Аннотация к рабочей программе обучения английскому языку
детей дошкольного возраста
Рабочая программа по обучению английскому языку детей дошкольного возраста является нормативно-управленческим документом, определяющим комплекс основных характеристик дошкольного образования (содержание образования, планируемые результаты освоения программы - целевые ориентиры дошкольного образования), особенности организации воспитательно-образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста групп общеразвивающей направленности.
Нормативная база для разработки рабочей программы:
Федеральный законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155;
СанПиН 2.4.1.3049-13;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Устав МБДОУ «Детский сад № 30» г. Уссурийска;
Цель программы: воспитание и развитие детей дошкольного возраста средствами английского языка в процессе практического овладения им как инструментом общения, формирование умений и навыков общения на основе различных видов детской предметно-практической деятельности.
В рамках работы по английскому языку выделены следующие задачи:
формировать у дошкольников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
побуждать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики;
научить элементарной диалогической и монологической речи;
развивать фонематический слух;
создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
развивать мышление, память, внимание, воображение, волю, усидчивость, логику, творческих способностей, познавательного интереса, воображения;
способствовать повышению мотивации к учению;
расширять кругозор;
формировать мотивацию к познанию и творчеству;
ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
воспитывать чувство толерантности.
В программе на первый план выдвигается личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми и развивающая функция образования, обеспечивающие становление личности ребёнка и ориентирующие на его индивидуальные особенности.
Структура рабочей программы соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования.
Целевой раздел рабочей программы определяет цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста, планируемые результаты освоения программы, оценку индивидуального развития детей.
Срок реализации рабочей программы 3 года.
.
Содержание
-
Пояснительная записка.
Новизна программы.
Актуальность.
Педагогическая целесообразность.
Цель и задачи программы.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Сроки реализации.
Формы и режим занятий.
Ожидаемые результаты.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Учебно-тематическое планирование.
Содержание образовательной деятельности.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Диагностический мониторинг.
Библиографический список.
Пояснительная записка
Иностранный язык сегодня становится в большой мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Изучение иностранного языка и иностранная грамотность наших граждан способствуют формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяют разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.
Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в школе и вузах, но и во многих дошкольных учреждениях. Раннее обучения иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному разнообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого акта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» (Л.В. Щерба). Язык для ребенка – это прежде всего средство развития, познания и воспитания.
Программа по английскому языку составлена по авторской программе М.В. Штайнепрайс «Английский язык и дошкольник», Москва, 2009 год. Программа «Английский язык и дошкольник», направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении английскому языку и выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения английского языка) применяются современные информационно-коммуникационные технологии.
Актуальность
Данная программа составлена на основе запросов современного общества. Большие социальные изменения, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, привели к значительному расширению международных контактов, и как следствие возросла необходимость овладению иностранных языков. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Педагогическая целесообразность
Иностранный язык на ранней ступени является средством формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; рассматривается как средство осознания собственного «Я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным миром. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сенситивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте.
При разработке программы «Английский язык и дошкольник» учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика дошкольного учебного заведения.
Цель программы: воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста средствами английского языка в процессе практического овладения им как инструментом общения, формирование умений и навыков общения на основе различных видов детской предметно-практической деятельности.
В рамках работы по английскому языку выделены следующие задачи:
формировать у дошкольников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
побуждать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики;
научить элементарной диалогической и монологической речи;
развивать фонематический слух;
создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
развивать мышление, память, внимание, воображение, волю, усидчивость, логику, творческих способностей, познавательного интереса, воображения;
способствовать повышению мотивации к учению;
расширять кругозор;
формировать мотивацию к познанию и творчеству;
ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
воспитывать чувство толерантности.
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличие кабинета и его оснащенности методической литературой, аудиокассетами, DVD записями, компьютером, магнитофонам, наглядными пособиями, дидактическими играми, игрушками, раздаточными материалами (альбомы, цветные карандаши и др.);
разработанное содержание учитывает психофизиологические особенности возраста ребенка, его возможностей;
выбор методов, форм, средств работы.
В программу был включен компонент ДОУ сотрудничества с родителями воспитанников, так как активная поддержка с их стороны процесса обучения английскому языку является залогом успеха.
В работе с дошкольниками учитываются следующие принципы обучения английскому языку:
Дидактики (от простого к сложному);
Систематичности;
Комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
Коммуникативной направленности;
Осознанного владения иностранным языком;
Наглядности;
Повторности;
Самостоятельности;
Научности;
Сотрудничества.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми английским языком на элементарном уровне, как средством общения.
Программа составлена для детей дошкольного возраста (5-7 лет).
Срок реализации дополнительной образовательной программы «Английский для детей», рассчитана на 3 года обучения, 74 занятия в год (2 занятия в неделю), длительность одного занятия в средней и старшей группе - 25 минут, в подготовительной к школе группе - 30 минут. Частота проведения НОД максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждый вид НОД строится как вид общения, максимально приближенный к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке. Виды НОД, организованной деятельности следует начинать с фонетической разминки. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.
Формы и виды работы:
1. Работа над произношением.
а) рифмовки
б) стихотворения
в) песни
2. Работа с игрушкой.
а) диалог с игрушкой
б) описание игрушки
3. Работа с картинкой.
а) описание картинки
б) игра “Что исчезло”
в) “Найди картинку”
Организация работы в группе:
В процессе НОД дети сидят или стоят полукругом или кругом, как можно ближе к педагогу, что помогает им хорошо видеть и слышать педагога и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения (старшая группа)
К концу года должны знать:
Об англоговорящих странах, традициях и праздниках.
О своем теле, его частях
О частях дома и окружающих предметах
Семья
Цвета
Состояние погоды
Знать наизусть рифмовки, считалки, песни, стихи
К концу года дети должны уметь:
Понимать на слух элементарную английскую речь в нормальном темпе в предъявлении преподавателя, в том числе указания, связанные с заданием, распоряжения – команды, связанные с проведением зарядки.
Понимать реплики других детей.
Уметь здороваться, прощаться, благодарить, извиняться.
Поддержать диалог этикетного характера.
Представлять себя, своих членов семьи.
Рассказывать о своих игрушках (животных).
Уметь считать от 1 до 10.
Знать основные цвета.
Знать названия фруктов и овощей.
Знать времена года.
Уметь отвечать на вопросы.
Второй год обучения (подготовительная группа)
К концу года дети должны знать:
О своем теле, его частях
названия животных.
Цвета
Счет
Дни недели
времена года
предметы одежды
название овощей и фруктов
Знать наизусть стихи, песни.
К концу года дети должны уметь:
Понимать на слух элементарную английскую речь в нормальном темпе в предъявлении преподавателя, в том числе указания, связанные с заданием, распоряжения – команды, связанные с проведением зарядки.
Понимать реплики других детей
Уметь здороваться, прощаться, благодарить, извиняться.
Представлять себя, своих членов семьи
Рассказывать о своих игрушках (животных)
Уметь считать от 1 до 10
Знать основные цвета
Знать названия фруктов и овощей
Знать времена года
Уметь благодарить.
Понимать инструкцию воспитателя по выполнению творческих заданий;
Воспринимать короткие неспециализованные высказывания на слух.
Воспитанники приобретают следующие социокультурные знания:
- названия страны, язык которой изучают;
- знание имен некоторых литературных героев детских произведений;
- знание сюжета некоторых популярных авторских и народных сказок;
- умение воспроизводить небольшие простые изученные произведения.
Способы проверки умений и навыков детей
Диагностическое обследование умений и навыков детей старшей и подготовительной группы по английскому языку проводится два раза в год (октябрь и май) в форме итоговых занятий и индивидуальной беседы.
Методика проведения диагностического обследования и протоколы обследования предоставлены в приложении 1
Уровень овладения началами английского языка
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Дети имеют высокий уровень понимания английского языка, способность отвечать на поставленные вопросы правильно, знают наизусть рифмовки, стихотворения, песни. Умеют рассказывать о своей семье, описывает предмет, рассказывает о животных. Без ошибок знает счет от 1 до 10.
|
Дети имеют представление об английском языке, способны рассказывать стихотворения, петь песни. Могут отвечать на поставленные вопросы. Знают названия членов семьи. Могут назвать животных. Умеют считать с подсказкой до 10.
|
Дети имеют размытое представление об английском языке. С трудом могут назвать и рассказать о членах семьи. Могут рассказать песни, стихи только с помощью воспитателя. Затрудняются в счете. Не знают названия животных. Не могут ответить на поставленные вопросы.
|
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Английский язык и дошкольник»
Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия: выставки творческих работ; проведение праздников; проведение открытых занятий для родителей.
Диагностическая карта определения уровня развития английского языка детей 5-7 лет на 2017 - 2018 уч. г Руководитель:__________________________________________________________________
№ п/п
|
Фамилия,
имя
ребенка
|
В области аудирования
|
В области говорения
|
Вывод
|
Реплики других детей
|
Стихи,
песни
|
Умеют здороваться
|
Умеет прощаться
|
Умеет благодарить
|
Умеет представлять себя
|
Умеет
рассказывать об игрушке
|
Правильно отвечает на вопросы
|
Считает от 1
до 10
|
Составляет логический рассказ о предмете
|
Знает наизусть стихи,
рифмовки, песни
|
|
П
|
Н
|
П
|
Н
|
П
|
Н
|
П
|
Н
|
П
|
Н
|
П
|
Н
|
П
|
Н
|
П
|
Н
|
П
|
Н
|
П
|
Н
|
П
|
Н
|
|
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень подготовки:
|
1 полугодие
|
В__________ С___________ Н___________
|
|
2 полугодие
|
В__________ С___________ Н___________
|
|