Коммуникации


Скачать 23.25 Mb.
Название Коммуникации
страница 1/88
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   88


Эра ВодолеЯ


Виктор Бойко

ЙОГА: ИСКУССТВО

КОММУНИКАЦИИ

Издание четвертое,

исправленное и дополненное


Нижний Новгород

2011


ББК 53.39

Бо 72

Се рия «Эра Во до лея». основа на в 2003 году.
редакционная кол легия серии – В. Гройсман, Н. Резанова, О. Бабушкина.

дизайн серии В. Петрухин
Бо 72 В. С. Бойко. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ. Издание четвертое,

исправленное и дополненное. Нижний Новгород: деКоМ, 2011. – 508 с. –

(Серия «Эра Водолея»)

ISBN 978-5-89533-239-9
Виктор Бойко – один из самых известных в нашей стране знатоков практической йоги.

он начал изучать ее самостоятельно в 70-х годах XX века. После занятий в группе лакшмана

Кумара при посольстве Индии получил право на преподавание. В 1993 году основал

центр «Классическая йога». В настоящее время имеет множество учеников в россии и за

рубежом, руководит Школой классической йоги в Москве. он автор нескольких книг,

посвященных теоретическим и прикладным аспектам йоги. Наиболее известная из них –

«Йога: искусство коммуникации», посвященная древнейшей системе саморазвития как

доступной каждому универсальной технологии коммуникации человека с собственной

душой и миром. данное дополненное издание может использоваться и как пособие по

йогатерапии.

ISBN 978-5-89533-239-9 © В. Бойко, текст, 2011

© Издательство деКоМ,

оформление, дизайн серии, 2011

CодержаНие

ПредислоВие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Глава 1 . НоВизНа и дреВНость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Глава 2 . о смысле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Глава 3 . КаКая йоГа и Почему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Глава 4 . КоммуНиКация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83

Глава 5 . ЭтиКа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93

Глава 6 . тело . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124

Глава 7 . асаНа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157

Глава 8 . НачиНающим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182

Глава 9 . ощущеНия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241

Глава 10 . сБрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264

Глава 11 . ПраНаяма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288

Глава 12 . Пратьяхара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308

Глава 13 . струКтура ПсихиКи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312

Глава 14 . самьяма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320

Глава 15 . медитация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354

Глава 16 . сиддхи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372

Глава 17 . системНость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395

Глава 18 . о духоВНости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405

Глава 19 . йоГа и христиаНстВо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427

ПослеслоВие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440

слоВарь термиНоВ и ПерсоНалий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441

литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497


ПРЕДИСЛОВИЕ

7


ПредислоВие
Как много мы знаем и как мало понимаем .

Альберт Эйнштейн
Который год уже за тенью я гонюсь . . .

Светлана Кекова


описать феномен традиционной индийской йоги без уклонения в ре-

лигиозность, мистику или профанацию – задача далеко не простая . чем

была раньше йога в индии, и во что там, а также и на западе превратилась

сегодня?

«Под йогой индиец понимает стремление достигнуть освобождающего

познания или самого освобождения посредством систематической трени-

ровки тела и духа на пути внутреннего сосредоточения через непосред-

ственное видение или переживание» (Gechichte der indichen Philosophie) .

меня йога всегда интересовала, как способ сделать жизнь более дли-

тельной и полноценной, но не как система спасения . В данной работе

обсуждаются только реальные аспекты древнего искусства, метафизика

выведена за рамки . Это попытка дать читателю качественное представле-

ние о йоге и необходимый минимум сведений, достаточных для начала ее

самостоятельного освоения .

любое пособие, даже самое лучшее – всего лишь часть полезной ин-

формации, для гарантированного успеха необходим живой опыт! имен-

но потому в 1991 г . создана и успешно развивается московская Школа

йоги Виктора Бойко (далее по тексту В . Б .) . работа под руководством

инструкторов в классах, самостоятельная практика дома, консультации,

семинары, возможность общения по электронной почте и на конферен-

ции сайта realyoga .ru (реалйога .рф), регулярные открытые уроки – всё

это обеспечивает качественное обучение и результаты . Функция Школы

и сайта – поддержание информационной среды, сквозь которую про-

ходит поток людей, переносящих полезные навыки из сферы практиче-

ской йоги в социум .

Прежде всего, у новичков возникает вопрос: кто может считаться на-

стоящим йогом? Подходит ли под это определение человек, в совершен-

стве исполняющий йогические позы? Видимо, нет, поскольку их – при

соответствующей подготовке, а порой вовсе и без нее – способен выпол-

нить любой гибкий от природы человек, высококлассный гимнаст либо

артист цирка . сущность йоги характеризуется не изощренностью поз, но

особым состоянием ума, возникающим в процессе их выполнения . По-

добно тому как ум расширяет физические возможности, решая задачи,

неподвластные грубой силе, так и временное торможение процесса мыш-

ления дает бесценный эффект, который по-иному получить невозможно .

Быть может, йог – это тот, кто жует стекло, запивая его соляной кисло-

той, либо дремлет на утыканной гвоздями доске? Но подобным образом

публику уже в глубокой древности развлекали факиры, тут надо еще смо-

треть, какое стекло и сколько гвоздей .

или настоящие йоги имеют дипломы с печатью, удостоверяющей успеш-

ное окончание специального йоговского института в индии? Но как прове-

рить реальную квалификацию владельца такой бумаги и ее подлинность?

считается, что есть косвенные признаки, например, йоги не едят мясо .

действительно, в индии можно встретить жестких вегетарианцев, кото-

рыми являются, например, джайны, но вплоть до средины XIX в . процве-

тала и секта йогинов-агорапантхов, питающихся падалью, для них равно

святым было всё, что взято либо дано богом Шивой . Пользу мяса под-

тверждает и трактат «аштанга-хридайя самхита», имеющий высокий ста-

тус среди прочих источников аюрведы . следовательно, вегетарианство

также не является отличительной чертой йогического братства .

изучение первоисточников, а также накопленный в процессе личных

занятий и осознанный опыт привел меня к однозначному выводу: йоги-

нами могут считаться лишь те, кто уже в практике асан следует установке

«Йогаш читта-вритти ниродхах» («Йога есть прекращение деятельно-

сти сознания», далее по тексту) . или, как перевел данную фразу профес-

сор дж . Вудс, «Йога ограничение неустойчивости духовного вещества» .

сразу возникают вопросы: что подразумевается под таким прекращени-

ем, как его достичь и какие это имеет следствия?




8

В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

9


Эффект йоги основан на взаимодействии субъекта со своей собствен-

ной психосоматикой, которая остается неизменной на протяжении мно-

гих тысяч лет .

с одной стороны, древняя йогическая технология перекрывает едва

ли не весь спектр научных дисциплин, связанные с изучением человека,

с другой – уже в глубокой древности ее утилизировали религия и мистика .

Фрагменты медитативных техник просматриваются в аскетизме раннего

христианства и мусульманских сект, но в то же время специальную йогов-

скую подготовку получил индийский космонавт Шарма .

йога привлекает сегодня массу людей, желающих поправить здоровье

и улучшить качество жизни, но чудовищные масштабы контрафакта,

загрязнение информационной среды эзотерикой и острая нехватка реаль-

но владеющих предметом специалистов тормозит ее полезное примене-

ние как на Востоке, так и на западе .

человек осваивает космос, создает сложнейшие приборы и механизмы,

выясняет фундаментальные свойства материи, но не обучен качественно

взаимодействовать со своей физической оболочкой и бессознательной ча-

стью психики . такое положение дел, чреватое угрозой для цивилизации,

может выправить йога, базовые принципы которой сформулированы

двадцать веков назад .

Первым систематизированным руководством, дошедшим до нас, яв-

ляются «йога-сутры», авторство которых приписывают риши (мудрецу)

Патанджали . термин «классическая йога», используемый в данной работе,

означает, что излагаемая здесь технология основана на постулатах именно

Сутр, а не позднейших их толкований, таких, например, как тантра .

Философия йоги, входящей в перечень шести основных религиозно-

философских школ индии и опирающихся на тексты Вед, имеет ценность

только для историков и не может быть сегодня руководством к действию .

известен казус, когда приоритет Патанджали в деле систематизации йоги

был оспорен . сохранился некий текст «тирумантирам», его автор – тируму-

лар,был, какговорят,современником Патанджали .и в этом тексте последний

упоминается в качестве соученика тирумулара и участника литературных

диспутов, по которым и датировалось, собственно, время его жизни . хотя

«тирумантирам» также относят к периоду создания «йога-сутр», он насквозь

тантричен, а тантра, как известно, будучи исторически моложе йоги всегда

норовила, насколько это возможно, усилить свою древность .

Происхождение йоги науке пока неясно, хотя при раскопках горо-

дов протоиндийской цивилизации мохенджо-даро и хараппы, возраст

которых не уступает первым династиям древнего египта, были во мно-

жестве найдены каменные «печати» с изображениями асан, имевших, по-

видимому, ритуальное назначение .

Первые письменные памятники, Веды, появились, как принято счи-

тать, спустя тысячу лет после прихода арийских племен на индостан . за

это время йогу как элемент местной культуры завоеватели ассимилиро-

вали полностью . образ муни, святого мудреца-отшельника, встречается

уже в ригведе, где он, правда, слабо еще напоминает традиционного йоги-

на . В более поздней атхарваведе есть описания необычных способностей

и эффектов, отдельных этапов пранаямы, а также «тапаса», мистического

жара, который впоследствии занял видное место в психотехниках средне-

вековой тантры и сект тибетского буддизма .

В упанишадах упоминается множество практик духовно-мистического

толка, в том числе ранние элементы йогической технологии, недаром Па-

танджали назвал свой труд «следующий за . . .»

термин «йога» встречается (в техническом смысле) в «тайттирия-»

и «Катха-упанишадах», откуда, собственно, и берет начало йога брахма-

низма, позднее появилась также йога бхакти, основанная на самозабвенной

любви к Богу .

В некоторых моментах йога «старых» упанишад настолько напоми-

нает систему Патанджали, что только слепой не заметит этого сходства .

отсюда следует, что и автор йога-сутр, и последующие брахманские изы-

скания опирались на гораздо более ранние источники .

«мандукья-упанишада» увязывает отдельные приемы йоги с мантрой

«ом» или «аум», отсюда берет начало Нада-йога, или йога мистического

звука (в тантризме это направление развилось настолько, что было на-

звано мантраяной) .

упанишады составлялись примерно в то же время, что и «сутры», оче-

видно тогда первоначальная йога модернизировалась впервые, что стало

прецедентом . «тайттирия-упанишада» в перечне модификаций сознания

упоминает турийю, так называемое «четвертое состояние» сознания, по-

нятие которого стало базовым для множества позднейших спекуляций .

затем в русле брахманизма возникли «йога-упанишады», среди ко-

торых основными считаются девять («упанишады йоги и тантры») .




10

В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

11


В «йогататтве» впервые перечислены четыре основные разновидности:

мантра, лайя, хатха и раджа, причем две ступени классической раджа-йоги

(асана и пранаяма) выделены в отдельное направление – хатха-йогу . Эта

классификация сохранилась до наших дней . В «йога-упанишадах» впер-

вые встречается упоминание особой, мистической физиологии, которая

стала основой тантры и до сих пор вызывает нездоровый ажиотаж . Неко-

торые столпы традиционной индийской медицины утверждают, что эле-

менты этой физиологии якобы присутствовали и в более ранних, нежели

йога, аюрведических текстах .

На протяжении всего ведического периода индийской истории

(примерно с 1000 по 400 г . до н . э .), как и в дальнейшем, терминология

и прикладная нацеленность йоги произвольно менялись философски-

ми школами, аскетами и йогинами-одиночками по личному разумению

возникли со временем весьма причудливые ее формы, которые мирча

Элиаде окрестил «йогическим барокко» . Процесс этот, по-видимому, не-

избежен, но далеко не всегда является позитивным . со временем мест-

ные аборигенные культы смешались с персонажами Вед и набрали силу,

«переварив» религиозные представления арьев, тогда и возник индуизм .

К ведическому пантеону были причислены доарийские боги, а жрецы,

служившие им, были возведены в брахманское сословие . Вместо Брахмы

главным божеством стал Шива («сивый», «седой» – санскр .) .

«махабхарата» поставила знак тождества между Брахманом упанишад

и Вишну (а также Кришной, его земным воплощением) и адаптировала

йогу к массовому сознанию . йога «махабхараты», данная в ее шестой

(«Бхагавадгите» буквально «Песня Бхагавата», Кришны) и седьмой («мок-

шадхарма» – «основа освобождения») книгах, по этической и социальной

направленности радикальнейшим образом отличается от системы Патан-

джали . ясно, что «Гита» возникла позднее йоги, поскольку она опериру-

ет ею, как предметом давно известным . основной упор в «Гите» делается

не на личном спасении посредством бегства из социума, а на достижении

уравновешенности и гармонии в обыденной жизни . йогин в трактовке

«Гиты» не покидает мир, напротив, он должен оставаться в гуще его, не

уклоняясь от бытия, единственное условие спасения заключается в си-

стематичной практике и отсутствии привязанности к плодам своих дей-

ствий . «Равновесием называется йога» («Бхагавадгита», ашхабад, 1956) .

Это определение исключает из класса йогинов представителей «чистого

созерцания», мотивируя это тем, что способность к нему отнюдь не опре-

деляет нравственной настройки .

идеалом «Гиты» является не погруженный в самадхи аскет, не отре-

шенный созерцатель, но обычный человек, способный ощущать чужую

боль, как свою . именно такая интерпретация сделала и саму «Гиту»,

и йогу необыкновенно популярными в индийском обществе, а представ-

ление о том, что только бескорыстная деятельность, в том числе и йога,

ведет к освобождению, сохранилось до наших дней .

свами сатьянанда сарасвати (далее по тексту ссс, ученик свами

Шивананды и основатель Бихарской школы) утверждал: «Каждое мгно-

вение жизни представляет собой алхимию медитации. Живите йогической

жизнью и обладайте высокими принципами, с абсолютной верой в высший

дух, который человек может познать через практику йоги и достигнуть

свами Вивекананда, известный представитель йогической линии бхакти,

придерживался следующей позиции:

«Пока хоть одна собака в моей стране будет оставаться без пропита-

ния, вся моя религия будет в том, чтоб накормить ее» («индийская фило-

софия нового времени») .

следующая линия трансформации – буддизм . Будда, как утверждает

легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников

(хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком бы-

стрые успехи, а также Вайшалы и арада Каламы, обучивших его созерца-

нию), что превзошел их в этом искусстве .

Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее,

в результате чего возник продукт весьма специфичный . способы спасе-

ния, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, при-

чем до такой степени, что известные ученые, например, Э . сенар или

Ф . и . щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу .

тантра, впитавшая массу народных культов и суеверий, перекрои-

ла систему Патанджали наиболее радикально . Начиная примерно с VI в .

н . э . тантра заняла ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме

Ваджраяны, получив название «алмазная колесница» . Буддийские тантры

делятся на четыре класса, два последних считаются наивысшими и отно-

сятся к сугубо йогическим способам познания истины . Впервые за всю




12

В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

13


историю индии в пантеоне тантризма главное положение заняла Вели-

кая богиня и ее ипостаси, что свидетельствовало о победе мировоззрения

доарийских культов .

тантризм утверждает, что в эпоху темных времен Кали-юга все пре-

дыдущие традиции, включая Веды, неадекватно обеспечивали освобож-

дение, на самом деле оно элементарно достигается превращением лю-

бых повседневных действий, включая сексуальные, в йогический ритуал .

В Калачакра-тантре, отвечая на вопрос мифического царя, Будда поведал,

что Вселенная заключена в теле каждого живущего, тем самым аскетизм

был отвергнут . Принципы тантры (в данном случае – буддийской) сво-

дятся к следующему:

– освобождение не зависит от умерщвления плоти и отказа от мирских

соблазнов;

– оно может быть достигнуто в течение одной жизни;

– женское начало признается ведущим в йогических психотехниках

(откуда и явилась тема Кундалини);

– создана теория дхьяни-будд и сложная система соответствующих

элементов;

– сняты любые ограничения на еду и питье .

таким образом, йога подверглась очередной ревизии, поскольку

тантрики, нащупывая соответствия между Космосом и телом, глубоко

вникли в функциональное строение последнего и его связь с психикой .

множество приемов воздействия на сознание создано в рамках Крийя-

йоги, представленной публикациями Бихарской школы (до 1983 г . воз-

главляемой ссс) . справедливости ради отметим, что впервые Крийя-йогу

явил всем гуру лахири махасайя, затем тенденция эта была продолжена

на западе йоганандой . Говорят, что ссс изучал Крийя-йогу у одного из

учеников махасайи .

тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только

в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять

первозданное здоровье . Без абсолютно здорового тела достичь блажен-

ства невозможно («хеваджра-тантра») .

средневековые тантрические тексты по хатха-йоге написаны простым

языком, понятным народу, это широко известные «Шива-» и «Гхеранда-

самхиты», а также «хатхайогапрадипика» (автором ее считают сватмара-

му сури – XV в .) . считается, что Гхеранда был вишнуитом (вайшнавом)

из Бенгалии . «Шива-самхита» описывает вариант тантрической йоги,

окрашенной философией Веданты . тантра сулит легкое и быстрое овла-

дение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний

во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящие-

ся к необычному .

Кроме вышеупомянутых текстов XII в . известна также йога, приписы-

ваемая Горакхнатху . согласно легенде он составил компендиум (сжатое,

тезисное изложение) по хатха-йоге – «Горакша-шатака» . тантрическая

садхана (реализация учения) подразумевает подъем Кундалини, и секта

натхов сделала практику асан своей религией . Натхи и сахаджа-вайшнавы

объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги», это движе-

ние до сих пор существует в лице йогов-канпхатов («кан» – ухо, «пхата» –

расщеплять), отличительным признаком их являются огромные серьги .

В некоторых шиваитских сектах йога деградировала до изумления,

немыслимые ее разновидности бытовали в тибетских тантрических об-

ществах, например обряд «чход» – ритуал жертвования йогином своей

ментальной сущности для пожирания ее демонами . Гималайские аскеты

работали с внутренним теплом, именуемым «туммо», известны также бе-

говые йоги . В тибете йогическая традиция подпала под влияние местных

культов, что породило множество вариаций, наиболее замечательными

считаются шесть доктрин Наропы .

если в йоге Патанджали освобождение (сопровождающееся гибелью

физического тела) достигалось в махасамадхи, то тантра предоставляла

своим адептам возможность достичь состояния дживанмукты – «осво-

божденного при жизни» .

В японии психотехники буддизма радикально трансформировал

дзэн, в котором явно имеются элементы йоги . После завоевания индии

мусульманами культурная диффузия породила не только тадж-махал,

но и йогу суфизма . Первоначально йогов-мусульман называли факира-

ми, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последовате-

лей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев,

йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией

«чудес» . хотя на западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, это не-

правильно, разница между ними примерно такая же, как между стран-

ствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах

средневековой европы .




14

В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

15


еще сильнее различаются йоги и «садху» – «божьи люди», многие из

которых лишь притворяются йогинами . На самом деле садху – это аналог

российских нищих, выпрашивающих подаяние христа ради .

итак, даже беглый обзор приводит нас к выводу, что феномен йоги,

описанный двадцать веков назад, существовал задолго до появления

основных религий мира, корни его теряются во тьме веков и скрыты, ско-

рее всего, в ритуалах первобытной магии . Но в каком состоянии всё это

пребывает сегодня?

К несчастью в начале ххI в . йога стала слишком модной и превратилась

в большой бизнес . В самой индии, а больше всего за ее пределами безо-

становочно плодятся «йогические» центры, институты, академии, школы,

ашрамы и т . д . «обучение» тому, что сегодня называют йогой, стало не-

вероятно прибыльным делом . «йога-сутры» отброшены и забыты, диле-

танты, рвущиеся в «учителя», не имеют о них понятия . мир захлестнули

подделки, именуемые «авторскими стилями» . Как правило, «авторы» не-

глупы, внеморальны, обладают хорошо подвешенным языком, здоровьем

и высокой природной гибкостью . стремясь к материальному успеху, они

выдают за йогу что угодно, успешно сбывая затем этот истребительный

продукт немыслящему большинству .

В Yoga Journal, наиболее тиражном российском издании (№ 35, сен-

тябрь/октябрь 2010, стр . 70) читаем: «Анусара-йога стиль, созданный

Джоном Френдом в 1997 году. Универсальные принципы выравнивания в аса-

нах, основанные на биомеханике, плюс философия Тантры этот микс

мгновенно завоевал умы и сердца сначала американцев, а затем и европейцев.

Сегодня анусара-йога одна из самых популярных школ в мире. Сам Френд,

прежде чем создать собственный стиль, в течение многих лет практиковал

и преподавал йогу Айенгара. Однако со временем его собственная практика...

видоизменилась настолько, что пора было дать стилю новое название» .

В № 36 того же журнала за ноябрь/декабрь 2010 г ., стр . 12:

«Из направлений, представленных на конференции... форест-йога,

виньяса-флоу-йога, а также майя-йога, одно из новейших авторских на-

правлений. По словам Ника Доани и Эдди Моддестини, авторов стиля,

майя-йога это микс йоги Айенгара и аштанга-виньясы, вобравшей в себя

всё самое лучшее из обоих стилей...»

если учесть что «йога» Б . К . с . айенгара (равно как и аштанга-виньяса)

сама по себе является наиболее раскрученным «авторским стилем», воз-

никшим еще в первой половине прошлого века, встает вопрос: что же тог-

да такое «стили новые»? масштабы йогической профанации, в том числе

и в россии, удручают!

Как сказал Верещагин: «За державу обидно русского человека и так об-

манывали больше, чем кого-либо еще, а теперь такая же история с йогой!

Когда я начал заниматься ею, то стремился найти, понять и усвоить

материал первоисточников, проверяя всё на себе . йога в ссср была тогда

запрещена в отличие от нашего времени, из интереса к ней нельзя было

извлечь выгоды, он оставался бескорыстным .

до сих пор никто не оспорил проделанный мною анализ «йога-сутр»

и воссозданную на его основе технологию классической йоги, никому это

не интересно . зато число «стилей» растет, как на дрожжах . обман эффек-

тивен, поскольку людям проще верить, нежели разбираться самим . об-

ман заманчив, поскольку очень выгоден . и это прискорбно .

Несмотря на пресловутый английский консерватизм, к 1990 г . в лон-

доне увлекались «йогой от джима» около трехсот тысяч человек . В аме-

рике джейн Фонда возглавила поворот массового предпочтения к йоге

(непонятно, правда, какой) от аэробики и шейпинга . затем волна моды

захлестнула Голливуд, как сказал когда-то дхирендра Брахмачари: «Йога

покоряет мир в бескровной битве».

К сожалению, он ошибся: сегодня именуемый йогой суррогат в 99%

случаев не имеет никакого отношения к продукту, сформированному

двадцать веков назад .

совершенно справедливо не желает связываться с псевдойоговским ма-

размом научный, в частности медицинский, официоз, а целенаправленные

исследования (кроме института «Кайвальядхама» и энтузиастов-одиночек

типа д . Эберта) ничтожны по объему и носят случайный характер .

В этой книге показано, что могут дать среднестатистическому чело-

веку регулярные занятия в русле аутентичной йоги Патанджали . Это не

«спорт богов и героев», но постепенное узнавание себя, налаживание кон-

тактов со своим телом и психикой, медленная и скрупулезная работа при

неизменно великолепном результате .

я абсолютно солидарен с позицией «Бхагавадгиты»: не жизнь для

йоги, но йога для жизни! Это древнее искусство является сегодня одним

из проверенных временем и наиболее перспективных средств адаптации

личности к социуму и собственной психике .




16

В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

В прошлом считалось, что для достижения успеха йогину необходимо

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   88

Похожие:

Коммуникации icon Положение о переводческой практике дополнительной образовательной...
Ее практика организуется и проводится в рамках обучения переводчиков в сфере профессиональной коммуникации в соответствии с требованиями...
Коммуникации icon 7. коммуникативное поведение в организации процессы коммуникативные...
Под коммуникацией понимается обман идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов или действий....
Коммуникации icon Биоэнергетическое излучение человека как фактор коммуникации
У животных имеются более простые не знаковые, а сигнальные способы коммуникации, иногда неправильно называемые "языком животных"
Коммуникации icon Программа дисциплины «Интернет маркетинговые коммуникации» подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Коммуникации icon Йога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное)
Автор глубоко и аргументировано обосновывает идею о йоге как доступной практически каждому универсальной технологии коммуникации...
Коммуникации icon Йога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное)
Автор глубоко и аргументировано обосновывает идею о йоге как доступной практически каждому универсальной технологии коммуникации...
Коммуникации icon Примерная программа дополнительной подготовки «переводчик в сфере...
Предлагаемое издание является пилотным проектом апробационного характера и представляет собой сборник примерных программ модуля «Переводчик...
Коммуникации icon Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) деловые коммуникации
Деловые коммуникации: Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) / Н. П. Пасешник. – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт...
Коммуникации icon Инструкция по запуску макета установки глубокой биологической очистки...
Составные части макета: корпус, электромагнитный клапан, коммуникации, компрессор
Коммуникации icon Инструкция по монтажу подвесных потолков Gyproc (Гипрок) Подвесные...
Сах. Двухуровневый каркас используют, если нужно проложить коммуникации, например, воздуховоды или есть необходимость отнести потолок...
Коммуникации icon Методическая разработка по курсу “Теория английского языка” Данное...
Учебно-методическая разработка по программе дополнительной квалификации “переводчик в сфере профессиональной коммуникации” для студентов...
Коммуникации icon Пермь 8-9 ноября 2006 г. Часть I проблемы романо-германской филологии,...
Язык, культура, образование в современном мире: материалы Международной конференции (г. Пермь, 8 – 9ноября 2006 г.) В. 2ч. Ч. I....
Коммуникации icon Технологии интернет-коммуникации как инструмент дестабилизации политических...
Технологии интернет-коммуникации как инструмент дестабилизации политических режимов
Коммуникации icon Моисеев А. В., Басовский Л. Е., Полякова О. В., Корнилкова Е. В.,...
Моисеев А. В., Басовский Л. Е., Полякова О. В., Корнилкова Е. В., Зотова О. И. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие / А. В....
Коммуникации icon Диплом: Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (китайский и английский языки)

Коммуникации icon Введение 3
Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации 64

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск