме / проблеме;
составление терминологического словаря по теме;
составление портфолио работ, портфолио документов;
составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой;
подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
подготовка рефератов, докладов;
составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
анализ современного опыта в профессиональной сфере;
для формирования компетенций:
решение задач и упражнений по образцу;
решение вариативных задач и упражнений;
выполнение чертежей, схем;
выполнение расчетно-графических работ;
решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
подготовка к деловым играм;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
ведение рефлексивного дневника (оценка обучающегося) и самоанализ изучения курса;
анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам;
проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме;
подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
экспериментально-конструкторская работа;
опытно-экспериментальная работа.
3.4. Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины/ профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающегося.
4. Планирование самостоятельной работы обучающихся
4.1. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности в части структуры основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающегося и объем аудиторной учебной нагрузки как в целом по циклам основной профессиональной образовательной программы, так и по каждому учебному циклу.
Техникум, исходя из установленных объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки, самостоятельно определяет объем самостоятельной работы обучающихся по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю.
4.2. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит свое отражение:
в рабочем учебном плане – в целом по циклам основной профессиональной образовательной программы, отдельно по каждому из учебных циклов, по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю;
в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с ориентировочным распределением по разделам и темам.
4.3. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине/профессиональному модулю при планировании самостоятельной работы обучающихся преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме / разделу, которые выносятся на самостоятельную работу.
4.4. На основании рабочей программы по учебной дисциплине/профессиональному модулю преподаватель разрабатывает:
программу самостоятельной работы по конкретной учебной дисциплине (профессиональному модулю) с информацией о целях, средствах, трудоёмкости, сроках выполнения, формах контроля самостоятельной работы и рекомендациями по отбору учебной, научной, нормативной, справочной литературы (можно привести перечень рекомендованной литературы) при выполнении самостоятельной работы по конкретным темам (заданиям);
рекомендации по организации самостоятельной работы по конкретной учебной дисциплине (профессиональному модулю);
рекомендации по оформлению (представлению) результатов самостоятельной работы в зависимости от её вида;
4.5. Распределение объема времени на самостоятельную работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием.
5. Организация и руководство самостоятельной работы
5.1. Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и специфики изучаемой дисциплины/профессионального модуля, междисциплинарного курса; объема часов на изучение, вида заданий для самостоятельной работы обучающихся, индивидуальных особенностей обучающихся и условий учебно-профессиональной деятельности.
5.2. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением обучающимся внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
5.3. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
5.4. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
5.5 Организацию и руководство СР осуществляет МС техникума, методист, ЦМК, зав. дневным отделением.
5.6. Обязанности зав. дневным отделением:
- формировование норм времени на ВСР и обьемов СР по дисциплинам, специальностям, ПМ. Нормы времени формируются на основании рабочего плана по профессии, специальности;
- анализ промежуточного контроля знаний обучающихся;
- обобщение результатов анализа фактических затрат времени на ВСР;
- анализ результатов текущей успеваемости.
- контроль за выполнением графика по ВСР профессиональных модулей и учебных дисциплин;
- контроль за наличием выполненных работ.
5.7. Обязанности методического управления:
- разработка методических рекомендаций по организации ВСР;
- изучение и обобщение опыта работы по организации ВСР.
5.8. Обязанности преподавателей:
- разработка РП с указанием видов, объемов и норм времени;
- осуществление контроля соответствия выполненного задания РП и своевременности выдачи и приема всех заданий.
-обеспечение обучающихся необходимой учебно-методической литературой.
- разработка методических указаний по выполнению заданий по ВСР.
6.Методическое сопровождение внеаудиторной самостоятельной работы
6.1.Для осуществления внеаудиторной самостоятельной работы преподавателю необходимо разработать документацию:
- программу ВСР;
- методические рекомендации по ПМ, УД;
- графики-ведомости.
7. Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся
7.1. Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и самостоятельную работу по дисциплине / профессиональному модулю, может проходить в письменной, устной или смешанной форме с предоставлением изделия или продукта творческой деятельности.
7.2. Контроль самостоятельной работы должен отвечать следующим требованиям:
систематичность проведения;
максимальная индивидуализация контроля;
соответствие формы контроля виду задания для самостоятельной работы.
7.3. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания и практические умения при выполнении профессиональных задач;
- уровень сформированности общих и профессиональных компетенций
- оформление материала в соответствии с требованиями.
7.4. Обучающиеся, не выполнившие программу самостоятельной работы и не получившие оценку, считаются имеющими академическую задолженность.
Исполнитель
методист Т.И. Маркевич
|