Скачать 2.24 Mb.
|
Ulla Kiesling Sensorische Integration im Dialog Улла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие Под редакцией Е.В. Клочковой verlag modernes lernen - Dortmund Москва Теревинф 2010 УДК 159.922.7:159.939.93 ББК 88.8 К44 Кислинг, Улла. Сенсорная интегртеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочэмочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; |юй; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с. ISBN 97N 978-5-4212-0003-1. "Книга немецкого терапевта Уллы Кислинг продолжает публикации, посвященные сенсорно - интегративной терапии. Автор - специалист с огромным опытом практической работы - рассказывает читателям о своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях." Книга адресованввана родителям и специалистам - неврологам, психологам, реабилитологам, педагогам и др. Перевод с немецкяецкого Ксения Шарр Фотографии УллаУлла Кислинг, Имке Кордтс, цирк Миньон Дизайн и верстка стка Н.Э. Бернштейн Научный редакторктор Е.В. Клочкова Литературный реД редактор М.И. Соколова Редактор М.С. ДиЛ. Дименштейн Корректор Н.С. СсС. Самбу Подписано в печать 26.10.16.10.2009. Формат 60x84/16 Гарнитура NewCentury Schcy Schoolbook. Печ. л. 15. Бумага офсетная. Заказ 8310 Издательство «Теревинф» шф» для переписки 1 19002, Мо)2, Москва, а/я 9. тел./факс (495) 585 0 587 эл. почта zakaz@terevinf.ru cinf.ru сайт www.terevinf.ru Отпечатано в ОАО «ИПК «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Г(, ул. Гончарова, 14. ISBN 978-5-4212-0003-1 (р)3-1 (рус.) ISBN 978-3-8080-0446-3 (нем.) © «Теревинф», перево;ревод, оформление, 2009 © verlag modernes lens lernen, Dortmund, 2007 Содержание Предисловие к русскому изданию 8 Предисловие Инге Флемиг 9 Неповторимое Я 11 Введение 12 Основы сенсорной интеграции в диалоге 15 Вестибулярная система = система поддержания равновесия 18 Тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция 26 Проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения 34 Кинестетическое восприятие и язык 42 Диалог 44 Кому может помочь терапия по методу сенсорной интеграции в диалоге? 58 Первая встреча - «наблюдающая диагностика» 61 Характеристики поведения 76 Младенец 76 Ребенок дошкольного возраста 76 Ребенок школьного возраста 76 Возможные причины нарушений 80 Идеальное помещение для проведения терапевтических занятий по методу сенсорной интеграции в диалоге 83 Размеры помещения 83 Свет, цвет и атмосфера в помещении для занятий 84 Крупные терапевтические снаряды 86 «Ароматные вещества» в помещении для терапевтических занятий 93 Занятия в учебном бассейне 94 Занятия на природе 96 Использование музыки на занятиях сенсорной интеграцией в диалоге 96 Правила игры и границы обеспечивают безопасность, уверенность и помогают ориентироваться в пространстве 98 Первое занятие 108 Доверие 109 Значимость ошибки 113 Примеры работы 120 а) Беньямин, 1,2 года (сильное отставание в развитии) 120 б) Мартин, 2,5 года (по заключению врача, здоровый ребенок, нездорова мать?) 131 в) Флориан, 7 лет (проблемы в обучении, нарушение поведения, гиперактивность) 139 г) Филипп, 7 лет («умственная отсталость», стереотипии, тики) 150 д) Амира, 14 месяцев (аутизм, эпилепсия, задержка развития) 157 е) Пауль, 5 лет 168 «Прислушиваться к мелодии ребенка» 172 Отсутствие результата на занятиях? Развитие вспять? 174 Роль терапевта 181 Роль родителей в терапии 186 Сотрудничество с воспитателями, учителями, другими терапевтами и врачами 193 Мои мнимые уловки 198 Как найти подходящего терапевта? 201 Идеальная детская комната для развития 203 Сенсорная интеграция в диалоге за пределами терапевтического кабинета 205 Где лучше отдыхать 212 Какие виды терапии разумно дополняют сенсорную интеграцию в диалоге? 215 Логопедия, коррекция речи 215 Физическая терапия, эрготерапия 216 Мартин Кливер (Гамбург). Амбулаторный кабинет лечебной педагогики 216 Мартин Кливер (Гамбург). Занятия по раннему развитию на дому 217 Мартин Кливер (Гамбург). Лечебная эвритмия 218 Метод Фельденкрайза 219 Двигательная терапия - психомоторика 220 Терапевтические игры в воде 221 Лечебная верховая езда (иппотерапия) 221 Кинезиология 222 Рейки 222 Лотар Урсинус (гомеопат, Гамбург). Натуропатия 223 Иоахим Купце (институт Томатиса в Гамбурге). Метод доктора Томатиса 226 Габриэле Каэхеле (Гамбург). Шиатсу для детей - шиатсу в диалоге 228 Интегративный лечебно-педагогический/терапевтический цирк 229 Когда заканчивается терапия? 231 «Финиш» 233 Редко речь идет о том 234 Литература 235 Введение Пришло время, и я наконец решилась издать свои материалы по Сенсорной интеграции в диалоге в формате небольшой книги: желание писать не раз появлялось у меня после выступлений перед родителями, терапевтами и педагогами. Я разрабатываю и применяю этот метод уже 16 лет. Я особенно благодарна Инге Флемиг, которая когда-то заставила меня «прыгнуть в холодную воду» и с тех пор много раз беседовала со мной, будучи необыкновенным наставником-супервизором. За те несколько недель, когда я проходила практику на ее врачебных приемах, она очень быстро заметила, что мне удается интуитивно установить диалог с детьми с тяжелыми нарушениями поведения и общения. Первым аутичным ребенком, с которым она позволила мне проводить терапию, была Ронни. Инге Флемиг тогда сказала мне: «Работайте интуитивно, собирайте материал. Позже, работая осознанно, вы поймете, что именно вы делаете». Так началось приключение, которому, казалось, не будет конца. Чтобы добиться более объективного контроля и получить возможность анализировать свою терапевтическую деятельность, я попросила доктора Рольфа Флемига как можно чаще снимать мои терапевтические занятия на видео. Вскоре мы стали работать так слаженно, что ни детям, ни мне присутствие камеры уже не мешало. Те, кто видел на моих выступлениях некоторые из этих записей (всего их около трехсот), - могут это подтвердить. Огромный такт и глубокое понимание работы терапевта со стороны Рольфа Флемига позволяют зрителям участвовать в работе так, как если бы они присутствовали на занятиях. Сердечное ему за это спасибо! Эти записи помогли мне больше узнать о том, что, собственно, делала я, и о том, что делали дети. Интуитивный метод работы хорош, но он таит в себе определенные опасности. Хоро- ший терапевт не может ограничиваться одним лишь интуитивным методом. Работать интуитивно и все же отдавать себе отчет в том, что ты делаешь, - нет ли здесь противоречия? Интуиция - это результат взаимодействия знания и опыта. И то и другое нам, терапевтам и педагогам, нужно накопить. Я думаю, что путь учения бесконечен. За первые пять месяцев тесного сотрудничества с Инге Фле-миг я познакомилась со многими детьми с самыми разными проблемами. Инге Флемиг взяла меня с собой на семинар по повышению квалификации и попросила представить нашу работу выступлением и наглядными примерами. Я смонтировала первое видео о терапии посредством диалога и, сильно волнуясь, выступила на семинаре. Начался новый важный этап моей жизни. Теперь мне нужно было яснее представлять себе, что именно я делаю, чтобы подробно отвечать на бесконечные вопросы родителей и терапевтов. Новая форма понимания начала приобретать определенные черты. Мне стало ясно, как плохо информированы родители и как мало они узнают о занятиях, пока ждут своих детей в коридоре. Сколько возможностей побольше узнать о своих детях они при этом упускают! До сих пор я считаю, что терапевты ущемляют права родителей, если не допускают их к детям, а детей - к ним во время занятий. Мы слишком высоко замахиваемся, если за сорок пять минут терапевтического сеанса (раз в неделю) хотим добиться достаточного положительного воздействия на нарушения, от которых страдают дети! Еще одно сердечное спасибо - всем родителям. Постоянно задавая важные вопросы, они помогли мне лучше понять мою собственную работу. И все же моими лучшими учителями были дети. Вас я хочу поблагодарить за доверие на нашем общем отрезке жизненного пути. Все большие и маленькие проблемы, с которыми мы сталкивались по дороге, помогли нам подрасти. Кристине Урсус я благодарна за ее дружескую поддержку и за то, что она помогла мне изложить на бумаге мои мысли и 13 14 идеи. Без практических советов Коры Бессер-Зигмунд о том, «как начать писать», эта книга никогда бы не состоялась. Миха-эла Цайсинг, Инго Вюртель и мой кузен Экхард Вестфаль трудились не покладая рук, чтобы выловить все назойливые орфографические и пунктуационные ошибки. Им тоже сердечное спасибо! Некоторые читатели, наверное, хотели бы познакомиться и с научно обоснованными высказываниями и заключениями о работе нервной системы. Я не являюсь специалистом в этой области, а специалисты написали на эту тему уже много книг. Я прошу вас обратиться к ним. Я пишу эту книгу без претензий на научность. Это ориентированное на практику обобщение моего личного опыта. Теоретической базой для всего, что здесь изложено, являются книга Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»*, а также многочисленные прослушанные мною курсы. Уже более десяти лет я именую свою работу «Сенсорной интеграцией в диалоге». Моя цель - связать упрощенное и доходчивое изложение теории с многочисленными практическими примерами. * A. JeanAyres. Sensory Integration and the Child. Los Angeles: Western Psychological Association, 1979 - Э. Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития / Пер. с англ. Ю. Даре. М.: Теревинф, 2009. -Примеч. пер. Улла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге. Основы сенсорной интеграции в диалоге Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Американская исследовательница и терапевт Джин Айрес в 1979 году написала книгу «Ребенок и сенсорная интеграция»*, предназначенную для родителей, имеющих детей с нарушениями восприятия. Книга должна была помочь родителям распознать и понять те трудности, с которыми сталкиваются их дети, с тем, чтобы в дальнейшем они могли действовать более целесообразно. Информированные родители более активно поддерживают терапию** и принимают в ней участие. В 1984 году врачи Инге и Рольф Флемиг перевели книгу Дж. Айрес на немецкий язык. Она вышла под названием «Кирпичики детского развития»***. В этой в принципе весьма полезной книге и Инге Флемиг, и мне не хватало диалога. Инге Флемиг постоянно указывала на его необходимость и тем самым помогла мне более осознанно проанализировать свою практическую работу с детьми: в результате именно диалог стал важнейшей основой моих терапевтических занятий. * См. примеч. на с. 10. ** Слово «терапия» здесь, как и во всей книге, используется для обозначения подхода к помощи, собственно вмешательства специалистов и того, что происходит на занятиях. Таким образом, «терапия» в этих значениях не имеет ничего общего ни с разделом медицины, ни с использованием лекарственных препаратов. - Примеч. науч. ред. *** A. Jean Ayres. Bausteine der kindlichen Entwicklung. Heidelberg: Springer-Verlag, 1984. 15 16 Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств. Речь идет о следующих системах:
Три названных вида чувствительности функционируют на основе ощущений (раздражителей, влияющих на органы чувств), которые зарождаются или воспринимаются в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека. Слух, обоняние, зрение - то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития. Такое разделение видов чувствительности часто создает впечатление, что и работают они отдельно друг от друга, и при определенных дефицитах их можно стимулировать изолированно. На деле восприятия различных ощущений так тесно переплетены, что все системы, и воспринимающие ощущения от собственного тела, и воспринимающие воздействие внешнего мира на тело, всегда работают одновременно. В терапии важно целенаправленно стимулировать отдельные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы. Нарушения трех базовых ощущений проявляются как повышенная или пониженная чувствительность при восприятии раздражителей и их осознании, а также в реакции, то есть ответе на соответствующие стимулы. Так называемая норма находится между полярными вариантами, и определить ее не- Основы сенсорной интеграции в диалоге легко. И в пределах нормы бывают естественные отклонения, например, наша чувствительность к различным раздражителям различается по утрам и по вечерам. Пример Ребенок демонстрирует повышенную чувствительность вестибулярной системы и повышенную тактильную чувствительность. На уровне кинестетического восприятия он проявляет пониженную чувствительность. Как правило, дети с особенно чувствительной кожей избегают телесного контакта. Допустим, что в нашем случае ребенок проявляет лишь слегка повышенную тактильную чувствительность и нам уже удалось установить с ним доверительные отношения. Ребенок знает, что только с его разрешения я могу дотронуться до него четким движением и с нажимом. Я как бы усыпляю чувствительную кожу, чтобы добраться через нее до мышечно-сустав-ного чувства. Если мое прикосновение будет ребенку приятно, я смогу, воздействуя, к примеру, на его ногу, послать стимулы в область мозга, воспринимающую кинестетическую информацию. Чтобы ребенок не запутался, важно не вывести его из равновесия слишком сильным движением и нажимом. В работе с этим ребенком я стараюсь, насколько это возможно, избегать раздражения вестибулярной системы искусственной стимуляцией (искусственная стимуляция в этом случае - это та стимуляция, которую осуществляет терапевт, а самостоятельная стимуляция происходит, когда ребенок стимулирует себя сам). Люди с повышенной чувствительностью вестибулярной системы любят за что-то держаться. Они ищут опору в предметах, других людях, а также в привычках. Они часто бывают напряжены и держат себя неловко (скованно). Чтобы чувствовать себя в безопасности, им особенно важно не терять контроля над тем, что с ними происходит. К повышенной чувствительности необходимо относиться с уважением! |
Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008 Книга написана известным нейропсихологом, профессором мгппу, автором монографий и практических пособий. Она адресована психологам,... |
Книга написана известным нейропсихологом, профессором мгппу, автором... Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. — М.: Генезис, 2007. — 250 с |
||
Книга адресована в первую очередь родителям, но она будет весьма полезна и специалистам Михайлова Алевтина Петровна, учитель – логопед, стаж педагогической работы более 40 лет |
Психолога детям с аутизмом Эта книга поможет специалистам, работающим с детьми с аутизмом, а также позволит родителям, имеющим детей с отличительными особенностями,... |
||
Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты... Методические рекомендации предназначены специалистам служб психолого-педагогического сопровождения (педагогам-психологам, учителям-логопедам,... |
Книга предназначена для тех, кто планирует свой профессиональный... Может быть полезна также родителям, преподавателям, специалистам службы занятости, оказывающим помощь в профориентации и психологической... |
||
Книга может быть полезна также педагогам, практическим психологам,... Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений.... |
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! |
||
Книга адресована практическим психологам, работающим в детских образовательных... А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина, А. А. Воронова, Н. И. Гуткина, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, В. И. Екимова, В. В. Зацепин, Д.... |
Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических... |
||
Книга адресована психологам, психотерапевтам Столь разные по своему содержанию разработки современных психотерапевтов, последователей Юнга, объединяют учения предков |
Их родителям (законным представителям) и педагогам доу по вопросам... ... |
||
Психоаогия образования Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения... |
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам,... Психология в системе образования: материалы 8-й Всероссийской научно-практической конференции для практ психологов, педагогов, мол... |
||
Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний... П 78 член-корр. Рао, д псх н., проф. В. И. Панов, д псх н., проф. А. Б. Леонова |
Публичный доклад (отчет) Публичный доклад адресован обучающимся, педагогам, родителям и представителям местного сообщества, и всем, заинтересованным в деятельности... |
Поиск |