Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!!


Скачать 79.62 Kb.
Название Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!!
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы


№1 Октябрь 2015г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ДЕТСКИЙ САД № 352

620137 г. Екатеринбург, ул. Кулибина, 5 тел. 389-14-53, 389-16-73

Газета



Дети старшей группы на подгрупповом логопедическом занятии

Газета адресована родителям, педагогам МБДОУ и другим заинтересованным читателям!!!



Содержание:
Как развивается речь?...................с.2
Словарь терминов…….с.3
Опросник для родителей……с.3
На заметку……….с.3
Это интересно…с.4
Практический материал по диагностике речевых нарушений……с.4

Рекомендуемая литература…….с.5

КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ?

Формирование речи ребенка можно условно разделить на пять периодов. Первый период доречевой (от рождения до года). С 2-3 месяцев ребенок начинает гулить. Гуление представляет собой звуки с мягкой голосоподачей. Через гуление ребенок сообщает окружающим, что ему комфортно: сыт, тепло, не хочет спать и т.д. Гуление появляется у всех детей, даже у тех, которые впоследствии говорить не будут. С 6 мес. до 1 года появляется лепет. Это своего рода слоговые цепочки. Звуки похожи на звуки речи, но ими не являются: па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма…Не имеют под собой понятийной основы. К году лепет окрашивается интонационно: интонация радости, обиды, вопроса. Если период лепета запаздывает, если лепет монотонный, однообразный, с узким диапазоном, если лепет тихий, охриплый, это повод для обращения к специалисту. Второй период (от года до 1,5 лет). Период первых слов. В среднем к году у ребенка должно появиться от 8 до 12 слов. Слово- любое сочетание звуков, которое имеет под собой понятийную основу: «к»- кошка, «ам»- кушать, «пи»- пить и т.д. С заметным опережением развивается понимание речи: ребенок может показать свои игрушки, понимает простые инструкции. Произношение звуков не устойчиво (всегда по-разному произносит), количество звуков ограничено. Заметно развивается интонационная сторона речи: в первую очередь ребенок реагирует на интонацию обращенной речи, а в меньшей степени на содержание. Третий период (от 1,5 до 2 лет). Ребенок выступает в качестве собеседника. Называет предметы с интонацией требования, указательным жестом. Преобладают побудительные глаголы: дай, ди. К 2 годам у ребенка появляется около 200 слов, ребенок понимает двухступенчатую инструкцию: «возьми мячик и дай папе». Четвертый период (от 2 до 3 лет). Словарный запас достигает тысячи слов и более. Слоговая структура слова устойчива. Произношение всех звуков в данном периоде носит устойчивый характер. За исключением шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]), звуков [ц], [р], [л]. Но есть устойчивые замены этих звуков (напр, звук [ш] всегда заменяется на звук [с]). Появляются первые фразы. К 3 годам ребенок может построить фразу любой степени сложности, кроме конструкций, выражающих причинно- следственные связи. Появляются неологизмы. Начало периода бесконечных вопросов, возраст «почемучек». Важно! Диагностическое значение имеет форма вопроса, активность в познании окружающего, внимание к ответам взрослого. Ребенок сопровождает речью всю свою деятельность. Активно развивается речеслуховая память и фонематический слух. Речь ребенка ситуативная: говорит, что видит в данный момент, что происходит сейчас. Пятый период (от 3 до 5 лет). Появляется 2,5-3 тыс. слов. Слова припоминаются, включаются в речь очень быстро. В речи появляются сложные грамматические конструкции. К 5 годам заканчивается формирование звукопроизношения и фонематического слуха. Появляется контекстная речь- речь без наглядной опоры /может припомнить и рассказать случай из прошлого/. Важно! Ребенок интересуется абстрактными понятиями. У ребенка появляется чувство языковой нормы: слышит, когда другие произносят звуки не правильно. Появляется интерес к письменной речи. Для ребенка не составляет труда запомнить соотнесение звука и буквы.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Неологизмы- новые слова, которые изобретает ребенок самостоятельно

Фонематический слух- способность различать на слух близкие по звучанию звуки (С-Ш, С-З, П-Б…) С помощью фонематического слуха ребенок различает слова паронимы: крыша- крыса.

Фонематическое восприятие- умственные действия по звукослоговому анализу. Ребенок может выделить первый звук в слове, придумать слова, начинающиеся с данного звука. Определить место звука в слове, количество звуков. В более старшем возрасте назвать место звука в слове по счету.

Артикуляционный аппарат- совокупность органов, которые принимают непосредственное участие в произношении звуков: губы, зубы, язык, мягкое небо, голосовые связки.

Артикуляционный уклад- положение органов артикуляции, необходимое для произнесения конкретного звука (Напр: «С»- губы в улыбке, зубы сближены, язык широкий за нижними зубами, воздух по середине языка, голосовые связки разомкнуты )

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если вашему ребенку 5 лет и:

1.У вашего ребенка есть проблемы произношения одного или нескольких звуков

2.Ребенок долго припоминает нужное слово, не знает название многих предметов и их обобщающие понятия

3.Не правильно оформляет высказывание с точки зрения грамматики (Красный кофта, пишу карандашой)

4.Переставляет слоги в словах, выпускает, заменяет слоги (мосалетик, мотолок)

5.Не может составить связный последовательный рассказ, нарушает логику изложения, грамматически неверно строит предложения.

То, есть повод для обращения к логопеду. В некоторых случаях не обязательно дожидаться 5ти летнего возраста. Сбой в формировании речи может произойти на любом этапе онтогенетического периода (см. стр.2). Поэтому родители должны знать норму развития речи, чтобы вовремя выявить возможное отклонение и как можно раньше обратиться к специалисту за квалифицированной помощью.

НА ЗАМЕТКУ:

Самыми первыми формируются гласные и губно- губные звуки (П,Б…), чуть позже формируются губно-зубные(В,Ф…) звуки. Далее свистящие звуки (С,З..). В норме эти звуки должны быть сформированы к трем годам. Позже появляются аффрикаты (Ц,Ч…) шипящие звуки (Ш,Ж) , так как у них более тяжелый артикуляционный уклад (требуют поднятия кончика языка вверх и удержание в определенной позе «чашка»). Самыми последними формируются сонорные звуки «Л», «Р». Звуки могут появиться и раньше, если есть предпосылки для их возникновения (Например: если артикуляционный аппарат у ребенка в норме, и с раннего возраста взрослый постоянно наклоняясь над ребенком показывает ему дрожание кончика языка, ребенок постепенно будет пытаться подражать и уклад этого звука сформируется задолго до достижения пятилетнего возраста). К концу пятилетнего возраста формирование звуков речи заканчивается. В норме к 5 годам ребенок все звуки должен произносить правильно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Почему исправлять неправильное произношение необходимо в детском возрасте?

Если ребенок произносит звук не правильно (искажает, заменяет на другой), то у него формируется новый неправильный артикуляционный уклад этого звука. Со временем эта «привычка» говорить не правильно автоматизируется и превращается в условный рефлекс. Чем раньше мы начнем коррекционную работу с ребенком, тем больше шансов этот рефлекс погасить и создать новый, правильный артикуляционный уклад. В более старшем возрасте, особенно взрослому человеку исправить произношение очень трудно, так как приобретенный навык не автоматизируется.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИАГНОСТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Материал рассчитан для детей 5-6 лет

Диагностика нарушений звукопроизношения:

Подобрать по 3 картинки на каждый звук так, чтобы: звук стоял в начале, середине, конце (за исключением звонких звуков из парных: З, В, Б, Г, Ж, Д) слова. Ребенок называет картинки, потом те же самые слова повторяет за взрослым, затем повторяет за взрослым изолированный звук.
Диагностика нарушений фонематического слуха:

1.Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «С» . Взрослый перечисляет звуки: С, Ш, З, С, П,С, Ц…

2.Ребенку предлагается разложить картинки в два домика: в один со звуком «С», в другой картинки, где этого звука нет

Диагностика нарушений фонематического восприятия:

1.Назови первый звук в слове РАК

2.Сколько звуков в слове РАК

3.Назови звуки по порядку в этом слове

4.Придумай слова, начинающееся на звук «Р»

Диагностика нарушений лексической стороны речи (словарь)

1.Подобрать наглядный материал: картинки по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Дикие животные», «Домашние животные», «Мебель», «Электроприборы», «Рыбы», «Птицы», «Инструменты» и т.д. По 5-6 картинок на каждую тему.

Ребенок называет каждый предмет в отдельности, затем общее понятие.

2.Понимание противоположных значений по картинкам: этот дом низкий, а этот…, эта книга толстая, а эта..., это полотенце широкое, а это…

Диагностика нарушений слоговой структуры

Детям предлагают назвать картинки:

1.Два открытых слога: РЫБА

2.Три открытых слога: КОРОВА

3.Двусложные слова с закрытым слогом: ВЕНИК

4.Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: МЕДВЕДЬ

5.Трехсложные со стечением согласных: ПОДУШКА

6.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: ПЕРЧАТКИ

7.Слова со сложной слоговой структурой: ТЕЛЕВИЗОР, МОТОЦИКЛ, ВЕЛОСИПЕД,

Диагностика нарушений грамматического строя речи:

1. Понимание употребления предлогов:

Положи карандаш НА книгу, ПОД книгу, В книгу, ОКОЛО книги и т.д.

2. Употребление прилагательного с существительным: Какая книга? желтАЯ. Какой мяч? желтЫЙ

3.Упоребление предложно падежных конструкций: Без чего чайник? Девочка дает корм кому? Мальчик нарисовал кого? Мальчик работает чем? Девочка мечтает о чем? /Обращать внимание на окончания в ответах ребенка/

Диагностика нарушений связной речи:

Ребенку предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок. Оценивается:

достоверность передачи информации, умение устанавливать причинно- следственные связи, грамматическое оформление речи, логика изложения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 280с.

Вологодина, Н.Г. Домашний логопед.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 256с.

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 20007. - 472с.

Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Изд-во АПН, 1958. – 370с.

Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Максаков. – М. : Просвещение, 1982. – 160с.

ВНИМАНИЕ!!!

Уважаемые родители, в следующем выпуске журнала «ГОВОРИЛКА» появится новая рубрика: «Вопрос логопеду», где вы можете задать нам свои вопросы на конкретно интересующие вас проблемы. Ответы будут опубликованы в следующем номере:

1._______________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________

Издательство «Сказка - продакшн»

Редактор журнала «ГОВОРИЛКА»:

Учитель-логопед МБДОУдетский сад № 352

Пушкарева Ольга Петровна






Похожие:

Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008
Книга написана известным нейропсихологом, профессором мгппу, автором монографий и практических пособий. Она адресована психологам,...
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Книга написана известным нейропсихологом, профессором мгппу, автором...
Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. — М.: Генезис, 2007. — 250 с
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Публичный доклад (отчет)
Публичный доклад адресован обучающимся, педагогам, родителям и представителям местного сообщества, и всем, заинтересованным в деятельности...
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Книга адресована в первую очередь родителям, но она будет весьма полезна и специалистам
Михайлова Алевтина Петровна, учитель – логопед, стаж педагогической работы более 40 лет
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Книга адресована прежде всего музыкантам, но будет интересна всем...
Обзор современных изданий по работе с цифровым звуком для педагогических работников учреждений дополнительного образования и профессиональных...
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Их родителям (законным представителям) и педагогам доу по вопросам...
...
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Психоаогия образования
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения...
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Электронных ресурсов «наука и образование» №3 (22) март 2011 удк 58 офэрниО №16765 Чаевцева Л. Г
Разработка рассчитана как на обучение в пределах учебных заведений любого уровня, так и на самостоятельное обучение в домашних условиях....
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon В. А. Сухомлинский Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его...
Доброта должна стать таким же обычным Состоянием человека, как мышление. Она Должна войти в привычку
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Книга адресованввана родителям и специалистам невроло­гам, психологам,...
Кислинг, Улла. Сенсорная интегртеграция в диалоге : понять ребенка, распо­знать проблему, помочэмочь обрести равновесие / Улла Кислинг;...
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon РекомеНдации по оказанию первой помощи (доврачебной)
Рекомендации предназначены для подготовки работников учреждений для оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшему. Также могут...
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Министерства образования РФ москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород...
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения...
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Н. Н. Заваденко Родителям о развитии речи у детей
Почему родителям следует обращать пристальное внимание на развитие речи у ребенка?
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon «Согласовано» «Утверждаю» Профорг мбдоу детский сад №33 Заведующий мбдоу
Воспитатель дошкольных групп назначается и освобождается от должности заведующим мбдоу на основании заявления и составления Трудового...
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Учебное пособие по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания москва 2003
Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания
Газета адресована родителям, педагогам мбдоу и другим заинтересованным читателям!!! icon Учебное пособие по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания москва 2003
Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск