Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1


Скачать 17.5 Kb.
Название Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1
Тип Документы
САМООЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА1

© 2011 г. Т. В. Корнилова*, М. А. Новикова**

* Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

**Аспирант, там же;

e-mail: spieluhr87@mail.ru
В теоретико-эмпирическом исследовании обосновывается понимание субъективной оценки интеллекта (СОИ) как латентной переменной. На основании применения на студенческой выборке (n = 332) семи методик, включающих 9 фиксируемых переменных, установлена роль СОИ как медиатора «объективных» измерений интеллекта. Эти измерения представлены результатами интеллектуального тестирования и внешними оценками других людей, а также переменных, характеризующих личностные особенности принятия неопределенности. Верифицирована структурная модель, дающая новое представление о «единстве интеллекта и аффекта» и характеризующая СОИ как проявление единства функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека.

Ключевые слова: самооценка интеллекта, измерения интеллекта, толерантность к неопределенности, готовность к риску, Я-концепция, самопонимание, самоотношение, имплицитные теории, интуиция.



  1. Belof H. Mother, father and me: our IQ // The Psychologist. 1992. V. 5. P. 309–311.

  2. Bentler P.M. EQS structural equations program manual. Inc, Encino, CA: Multivariate Software, 1995.

  3. Brunner M., Krauss S., Kunter M. Gender differences in mathematics: Does the story need to be rewritten? // Intelligence. 2008. V. 36. P. 403–421.

  4. Chamorro Premusic T., Arteche A. Intellectual competence and academic performance: Preliminary validation of a model // Intelligence. 2008. V. 36. P. 564–573.

  5. Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Personality and self-assessed intelligence: Can gender and personality distort self-assessed intelligence // Educational Research and Reviews. 2006. V. 1 №7. P. 227–223.

  6. Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Self-Assessed Intelligence and Academic Performance // Educational Psyhology. 2006. V. 26. №6. P. 769–779.

  7. Deary I.J., Dykiert D., Gale C.G. Are apparent sex differences in mean IQ scores created in part by sample restriction and increased male variance? // Intelligence. 2009. V. 37. P. 42–47.

  8. Dweck C.S. Self-Theories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia, PA: The Psychology Press, 1999.

  9. Flugel J. An inquiry as to popular views on intelligence and related topics // British Journal of Educational Psychology. 1947. V. 27. P. 140–152.

  10. Furnham A. Self-estimates of intelligence: culture and gender difference in self and other estimates of both general (g) and multiple intelligences // Personality and Individual Differences. 2001. V. 31. №8. P. 503–517.

  11. Furnham A., Moutafi J., Chamorro-Premuzic T. Personality and Intelligence: Gender, The Big Five, Self-Estimated and Psychometric Intelligence // International Journal of Selection and Assessment. 2005. V. 13. №1. P. 11–24.

  12. Furnham A.F. Lay Theories: Everyday Understanding of Problems in the Social Sciences. Oxford: Pergamon, 1988.

  13. Furnham A., Rawles R. Sex differences in the estimation of intelligence // Journal of Social Behavior and Personality. 1995. V. 10. P. 741–745.

  14. Furnham A., Rawles R. Correlations between self-estimated and psychometrically measured IQ // Journal of Social Psychology. 1995. №.139. P. 405–410.

  15. Holling H., Preckel F. Self-estimates of intelligence – methodological approaches and gender differences // Personality and Individual Differences. 2005. V. 38. №3. P. 503–517.

  16. Kornilova T. V., Kornilov S. A., Chumakova M. A. Subjective Evaluations of Intelligence and Academic Self-Concept Predict Academic Achievement: Evidence from a Selective Student Population // Learning and Individual Differences. 2009. V. 19. №4. P. 596–608.

  17. Reber A.S., Reber E.S. The Penguin Dictionary of Psychology. London: Penguin, 2001.

  18. Reilly J., Mulhern G. Gender differences in self-estimated IQ: the need for care in interpreting group data // Personality and Individual Differences. 1995. V. 18. P. 189–192.

  19. Shipstone K., Burt S. Twenty-five years on: A replication of Flugel’s (1947) work on lay popular views of intelligence and related topics // British Journal of Educational Psychology. 1973. V. 56. P. 183–187.

  20. Sternberg R. Metaphors of mind: conceptions of the nature of intelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

  21. Sternberg R., Conway B., Ketron J., Bernstein M. People’s conceptions of Intelligence // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. V. 41. P. 37–55.




1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 10-06-00416а).

Похожие:

Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Проект «Логико математическое развитие детей дошкольного возраста»...
Основная цель познавательного развития, в соответствии с фгос – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих...
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Курс личностного развития старшеклассников методическое пособие для учителей
Гильмутдинов А. Х., Сафина Э. Р. Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников: Пособие для учителей
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Исследование анализ потенциала латгальского и видземского регионов,...
Проект niv-093 Interreg III a «Новая зона пространственного развития для приграничных регионов Латвии и России – соединение потенциала...
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Интеллектуально – познавательная игра
До начала праздника идёт слайд – шоу с фотографиями подснежников и звучит музыка П. И. «Подснежник»
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon В соответствии с фгос
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Аналитического отчета
Целью является: обеспечение интеллектуального, личностного развития учащихся, приобщение к общечеловеческим и национально-культурным...
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Курс повышения квалификации по обучающей программе «Анализ и исследование...
«Анализ и исследование потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Психодиагностическое обеспечение оценки сформированности ууд в основной школе
«Кто Я?» (М. Кун), методика «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?» (И. В. Дубровина), диагностика самооценки и уровня притязаний» (С. Я. Рубинштейн),...
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти
Что в жизни может быть лучше интересного собеседника, яркой интеллектуально развитой личности, способной в нужный момент вспомнить...
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Положение о проведении IV томского Горного Фестиваля цели и задачи
Томской области, пропаганда отказа от алкоголя и табакокурения, совершенствование личностного морально-психологического состояния...
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Методические рекомендации и практические материалы (игры, упражнения,...
«страдают» самооценка и образ «Я». Эмоциональное отвержение и неприятие ребенка, депривация и недостаток тактильных контактов, постоянный...
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Анкета изучения мотивов деятельности
Направления и содержание деятельности по духовно-нравственного воспитания обучающихся мбу до г. Ульяновска «цдт№2» как фактора их...
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Положение о проведении всероссийских дистанционных командных турниров...
Всероссийские дистанционные турниры школьных команд знатоков «Знайки» и «Умка» проводятся с целью развития личностных качеств и интеллектуально-творческих...
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов...
Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности: Методическое...
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Тест структуры интеллекта (tsi) Р. Амтхауэра
Эта идея единства структур способностей послужила основой многих интеллектуально-профессиональных тестов, в частности, теста структуры...
Самооценка интеллектуально-личностного потенциала человека1 icon Критерии личностного роста медиаторов-волонтеров или отслеживания...
Примеры: старшие – звонят, предупреждают даже поздно вечером; младшие – просто могут не прийти

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск