Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям


Скачать 2.49 Mb.
Название Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям
страница 1/16
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
УДК 159 (082) ББК Ю 9я 43

П 86




П 86


Психология в системе образования: материалы 8-й Всероссийской. научно-практической конференции для практ. психологов, педагогов, мол. ученых и студентов 7-10 октяб. 2014 г., Екатеринбург / под общ. ред. О.Н. Шахматовой: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 142 с.


Представлены материалы 8-й Всероссийской научно-практической конференции «Психология в системе образования», посвященные актуальным проблемам современной психологии, которые обсуждались в рамках работы секций, мастер-классов и круглых столов, а также результаты теоретических, эмпирических и экспериментальных исследований, разработок и апробаций практических программ.

Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям.
УДК 159 (082)

ББК Ю 9я 43

Редакционная коллегия: канд. пед. наук, доцент О.Н. Шахматова, старший преподаватель И.А. Курочкина.
Рецензенты: канд. пед. наук, доц. И.И. Хасанова (ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»); канд. пед. наук, доц. Т.В. Гурская (ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»).



©

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014

К.В. Афанасьева,

Екатеринбург
СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ, СПОСОБЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

И ДИАГНОСТИКИ
Проблема групповой сплоченности очень актуальна в наши дни. Сплоченность группы имеет особое значение. Она является одной из основных характеристик группы. Сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге.

Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Именно сплоченность группы обеспечивает ее развитие как коллектива. Доказано, что для сплоченной группы, коллектива характерно «Мы-чувство», особая групповая идентичность. Степень групповой сплоченности показывает уровень развития группы, близость ее к коллективному уровню [5].

Необходимо, чтобы каждый в группе научился понимать, оценивать ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции коллег. В сплоченном коллективе, каждому его члену на первый план приходится ставить общественные цели, а не личные.

В результате обследования учащихся 9 «А» класса по шкале сплоченность группы, среднее значение равно 10,8, что соответствует средней сплоченности группы. Это можно объяснить тем, что в классе есть те люди, которые не считают себя частью коллектива, что подтверждается результатами по методике у учащихся под номерами 5 и 7.

Мода равна 13, это часто повторяющееся значение. Показатель достаточно высокий, поэтому можно сказать, что те люди, у которых проявился этот показатель, также комфортно чувствуют себя в коллективе. Медиана равна 11, и близка по значению к среднему, поэтому можно говорить о нормальном распределении.

По результатам обследования учащихся 9 «Б» класса можно сказать, что у них высокий уровень сплоченности группы, доказательством чего является высокий балл среднего показателя, который равен 10,6.

Медиана близка по значению к среднему показателю, значит можно говорить о нормальности распределения. Мода равна 9, из этого следует, что в группе имеется тенденция на среднюю сплоченность группы.

Лидерство. По данным результатов в подгруппе респондентов 9 «А» класса получилось, что в нем 5 явных лидеров, шкала лидерства соответствует цифре 3 по выбранным ответам. Средний показатель равен 2,7, что обусловливает тенденцию к лидерству, то есть много, кто к нему стремится, а явных лидеров, проявляющих себя и считающих себя таковыми, только пять.

Медиана равна 3, что близко по значению к среднему показателю, значит можно говорить о нормальности распределения. Мода равна 1, что соответствует в коллективе таким чертам как трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Стандартное отклонение равно 1,5, значит, что результаты респондентов отличаются друг от друга.

В подгруппе респондентов 9 «Б» классе по шкале лидерство среднее значение равно 2,7, что соответствует тенденции к проявлению лидерства. В отличие от в подгруппе респондентов 9 «А» класса здесь выявлено 4 явных лидера, то есть это те люди, которые в ответе дали цифру 3.

Медиана равна 3, и блика по значению к среднему показателю, значит распределение нормальное. Мода равна 1, значит большинство людей в классе трудолюбивые и усердные.

При изучении корреляций стараются установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке, либо между двумя различными выборками, и если эта связь существует, то сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная корреляция) другого.

Иными словами, корреляционный анализ помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого.

Коэффициент корреляции – это величина, которая может варьировать в пределах от +1 до -1. В случае полной положительной корреляции этот коэффициент равен плюс 1, а, при полной отрицательной – минус 1.

Цель корреляционного анализа – обеспечить получение некоторой информации об одной переменной с помощью другой переменной. В случаях, когда возможно достижение цели, говорят, что переменные коррелируют. В самом общем виде принятие гипотезы о наличии корреляции означает, что изменение значения переменной X, произойдет одновременно с пропорциональным изменением значения Y.

Корреляционная связь не предполагает причинной зависимости между переменными. Корреляционный анализ может использоваться для определения тесноты и направления связи и в причинных моделях. Инструментами корреляционного анализа являются разнообразные меры связи. Выбор мер (коэффициентов) связи зависит от способов измерения переменных и характера связи между ними.

Для количественных, порядковых и дихотомических переменных используются понятия прямой и обратной связи. Связь между количественными и/или порядковыми переменными является прямой, если значения двух переменных одновременно возрастают или убывают; обратной – если возрастание значений одной переменной сопровождается убыванием значений второй.

Для дихотомических переменных связь является прямой, если измеряемые ими свойства объектов чаще встречаются или не встречаются одновременно, чем порознь; обратной – если соответствующие свойства чаще встречаются порознь.

Для номинальных переменных, за исключением дихотомических, понятия прямой и обратной связи не определены, связь между ними рассматривается как ненаправленная.

Отдельную методологическую проблему представляет так называемая «ложная корреляционная зависимость», проявляющаяся в корреляционной связи (иногда достаточно сильной) между переменными, которые заведомо не могут взаимно обусловливать друг друга. Причиной обычно является наличие некого неучтенного в анализе фактора, который влияет на каждую из исследуемых переменных. Например, корреляция сорта губной помады с политическими убеждениями женщины объясняется ее общественным положением и уровнем благосостояния. Ложные корреляции, так же, как вызывающие их факторы, могут быть выявлены только в результате глубокого теоретического анализа структуры связей между переменными. Для их устранения применяется аппарат коэффициентов частной корреляции.

Для проверки взаимосвязи между переменными данного исследования был выбран корреляционный анализ Пирсона, также был использован корреляционный анализ Спирмена, но взаимосвязи между сплоченностью и лидерством не было выявлено.

Результаты корреляционного анализа показывают взаимосвязь сплоченности и лидерства. Коэффициент корреляции равен + 0.24. Достоверность взаимосвязи 95%. Взаимосвязь может быть объяснена тем, что лидеры стремятся занять руководящее место в группе, но если лидеров больше одного, то между ними случаются конфликты за первенство в группе, а, следовательно, сплоченность группы нарушается.

По данным обследования учащихся 9 «А» класса была выявлена средняя сплоченность группы, а это значит, что люди в ней чувствуют себя комфортно, но все же бывают конфликты. Есть предположение, что конфликты происходят между лидерами, которые стремятся к подтверждению своего статуса.

По второй методике были выявлены 5 лидеров. Была обнаружена тенденция к лидерству, значит, некоторые учащиеся стремятся стать лидерами, но что-то мешает им стать таковыми.

В 9 «Б» классе итогом стал высокий уровень сплоченности группы. Учащиеся в ней хорошо взаимодействуют друг с другом, конфликтов, как таковых, нет. Причиной этому может служить то, что в классе есть творческие люди, а творчество, как известно, сближает.

По второй методике в этом классе было выявлено 4 лидера. Из первой методики видно, что в группе высокая сплоченность, отсюда можно сделать вывод, что лидеры хорошо взаимодействуют друг с другом, и конфликтов между ними нет.

Также была выявлена взаимосвязь между сплоченностью и лидерством, это подтверждает статистический критерий корреляции. Достоверность взаимосвязи 95%. Эту взаимосвязь можно объяснить тем, что лидеры это открытые люди, которые могут находить язык с окружающими их людьми, а хорошее общение и взаимопонимание это верный путь к высокому уровню сплоченности группы.

В результате обследования сплоченности группы и лидерства были выполнены поставленные задачи: была изучена литература по теме групповая сплоченность, лидерство, были выявлены особенности сплоченности в подростковой группе, были выявлены те факторы, которые оказывают влияние на формирование сплоченности группы.

В работе достигнута поставленная цель: выявлена взаимосвязь сплоченности группы и лидерства.

По данным обследования в 9 «А» классе выявлена средняя сплоченность группы. Можно сказать, что в группе есть недопонимания, случаются конфликты. Причиной этому служит большое количество лидеров, которые между собой недостаточно взаимодействуют, не могут прийти к общему мнению, от чего «страдает» весь коллектив. Но есть остальные учащиеся, которые пытаются общими силами достигнуть цель: стать настоящей, сплоченной группой. Еще причиной конфликтов может стать разное социальное положение и материальные ценности.

Результатом обследования в 9 «Б» классе явился высокий уровень сплоченности группы. Несмотря на то, что лидеров так же достаточно много, они все вместе преодолевают трудности, хорошо друг с другом взаимодействуют, чувствуют себя комфортно рядом с теми людьми, с которыми они учатся.

В классе 4 лидера, они считают себя таковыми, но не заявляют об этом напрямую. Они, хоть и не в открытую, но помогают группе стать единым целым.

Проанализировав все вышесказанное, напрашивается общий вывод, что сплоченность коллектива зависит от личности каждого человека, входящего в него. И если каждый человек захочет быть в сплоченном коллективе, и будет делать для этого все, то стать единым целым будет гораздо проще.

Корреляционный анализ показал, что есть взаимосвязь между сплоченностью группы и лидерством. Ведь именно лидеры в первую очередь могут способствовать созданию сплоченного коллектива. Лидера, если провести параллели, можно сравнить с президентом страны, как он будет всем руководить, такой и страна, точнее коллектив и получится. Быть лидером, это очень ответственно. Нужно быть сильной личностью для того чтобы правильно оценить ту или иную ситуацию. Всегда нужно знать, почему ты поступаешь так а, не иначе. Лидер должен быть примером для остальных, он должен доказать что он лидер, чтобы все ему доверяли, чтобы к нему прислушивались.

Подводя итог, следует сказать, что путь к сплоченности не так уж и прост, как кажется на первый взгляд. Нужно преодолеть многое, чтобы стать единым целым.
А.В. Бармин

Екатеринбург
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ ИЗ КИТАЯ

И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Правовое просвещение – это распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений действующих нормативных правовых актов, а также практики их применения. Оно включает правовое обучение (преподавание правовых знаний в образовательных заведениях), правовую пропаганду (распространение в доступной форме сведений о правовых актах) и правовое консультирование (разъяснения отдельным гражданам юридических норм) [3].

Правовое просвещение мигранта – это один из факторов успешной адаптации и социализации в обществе. Оно позволит мигранту успешно интегрироваться в принимающее общество, трудоустроиться, сотрудничать с государственными органами и общественными организациями, детям реализовать право на образование. Правовая безграмотность автоматически порождает дискриминацию мигрантов.

Под термином «адаптация» понимается «активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и других механизмов)» [2, с. 74]. Правовая адаптация предполагает принятие целей правового воспитания и ценностных ориентаций, усвоение личностью правовых норм, правовых традиций, вхождение в ролевую структуру общества в соответствии с реальным правовым статусом. Адаптированная, с точки зрения права личность – это человек, который обладает необходимым уровнем правосознания и позитивным отношением к поведению в рамках нормы, установленной законодательством. Таким образом, для правовой адаптации необходимо сформировать: знание правовых норм, индивидуальное отношение к ним и готовность действовать в соответствии с ними.

Дезадаптация – это процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой и сопровождается внешними и внутренними конфликтами. Диагностические критерии дезадаптации: нарушения в профессиональной деятельности и межличностной сфере, реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, психосоматические расстройства) [2].

Первая проблема правовой адаптации семей из Китая – это отличия в законодательстве РФ и КНР: в конституционном перечне отсутствует ряд важнейших прав и свобод, в большинстве стран вынесенных на конституционный уровень (право на жизнь, свобода мысли и др.); политические права сформулированы предельно кратко, без традиционных для социалистического государственного права «материальных гарантий», в отличие от наделенных такими «гарантиями» формулировок, скажем, социально-экономических прав (причем особенно подробно урегулировано право на труд); на ряд конституционных формулировок наложили свой отпечаток последствия «культурной революции», – периода террора и репрессий, сопровождавшихся публичным унижением многих выдающихся лиц; в Конституции имеются нормы о правовом статусе китайцев, проживающих за границей, и китайцев-репатриантов. Наличие данных норм показывает, какое большое значение придается в КНР связям с китайской диаспорой; в конституционной характеристике права собственности (и наследования) акцент сделан на его общественной функции, что соответствует доминированию коллективистских начал в жизни Китая. Это право также записано не во второй главе, регулирующей статус граждан, а в главе 1 «Общие положения»; для Конституции КНР характерно довольно подробное регулирование обязанностей граждан. Большая часть этих обязанностей носит ярко выраженный социалистический характер и отражает социалистические реалии (например, обязанность трудиться или соблюдать трудовую дисциплину), а обязанность «охранять честь и интересы Родины» наряду с ее безопасностью представляет собой по существу запрет любой оппозиции, ибо носителем чести и интересов является высшая власть Родины [1].

Вторая проблема – это добровольная сегрегация мигранта, т.е. сознательное дистанцирование от общества. Такое поведение характерно для так называемых «трудовых туристов» (мигрантов, прибывающих на территорию страны на короткий срок, с целью заработка), вызвано культурным шоком или индивидуальными особенностями личности, мешающими успешно интегрироваться в общество.

Третья проблема – недостаточный уровень владения языком, который лишает мигранта почти всех возможностей для аккультурации, адаптации и социализации.

Четвертая проблема – нелегальное пребывание на территории России. Большая часть мигрантов, по тем или иным причинам, не хочет легализовываться на территории РФ.

Показателями успешной правовой адаптации являются: удовлетворенность, принятие ценностных ориентаций принимающей страны, соблюдение правовых норм, общественная активность, стремление к повышению профессиональной квалификации, использование льгот, повышение уровня образования и социального статуса.

Таким образом, для решения проблем адаптации мигрантов целесообразно заниматься с ними правовым просвещением. Это позволит мигрантам успешно интегрироваться и социализироваться в новом обществе, трудоустроиться, сотрудничать с государственными органами и общественными организациями, а детям реализовать право на образование.
Библиографический список
1. Бергер Я. Права человека в Китае: всеобщность и специфика / Я. Бергер // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 3. С. 35-39.

2. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. Москва: Владос, 2006. 416 с.

3. Заболотских А. Правовое просвещение населения / А. Заболотских // Законность. 2009. №8. С. 22-25.
И.А. Белова

Екатеринбург
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО САМОКОНТРОЛЯ

И ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД

РАНННЕЙ ЮНОСТИ
Социализация личности – одна из проблем социально-гуманитарного познания, актуальность изучения которых не ослабевает с течением времени. Более того, с учетом специфики современного российского общества, находящегося на этапе трансформации, необходимость разработки проблемы социализации лишь усиливается.

Это вызвано, с одной стороны, выдвижением новых требований к личности со стороны общества, размыванием и изменением системы традиционных ценностей, с другой стороны, в периоды трансформаций общественной жизни нормы социализации личности, как правило, либо теряют свое значение, либо отсутствуют. Каждой личности приходится приспосабливаться к новым условиям среды и постоянно меняющемуся обществу. Доказано, что успешность социализации личности зависит от локуса контроля. Чтобы правильно приспосабливаться, нужно знать свой тип личности – экстернальный или интернальный. В зависимости от локуса контроля можно узнать заранее, будут ли проблемы с социализацией у индивида или же нет. В период ранней юности это наиболее важно, так как в этом возрасте происходит выбор первоначального пути – расхождение между желаниями и возможностями.

В рамках курсовой работы в 2014 году для изучения особенностей социализации и внутреннего самоконтроля были опрошены учащиеся МБОУ СОШ № 77. Всего было опрошено 60 человек, из которых 28 юношей и 32 девушки в возрасте от 15 до 17 лет, средний возраст 16 лет.

Для изучения социализации была использована «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд) (адаптация А.К. Осницкого).

Обследование школьников показало, что показатель адаптации, находится в пределах нормы (xср = 65,5; Ме=68; Мо=82). Это говорит о том, в целом опрошенные школьники адаптированы к условиям социальной среды и успешно взаимодействуют с ней. Также это может говорить о том, что большинство опрошенных школьников успешно социализированы в обществе.

По шкале «Принятие других» значения также высоки (xср = 50,15; Ме=49; Мо=49). Это значит, что в целом группа опрошенных школьников способна воспринимать других людей такими, какие они есть, давая им право высказываться и не осуждать их за это, тем самым, уважая их мнение, даже если оно не сходится с их мнением.

По шкале «Интернальность» значения равно 56,5. Это также одна из шкал, по которым самые высокие средние значения (xср=56,5; Ме=61; Мо=63) Опрошенным школьникам свойственно несмотря ни на что во всех своих неудачах винить только себя. Такие люди сами контролируют свою жизнь и всю ответственность за все неудачи берут только на себя. Им свойственна эмоциональная стабильность, теоретическое мышление и абстрагирование. Также можно предположить то, что опрошенные школьники уже в возрасте от 15 до 17 лет умеют манипулировать людьми (учителями, родителями, друзьями).

По шкале «Самопринятие» значения ниже (xср=38,3; Ме=34; Мо=28). Это говорит о том, что не всем свойственно принимать себя именно такими, какие они есть, со всеми объективно значимыми достоинствами и недостатками, без самоосуждения или, напротив, самообожания. Такие индивиды, обычно, хорошо и глубоко знают все свои особенности, именно поэтому, в некоторых случаях, они не могут принять себя.

Значения по шкале «Эмоциональная комфортность» говорят о том, что не все опрошенные школьники испытывают эмоциональный комфорт, а именно не все испытывают спокойствие, уверенность в себе, оптимистичность, а главное открытость в общении (xср=41,1; Ме=39; Мо=39). В тоже время среди опрошенных школьников есть и те, для которых эмоциональный комфорт вообще не присущ. Это говорит о том, что, скорее всего, школьники с низкими результатами по данной шкале испытывают эмоциональный дискомфорт, а это значит, что они находятся в состоянии, переживаемым ими как неприятное, тягостное, способное нарушить обычную, нормальную деятельность – это тревога, беспокойство, страх, аффективная напряжённость, неуверенность в себе, чрезмерная озабоченность, подавленность, мрачные предчувствия.

Значения шкалы «Стремление к доминированию» говорят о том, что некоторые из опрошенных школьников стремятся к доминированию в межличностных отношениях (xср=39,1; Ме=33,5; Мо=32). Высокий показатель по данной шкале говорит о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Они не готовы идти на уступки другому человеку, для таких людей самое главное чувствовать, что они лучшие во всем. В тоже время, среди опрошенных есть те, для которых стремление к доминированию – это не главное. Низкие результаты по данной шкале говорит о том, что среди опрошенных есть люди, которые готовы подчиняться, проявляют мягкость и покорность в общении.

По шкале «Эскапизм» самые низкие средние показатели (xср=14,2; Ме=15; Мо=15). Это говорит о том, что лишь некоторым опрошенным школьникам свойственен уход от проблем. Таки люди живут мечтами и иллюзиями.

В целом результаты обследования по данной методике показали, что большинство опрошенных школьников адаптированы к социальной среде, готовы к взаимодействию с ней, а это значит, что социализация опрошенных молодых людей и девушек в период ранней юности проходит успешно.

Для изучения локуса контроля была использована «Методика определения локуса контроля» (Дж. Роттер). В целом можно сказать о том, что нет преобладания экстернальности или интернальности. У большинства опрошенных, результаты находятся на середнем уровне выраженности, это значит, что у них нет явно выраженной экстернальности или интернальности. В некоторые моменты школьники берут ответственность за свои действия в свои руки, а иногда винят в своих неудачах волю случая.

Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что большинство опрошенных успешно адаптированы к той среде, в которой они находятся, но в эмоциональном плане многие чувствуют себя некомфортно, находятся в подавленном состоянии, испытывают чувство беспокойства. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (уже не ребёнок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение, стремлением выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм – все это может вызывать чувство эмоционального дискомфорта у школьника. Также это может быть связано с переживаниями по поводу ближайшей сдачи ГИА и ЕГЭ.

Также выяснилось, что у большинства опрошенных школьников экстернальность и интернальность находятся примерно на одном и том же уровне. Это говорит о том, что в какие-то моменты жизни у опрошенных проявляется интернальность, т.е. в определенные моменты жизни они способны брать ответственность за свои неудачи на себя, а в какие-то экстренальность, т.е. во всем утверждать, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей.
Т.В. Береснева

Н.П. Швецова

Краснотурьинск
ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

ДЕТСКИХ ДОМОВ
В настоящее время задачи адаптации выпускников детских домов представляют собой острейшую социальную проблему. Существующая система воспитания и образования не позволяет говорить о полноценной социализации воспитанников детских домов. Долгое время наше государство относилось к воспитанникам детских домов как к объектам социальной защиты, а не как к будущим полноценным субъектам системы социальных отношений.

Начало взрослой самостоятельной жизни – непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. Детям-сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, вести работу в данном направлении, проводить занятия, которые помогут им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни.

Одним словом, помочь выпускнику детского дома перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни.

Перед нами встала проблема: как организовать свою работу, гарантирующей результат? Реализация проекта осуществлялось в ГКОУ СО «Карпинский детский дом».

Целью педагогической деятельности являлось содействие успешной социальной адаптации выпускников детского дома. Достижение поставленной цели обеспечивается через решение следующих задач:

  • оказание социальной и психологической помощи выпускникам детского дома;

  • привлечение их внимания к осознанному выбору будущего профессионального пути;

  • помочь в выстраивании конструктивной стратегии самостоятельной жизни.

Работа по социальной адаптации ведется по следующим направлениям:

  • информативное;

  • диагностическое;

  • экскурсионное;

  • встречи с интересными людьми;

  • профессиональные пробы;

  • клуб «Юный кулинар».

Координация проекта осуществляется через сотрудничество со специалистами «Центра занятости населения»; разработку для выпускника индивидуального маршрута постинтернатной адаптации, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической службы детского дома и с учетом пожеланий и предложений выпускника; проведение занятий с выпускниками «Твои права на каждый день», направленные на повышение их юридической грамотности, разъяснений, куда следует обращаться по той или иной проблеме, проводят экскурсии.

Одним словом, педагогический коллектив помогает выпускнику детского дома перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни.

Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры:

  • здравоохранительные учреждения;

  • коммунальные службы;

  • правоохранительные органы;

  • образовательные учреждения;

  • социальные службы;

  • органы исполнительной власти;

  • культурные и спортивные учреждения;

  • спонсорская помощь.

Основные ожидаемые результаты:

  • повышение уровня адаптации и приспособленности выпускников к условиям современной жизни;

  • совершенствование правовой культуры воспитанников;

  • снижение количества выпускников, отчисленных из УНПО;

  • создание единого информационного банка данных о выпускниках детского дома, с целью контроля за их дальнейшей судьбой и в случае необходимости оказания квалифицированной помощи.

Критерии достижения цели можно легко оценить по нескольким факторам, в частности, наличие и ступень образования выпускников, постоянной работы и продолжительность работы на последнем месте, состояние жилья, наличие собственной семьи и постоянность отношений, порядок проведения досуга, экономическое состояние, активность в обществе.

По необходимости проводятся индивидуальные консультации, как с выпускниками, так и с кураторами.

Так же на базе нашего учреждения продолжает работу клуб «Юный кулинар». На занятиях старшеклассники знакомятся с основами кулинарного искусства, сервировки стола, правилами этикета. В процессе обучения воспитанники активно участвуют не только в процессе приготовления различных блюд, но и в культурно-досуговой деятельности, приобретают социально значимые качества личности: коммуникабельность, самостоятельность, ответственность.

Таблица 1 – Модель организации работы по успешной социализации воспитанников

Этапы

Диагностика

Проектирование

Реализация

Рефлексия

Методы

Социально-экономические

Организационно-распорядительные

Психолого-педагогические

Субъекты

Педагоги

Социальные педагоги

Педагог-психолог

Кураторы

Медицинский работник

Ожидаемый результат

Создание условий для успешной адаптации воспитанников

Создание программы воспитания и социализации воспитанников


Результаты эффективности реализации проекта представлен на рисунке 1.


Рисунок 1. Информация о выпускниках за 2012-2014уч. год

Систематическая работа с детьми по содействию успешной социальной адаптации выпускников детского дома дала положительные результаты.

Количество выпускников, поступивших в УНПО за 2012-2014 учебный год – 38 человек: 19 – продолжают обучение; 2 – служат в Российской армии; 2 – трудоустроеных; 7 – получают второе образование; 3 – отчислено; 5 – нетрудоустроено.

Пять воспитанников имеют интенсивный тип сопровождения, остальные – поддерживающий тип сопровождения. Это говорит о том, что выпускники успешно адаптировались к новым условиям проживания и успешно социализируются в обществе.
Библиографический список
1. Баюмова С.В. Социально-психологическая адаптация выпускников детских домов г. Ярославля / С.В. Баюмова // Вестник Университета РАО. 2004. № 4. С. 55-59.

2. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот (по материалам социологического исследования) / И.Ф.Дементьева // Социальная педагогика. 2003. №2. С. 64-73.

3. Иванова Н.П. Условия повышения успешности выпускников интернатных учреждений в самостоятельной жизни / Н.П. Иванова // Вестник Университета РАО. 2004. № 4. С. 29-35.

4. Семья Г.В. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений / Г.В. Семья // Беспризорник. 2008. № 1. С. 2-9

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Чеченской республики
Института, адресуемые не только ученым, научным работникам, но и специалистам-практикам: учителям школ, преподавателям высших и средних...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Чеченской республики
Института, адресуемые не только ученым, научным работникам, но и специалистам-практикам: учителям школ, преподавателям высших и средних...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Чеченской республики
Института, адресуемые не только ученым, научным работникам, но и специалистам-практикам: учителям школ, преподавателям высших и средних...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Чеченской республики
Института, адресуемые не только ученым, научным работникам, но и специалистам-практикам: учителям школ, преподавателям высших и средних...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Чеченской республики
Института, адресуемые не только ученым, научным работникам, но и специалистам-практикам: учителям школ, преподавателям высших и средних...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний...
П 78 член-корр. Рао, д псх н., проф. В. И. Панов, д псх н., проф. А. Б. Леонова
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon И науки российской федерации
Стипендии Ректора Казанского (Приволжского) федерального университета (далее – кфу) аспирантам последнего года обучения и молодым...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты...
Методические рекомендации предназначены специалистам служб психолого-педагогического сопровождения (педагогам-психологам, учителям-логопедам,...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Методические рекомендации по подготовке и проведению аттестации практического психолога
Целью разработки является помощь молодым специалистам-психологам в организации профессиональной деятельности
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Монография Ефимова Н. В., Мыльникова И. В., Катульская О. Ю., Дьякович М. П
Монография может быть полезна специалистам Роспотребнадзора, преподавателям, студентам и аспирантам медицинских и педагогических...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Методические рекомендации Краснодар 2015 Авторы-составители: Рыженко С. К
Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008
Книга написана известным нейропсихологом, профессором мгппу, автором монографий и практических пособий. Она адресована психологам,...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего...
Монография предназначена преподавателям иностранного языка, аспирантам и студентам педагогических вузов, а также для использования...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Книга написана известным нейропсихологом, профессором мгппу, автором...
Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. — М.: Генезис, 2007. — 250 с
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Modx Evolution Лабораторный практикум
«Управление корпоративным интернет контентом» с использованием системы modx Evolution. Данный курс также может быть полезен преподавателям...
Адресованы научным работникам, аспирантам, практическим психологам, педагогам, молодым ученым и преподавателям icon Книга адресована практическим психологам, работающим в дет­ских образовательных...
А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина, А. А. Воронова, Н. И. Гуткина, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, В. И. Екимова, В. В. Зацепин, Д....

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск