Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района РТ
МБОУ ДОД «ЦВР» для одарённых детей НМР РТ
Утверждена
на педагогическом совете
протокол №__ от _______2013 г.
Директор МБОУ ДОД «ЦВР»
для одаренных детей
____________О.С.Курбанова
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Школа выживания»
рассчитана на один год обучения
для учащихся 12-14-летнего возраста
на 2013-2014 учебный год
|
Составила педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Стихина Лидия Борисовна
|
Нижнекамск, РТ
2013
Структура программы
Титульный лист;
раздел 1 – пояснительная записка;
раздел 2 – учебно-тематический план;
раздел 3 – содержание программы;
раздел 4 –этапы педагогического контроля;
раздел 5 – образовательно-воспитательная работа;
раздел 6 – методическое обеспечение программы, список литературы для педагога, список литературы для детей.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
I. Пояснительная записка
Образовательная программа «Школа выживания» представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов природного и антропогенного происхождения во всех сферах его деятельности.
Системное изучение наиболее вероятных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призваны подготовить воспитанника к выбору правильного решения для выхода из ситуаций с наименьшими потерями. Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.
У учащихся будут вырабатываться психологическая устойчивость к стрессу, вредных факторов и готовность к грамотному ведению в повседневных контактах с техникой, природой, экологией, людьми.
Основой для создания данной программы послужило ряд пособий: «Выживание в природных условиях», издательства «Русский раритет», 1993 года издания; учебные пособия Литвинова Е.Н., Смирнова А.Т. и Шибецкого А.П.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно–нравственном воспитании, как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, началом осознанного восприятия мира.
Система духовно–нравственного и патриотического воспитания включает следующие направления:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- формирование духовности школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- обращение к традициям и ценностям своего народа.
Программа предполагает системное изучение наиболее вероятных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях, помогающее подготовить воспитанника к выбору правильного решения для выхода из ситуаций с наименьшими потерями.
Программа рассчитана на один год, на воспитанников 12-13 лет. Количество детей в группе - 15 человек.
Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану 2 раза в неделю, по 2 часа на базе кабинета ОБЖ, спортивного зала, кабинет фельдшера гимназии-интерната №13, тира вблизи школы №3.
Также программа основывается на психофизиологических особенностях детей данного возраста.
Цель программы: развивать способность учащихся по теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов.
Задачи:
Образовательные:
- подготовить учащихся к основным способам защиты в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи и др.;
- способствовать развитию самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях как природного, так и социального характера.
Развивающие:
- сформировать первичные навыки выживания в природной среде.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
- формировать потребность в здоровом образе жизни;
- формирование духовности школьников через отношение к происходящему, средствам массовой информации;
- формировать бережное отношение к традициям и ценностям своего народа.
Содержание программы переплетается с другими дисциплинами: географией, медициной, военным делом, экологией.
Ожидаемые результаты
После освоения данной программы учащиеся должны:
Приобрести знания, умения и навыки (компетенции) по выживанию, ряд физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к опасным видам деятельности.
Сформировать новые представления и понятия по формированию жизненных позиций здорового образа жизни.
Оборудование и материалы: плакаты, наглядный материал: плакаты, картины, СМИ, ИКТ, огнестрельное оружие и др.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации и республики Татарстан «Об образовании», Приложение 3 Постановления Руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ «Стандарт качества муниципальной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в учреждениях дополнительного образования детей НМР РТ», типовые правила для работников УДО, должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Программа составлена с учетом национально-регионального компонента.
II. Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Количество часов
|
теория
|
практика
|
всего
|
1.
|
Воздействие солнечного излучения на человека. Поделка из бумаги панамы.
|
1
|
1
|
2
|
2.
|
Ориентирование.
Изготовление компаса по наручным часам.
План школы.
Сигналы бедствия.
|
3
|
3
|
6
|
3.
|
Здоровье и гигиена.
ПМП при ожогах
ПМП при утоплениях.
ПМП при переломах.
ПМП при обморожениях.
ПМП при поражении электрическим током.
Витамины.
Группы «Е» в составе продуктов питания.
|
7
|
7
|
14
|
4.
|
Продукты и вода.
Общие положения.
Растительные продукты («Съедобные грибы» - поделки и рисунки).
Продукты животного происхождения.
|
3
|
1
|
4
|
5.
|
Вода. Поиск воды.
Получение дистиллированной воды.
Дистиллятор.
|
2
|
1
|
3
|
6.
|
Разведение огня.
Поделки видов костра.
|
2
|
1
|
3
|
7.
|
Опасности.
Что такое электрический ток? (беседа).
ТБ с электроприборами.
ТБ при пожарах (рисунки о пожарах).
ТБ на дорогах (дорожные знаки).
Экологическая безопасность (фантастический рассказ).
|
5
|
3
|
8
|
8.
|
Выживание на холодных территориях.
|
1
|
-
|
1
|
9.
|
Выживание в зоне тропиков.
|
1
|
-
|
1
|
10.
|
Выживание в пустыне.
|
1
|
-
|
1
|
11.
|
Выживание на море.
|
1
|
-
|
1
|
12.
|
Подготовка к олимпиаде.
|
2
|
2
|
4
|
13.
|
Ядовитые змеи.
Иллюстрации. ПМП.
|
1
|
1
|
2
|
14.
|
Виды узлов.
Вязание различных узлов.
|
1
|
2
|
3
|
15.
|
Химические опасные вещества.
Изготовление ватно-марлевой повязки.
|
1
|
2
|
3
|
16.
|
Возникновение и развитие ВооруженныхСил РФ.
Тестирование.
Строевая подготовка.
|
4
|
36
|
40
|
17.
|
Погоны.
Эмблемы
|
2
|
4
|
6
|
18.
|
Огнестрельное оружие.
Разборка, сборка автомата Калашникова.
|
2
|
30
|
32
|
19.
|
Поход в тир.
|
|
10
|
10
|
Итого:
|
|
40
|
104
|
144
|
Календарно-тематический план
занятий детского объединения по Основам безопасности жизнедеятельности
«Школа выживания»
№п/п
|
Тема
|
Цель, задачи
|
Обору-дование
|
Дата
|
1
|
Инструктаж по ТБ, ОТ, ПДД.
|
Напомнить о правилах соблюдения техники безопасности, охраны труда, правил дорожного движения.
|
|
2
11.09
|
2
|
Воздействие солнечного излучения на человека. Поделка из бумаги панамы.
|
Дать основные понятия излучения.
|
Поделки
|
2
15.09
|
3
|
Подготовка и проведение дежурств, рейдов по лицею-интернату.
|
Ознакомить с планом работы детского объединения на учебный год
|
|
2
17.09
|
4
|
Встреча с представителями управления по делам молодежи и спорту.
Ориентирование.
Изготовление компаса по наручным часам.
План школы.
Сигналы бедствия.
Встреча с правоохранительными органами.
|
Познакомить воспитанников с повестью Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Рассмотреть способности и резервы организма в условиях автономного существования.
Научить некоторым приметам природного ориентирования. Научить пользоваться компасом.
Знать и уметь различать виды сигналов, их назначение.
|
Компас.
Плакаты.
|
2
22.09
|
5
|
Здоровье и гигиена.
ПМП при ожогах
ПМП при утоплениях.
ПМП при переломах.
ПМП при обморожениях.
ПМП при поражении электрическим током.
Витамины.
Группы «Е» в составе продуктов питания.
|
Развивать умения по оказанию первой помощи.
Изучить способы наложения повязок.
Научить оказывать помощь при переломах костей. Уметь различать открытые и закрытые переломы костей. Рассмотреть значимость опорно-двигательного аппарата.
|
Рефераты.
|
14
24.09, 29.09, 01.10,
06.10, 08.10, 13.10,
15.10
|
6
|
Продукты и вода.
Общие положения.
Растительные продукты («Съедобные грибы» - поделки и рисунки).
Продукты животного происхождения.
Подготовка к городским соревнованиям по стрельбе.
|
Дать понятия полного, абсолютного и неполного количественного голодания.
|
Поделки, рисунки.
|
4
20.10, 22.10
|
7
|
Подготовка к предметной олимпиаде по ОБЖ.
|
Повторить материал по разделам.
|
|
8 27.10, 29.10, 03.11, 05.11,
|
8
|
Опасности.
Что такое электрический ток? (беседа).
ТБ с электроприборами.
ТБ при пожарах (рисунки о пожарах).
ТБ на дорогах (дорожные знаки).
Экологическая безопасность (фантастический рассказ).
|
Ознакомить с правилами безопасного поведения на дорогах, при использовании электроприборов в быту.
Вырабатывать умения соблюдать правила техники безопасности
|
Инструкции.
|
8
10.11, 12.11, 17.11, 19.11
|
9
|
Выживание на холодных территориях. Выживание в зоне тропиков.
Выживание в пустыне.
Выживание на море.
|
Ознакомить учащихся с планом действий по выживанию.
Разобрать значение слова «выжить».
Ознакомить учащихся с планом действий по выживанию.
|
|
2
24.11
|
10
|
Встреча с представителями правоохранительных органов г. Нижнекамска и фельдшером школы.
|
Ознакомить учащихся с основными правонарушениями города и района. Нацелить на соблюдение норм поведения школьников.
|
|
2
26.11
|
11
|
Подготовка к военно-полевым сборам.
Физическая подготовка.
Подготовка к предметной олимпиаде по ОБЖ
|
Физическая подготовка
|
|
4
01.12, 03.12
|
12
|
Ядовитые змеи.
Иллюстрации. ПМП.
|
Уметь оказывать ПМП при укусах змей.
|
|
2
08.12,
|
13
|
Виды узлов.
Вязание различных узлов.
|
Научить завязывать разные виды узлов.
|
Шнурки.
|
2
10.12
|
|
Химические опасные вещества.
Изготовление ватно-марлевой повязки.
|
Вспомнить и закрепить знания, связанные с характером действия АХОВ, и меры по оказанию ПМП при поражении ими.
|
Вата, марля, нитки, иголка.
|
4
15.12, 17.12
|
14
|
Возникновение и развитие
Вооруженных Сил РФ.
Строевая подготовка.
Разборка и сборка АКМ.
Викторина «Науки в военном деле».
«А ну-ка, парни» или «А ну-ка, девушки!»
Встреча с представителями военного комиссариата. Беседа «Наши десантники».
Поход в тир. Тестирование.
|
Дать понятие – «оборона государства».
Воспитывать патриотические качества характера к своей Отчизне.
Рассмотреть назначение ВС РФ.
Ознакомить с особенностями прохождения военной службы и строевым уставом.
|
Плакат.
|
32
22.12, 24.12, 12.01, 14.01,19.01, 21.01, 26.01, 28.01, 02.02, 04.02, 09.02, 11.02,
16.02, 18.02, 24.02, 25.02, 02.03
|
15
|
Погоны.
Эмблемы
|
Рассмотреть погоны и эмблемы.
|
Журнал ОБЖ.
|
6
04.03, 09.03, 11.03
|
16
|
Вода. Поиск воды.
Получение дистиллированной воды.
Дистиллятор.
|
Способы обнаружения водного источника и получение чистой воды.
Научить изготавливать фильтр, дистиллятор в природных условиях.
|
Образец фильтра
|
2
16.03
|
17
|
Разведение огня.
Поделки видов костра.
|
Дать основные понятия разведения костра.
Рассмотреть виды костров. Рассмотреть типы костров.
Найти различия и сходства.
На альбомном листе.
|
Иллюстрации с видами костров
|
4
18.03, 23.03
|
18.
|
Огнестрельное оружие.
Разборка, сборка автомата Калашникова.
|
Рассмотреть устройство АКМ.
Ознакомить с его характеристиками.
ЗУН по разборке и сборке автомата. Ознакомить с принципами работы АКМ.
|
АКМ
|
32
25.03, 30.03, 01.04, 06.04, 08.04,13.04, 15.04, 20.04, 22.04, 27.04, 29.04, 04.05, 06.05, 11.05
|
19.
|
Поход в тир.
|
Ознакомить с принципами работы АКМ.
|
Винтовки, пульки.
|
10
13.05,18.05, 20.05, 25.05, 27.05
|
Итого:
|
|
|
|
144
|
III. Содержание программы
Здоровый образ жизни.
Воздействие солнечного излучения на человека. Виды бета и гамма излучения. Дать понятия радиоактивного заражения.
Изготовление из бумаги панамы.
Ориентирование на местности.
Изготовление компаса; зарисовка плана населенного пункта, школы; карточки с обозначениями дороги от школы до дома и наоборот.
Здоровье и гигиена. Витамины, группы витаминов, пищевые добавки группы Е, первая медицинская помощь при ранениях и травмах.
Практическая работа: основы первой медицинской помощи (кабинет фельдшера);
реферат или доклад о витаминах и их значении для организма человека;
изготовление таблицы по группам «Е».
Продукты и вода.
Практическая работа: изготовление дистиллятора;
рисунки.
Поиск воды. Значение воды для здоровья человека.
Опасности.
Огонь.
Практическая работа: поделки из спичек или брусочков.
Практическая работа: рисунки;
изготовление дорожных знаков;
сочинение.
Выживание в природных условиях.
Приготовление пищи в природных условиях.
Практическая работа: рецепты походных блюд;
просмотр картинок;
рисование растений.
Змеи.
Практическая работа: компьютерные слайды земноводных;
иллюстрации;
первая помощь – медикаменты.
Виды узлов.
Практическая работа: вязание различных узлов на цветных шнурках.
Химические опасные вещества.
Практическая работа: изготовление ватно-марлевой повязки.
Основы военной службы.
Тема 16. Возникновение и развитие Вооруженных Сил РФ.
Практическая работа: подготовка к конкурсу смотра строя и песни;
строевые элементы.
Тема 17. Погоны. Эмблемы.
Практическая работа: Зарисовка в цвете погон и эмблем родов войск;
умения находить различия.
Тема 18. Огнестрельное оружие.
Практическая работа: разборка и сборка автомата Калашникова.
Тема 19. Тир.
Практическая работа: стрельба из пневматической винтовки.
IV.Этапы педагогического контроля
№
|
Какие знания, умения,
навыки контролируются
|
Форма контроля
|
Сроки
|
1
|
Первичные навыки выживания в природной среде.
Развитие самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях как природного, так и социального характера.
Физические и психологические качества личности.
|
Письменное тестирование.
Предметная олимпиада
(школьный тур)
|
Сентябрь-май
Октябрь
|
2
|
Развитие мышления и памяти.
|
Тестирование среди уч-ся 6-8 классов для участия в предметной олимпиаде (городская ).
|
Октябрь-декабрь
|
3
|
Знания строевого Устава.
|
Подготовка к смотру, строя и песни.
Школьное мероприятие.
|
Январь-февраль
|
4
|
Знания строевого Устава.
|
Конкурс - смотр строя и песни. Городское мероприятие.
|
Февраль
|
5
|
Овладение навыками разборки автомата на время.
|
Разборка и сборка автомата Калашникова.
|
Январь-март
|
6
|
Закрепление умений стрельбы из винтовки в положении лежа, сидя.
|
Соревнование по стрельбе
|
Март
|
7
|
Закрепление умений стрельбы из винтовки в положении лежа, сидя.
|
Поход в тир.
Знакомство с пневматической винтовкой.
|
Апрель май
|
V. Методическое обеспечение программы
Работа над методической темой: «Подготовка учащихся к основным способам защиты в чрезвычайных ситуациях».
Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы.
Разработка беседы с родителями о «ЗОЖ», «О личной гигиене ребенка»..
Разработка сообщения на тему «ЧС в повседневной жизни».
Составление памяток на тему: «Первая медицинская помощь при травмах»,
«Обязанности пешеходов»,
«Обязанности водителя и пассажиров».
Разработка тестовых заданий по разделам программы.
Разработка тем рефератов на темы по желанию учащихся.
Руководство исследовательскими работами учащихся и т.п..
VI. Образовательно-воспитательная работа
№
|
Мероприятие, форма проведения
|
Сроки
|
1
|
Праздник «День знаний»
|
Сентябрь
|
2
|
Гражданская оборона.
Плановая эвакуация с участием служб города.
Телевизионная трансляция дружины
юных пожарных (ДЮП)
на ТВ г. Нижнекамска.
Беседы по ТБ.
|
04.09.2012г.
Сентябрь, январь
|
3
|
Первая медицинская помощь при ожогах, ранах.
|
Октябрь-декабрь
|
4
|
Беседы об Отечественной войне 1812 г.
|
В течение года
|
5
|
Просмотр видеороликов «Все об Афганистане».
|
Декабрь
|
6
|
Тир.
|
В течение года
|
7
|
Конкурс смотра строя и песни
|
Январь-февраль
|
8
|
День защитников Отечества.
«А ну-ка, парни»; «А ну-ка, девушки.»
|
Февраль-март
|
9
|
День защиты детей.
|
Апрель
|
10
|
Муниципальный конкурс дружин юных пожарных.
Разборка и сборка автомата.
|
Май
|
Литература для учащихся:
1. Журналы ОБЖ - подшивка 2005-2008 гг.;
2. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов.
Авторы: Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 7 кл. М.,2007. 155с.
Литература для педагога:
1. Журналы ОБЖ – подшивка 2005-2008 гг.;
2.Учебное пособие «Выживание в природных условиях». - М.:ИПЦ «Русский раритет», 1993 – 160 с.
3. Коростылев Н.Б. От Я до А.- 2-е изд., перераб. и доп. М. Медицина, 1987. -288 с.:ил. (науч. – попул. мед. литература. Детям о здоровье)
4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 6 кл. М.,1997.159с.
5. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 7 кл. М.,1997. 155с.
6. Святова Н.В. Безопасность и защита человека в ЧС. Казань.2000.
7.Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.
8.Шибецкий П.А., Подкопаев А.К. Аварии, стихийные бедствия и безопасность человека. Казань. 1999.
9. Шибецкий П.А. «Основы военной службы»: уч. Пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2002. 244с.
Приложение 1
Гражданская оборона
ГО – система мероприятийпо подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей.
В школе созданы формирования… Показ папки «План защищенности».
Химическое заражение. Концентрация АХОВ и скорость ветра. Надо знать какие вещества используются на ХОО, в зоне которого вы живете. А какие вещества - на НКНХ? Услышав об опасности - защити органы дыхания и следовать в защитное сооружение.
Оставаясь дома – включи СМИ. Следуй рекомендациям – убери продукты. Приготовь запас воды, закрой окна, люки и др. Заражение наступает через кожу, продукты и воду.
Аммиак (бесцветный газ с резким запахом нашатыр. спирта)- дать увлажнен.кислород, кожу и слизистые промыть водой и 2% борной к-ты. В глаза закапать 2 капли 30% р-ра альбуцида, а в нос – тёплое раст. масло.
Сернистый ангидрид (бесц. г. со сладковатым привкусом во рту)- кислород, слизистые промыть водой или 2% соды, от кашля – кодеин.
Сероводород (г. с запахом тухлого яйца)-тепло, покой, кислород, молоко с содой, иск.дых.
Соляная кислота (бесцв. жидкость, дымит на воздухе)- смыть, покой, тепло.
Фосген (бесц.г. с запахом прелого сена и гнилых фруктов)- кислород, тепло, гор.молоко с содой, слизистые промыть 2% р-ром соды, иск. дыхание – нельзя.
Хлор (зеленовато-жёлт.г. с резким запах. хлорки)-кислород, тепло, кодеин, иск. дыхание.
П А М Я Т К А при пожаре.
1. Немедленно покинуть здание.
2. Не подходите к взрывоопасным предметам.
3. Сообщите о пожаре в пожарную охрану, об обнаружении взрывооп. предмета – в милицию.
4. Если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарных тушить подручными средствами.
5. Сохраняйте самообладание.
6. Проходя через горящие помещения, накройтесь с головой мокрой материей.
7. Если загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь по полу (по возможности затушите водой).
8. Дышите через влажную ткань.
9. Если горит эл. проводка, обесточьте ее.
10.При повреждении здания взрывом - входить с осторожностью.
Приложение 2
Занимательные вопросы
Чрезвычайная ситуация – что это?
|
Умение преодолевать страх.
|
Уроки городской безопасности.
|
Как справиться с инфекцией? (Эпидемия гриппа).
|
Природа и безопасность.
Как защитить свой дом от злоумышленников?
|
Почему случаются травмы?
|
Если из раны течет кровь?
|
Безопасность при любой погоде?
|
К чему проводит курение?
|
Осторожно – огонь!
|
Основные правила безопасного поведения на воде.
|
Умение плавать – основной фактор безопасности на воде.
|
Оказание первой помощи на воде.
|
Как пешеходы и водители поделили улицу?
|
Виды транспортных средств и их тормозные свойства.
|
Причины дорожно-транспортного травматизма.
Разбор конкретных случаев ДТТ.
|
Как обезопасить себя на тротуарах и обочинах?
|
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.
|
Перекрестки и их виды.
|
Поездка за город.
|
Дорога, элементы и правила поведения на ней.
|
Как правильно переходить дорогу?
|
Сигналы, регулирующие дорожное движение.
|
Учите ПДД,
|
Дорога глазами водителей. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
|
Мы – пассажиры.
|
Поездка на автобусе и троллейбусе.
|
Поездка на трамвае.
|
На улице – не в комнате, о том, ребята, помните?
|
Приложение 3
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Здоровье - важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства, создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна их задач образовательного учреждения.
Программа ЗОЖ включает в себя следующие направления:
1. Диагностика здоровья учащихся: группы здоровья, группы по физкультуре, заболевания, пропуски по болезни (всего и на 1 ученика).
2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.
3. Наличие эмоциональных разрядок, физкультурных минуток и пауз, гимнастик для глаз, актуализация двигательной активности школьников, направленная на оздоровление организма средствами физической культуры и обеспечивающая активный отдых учащихся. На особом контроле у администрации находится проведение контрольных работ в соотношении с графиком. Составление расписания с учётом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учебного дня и недели.
4. Создание благоприятного психологического климата: внимание к ребёнку со стороны взрослых, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
5. Работа по обогащению учащихся валеологическитми знаниями, начинающаяся в детском саду и продолжающаяся в начальной школе в рамках программы “Румяные щечки”.
6. Проведение психолого-педагогических консилиумов, решения которых направлено на выбор образовательного маршрута, оптимизирующего нагрузки на ребенка.
Для организации физкультурно-оздоровленческой и спортивной работы в школе функцианируют два спортивных зала, стадион с беговыми дорожками, бассейн для учащихся всех классов.
Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района РТ
МБОУ ДОД «ЦВР» для одарённых детей НМР РТ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ ДОД «ЦВР» на методическом совете
для одарённых детей заведующий отделом
протокол №__ от __________ методической работы
_______________О.С. Курбанова ___________Г.И.Хизриева
Календарно-тематический план
занятий детского объединения
«Школа выживания»
на 2013-2014 учебный год
|
Составила педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Стихина Лидия Борисовна
|
Нижнекамск, РТ
2013 г.
|