Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности»


Скачать 1.44 Mb.
Название Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности»
страница 1/12
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОДАРЕННОСТИ
Часть 1
Материалы диагностики

видов одаренности, определения уровня интеллектуальных

и творческих способностей обучающихся


Издательство ИРО РБ

Уфа 2012

УДК 371

ББК 74.202.5

Ф29
Рекомендовано РИС ИРО РБ.

Протокол № 7 от 5 сентября 2012 г.

Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть 1. Общее представление об одаренности: Методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – 76 с.


Авторы:

Фахретдинова Ф.Р. – директор Научно-методического центра развития одаренности ИРО РБ, кандидат педагогических наук;

Булатова З.С. – педагог-психолог Научно-методического центра развития одаренности ИРО РБ;

Губайдуллин М.И. – доцент Научно-методического центра развития одаренности ИРО РБ, кандидат биологических наук.

Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть 1. Общее представление об одаренности» предназначено для распространения практического опыта по выявлению и развитию одаренных детей в рамках школьных общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан.

Рецензенты:

Нуриманова Ф.К. – доцент кафедры практической психологии факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук;

Халикова Л.Р. – заведующий кафедрой психологии ГАОУ ДПО ИРО РБ, кандидат психологических наук.

© Авторы, 2012.

© Издательство ИРО РБ, 2012.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………….

4

Глава 1. Общее представление об одаренности……………………….

7

Глава 2. Педагогическая диагностика способностей к работе
с одаренными учащимися
……………………………………………….


26

2.1

Анкета "Ценностные ориентации" …………………………………

28

2.2

Анкета «Потребности в достижениях»………………………….…

29

2.3

Барьеры педагогической деятельности……………………………

31

2.4

Методика незаконченных предложений для определения

ценностных ориентаций педагогов………………………………..


32

2.5

Анкета «Насколько хорошо Вы справляетесь со своей работой?».

33

2.6

Самооценка уровня конфликтности…………………………………..

34

2.7

Оценка способности к саморазвитию, самообразованию

у педагогов ОУ в ходе мониторинга профессиональной

компетентности………………………………………………………



35

2.8

Оценка трудолюбия и работоспособности у педагогов ОУ……..

37

2.9

Анкета на проведение анализа успешности внутри школьной учебы.

39

2.10

Анкета профессиональной готовности педагога: деятельность, умения, знания, коррекция………………………………………….


40

2.11

Анкета «Совершенствование профессиональной деятельности педагога»……………………………………………………………..


41

2.12

Анкета «Оценка успешности учебной работы учителя»………..

42

2.13

Анкета «Самооценка (оценка) профессиональной деятельности учителя»………………………………………………………………


43

2.14

Анкета «Оценка деятельности учителя»…………………………..

43

2.15

Анкета для учащихся и педагогов на предмет выяснения их

устойчивых интересов………………………………………………


44

2.16

Анкета причины неуспешной работы педагогов………………….

45

2.17

Анкета для педагогов «Самоанализ успешности учебной работы»…..

50

2.18

Анкета «Определение успешности педагога»…………………….

51

Глава 3. Диагностика видов одаренности обучающихся……………..

53

3.1

Индивидуальная психолого-педагогическая карта

одаренного ребенка………………………………………………….


57

3.2

Анкета по выявлению видов одаренности Савенкова А.И………..

57

3.3

Шкалы Дж. Рензулли…………………………………………………

60

3.4

Палитра интересов (Савенков А.И.)…………………………………

64

3.5

Методы оценки общей одаренности……………………………….

65

3.6

Методика «Карта одаренности»…………………………………….

67

Литература………………………………………………………………….

72



Введение
Современная отечественная педагогическая литература начала достаточно полно освещать проблемы выявления и развития одаренных детей в школьных условиях, опираясь на разработанную «Рабочую концепцию одаренности» [1]. Но при наличии несомненных достоинств публикуемой литературы по проблемам одаренности приходится отмечать такие недостатки, как несогласованность позиций авторов по организации процедур выявления и развития неординарных способностей учащихся, а также почти полное отсутствие практических методик по выявлению и развитию одаренности. В предлагаемом учебно-методическом пособии мы постарались преодолеть такого рода недоразумения.

Инновационный потенциал педагога неразрывно связан с педагогической деятельностью, посредством которой он формируется, развивается, реализуется. Поэтому теоретический анализ по проблеме исследования логично развернуть в дедуктивном плане, последовательно рассмотрев такие системообразующие и взаимообусловленные понятия как «педагогическая деятельность», «инновационная направленность педагогической деятельности», «потенциал», «инновационный потенциал обучающегося».
Содержательная структура инновационной направленности педагогической деятельности предполагает рождение, разработку и освоение новшеств (инноваций) в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д. Слово «потенциал» происходит от латинского «potentia», и в переводе на русский язык означает «сила» «мощь», «возможность».

Как справедливо отмечает Запесоцкий А.С.: «Потенциал – это не действующая возможность, способная стать действительностью в определенных условиях. Переход возможности в реальность есть процесс актуализации потенции» [2]. Причем категория актуализации носит двойственный характер, стоящего за ней феномена: с одной стороны – усилия педагога, с другой – активность обучающегося. То есть, формы проявления потенций личности всегда диалогичны, взаимосозидательны, они выступают как результат взаимодействия обучающегося и обучающего, действительного и возможного.

Таким образом, вне привязки к конкретной сфере, потенциал можно рассматривать, как способность материи переходить от возможности к реальности, от одного состояния в другое (например, от старого к новому). При этом потенциал – это мера единства достигнутого, которое может быть использовано с определенной целью, и возможного, то есть достижимого при определенных условиях [3].

Кокуриным Д.И. была разработана классификация инновационного потенциала, основанная на базе существующих в научной литературе подходов, в которой автор различает явный (наличный, статический) и скрытый (возможный, динамический) инновационный потенциал. При этом первый характеризует непосредственно те ресурсы и способы их использования, которыми обладает система в определенный промежуток времени и в определенной ситуации. Второй – скрытую перспективу, заложенную в ресурсах, то есть существующие возможности.

Не менее важным является разделение автором инновационного потенциала на такие три вида как реализованный, нереализованный и желаемый. Первый вид инновационного потенциала – это тот, который фактически используется системой для реализации поставленных целей. Второй – существующий в скрытом виде, либо явный, но по определенным (объективным или субъективным) причинам не используемый в деятельности, то есть так называемый резерв. Третий – потенциал, уровень и состав которого по выделяемым параметрам функционирования максимально приближен к оптимальному, то есть своего рода идеальный случай.

В структуре потенциала способности в первую очередь соотносятся с тем, что уже было достигнуто в жизни, то есть способности связаны с реализованным потенциалом. С нереализованным потенциалом связана мотивационная составляющая данного понятия, она раскрывает именно «потенциальность», как динамический, энергетический аспект потенциала. В то же время мотивационная и способностная составляющие потенциала оказываются тесно взаимосвязанными, так как задатки, которые не соответствуют интересам человека, мотивационно-ценностной подструктуре его личности, скорее всего не найдут своего развития в деятельности, и, следовательно, обречены на угасание. В свою очередь притязания человека не подкрепленные соответствующими способностями, не дадут высоких результатов. Нам представляется важным методическим следствием данных положений то, что диагностические мероприятия возможны на уровне только реализованного потенциала, тогда как нереализованный потенциал, возможно, диагностировать опосредованно, через мотивационную сферу личности.

Реализация потенциала является предпосылкой успешности деятельности субъекта, которая заложена в логической цепочке «потенциал – опыт – деятельность». Так как деятельность является процессом реализации потенциала, то ее структура включает аналогичные компоненты, операции, цели, мотивы (Леонтьев А.Н.). Принципиальное различие, на наш взгляд между потенциалом и деятельностью заключается в том, что потенциал отражает качественный аспект личности, а деятельность – функциональный, процедурный аспект.

Важной чертой человеческого потенциала является наличие у него системного качества. Как справедливо отмечает Асеев В.Г., системность потенциала проявляется в том, что по всем направлениям его реализации (как внутренним так и внешним), сумма частных потенциалов остается величиной достаточно постоянной на протяжении всего периода взрослости человека, таким образом, в отличие от способностей или личностных черт общий потенциал человека в течение жизни практически не изменяется, т.е. происходит сохранение «энергии потенциала».

При начальной организации процедур выявления одаренных детей мы опираемся на метод наблюдения признаков одаренности, учитывая достаточно их сложный профиль проявления из-за индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. В предлагаемом пособии даны достаточно полные характеристики признаков каждого вида одаренности, рассмотрены и возрастные особенности детей и подростков. Следующим этапом выявления одаренного ребенка может быть применение тестового метода школьным психологом.

Целью настоящего методического пособия является восполнение информационных пробелов и распространение практического опыта по выявлению и развитию одаренных детей в рамках школьных общеобразовательных учреждений.

Материалы апробированы на базе СОШ 84 Татарская гимназия Октябрьского района ГО г. Уфа, МОУ Башкирская гимназия ГО г. Агидель, Башкирская гимназия-интернат п. Красноусольский МР Гафурийский район, МОУ СОШ 99 Орджоникидзевского района ГО г. Уфа, МОУ СОШ с. Новотаймасово МР Куюргазинский район, МОУ Башкирская гимназия с. Исянгулово МР Зианчуринский район, БРГИ №3 ГО г. Кумертау, ГОУ Республиканская гимназия-интернат им. Г. Альмухаметова, ГБОУ Стерлитамакский лицей-интернат №2 им. В.И. Ленина, МОБУ СОШ с. Янышево МР Благоварский район, Башкирский лицей № 136 им. М. Искужина Октябрьского района ГО г. Уфа, МОУ СОШ № 56 Калининского района ГО г. Уфа, ГОУ Республиканская художественная гимназия-интернат им. К. Давлеткильдиева, НОУ Детский университет, Детский дом №1 им. Ш. Худайбердина, Дворец пионеров и школьников имени А.П. Гайдара, ГБОУ Республиканский лицей-интернат МР Дуванский район, ГБОУ Башкирская Республиканская гимназия-интернат №3, ГБОУ Белорецкий лицей-интернат, МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк МР Бижбулякский район, МОБУ СОШ с. Зильдярово МР Миякинский район, МОУ Чувашская гимназия ГО г. Белебей, МОУ лицей №12 ГО г. Учалы, МОУ СОШ с. Старый Сибай МР Баймакский район, МОУ СОШ №3 Гимназия с. Кармаскалы МР Кармаскалинский район, МОУ Гимназия №2 с. Чекмагуш МР Чекмагушевский район, МОУ СОШ №6 г. Туймазы МР Туймазинский район, МОУ СОШ №4 с. Раевский и МОУ Гимназия МР Альшеевский район, МОБУ Гимназия г. Янаул МР Янаульский район.
Глава 1. Общее представление об одаренности
Понятие «одаренность» ребенка имеет множество определений или пояснений. Связано такое положение, по-видимому, с тем, что в области изучения развития детской психики исследователи преследуют определенные, конкретные или частные цели, тогда как «одаренность» является сложнейшим психологическим феноменом проявления способностей человека в конкретной социально-исторической среде. Также существует необходимость учитывать и биологическую составляющую детской одаренности.

Так, Юркевич В.С. дает следующее определение одаренности: «высокий уровень развития каких-либо способностей», а одаренные дети – «дети с достаточно высоко развитыми способностями» [4].

Одаренность ученика, по Лейтесу Н.С., «более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления» [5]. Схожее определение дают Пидкасис-
тый П.И. и Чудновский В.Э., которые конкретизируют одаренность ребенка в «более высокую, чем у его сверстников при прочих равных условиях, обучаемость и склонность к творческому познанию реального мира» [6].

Другой блок определений связан с практической стороной феномена «одаренности». Уже Штерн В. определял умственную одаренность «общей способностью сознательно направить свое мышление на новые требования» и «общую умственную способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [7]. Согласно Шадрикову В.Д., одаренность определяется как «пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от каждой из которых зависит успешность выполнения той или иной деятельности» [8]. По мнению Ильина Е.П., одаренность – «это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности» [9].

Нам важно отметить также, что одаренность ребенка не может сводиться к понятию способности. Связано это с тем, что одаренный ребенок как личность обладает, по мнению Теплова Б.М., совокупностью способностей с их синтетическим проявлением [10], и одаренность определяет «комплексные свойства личности» [Рубинштейн C.Л., 11]. Согласно Рензулли Дж., одаренность есть результат взаимодействия трех характеристик: способностей выше среднего, вовлеченности в задачу (наличие сильной мотивации) и креативности (творческого подхода). При этом важна положительная Я-концепция, ощущение себя способным выдавать новые идеи, теории, создавать нечто новое или же находить новые решения проблем [12]. То есть, одаренность ребенка включает в себя совокупность способностей и ряд личностных характеристик, не являющихся способностями.

Объединяющим в вышеуказанным определениям одаренности выступает определение, данное авторами «Рабочей концепции одаренности» [1], как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Похожее, но более конкретизированное определение одаренности, представил Панов В.: « Одаренность – это всегда системное качество, в котором в индивидуально-своеобразной форме взаимосвязано развиваются и познавательная, и эмоциональная, и личностная, и иные сферы психики данного человека и которое создает его предрасположенность к достижению высоких и сверхвысоких результатов в выполняемой им деятельности по сравнению с представителями своей возрастной или социальной группы» [13].

В понятии «одаренности» необходимо учитывать также и биологическую составляющую. Так, по мнению Савенкова А.И., «одаренность представляет собой сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды» [14], а Гильбух Ю.З. считает, что «одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием, как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания [15]. На такую составляющую указывает и Лейтес Н.С.: «одаренность – это особо благоприятные внутренние предпосылки развития» [4].

В целом, необходимо отметить, что развитие понятия «одаренности» будет происходить и в дальнейшем, что связано в большей степени с описательным характером определения (включены признаки проявления, но не признаки природы явления). Дополнительно, в виду неоднозначности проявления одаренности у детей в возрастном плане (сегодня – вундеркинд, а завтра – обыкновенный ребенок) [9], нам необходимо использовать понятие «ребенок с признаками одаренности» вместо понятия «одаренный» ребенок.

В психологической и педагогической практике различают общие и специальные признаки одаренности. Теплов Б.М. [10] уточнил ряд моментов в соотношениях общего и специального в понятиях «одаренности»: «Было бы более точным говорить не об общей и специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности... Решительно во всякой одаренности есть и общее, и особенное». По мнению Шадрикова В.Д. [11] ребенок изначально наделен общими способностями, специальные же способности – это общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности.

Также уместно определиться и в отношениях понятий «одаренность», «талант» и «гениальность». Думается, что одаренность включает в себя и талант, и гениальность, как степени или уровни проявления (практический выход) одаренности. Так талант представляется как высокий уровень (или степень) развития одаренности, результат деятельности которого отмечается оригинальностью, принципиальной новизной (творческим подходом) [9]. А гениальность – как высшая степень творческой одаренности [16], выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества.

Признаки одаренности представляют собой «особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий» [1]. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка (таблица 1):

  • инструментальный (характеристика способов его деятельности);

  • мотивационный (характеристика отношений ребенка к той или иной стороне действительности).
Общие признаки одаренности

Таблица 1

Инструментальный аспект поведения

Признаки

Свойства

специфические стратегии деятельности

- быстрое освоение деятельности, высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности;

- наличие и выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом

качественно своеобразный индивидуальный стиль деятельности [15]

когнитивные стили – индивидуально- своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (ее восприятия (зрительный опыт или внутренний опыт), анализа (быстрое или медленное решение), оценивания (обращение внимания на детали или сходства, упрощение или усложнение)).

интеллектуальные стили – индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем. Различают:

- законодательный стиль – работа в своей собственной системе идей (ученый, писатель и т.д.);

- исполнительный стиль – работа в рамках правил (адвокат, военный, бухгалтер и т.д.);

- оценочный стиль – работа в минимуме собственных правил (судья, консультант и т.д.).

эпистомологические стили – индивидуально- своеобразные способы познавательного отношения человека к происходящему. Различают:

- эмпирический стиль, выражающийся через перцептивные способности и непосредственное восприятие;

- рационалистический стиль, выражающийся через определенные понятийные схемы и эмоциональную независимость;

- метафорический стиль как склонность к максимальному разнообразию впечатлений через эмоциональную стабильность и символические способности.

Высокая структурированность

знаний




Особый тип обучаемости

  • легкость обучения;

  • резкие изменения структуры знаний

Мотивационный аспект поведения

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности, сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия



Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям



Чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом



Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности



Предпочтение противоречивой и неопределенной информации



Высокая критичность к результатам собственного труда



Склонность ставить сверхтрудные цели



Стремление к совершенству




Одаренность подразделяется на виды (приобретает специальные признаки) в соответствии с критерием вида деятельности (таблица 2).
Виды деятельности и виды одаренности

Таблица 2

№ п/п

Виды деятельности

Виды одаренности

1.

Практическая

  • к ремеслам;

  • спортивная;

  • организационная

2.

Познавательная

  • интеллектуальная

3.

Художественно-эстетическая

  • хореографическая;

  • сценическая;

  • литературно-поэтическая;

  • изобразительная;

  • музыкальная

4.

Коммуникативная

  • лидерская

5.

Духовно-ценностная

  • нравственная


Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Необходимо отметить, что «творческая» одаренность рассматривается как характеристика преобразования и развития при высоком уровне выполнения любой деятельности, т.е. для любого вида одаренности присущ творческий подход.

При рассмотрении видов одаренности необходимо также учитывать их широту проявления в различных видах деятельности.

Выделяют:

  • общую одаренность, психологическим ядром которой являются умственные способности;

  • специальную одаренность, обнаруживающую себя в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

При учете «особенностей возрастного развития» одаренность можно дифференцировать как раннюю (например, вундеркинды) и как позднюю (например, мудрые).

По критерию «форма проявления» выделяют одаренность:

  • явную, которая проявляется в деятельности ребенка отчетливо;

  • скрытую, которая проявляется в деятельности ребенка в замаскированной форме. Одна из возможных причин возникновения скрытых форм одаренности является неблагополучное социальное окружение ребенка.

Также в психолого-педагогической практике различают «степень сформированности одаренности», которая проявляется в виде:

  • актуальной одаренности (ребенок проявляет себя в более высоком уровне деятельности в конкретной предметной области по сравнению со сверстниками);

  • потенциальной одаренности (ребенок не может реализовать свои возможности в данный момент в силу их функциональной недостаточности).


Специальные признаки одаренности
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Методическое пособие Министерство образования и науки республики...
Методическое пособие предназначено для педагогов и методистов среднего и профессионального образования по диагностике психологического...
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Психодиагностический комплекс по выявлению детской одаренности в общеобразовательной школе
Для выявления и сопровождения развития одаренных детей мы подобрали пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который...
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу
Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Теоретическое обоснование выбранной проблемы Организация системы...
Необходимо было в условиях современной России систематизировать патриотическое воспитание учащихся в нашей школе. И начала я работать...
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,...
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Учебно-методическое пособие Часть 1 Самара 2014 удк 02 ббк 78. 36я7
С – 56 Стратегия формирования фондов публичных библиотек [Текст]: учебно-методическое пособие. Часть 1 /Сост. Г. П. Кузьминова; ред....
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Методическое пособие для проведения внеаудиторной самостоятельной...
Методическое пособие предназначено для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, получающих образование...
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon С12 Одаренный ребенок дома и в школе. Екатерин
Эта книга о том, как выявлять и развивать первые ростки детской одаренности в условиях домашнего обучения. В ней последовательно...
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Методическое пособие по английскому языку по профессии: 22. 02. 06 (150415)
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессии: «Сварочное производство» инацелено на развитие навыков...
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Методическое пособие Настоящее методическое пособие предназначено...
Методическое пособие предназначено для учащихся и педагогов общеобразовательных организаций, а также для студентов образовательных...
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе и выполнению...
Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся 2-го курса магистерской программы по направлению подготовки 38. 04. 04...
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы...
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Учебно-методическое пособие по сопровождению самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся автодорожного техникума, как руководство для организации самостоятельной...
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено...
Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon Годовой план воспитательно образовательной работы муниципального...
Изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы педагогов доу, повышение деловой квалификации педагогов
Методическое пособие «Формирование инновационного потенциала педагогов и обучающихся в современной школе. Часть Общее представление об одаренности» icon На уроках английского языка в начальной школе
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством метода проектов

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск