ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
«Утверждена»
Приказом № 148
по МБОУ СОШ № 5
от 29 марта 2012 г.
Основная образовательная программа
начального общего образования
2011 – 2015 гг.
Авторы:
Г.Н. Косов – директор,
С.Ю. Морина – заместитель директора по УВР,
Н.С. Зубрилова – координатор школы по реализации ФГОС,
Н.А.Лощева – руководитель ШМО учителей начальных классов
Кстово, 2011 - 2012
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов
2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
2.5. Программа коррекционной работы
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план НОО
3.2. План внеурочной деятельности
3.3. Система условий реализации ООП НОО
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
1.1. Пояснительная записка
Введение
Образовательная программа - это долгосрочный нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 5 г. Кстово определяет основные направления и принципы функционирования и развития на период 2011-2015 годы, учитывает введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) с 1 сентября 2011 года.
Данная программа разработана на основе примерной основной образовательной программы, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, с учётом типа школы (муниципальное общеобразовательное учреждение) и вида образовательного учреждения (средняя общеобразовательная школа) на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых ОС «Школа 2100».
Разработка школой основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (Совет школы и Рабочая группа), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Принципы и подходы к формированию ООП НОО
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ № 5 определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенные направления деятельности. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития МОУ СОШ № 5 на начальной ступени образования и направлено на достижение планируемого результата.
ООП НОО соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Основная образовательная программа начального общего образования опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):
а) Личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно - ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно - ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который позволяет:
варьировать методами и средствами познания;
осуществлять не только репродуктивную, воспроизводящую познавательную деятельность, но и продуктивную, созидательную;
развивать способность самостоятельно добывать знания;
применять приемы познавательной деятельности и способы контроля своих действий;
формировать универсальные учебные действия.
Цель реализации ООП НОО
Цели реализации образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 5 в соответствии с требованиями ФГОС – обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи реализации образовательной программы начального общего образования МО У СОШ № 5 на начальном этапе внедрения ФГОС (первый год обучения):
Создание дидактических и организационно-педагогических условий для:
сохранения и укрепления физического и психического здоровья и безопасности обучающихся, обеспечения их эмоционального благополучия;
развития творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;
формирования у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания, опыта осуществления различных видов деятельности;
обеспечения не только успешного образования в 1 классе, но и широкого переноса средств, освоенных в первый год обучения, на все последующие годы учёбы в школе;
овладения первоклассниками основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, социально-гражданской, художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
предоставления возможности ребёнку ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
Достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС на основе УМК «Школа 2100».
Планируемые результаты по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья отражены в портрете выпускника начальной школы МОУ СОШ № 5:
Самостоятельный, свободный, быстрый в решениях, деятельный выпускник начальной школы, которого отличает целеустремлённость, работоспособность, коммуникабельность, умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.
Имеет достаточный и необходимый уровень знаний по всем предметным программам начальной школы.
Умеет трудиться, умеет принимать решения и нести ответственность за них.
Деловой, общественно активный ребёнок, способный адаптироваться к различным социальным условиям.
Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Поставленные программой цели и задачи реализуются через образовательную систему ««Школа 2100». УМК «Школа 2100» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Дидактическая система УМК «Школа 2100» реализует ряд положений работ А.А.Леонтьева, Д.И.Фельдштейна, С.К.Бондыревой, Ш.А.Амонашвили в части развивающего образования, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического и коммуникативного подходов к обучению.
В комплекте всё подчинено формированию системы продуктивных заданий по развитию познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий и личностных качеств, созданию образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.
Выбор УМК обоснован тем, что:
учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах,
которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний;
особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач.
Учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;
учебный материал способствует формированию учебной деятельности и направлен на развитие универсальных учебных действий обучающихся.
Используемый УМК позволяет достичь планируемых результатов:
личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Структура ООП НОО
Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 5 содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
•систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел включает:
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
• программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
• программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы.
Организационный раздел включает:
• учебный план начального общего образования;
• план внеурочной деятельности;
• систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Общая характеристика ОУ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 введено в эксплуатацию в 1961 году. В 2011 году ей исполнилось 50 лет. Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и их образовательных потребностей.
Школа имеет статус – средняя общеобразовательная школа. Проектная мощность школы 700 учащихся.
Контингент обучающихся
По факту на 01 сентября 2010 года – 780 учащихся в 33 классах, из них: в начальной школе – 293 человека, в основной – 399, в средней – 88. Режим работы - 6 дневная и 5-дневная учебная неделя.
Состав родителей по уровню образования:
Основное 45%
Среднее 33%
Высшее 22%
Контингент обучающихся в начальной школе, на который рассчитана данная образовательная программа:
№ п/п
|
Категория
|
Количество семей/ детей по уровням
|
1-4 класс
|
1.
|
Всего семей/всего детей
|
291/ 295
|
2.
|
Малообеспеченные семьи/в них детей/семьи, состоящие на учете в соц.защите
|
24/27/22
|
3.
|
Многодетные семьи/ в них детей/ семьи, сост. на учете в соц. защите
|
18/23/7
|
4.
|
Неполные семьи/ в них детей
|
55/58
|
5.
|
Семьи, находящиеся в социально-опасном положении/ в них детей
|
3/3
|
6.
|
Дети-инвалиды/ из них обучаются
|
3/3
|
7.
|
Опекаемые дети
|
8
|
8.
|
Дети, находящиеся в контроле, склонные к правонарушениям/ из них на учете в ПДН
|
---------
|
9.
|
Дети (7-15 лет), не обучающиеся в ОУ/ количество семей
|
----------
|
10.
|
Дети иностранных граждан, временно зарегистрированных в РФ/кол-во семей
|
----------
|
11.
|
Дети, воспитывающиеся в семьях, стоящих на бирже труда/ кол-во семей
|
----------
|
12.
|
Дети, воспитывающиеся в семьях переселенцев/ количество семей
|
4/4
|
13.
|
Дети, воспитывающиеся в семьях «чернобыльцев» /кол-во семей
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВ
№ п/п
|
ФИО
|
Образование.
|
Пед стаж
|
Дата рождения
|
аттестация
|
Курсовая подготовка
|
1
|
Бондаренко Г.К.
|
Высшее АГПИ 1982
|
28
28
|
13.08.61
|
1
2006
|
Квал.-2002
Занков
|
2
|
Бакулина Г.Л.
|
Высшее АГПИ 1983
|
27
27
|
17.08.61
|
1
2006
|
Квал.-2003
Виногр.2006
|
3
|
Львова И.В.
|
Среднее Городецкое
пед.училище 1990
|
20
1
|
04.01.71
|
2
2006
|
Квал.-2006
|
4
|
Тучина Н.А.
|
Высшее ГГПИ 1970
|
40
30
|
12.12.48
|
Высшая
2006
|
Квал.-2000
|
5
|
Исаичева И.Н.
|
Высшее НГПУ 2006
|
20
20
|
13.02.71
|
2
2007
|
Квал.-2000
Курсы-2010
|
6
|
Лощева Н.А.
|
Высшее НГПУ 2005
|
19
19
|
21.02.72
|
1
2007
|
Квал.2004
Занков-2005
Информ-2006
Занков-2009
|
7
|
Морина С.Ю.
|
Высшее ГГПИ 1992
|
21
21
|
27.10.66
|
1
2009
|
Квал.-2000
Граж.об-2002
Лит.чт-2002
Естес.-2003
Зам.дир.-2005
Зам.дир.-2009
|
8
|
Сухова О.Н.
|
Высшее НГПУ 2000
|
20
20
|
31.07.71
|
1
2007
|
Техн.-2001
Абвгдка-2002
Квал.-2006
|
9
|
Тореева Н.М.
|
Высшее ГГПИ 1977
|
33
31
|
22.03.54
|
1
2006
|
Квал.-2006
|
10
|
Вершинина Л.А
|
Высшее
Кировский ГПИ 1992
|
24
|
6.09.66
|
1
2007
|
Интел 2007
|
11
|
Рак Т.М.
|
Высшее
Уманский ГПИ
|
|
17.11.58
|
1
2006
|
Теория и методика 2006
|
Режим работы ОУ.
В начальной школе следующий режим работы: 1-4 классы 5-дневная учебная неделя. Начало уроков – в 8.00 часов в первую смену, в 13.20 – во вторую смену. Продолжительность урока 35 минут – в 1 классах, 40 минут во 2-4 классах. Количество часов учебного плана в каждом классе соответствует максимально допустимой нагрузке учащихся. Нагрузка учащихся в неделю не превышает норматив.
Продолжительность обучения: 4 года. Учебный год делится на 4 четверти. Каникулы проводятся в установленные сроки (осенние, зимние, весенние и летние). В 1 классе проводятся дополнительные каникулы (в феврале). Средняя наполняемость классов – 25 человек
Учебно-методическое обеспечение
Обеспеченность учебниками и учебными пособиями обучающихся 1-х классов 100%. Заказан комплект учебников для 2 класса по программе «Школа 2100».
Материально-техническое обеспечение
3 кабинета начальной школы оборудованы в соответствии с перечнем объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников (уровень оборудования – необходимый); 3 кабинета будут оснащены оборудованием в 2012 году.
Информационное обеспечение
Учителя владеют ИКТ – технологиями, кабинеты пополняются цифровыми образовательными ресурсами. Имеется единая локальная сеть, доступ в интернет разрешен с любого компьютера, действует федеральная система фильтрации контента.
Санитарно-гигиеническое обеспечение
В школе имеется столовая, обучающиеся обеспечены горячим питанием, группа продленного дня – двухразовым горячим питанием;
Есть расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности (соответствие условий физического воспитания гигиеническим требованиям; обеспеченность горячим питанием; наличие лицензированного медицинского кабинета; расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и деятельностное пространство).
Особенности организации образовательного процесса
Реализация образовательной программы начальной ступени общего образования в МОУ СОШ № 5 осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);
индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
творческой и проектной деятельностях (художественное, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
учебно-исследовательской деятельности;
трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Основу образовательного процесса составляют современные образовательные технологии деятельностного типа:
|