Эра ВодолеЯ
Виктор Бойко
ЙОГА: ИСКУССТВО
КОММУНИКАЦИИ
Издание четвертое,
исправленное и дополненное
Нижний Новгород
2011
ББК 53.39
Бо 72
Се рия «Эра Во до лея». основа на в 2003 году.
редакционная кол легия серии – В. Гройсман, Н. Резанова, О. Бабушкина.
дизайн серии В. Петрухин
Бо 72 В. С. Бойко. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ. Издание четвертое,
исправленное и дополненное. Нижний Новгород: деКоМ, 2011. – 508 с. –
(Серия «Эра Водолея»)
ISBN 978-5-89533-239-9
Виктор Бойко – один из самых известных в нашей стране знатоков практической йоги.
он начал изучать ее самостоятельно в 70-х годах XX века. После занятий в группе лакшмана
Кумара при посольстве Индии получил право на преподавание. В 1993 году основал
центр «Классическая йога». В настоящее время имеет множество учеников в россии и за
рубежом, руководит Школой классической йоги в Москве. он автор нескольких книг,
посвященных теоретическим и прикладным аспектам йоги. Наиболее известная из них –
«Йога: искусство коммуникации», посвященная древнейшей системе саморазвития как
доступной каждому универсальной технологии коммуникации человека с собственной
душой и миром. данное дополненное издание может использоваться и как пособие по
йогатерапии.
ISBN 978-5-89533-239-9 © В. Бойко, текст, 2011
© Издательство деКоМ,
оформление, дизайн серии, 2011
CодержаНие
ПредислоВие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 1 . НоВизНа и дреВНость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 2 . о смысле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава 3 . КаКая йоГа и Почему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Глава 4 . КоммуНиКация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Глава 5 . ЭтиКа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Глава 6 . тело . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Глава 7 . асаНа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Глава 8 . НачиНающим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Глава 9 . ощущеНия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Глава 10 . сБрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Глава 11 . ПраНаяма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Глава 12 . Пратьяхара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Глава 13 . струКтура ПсихиКи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Глава 14 . самьяма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Глава 15 . медитация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Глава 16 . сиддхи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372
Глава 17 . системНость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
Глава 18 . о духоВНости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
Глава 19 . йоГа и христиаНстВо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427
ПослеслоВие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
слоВарь термиНоВ и ПерсоНалий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497
ПРЕДИСЛОВИЕ
7
ПредислоВие
Как много мы знаем и как мало понимаем .
Альберт Эйнштейн
Который год уже за тенью я гонюсь . . .
Светлана Кекова
описать феномен традиционной индийской йоги без уклонения в ре-
лигиозность, мистику или профанацию – задача далеко не простая . чем
была раньше йога в индии, и во что там, а также и на западе превратилась
сегодня?
«Под йогой индиец понимает стремление достигнуть освобождающего
познания или самого освобождения посредством систематической трени-
ровки тела и духа на пути внутреннего сосредоточения через непосред-
ственное видение или переживание» (Gechichte der indichen Philosophie) .
меня йога всегда интересовала, как способ сделать жизнь более дли-
тельной и полноценной, но не как система спасения . В данной работе
обсуждаются только реальные аспекты древнего искусства, метафизика
выведена за рамки . Это попытка дать читателю качественное представле-
ние о йоге и необходимый минимум сведений, достаточных для начала ее
самостоятельного освоения .
любое пособие, даже самое лучшее – всего лишь часть полезной ин-
формации, для гарантированного успеха необходим живой опыт! имен-
но потому в 1991 г . создана и успешно развивается московская Школа
йоги Виктора Бойко (далее по тексту В . Б .) . работа под руководством
инструкторов в классах, самостоятельная практика дома, консультации,
семинары, возможность общения по электронной почте и на конферен-
ции сайта realyoga .ru (реалйога .рф), регулярные открытые уроки – всё
это обеспечивает качественное обучение и результаты . Функция Школы
и сайта – поддержание информационной среды, сквозь которую про-
ходит поток людей, переносящих полезные навыки из сферы практиче-
ской йоги в социум .
Прежде всего, у новичков возникает вопрос: кто может считаться на-
стоящим йогом? Подходит ли под это определение человек, в совершен-
стве исполняющий йогические позы? Видимо, нет, поскольку их – при
соответствующей подготовке, а порой вовсе и без нее – способен выпол-
нить любой гибкий от природы человек, высококлассный гимнаст либо
артист цирка . сущность йоги характеризуется не изощренностью поз, но
особым состоянием ума, возникающим в процессе их выполнения . По-
добно тому как ум расширяет физические возможности, решая задачи,
неподвластные грубой силе, так и временное торможение процесса мыш-
ления дает бесценный эффект, который по-иному получить невозможно .
Быть может, йог – это тот, кто жует стекло, запивая его соляной кисло-
той, либо дремлет на утыканной гвоздями доске? Но подобным образом
публику уже в глубокой древности развлекали факиры, тут надо еще смо-
треть, какое стекло и сколько гвоздей .
или настоящие йоги имеют дипломы с печатью, удостоверяющей успеш-
ное окончание специального йоговского института в индии? Но как прове-
рить реальную квалификацию владельца такой бумаги и ее подлинность?
считается, что есть косвенные признаки, например, йоги не едят мясо .
действительно, в индии можно встретить жестких вегетарианцев, кото-
рыми являются, например, джайны, но вплоть до средины XIX в . процве-
тала и секта йогинов-агорапантхов, питающихся падалью, для них равно
святым было всё, что взято либо дано богом Шивой . Пользу мяса под-
тверждает и трактат «аштанга-хридайя самхита», имеющий высокий ста-
тус среди прочих источников аюрведы . следовательно, вегетарианство
также не является отличительной чертой йогического братства .
изучение первоисточников, а также накопленный в процессе личных
занятий и осознанный опыт привел меня к однозначному выводу: йоги-
нами могут считаться лишь те, кто уже в практике асан следует установке
«Йогаш читта-вритти ниродхах» («Йога есть прекращение деятельно-
сти сознания», далее по тексту) . или, как перевел данную фразу профес-
сор дж . Вудс, «Йога – ограничение неустойчивости духовного вещества» .
сразу возникают вопросы: что подразумевается под таким прекращени-
ем, как его достичь и какие это имеет следствия?
8
В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
9
Эффект йоги основан на взаимодействии субъекта со своей собствен-
ной психосоматикой, которая остается неизменной на протяжении мно-
гих тысяч лет .
с одной стороны, древняя йогическая технология перекрывает едва
ли не весь спектр научных дисциплин, связанные с изучением человека,
с другой – уже в глубокой древности ее утилизировали религия и мистика .
Фрагменты медитативных техник просматриваются в аскетизме раннего
христианства и мусульманских сект, но в то же время специальную йогов-
скую подготовку получил индийский космонавт Шарма .
йога привлекает сегодня массу людей, желающих поправить здоровье
и улучшить качество жизни, но чудовищные масштабы контрафакта,
загрязнение информационной среды эзотерикой и острая нехватка реаль-
но владеющих предметом специалистов тормозит ее полезное примене-
ние как на Востоке, так и на западе .
человек осваивает космос, создает сложнейшие приборы и механизмы,
выясняет фундаментальные свойства материи, но не обучен качественно
взаимодействовать со своей физической оболочкой и бессознательной ча-
стью психики . такое положение дел, чреватое угрозой для цивилизации,
может выправить йога, базовые принципы которой сформулированы
двадцать веков назад .
Первым систематизированным руководством, дошедшим до нас, яв-
ляются «йога-сутры», авторство которых приписывают риши (мудрецу)
Патанджали . термин «классическая йога», используемый в данной работе,
означает, что излагаемая здесь технология основана на постулатах именно
Сутр, а не позднейших их толкований, таких, например, как тантра .
Философия йоги, входящей в перечень шести основных религиозно-
философских школ индии и опирающихся на тексты Вед, имеет ценность
только для историков и не может быть сегодня руководством к действию .
известен казус, когда приоритет Патанджали в деле систематизации йоги
был оспорен . сохранился некий текст «тирумантирам», его автор – тируму-
лар,был, какговорят,современником Патанджали .и в этом тексте последний
упоминается в качестве соученика тирумулара и участника литературных
диспутов, по которым и датировалось, собственно, время его жизни . хотя
«тирумантирам» также относят к периоду создания «йога-сутр», он насквозь
тантричен, а тантра, как известно, будучи исторически моложе йоги всегда
норовила, насколько это возможно, усилить свою древность .
Происхождение йоги науке пока неясно, хотя при раскопках горо-
дов протоиндийской цивилизации мохенджо-даро и хараппы, возраст
которых не уступает первым династиям древнего египта, были во мно-
жестве найдены каменные «печати» с изображениями асан, имевших, по-
видимому, ритуальное назначение .
Первые письменные памятники, Веды, появились, как принято счи-
тать, спустя тысячу лет после прихода арийских племен на индостан . за
это время йогу как элемент местной культуры завоеватели ассимилиро-
вали полностью . образ муни, святого мудреца-отшельника, встречается
уже в ригведе, где он, правда, слабо еще напоминает традиционного йоги-
на . В более поздней атхарваведе есть описания необычных способностей
и эффектов, отдельных этапов пранаямы, а также «тапаса», мистического
жара, который впоследствии занял видное место в психотехниках средне-
вековой тантры и сект тибетского буддизма .
В упанишадах упоминается множество практик духовно-мистического
толка, в том числе ранние элементы йогической технологии, недаром Па-
танджали назвал свой труд «следующий за . . .»
термин «йога» встречается (в техническом смысле) в «тайттирия-»
и «Катха-упанишадах», откуда, собственно, и берет начало йога брахма-
низма, позднее появилась также йога бхакти, основанная на самозабвенной
любви к Богу .
В некоторых моментах йога «старых» упанишад настолько напоми-
нает систему Патанджали, что только слепой не заметит этого сходства .
отсюда следует, что и автор йога-сутр, и последующие брахманские изы-
скания опирались на гораздо более ранние источники .
«мандукья-упанишада» увязывает отдельные приемы йоги с мантрой
«ом» или «аум», отсюда берет начало Нада-йога, или йога мистического
звука (в тантризме это направление развилось настолько, что было на-
звано мантраяной) .
упанишады составлялись примерно в то же время, что и «сутры», оче-
видно тогда первоначальная йога модернизировалась впервые, что стало
прецедентом . «тайттирия-упанишада» в перечне модификаций сознания
упоминает турийю, так называемое «четвертое состояние» сознания, по-
нятие которого стало базовым для множества позднейших спекуляций .
затем в русле брахманизма возникли «йога-упанишады», среди ко-
торых основными считаются девять («упанишады йоги и тантры») .
10
В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
11
В «йогататтве» впервые перечислены четыре основные разновидности:
мантра, лайя, хатха и раджа, причем две ступени классической раджа-йоги
(асана и пранаяма) выделены в отдельное направление – хатха-йогу . Эта
классификация сохранилась до наших дней . В «йога-упанишадах» впер-
вые встречается упоминание особой, мистической физиологии, которая
стала основой тантры и до сих пор вызывает нездоровый ажиотаж . Неко-
торые столпы традиционной индийской медицины утверждают, что эле-
менты этой физиологии якобы присутствовали и в более ранних, нежели
йога, аюрведических текстах .
На протяжении всего ведического периода индийской истории
(примерно с 1000 по 400 г . до н . э .), как и в дальнейшем, терминология
и прикладная нацеленность йоги произвольно менялись философски-
ми школами, аскетами и йогинами-одиночками по личному разумению
возникли со временем весьма причудливые ее формы, которые мирча
Элиаде окрестил «йогическим барокко» . Процесс этот, по-видимому, не-
избежен, но далеко не всегда является позитивным . со временем мест-
ные аборигенные культы смешались с персонажами Вед и набрали силу,
«переварив» религиозные представления арьев, тогда и возник индуизм .
К ведическому пантеону были причислены доарийские боги, а жрецы,
служившие им, были возведены в брахманское сословие . Вместо Брахмы
главным божеством стал Шива («сивый», «седой» – санскр .) .
«махабхарата» поставила знак тождества между Брахманом упанишад
и Вишну (а также Кришной, его земным воплощением) и адаптировала
йогу к массовому сознанию . йога «махабхараты», данная в ее шестой
(«Бхагавадгите» буквально «Песня Бхагавата», Кришны) и седьмой («мок-
шадхарма» – «основа освобождения») книгах, по этической и социальной
направленности радикальнейшим образом отличается от системы Патан-
джали . ясно, что «Гита» возникла позднее йоги, поскольку она опериру-
ет ею, как предметом давно известным . основной упор в «Гите» делается
не на личном спасении посредством бегства из социума, а на достижении
уравновешенности и гармонии в обыденной жизни . йогин в трактовке
«Гиты» не покидает мир, напротив, он должен оставаться в гуще его, не
уклоняясь от бытия, единственное условие спасения заключается в си-
стематичной практике и отсутствии привязанности к плодам своих дей-
ствий . «Равновесием называется йога» («Бхагавадгита», ашхабад, 1956) .
Это определение исключает из класса йогинов представителей «чистого
созерцания», мотивируя это тем, что способность к нему отнюдь не опре-
деляет нравственной настройки .
идеалом «Гиты» является не погруженный в самадхи аскет, не отре-
шенный созерцатель, но обычный человек, способный ощущать чужую
боль, как свою . именно такая интерпретация сделала и саму «Гиту»,
и йогу необыкновенно популярными в индийском обществе, а представ-
ление о том, что только бескорыстная деятельность, в том числе и йога,
ведет к освобождению, сохранилось до наших дней .
свами сатьянанда сарасвати (далее по тексту ссс, ученик свами
Шивананды и основатель Бихарской школы) утверждал: «Каждое мгно-
вение жизни представляет собой алхимию медитации. Живите йогической
жизнью и обладайте высокими принципами, с абсолютной верой в высший
дух, который человек может познать через практику йоги и достигнуть
свами Вивекананда, известный представитель йогической линии бхакти,
придерживался следующей позиции:
«Пока хоть одна собака в моей стране будет оставаться без пропита-
ния, вся моя религия будет в том, чтоб накормить ее» («индийская фило-
софия нового времени») .
следующая линия трансформации – буддизм . Будда, как утверждает
легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников
(хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком бы-
стрые успехи, а также Вайшалы и арада Каламы, обучивших его созерца-
нию), что превзошел их в этом искусстве .
Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее,
в результате чего возник продукт весьма специфичный . способы спасе-
ния, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, при-
чем до такой степени, что известные ученые, например, Э . сенар или
Ф . и . щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу .
тантра, впитавшая массу народных культов и суеверий, перекрои-
ла систему Патанджали наиболее радикально . Начиная примерно с VI в .
н . э . тантра заняла ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме
Ваджраяны, получив название «алмазная колесница» . Буддийские тантры
делятся на четыре класса, два последних считаются наивысшими и отно-
сятся к сугубо йогическим способам познания истины . Впервые за всю
12
В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
13
историю индии в пантеоне тантризма главное положение заняла Вели-
кая богиня и ее ипостаси, что свидетельствовало о победе мировоззрения
доарийских культов .
тантризм утверждает, что в эпоху темных времен Кали-юга все пре-
дыдущие традиции, включая Веды, неадекватно обеспечивали освобож-
дение, на самом деле оно элементарно достигается превращением лю-
бых повседневных действий, включая сексуальные, в йогический ритуал .
В Калачакра-тантре, отвечая на вопрос мифического царя, Будда поведал,
что Вселенная заключена в теле каждого живущего, тем самым аскетизм
был отвергнут . Принципы тантры (в данном случае – буддийской) сво-
дятся к следующему:
– освобождение не зависит от умерщвления плоти и отказа от мирских
соблазнов;
– оно может быть достигнуто в течение одной жизни;
– женское начало признается ведущим в йогических психотехниках
(откуда и явилась тема Кундалини);
– создана теория дхьяни-будд и сложная система соответствующих
элементов;
– сняты любые ограничения на еду и питье .
таким образом, йога подверглась очередной ревизии, поскольку
тантрики, нащупывая соответствия между Космосом и телом, глубоко
вникли в функциональное строение последнего и его связь с психикой .
множество приемов воздействия на сознание создано в рамках Крийя-
йоги, представленной публикациями Бихарской школы (до 1983 г . воз-
главляемой ссс) . справедливости ради отметим, что впервые Крийя-йогу
явил всем гуру лахири махасайя, затем тенденция эта была продолжена
на западе йоганандой . Говорят, что ссс изучал Крийя-йогу у одного из
учеников махасайи .
тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только
в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять
первозданное здоровье . Без абсолютно здорового тела достичь блажен-
ства невозможно («хеваджра-тантра») .
средневековые тантрические тексты по хатха-йоге написаны простым
языком, понятным народу, это широко известные «Шива-» и «Гхеранда-
самхиты», а также «хатхайогапрадипика» (автором ее считают сватмара-
му сури – XV в .) . считается, что Гхеранда был вишнуитом (вайшнавом)
из Бенгалии . «Шива-самхита» описывает вариант тантрической йоги,
окрашенной философией Веданты . тантра сулит легкое и быстрое овла-
дение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний
во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящие-
ся к необычному .
Кроме вышеупомянутых текстов XII в . известна также йога, приписы-
ваемая Горакхнатху . согласно легенде он составил компендиум (сжатое,
тезисное изложение) по хатха-йоге – «Горакша-шатака» . тантрическая
садхана (реализация учения) подразумевает подъем Кундалини, и секта
натхов сделала практику асан своей религией . Натхи и сахаджа-вайшнавы
объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги», это движе-
ние до сих пор существует в лице йогов-канпхатов («кан» – ухо, «пхата» –
расщеплять), отличительным признаком их являются огромные серьги .
В некоторых шиваитских сектах йога деградировала до изумления,
немыслимые ее разновидности бытовали в тибетских тантрических об-
ществах, например обряд «чход» – ритуал жертвования йогином своей
ментальной сущности для пожирания ее демонами . Гималайские аскеты
работали с внутренним теплом, именуемым «туммо», известны также бе-
говые йоги . В тибете йогическая традиция подпала под влияние местных
культов, что породило множество вариаций, наиболее замечательными
считаются шесть доктрин Наропы .
если в йоге Патанджали освобождение (сопровождающееся гибелью
физического тела) достигалось в махасамадхи, то тантра предоставляла
своим адептам возможность достичь состояния дживанмукты – «осво-
божденного при жизни» .
В японии психотехники буддизма радикально трансформировал
дзэн, в котором явно имеются элементы йоги . После завоевания индии
мусульманами культурная диффузия породила не только тадж-махал,
но и йогу суфизма . Первоначально йогов-мусульман называли факира-
ми, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последовате-
лей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев,
йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией
«чудес» . хотя на западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, это не-
правильно, разница между ними примерно такая же, как между стран-
ствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах
средневековой европы .
14
В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
15
еще сильнее различаются йоги и «садху» – «божьи люди», многие из
которых лишь притворяются йогинами . На самом деле садху – это аналог
российских нищих, выпрашивающих подаяние христа ради .
итак, даже беглый обзор приводит нас к выводу, что феномен йоги,
описанный двадцать веков назад, существовал задолго до появления
основных религий мира, корни его теряются во тьме веков и скрыты, ско-
рее всего, в ритуалах первобытной магии . Но в каком состоянии всё это
пребывает сегодня?
К несчастью в начале ххI в . йога стала слишком модной и превратилась
в большой бизнес . В самой индии, а больше всего за ее пределами безо-
становочно плодятся «йогические» центры, институты, академии, школы,
ашрамы и т . д . «обучение» тому, что сегодня называют йогой, стало не-
вероятно прибыльным делом . «йога-сутры» отброшены и забыты, диле-
танты, рвущиеся в «учителя», не имеют о них понятия . мир захлестнули
подделки, именуемые «авторскими стилями» . Как правило, «авторы» не-
глупы, внеморальны, обладают хорошо подвешенным языком, здоровьем
и высокой природной гибкостью . стремясь к материальному успеху, они
выдают за йогу что угодно, успешно сбывая затем этот истребительный
продукт немыслящему большинству .
В Yoga Journal, наиболее тиражном российском издании (№ 35, сен-
тябрь/октябрь 2010, стр . 70) читаем: «Анусара-йога – стиль, созданный
Джоном Френдом в 1997 году. Универсальные принципы выравнивания в аса-
нах, основанные на биомеханике, плюс философия Тантры – этот микс
мгновенно завоевал умы и сердца сначала американцев, а затем и европейцев.
Сегодня анусара-йога – одна из самых популярных школ в мире. Сам Френд,
прежде чем создать собственный стиль, в течение многих лет практиковал
и преподавал йогу Айенгара. Однако со временем его собственная практика...
видоизменилась настолько, что пора было дать стилю новое название» .
В № 36 того же журнала за ноябрь/декабрь 2010 г ., стр . 12:
«Из направлений, представленных на конференции... форест-йога,
виньяса-флоу-йога, а также майя-йога, одно из новейших авторских на-
правлений. По словам Ника Доани и Эдди Моддестини, авторов стиля,
майя-йога – это микс йоги Айенгара и аштанга-виньясы, вобравшей в себя
всё самое лучшее из обоих стилей...»
если учесть что «йога» Б . К . с . айенгара (равно как и аштанга-виньяса)
сама по себе является наиболее раскрученным «авторским стилем», воз-
никшим еще в первой половине прошлого века, встает вопрос: что же тог-
да такое «стили новые»? масштабы йогической профанации, в том числе
и в россии, удручают!
Как сказал Верещагин: «За державу обидно!» русского человека и так об-
манывали больше, чем кого-либо еще, а теперь такая же история с йогой!
Когда я начал заниматься ею, то стремился найти, понять и усвоить
материал первоисточников, проверяя всё на себе . йога в ссср была тогда
запрещена в отличие от нашего времени, из интереса к ней нельзя было
извлечь выгоды, он оставался бескорыстным .
до сих пор никто не оспорил проделанный мною анализ «йога-сутр»
и воссозданную на его основе технологию классической йоги, никому это
не интересно . зато число «стилей» растет, как на дрожжах . обман эффек-
тивен, поскольку людям проще верить, нежели разбираться самим . об-
ман заманчив, поскольку очень выгоден . и это прискорбно .
Несмотря на пресловутый английский консерватизм, к 1990 г . в лон-
доне увлекались «йогой от джима» около трехсот тысяч человек . В аме-
рике джейн Фонда возглавила поворот массового предпочтения к йоге
(непонятно, правда, какой) от аэробики и шейпинга . затем волна моды
захлестнула Голливуд, как сказал когда-то дхирендра Брахмачари: «Йога
покоряет мир в бескровной битве».
К сожалению, он ошибся: сегодня именуемый йогой суррогат в 99%
случаев не имеет никакого отношения к продукту, сформированному
двадцать веков назад .
совершенно справедливо не желает связываться с псевдойоговским ма-
размом научный, в частности медицинский, официоз, а целенаправленные
исследования (кроме института «Кайвальядхама» и энтузиастов-одиночек
типа д . Эберта) ничтожны по объему и носят случайный характер .
В этой книге показано, что могут дать среднестатистическому чело-
веку регулярные занятия в русле аутентичной йоги Патанджали . Это не
«спорт богов и героев», но постепенное узнавание себя, налаживание кон-
тактов со своим телом и психикой, медленная и скрупулезная работа при
неизменно великолепном результате .
я абсолютно солидарен с позицией «Бхагавадгиты»: не жизнь для
йоги, но йога для жизни! Это древнее искусство является сегодня одним
из проверенных временем и наиболее перспективных средств адаптации
личности к социуму и собственной психике .
16
В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ
В прошлом считалось, что для достижения успеха йогину необходимо
|