Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции,

Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции,


Скачать 1.28 Mb.
Название Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции,
страница 1/10
Тип Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Организация работы

по профилактике суицидального поведения подростков

в образовательном пространстве


Методические рекомендации

Рецензент:

Авторы – составители:

Л.К.Стадухина, зам.директора по научно-методической работе ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство»;

Н.В.Петрова, методист ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство»;

Е.Л.Норкина, методист ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство»;

О.А.Маркова педагог-психолог методист ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство»;

М.Ю.Бондаренко, врач-суицидолог ГБУ «Республиканский психоневрологический диспансер»


Суицидальное поведение подростков. Методические рекомендации./ Авторы-составители: Л.К.Стадухина, Н.В.Петрова, Е.Л.Норкина, О.А.Маркова, М.Ю.Бондаренко. – Йошкар-Ола: Издательство «», 2013. - с.
В пособии раскрываются вопросы особенностей суицидального поведения подростков, некоторых черт суицидентов. Даются практические рекомендации родителям, подросткам, психологам, столкнувшимся с данной трагической ситуацией.

Книга адресована педагогам образовательных учреждений, родителям несовершеннолетних


Министерство образования и науки Республики Марий Эл

ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической

реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей
и их профессионального сопровождения «Детство», 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде

Психотерапевтическая помощь в ситуации суицидогенного кризиса
Приложения

Приложение 1. Распознание суицидента. Ключи к суициду

Приложение 2. Методика определения степени риска совершения суицида

Приложение 3. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Приложение 4. Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения

Приложение 5. Психодиагностический тест (ПДТ)

Приложение 6. Исследование уровня субъективного контроля (УСК)

Приложение 7. Исследование самооценки по методу Дембо-Рубенштейн

Приложение 8. Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Приложение 9. Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина)

Приложение 10. Методика исследования самоотношения (МИС).
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Самоубийства подростков – тема, которая в последние дни особенно активно обсуждается в обществе и освещается в СМИ.

По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.

В России в последние 6-7 лет частота суицидов составляет 19-20 случаев на 100 тысяч подростков. Ежегодно это составляет от полутора до двух с лишним тысяч человек. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. Это выводит нашу страну на одно из первых мест в списке стран, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение.

Пока общество задается вопросом, зачем подростки лезут в петлю и прыгают с крыши, психологи отмечают: главный вопрос – не зачем дети сводят счеты с жизнью, а в чем причина таких действий? И почему им никто вовремя не помог?

Самоубийство подростка – результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.

Некоторые теоретики считают, что период юности сам по себе создает стрессовый климат, в котором более вероятно совершение попытки суицида. Юность - период быстрого роста. В нашем обществе он зачастую связан с конфликтами, ощущением депрессии, напряжением и проблемами в школе и дома. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагирует на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.

В одном исследовании было обнаружено, что 93% подростков пытавшихся покончить с собой, оказались знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства. Чаще всего попытки тинейджеров покончить с собой, оказываются неудачными - пропорция здесь может быть 100:1. Это необычайно большое количество безуспешных попыток может означать, что они действуют не столь решительно как люди постарше. Некоторые из подростков действительно желают умереть, тогда, как многие другие просто хотят дать понять другим, в какой отчаянной ситуации они находятся, как им нужна помощь, или хотят преподать окружающим урок. В целом, с 1955 года уровень самоубийства молодых людей возрос более чем вдвое. Предлагались некоторые теории, которые объясняют этот драматический рост. Во-первых, по мере того как число молодых людей в общем числе населения продолжает расти, в ней усиливается конкуренция на работу, учебу, академические и спортивные достижения, и вместе с тем у многих рушатся мечты и не удовлетворяются амбиции. Другие объяснения указывают на ослабления связей в семье, что приводит к чувству отчуждения и отвержения у многих молодых людей, возрастает доступность наркотиков. При проведении исследований было обнаружено, что 75% тинэйджеров пытавшихся покончить с собой, злоупотребляли наркотиками и алкоголем.

В данном методическом пособии сделана попытка разобраться в мотивах суицидального поведения несовершеннолетних и его характерных признаках. Также даны рекомендации педагогам, психологам и родителям, что же делать, если вы столкнулись с данной проблемой.

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это – подростковые самоубийства. Психическая организация подростка неустойчива, причем на всех уровнях: интеллекта, чувств, эмоций. Подростки крайне нестабильны в самооценке и при этом – большие максималисты; они всегда сомневаются в своих знаниях и способностях, для них характерна частая смена настроения, тревожность. У них легко возникают страхи. Порой небольшой конфликт в семье или в школе может послужить толчком для того, чтобы ребёнок вошёл в депрессивное состояние.

Суицидальные личности этой возрастной группы могут быть адекватно приспособленными к школе и полностью свободны от проблем, но в этом возрасте человек проходит хаотический кризис идентификации и/или борьбу за независимость. В подростковом сознании суицид часто не имеет истинных завершенных форм, а замыслы, мысли, попытки – это демонстративно-шантажное поведение. Большинство самоубийц, как правило, вовсе не хотели умереть, а только достучаться до кого-то, позвать на помощь, обратить внимание на свои проблемы. У подростков, также как и у взрослых, основной причиной суицида выступает социально-психологическая дезадаптация, но для них это не тотальные нарушения (крах смысла жизни, профессиональный кризис и др.), а нарушения в общении с близкими. Хотя среди подростков часты попытки самоубийства, только единицы из них достигают своей цели. Тем не менее, процент самоубийств в этой группе достаточно высок.

Наиболее подвержены к суициду это подростки, склонные с депрессиям (пониженному настроению), злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими и токсическими веществами, видевшие самоубийство или гибель кого-то из близких, плохо успевающие в школе, девочки после изнасилования или во время беременности, а также талантливые, неординарные подростки, не вписывающиеся в общество. Входящие в эту группу подростки в любой момент могут оказаться в ситуации, которая станет толчком к суициду. Для них характерны повышенная ранимость и ощущение себя изгоем в обществе – именно это и толкает их на самоубийство.

Основными мотивами суицидального поведения несовершеннолетних являются:

  • переживание обиды, чувства одиночества, отчужденности и непонимания;

  • действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность, неразделенное чувство;

  • переживания, связанные со смертью близких, разводом или уходом из семьи родителей, серьезной болезнью;

  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

  • боязнь позора, нежелание извиниться;

  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

  • чувство мести, протеста, злобы, вымогательство и угроза;

  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации, избежать неприятных последствий;

  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»)

Психотравмирующая ситуация не всегда является единственной предпосылкой для суицида. Личностные особенности суицидента являют собой вторую составляющую данной ситуации.

Согласно А.Г. Амбрумовой и Е.М. Вроно, для подростков с суицидальным поведением характерны следующие черты:

  • импульсивность;

  • эмоциональная неустойчивость, эксплозивность (взрывчатость);

  • повышенная внушаемость;

  • несамостоятельность мышления.

А.Е. Личко и Т.В. Кондрашенко указывают на определённую связь суицидального поведения с типом акцентуации характера. По мнению А.Е. Личко при демонстративном суицидальном поведении 50% подростков оказались представителями истероидного, истероидно-неустойчивого и гипертимно-истероидного типов, 32% – эпилептоидного и эпилептоино-истероидного типов и лишь 18% – представители всех других типов. В большинстве случаев суицидальные посягательства совершались представителями сенситивного (63%) и циклоидного (25%) типов.

По данным В.Т. Кондрашенко, примерно 30% подростков, покончивших с собой и покушавшихся на самоубийство, имели шизойдные черты характера. Суицидальные действия, совершаемые психоастениками, по мнению автора, заранее продуманы и рассчитаны на зрителя, как и суицидальные действия сенситивных подростков, которые часто бывают внезапны для окружающих. Наиболее характерно для подростков истеройдного типа поверхностные порезы вен, отравление малоядовитыми лекарствами. Как правило, они пишут предсмертные записки с указанием места и времени самоубийства, условий, на которых согласены остаться жить. Суицидальное поведение для неустойчивых подростков нехарактерно, но иногда они могут совершить самоубийство под влиянием сильной личности, за компанию. Эмоционально-лабильный тип характеризуется непредсказуемостью возникновения и реализации суицидальных мыслей, хотя чаще всего суицидальные действия «несерьёзный», демонстративный характер. Для гипертимных подростков суицидальное поведение несвойственно.

Особенности суицидального поведения подростков:

  1. Недостаточно адекватная оценка последствий суицидальных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте, как правило, воспринимается очень абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Понятие «смерть» появляется у детей между 2-3 годами. Для большинства она не представляется особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети воспринимают смерть как временное явление, подобно отъезду. Часто младшие школьники думают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом проявляется неопределенный эгоцентризм и магическое мышление. Они полагают смерть маловероятной, невозможной для себя, не считают необратимой. Для подростков смерть представляет собой долее очевидное явление. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т.п. Более старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.

  2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев детского и подросткового суицида.

  3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийства детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

  4. Депрессивные состояния, которые в подростковый период выражаются иначе, чем у взрослых. Признаки депрессии у подростков:

  • печальное настроение;

  • чувство скуки;

  • чувство усталости;

  • нарушения сна;

  • соматические жалобы;

  • неусидчивость, беспокойство;

  • фиксация внимания на мелочах;

  • чрезвычайная эмоциональность;

  • замкнутость;

  • рассеянность внимания;

  • агрессивное повеление;

  • демонстративное непослушание;

  • склонность к бунту;

  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;

  • плохая успеваемость;

  • прогулы в школе

Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у подростков, и насколько они сегодня существенны в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные с учебным заведением, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, представителями противоположного пола.

Другими причинами суицидов в детском и подростковом возрасте могут быть следующие:

  1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает прекращение жизни. Ребенок думает, что все вернётся назад. У подростков понимание и осознание смерти формируется после 18 лет.

  2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще ощущает ненужность, депрессию.

  3. Ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям. При этом предстаёт ситуация, по мнения подростка, не имеющая представления «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что они, не имея жизненного опыта, не могут точно определить цель своей жизни и обозначить пути ее достижения.

  4. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

  5. В большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно с нарушением внутрисемейных, внутришкольных или внутригрупповых взаимоотношений.

  6. Депрессия

  7. Помимо психологических причин самоубийств добавились социальные: разделение на богатых и бедных, увеличение количества разводов и количества неполных семей, беспризорных детей и сирот при живых родителях. Все эти проблемы отражаются в детях, как в кривых зеркалах.

  8. Одна из главнейших причин суицида - сложная и противоречивая обстановка в стране. Социальная незащищенность, экономическая нестабильность, политический хаос обуславливают процесс отчуждения подростков. Конфликтные ситуации, возникающие сегодня в нашем обществе на различной почве, ведут к общей моральной дезориентации человека, подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительных решений.

Конечно, у каждой суицидальной попытки – своя причина. Но все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно разрешить трудную ситуацию, а понимающего это взрослого нет рядом. И тогда единственным выходом из сложившейся ситуации представляется смерть.

Таким образом, подростковый возраст – это тот этап развития, для которого свойственны перемены. Психологические и физиологические особенности и изменения, происходящие в этом возрасте, влияют на формирование представления и отношения ребёнка к смерти.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Методические рекомендации 2013 год Рецензент: Авторы составители...
Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации...
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon «Пути решения проблемы самовольных уходов детей из семьи»
Составители: Ведрова Л. А., методист бу «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Методические рекомендации: интегрированное обучение детей с зпр в общеобразовательном учреждении
Гоу рмэ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения...
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению родителей успешные родители
«Успешные родители счастливых детей»: сборник материалов / авторы-сост. О. О. Олифер, Д. А. Панкратова, В. В. Батищева, А. А. Галич;...
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Инструкция Заместителя директора по научно методической работе
Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное...
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К
Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических...
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Методическое пособие по организации работы с детьми, находящимися...
Методическое пособие по организации работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении. – Ханты-Мансийск
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Методическое пособие по организации работы с детьми, находящимися...
Методическое пособие по организации работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении. – Ханты-Мансийск
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Марий Эл «Автодорожный техникум»
Ильина О. Н., заместитель директора по учебно-производственной работе гбоу спо республики Марий Эл «Автодорожный техникум»
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Публичный отчёт директора о деятельности государственного бюджетного...
Министерство образования и науки Республики Марий Эл гбу республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся...
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon В. С. Кукушин, В. Ю. Бозаджиев, А. В. Болдырева-Вараксина, М. В. Воронцова
...
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Методические рекомендации по формированию тарифов на транспортные...
Марий Эл (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2005, n 9, ст. 366; 2006, n 1 (часть II), ст. 40, N 2, ст. 80, N 4 (часть...
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Программа психолого-педагогической помощи «Контакт+»
По материалам сборника по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения, предназначенного для учителей, классных руководителей,...
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Брошюра разработана в рамках грантового проекта по профилактике преступности,...
Стебенева Наталия Викторовна – заместитель директора, педагог-психолог государственного (областного) бюджетного образовательного...
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Методические рекомендации г. Красноярск, 2004г Методические рекомендации...
Организация работы учреждений здравоохранения при угрозе и проведении террористических актов
Методические рекомендации Рецензент: Авторы составители : Л. К. Стадухина, зам директора по научно-методической работе гбоу республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, icon Методические рекомендации г. Красноярск, 2004г Методические рекомендации...
Организация работы учреждений здравоохранения при угрозе и проведении террористических актов

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск