Скачать 3.62 Mb.
|
#G0 Группа Э41 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ, КАНАЛИЗАЦИИ И ГАЗОСНАБЖЕНИЯ Справочник Издание 3-е, переработанное и дополненное Под ред. В.Д.Дмитриева, Б.Г.Мишукова Авторы-составители: В.Д.ДМИТРИЕВ, Д.А.КОРОВИН, А.И.КОРАБЛЕВ, Г.П.МЕДВЕДЕВ, Б.Г.МИШУКОВ, М.П.НАУМОВ, Г.С.ЧИСТОВА Рецензенты: А.В.ЗОТОВ, С.Н.ГЛЯДЕНОВ (ЛО Гипрокоммунводоканал) В справочнике приведены краткие сведения по эксплуатации систем водоснабжения, канализации и газоснабжения в основном по населенным пунктам. Освещаются правила приема систем в эксплуатацию, рассматриваются вопросы автоматизации и диспетчеризации управления системами водоснабжения, канализации и газоснабжения, планово-предупредительных осмотров и ремонтов, контроля за работой сооружений. Уделено внимание надежности, долговечности и экономичности работы систем. 3-е изд. дополнено новыми нормативными документами и новым разделом о надежности систем. Изд. 2-е вышло в 1981 г. Предназначен для инженерно-технических работников. ВВЕДЕНИЕ Исключительный по масштабам и темпам рост производительных сил, намеченный решениями XXVII съезда КПСС и Программой Коммунистической партии Советского Союза, обусловливает широкий размах водохозяйственного строительства с целью снабжения водой населенных мест, промышленных предприятий, сельского хозяйства и других потребителей воды. Из известных сырьевых ресурсов вода в наибольшей степени вовлечена в сферу материального производства. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года, принятых на XXVII съезде КПСС, отмечается необходимость "последовательно улучшать охрану водных ресурсов страны", "повышать эффективность работы очистных сооружений", поднять "действенность государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, улучшать техническое оснащение этой службы эффективными автоматическими приборами и оборудованием".* _____________________ * Материалы XXVII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986, с.316. Рациональное использование водных ресурсов, охрана их от загрязнения и истощения приобрели в настоящее время международное значение. Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций в ноябре 1980 г. было провозглашено Международное десятилетие питьевого водоснабжения и санитарии (1981-1990 гг.) с целью обеспечения к 1990 г. всех жителей земного шара чистой водой. ЮНЕСКО в этом направлении разработала Международную гидрологическую программу, основным содержанием которой является создание научной основы для рационального управления водными ресурсами и поиск путей для решения водоснабжения в странах с различными природно-климатическими условиями и уровнями экономического, социального и технического развития. Рост числа систем водоснабжения и канализации, их постоянное усложнение ставят новые задачи перед службой эксплуатации. Известные задачи службы эксплуатации водопроводно-канализационных систем заключаются в обеспечении условий для работы в целом и сооружений в отдельности с соблюдением правил техники безопасности, а также в организации охраны окружающей среды в пределах, связанных с кругом вопросов по подготовке воды для хозяйственно-питьевых, производственных и других целей, удалению и обезвреживанию сточных вод. Новые задачи связаны с организацией автоматизированных систем управления водохозяйственными объектами, созданием крупных и групповых систем водопользования, охватывающих целые регионы страны. Совершенствование взаимоотношений водопользователей и служб эксплуатации ставится на повестку дня условиями хозрасчета предприятий. Уровень эксплуатации зависит от многих обстоятельств, в том числе от степени технической подготовленности технического персонала. Основой успеха эксплуатации служат: систематизированные знания по устройству всех систем, объектов и сооружений, динамики их взаимосвязи и взаимного влияния, принципов управления и автоматизации; четкие представления о существе протекающих гидравлических, физических, химических и технологических процессов, связанных с транспортировкой, очисткой, хранением и использованием всех видов вод. Интенсивное развитие техники относительно быстро старит конструкции сооружений и применяемое оборудование, и только прочные знания могут служить базой для плодотворной деятельности и самосовершенствования. Настоящий справочник не претендует на полноту отражения всех видов процессов и сооружений водоснабжения и водоотведения. В нем освещены широко распространенные процессы и сооружения и в какой-то мере перспективные направления развития техники в рассматриваемой области. Авторы считают своим долгом выразить благодарность рецензентам А.В.Зотову и С.Н.Гляденову (ЛО Гипрокоммунводоканала), а также начальнику отдела водопровода управления Ленводоканала М.Б.Захаревичу, просмотревшему рукопись и сделавшему ряд ценных замечаний и предложений. Отдельные разделы справочника написаны следующими авторами: раздел первый - М.П.Наумовым, разделы второй, третий, четвертый и § 9.6 - В.Д.Дмитриевым, раздел пятый - Г.П.Медведевым, раздел шестой - Б.Г.Мишуковым, § 8.18 - Г.П.Медведевым, раздел седьмой - А.И.Кораблевым, раздел восьмой - Д.А.Коровиным и раздел девятый - Г.С.Чистовой. Раздел первый ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ, КАНАЛИЗАЦИИ И ГАЗОСНАБЖЕНИЯ Глава I. ЗАДАЧИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ, КАНАЛИЗАЦИИ И ГАЗОСНАБЖЕНИЯ § 1.1. Техническая и хозяйственная характеристика водопроводно-канализационного и газового хозяйства населенных мест Системы водоснабжения, канализации и газоснабжения населенных мест предназначены для обеспечения населения питьевой водой и газом, а также для водоотведения сточных вод и последующей их очистки. Промышленные предприятия используют воду из городского водопровода, как правило, только для бытовых целей, а пищевая отрасль промышленности, кроме того, и для технологических процессов производства. Вопрос технического водоснабжения промышленных предприятий из коммунального водопровода решается исполкомом местного Совета депутатов трудящихся с участием местных санитарно-эпидемиологических станций и органов Минводхоза СССР. Городской водопровод обеспечивает пожаротушение на всей занимаемой городом территории необходимым количеством воды с соответствующим напором. Если промышленным предприятиям по условиям технологического процесса и пожаротушения требуются напоры большие, чем может обеспечить городской водопровод, то в этих случаях строятся насосные станции подкачки (пожарные емкости), режим работы которых согласовывается с Управлением водопроводно-канализационного хозяйства города. Городская канализация обеспечивает отвод сточных вод со всей территории города и их очистку перед выпуском в водоем. Прием промышленных сточных вод в городскую канализацию производится с разрешения Управления водопроводно-канализационного хозяйства, которое на основании ПДК веществ, сбрасываемых в городскую канализационную сеть, назначает локальную очистку этих сточных вод на территории предприятия. При использовании сточных вод предприятия в оборотной системе технического водоснабжения степень ее очистки определяется проектной организацией. Использование очищенных городских сточных вод для снабжения промышленных предприятий технической водой определяется проектной организацией при согласовании ее качества промышленным предприятием и местной санитарно-эпидемиологической станцией. Газоснабжение городов предусматривает обеспечение газом жилого фонда и котельных систем центрального отопления и теплоснабжение домов. Промышленные предприятия (в том числе ТЭЦ) получают газ из газовой сети города по разрешению Госплана союзной республики. Объект принимается в эксплуатацию только в том случае, если он полностью подготовлен к эксплуатации и может выпускать продукцию. § 1.2. Общие требования к зданиям и сооружениям Основные здания и сооружения водопроводно-канализационного и газового хозяйства (насосные станции, очистные сооружения, подземные резервуары, камеры, водонапорные башни, газорегуляторные пункты и др.) в течение первого года эксплуатации должны находиться под постоянным наблюдением. Необходимо ежемесячно осуществлять контроль за их осадкой путем установки постоянных и временных реперов. Начиная со второго года эксплуатации контроль производится по плану, утверждаемому Управлением водопроводно-канализационного и газового хозяйства, в сроки, устанавливаемые в зависимости от местных условий и состояния объектов. На предприятии для каждого здания и сооружения ведется паспорт, куда заносят все замечания при их обследовании, а также дату проведения ППО, ППР, текущего и капитального ремонта с описанием выполненных работ. Особое внимание должно быть уделено наблюдению за осадкой фундаментов основного оборудования (насосов, электродвигателей, двигателей внутреннего сгорания, воздуходувок и др.) и за возможными трещинами на них от вибрации. Необходимо вести систематическое наблюдение за состоянием опор, упоров на концах или в местах поворотов трубопроводов в зданиях, колодцах и камерах. При обнаружении осадок зданий, колодцев и камер необходимо обращать внимание на состояние эластичной заделки труб в проходах через стены для предотвращения переломов трубопроводов или возможного проникновения газа в подвальные помещения. В зданиях, сооружениях водопровода и канализации должен поддерживаться оптимальный температурно-влажностный режим, обеспечиваемый действием отопительно-вентиляционных систем. Трубопроводы и арматура водопровода, канализации, отопления, вентиляции и газоснабжения, расположенные в местах с пониженной температурой, должны быть изолированы. Периодически следует проверять состояние изоляции и производить необходимый ремонт. § 1.3. Организация эксплуатации водопроводно-канализационного и газового хозяйства Форма организации водопроводно-канализационного и газового хозяйства зависит от масштаба его деятельности, производственной мощности и ведомственной подчиненности. Вопросами эксплуатации водопроводных и канализационных систем, как правило, занимаются службы, входящие в состав производственных управлений водопроводно-канализационного хозяйства, а газовых сетей - самостоятельные производственные управления. Каждое управление действует на правах предприятия с единым расчетным счетом в банке, с общим фондом амортизации, оборотными средствами, фондом предприятия и централизованными взаимными расчетами. В составе производственных управлений предприятия водопровода и канализации находятся на внутреннем хозрасчете. Сами управления подчиняются городскому управлению коммунального хозяйства. В небольших городах службы водопровода, канализации, газоснабжения объединяются с некоторыми другими коммунальными предприятиями в коммунальные комбинаты, подчиненные городским управлениям коммунального хозяйства. В крупнейших городах (Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Свердловск и др.) существуют отдельные отраслевые управления водопроводно-канализационного и газового хозяйств, подчиненные непосредственно исполкомам городских Советов народных депутатов. Многие населенные пункты снабжаются водой из водопроводов, принадлежащих промышленным предприятиям и организациям, или из ведомственных и коммунальных водопроводов одновременно. В этом случае службы коммунальных водопроводов оплачивают промышленным предприятиям стоимость получаемой воды, взимая с населения оплату целиком за всю подаваемую им воду по установленным тарифам. Основными задачами правильной эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства являются: обеспечение качества воды в соответствии с требованиями ГОСТ 2874-82 и ТУ для очистки городских сточных вод; обеспечение надежности и бесперебойной работы сооружений с заданным технологическим режимом их работы; устранение в кратчайшие сроки аварий и повреждений и изучение причин их появления с целью предупреждения в будущем; своевременное и доброкачественное проведение текущего и капитального ремонтов в порядке и в сроки, установленные действующей инструкцией о планово-предупредительных ремонтах МЖКХ РСФСР; борьба с утечками, потерями и нерациональным использованием воды и газа; обеспечение высокой рентабельности работы, т.е. снижение себестоимости продукции и услуг, улучшение их качества путем научной организации труда, механизации и автоматизации производственных процессов, учета расхода воды, электроэнергии, газа, реагентов и т.д., экономия материальных ресурсов и организация социалистического соревнования. Ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых водопроводно-канализационных и газовых предприятий, сооружений и сетей осуществляется в соответствии с указаниями СНиП III-3-76 и #M12291 871001008СНиП 2.04.02-84#S при обязательном участии официальных представителей городского (областного) комитета профсоюзов, местных органов Государственного санитарного надзора и, при необходимости, представителей бассейновых территориальных управлений Министерства мелиорации и водного хозяйства, а также бассейновых управлений "Рыбвод" Министерства рыбного хозяйства. Ввод в эксплуатацию новых или реконструируемых водопроводных и канализационных очистных сооружений не допускается без оформления разрешения на специальное водопользование, разработанного в соответствии с инструкцией о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование (Нормы водопользования 33-5.1.02-83 Минводхоза СССР). В процессе наладочных работ должны быть разработаны инструкции по эксплуатации агрегатов, механизмов, сооружений и сетей водопровода, канализации и газоснабжения, должностные инструкции для эксплуатационных работников по всем вопросам эксплуатации в соответствии с существующими экономическими и обязательными постановлениями местных советских органов. В этих инструкциях подробно указываются права и обязанности всех работников, ответственность за порученный участок работы, подчиненность, порядок эксплуатации оборудования, последовательность операций при пуске и остановке агрегатов и сооружений, порядок действий при аварийном положении, порядок связи и т.д. с обязательным указанием соблюдения правил безопасности ведения работ. Администрация обязана способствовать повышению технических знаний эксплуатационного персонала путем организации технического обучения, обмена опытом работы и внедрения достижений передовиков производства, а также росту на предприятиях числа рационализаторов и изобретателей. Для всех эксплуатационных работников обязательно знание и соблюдение специальных правил (санитарного надзора, гражданской обороны, архитектурно-технического надзора, противопожарной безопасности и газового хозяйства), относящихся к городским водопроводам, канализациям и газовому хозяйству, а для лиц, обслуживающих электроустановки, - правил технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий. Утверждение в должности всех работников водопроводно-канализационного и газового хозяйства производится только после установленных испытательных сроков и проверки знаний ими правил эксплуатации этих хозяйств и рабочих инструкций, а также "Правил безопасности при эксплуатации водопроводно-канализационных сооружений" МЖКХ РСФСР и газового хозяйства. Периодически в установленные сроки проверяются знания отдельно рабочих и инженерно-технического персонала. § 1.4. Эксплуатация территории зон санитарной охраны источников водоснабжения и сооружений Общие положения. Зоны санитарной охраны должны быть на действующих, проектируемых и реконструируемых водопроводах хозяйственно-питьевого назначения в целях обеспечения их санитарно-эпидемиологической надежности. Зона источника водоснабжения в месте расположения водозаборных сооружений должна состоять из трех поясов: первого - строгого режима, второго и третьего - режимов ограничения хозяйственной деятельности. Зона водопроводных сооружений должна состоять из границ первого пояса и санитарно-защитной полосы вокруг него. Зона санитарной охраны должна включать водозаборные сооружения, водохранилища, водоподводящие каналы, а также полосу прокладки водоводов. Проект зон санитарной охраны водопровода согласовывается с исполкомом местного Совета народных депутатов, с органами санитарно-эпидемиологической службы, а также с другими заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждается в установленном порядке. Контроль за содержанием зон санитарной охраны должен осуществляться органами Государственного санитарного надзора. В особых случаях, когда территория зон источника водоснабжения по разработанному проекту утверждена Советом Министров СССР, ее содержание и охрану осуществляет производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства. Поверхностные источники водоснабжения. Границы первого пояса устанавливаются на расстояниях от водозабора: для рек и каналов: вверх по течению - не менее 200 м; вниз по течению - не менее 100 м; по прилегающему к водозабору берегу - не менее 100 м от уреза воды при летне-осенней межени; в направлении к противоположному берегу: при ширине водотока менее 100 м - вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от уреза воды при летне-осенней межени, а при ширине водотока более 100 м - полоса акватории шириной не менее 100 м; на водозаборах ковшового типа вся акватория ковша и территория вокруг него - не менее 100 м; для водохранилищ и озер: по акватории во всех направлениях - не менее 100 м; по прилегающему к водозабору берегу - не менее 100 м от уреза воды при нормальном подпорном уровне в водохранилище и летне-осенней межени в озере. Акватория первого пояса санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения должна обозначаться наземными столбами-указателями и бакенами. В несудоходных водоемах бакены с освещением устанавливаются над оголовками водозаборов, а в судоходной части - вне судового хода. На территории первого пояса зоны: запрещаются все виды строительства, кроме основных водопроводных сооружений; размещение жилых и общественных зданий любого назначения; прокладка трубопроводов различного назначения, кроме обслуживающих водопроводные сооружения; выпуск сточных вод, купание, водопой и выпас скота, стирка белья, рыбная ловля, применение ядохимикатов для растений; все здания должны быть канализованы в ближайшую систему водоотведения с расположением очистных сооружений сточных вод за пределами первого пояса; при отсутствии канализации должны быть построены водонепроницаемые выгребы с учетом санитарных требований вывоза нечистот; должно быть обеспечено отведение поверхностного стока за пределы первого пояса; допускаются санитарные рубки леса и уход за ним. Границы второго пояса устанавливаются: вверх по течению (включая притоки) - исходя из усредненной по ширине и длине водотока скорости течения воды и времени ее протекания от границы пояса до водозабора при среднемесячном расходе воды летне-осенней межени 95% обеспеченности: не менее 5 суток - для I (А, Б, В, Г) климатического района и II (А) климатического подрайона и не менее 3 суток - для остальных климатических районов; вниз по течению - не менее 250 м; боковые границы - на расстоянии от уреза воды летне-осенней межени: при равнинном рельефе - 500 м, при гористом - до вершины первого склона, обращенного в сторону водотока, но не более 750 м при пологом склоне и 1000 м при крутом. Границы второго пояса в водохранилище и озере от водозабора по акватории во всех направлениях на расстоянии 3 км - при количестве ветров до 10% в сторону водозабора и 5 км - при количестве ветров более 10%; боковые границы аналогичны указанным расстояниям для водотоков. Границы третьего пояса зоны поверхностных источников водоснабжения вверх по течению или во все стороны по акватории водоема должны быть такими же, как для второго пояса, боковые границы - по водоразделу, но не более 3-5 км от водотока или водоема. На территории второго пояса источника водоснабжения запрещается: а) загрязнение территории нечистотами, мусором, навозом, промышленными отходами и др.; б) размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, накопителей, шламохранилищ и прочих объектов, способствующих загрязнению водоемов; в) размещение скотомогильников, кладбищ, полей ассенизации и фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, земледельческих полей орошения, животноводческих и птицеводческих объектов и другой хозяйственной деятельности, способствующей микробному загрязнению водоемов; г) применение удобрений и ядохимикатов; д) добыча песка и гравия, а также дноуглубительные работы; е) расположение пастбищ в прибрежной полосе шириной 300 м. На территории второго пояса источника водоснабжения надлежит: а) осуществлять регулирование отведения территорий для населенных пунктов и других хозяйственно-бытовых и оздоровительных учреждений производственных и сельскохозяйственных объектов, а также изменение технологий промышленных предприятий, представляющих опасность загрязнения водоемов; б) благоустраивать населенные пункты, промышленные и сельскохозяйственные объекты, предусматривать организованное водоснабжение и канализование их и организовывать отвод загрязненных поверхностных сточных вод и др.; в) принимать степень очистки различных сточных вод, отвечающих требованиям "Основ водного законодательства СССР и союзных республик" и "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами"; г) производить санитарные рубки леса и уход за ним; д) устанавливать места переправ, мостов и пристаней; е) при наличии судоходства оборудовать суда устройствами для сбора бытовых и подсланевых вод и твердых отбросов, на пристанях предусматривать сливные станции и приемники для сбора твердых отбросов. Допускается птицеразведение, стирка белья, купание, туризм, водный спорт, устройство пляжей, рыбная ловля в специальных местах и по режиму, согласованному с местными органами санитарно-эпидемиологической службы. В границах второго пояса зон санитарной охраны по согласованию с санитарными органами могут быть изменены его границы от водозабора, если качество воды водоема отвечает требованиям на источник водоснабжения по ГОСТ 17.1.3.03-77, а также условиям выпаса, стойбища и водопоя скота, внесения удобрений, применения ядохимикатов и т.д. с учетом местных условий состояния водоемов. На территории третьего пояса санитарной охраны надлежит выполнять мероприятия, предусмотренные в п."а", "б", "в" второго пояса. В лесных массивах разрешается проведение порубок леса главного и промежуточного пользования, а также лесосечного фонда долгосрочного пользования. Подземные источники водоснабжения. Границы первого пояса зоны подземного водоисточника устанавливаются от одиночного водозабора или от крайних водозаборных сооружений группового водозабора на расстояниях: при использовании защищенных подземных вод - 30 м; при использовании недостаточно защищенных подземных вод - 50 м; при инфильтрационных водозаборах от поверхностного водоисточника - не менее 150 м; при подрусловых водозаборах или участке, питающем инфильтрационный водозабор, - аналогично зоне первого пояса поверхностного источника водоснабжения; при искусственном пополнении запаса подземных вод от инфильтрационных сооружений закрытого типа - 50 м, открытого типа - 100 м. Границы второго пояса зоны санитарной охраны устанавливаются в зависимости от климатических районов и защищенности подземных вод с учетом времени продвижения микробного загрязнения воды до водозабора от 100 до 400 суток. Границы третьего пояса зоны определяются временем продвижения химического загрязнения воды до водозабора, которое должно быть больше принятой продолжительности эксплуатации водозабора, но не менее 25 лет. Второй и третий пояса зоны при инфильтрационном питании водоносного пласта следует принимать применительно границам второго и третьего поясов поверхностного источника водоснабжения. На территории первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должны применяться санитарные мероприятия, указанные для территории первого пояса зоны поверхностного источника водоснабжения. На территории второго пояса зоны подземного источника водоснабжения применяются санитарные мероприятия, изложенные для первого пояса зоны поверхностного источника водоснабжения, и дополнительно предусматривается: выявление и тампонаж или восстановление старых, бездействующих, дефектных скважин и шахтных колодцев, создающих опасность загрязнения водоносного горизонта; регулирование бурения новых скважин; запрещение загрязнения подземных вод закачкой отработанных вод, подземного складирования различных отходов, разработки недр и т.п. На территории третьего пояса зоны подземного источника распространяются условия проведения мероприятий, предусмотренные для территории второго пояса зоны поверхностного источника водоснабжения. Площадка водопроводных сооружений. Граница первого пояса зоны территории водопроводных сооружений совпадает с ограждением площадки и должна быть на расстоянии: от резервуаров чистой воды, фильтров, контактных осветлителей - не менее 30 м; от стен сооружений и стволов водонапорных башен - не менее 15 м. Санитарно-защитная полоса вокруг ограждения водопроводных сооружений, расположенных за пределами второго пояса зоны источника водоснабжения, должна иметь ширину не менее 100 м. На площадках водопроводных сооружений должны предусматриваться санитарные мероприятия по благоустройству, созданию сторожевой охраны, глухое ограждение высотой 2,5 м. Допускается предусматривать глухое ограждение высотой 2 м и на 0,5 м из колючей проволоки или металлической сетки, что изложено в #M12291 871001008СНиП 2.04.02-84#S. Водоводы. В зонах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать уборные, помойные ямы, навозохранилища, приемники мусора и др., создающие условия загрязнения почвы и грунтовых вод. Запрещается строительство водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошений, кладбищ, скотомогильников, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Ширина защитной полосы, проходящей по незастроенной территории, принимается от крайних водоводов: при наличии сухих грунтов - не менее 10 м при диаметре до 1000 мм и не менее 20 м при больших диаметрах; в мокрых грунтах - не менее 50 м независимо от диаметра. Допускается уменьшать санитарно-защитную полосу водоводов при строительстве трубопроводов по застроенным территориям с обязательным согласованием с органами санитарно-эпидемиологической службы. Санитарно-защитные зоны канализационных сооружений. Санитарно-защитные зоны от канализационных очистных сооружений до границ жилой застройки, до участков общественных зданий и предприятий пищевой промышленности следует определять с учетом их перспективного развития. Канализационные очистные сооружения должны быть удалены от населенных пунктов на расстояния, указанные в табл.1.1. Таблица 1.1 Санитарно-защитные зоны для канализационных очистных сооружений
При пользовании указанной таблицей следует учитывать следующее: санитарно-защитные зоны для канализационных очистных сооружений производительностью более 280 тыс.м/сут, а также при отступлении от принятой технологии очистки сточных вод и обработки осадка устанавливаются по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы и Госстроем СССР; при отсутствии иловых площадок на территории очистных сооружений производительностью более 0,2 тыс.м/сут размер зоны сокращается на 30%; для полей фильтрации площадью до 0,5 га и для сооружений механической и биологической очистки производительностью до 50 м/сут санитарно-защитную зону следует принимать размером 100 м; для полей подземной фильтрации пропускной способностью менее 15 м/сут санитарно-защитную зону следует принимать размером 15 м; при фильтрующих траншеях и песчано-гравийных фильтрах санитарно-защитные зоны следует принимать размером 25 м, в септиках и фильтрующих колодцах - соответственно 5 и 8 м, в аэрационных установках на полное окисление - 50 м; санитарно-защитные зоны, указанные в приведенной выше таблице, допускается увеличивать, но не более чем в 2 раза в случае расположения жилой застройки с подветренной стороны по отношению к очистным сооружениям или уменьшать не более чем на 25% при наличии благоприятной розы ветров; при сушке на иловых площадках сырого (несброженного) осадка или при хранении его в шламонакопителях санитарно-защитные зоны необходимо устанавливать по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы. Для определения границ первого, второго и третьего пояса зон санитарной охраны следует руководствоваться требованиями #M12291 871001008СНиП 2.04.02-84#S. Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ § 1.5. Основные задачи диспетчеризации и структура диспетчерской службы Для обеспечения надежной и бесперебойной работы систем водоснабжения, водоотведения и газоснабжения с оптимальными санитарными и технико-экономическими показателями необходимы четкая координация и взаимная увязка отдельных составляющих элементов этих систем. Для этого применяется единая централизованная система управления, обеспечиваемая диспетчерской службой (ДС). Диспетчеризация - это централизация (концентрация) оперативного управления и контроля в руках одного человека - диспетчера - для согласования работы отдельных звеньев, составляющих общий производственный комплекс сетей и сооружений. В зависимости от степени автоматизации диспетчерского управления все объекты системы водоснабжения, канализации и газоснабжения могут быть разделены на три группы: полностью автоматизированные без диспетчерского управления агрегатами; полностью автоматизированные с дублированием управления основными агрегатами с диспетчерского пункта; с частичной автоматизацией и диспетчерским управлением основными агрегатами (возможно и неавтоматизированное диспетчерское управление). В соответствии со схемой водоснабжения, канализации, газоснабжения и их технологическим процессом диспетчерская служба может быть: одноступенчатой, при которой имеется районный диспетчерский пункт (РДП), оперативно управляющий работой как всех сооружений и агрегатов, входящих в систему, так и сетью; двухступенчатой - с центральным диспетчерским пунктом (ЦДП) и местными диспетчерскими пунктами (МДП); местные диспетчерские пункты ведают работой отдельных сооружений, а ЦДП координирует работу МДП; трехступенчатой, включающей ЦДП, районные диспетчерские пункты РДП, управляемые ЦДП и МДП, находящиеся в ведении РДП. Выбор схемы диспетчеризации зависит от местных условий и определяется схемой и масштабами водоснабжения, канализации и газоснабжения. Одноступенчатую схему диспетчеризации применяют в городах с малой протяженностью сетей водоснабжения, канализации и газоснабжения (до 50 км), двухступенчатую - в городах с большой протяженностью сетей. При протяженности сети 50-400 км организуются ЦДП и местные диспетчерские пункты головных и других сооружений (МДПГС). При протяженности более 400 км организуются местные диспетчерские пункты сети МДПС. Они располагаются обычно в центре отдельных районов водопроводной сети города. В их задачу входят управление распределением потоков воды в зависимости от давления и контроль за давлением во всей сети данного района. ЦДП располагается в центре системы, например, водоснабжения, или на территории головных сооружений. Он оперативно управляет работой всех МДП, входящих в систему. МДП головных сооружений располагается на территории головных сооружений и осуществляет управление и контроль за работой насосных станций (первого и второго подъема) и очистных сооружений, а также за уровнем воды в резервуарах чистой воды. В двухступенчатую схему диспетчерского управления системы канализации крупного города, кроме ЦДП, обычно входят МДП районных насосных станций перекачек сточных вод и сети, а также МДП главной насосной станции и очистных сооружений. Трехступенчатая схема диспетчерской службы применяется в исключительных случаях - для особо крупных городов и сложных систем водоснабжения, канализации. Общая схема организации диспетчерской службы (ДС) показана на рис.1.1. На рис.1.2 приведена схема организации ДС для Ленинградского водопровода. Рис.1.1. Общая схема организации диспетчерской службы Рис.1.2. Структура диспетчерской службы управления "Водоканал" Ленгорисполкома В последние годы внедряются автоматизированные системы управления (АСУ) в водопроводно-канализационном хозяйстве. В АСУ применяются современные автоматические средства обработки данных при помощи электронно-вычислительных машин (ЭВМ), позволяющие регистрировать, накапливать и отображать информацию и при помощи экономико-математических методов решать основные задачи управления (Москва, Харьков и др., табл.1.2). Таблица 1.2 Оборудование для обработки эксплуатационных данных при помощи ЭВМ
Примечание. УВК 1, УВК 2, РМОТ и ТВСО выпускаются в г.Северодонецке; УВТК УН - в г.Житомире. Разновидностью АСУ является автоматическая система управления технологическими процессами (АСУТП), которая предназначена для повышения эффективности управления основной деятельностью объектов водоснабжения и канализации. Эта задача осуществляется путем оперативного контроля технологических режимов подъема воды, ее обработки, подачи и распределения или водоотведения и оптимального управления этими процессами с использованием средств вычислительной техники. Общим критерием системы управления является минимум эксплуатационных затрат на обработку воды при выполнении заданных требований на качество очищаемой воды, бесперебойное обеспечение потребителей водой питьевого качества и водоотведение. АСУТП должна функционировать в информационно-советующем режиме, при котором средства вычислительной техники осуществляют централизованный сбор, обработку и выдачу данных обслуживающему персоналу в удобной форме, а также формируют и выдают диспетчеру рекомендации по оптимальному ведению технологических процессов в зависимости от ситуации на производстве. Для формирования и передачи информации от задатчиков первичных приборов, преобразователей и т.п. на ЦДП, а также для передачи управляющих команд к регуляторам и исполнительным механизмам применяется комплекс средств телемеханики типа УВТК-УН, разработанный в качестве единой унифицированной системы для объектов жилищно-коммунального хозяйства. Обмен информацией со смежными системами управления осуществляется по каналам межпроцессорной связи, а на случай отказа в системе энергоснабжения часть информации должна храниться в энергозащитном участке памяти для ведения дальнейших расчетов. Для каждого технологического цикла производства имеются следующие основные функции. 1. Информационно-вычислительные: сбор и первичная обработка информации; контроль работы оборудования; контроль за состоянием технологических режимов, включающий контроль отклонения параметров; диагностика нарушений технологических режимов; оперативный учет и расчет технико-экономических показателей; формирование и выдача информации на печать и дисплейный модуль для оперативного персонала и руководство станции по инициативе системы и по вызову; формирование и выдача информации в автоматическую систему организационного управления (АСОУ). 2. Управляющие: регулирование отдельных технологических переменных; дистанционное управление основными агрегатами; прогнозирование хода технологического процесса; определение рационального режима технологического процесса; формирование и выдача диспетчеру рекомендаций по оптимальному ведению технологических процессов. 3. Контроль оборудования: расчет времени простоя оборудования за смену, сутки и т.д.; расчет времени работы оборудования до профилактического ремонта; формирование и выдача на печать информации о работе оборудования. 4. Расчет и учет технико-экономических показателей: учет расхода воды по трубопроводам (по станциям, по зонам, по городу), запас воды в емкостях, расход электроэнергии, реагентов, расход воды на собственные нужды, отклонение давления в контрольных точках на трубопроводах по часам суток от заданного режима; расчет технологической себестоимости воды по станциям, подачи и распределения ее по разводящей сети. 5. Прогнозирование хода технологического процесса: расчет прогнозируемого графика подачи и распределения воды по трубопроводам системы водоснабжения; расчет требуемых напоров и подачи воды в сеть; расчет оптимального графика работы насосного оборудования; расчет уровней заполнения и срабатывания воды в емкостях; расчет распределения воды по магистральным трубопроводам. Основными функциями диспетчеров являются: контроль за ходом производства на основании информации, получаемой из управленческого вычислительного комплекса; контроль за функционированием задач управления; управление производством; организация локализации повреждений трубопроводов, анализ повреждений, применение режима подачи и распределения воды при аварийных ситуациях; повышение надежности работы как всей системы, так и отдельных ее узлов; реализация функций управления диспетчера с помощью операторов. В административно-техническом отношении диспетчер подчиняется начальнику объекта, а в оперативном отношении - диспетчеру вышестоящей диспетчерской службы; последняя должна быть оснащена техническими средствами автоматического управления, основными элементами сооружений, а также телеуправлением и телесигнализацией, телеизмерением, прямой телефонной связью и дисплеями. В состав диспетчерской службы входит оперативная группа, состоящая из главного диспетчера, его помощника по технологической части и сменных диспетчеров, а также разные службы, например аварийно-ремонтная и транспорта, лаборатория автоматики и контроля (ЛАК), служба электросвязи. На небольших предприятиях водоснабжения, канализации и газоснабжения указанные группы и службы могут быть объединены, а некоторые исключены. При авариях и экстренных работах в случае отсутствия групп и служб, указанных выше, ЦДП и МДП пользуются резервными агрегатами и транспортом аварийных участков и служб. На МДП должен храниться комплект оперативных схем и чертежей данного узла системы водоснабжения, канализации или газоснабжения. Центральная диспетчерская служба корректирует предварительно разработанные: режим работы основного оборудования с учетом необходимости обеспечения суточного максимума водоснабжения, газоснабжения или пропуска сточных вод, а также требуемого резерва производительности сооружений; расчетный объем запасов воды в емкостях и распределение потоков воды или газа; суточный график горячего резерва как всей системы водоснабжения и канализации, так и отдельных узлов оборудования. Диспетчеру ЦДП передаются показания основных параметров главных объектов: давление, уровни воды, количество газа в подземных газохранилищах, расходы воды, газа, горизонты воды в источниках водоснабжения, положение главных оперативных задвижек, аварийное состояние и пр. К диспетчеру МДП поступают сигналы о рабочем состоянии насосных агрегатов и уровней воды в емкостях, основные показания как электрических, так и неэлектрических измерительных приборов. Диспетчеру МДП поручается дистанционное включение и выключение агрегатов, а также дистанционное управление оперативными задвижками. Ни один элемент оборудования, находящийся в управлении или в ведении диспетчера, не может быть выведен из работы или резерва без его разрешения, кроме случаев возникновения явной опасности для людей или оборудования. Все распоряжения диспетчер должен давать непосредственно подчиненному ему оперативному персоналу, а для объектов с автоматическим управлением - уполномоченным лицам. Каждая система водоснабжения, канализации и газоснабжения должна иметь "Положение о диспетчерской службе", специально для нее разработанное на основании изложенных выше положений с учетом конкретных местных условий. § 1.6. Лаборатория автоматики и контроля Контроль работы, наладка и ремонт приборов и аппаратов автоматики и телемеханики, а также измерительных приборов в крупных системах водоснабжения, канализации или газоснабжения осуществляются лабораторией автоматики и контроля (ЛАК). На мелких предприятиях ЛАК не организуется (эти работы поручаются на договорных началах какой-либо местной лаборатории автоматики и телемеханики). ЛАК организует также капитальный и текущий ремонт, проверку и наладку приборов, проводит работу по внедрению новых схем и аппаратов, а также осуществляет контроль за качеством и сроками выполнения этих работ. ЛАК должна иметь следующее оборудование: образцовые и контрольные приборы, а также переносные установки для проверки и наладки контрольно-измерительных приборов и автоматических регуляторов; стенды, оборудованные контрольными приборами, для проверки эксплуатационных приборов и настройки автоматических устройств; материалы и инструменты для текущего и капитального ремонтов приборов и аппаратуры автоматов. |
Руководство по изучению рыб (преимущественно пресноводных) Четвертое... Учитывая массовые запросы на эту книгу, И. Ф. Правдин готовил к печати четвертое, значительно переработанное и дополненное издание.... |
Социология: искусство задавать вопросы (издание второе переработанное и дополненное) Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 1998 |
||
Учебно-методическое пособие. Издание второе, переработанное и дополненное.... «Доврачебная помощь в туристском походе». Учебно-методическое пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. – Йошкар-Ола:... |
Программы 5-9 классы Для учителей общеобразовательных организаций... Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Английский язык» |
||
Аллен Астро- физические величины Переработанное и дополненное издание... Книга профессора Лондонского университета К. У. Аллена приобрела широкую известность как удобный и весьма авторитетный справочник.... |
Учебник -3 переработанное издание Информатика: Учебник -3 переработанное издание / Под ред проф. Н. В. Макаровой М.: Финансы и статистика 1999. 768 с |
||
Дом колдуньи Значительно переработанное, дополненное и исправленное издание известного труда лингвиста и психотерапевта Ирины Черепановой посвящено... |
Ирина Черепанова дом колдуньи Значительно переработанное, дополненное и исправленное издание известного труда лингвиста и психотерапевта Ирины Черепановой посвящено... |
||
Практикум по конфликтологии 2-е издание, дополненное и переработанное Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Литературный редактор Художественный редактор Корректор Верстка |
Г. В. Морозова 3-е издание, переработанное и дополненное Боброва И. Н. — доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, научный консультант Государственного... |
||
Курдюмов Николай Умный огород в деталях 2-е издание, переработанное и дополненное В своей книге ученый-агроном Н. И. Курдюмов делится с читателями своим опытом, приобретенным за годы практической деятельности |
И. Н. Горелов К. Ф. Седов Илья Наумович Горелов, Константин Федорович Седов. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное... |
||
Настоящее сокращенное и отредактированное издание «Временных методических... Временные методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей... |
Бассейн Амура: осваивая сохранить Бассейн Амура: осваивая – сохранить. Издание второе (дополненное и переработанное). Хабаровск: ООО "Архипелаго Файн Принт", 2007.... |
||
Человек умирает. Что делать? Москва, 2016 Издание второе, переработанное, дополненное Мы попробовали собрать под одной обложкой и справочную, и медицинскую информацию, и советы о помощи по организации похорон, и материалы,... |
Пояснительная записка рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Фгос дошкольного образования, аооп доу, Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями... |
Поиск |