Скачать 0.71 Mb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ЦИРК «РОВЕСНИК НА НЕВЕ» Физкультурно-спортивной направленности Возраст обучающихся от 6 до 16 лет Срок реализации - 4 года Авторы: Логвинова Елена Георгиевна, руководитель цирковой студии «Ровесник», педагог дополнительного образования Балейкина Анна Вячеславовна, педагог дополнительного образования Тищенко Олег Георгиевич, педагог дополнительного образования Смелова Евгения Александровна, педагог дополнительного образования Консультант: Озябкина Татьяна Эдуардовна, зав. отделом спорта и туризма Санкт-Петербург 2000 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Яркое, занимательное и необыкновенное искусство цирка удивляет и восхищает детей и взрослых. В нем – обаяние молодости и красоты, задор, в нем мысль и фантазия. Главный герой цирка – артист, который преодолевает, казалось бы, непреодолимое препятствие, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека сильного духом и телом, создает определенный художественный образ. Искусство цирка многогранно, такого разнообразия жанров как в цирке не встретишь в других видах искусства. Цирковое представление – калейдоскоп зрительных впечатлений и чувств. Показывая доведенную до совершенства красоту человеческого тела, цирк воспитывает в людях чувство прекрасного. Цирковая студия «Ровесник на Неве» развивает инновационные направления циркового творчества, поддерживая традиции циркового искусства, главная задача которого – прославление смелого, весёлого, ловкого, гармонично развитого человека. Направленность программы Образовательная программа детского коллектива Цирк «РОВЕСНИК НА НЕВЕ» имеет физкультурно-спортивную направленность. Обучение по данной программе включает в себя:
Программа рассчитана на 4 года обучения детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет, проявляющих интерес к цирковому искусству и не имеющих медицинских противопоказаний для занятий в цирковой студии, что должно быть подтверждено справкой от врача. Образовательная программа «Цирка «Ровесник на Неве» предусматривает овладение за период обучения каждым учащимся различными жанрами циркового искусства в комплексе. Уровень освоения Данная программа дополнительного образования предполагает углубленный уровень освоения. Актуальность Обучение, развитие и воспитание в коллективе – единый процесс формирования личности. Социальные аспекты актуальности данной программы заключаются в том, что в процессе её освоения у воспитанников цирка «Ровесник на Неве» формируются своя точка зрения и взгляды на искусство, помогающие глубже понять его, развиваются творческие способности, формируется глубина и тонкость чувств, художественный вкус и любовь к искусству. Работа над созданием образного решения номеров способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Помощь детей в изготовлении реквизита, оборудования, костюмов помогает в воспитании у них трудолюбия. Участие в создании представления, сама работа над цирковым спектаклем воспитывают чувство ответственности не только за свой индивидуальный номер, но и за своих товарищей, за все представление в целом. Таким образом, в процессе организации образовательной деятельности коллектива осуществляется непрерывная воспитательная работа, что является приоритетной задачей дополнительного образования детей. Содержание программы актуально для разных возрастных групп детей. Занятия в цирковой студии для детей младшего школьного возраста полезны и целесообразны, т.к. в этом возрасте они отзывчивы ко всякого рода общественной деятельности, с энтузиазмом и удовольствием занимаются искусством, спортом, техническим творчеством, что гармонично сочетает в себе цирковое искусство. Возраст 6-10 лет является периодом активного формирования психологических механизмов личности в единстве всех ее составляющих. Адекватная самооценка придает ребенку уверенность в себе, смелость, способствует активному проявлению своих интересов, способностей, стимулирует достижение цели. На период 6-10 лет приходится максимум двигательной активности, что учтено при организации занятий детей данной возрастной группы. В цирковой студии «Ровесник на Неве» дети этого возраста занимаются в основном ОФП и акробатикой, что благотворно влияет на все функции организма, укрепляет опорно-двигательный аппарат и развивает органы дыхания и кровообращения. Однако, мышцы ребенка еще очень эластичны, поэтому упражнения на гибкость и растяжку применяются с большой осторожностью. В возрасте 11-16 лет происходят глубокие физиологические изменения организма, бурно развивается психика. В подростковом возрасте происходят существенные биологические изменения: значительный рост мышечной силы, общей стойкости организма и его работоспособности. Возникает естественная потребность «применить физическую силу». Последнее обстоятельство создает более чем благоприятные условия для активных занятий акробатикой, гимнастикой, эквилибристикой и жонглированием, которые предполагают значительные физические нагрузки. На этом этапе создается большинство концертных номеров, цирковых шоу и спектаклей, т.к. наравне с большей физической выносливостью у детей этого возраста начинает проявляться способность и потребность познать самого себя как личность, что порождает стремление к самовыражению и саморазвитию. У подростков в возрасте 13-14 лет возрастает самостоятельность и ответственность, отношения с другими детьми и взрослыми становятся более многогранными и содержательными. Для подростков в возрасте 15-16 лет свойственны такие качества как прямолинейность, бескомпромиссность, для ребят важно определиться, кем же на самом деле является юноша или девушка в жизни, тот ли он человек, каким он себя ощущает. Цирковое искусство дает возможность проявить учащимся характерные различия «мальчишеского» и «девчоночьего» мировосприятия и различия в поведении. При постановке номеров учитываются свойственные девушкам женственность, нежность, красота и соответственно для юношей делается акцент на мужество, силу и отвагу. Педагогическая целесообразность Образовательная программа детского коллектива цирк «Ровесник на Неве» обеспечивает создание оптимальных условий для приобщения детей к опыту созидательной, разносторонней деятельности, индивидуального творческого развития в условиях дополнительного образования. В ходе реализации программы формируются и укрепляются позитивные отношения учащихся между собой, с родителями и старшими, развиваются склонности, способности и интересы личностного, социального и профессионального самоопределения детей. Воспитанники учатся самостоятельно работать, у них воспитывается уважение к труду, человеку труда, чувство дружбы, товарищества и ответственности, формируются общечеловеческие нравственные ценности, дети обретают опыт нравственно-творческого поведения. Цирк – это и радость творчества, и постоянный труд, т.к. мастерство здесь достигается только упорным трудом. Поэтому у детей, занимающихся «Ровеснике на Неве», воспитывается воля и упорство в достижении цели. Занятия цирковым искусством обеспечивают укрепление здоровья детей, способствуют физическому и духовному развитию, совершенствуют фантазию творчества. А также воспитывают эстетический вкус и формируют позитивные интересы учащихся. А чем шире и разносторонне интересы человека, тем легче ему притворить в реальность свои планы, тем более насыщенной является его жизнь. Цирк способен радикально повлиять на формирование личности подростка, на всю жизнь привить любовь к искусству и творчеству. Цель программы Создание условий для профессиональной ориентации на получение в дальнейшем циркового и физкультурного образования и развитие личности ребенка в творческом коллективе. Задачи программы Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Отличительной особенностью образовательной программы детского коллектива Цирк «Ровесник на Неве» является то, что, начиная со второго года обучения, занятия ведутся по жанрам циркового искусства разными специалистами. При этом у каждого ребенка существует возможность попробовать себя во всех жанрах, что впоследствии помогает определиться и выбрать наиболее интересное и соответствующее его физическим и творческим способностям направление циркового искусства, как доминирующее в процессе обучения. Следует отметить, что многие учащиеся специализируются в различных цирковых жанрах. В основе программы заложен дифференцированный подход к обучающимся, учитывающий возрастные психофизические особенности детей и подростков, что дает возможность одновременной работы над репертуаром старших и младших детей в содружестве и заботе друг о друге. Условия реализации Данная программа адресована детям в возрасте от 6 до16 лет, проявляющим интерес к цирковому искусству, а также испытывающим тягу к спорту. У учащихся не должно быть медицинских противопоказаний для занятия в цирковом коллективе, что должно быть подтверждено справкой от врача. В группе могут заниматься дети разного возраста. Сроки реализации Программа рассчитана на 4 года. 1 год обучения - 216 часов (6 часов в неделю). 2 год обучения - 288 часов (8 часов в неделю). 3 год обучения – 432 часа (12 часов в неделю). 4 год обучения – 432 часа (12 часов в неделю). Режим занятий 1 год обучения - 216 часов 3 раза в неделю по 2 часа 2 год обучения - 288 часов 4 раза в неделю по 2 часа 3 год обучения – 432 часа (индивидуальный маршрут по жанрам 4 раза в неделю — в один день возможно посещение занятий по двум различным жанрам, продолжительность одного занятия — 2 часа) 4 год обучения – 432 часа (индивидуальный маршрут по жанрам 4 раза в неделю — в один день возможно посещение занятий по двум различным жанрам, продолжительность одного занятия — 2 часа) Формы организации деятельности При реализации программы используются групповая, индивидуальная и индивидуально-групповая формы. формы организации деятельности. Формы занятий Занятия проводятся в следующих формах: учебные занятия, тренировки, беседы, конкурсы, показы, мини-соревнования, викторины, индивидуальные и коллективные творческие задания, игротренинги, дискуссии, лекции. Ожидаемые результаты освоения программы В результате освоения программы воспитанники:
Также в процессе освоения программы у детей:
Ожидаемые результаты более подробно представлены по годам обучения. Отслеживание результативности образовательного процесса Для отслеживания результативности образовательного процесса используются такие методы, как педагогическое наблюдение, самоконтроль, беседа. Проводятся учебно-тренировочные соревнования, творческие конкурсы и задания, результаты которых отражаются в рейтинговой таблице; анализ итогов участия в конкурсах и фестивалях различного уровня; анализ самостоятельно созданными учащимися номеров (коллективных и индивидуальных). Диагностикой также является участие воспитанников в игротренингах, где наглядно можно проследить их поведение, проанализировать и сделать выводы о полученных знаниях умениях и навыках. По практическим навыкам проводятся зачеты. Учащиеся участвуют в городских,всероссийских и международных фестивалях и конкурсах циркового искусства:
Для контроля результативности освоения программы используются:
Подведение итогов реализации программы Результаты освоения программы отслеживаются во процессе педагогического наблюдения за детьми на занятиях, по итогам выступления на контрольных занятиях, открытых занятиях, по итогам зачетов по специализации. Итоги реализации программы наглядно отображаются в результатах участия воспитанников в концертах, цирковых программах, спектаклях, смотрах, конкурсах и фестивалях циркового искусства различного уровня (городских, всероссийских, международных). В конце каждого года учащиеся по итогам участия в мероприятиях и личных достижений награждаются итоговыми грамотами и дипломами. Одной из форм подведения итогов программы также является поступление выпускников цирковой студии в профильные учебные заведения. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I ГОД ОБУЧЕНИЯ 6-7 лет
I ГОД ОБУЧЕНИЯ 8-10 лет
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
III ГОД ОБУЧЕНИЯ
IV ГОД ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I ГОД ОБУЧЕНИЯ |
Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста «цирк» «Цирк», «Шапито», «Куда уехал цирк», чтение рассказа «Девочка на шаре», беседа «Воспоминание о цирке» |
Пояснительная записка Программа развития детского сада Программа развития детского сада – нормативная модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющего исходное... |
||
Программа принята на заседании собрания коллектива мау цфср тмр протокол... Игровая модель программы смены по организации детского отдыха учреждений, обеспечивающих летний отдых детей и отдых детей в лагерях... |
Пояснительная записка образовательная программа дошкольного образования... Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения... |
||
Адаптированная образовательная программа муниципального дошкольного... Адаптированная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида... |
Образовательная программа мбоу дод «Дом детского творчества» ... |
||
1. виды детского отдыха, характеристика детских оздоровительных учреждений Выбор детского оздоровительного учреждения зависит от целевых установок семьи, уровня положения детей в обществе, материально-технических... |
Нормативные документы по организации работы по предупреждению детского... Система работы педагогического коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма |
||
Нормативные документы по организации работы по предупреждению детского... Система работы педагогического коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма |
Положение о региональной методической выставке «Современная образовательная среда детского сада» Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения виртуальной методической выставки «Современная образовательная среда... |
||
Образовательная программа муниципального автономного дошкольного... Характеристика контингента воспитанников с овз |
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного... Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения |
||
II. Схемы организации дорожного движения Система работы педагогического коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма |
Образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы ... |
||
Пояснительная записка ооп ноо разработана творческой группой педагогического... Ооп ноо разработана творческой группой педагогического коллектива учителей мбоу сош №15 г. Королева Московской области |
Заведующий мбдоу црр детский сад №6 ст. Старощербиновская Система работы педагогического коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма |
Поиск |