№1 Октябрь 2015г.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД № 352
620137 г. Екатеринбург, ул. Кулибина, 5 тел. 389-14-53, 389-16-73
Газета
|
Дети старшей группы на подгрупповом логопедическом занятии
Газета адресована родителям, педагогам МБДОУ и другим заинтересованным читателям!!!
|
Содержание:
Как развивается речь?...................с.2
Словарь терминов…….с.3
Опросник для родителей……с.3
На заметку……….с.3
Это интересно…с.4
Практический материал по диагностике речевых нарушений……с.4
Рекомендуемая литература…….с.5
|
КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ?
Формирование речи ребенка можно условно разделить на пять периодов. Первый период доречевой (от рождения до года). С 2-3 месяцев ребенок начинает гулить. Гуление представляет собой звуки с мягкой голосоподачей. Через гуление ребенок сообщает окружающим, что ему комфортно: сыт, тепло, не хочет спать и т.д. Гуление появляется у всех детей, даже у тех, которые впоследствии говорить не будут. С 6 мес. до 1 года появляется лепет. Это своего рода слоговые цепочки. Звуки похожи на звуки речи, но ими не являются: па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма…Не имеют под собой понятийной основы. К году лепет окрашивается интонационно: интонация радости, обиды, вопроса. Если период лепета запаздывает, если лепет монотонный, однообразный, с узким диапазоном, если лепет тихий, охриплый, это повод для обращения к специалисту. Второй период (от года до 1,5 лет). Период первых слов. В среднем к году у ребенка должно появиться от 8 до 12 слов. Слово- любое сочетание звуков, которое имеет под собой понятийную основу: «к»- кошка, «ам»- кушать, «пи»- пить и т.д. С заметным опережением развивается понимание речи: ребенок может показать свои игрушки, понимает простые инструкции. Произношение звуков не устойчиво (всегда по-разному произносит), количество звуков ограничено. Заметно развивается интонационная сторона речи: в первую очередь ребенок реагирует на интонацию обращенной речи, а в меньшей степени на содержание. Третий период (от 1,5 до 2 лет). Ребенок выступает в качестве собеседника. Называет предметы с интонацией требования, указательным жестом. Преобладают побудительные глаголы: дай, ди. К 2 годам у ребенка появляется около 200 слов, ребенок понимает двухступенчатую инструкцию: «возьми мячик и дай папе». Четвертый период (от 2 до 3 лет). Словарный запас достигает тысячи слов и более. Слоговая структура слова устойчива. Произношение всех звуков в данном периоде носит устойчивый характер. За исключением шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]), звуков [ц], [р], [л]. Но есть устойчивые замены этих звуков (напр, звук [ш] всегда заменяется на звук [с]). Появляются первые фразы. К 3 годам ребенок может построить фразу любой степени сложности, кроме конструкций, выражающих причинно- следственные связи. Появляются неологизмы. Начало периода бесконечных вопросов, возраст «почемучек». Важно! Диагностическое значение имеет форма вопроса, активность в познании окружающего, внимание к ответам взрослого. Ребенок сопровождает речью всю свою деятельность. Активно развивается речеслуховая память и фонематический слух. Речь ребенка ситуативная: говорит, что видит в данный момент, что происходит сейчас. Пятый период (от 3 до 5 лет). Появляется 2,5-3 тыс. слов. Слова припоминаются, включаются в речь очень быстро. В речи появляются сложные грамматические конструкции. К 5 годам заканчивается формирование звукопроизношения и фонематического слуха. Появляется контекстная речь- речь без наглядной опоры /может припомнить и рассказать случай из прошлого/. Важно! Ребенок интересуется абстрактными понятиями. У ребенка появляется чувство языковой нормы: слышит, когда другие произносят звуки не правильно. Появляется интерес к письменной речи. Для ребенка не составляет труда запомнить соотнесение звука и буквы.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Неологизмы- новые слова, которые изобретает ребенок самостоятельно
Фонематический слух- способность различать на слух близкие по звучанию звуки (С-Ш, С-З, П-Б…) С помощью фонематического слуха ребенок различает слова паронимы: крыша- крыса.
Фонематическое восприятие- умственные действия по звукослоговому анализу. Ребенок может выделить первый звук в слове, придумать слова, начинающиеся с данного звука. Определить место звука в слове, количество звуков. В более старшем возрасте назвать место звука в слове по счету.
Артикуляционный аппарат- совокупность органов, которые принимают непосредственное участие в произношении звуков: губы, зубы, язык, мягкое небо, голосовые связки.
Артикуляционный уклад- положение органов артикуляции, необходимое для произнесения конкретного звука (Напр: «С»- губы в улыбке, зубы сближены, язык широкий за нижними зубами, воздух по середине языка, голосовые связки разомкнуты )
ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Если вашему ребенку 5 лет и:
1.У вашего ребенка есть проблемы произношения одного или нескольких звуков
2.Ребенок долго припоминает нужное слово, не знает название многих предметов и их обобщающие понятия
3.Не правильно оформляет высказывание с точки зрения грамматики (Красный кофта, пишу карандашой)
4.Переставляет слоги в словах, выпускает, заменяет слоги (мосалетик, мотолок)
5.Не может составить связный последовательный рассказ, нарушает логику изложения, грамматически неверно строит предложения.
То, есть повод для обращения к логопеду. В некоторых случаях не обязательно дожидаться 5ти летнего возраста. Сбой в формировании речи может произойти на любом этапе онтогенетического периода (см. стр.2). Поэтому родители должны знать норму развития речи, чтобы вовремя выявить возможное отклонение и как можно раньше обратиться к специалисту за квалифицированной помощью.
НА ЗАМЕТКУ:
Самыми первыми формируются гласные и губно- губные звуки (П,Б…), чуть позже формируются губно-зубные(В,Ф…) звуки. Далее свистящие звуки (С,З..). В норме эти звуки должны быть сформированы к трем годам. Позже появляются аффрикаты (Ц,Ч…) шипящие звуки (Ш,Ж) , так как у них более тяжелый артикуляционный уклад (требуют поднятия кончика языка вверх и удержание в определенной позе «чашка»). Самыми последними формируются сонорные звуки «Л», «Р». Звуки могут появиться и раньше, если есть предпосылки для их возникновения (Например: если артикуляционный аппарат у ребенка в норме, и с раннего возраста взрослый постоянно наклоняясь над ребенком показывает ему дрожание кончика языка, ребенок постепенно будет пытаться подражать и уклад этого звука сформируется задолго до достижения пятилетнего возраста). К концу пятилетнего возраста формирование звуков речи заканчивается. В норме к 5 годам ребенок все звуки должен произносить правильно.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Почему исправлять неправильное произношение необходимо в детском возрасте?
Если ребенок произносит звук не правильно (искажает, заменяет на другой), то у него формируется новый неправильный артикуляционный уклад этого звука. Со временем эта «привычка» говорить не правильно автоматизируется и превращается в условный рефлекс. Чем раньше мы начнем коррекционную работу с ребенком, тем больше шансов этот рефлекс погасить и создать новый, правильный артикуляционный уклад. В более старшем возрасте, особенно взрослому человеку исправить произношение очень трудно, так как приобретенный навык не автоматизируется.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИАГНОСТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Материал рассчитан для детей 5-6 лет
Диагностика нарушений звукопроизношения:
Подобрать по 3 картинки на каждый звук так, чтобы: звук стоял в начале, середине, конце (за исключением звонких звуков из парных: З, В, Б, Г, Ж, Д) слова. Ребенок называет картинки, потом те же самые слова повторяет за взрослым, затем повторяет за взрослым изолированный звук.
Диагностика нарушений фонематического слуха:
1.Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «С» . Взрослый перечисляет звуки: С, Ш, З, С, П,С, Ц…
2.Ребенку предлагается разложить картинки в два домика: в один со звуком «С», в другой картинки, где этого звука нет
Диагностика нарушений фонематического восприятия:
1.Назови первый звук в слове РАК
2.Сколько звуков в слове РАК
3.Назови звуки по порядку в этом слове
4.Придумай слова, начинающееся на звук «Р»
Диагностика нарушений лексической стороны речи (словарь)
1.Подобрать наглядный материал: картинки по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Дикие животные», «Домашние животные», «Мебель», «Электроприборы», «Рыбы», «Птицы», «Инструменты» и т.д. По 5-6 картинок на каждую тему.
Ребенок называет каждый предмет в отдельности, затем общее понятие.
2.Понимание противоположных значений по картинкам: этот дом низкий, а этот…, эта книга толстая, а эта..., это полотенце широкое, а это…
Диагностика нарушений слоговой структуры
Детям предлагают назвать картинки:
1.Два открытых слога: РЫБА
2.Три открытых слога: КОРОВА
3.Двусложные слова с закрытым слогом: ВЕНИК
4.Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: МЕДВЕДЬ
5.Трехсложные со стечением согласных: ПОДУШКА
6.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: ПЕРЧАТКИ
7.Слова со сложной слоговой структурой: ТЕЛЕВИЗОР, МОТОЦИКЛ, ВЕЛОСИПЕД,
Диагностика нарушений грамматического строя речи:
1. Понимание употребления предлогов:
Положи карандаш НА книгу, ПОД книгу, В книгу, ОКОЛО книги и т.д.
2. Употребление прилагательного с существительным: Какая книга? желтАЯ. Какой мяч? желтЫЙ
3.Упоребление предложно падежных конструкций: Без чего чайник? Девочка дает корм кому? Мальчик нарисовал кого? Мальчик работает чем? Девочка мечтает о чем? /Обращать внимание на окончания в ответах ребенка/
Диагностика нарушений связной речи:
Ребенку предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок. Оценивается:
достоверность передачи информации, умение устанавливать причинно- следственные связи, грамматическое оформление речи, логика изложения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 280с.
Вологодина, Н.Г. Домашний логопед.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 256с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 20007. - 472с.
Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Изд-во АПН, 1958. – 370с.
Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Максаков. – М. : Просвещение, 1982. – 160с.
ВНИМАНИЕ!!!
Уважаемые родители, в следующем выпуске журнала «ГОВОРИЛКА» появится новая рубрика: «Вопрос логопеду», где вы можете задать нам свои вопросы на конкретно интересующие вас проблемы. Ответы будут опубликованы в следующем номере:
1._______________________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________________________________________________________________
Издательство «Сказка - продакшн»
Редактор журнала «ГОВОРИЛКА»:
Учитель-логопед МБДОУдетский сад № 352
Пушкарева Ольга Петровна
|
|
|