Скачать 404.31 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная образовательная программа носит образовательно-развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. Данная Программа является логическим продолжением программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений и предназначена для обучения школьников действиям в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Решение проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение их социально-экономических, экологических последствий невозможно без качественной подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации. Актуальность проведения такой работы вызвана ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера. Обучение большинства учащихся общеобразовательных учреждений по программе курса ОБЖ в настоящее время осуществляется в учебное время. Но этого недостаточно для успешного получения практических навыков и умений по действиям в ЧС природного характера. Занимаясь в туристско-спортивном объединении, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит учащимся умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать. Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других. Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым, и положений об организации и условиях проведения соревнований «Школа выживания». Целью Программы является: - пропаганда и популяризация основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни; - повышение технического и тактического мастерства, при прохождении дистанций, имитирующих и воссоздающих экстремальные ситуации пребывания человека (группы) в естественных условиях. Задачи Программы Обучающие: - научить ориентироваться на незнакомой местности; - научить составлять простейшие схемы маршрутов; - осваивать методы наблюдения, следопытства и прослушивания, для определения своего местонахождения; - овладению умений по оказанию само- и взаимопомощи; - научить технике пешего туризма; - научить навыкам спортивного ориентирования, с целью дальнейшей профориентации. Развивающие: - развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих; - развивать память и внимание; - развивать деловую и познавательную активность; - развивать физическую и психическую выносливость. Воспитательные: - воспитывать патриотизм; - воспитывать привычку рационально использовать свободное время; - воспитывать чувство коллективизма. Состав группы комплектуется из ребят 12-16 лет. Занимаются в кружке хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. Поэтому, ведя запись желающих заниматься пешеходным туризмом, консультируемся с врачом, а также с родителями по вопросу допуска учащихся к походам. Получаем письменное согласие родителей на посещение ребенком занятий группы и его участие во всех походах. Следует включать в состав групп детей с отклонениями в поведении. Основные принципы обучения, предусмотренные Программой Природосообразность - приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии. Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится работа на местности. Системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе. Гуманизация воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учетом знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей. В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе). Педагогические технологии. Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка. Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие методы: фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того же задания. Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»). Для реализации Программы «Туризм» применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы). Словесные методы: - дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии; - описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий; - объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил; - беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися; - разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с учащимися после выполнения какого-либо задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д.; - лекция – представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы; - инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого задания; - распоряжения, команды, указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях. Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. К ним относятся: - метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике выполнения двигательного действия; - метод опосредованной наглядности – создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения; Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля. Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала. Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде однодневных и двухдневных походов. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д. Программа рассчитана на 1 год обучения. Учебный план и Программа первого года занятий предусматривают обучение ребят «азбуке» туризма —- сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов; основных сведений о своем крае; элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах, преодоление препятствий с помощью и без помощи специального снаряжения. Зачетный поход — завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь уделяется специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток, в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, преодоление препятствий с помощью специального снаряжения, ориентирование по карте, определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу. За время похода учащимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта, правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п. Учебный план и Программа обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику. Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся так, чтобы учащиеся научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей. Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе Программы— в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов. Программа обучения учебной группы рассчитана на 144 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности, подготовку походов, проведение походов и подведение их итогов. Закончив обучения, учащийся должен: знать: - требования техники безопасности в походе; - общие подходы к организации и проведению походов; - способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи; - перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним; - правила приготовления пищи; - нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе; - функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода; - правила общения в походе; уметь: - применять указанные знания на практике; - ориентироваться на местности при помощи карты и компаса; - пользоваться примусами; - выполнять общие обязанности участника похода. - выполнять функции участников похода (не менее 3-х); - выполнять все операции походного быта; - участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма; - обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность; - самостоятельно ориентироваться на местности; Режим работы туристской группы в течение учебного года в его различные периоды не одинаков, как правило, группа собирается на занятия два раза в неделю в определенные дни и часы. В среднем, один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы на 1—2 дня, участие в соревнованиях, слетах. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия проводятся по группам (работа штаба, хозгруппы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.). Работа с родителями. Перед походами проводятся родительские собрания, на которых руководитель сообщает родителям о целях и задачах похода. Если необходимо, дает необходимые разъяснения. Кроме того, вполне возможно непосредственное участие родителей в самом походе. Это создает, с одной стороны, дополнительные возможности воспитания детей, налаживания семейных отношений. С другой стороны, руководитель группы, имеющий перед собой определенные задачи образовательного плана может получить помощь со стороны родителей в организационном плане при подготовке и проведении похода. Основная же трудность при привлечении родителей к туристской и походной деятельности с учащимися заключается в том, что: 1) родителей тоже иногда приходится обучать, и 2) не каждый родитель способен корректно вести себя как со своим ребенком, так и с другими детьми. Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом участия в соревнованиях, а так же личными зачетными соревнованиями по ориентированию, технике туризма, быту и др. вопросам содержания Программы. Кроме того, руководитель должен отслеживать результаты индивидуального роста. После прохождения занятий, походов и соревнований важным стимулом для ребят должно стать получение грамот, памятных призов и значков «Юный турист». Участники группы будут вести альбом «Летопись туристской группы» и на стенде в помещении, где постоянно собираются дети, оборудован специальный «Уголок тургруппы». Для воспитания коллектива группы проводятся конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему. Все это способствует созданию дружного сплоченного коллектива. Учебно-тематический план
|
Программа является типовой, так как она разработана на основе методических... Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими... |
Стоимость пакета типовой документации составляет 6000 рублей Сборник «Типовой пакет документов для организации бизнеса» представляет собой пакет типовых документов, методик и рекомендаций, разработанных... |
||
Техническая схема обеспечения проведения итогового сочинения (изложения) 2 декабря 2015 года Разработана на основе методических рекомендаций Рособрнадзора письмо Рособрнадзора от 01. 10. 2015 г |
Программа детского объединения «Школа выживания» Образовательная программа «Школа выживания» представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека... |
||
Рабочая программа по обучению английскому языку детей дошкольного возраста Данная программа является модифицированной, так как разработана на основе программы обучения дошкольников английскому языку «Английский... |
Рабочая программа по курсу «математика» умк «школа россии» пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Математика» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций |
||
Инструкция разработана на основе федеральных нормативных законодательных... Инструкция для общественных наблюдателей по выполнению своих функций во время проведения огэ, гвэ в ппэ |
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана на основе... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа села родничный дол» |
||
Программа проведения вводного инструктажа по охране труда. Разрабатывается... Разрабатывается на основании «Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Постановление Министерства труда... |
Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на... Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основе следующих нормативно-методических документов |
||
Рабочая программа по курсу «литературное чтение» Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций |
Рабочая программа по информатике и икт для 8-9 классов разработана... Икт и методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.... |
||
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов... ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального... |
Руководство проведением соревнований. Общее руководство подготовкой... Обмен опытом работы по проведению поисково-спасательных работ, использование технического прогресса в области спасения, жизнеобеспечения... |
||
Приказ №73/ п. 1 от «10» августа 2014 г. «15» августа 2014 г. «1»... Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций |
Пояснительная записка Программа имеет социально-педагогическую направленность,... Робертс и «New Opportunities» Майкла Харрисаб Давида Моуэра и Анны Сикоржинской. Данная программа составлена на основе международного... |
Поиск |